Проектирование индивидуального образовательного маршрута младшего школьника

  • Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» Федосеева Е.М.
Современная школа -это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования
  • Современная школа -это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень образования
По данным научных исследований, к моменту
  • По данным научных исследований, к моменту
  • поступления в школу от 20% до 60%
  • первоклассников не достигают необходимого
  • уровня готовности к обучению, вследствие чего
  • возникают различные по характеру трудности
  • освоения чтения, письма, математики.
  • В классе обучаются дети разного уровня развития:
  • по своим способностям,
  • по темпу освоения предметного содержания,
  • мотивам учения и притязания,
  • состоянию здоровья.
  • И они требуют разных подходов к организации их обучения
Возникает проблема: как организовать учебный
  • Возникает проблема: как организовать учебный
  • процесс так, чтобы ориентировать его на
  • индивидуальные возможности и способности
  • каждого ребенка.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
  • 1. Принцип комплексного обследования(изучение
  • уровня развития интеллектуального, творческих
  • способностей, уровни психического и физического
  • развития).
  • 2. Принцип долговременности(обследование не
  • должно быть разовым).
  • 3. Принцип учета потенциальных возможностей
  • ребенка.
Педагогическое проектирование-это новое
  • Педагогическое проектирование-это новое
  • направление педагогической науки, ориентированное на
  • преобразование образовательных и педагогических
  • процессов, результатом которой является
  • дополнительная образовательная программа или
  • индивидуальный образовательный маршрут.
Что такое ИОМ?
  • Индивидуальный образовательный маршрут -это персональный путь реализации личностного потенциала
  • обучающегося в образовании: интеллектуального,
  • эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
  • Они отражают этапы личностного развития учащихся, организуют его в соответствии с его предметной нормой, помогают не «выпадать» из возрастной нормы, включаться в ведущую возрастную деятельность, иметь позитивные
  • сдвиги в психике, в пределах своей индивидуальной
  • нормы реализовать свои резервы.
Основные идеи реализации технологии индивидуального образовательного маршрута
  • 1. Реализация Федерального государственного
  • стандарта образования, формирование
  • ключевых компетентностей учащихся.
  • 2. Индивидуализация процесса образования.
  • 3. Личностный подход.
  • 4. Формирование познавательных интересов и
  • потребностей учащихся.
В документах, посвященных модернизации российского образования,
  • В документах, посвященных модернизации российского образования,
  • ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров
  • образования с получения знаний и абстрактных воспитательных
  • задач -к формированию универсальных способностей личности,
  • основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
  • Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией
  • процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников и в преодолении трудностей в обучении по индивидуальному
  • образовательному маршруту.
Из Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:...разнообразие организационных форм и учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Из Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения
  • В основе реализации основной образовательной программы лежит
  • системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • -учет индивидуальных, возрастных, психических и физиологических особенностей обучающихся...
  • -разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося...
Индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо учитывать при проектировании индивидуального образовательного маршрута:
  • 1. Разная степень усвоения предшествующего
  • материала;
  • 2. Индивидуальный темп, скорость продвижения в
  • учении;
  • 3. Различная степень сформированности
  • социальных и познавательных мотивов;
  • 4. Различная степень сформированности учебной
  • деятельности;
  • 5. Индивидуально-психологические особенности
  • учащихся(темперамент, характер, особенности
  • эмоционально-волевой сферы)
Виды ИОМ:
  • Для учащихся с опережающими темпами развития;
  • -для одаренных учащихся
  • Для учащихся с ослабленным здоровьем
  • -для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Виды ИОМ:
  • Долгосрочные(на год
  • или несколько лет)
  • Краткосрочные(на
  • месяц, учебную
  • четверть,)
  • Монопредметные
  • Многопредметные
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
  • 1. Консультация с психологом с целью уточнения
  • трудностей, возникающих у детей по результатам
  • диагностик.
  • 2. Анкетный опрос родителей.
  • 3.Наблюдение за детьми в процессе учебной
  • деятельности, заполнение «Листов наблюдений
  • по выявлению трудностей».
  • 4. Анализ письменных и устных работ учащихся.
  • 5. Анализ журнала успеваемости.
Работа строится на 3 уровнях. Первый уровень -общеклассный
  • Включает в себя:
  • -педагогическую диагностику по выяснению уровня общего развития класса, выявлению типичных ошибок по учебным предметам и введение работы со всем классом по развитию общеучебных навыков по предметам.
  • Результаты диагностик фиксируются в индивидуальных картах изучения личности, на основании которых учитель корректирует свою работу со всем классом на уроке и во внеурочное время.
Второй уровень -уровень групповой работы
  • Выявление групп детей, испытывающих примерно одинаковые трудности(частые пропуски по состоянию здоровья, особенности развития, педагогическая запущенность).
  • На этом уровне можно организовать работу по группам, в парах, как со слабоуспевающими, так и с детьми одаренными
Третий уровень -индивидуальный
  • В каждом классе есть дети, требующие особого подхода, имеющие несвойственные остальным ученикам проблемы и трудности. Учитывая индивидуальные особенности ученика, необходимо
  • привлекать к занятиям в каком-либо кружке,
  • Проводить индивидуальную работу на уроках,
  • Учить организовывать самостоятельную работу дома, на уроке
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному маршруту
  • 1. Психолого-педагогическая диагностика.(
  • «Индивидуальные карты изучения личности»)
  • 2. Заполнение «Листа наблюдений по выявлению трудностей» на основании диагностики и наблюдения.
  • 3. Определение содержания развивающей и коррекционной работы и составление «Индивидуального образовательного маршрута»(подбор заданий в урочной деятельности и во внеурочной деятельности-указывается трудность, задания по преодолению трудности, результат действия)
  • 4. Работа по преодолению трудностей в соответствии с«Индивидуальным образовательным маршрутом»
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися 4 «В» класса
  • Программу составил: Федосеева Е.М.
  • учитель начальных классов
  • первой квалификационной категории
  • 2012-2013 год
Цель программы: создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
  • Цель программы: создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
  • Задачи:
  • - ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
  • - создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
  • - пробуждение природной любознательности;
  • - вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
  • - создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
  • Учащихся:
  • получение знаний за курс 4 класса;
  • выбор форм получения знаний.
  • Родителей:
  • в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
  • Школы:
  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические приемы, методы и средства, используемые при работе:
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
  • 1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
  • 2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
  • 3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
  • 4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
  • 5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
  • 6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • 7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
  • 8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
  • 9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
  • 10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
  • 11. Постановка наводящих вопросов.
  • 12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
  • 13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
При работе со слабоуспевающими учащимися в урочной деятельности необходимо учитывать следующее:
  • 1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
  • 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  • 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  • 4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  • 5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • 6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • 7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
  • 8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 4 «в» класса
  • _______(ФИ обучающихся) Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 4в класса на 2012-2013 учебный год Предмет: русский язык Пробелы в знаниях уч-ся: нахождение грамматической основы предложения, работа над правописанием изученных орфограмм.
  • Сроки.
  • Индивидуальные занятия.
  • Каждый первый и третий понедельник месяца
  • Работа с тетрадью.
  • Методические пособия.
  • 1. Арасланова Г. А. «Справочник тренажёров по русскому языку».
  • 2. Задания с выбором ответа.
  • 2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку».
  • 3. Деформированные задания.
  • 3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.
  • «350 правил и упражнений по русскому языку».
  • 4. Тетради – тренажёры.
  • 4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.
  • «Справочное пособие по русскому языку».
  • 5. «Разрезные» теоремы.
  • 5. Ушакова О. Д. «Проверялочка».
  • 6. Перфокарты.
  • 6. Шукейло В. А. «Сборник проверочных и контрольных работ».
План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 4 в класса на I четверть. Предмет: математика Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сравнение числовых выражений решение уравнений. Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
  • 1.Индивидуальные дополн. занятия.
  • Сроки.
  • Индивидуальные занятия.
  • Каждый второй и четвертый понедельник месяца
  • 2. Дифференцированные задания.
  • Работа с тетрадью.
  • Методические пособия.
  • 1. Карточки для индивидуальной работы.
  • 1. Волкова С. И. «Карточки с математическими заданиями.
  • 3 класс».
  • 2. Задания с выбором ответа.
  • 2. Герман О. И. «Математика.
  • 3 класс. Карточки заданий».
  • 3. Деформированные задания.
  • 3. Моршнева Л.Г. «Математика. Тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса».
  • 4. Тетради – тренажёры.
  • 4. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике».
Кто же ты, педагог?
  • Ты -артист, твои слушатели и зрители не аплодируют тебе.
  • Ты -скульптор, но твой труд никто не видит.
  • Ты -врач, но твои пациенты редко благодарят
  • тебя за лечение и далеко не все хотят лечиться.
  • Где же взять силы для каждодневного вдохновения?
  • Только в себе, только в сознании величия своего дела.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Пояснительная записка

1. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ - способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки.

Цель ИОМ: индивидуум может получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

    Невозможность организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом - делением классов на профили.

    Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.

    Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом педагогического коллектива;

    возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

    возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной или профильной подготовки).

2. Самоанализ (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля).

3. Конкретизация цели (выбор направлений индивидуальных занятий).

4. Оформление маршрутного листа.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

    осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

    осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

    активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

    организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

    предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

    учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;

    особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

    возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.Лист

индивидуального маршрута обучения

ФИО ____________________________________________________________________________

Предмет_________________________________________

ученика (цы) ______ класса ГКОУ «СОШ№1 г. Карабулак»

на _______/_______ учебный год

п/п

Тема направления занятий

Дата проведения

Кол-во

часов

Результаты

Учитель: ______________/_ __________ /

елена осипова
Пример индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут на 2015-2016 уч . год

ФИО ребенка Петров Иван_дата рождения 13.06.2012 год

Группа 2 раннего возраста

Дата составления сентябрь 2015 года

Информация о семье

Родители ФИО, возраст Место работы Национальность

Мама Петрова Наталья Вячеславовна, 40 лет Аптека, фармацевт Русская

Cестра Петрова Яна, 20 лет Тверской колледж Русская

Характеристика семьи

(полная, неполная, опекунство, асоциальная, мигранты и пр.) Семья неполная, ребенок воспитывается без отца.

Задачи взаимодействия

на 2015-2016 уч. год

Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развивать и совершенствовать речь ребенка. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать интерес ребенка к изобразительной деятельности . Создавать условия для расширения представлений ребенка об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Работа, проводимая с семьей в 2015-2016 уч. году

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобрать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидактические игры и упражнения.

Информация о ребенке

Показатель развития Оценка на начало периода Оценка

На середину периода Оценка

На конец периода

Адаптация к д/с :

Адаптация проходит хорошо, ребенок не плакал и быстро привыкает к детскому саду. Ребенок с удовольствием посещает детский сад.

Долго не может заснуть. Сон неспокойный. Стал лучше засыпать, сон крепкий, спокойный.

Настроение

Настроение переменчивое. Настроение переменчивое.

Очень плохо и мало ест. Стал есть хорошо, некоторые блюда с добавкой.

Общение с др. детьми

С другими детьми мало контактирует, любит играть один. Подружился с ребятами, появились товарищи по играм, но хорошо играет и один.

Общение со взрослыми

Не умеет разговаривать, говорит одно слова «мама» , общается жестами. Очень упрямый, не всегда слушается взрослых. Начал разговаривать, но еще сложно дается выговаривать слова, взрослых слушается.

Интерес к игрушкам

В игрушки умеет и любит играть. В основном играет в машинки. Стал проявлять интерес и к другим игрушкам. Умеет играть и занимать себя.

Физическое развитие

Режим дня :

Хорошо засыпает Долго не может заснуть. Хорошо засыпает.

Хорошо ест Плохо ест.

Хороший аппетит.

Навыки самообслуживания

Стремится к самостоятельности Не приучен к самостоятельности.

Начал сам одеваться с небольшой помощью взрослого.

Преобладающее настроение

Бодрое, жизнерадостное

Спокойное Спокойное. Спокойное.

Подавленное, тревожное

Социально-личностное развитие

Отношение к себе

Демонстрирует взрослому свои умения, достижения Не всегда С удовольствием демонстрирует свои умения и достижения

Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, игрушек, упорно добивается желаемого) Не уверен в себе. Уверен в себе.

Общение со взрослыми

Проявляет инициативу в общении со взрослыми Доминирует невербальное общение со взрослыми. С развитием речи развивается вербальное общение.

Откликается на предложение взрослого о совместной деятельности Больше любит заниматься один. Стал откликаться на предложения о совместной деятельности.

Выполняет просьбы

Не выполняет просьбы взрослого Выполняет, но не всегда.

Учитывает оценку взрослого в своей деятельности Не реагирует на оценку взрослого Старается сделать лучше при положительной оценке со стороны взрослого.

Легко вступает в контакты с незнакомыми взрослыми

Тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми Нет

Общение со сверстниками

Проявляет доброжелательность Не всегда Проявляет, но не всегда

С интересом наблюдает за другими детьми

Да С интересом.

Играет рядом со сверстниками

Играет рядом. Играет рядом и вместе.

Играет вместе со сверстниками

Нет. Играет вместе.

Принимается детьми в игру

Не всегда. Принимается детьми в игру.

Охотно участвует в групповых занятиях Не всегда. С удовольствием участвует в групповых занятиях.

Игровая деятельность

Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым

Играет один. Играет со взрослым.

Умеет играть самостоятельно

Умеет играть самостоятельно. Умеет играть самостоятельно.

Умеет использовать предметы-заместители

Не всегда умело использует предметы-заместители. Умеет использовать предметы-заместители.

Познавательное развитие

Радуется новым игрушкам, играм, занятиям

Любит новые игрушки. С удовольствием играет в новые игры.

Проявляет любознательность

Не всегда. Не всегда.

Знает назначение бытовых предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением Играет правильно. Играет правильно.

Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-либо делом

Может. Может.

Проявляет настойчивость в достижении результата

Не всегда проявляет настойчивость. Старается доводить дело до конца.

Имеет любимые игры, игрушки, занятия (какие)

Любит играть в машины. Любит играть в машины и кубики.

Речевое развитие

Понимает речь взрослого

Понимает. Понимает.

Говорит отдельные слова

Говорит несколько слов. Расширился словарный запас, старается проговаривать новые слова.

Произносит фразы

Нет. Пытается, но еще плохо получается.

Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации в книгах

Да С удовольствием рассматривает иллюстрации в книгах и называет, то, что нарисовано в книгах.

Любит рисовать

Нет Рисует вместе со взрослым или детьми.

Любит играть с музыкальными игрушками

Нет Редко играет.

Любит танцевать

Нет Танцует совместно с детьми или взрослыми.

Образовательные области

Цели-результаты

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы

Возможность работы с другими специалистами

Речевое развитие

Проблема :

Произносит 2-3 слова.

Овладение речью как средством общения.

Обогащение активного словаря. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развивать речь ребенка как средство общения; создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или ко взрослому.

Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидактические игры и упражнения.

Артикуляционные, артикуляционно – пальчиковые, дыхательные гимнастики, дидактические игры и упражнения, опорные карточки по темам. Обогащение словаря путем наговаривания слов. Регулярное чтение худ. литературы и обучение пересказыванию с опорой на иллюстрации.

Консультация и занятия с логопедом.

Социально-коммуникативное развитие

Проблема : Не любит участвовать в коллективных играх. Не умеет одеваться и раздеваться в правильной последовательности. Не знает имена и фамилии членов семьи. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Формировать готовность ребенка к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать предоставлять больше самостоятельности при одевании и раздевании, а так же развешивать одежду в шкафчике правильно и следить, чтобы и дома ребенок одевался в правильной последовательности. Выучить имена и фамилии членов семьи и повторять их регулярно. Беседы, обыгрывание ситуаций, дидактические игры и упражнения, наблюдения за играми других детей. Консультация и занятия с психологом.

Художественно-эстетическое развитие

Проблема : Плохо получается лепить. При раскрашивании слабо нажимает на карандаш и выходит за контур рисунка. Не умеет располагать изображения по всему листу . Плохо получается резать ножницами. Не умеет подыгрывать на детских музыкальных инструментах. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности ; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства . Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности . Продолжать формировать у ребенка умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.) . Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения . Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Подготовить консультации по данным проблемам. Посоветовать почаще давать ребенку рисовать, работать с пластилином, ножницами. Показ и отработка методов лепки, рисования и работы с ножницами. Дидактические игры и упражнения. Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Консультация и занятия с музыкальным руководителем

Познавательное развитие

Проблема : Знает не все обобщающие слова. Слабые знания по темам : ягоды, грибы, деревья и их листья, перелетные и зимующие птицы, комнатные растения, полевые и садовые цветы, мое село. Путает очередность времен года. Не всегда правильно называет части суток и их последовательность. Путает круг и шар, куб и квадрат. Плохо сравнивает предметы по величине. Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки к школе;

Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем.

формирование специфических способов познавательной деятельности : навык экспериментирования; развитие интеллектуальных операций, (формирование основ логического мышления) ;

развитие речи, как средства передачи информации и активации мышления;

Развитие восприятия.

Создавать условия для расширения представлений ребенка об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина) . Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки ребенка самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить ребенка с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.) . Обогащать сенсорный опыт, знакомя ребенка с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие ребенка путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) . Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями : далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) . Подготовить консультации по данным проблемам. Сделать подборку дидактических игр и упражнений. Порекомендовать больше наблюдать за объектами окружающего мира. Дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, эксперименты, опыты.

Физическое развитие

Проблема : Прыжки на 2 ногах, перепрыгивание, приседания, наклоны, подбрасывание и ловля мяча. Недостаточно сформированы знания о теле человека и знания о здоровом образе жизни . Формирование у ребенка начальных представлений о здоровом образе жизни . Совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту. Продолжать знакомство ребенка с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека. Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представления о здоровом образе жизни ; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма Подготовить консультации по данным проблемам. Порекомендовать больше двигаться. Подобрать подвижные игры и упражнения на развитие данных двигательных навыков и данных групп мышц. Подвижные игры и упражнения на развитие данных двигательных навыков и данных групп мышц. Индивидуальная работа на прогулке и в группе. Беседы, дидактические игры о теле человека, его здоровье и способах его сохранения и укрепления. Консультация и занятия с физ. инструктором.

Реализация индивидуального образовательного маршрута в образовательной деятельности школьника

Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования перейти к формированию универсальных способностей личности. Достижение этой цели прямо связано с индивидуальными образовательными маршрутам.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

    Концептуальный , который представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.

    Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий, целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

    дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

    методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

    возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

    образовательных технологий , обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;

    мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

    особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

    профессионализмом педагогического коллектива;

    возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

    возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

    постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

    выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

    конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),

    оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обуславливается рядом условий:

    Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

    осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ

3. активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ

    организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

      Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии:

      предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

      учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

      особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

      варианты расчета учебной нагрузки;

      правила заполнения бланка;

      возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)

ученика (цы) _8а_ класса

учитель химии

Цель: ликвидация пробелов по предмету химия

Задания, способы работы

Форма контроля

Отметка о выполнении

Количество вещества

Сформировать знания о количестве вещества; уметь решать задачи с использованием физических величин «количество вещества и молярная масса»;уметь вычислять молярную массу по химическим формулам

Формировать химическое мышление;

Развивать умения поиска и анализа информации; развивать навыки овладения речевых средств в познавательной деятельности; формировать умение работать в сотрудничестве;

Формировать умения сбора портфолио

Теоретические: п.22 №1-4,

Работа2 В4

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:


Лист индивидуального маршрута обучения

на __2015_____/___2016____ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Решение трудных задач по химии

Соколова Е.Н.

1полугодие

Соколова Е.Н.

Зам. директора по УВР ______________/__

Ученица 9»В»класса /__________/

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

Индивидуальный образовательный маршрут о курсах по выбору и занятиях в учреждениях дополнительного образования.

ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Дни недели

Курсы по выбору

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа ученика

Понедельник, среда, пятница

Игра на инструменте

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

При проектировании индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:

Проект маршрута представляет собой таблицу:

Тема

Ключевые понятия

Практическая работа

Уровень сложности

Сроки выполнения

Форма отчётности

Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.

Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:

Реализуется положительная динамика качества обучения в классе

Повышается уровень предметных и метапредметных результатов

Повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности

Увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.

На мой взгляд обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

    Пропуски занятий по болезни;

    Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

    Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

    Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

3.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися .

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим учеником.

Сентябрь

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса.

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Список использованной литературы
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2010

3. http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc

4.Индивидуальный образовательный маршрут Куприянова Г.В.