В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: "Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера". Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар...
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной...»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде...». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.

Ответ партнёра TheQuestion

  1. Как ни банально это звучит - нужно много читать . И читать нужно совсем не краткие содержания. На сайте ФИПИ можно найти весь необходимый список литературы. Каждое произведение оттуда должно быть изучено, не оставляйте ни одного, с которым вы не знакомы, иначе именно оно попадётся в день Х (закон подлости). Анализировать романы, повести и рассказы лучше с помощью опытного педагога, который сам сдавал ЕГЭ и знает всё о его формате и ловушках . Лично у меня 100 баллов за экзамен, можете поверить, что готовилась я именно так.
  2. Но это ещё не всё, придётся учить стихотворения наизусть . Да-да, именно учить, потому что на экзамене нужно будет приводить из них цитаты. Так что «если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» и прочее теперь загружайте в телефон/печатайте/переписывайте и читайте каждый раз, когда есть свободная минута: в транспорте, за обедом, на скучном школьном уроке (шутка).
  3. Обязательно запоминайте термины . Заведите словарик, куда будете их выписывать, можно в блокноте/телефоне - как удобнее. Литота, метонимия и прочее - ваши друзья на время, пока не сдадите ЕГЭ по литературе. Список всех необходимых терминов также есть на сайте ФИПИ (вообще заходите туда почаще, это самый достоверный источник информации по ЕГЭ).
  4. Следующий момент: биографии авторов и литературные течения . Здесь тоже постарайтесь: создайте карточки. С одной стороны изображение автора, с другой - факты о нём. Если сложно сделать всё самостоятельно, объединитесь с ребятами, которые тоже готовятся к ЕГЭ по литературе. Сделайте карточки на свою группу и меняйтесь, мы всегда так делаем на курсах MAXIMUM с моими учениками.
  5. Тренируйте правописание . Не допускайте орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, вы потеряете баллы, даже если написали гениальное по содержанию сочинение. Не надо так!
  6. И, наконец, досконально изучите критерии оценивания сочинений (а писать вам придётся целых 5 развёрнутых ответов). А когда изучите - пишите и ещё раз пишите , отправляйте на проверку опытному преподавателю, который видел уже немало работ формата ЕГЭ, например, такому, как я! :)

Если хотите узнать  секреты и лайфхаки  по  сдаче ЕГЭ на максимальное количество баллов,  можно записаться  на индивидуальную бесплатную   .

Переводить как можно больше бабушек через дорогу. Исправлять свою карму, поставить свечку в храме. Вы думаете, что я шучу? Как бы не так. Я сдал ЕГЭ литературу на 71 и могу ответить, в отличие от комментатора сверху, что это самый необъективный экзамен. Решает не уровень подготовки - решает настроение экзаминатора. Решает не скилл - решает "был ли у него обед перед проверкой моей работы или нет?". Литература - это самый субъективный экзамен! Почитайте к нему критерии, они чертовски размытые. Одному покажется, что моя цэшка на четыре балла, другому что на три и все, а статистику делать-то надо. В результате, при одинаковом уровне работ одни получают 71 балл, а другие 96.

Я вот честно не представляю, каким должен быть человек, чтобы сдать хотя бы на 80 и выше? Мне рассказывали о девушке, которая вообще не готовилась - только штудировала конспекты, записанные на уроках -, но сдала на 82.

Однозначно надо прочитать большую часть произведений, что даны в кодификаторе. Однозначно обязательно прочитать "Тихий Дон" и "Войну и Мир" - экзаменаторы их любить. Разделить все стихотворения из кодификатора по нескольким темам и выучить три стиха из каждой. И писать цэшки, чтобы набивать руку. У МГУ было хорошее пособие, но сгодится любое аля "30 Вариантов. ЕГЭ 2017" Применяйте побольше терминологии, так как экзаменатор оценивает ваши знания.

Удачи, ну и я бы на вашем месте еще купил бы лапку кролика.

В этом году сдала литературу на 96 баллов. Без репетиторов, школы и поддержки родителей. Сразу замечу, что Ваше мнение в письменной части никому не нужно, необходимо лишь следовать структуре и владеть литературными терминами, Ваша позиция по тому или иному произведению должна совпадать с общепринятой точкой зрения, в этом случае можно получить максимальный балл. Но самым важным аспектом при подготовке к ЕГЭ по литературе я считаю чтение произведений из кодификатора - это основа. Вы должны знать сюжет, проблематику и героев каждого произведения, на самом деле это очень важно. Тестовую часть просто бесконечно прорешивайте, в любую свободную минуту, т.к. это должно быть доведено до автоматизма, чтобы на экзамене потратить на нее максимум 10 минут. По поводу письменной части могу посоветовать разбирать сочинения из открытого банка работ с сайта Незнайка: http://neznaika.pro/check/all/lit - это невероятно полезная вещь. Также советую решать тесты повышенной сложности(мне очень пригодились тесты Н.А. Сениной) и писать много письменных ответов и сочинений, при возможности давайте их на проверку учителю(хотя моя учительница открестилась от всего этого).

Не волнуйтесь на экзамене, тесты на самом деле будут легче, чем вы думаете) по крайней мере, у меня и моих товарищей было всё так. Удачи!

Я в подготовке к ОГЭ выделяю три наиболее важных пункта:

1. Прочтите все произведения, которые указаны в списке кодификатора, обращая внимание на особенности композиции и приёмы, используемые автором. Перечитайте крупные произведения, по которым составляется большинство заданий, ("Евгений Онегин", "Герой нашего времени", "Мёртвые души") перед экзаменом. Если у вас есть время и интерес, ознакомтесь с известными рассказами Чехова и Бунина, отсутсвующими в списке, так как задания по ним будет легче выполнить, зная полный текст.

2. Учите теорию. Я пользовалась справочником Е. А. Титаренко для подготовки к ЕГЭ. Кроме терминологии полезно знать биографии авторов и истории создания произведений. Полистайте знаменитые "Шурики" и послушайте лекции Арзамаса (http://arzamas.academy/).

3. Решайте варианты. Любые, которые только можете найти.
Сначала ответьте на поставленный вопрос кратко. Это и есть то, что вы должны расписать на 8 предложений.
Думайте сами. И ногда можно заглянуть в справочник или интернет, но старайтесь запоминать найденные ответы.
Никогда не уходите от темы, особенно в заданиях первой части.
Обращаться к биографии автора или истории тоже лучше только во 2 задании.
Кстати, даже в ответе на первые два задания должны быть вступление и вывод.

И самое главное на экзамене - следите за временем, иначе рискуете получить 18/23.

Я сдала на 94. В первую половину года я учила стихи по темам (любовь, природа, предательство, тема молитвы) и т.д. Во вторую я каждый день (почти..) разбирала по произведению, расписывая полностью анализ, персонажей, проблематику и т.д. Перед самим экзаменов за неделю я доучила все стихи по темам. Их было около 50 (в некоторых учила только некоторые строфы). Также выучила цитаты из прозы для 16 задания. Это все теория. А практику я закрепила, решая на протяжение 40 дней до экзамена каждый день по варианту, кратко расписывая все сочинения.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.

Если вы выбрали в качестве дополнительного экзамена литературу, а теперь не знаете, что с нею делать и как ее сдавать, не печальтесь. Советы преподавателей образовательного центра «Мерлин» помогут вам успешно справиться с этим испытанием.

Кому нужна литература?

Литературу сдают не только будущие филологи, но и люди творческие. Если вы собираетесь через два года поступать в театральный или художественный вуз, то высокие баллы по литературе вам пригодятся. Поэтому лучше готовиться заранее — программных произведений и теории очень много. Выучить и прочитать всё сразу за короткий период времени невозможно. Пусть ОГЭ станет вашей генеральной репетицией, и тогда ЕГЭ в 11 классе вам будет сдавать намного легче.

Подводные камни ОГЭ по литературе

Задания экзамена построены таким образом, чтобы проверить:

  • умеете ли вы работать с прозаическими и стихотворными текстами, анализировать отрывки произведения, сравнивать произведения разных авторов;
  • хорошо ли ориентируетесь в историко-литературном процессе;
  • умеете ли писать развернутые ответы-эссе с привлечением художественного материала;
  • владеете ли литературоведческими терминами;
  • разбираетесь ли в художественных выразительных средствах.

Наиболее обидные недочеты, которые допускают школьники при сдаче ОГЭ, — это неправильно приведенные цитаты, неточное употребление слов и терминов. Среди фактических ошибок встречается неверное написание имен авторов, главных и второстепенных героев, искажение ключевых моментов произведений, а также орфографические и пунктуационные ошибки. Всего этого можно избежать, если отнестись к предэкзаменационной подготовке серьезно.

Как готовиться к ОГЭ по литературе, коль скоро вам его сдавать?

1. Читайте и записывайте

Список произведений, которые могут встретиться на экзамене, можно найти на сайте ФИПИ, этот институт и разрабатывает контрольно-измерительные материалы для ОГЭ. Их нужно хорошо знать. Мы советуем вам вести читательский дневник, он поможет быстро освежить текст в памяти перед экзаменами. По ходу чтения выписывайте в тетрадь основных персонажей, их краткую характеристику, годы создания произведения, указывая имя автора полностью, предпосылки написания, основные проблемы, которые поднимаются в произведении, словом, всю информацию, которая может потребоваться.

Не хватает времени? Найдите качественные краткие пересказы с комментариями. В больших книжных магазинах, часто в отделах методической литературы, продаются издания, где подробно пересказаны программные произведения с подробным анализом. В этих книгах вы найдете много полезной информации, которая поможет вам правильно ответить на задания экзамена.

При возможности посмотрите советские экранизации классической литературы — «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова и т. д. Они сняты, что называется, близко к тексту, и помогут вам лучше понять произведение.

Работая с критическими материалами, не забывайте также записывать в читательский дневник основные моменты, имена, факты. По каждому произведению у вас должно получиться что-то вроде статьи из «Википедии».

2. Разложите по полочкам

В заданиях часто требуется провести параллели между произведениями разных авторов. Даже если вы читали, на то, чтобы вспомнить, какие проблемам поднимаются в том или ином стихотворении или рассказе, уйдет драгоценное время. Мы предлагаем заранее разделить хотя бы лирику по темам: любовь, поэт и общество, война, любовь к родине, творчество и т. д. Так вы убьете двух зайцев: внимательно прочитаете текст, выделяя проблематику и структурируя знания.

3. Домашние заготовки

Сочинение — одно из самых сложных заданий. В основном, причина ошибок с неумением связно и грамотно излагать свои мысли. Преподаватели «Мерлина» советуют писать сочинение по заранее подготовленному плану, используя фразы-клише, которые помогут композиционно и логически выстроить текст. Старайтесь писать подобные сочинения каждую неделю в течение года и показывайте их учителю, чтобы он помог вам объективно оценить текст.

4. Пользуйтесь сборниками

Нельзя забывать и о сборниках типовых экзаменационных заданий - это главные помощники при подготовке к ОГЭ. Перед началом занятий ознакомьтесь с критериями оценивания работ. Ответы используйте только для самопроверки. Просмотрите задания прошлых лет.

5. Запишитесь на подготовительные курсы

Самостоятельно подготовиться к экзамену вполне реально, но это под силу только дисциплинированному и ответственному человеку. Если вы не уверены, что точно сможете хотя бы один день в неделю уделять литературе, лучше не рисковать и записаться на курсы. Так, вы будете регулярно заниматься, восполните пробелы и систематизируете свои знания.

Желаем вам успехов!

Вконтакте

Предлагаемые Вашему вниманию вопросы в формате ГИА позволят учителю подготовить учащихся к выполнению задания 1.2.2. Данные вопросы также будут полезны и при самостоятельной подготовке к экзамену.

1. Какую роль в стихотворении играют эпитеты? (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»)

2. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева? («Есть в светлости осенних вечеров…»)

3. Охарактеризуйте эпитеты, найденные поэтом для воссоздания центрального образа стихотворения. (Ф.И. Тютчев «Фонтан»)

4. Какие эпитеты наиболее важны в характеристике Ленского и почему? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

5. Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам? (В.А. Жуковский «Невыразимое»)

6. Как приём антитезы помогает воплотить замысел автора? (Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…»)

7. С какой целью поэт использует в этом стихотворении развёрнутое сравнение? (Ф.И. Тютчев «Фонтан»)

8. Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.А. Крылов для создания басенных образов «Свиньи под дубом»?

9. Какую роль в стихотворении А.А. Фета «В дымке – невидимке…» играет приём олицетворения?

10. С помощью каких изобразительно-выразительных средств создаётся образ весенней природы? (А.А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»)

Выполнение заданий 1.1.3 или 1.2.3 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений). Эти задания расширяют границы проверяемого материала и определяют уровень сформированности важнейших предметных компетенций.

Но их выполнение вызывает затруднения у учащихся, т. к. они плохо справляются с выявлением оснований для сравнения художественных произведений, с трудом находят элементы сходства или различия между ними.
Затруднения школьников также связаны и с тем, что они не могут правильно построить письменное высказывание, оформить его композиционно, соблюсти логичность и последовательность, часто подменяют анализ пересказом текстов.

Что же делать в этой ситуации? Попробуем дать "рецепт" готового счастья. Я предлагаю Вашему вниманию типовые конструкции, клише , которые помогут ученикам грамотно и правильно построить ответ на экзаменационный вопрос, оформить логические переходы от одной мысли к другой. Главное, нужно соблюдать несколько правил:

1. Помните : основной фрагмент и предложенный отрывок или произведение для сопоставления объединены, как правило, общей темой, но раскрывается она по-разному в зависимости от авторского замысла, творческого метода поэта или писателя. Именно поэтому сначала нужно выявить сходства , а затем различия (если они есть).

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы. Это поможет избежать пересказа.

3. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.

КЛИШЕ

1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)...

2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.

3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.

4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство...

5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений.

6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность )

7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет...

8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости ). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

9. Стихотворения... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и совершенно разные настроения.

10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод.

Анализ стихотворения

Особенно трудно даётся современным школьникам анализ лирического произведения. Предлагаю вам клише, использование которого, я думаю, в ряде случаев может быть уместным и целесообразным.

Клише

Анализ стихотворения

Определение вида лирики (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская лирика) Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример.. лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей (если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставление частей, кольцевая композиция Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов (существительные-образы)- В первой строфе возникают образы (существительные)…

Художественно-выразительные средства. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния (глаголы-проблемы). Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

Отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время. Пространство представлено весьма интересно…(описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис). Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства , как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения-

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

СОЧИНЕНИЕ (задания 2.1-2.4)

Вступительная и заключительная части сочинения.



Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы.

В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления :
историческое (эпоха);
аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы);
биографическое (факты из биографии писателя);
сравнительное (о литературных традициях);
живописное (с описанием картины);
лирическое (личное восприятие темы);
обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .

Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли.
желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть;
это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка - цитаты и другие;
оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной;
удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение.
Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."

Характеристика художественного образа или персонажа
Примерный план

I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определённого социального типа
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешность.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей:
А) характер деятельности и основные жизненные устремления;
Б) влияние на окружающих.
4. Область чувств:
А) отношения к окружающим;

Б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
А) с помощью портрета;
Б) в авторской характеристике;
В) через характеристику других действующих лиц;
Г) предысторией или биографией;
Д) через цепь поступков;
Е) в речи;
Ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?

Анализ эпизода художественного произведения
Примерный план

Эпизод – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок, фрагмент, в котором говорится о законченном событии, происшествии.

1. Определение темы эпизода.
2. Место эпизода в идейном замысле писателя.
3. Определение границ эпизода.
4. Выяснение читательского восприятия (читательское восприятие, мысли, чувства).
5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).
6. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

Средства создания комического

2. Гиперболизация.
3. Портрет.
4. Речевая характеристика.
5. Предметно-бытовая деталь.
6. Приём неожиданности.
7. Соседство серьёзного с незначительным.
8. Подбор изобразительных средств.