Мария Тумашева

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского . Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.

1ч. -Посмотрите в окно. Что вы видите (ответы)

Какое стихотворение напоминает вам сегодняшнюю погоду?

-«Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется –

Это время года… осенью зовется».


А чем же ещё знаменита Осень (свободные ответы) . Подвести к тому, что Осень –время сбора урожая.

-И мы знаем : «осень настала опять, пора нам дары принимать…» Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб . Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой, а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

Рассказывание воспитателем литературной сказки «Теплый хлеб » .

2ч. Вопросы по содержанию :

Кто такие «кавалеристы» ?

Почему мельник Панкрат взял коня к себе?

Чем примечателен мальчик Филька?

Отчего наступил в деревне лютый мороз?


Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад?

Какое Федька изобрел спасение от стужи?

Как произошло примирение Фильки и коня?

Как вы думаете, чем похожи сказки «Хлебный голос » и «Теплый хлеб » (свободные высказывания детей )

-«если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, обогреет, утешит, про того далеко слышно». Как по-вашему, о каком нравственном качестве говорится здесь (ответы)

А чему учит нас сказка «Теплый хлеб » (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)

3ч. Д\У «Закончи предложение»

На полу ковер, а на столе…

Ромашки в вазе, а скворец в….


Кораблик плавает, а самолет…

Котенок мяукает, а собака…

Пчела жужжит, а кузнечик…

Фрукты растут в саду, а овощи…

Днем светло, а ночью…

4ч. Д\У «Подбери обобщающее слово»

Лошадь – домашнее животное


Жаворонок - …

Сирень - …

Тополь - …

Август - …

Диван - …

Плоскогубцы - …


Губная гармошка - …

Капустница - …

Молодцы, хорошо поработали.


Публикации по теме:

Первый раздел. Целевой. Пояснительная записка Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека.

Месяц Тема Цель Примерное содержание работы Сентябрь Устное народное творчество Формировать представление о традициях,.

Третий раздел. Организационный. Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Хлеб - всему голова» Задачи: Расширять осведомленность детей о сфере человеческой деятельности - сельское хозяйство; представление о его значимости для жизни.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает.

Ознакомление с окружающим и развитие речи (для детей с ЗПР) «Транспорт» Цели: уточнить и закрепить знания детей о транспорте, его видах по способу передвижения и назначению, профессиях людей, которые работают.

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Занятие 4. Русские народные сказки

Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год их знакомили с русскими народными сказками: «В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего-навсего какая-то маленькая лягушонка. Сказки учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните?»

Дети часто называют авторские сказки. Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора: «Эти сказки появились очень-очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.

Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков. Итак, давайте вспомним названия русских народных сказок».

Воспитатель выслушивает ответы детей и напоминает названия программных сказок, которые они не вспомнили. Затем сообщает, что хочет проверить, помнят ли дети содержание сказок. Педагог зачитывает отрывки и просит детей определить, из каких они сказок.

– Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили… (Аленушку.) («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.)

– И все-то она умеет, все у нее ладится, а что не умеет, к тому привыкает, а привыкши тоже ладит с делом. Отец глядит на младшую дочь и радуется. («Финист – Ясный сокол», в обр. А. Платонова.)

– Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу – звери рыскучие. («Царевна-лягушка», в обр. М. Булатова.)

«Вы знаете, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи, – продолжает разговор педагог. – А как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди, разговаривают, как люди. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских (купеческих) сына, три невестки, три задания, которые надо исполнить…

А какие удивительные, яркие бывают рисунки к сказкам! Убедитесь в этом сами. Я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг. Порадуйте нас своими наблюдениями».

Занятие 5. Вот такая история!

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал, угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.

Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»

«Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории, свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».

Ход занятия

Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).

Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.

В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.

Занятие 6. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Если останется время, игра продолжается.

Занятие 7. На лесной поляне

Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.

Ход занятия

Педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они уже учились создавать картину о жизни зверей на лесной поляне.

«Сегодня мы тоже будем составлять картину „На лесной поляне“, – говорит воспитатель. – Пока кто-то из вас будет работать у доски, вы будете создавать свои картины на листах бумаги, чтобы позже рассказать о своей поляне, ее обитателях и их взаимоотношениях. Не нужно тщательно вырисовывать детали картины – у вас на это нет времени. Лишь бы вы сами узнали, кого и что нарисовали».

Дети приступают к работе. Затем ребенок, который работал у доски, рассказывает о своей картине. Дети и педагог, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы.

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 1–2 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, педагог может предложить детям поиграть в игру «Я задумала… Угадайте, что?». Например: «Это находится на лесной полянке», – поясняет воспитатель. Дети задают уточняющие вопросы и, в конце концов, находят отгадку (например, гриб-опенок).

Занятие 8. Небылицы-перевертыши

Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Заслушивает ответы детей, уточняет, нравятся ли им эти произведения.

Затем читает небылицы:

* * *

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
* * *

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.


В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

Занятие 1. Сегодня так светло кругом!

Цель. Познакомить детей со стихами об осени , приобщая их к поэтической речи.

Ход занятия

«Наступает последний месяц осени – ноябрь, – начинает занятие педагог. – Мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:


Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

«Осень вступает в свои права, меняются природа и погода», – продолжает разговор педагог и читает стихотворения А.Пушкина «Осень» и А. Плещеева «Скучная картина».

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». После прочтения произведения интересуется у детей, какие строчки им запомнились.

«Сегодня у нас был день поэзии, и мы с вами купались в лучах прекрасного, звучного, образного русского языка. Не так ли?» – подводит итог занятия педагог.

Занятие 2. Осенние мотивы

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени . Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением

Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Ход занятия

«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -

И лучезарны вечера.

Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.

«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная . Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди- . Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер . Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер ? Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».

Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя слово поспевает , у Саши слово брусника , у Иры – стали, у Маши – дни , у Кати – холоднее . Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».

Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)

Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев


Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт

Занятие 4. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход занятия

«Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский, – начинает занятие педагог. – Называется рассказ „Яблоко и рассвет“».

...

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

«Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов, – продолжает беседу педагог. – Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»

Воспитатель заслушивает ответы детей и говорит, что все, о чем они рассказали, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать…? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“…

Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».

Затем педагог вызывает ребенка, и они вместе пересказывают рассказ. Воспитатель заканчивает свою часть словами: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок.

Педагог вызывает для пересказа другого ребенка, а тот приглашает сверстника.

«Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное) . А какие яблоки встречались вам?» – интересуется педагог, завершая занятие.

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

Ход занятия

«Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые я произношу, – начинает разговор педагог. – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?

Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи ? (Буква В.)

Стояли бочки, за бочками дочки».

Педагог произносит следующие пары слов: дом – сом, жук – лук, мак – лак .

Далее воспитатель предлагает детям послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.

Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.)

Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“?

Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась…

А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?»


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…

Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон .

Занятие 6. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель. Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб».

Предварительная работа. Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, не запомнили ли они фамилию автора рассказа «Кот-ворюга».

Когда дети назовут автора, продолжает: «Читатели (Кто это такие?) называют Паустовского певцом русской природы. Действительно это так. У писателя так ярко и запоминающееся описаны уголки природы, природные явления, что эти описания надолго остаются в памяти. И смешить он умеет. Ведь смеялись же вы, когда я читала о проделках (поступках) рыжего кота. И настроить читателя на очень серьезный лад Константин Паустовский тоже умеет. Убедитесь в этом сами, прослушав его новое произведение, которое называется „Теплый хлеб“. Это очень мудрая сказка. Если поймете ее смысл, усвоите, к чему приводит грубость и жестокость, станете добрее».

Воспитатель читает сказку. Затем выясняет у детей: «Чему научила вас эта сказка?»

Наташе

Засни, моя деточка милая!

В лес дремучий по камушкам мальчика-с-пальчика,

Накрепко за руки взявшись и птичек пугая,

Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда.

Приветливо нас повстречают красные маки,

Не станет царапать дикая роза в колючках,

Злую судьбу не прокаркнет птица-вещунья,

И мимо на ступе промчится косматая ведьма,

Мимо мышиные крылья просвищут Змея с огненной пастью,

Мимо за медом-малиной Мишка пройдет косолапый…

Они не такие…

Не тронут.

Засни, моя деточка милая!

Убегут далеко-далеко твои быстрые глазки…

Не мороз - это солнышко едет по зорям шелковым,

Скрипят его золотые, большие колеса.

Смотри-ка, сколько играет камней самоцветных!

Растворяет нам дверку избушка на лапках куриных.

На пятках собачьих.

Резное оконце в красном пожаре…

Раскрылись желанные губки.

Светлое личико ангела краше.

Веют и греют тихие сказки…

Полночь крадется.

Темная темь залегла по путям и дорогам.

Где-то в трубе и за печкой

Ветер ворчливо мурлычет.

Ветер… ты меня не покинешь?

Деточка… милая…

Мне сказали, там кто-то пришел, в сенях стоит. Вышел я из комнаты, а там, гляжу, - монашек стоит.

Здравствуй! - говорит и смотрит на меня пристально, словно проверяет что-то.

Маленький монашек, беленький.

Здравствуй, что тебе надо?

Так, по домикам хожу, - подает мне веточку.

Что это, монашек, никак листочки!

Листочки, - и улыбается.

А я уж от радости не знаю, что и делать. Комната, рамы и вдруг эта ветка с зелеными, совсем-совсем крохотными масляными листочками.

Хочешь, монашек, баранок турецких, у нас тут на углу пекут?

Чего же тебе, молочка хочешь?

Ну, яблочков?

Медку бы съел немножко.

Медку… Господи, монашек!.. Я тебя где-то видел…

Монашек улыбается.

Крепко держу зеленую ветку. Листочки выглядывают.

Моя ветка, мои и листочки!

Динь-динь-динь…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За незабудкой.

Вышла Незабудка, заискрились синие глазки. Принял Ангел синюю крошку, прижал к теплому белому крылышку и полетел.

Стук-стук-стук…

Кто там?

За цветом?

За каким?

За ромашкой!

Вышла Ромашка, протянула белые ручки. Пощекотал Бес вертушке желтенькое пузочко, подхватил себе на мохнатые лапки и убежал.

Динь-динь-динь…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За фиалкой.

Вышла Фиалка, кивнула голубенькой головкой. Приголубил Ангел черноглазку и полетел.

Стук-стук-стук…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За гвоздикой.

Вышла Гвоздика, зарумянились белые щечки. Бес ее в охапку и убежал.

Опять звонил колокольчик, - прилетал Ангел, спрашивал цвет, брал цветочек. Опять колотила колотушка, - прибегал Бес, спрашивал цвет, забирал цветочек.

Так все цветы и разобрали.

Сели Ангел и Бес на пригорке в солнышко. Бес со своими цветами налево, Ангел со своими цветами направо.

Уговор не смеяться, кто засмеется, тот пойдет к Бесу.

Ангел смотрит сурьезно.

В чем ты грешна, Незабудка? - начинает исповедывать плутовку.

Незабудка потупила глазки, губки кусает - вот рассмеется.

Налево у Беса такое творится, будь ты кисель киселем, и то засмеешься. Поджигал Бес цветочки: сам мордочку строит, - цветочки мордочку строят, сам делает моську, - цветочки делают моську, сам рожицы корчит, - цветочки рожицы корчат, мяукают, кукуют, юлой юлят и так-то и этак-то - вот как!

Незабудка разинула ротик и прыснула.

Иди, иди к Бесу! - закричали цветочки.

Пошла Незабудка налево.

Тихо у Ангела. Гладят тихонько цветочки белые крылышки, дуют тихонько на перышки.

А налево гуготня, - Бес тешится. Ангел смотрит сурьезно, исповедует:

В чем ты грешна, Фиалка?

Насупила бровки Фиалка, крепилась-крепилась, не вытерпела и улыбнулась

Иди, иди к Бесу! - кричали цветочки.

Пошла Фиалка налево.

Так все цветочки, какие были у Ангела, не могли удержаться и расхохотались.

И стало у Беса многое множество и белых и синих - целый лужок.

Высоко стояло на небе солнышко, играло по лужку зайчиком.

Тут прибежало откуда-то семь бесенят и еще семь бесенят и еще семь, и такую возню подняли, такого рогача-стрекоча задавать пустились, кувыркались, скакали, пищали, бодались, плясали, да так, что и сказать невозможно.

Цветочки туда же, за ними - и! как весело, - только платьица развеваются синенькие, беленькие.

Кружились-кружились. Оголтели совсем бесенята, полезли мять цветочки да тискать, а где под шумок и щипнут, ой-ой как!

Измятые цветочки уж едва качаются. Попить запросили.

Ангел поднялся с горки, поманил белым крылышком темную тучку. Приплыла темная тучка, улыбнулась. Пошел дождик.

Цветочки и попили досыта.

А бесенята тем временем в кусты попрятались. Бесенята дождика не любят, потому что они и не пьют.

Ангел увидел, что цветочкам довольно водицы, махнул белым крылышком, сказал тучке:

Будет, тучка, плыви себе.

Поплыла тучка. Показалось солнышко.

Ангелята явились, устроили радугу.

А цветочки схватились за ручки да бегом горелками с горки

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло…

Очухались бесенята, вылезли из-под кустика да сломя голову за цветочками, а уж не догнать, - далеко. Покрутились-повертелись, показали ангелятам шишики, да и рассыпались по полю.

Тихо летели над полем птицы, возвращались из теплой сторонки.

Бесенята ковырялись в земле, курлыкали - птичек считали, а с ними и Бес-зажига рогатый.

Чуть только лес оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою ко-лючку-ежевую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.

Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает, - брюшко у Костромы мяконькое, переливается.

Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, - пускай их!

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.



Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Если останется время, игра продолжается.

Занятие 7. На лесной поляне

Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.

Ход занятия

Педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они уже учились создавать картину о жизни зверей на лесной поляне.

«Сегодня мы тоже будем составлять картину „На лесной поляне“, – говорит воспитатель. – Пока кто-то из вас будет работать у доски, вы будете создавать свои картины на листах бумаги, чтобы позже рассказать о своей поляне, ее обитателях и их взаимоотношениях. Не нужно тщательно вырисовывать детали картины – у вас на это нет времени. Лишь бы вы сами узнали, кого и что нарисовали».

Дети приступают к работе. Затем ребенок, который работал у доски, рассказывает о своей картине. Дети и педагог, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы.

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 1–2 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, педагог может предложить детям поиграть в игру «Я задумала… Угадайте, что?». Например: «Это находится на лесной полянке», – поясняет воспитатель. Дети задают уточняющие вопросы и, в конце концов, находят отгадку (например, гриб-опенок).

Занятие 8. Небылицы-перевертыши

Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Заслушивает ответы детей, уточняет, нравятся ли им эти произведения.

Затем читает небылицы:


Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.


Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!


Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.


В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

Ноябрь

Занятие 1. Сегодня так светло кругом!

Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.

Ход занятия

«Наступает последний месяц осени – ноябрь, – начинает занятие педагог. – Мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:


Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

«Осень вступает в свои права, меняются природа и погода», – продолжает разговор педагог и читает стихотворения А.Пушкина «Осень» и А. Плещеева «Скучная картина».

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». После прочтения произведения интересуется у детей, какие строчки им запомнились.

«Сегодня у нас был день поэзии, и мы с вами купались в лучах прекрасного, звучного, образного русского языка. Не так ли?» – подводит итог занятия педагог.

Занятие 2. Осенние мотивы

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Коммуникативная группа Подготовительная

Т ема: Чтение и обсуждение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Цель: Создание условий по развитию интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Знакомить детей с умением пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять поступки героев.

2. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формирование знаний о произведении А. Ремизова. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

3. Организовать рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: Сказка А. Ремизова «Хлебный голос».

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мельница»

Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
(Наклон вперед, руки в стороны, правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; смена положения рук)

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Хотите послушать, о чём она?

Внимательно слушают, смотрят отрывок мультфильма. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

  1. Сегодня я прочитаю вам сказку «Хлебный голос».

Чтение сказки. Затем повторяю ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняю у них, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Рассказываю о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить».

А сейчас немного отдохнём.

Слушают сказку, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

Напоминаю детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

А сегодня мы поиграем. Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Олеся Юрьевна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Предлагаю для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняю, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел? (Слушаем варианты ответов детей).

Хотели бы вы подробнее узнать про это?

Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем? (спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…)

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. Знакомство с понятием музей и его назначением.