Светлана Пономарёва
Учимся играть на свирели в детском саду

Учимся играть на свирели в детском саду

Пономарёва Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство »

Новоусманского района Воронежской области

Так несмело, неумело,

Но ведь мастера нашла!

Подарил ей мастер трель,

Превратив её в свирель .

(Н. Пикулева) .

Свирель – один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом неизменным до сих пор. Имеет множество разных названий в различных странах. В России называется «сопилка» , но более известен под названием «свирель » . Является национальным народным инструментом в десятках государств. Очень распространён в странах причерноморья и средиземноморья от Украины до Португалии. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом пастухов. Пастухи и подпаски очаровывали мелодичными напевами своих рожков и свирелей , подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка» . И умели они не только играть , но и делать свои инструменты.

Вспомните :

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю :

Срежу я с берёзы три пруточка –

Сделаю из них я три гудочка…

Теперь не надо заламывать берёзки – давайте лучше охранять зелёных друзей.

«Гудочки» - свирели изготовила Завидовская фабрика игрушек.

С воронкой – раструбом КЛАРНЕТ

Или без раструба СВИРЕЛЬ

Известны миру сотни лет,

Такой свирелью в старину ,

Крестьянских коз со всех дворов

Сгоняли в поле на стерню. Ведь сочная трава лугов

Была для барских лишь коров…

В эпоху Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Это сочетание оказалось столь удачным, что до сих пор часто используется в военных маршах.

У свирели очень характерный хрипловатый нежный звук, поэтому она обычно используется как солирующий инструмент. Для неё в разное время писались серьёзные музыкальные произведения.

При всех этих достоинствах игра на свирели проста .

При обучении игры на свирели с дошкольниками я использую свирели , изготовленные Завидовской фабрикой игрушек. Она представляет трубку длиной около 30 см со свистковым устройством с одной стороны и с шестью отверстиями. При первых отверстиях закрываются пальцами левой руки, а с четвёртого по шестое – пальцами правой руки.

Звукоизвлечение произносится лёгким певческим дыханием, близким к слогу «ХА» или «ТУ» , а если дунуть чуть СИЛЬНЕЕ – звук будет ОКТАВОЙ ВЫШЕ. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Ва - си - лёк, ва - си - лёк,

Мой- лю – би- мый - цве - ток.

Как говорил Гамлет – «…играть на свирели очень просто… Нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец свирели и из неё польётся волшебная музыка…»

Не зря именно на этом инструменте учат играть детей не только в музыкальных школах, но даже в детских садах . Это не сложно.

Обучая детей подготовительной группы игре на свирели я использую незаменимое пособие педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой непреклонной в своём стремлении возродить наши корни – свирельное и балалаечное искусство, чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ.

Её система приобщения к музицированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времён и народов.

Эта система с успехом применялась Смеловой в Шри Ланке, стране самобытной культуры, своеобразной, не похожей на нашу письменность и записи нот.

Эдельвена Смелова одержима идеей обучения ВСЕХ! нотной грамоте : «Ведь нот всего семь! – меньше, чем цифр и букв, - не устаёт доказывать она».

И с этим я соглашусь с ней, целиком и полностью поддерживаю её.

Тетрадь для дошкольников и младших школьников «Играем на свирели , рисуем и поём» А. И. Конч ставит своей целью – научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Это пособие подготовлено к программе «Приемственность» ,

А. И. Конч предлагает последовательность разучивания.

Чтобы играть на чудо – инструментах, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.

И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа.

Литература :

1. Конч, А. И. Играем на свирели , рисуем и поём. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2011. -72с.

2. Смелова, Э. Я. Ежеквартальный детский музыкальный журнал «ХОРОВОД» М.: Инкоцентр, 2011. – 15с.

3. Петелин А. С., Горькова Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами музыки. – Воронеж, ВОИПКРО, 2003.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . – М.: Просвещение. 1981.

5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр . – М.: Просвещение.

6. Кононова Н. Г. обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение : Владос, 1994.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду – М ., - 1985.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – на – дону : Феникс, 2008. – с. 42.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗИЦИРОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИГРЫ НА СВИРЕЛИ

Эдельвена Яковлевна Смелова

Детский музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ имеет своих предшественников в любой культуре мира, у любой народности. Названия у разных народов разные: по–украински - сопилка, по-молдавски - флуераш, по-грузински - саламури, у кубинцев - кена...

А суть одна: это была камышовая или тросниковая трубка с отверстиями для пальцев, закрывая и открывая которые, изменяют воздушный столб, а с ним и высоту звука.

Много подобных свистулек из бамбука и в Азии. А недавно аналог такого духового инструмента из кости был обнаружен в раскопках 35000-летней давности на юге Германии.

Работая педагогом без малого 30 лет в Музыкальной школе Обнинска, я искала пути облегчении освоения нотной грамоты учащимися хорового отделения, куда родители часто приводили мальчиков «ограждая от улицы». Музыкальных инструментов дома у большинства из них не было, и в те давние времена о такой игрушке как блок-флейта Карла Орфа даже мечтать не приходилось. Я сама узнала об этом инструменте только в семидесятые годы благодаря эстонским коллегам, с которыми было тесное сотрудничество. Для улучшения интонации учащихся необходим был «эталон звукоряда». Короткий звякающий звук металлофонов ребятами плохо фиксировался. Грубые гармошки требуют для звукоизвлечения выхода и входа, что никак не подходит по гигиеническим соображениям. Кстати, они тоже были немецкими и довольно дорогие. Привлекли пластмассовые дудочки – кларнетики и свирели, но их непонятный настрой исключал возможность использования.

Попытки поковырять отверстия привели к превращению кларнетика в ЗВУКАРИК, а книжка «БУВАРЬ-ЗВУКАРЬ» сама собой собиралась в самоучитель нотной азбуки.

У СВИРЕЛЕЙ же, напротив, приходилось заливать некоторые отверстия лаком для ногтей. А поскольку отверстий только ШЕСТЬ, эта игрушка виделась мне пригодной для до нотного периода.

Вместе с моими рукописными цифровками, исправленные свирели, успешно использовали музработники наших детских садов. Игровая форма на начальном этапе обучения помогала снять напряжение, сосредоточив внимание на звуке, на мелодии, на ритме.

И звукарик, и свирель задуманы для хоровиков, а не для духовиков у которых совершенно другие приемы звукоизвлечения и обязательно свои инструменты!!

Звукоизвлечение на СВИРЕЛИ производится ПЕВЧЕСКИМ дыханием, так необходимым не только хоровикам.

Само руководство игры на свирели занимает всего пять строчек :

Сосчитаем бугорки с отверстиями на стволе СВИРЕЛИ от мундштука: их – ШЕСТЬ.

ТРИ ПЕРВЫХ отверстия закрываются пальцами ЛЕВОЙ руки, а с ЧЕТВЕРТОГО по ШЕСТОЕ – пальцами ПРАВОЙ руки. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Под цифрами – графическое изображение РИТМА.


Освоить это способен любой ребенок, наученный прочитать и сосчитать. Поэтому я рекомендую начинать занятия с 5 -6 лет. Роль учителя, в качестве дирижера, сводится к организации а наличие фонограмм усиливает эффективность совместного творчества.

Данная технология с успехом используется многими учителями уже более 25-ти лет. Что дает использование моей методики, превосходно сформулировано методистом Е.А. Рисовой из НМЦ С-Петербурга:

«Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии. Обучение игре на свирели по методике Э.Я. Смеловой дает детям возможность играть мелодии песен и попевок уже с первых уроков без овладения нотной грамоты. Через 2-3 месяца занятий ребенок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаясь к музыкальной культуре».

Однако, снабдить учителя только методикой в данном в данном случае недостаточно: способ требуе средств, т.е. качественный инструмент из разрешенного для детей материала. Свирели должны приобретаться в двойном количестве – одна для работы в классе, другая – для тренировки дома. Книжка-самоучитель на каждой странице содержит новую информацию, на которой учителю стоит сосредоточить внимание учащихся на уроке в классе; пауза, реприза, ритм. Первая же песня включает тему «направление движения мелодии: вниз, вверх, на месте ». На свирели идеально соответствуют направления движения пальцев и мелодии: пальцы шагают вниз по пенечкам с отверстиями – и звуки тоже идут вниз. Здесь же можно коснуться понятия тоника .

Руководителю обучения необходимо неукоснительно следить за правильным положением рук: переучивать всегда труднее, чем научить сразу. Никто не станет переставлять клапаны на кларнете или саксафоне, где левая рука всегда над правой. (И вообще все музыканты – «левши»).

В методике большую роль играет ритмическая картинка , по которой можно проследить повторность, характерную для многих народных мелодий. На примере русской народной песни «Сени» определить движение мелодии скачком.

Понятие лада – веселый и грустный, мажор и минор – можно иллюстрировать песнями «Курочка», «Мишка с куклой», «Перепелочка» и «Березка». Здесь возможно вспомнить про тонику и дать понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях. Особо перегружать теоретическими премудростями на начальном этапе музицирования не стоит, а лучше накапливать репертуар, развивая музыкальную память. Ведь СВИРЕЛЬ – игра в музыку, расширяет кругозор, подобно накоплению запаса слов перед обучением чтению и письму.

Для СВИРЕЛИ, мною сделано уже около тысячи переложений, в их числе изданы малыми тиражами «Свирель поет мелодии Детства», «Свирель поет мелодии Рождества», «Свирель поет любимые напевы». Готовится к изданию «Свирель поет Мелодии Опер и Симфоний», «Свирель поет 100 напевов народов Мира».

Я безмерно благодарна многочисленным учителям музыки, использовавшим мой метод, подарившим тем самым тысячам ребятишек радость общения с прекрасным миром музыки, радость ощущения себя творцом.

Опыт убеждает, что обучать нотной грамоте следует на избранном традиционном инструменте, тогда позиция пальцев на нем и нотные знаки на нотоносце переходят в условный рефлекс. Работая в Торонто в CameronPublicSchool, на втором году обучения, в 3-ем и 4-ом классах, я ввела нотную запись, вернувшись к песне А.Островского «пусть всегда будет солнце», с которой в книжке дан «ключ».Затем последовали задания с переложениями знакомых и незнакомых и незнакомых мелодий с нотной записи в цифровую, и запись цифровки нотами.

Как играть на блокфлейте ноты фа, ми, ре первой октавы. Включаем пальцы правой руки. Все ноты, которые были разучены на предыдущих занятиях, извлекаются пальцами левой руки. На этом занятии разучим первые ноты, в которых принимают участие ещё и пальцы правой руки.

Как играть на блокфлейте ноту фа

На шестом занятии сначала разучим ноту фа первой октавы. На нотном стане фа первой октавы записывается над первой линейкой:

Прежде чем показать аппликатуру этой ноты надо сказать, что блокфлейты изготавливают двух разных аппликатурных систем:

  • Германской (обзначается на блокфлейте буквой G) и
  • Барочной (обозначается буквой B).

Если на вашей болкфлейте вы не нашли буквенного обозначения, которое наносится, как правило, возле октавного клапана, то определить систему блокфлейты можете по размеру отверстий. Если поставить блокфлейту вертикально свистком вверх, то у блокфлейты Германской системы третье отверстие снизу заметно меньше четвертого отверстия. У Барочной блокфлейты наоборот меньше четвертое снизу отверстие. Посмотрите на рисунках:

На уроках Школы будет рассматриваться блокфлейта Германской системы.
Во-первых, потому что это, как правило, первая флейта, которую берут для обучения. Предполагается, что на ней легче освоить игру на блокфлейте.
Во-вторых, вы всегда сможете переключить «Свирельку» на Барочную аппликатуру и программа покажет какие отверстия следует открыть/закрыть на блокфлейте этой системы.
Переход с Германской на Барочную систему трудностей не составляет, поэтому мы для простоты изложения принимаем к рассмотрению только игру на блолфлейте Германской системы.

Итак, аппликатура для ноты фа первой октавы:

Ставим на отверстия пальцы левой руки (как для ноты соль первой октавы) и одновременно закрываем указательным пальцем правой руки четвертое отверстие. Вот картинка аппликатуры блокфлейты для фа первой октавы:

Звучит нота фа первой октавы на «Свирельке» так:


Это простая нота. Дуем спокойно, ровно, без взрывов. Помогаем языком. Начинаем ноту с движения языка как при слове «тууу». Заканчиваем ноту, закрывая языком отверстие свистка.

Как играть ми на блокфлейте

Следующиа нота: ми первой октавы. На нотном стане записывается на первой линейке:

Аппликатура для ноты ми первой октавы: к отверстиям, закрытым для ноты фа, дополнительно закрываем пятое отверстие и делаем это средним пальцем правой руки. Проще говоря — закрываем все отверстия кроме двух нижних. На экране «Свирельки» вы увидите следующую картинку:

Нота ми первой октавы звучит на «Свирельке»:


Чем ниже нота тем слабее надо дуть. Основное внимание на то, чтобы поток воздуха, который вы выдуваете был одинаковой силы в начале, середине и конце ноты.

Изучаем как играть на блокфлейте ре

Третья ноты на этом занятии, которую разучим: нота ре первой октавы.

Записывается ре первой октавы под первой линейкой нотного стана:

Аппликатуру для ноты ре первой октавы пояснить очень просто: закройте все отверстия блок флейты кроме нижнего. На экране «Свирельки» отображается это следующим образом:

Закрыть отверстия для ноты ре первой октавы просто, а вот извлечь эту ноту придется поучиться. Здесь потребуется «поиграть» с силой струи воздуха. Выдувают эту ноту совсем не сильной струей и, в то же время, тугим ровным потоком воздуха, плавно, без срывов.

Обратите внимание на надежность закрытия отверстия безымянным пальцем правой руки. Воздуху не давайте никакой надежды на щель под пальцем. Если с первого раза ре не получилось, повторите ноты фа, ми и, затем, ре. Попробуйте поднять и опустить безымянный палец на отверстие несколько раз, так чтобы вы почувствовали что подушечка пальца «села» на отверстие.

Звучать нота ре первой октавы будет так:


Для новичков ещё один совет как играть на блокфлейте. Вы начинаете осваиваться со своим инструментом и узнаете его со всех сторон. Когда сыграете свои первые мелодии, то познакомитесь с такой особенностью продольных флейт и вашей блок флейты в том числе, как сбор конденсата в свистке. Да, в свистке накапливается влага и от неё надо периодически избавляться. Разъедините свисток и основную часть блокфлейты. Наклоните свисток открытой стороной вниз и несколько раз стряхните его как градусник. Закройте пальцем отверстие свистка и продуйте его в обратную сторону.

Потренируйтесь извлекать ноту ре с наибольшей длительностью. На сколько хватит дыхания. Следите за тем, чтобы ноты звучала ровно, чтобы звук не плавал. Со временем у вас все получится. И этому будет способствовать исполнение мелодий.

Разучиваем простые мелодии


Разучите мелодию русской народной песни «Во поле березка стояла»:

Ноты мелодии вам уже знакомы. Звучит эта мелодия так (темп мелодии занижен для удобства обучаемых):

Вот ещё танец «Березка» в исполнении ансамбля «Березка». Мировая известность. Огромное удоволствие и восхищение от уникальной плавности движений и хода:


Мелодия грузинской народной песни «Сулико». Ноты:


Звучит на блокфлейте «Сулико»:

Разучите упражнения № 1 и № 2 из школы игры на блокфлейте от «Сврельки»:

Упражнение № 1:

Упражнение № 2:

Из полезной информации как играть на блокфлейте и про игру на других продольных флейтах (сопилка, свирель и другие):
если напрягать пальцы во время игры, то долго играть вы не сможете, да и мелодии будут получаться довольно коряво. Поэтому следует научиться слегка напрягать пальцы лишь при закрывании нотных отверстий и расслаблять их, когда отверстия открыты. Отверстие закрыли? Палец немного напрягся, потому что для плотного закрытия отверстия потребуется приложить некоторое усилие. Сильно нажимать не следует, так как это совершенно бесполезно и только силы потратите лишние. Усилие должно быть таким, чтобы воздух не проходил в отверстие, а это достигается не за счет силы, а за счет точности наложения подушечки пальца на отверстие блокфлейты.

В момент, когда отверстие открыто, следует полностью расслабить палец. Как бы отправить его в отпуск, пусть отдохнет. Всякое напряжение пальцев не задействованных в закрытии нотных отверстий это ошибка. И, чтобы пальцы вовремя успели закрыть отверстие, следует отводить их от инструмента на минимальное расстояние. Не больше сантиметра.

Так вы сэкономите силы и сможете играть на блокфлейте длительные композиции.

Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас:

Свирелька для блокфлейты

берите Свирельку прямо сейчас

Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Программа, инструмент, свободное время для практики — все что нужно для учебы. Но вот в самые-самые первые дни занятий мне не хватало видео по установке пальцев, звучанию основных нот именно на альте. Я понимаю, что постановка на альте такая же, как и на сопрано, но разница размеров инструментов все-таки вносит свои коррективы.
Немного сложно в руководстве найти описание нужных и вызывающих вопросы моментов. Я не смогла сразу найти и писала Вам письмо. Спасибо, что Вы оперативно и подробно отвечаете.

  • Галина

    «Свирелька», конечно, помогает разучивать мелодии, мне программа нравится!
    Немного неловко признаться, но мне 62 года, и я, не имея музыкального образования, взялась за освоение игры на блок-флейте, чтобы не впадать в депрессию и не поддаваться болезням, а также, чтобы потренировать дыхание. Флейта поднимает мне настроение. Но мне купили самую дешёвую блокфлейту. Несколько разочарована, так как в интернете услышала отрицательные отзывы о дешёвых флейтах, и опасения подтвердились, когда, вместо ровного звука, флейта, постоянно срывается на свист. Но я полна решимости, несмотря ни на что продолжать разучивать те простые мелодии, которые нашла в Вашей программе: «Во поле берёза…», «Елочка»… Пусть пока получается очень коряво, но, если дело пойдёт, можно в дальнейшем приобрести блокфлейту хотя бы за 590 р. или 2 тыс., тогда, может быть, звук будет ровнее? А пока играю — и сама смеюсь над собой. По крайней мере, не скучно. У меня сейчас пластмассовая блокфлейта Yamaha, Soprano/Descant, Recorder German, YRS-23. Цена около 370 р. Мне ближе по звучанию альт, но такой инструмент оказался очень дорогим. В общем, я полна новых, приятных впечатлений, и благодарю Вас за программу Свирелька!
    Выбрала родной русский язык, скорость проигрывания установила минимальную. Уроки буду проводить ежедневно примерно по 30-40 мин. для начала. Рада, что домашние меня поддерживают и ободряют. Спасибо Вам за помощь! Если что-нибудь посоветуете, буду очень благодарна.

  • Наталья

    Может, я что-то упустила, но как избавиться от «квакающих» звуков при переходе быстром от одной ноты к другой? В основном, речь идёт о высоких нотах.

  • Даниил
  • Инга

    Что делать, если в середине мелодии собирается много конденсата? Ну понятно, что приходится останавливаться и удалять его. Но может его появление можно как-то контролировать, ну или еще как-то бороться с ним?

  • Свирель ученическая применяется для обучения музыке в школах. Занятия на сайте составлены по «Научно-методическому руководству игры на свирели» доктора искусствоведения Марины Львовны Космовской. Обучение музыке испокон времен начиналось с практики — пения и игры на простейший свистящих-звучащих музыкальных инструментах: гудочках, дудочках, свирелях. Шестидырочная свирель ученическая на сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучения музыке.

    Приобрести инструмент можно по контактам справа —>

    Легкость и простота игры на этой дудочке позволяет освоить её даже четырехлетнему ребенку. Поэтому, если хотите быстро получить результат в обучении музыкой, используйте её. В дальнейшем на сайте будем называть эту дудочку свирелью ученической, чтобы выделить её из всего разнообразия народных духовых инструментов. Подробную информацию о других народных духовых инструментах можно найти в разделе сайта .

    Обучение игре на свирели ученической разделим на две ступени:

    • первая ступень — — уроки с 1 по 5
    • вторая ступень для продвинутых — уроки с 6 по 9

    Желательно проходить все уроки последовательно и выполнять задания для закрепления знаний/умений и активно участвовать в обсуждении каждого урока. Так вы ещё лучше научитесь играть на свирели. Если заниматься будет ребенок, пусть взрослые помогут ему.

    По мнению специалистов игра на свирели ученической способствует:

    • интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса и отработка исполнительского дыхания),
    • осознанию собственных творческих возможностей и значимости в мире искусства звуков,
    • а также оздоровлению организма (гипервентиляция легких и мозга).

    Свирель ученическая. Плюсы и минусы инструмента

    Из плюсов отметим:

    • качественный пластик;
    • очень легкий инструмент и в прямом смысле и по легкости обучения игре на нем: чем меньше отверстий, тем легче запомнить какие и когда закрывать-открывать;
    • замечательный учебник, разработанный высококвалифицированным педагогом ученым искусствоведом.

    Из минусов: простота конструкции определяет небольшой диапазон инструмента и, мягко скажем, не самый качественный звук. В общем-то, звук такой свирели ученической это граница ниже которой уже не следует опускаться. Ниже нет музыки … и там можно получить «музыкальную травму».

    Выступление школьного ансамбля на свирелях ученических:

    Свирель ученическая. Об авторе методики обучения

    Марина Львовна Космовская.

    Курский Государственный Университет.
    Заведующая Кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства.
    Доктор искусствоведения. Профессор.

    Преподаваемые дисциплины:

    • Актуальные проблемы музыкознания и музыкального образования
    • Инструментальное музицирование на свирели
    • История музыки (зарубежной, отечественной)
    • История зарубежной музыки
    • История отечественной музыки
    • История русской музыки
    • Источниковедение музыкальной культуры
    • Методология и методы научного исследования
    • Музыка внеевропейских цивилизаций
    • Музыка и современность
    • Музыка разных стран и народов
    • Музыкальная историография
    • Музыкальная критика
    • Слушание музыки
    • Теория музыки в нотных редакторах

    Пройдите все девять уроков обучения игре на свирели ученической на этом сайте.
    Для более быстрого и качественного обучения рекомендуем использовать компьютерную программу «Свирелька», которая покажет ноты разучиваемой мелодии, проиграет мелодию в удобном вам темпе и отобразит аппликатуру (состояние отверстий: открыто/закрыто) свирели, чтобы вы сразу могли понять, что и как у вас должно получиться при игре:

    bgcolor="#fffffcc">

    Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
    на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

    Облегченная "Свирелька"

    только для свирели ученической

    Проверьте как написан Ваш e-mail,
    чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

    У Свирельки есть специальная облегченная версия, которая предназначена для маленьких пользователей и сделана так, чтобы разные настройки не отвлекали от обучения. В облегченной версии оставлен только русский интерфейс и один инструмент — свирель ученическая 6-тидырочная. Именно для этой свирели предназначены уроки игры по материалам «Научно-методического руководства игры на свирели» Марины Львовны Космовской. В дальнейшем, если захотите продолжить обучение на других флейтах, программу «Свирелька» можно будет обновить до полной версии.

    И ещё, если есть возможность, начинайте обучение музыке с другой флейты. Например, с блокфлейты. Блокфлейта сопрано не намного сложнее, чем свирель ученическая, но заметно качественнее и на годы перспективнее. Впрочем, если в школе предлагают занятия на свирели ученической, так тому и быть. Для обучения музыке на начальном этапе свирель ученическая вполне приемлемый вариант.

    Споры о свирели, очевидно, не закончатся никогда. Вот одно из мнений опубликованное в Сети о пластмассовой свирели . Мое мнение: даже самое маленькое действие лучше самых длинных разговоров. Хотите учиться музыке? Учитесь! Хоть и на свирели с шестью дырочками… Результат будет лучше, чем если только языком ля-ля-ля.

    Даже, если в будущем человек никогда не будет заниматься музыкой, он навсегда запомнит свои упражнения с этой простенькой пластмассовой дудочкой. И будет благодарен учителям, что такие занятия в его жизни были.

    Все занятия, представленные на сайти, совершенно бесплатны. Поэтому просьба — поделитесь с друзьями возможностью заниматься игрой на свирели и поддержите проект:

    Напишите в комментариях, чего вы хотите достичь начиная обучение игре на свирели.

    Игра на флейте. Занятие 1.

    На котором (вы не поверите) вы будете уже вовсю дудеть и для этого сначала узнаете:

    • как устроена современная поперечная флейта;
    • что и как в ней называется;
    • правила обращения с флейтой, чтобы не повредить инструмент;
    • что такое игра на флейте — положение губ, языка, как и куда дуть.

    Ещё вы научитесь правильно собирать и разбирать поперечную флейту и, наконец, проделаете свои первые игровые упражнения на флейте.

    Занятия в самоучителе объемные. Сколько времени уйдет на освоение материала зависит от вашей подготовки. Больше времени уделяйте практике. Не торопитесь переходить к новым занятиям пока не освоили предыдущие. Возвращайтесь к пройденному материалу снова и снова. Видеоролики с учебными материалами просматривайте полностью (они короткие). Видео с музыкальными произведениями даны для ознакомления, смотрите их по желанию и возможности уделить время.

    Поперечная флейта состоит из трех частей: головка, тело и колено.

    Головка флейты

    Верхняя часть флейты называется: головка флейты (мундштук).

    Собственно игра на флейте это извлечение звука вдуванием воздуха через головку.
    Для этого головка флейты имеет отверстие для вдувания воздуха - дульце .

    Дульце окружено губками - накладкой, которая позволяет правильно приложить инструмент к губам флейтиста, чтобы извлекать (выдувать) ноты.

    Со стороны дульца головка поперечной флейты закрыта коронкой (венцом) - резьбовой заглушкой, закрывающей доступ внутрь головки.

    Начинающим флейтистам строго не рекомендуется отвинчивать коронку от головки, потому что под ней находится настроечная пробка . Если сдвинете пробку, собьется настройка инструмента и тогда придется обращаться к настройщику, потому что без опыта сами настроить флейту не сможете и игра на флейте станет некрасивой.

    Настроечная пробка, это самая обыкновенная пробка. На самом деле настоящая пробка наподобие той, какой затыкают бутылки. Только она снабжена винтом-рефлектором , которым двигают эту пробку внутри головки так, чтобы флейта строила - звук инструмента попадал точно в ноты и игра на флейте была чарующей.

    Кстати, если в открытый конец головки вставить шомпол обратным концом (без тряпочки) и посмотреть в дульце, можно увидеть засечку на шомполе прямо посредине дульца. Но даже то, что вы видите эту насечку, ещё не сделает вас настройщиком флейты, поэтому запомните - коронку не трогать!

    Тело флейты

    Вторая часть поперечной флейты - самая длинная - называется: тело флейты (корпус).

    Тело содержит отверстия для извлечения нот, ведь, игра на флейте идет по нотам. Закрывают и открывают отверстия клапаны. Когда-то в давние времена отверстия на флейте закрывали пальцами. Так до сих пор играют на продольных флейтах - блокфлейте, свирели, тин вистле и прочих дудках.

    На поперечной флейте от этого пришлось отказаться. Дело в том, что, если разместить отверстия на теле флейты так, как удобно для пальцев, это приведет к несовершенному строю инструмента. В частности, Вольфганг Амадей Моцарт из-за нестройности тогдашней флейты недолюбливал её. Впрочем, это не помешало гению сочинить три прекрасных концерта для флейты.

    Музыкальная пауза.
    На страницах самоучителя «Игра на флейте» представлены лучшие музыкальные произведения для флейты созданные выдающимися композиторами. Вы можете наслаждаться этой прекрасной музыкой. Только помните — вас ждет игра на флейте, поэтому не затягивайте паузу 😉
    Продолжение занятия ниже.
    Моцарт. Все три концерта для флейты. На этом занятии представляем:
    «Концерт № 1 для флейты соль-мажор» (W.A.Mozart — Flute Concerto No 1 in G major)

    0:39 Allegro maestoso
    9:22 Adagio ma non troppo
    19:28 Rondo: Tempo di Menuetto
    дирижер — Gabriel Chmura
    соло флета — Łukasz Długosz
    оркестр Национальной филармонии. Польша
    филармония ВаршаваКонцерт № 2 для флейты. Моцарт. На следующем занятии самоучителя.

    Чтобы улучшить строй флейты, в ходе длительных экспериментов, удалось найти правильные размеры и расположение отверстий в корпусе инструмента. Флейта зазвучала! Однако, оказалось, что закрывать отверстия пальцами, при таком расположении, совсем не удобно и игра на флейте стала никакой. Мастерам пришлось придумывать приспособления для управлениями отверстиями. Особенно хорошо такие приспособления получилось у немецкого инструментального мастера Теобальда Бёма.

    Теобальд Бём, будучи сыном ювелира, перенял у отца познания в механике и применил их для создания механизма управления отверстиями флейты. Вот что у него получилось (флейта в разобранном виде):


    Такая конструкция почти без изменений сохранилась и у современных флейт. Поэтому современную поперечную флейту часто и заслуженно называют — флейта Бёма.

    В механизме флейты используется множество винтиков, клапанов, подушечек, осей и рычажков. Посмотрите на эту тонкую работу. В вашей флейте все точно так же. Относитесь к ней бережно.

    Механизм флейты достаточно хрупок.

    Поэтому при обращении с флейтой соблюдайте эти простые правила:

    • не кладите поперечную флейту на клапана, всегда кладите её на ровную поверхность клапанами вверх;
    • не прилагайте усилий когда прикасаетесь к деталям механизма и к клапанам;
    • оберегайте флейту от ударов;
    • не кладите флейту туда, где на неё могут сесть или откуда ей могут опрокинуть домашние животные;
    • пока вы не мастер по ремонту флейты, не крутите никаких винтов в механизме, иначе сдвинете клапана и флейта из музыкального инструмента превратится в экспонат.

    Чтобы плотно закрывать отверстия на корпусе, клапана снабжены подушечками. Раньше подушечки делали из войлока и обтягивали их «бычьим пузырем». Теперь, конечно, материалы современные и долговечные, но тем не менее, после каждой игры на флейте, берите тряпочку и шомпол и протирайте флейту.

    Ещё раз, читайте медленно и запоминайте: после каждой игры на флейте берите тряпочку и шомпол и протирайте инструмент.

    Колено флейты

    Третья часть - нижнее колено флейты также как и тело содержит отверстия и клапана.

    Колено бывает двух типов: до и си.

    Оно определяет у поперечной флейты самую нижнюю ноту:

    • до первой октавы или
    • си малой октавы.

    Их легко различить по внешнему виду: на рисунке повыше изображено колено си - у него три «кругляшка». Ниже на картинке изображено колено до - у него «кругляшка» только два.

    При сборке флейты будет говориться о «стержне для клапанов колена». Найдите эту деталь прямо сейчас. Сделать это легко, потому что на колене всего один стержень и на нем закреплены все рычажки и клапана этой части флейты.

    С устройством флейты разобрались и теперь:

    Попробуем извлечь первые звуки на флейте. Да-да, прямо сейчас, не собирая инструмент, начнем дудеть. для этого берем головку флейты двумя руками — коронка слева, дульце вверх.

    Удерживая головку горизонтально подносим дульце ко рту. Губки флейты устанавливаем под нижнюю губу так, чтобы они легко прижимались к мякоти нижней губы. Дульце располагается точно посредине звуковой щели в центре губ.

    Некоторые начинающие флейтисты используют такой прием: поворачивают дульце к себе, охватывают его двумя губами, затем отворачивают дульце от себя и вверх и одновременно растягивают губы.

    В любом случае, лучше подойти к зеркалу и подвигать дульце, чтобы оно оказалось точно на своем месте как на картинке:

    Конечно, отращивать усы для игры на флейте вовсе не обязательно, но, ещё раз обратите внимание, располагать дульце флейты надо именно так как показано на картинке: строго посредине губ. Могут быть индивидуальные особенности, о которых рассказано ниже на этой странице.

    Нижняя губа частично закрывает дульце. Если вы еще не у зеркала, то прямо сейчас идите к зеркалу и прикладывайте флейту (пока только головку флейты) ко рту, чтобы запомнить и натренировать правильное положение. Отнимите дульце от губ и снова приложите. И еще раз для проверки навыка.

    Получилось? Надо чтобы получалось «автоматически».

    Еще одна картинка с правильным положением дульца флейты у губ флейтиста:

    Теперь пробуем дуть.

    Дуть следует так, чтобы вся струя воздуха попадала в дульце и, ударяясь о его край, резонировала. Если не поняли о чем речь, не беда. Читайте дальше.

    Проделайте подготовительное упражнение. Поставьте ладонь как картинке и легко подуйте на неё:

    Обратите внимание на положение губ на картинке. Примите такое же. Тренируйтесь у зеркала. У некоторых людей щель для воздуха располагается не посередине рта. Это их особенность. Переучиваться дуть по другому им не следует. Такие люди располагают дульце также посередине щели для воздуха, пусть даже и не посередине рта.

    Можно ещё потренироваться на бутылках. Это вполне серьезно! Дуть в бутылку надо так, чтобы воздушная струя резонировала. Только наполните (не полностью) бутылку водой — иначе вам и особенно ребенку может не хватить сил «раздуть» пустую бутылку до резонанса.

    Не подумайте, что это шутка. Вот как ребята играют на бутылках:

    Ваша задача на головке флейты или на бутылке поймать положение губ и выдуваемой струи так чтобы получился звук. На это может уйти какое-то время. Но все равно получится. Главное настойчивость и упорство.

    А мы возвращаемся к нашей поперечной флейте и осваиваем технику извлечения звука из головки.

    Вспомогательные упражнения

    Делайте продолжительные ровные выдохи по 10 — 15 секунд каждый выдох. В начале каждого выдоха помогайте себе языком — произносите слог ту («т» произносится без звука, одним языком). Получится дополнительная атака в начале выдоха. Игра с такой атакой называется деташе. Начинать обучение будем именно с этого приема игры.

    Помните, что задача дудения на головке найти устойчивое правильное положение губ и приспособиться к дульцу.

    Первые дни можно дудеть только в головку не собирая флейту целиком и обязательно делать тренировочные упражнения по сдуванию пушинки с ладони — по 20 — 30 «сдуваний» за упражнение. На ладони вы легко поймете куда направляется струя воздуха и научитесь регулировать её направление губами.

    Кроме того, следует ежедневно делать гимнастику для губ:

    • растянуть концы губ;
    • втянуть несколько раз поочередно сначала верхнюю, затем нижнюю губу (помогаем челюстями);
    • затем втягиваем обе губы и сжимаем их.

    Приятная новость

    На головке флейты можно извлечь не один, а четыре звука! Научитесь это делать.

    Закройте ладонью правый конец головки. Высота тона будет меняться в зависимости от скорости выдоха. Выдыхайте слабее при игре нижних нот, и сильнее для исполнения высоких нот. Дуйте спокойно — звучит низкий звук (1 октава), резко усильте скорость струи воздуха — звук станет намного выше (3 октава). Вот как это будет:


    Освободите правое отверстие головки. Направьте струю воздуха примерно в середину дульца — звук пониже (2 октава). Измените направление струи вперед дальше от себя — звук повысится (4 октава)

    Можете потренироваться и сыграть простую мелодию только на головке:

    Сборка флейты

    Пришло время собрать флейту.
    Достаем инструмент из футляра и готовимся к сборке. Первым делом, осматриваем места сочленения и удаляем с них возможные загрязнения. Чем чище они будут, тем легче соберем флейту и, что особенно приятно, легко разберем её после игры. Места сочленения рекомендуется периодически смазывать.

    Части флейты собираются без усилий. Соединять их следует легкими вращательными (туда-сюда) движениями. Дело в том, что металл, из которого изготовлена флейта довольно мягок и, кроме того, ещё и тонок. Поэтому при сборке и разборке флейты усилий не прилагаем. Особое внимание обращаем на бережное отношение к деталям механизма клапанов.

    Головку флейты устанавливаем так, чтобы дульце находилось на одной линии с клапанами корпуса. Это легко проверить, если посмотреть на флейту со стороны колена.

    На корпусе и головке флейты производителем иногда проставляются отметки (маркеры), которые облегчают находить правильное положение головки. Если таких отметок на вашем инструменте нет, то никто не запрещает нанести их самостоятельно. Только не царапайте инструмент. Лучше нанесите такие метки, например, маленькими штрихами лака для ногтей.

    Нижнее колено присоединяем к корпусу также бережно. Положение колена такое, чтобы стержень для клапанов на колене приходился посредине ближайшего на корпусе клапана.


    Если еще не поняли, что по чему выравнивать, посмотрите как это должно быть:

    Поперечная флейта собрана и готова к игре.

    Для извлечения нот, необходимо знать как правильно закрывать/открывать клапаны на флейте, чтобы извлекать ноты. Порядок расположения и чередования пальцев на музыкальном инструменте называется аппликатура. Заучить аппликатуру поперечной флейты поможет обучающая программа «Свирелька», которая покажет аппликатуру для каждой ноты мелодии в реальном времени.

    Ознакомиться со Свирелькой можно совершенно бесплатно, заполнив форму.