Когда-то давно, еще в одиннадцатом веке, на берегу реки Каменки стоял Дмитриевский монастырь. Монастырь этот был одним из старейших на земле Суздаля, основан он был ещё монахами Киево-Печерского монастыря. В этом монастыре была церковь, которая носила имя Димитрия Солунского, блягодаря которой монастырь и получил своё имя. Простоял монастырь вплоть до правления Екатерины Второй. Уже при её реформах Дмитриевский монастырь закрыли, а церковь Димитрия стала обычной приходской. А вскоре разобрали и её. Однако, земля, на которой монастырь стоял, интересна до сих пор. Интересна, правда, не археологам, а, скорее, этнографам. Так как именно на этом самом месте расположен суздальский музей деревянного зодчества.

Сам музей больше похож на крохотную деревню — здесь есть практически все постройки, которые участвовали в жизни крестьян. С разных сёл сюда свозились деревянные постройки. Здесь и избы как обычных крестьян, так и зажиточных, амбар, мельницы, бани. В избах сохранился интерьер. Несомненно, всё это представляет интерес как этнографический так и архитектурный.

Образовался он в 60-х годах прошлого века, когда Советом Министров РСФСР было принято решение о создании в Суздале туристского центра. Создателем музея стал Валерий Михайлович Анисимов, который занимался в то время реставрацией памятников истории и культуры. Первым экспонатом музея стала деревянная церковь Николы из села Глотово, что в Юрьев-Польском районе. И хотя располагается она не на территории музея, а рядом с , это не мешает ей быть одним из центральных экспонатов.

Не только церковь из Глотово стоит за периметром музея. Так, на самом берегу Каменки, установлены амбары на сваях. Относятся они к 17-му веку. Вообще постройки на сваях не так редки. Вызвано это тем, что некоторые реки имеют свойство разливаться. И в тех регионах, где это происходит периодически, постройки возвышаются над землёй. Естественно, относится это не только к амбарам, но и к жилым постройкам.

Непосредственно на самой территории музея нас встречают ещё две церкви. Здесь, скромно прячась за щитом с информацией о запрете курения, стоит Воскресенская церковь. Привезена она была из села Патакино, а построена была в далёком 1776 году.
Тип постройки такой церкви называется «корабль». Название произошло потому, что все постройки вытянуты в одну линию — в этом нашли сходство.

Интерьер Воскресенской церкви.

Рядом с Воскресенской стоит Преображенская церковь. Она была привезена из села Козлятьева.

А вот проводку можно было и окрасить в цвет фасада.

Музейная деревня. Эти дома принадлежат не самым бедным крестьянам. Та постройка, что слева — это дом зажиточного крестьянина. А тот, что справа — крестьянина-середняка.

Дом зажиточного крестьянина. Для начала — зажиточный крестьянин это тот самый кулак, которых так не полюбило советское правительство. В основном они пользовались наёмным трудом, но кулаками также называли и торговцев. Не любили всех, впрочем, одинаково. Вернёмся к дому. Он был перевезён из деревни Лог. Дом рубленый, это означает это то, что при его постройке основным инструментом был топор. Ни пилы ни другие инструменты, как правило, не использовались. Считается, что рубленый дом лучше того, брус которого распиливали. Так как при рубке топор уплотняет волокна и влага не может проникнуть вглубь древесины. А при пилении как раз наоборот — волокна разлохмачиваются и воде проникнуть в такое дерево гораздо легче.

Жилым был второй этаж такого дома. Первый, как правило, использовался как мастерская. Ну и второй этаж более тёплый. В этом доме на первом этаже была ткацкая мастерская.

Наличники ещё совсем недавно выполняли и роль оберега от нечистой силы, поэтому зачастую на них вырезали символы, способные от нечисти защитить. На наличниках этого дома легко можно увидеть символ солнца. Символизируют такие знаки богатство, радость. Также, знак солнца должен оберегать хозяина и весь его род от болезней и сглаза.
К слову, в окне стоит горшочек с геранью. А герань издавна считается символом уюта и тепла в доме.

Интерьер дома зажиточного крестьянина. Мы помним. что на первом этаже была ткацкая мастерская. Вот и в жилом помещении нашлось место ткацкому станку.

Дом крестьянина-середняка, что стоит рядом. Это образцовый крестьянский дом 19 века. В 1919 году Владимир Ильич Ленин дал такое определение крестьянину-середняку:
«...середняк это такой крестьянин который не эксплуатирует чужого труда не живет чужим трудом не пользуется ни в какой мере никоем образом плодами чужого труда, а работает сам живет собственным трудом...».
Конец цитаты, минутка истории закончена. То есть, этот крестьянин занимает нишу между кулаком-работодателем и бедняком-работником.

А дом привезли из села Ильинки.

Во дворе находятся постройки, в которых можно увидеть утварь и рабочие инструменты крестьянина.

Интерьер избы.

В этом доме наличники попроще. Что касается орнамента на них, то тут можно увидеть ромбы. Ромб — это символ земли. В подтверждение этому среди предметов дворовой постройки можно легко заметить и плуг и борону. Возможно, хозяин был землепашцем. Но сложно не заметить резьбу на фасаде. Это образец домовой «корабельной» резьбы. Этот тип резьбы, как видно из названия, пришел с флота — корабли украшали орнаментом, который был виден издали. На избы такая резьба распространилась в начале 19-го века. Орнамент был в основном растительным (что видно и на этой избе), однако, естественно, мог варьироваться.

Крестьянский дом с мезонином. На всякий случай напомню, что мезонин — это вот тот надстроенный полуярус на крыше. Зачастую это не полноценное помещение, а скорее декоративное украшение. Но, разумеется, это далеко не всегда. Вот и у этого крестьянина похоже это полноценная комната. Этот дом имеет два двора и предназначен для проживания двух семей. Вопрос как делился мезонин остаётся пока открытым.
В настоящее время в этом доме расположены служебные помещения.

Наличники. Тут опять же мы видим символ солнца. Всем тепла.

Колёсный (ступальный) колодец из села Кольцово. Такие колодцы были распространены в 17-18 веках. Интересен принцип его работы: для того, чтобы добыть воду следовало зайти в колесо и переступая ногами раскручивать его. Да-да, как белка. Глубина воды при этом иногда достигала двадцати метров.

Надпись «туалет» на фасаде даёт понять, что это не экспонат музея.

Овин, 19-й век. Эти постройки использовались для просушки зерна. В нижней части располагается яма, поверх которой укладываются жерди со снопами. Затем в яме разводится огонь и... Всё сушится.

Шатровые мельницы. Такие мельницы (а их ещё называют голландками) были не очень распространены. Изначально они выглядели как сужающийся к верхней части восьмерик, однако позже основание стало четвериком, более массивным. Это обуславливалось тем, что необходима была большая вместительность.

Для того, чтобы мельница заработала необходимо её развернуть по направлению к ветру. Разумеется, не всю, а только верхний ярус, которому принадлежит горизонтальный вал с крыльями. Делалось это с помощью жердей, который расположены сзади верхнего яруса. Называются они «водило». Несмотря на то, что трущиеся поверхности тщательно смазывались, повернуть ярус даже силой нескольких человек было очень сложно. Поэтому использовали небольшой переносной ворот, который по очереди закреплялся на столбиках, к которым в последствии привязывали само «водило».

Когда мельница не использовалась, то крылья выглядели именно так. А вот при работе на них крепилась парусина. При небольшом ветре крылья могли укрываться полностью, а при сильном, соответственно, нет. Так, изменяя площадь укрытия крыльев можно было регулировать скорость вращения вала (и жерновов, как следствие). Флюгер забавный, да.

Рядом с постройками находится небольшой участок земли, на котором растут сельскохозяйственные культуры. Пугало тоже растёт, да.

Так колосится рожь. Наверное, заметили эту красную церковь, которая периодически попадает в кадр? Немного расскажу о ней.
Давно. очень давно, на этом месте был монастырь Бориса и Глеба. Когда и кем был построен он — не известно. Была в том монастыре церковь. Построенная, правда, в середине 18-го века. По имени монастыря она носила имя Борисоглебская. Через несколько лет монастырь закрыли. А церковь стоит до сих пор.

Так вот. Рожь.

Это дом купца Агапова, который был построен в 18-м веке. Этот экспонат единственный, который не был перевезён из других мест, а изначально был построен на этом месте. В 2011 году он вошёл в число экспонатов музея и был присоединён к его территории.

У касс музея.

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА



Для того чтобы владимирские памятники народной архитектуры обрели вторую жизнь в Музее деревянного зодчества в Суздале, была выполнена большая работа. Со второй пол. 1950-х гг. архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками проводились экспедиции по выявлению и описанию наиболее характерных памятников деревянного зодчества.
Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М. Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося , одного из самых ранних в Суздале - XI в. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773 г.) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751 г.).


Церковь Димитрия Солунского

В 1968 г. исполком областного Совета народных депутатов принимает решение о создании в Суздале Музея деревянного зодчества Владимирской области, после чего процесс выявления таких памятников значительно активизировался. Многие объекты решением областного исполуома ставились на учёт и охрану как памятники деревянного народного зодчества.
Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области. Выявлены 38 построек, из которых 11 рекомендованы к перевозке в музей, остальные – к сохранению на месте. Каждая постройка,планируемая к перемещению, была на месте подробно изучена, описана, сфотографирована.
Проходило довольно длительное время от выявления памятника до его перевозки, реставрации и установки в Суздале, например, от выявления в селе Козлятьево до окончания её восстановления и реставрации в Суздале прошло 10 лет.
Автором генерального плана Музея деревянного зодчества в Суздале и проектов реставрации многих памятников музея стал архитектор Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов. Общее научное руководство осуществлял главный архитектор Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. Разборку и восстановление большинства объектов музея выполнили под руководством прораба Михаила Михайловича Шаронова плотники Суздальского участка мастерской – Юрий Семёнович Кисляков, Владимир Алесеевич Кокин, Герман Григорьевич Ветошкин, Александр Васильевич Андрианов, Анатолий Николаевич Назаров. За большой вклад в реставрацию суздальских памятников М.М. Шаронов в 2006 г. удостоен звания почётного гражданина Суздальского района.
Процесс перевозки, восстановления и реставрации в музее владимирских памятников деревянного зодчества в основном происходил в 70-х гг. ХХ в. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано всё, что дошло до нас из XVIII-XIX вв., не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.
В настоящее время на территории музея (4.2 га) расположено 18 памятников народной архитектуры, включающих церковные, жилые и хозяйственные постройки из 13 населенных пунктов Владимирской области.
Музей деревянного зодчества даёт представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.






Касса музея



Часовня из деревни Бедрино



Часовня из деревни Бедрино Судогодского района Владимирской области. XIX в.
Образец культовых построек типа ротонды.


Часовня из деревни Бедрино

Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трёхчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатёр с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Церковь, возведённая «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в музей являлась кладбищенским храмом Камешковского района (бывший ) и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. До закрытия в 30-х гг. ХХ в. в Воскресенской церкви отпевали покойников и по праздникам проходили службы.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В.Г. Добронравовым в 1893 г.





1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры.
1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей.
1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества.
1983 г. – очистка подполья, антисептирование и перестилка полов.
2004 г. – капитальная реставрация-переборка с заменой сгнившего материала (работы выполнены ОАО «Суздальреставрация»).
2006 г. – реконструкция интерьера сельского храма. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим мконостасом.
2008 г. – освящение алтаря церкви.














Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района Владимирской обл. XIX в. Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором.



Верхний этаж был жилым, нижний - занимала «ткацкая светёлка», рабочее помещение для наёмных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. На первом этаже - ткацкая мастерская. Здесь трудились наёмные работники. В помещении мы видим два ткацких стана, самопрялку, приспособления для перематывания нитей.
ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. После отмены крепостного права в 1861 г. крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер, втягивается в сферу действия акпиталистических отношений, что способствует дифференциации крестьянства на бедное, среднее и зажиточное. На бытовую культуру крестьян, особенно зажиточных, начинает активно влиять город. Наряду с тем, что изба сохраняет традиционную планировку и обстановку (встроенные лавки, полати, печь слева от двери), в ней можно видеть целый ряд предметов городской культуры (швейная машина, лампа - «молния», зеркало и др.).

Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX в.: изба - сени - клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать - символ достатка и благополучия.




Сани


Плуг и соха



Второй этаж


Русская печь

Бабий кут

Передний, «красный» угол










Первый этаж.
Сени и ткацкая светёлка.

Ткацкая светёлка – промысловая мастерская по изготовлению разных видов тканей ручной работы. Во Владимирской губернии во 2-й пол. XIX в. из местных промыслов самых распространенных был ткацкий. Зажиточные крестьяне устраивали у себя на дому ткацкие светёлки. Часто сырье брали в раздаточных конторах на фабриках, туже же сдавали готовую продукцию, иногда работали из своего сырья, а готовые ткани продавали на местных рынках. Работать в светёлке нанимались крестьянки из бедных семей. Тяжелые условия труда, длинный рабочий день, низкие расценки на готовую продукцию характеризовали работу в светелках.
В сенях на сновальной стене перематывали нитки, в бочках красили, применяя в основном естественные красители, в самой светёлке на ручных ткацких станках ткали готовое полотно.








Дом из села Илькино





Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в.
Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка. Фасад украшен глухой резьбой. В доме воссоздан интерьер.
Слева от входа - русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, на печи спали. Перед печью - бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь. Справа от двери находится коник - мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал. По диагонали от печи - передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен - широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лён или занимались рукоделием.
Сени - неотапливаемая часть дома - соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть - неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения - служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор - комплекс подсобных хозяйственных построек - расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.

Двор









Сени




Клеть



Изба

ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки. Настил над дверью - полати, где спали дети. Лавка справа от двери – «коник», где спал, работал, хранил инструменты хозяин. Вдоль стен - неподвижные лавки, над ними – «полицы». На лавке вдоль правой стены работали женщины. Лавка идущая вдоль фасадной стены - парадная «красная». Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера - печь: пространство между нею и фасадной стеной - «бабий кут». По диагонали от печи – «красный угол», украшенный иконами. Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определённый достаток хозяина.


Ясли





Бабий кут

Передний, «красный» угол

Русская печь

Дом с мезонином


Дом с мезонином

Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района Владимирской обл.(2-я пол. XIX в.). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей.
Мезонин - верхний полуэтаж - включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.


Дом с мезонином. Ворота во двор.

Дом с мезонином. Вход с левой стороны.

Дом из села Каменево






Магазин сувениров «Русский лубок»

Дом из села Каменево Камешковского района (XIX в.) - типичный деревенский дом. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата: «1861».

Дом из села Васенино






Дом из села Васенино

Дом из села Васенино Вязниковского района (XIX в.) - типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву.


Русская печь


Бабий кут


Бабий кут

Рукомойник




Передний, «красный» угол


Санки


Коромысло

Крестьянская бытовая керамика. Кон. XIX – нач. ХХ вв.






Дом из села Васенино

Деревянные качели



Колесный колодец



Колёсный колодец из села Кольцово Селивановского района Владимирской обл. Сер. XIX в. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.



Ветряные мельницы

Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района Владимирской обл. XVIII в.






В XVIII – нач. ХХ вв. этот тип мельниц - восьмигранный сруб на четверике - был преобладающим во Владимирской губернии. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди – «воротила».
Привезённые в Суздаль из села Мошок Судогодского района, ветряки XVIII в. стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества.
В мельнице представлены традиционные предметы интерьера: деревянные и металлические меры для зерна и муки, льняное масло в стеклянной бутыли для смазывания механизма, деревянные лопаты и совки, фонарь, грохот и сито, мешки с мукой.



Интерьер создавался в соответствии с тем, как он изображался в художественной литературе, на живописных полотнах. В основу этой научной работы легли воспоминания старожилов, собранные и записанные сотрудниками музея-заповедника.


Макет мельницы в разрезе

Макет мельницы в разрезе выполнен мастером из Суздаля Куликовым В.Е.

Овины - зерносушильни





Овины - зерносушильни из села Никитино Селивановского района Владимирской области (XIX в.).
Овин - двухъярусное сооружение, в нижней части которого находилась печь, а вверху - площадка для снопов.

Амбар-лабаз

Амбар - лабаз из села Мошок Судогодского района Владимирской области (XIX в.). Типичный образец для Владимирского края хозяйственной постройки для хранения зерна и других продуктов.

Мастерская плотника

Почти каждый русский крестьянин умел работать топором, который на протяжении многих столетий оставался главным плотницким инструментом. Кроме топора у плотника были пилы, рубанки, скобели и другие инструменты.
Плотники так умели сплачивать (отсюда и плотник) бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Рядовой плотник мог не только срубить дом, но и сделать для него мебель: столы, лавки, посудные полки и т.д.
На выставке можно увидеть основные плотницкие инструменты XIX – нач. ХХ вв.





Ключи и замки

Крестьянский хозяйственный инвентарь. Кон. XIX – нач. ХХ вв.



Гуси

Беспородные, домашние гуси широко распространены в средней полосе России (Гусака зовут Гаврюша).





Колодец-ворот

Колодец-ворот (реконструкция) – самый распространённый тип колодца на рубеже XIX-ХХ вв. во Владимирской области.



Баня черная из с. Новоалександрово Суздальского района 2-ой пол. XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались "черными" - наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.

Телега





Преображенская церковь




Деревянная Преображенская церковь

Преображенская церковь была построена в 1756 г. в селе Козлятьево Покровского уезда Владимирской губернии (сейчас Кольчугинский район) на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой, демонстрировал финансовые возможности и вкусы заказчицы.
Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в её сооружении участвовали северные мастера.



В храме три престола: главный – Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника.
Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г.
1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация.
1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности.
Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль.
1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви.
1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий.
2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва).
21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель.
Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара.


Сельхозяйственные культуры и травы

Сельхозяйственные культуры и травы традиционные для Владимирской губернии XIX века.




Беседка около дома купцов Агаповых

Дом купцов Агаповых (XVIII в.)


Дом купцов Агаповых

В январе 2012 г. к территории музея присоединили дом купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома кон. XIX в. - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.
См.


Три амбара на сваях XVII в. из с. Польцо







Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных - «День Огурца» , проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.
См. Церковь Николы / Никола Кремлевский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Идея создания музея, посвященного изделиям из дерева и предметам крестьянского быта, возникла в 1960-е годы. Автором разработанного проекта стал Анисимов В.М. – один из сотрудников реставрационного отдела мастерской. Музей разместился на берегу речки Каменка, что на самой окраине города Суздаль, на месте ранее действующего Димитриевского монастыря – наиболее раннего во всем городе.

Музей деревянного зодчества повествует не только о развитии сельской культуры, но также и о бытовой жизни русских крестьян. В город Суздаль были привезены: двухэтажный дом одного богатого крестьянина из селения Лог, что в Вязниковском районе, изба крестьянина из деревни Илькино, что в Меленсковском районе, а также роскошно украшенная изба из селения Каменево Камешковского района.

В представленных избах были выставлены экспозиции, которые подлинно отражают крестьянскую жизнь самого различного достатка – и богатых, и середняков, и бедных. По периметру вокруг изб были выставлены хозяйственные постройки, например, сараи, амбары, овины, колодцы и бани. Не так давно сюда была привезена из Судогородского района мельница, по причине чего состоялось открытие новой экспозиции, представляющей многочисленным туристам неотъемлемую часть составляющей крестьянского деревенского быта.

К музею зодчества относится выстроенная в 1756 году в селении Козлятово, что в Кольчугинском районе, Преображенская церковь. Данная церковь является величественной постройкой в три яруса, центральная часть которого состоит из нескольких восьмериков, расположенных друг на друге. Венчание храма сделано очень лаконично, хотя луковичная главка смотрится очень изящно; при этом она покрыта лемехом. Имеющиеся два боковых придела также завершаются главками, только значительно меньшими по размеру. Вокруг Преображенского храма находятся различные хозяйственные постройки, красиво украшенные при помощи бочарного покрытия. Есть и галерея, несколько приподнятая над уровнем земли и закрепленная к стеновой панели пристройки – на нее ведет просто оформленное, но изящное крыльцо.

При музее действует еще один храм – Вознесенский, привезенный сюда из селения Потакино Камешековского района. Храм был выстроен в 1776 году, когда было выстроено множество церквей подобного типа, особенно во Владимирской губернии. Церковь представляет собой постройку по типу «восьмерик на четверике»; покрытие сделано в виде дощатой кровли, увенчанной миниатюрной главкой. Храм выстроен по форме, напоминающей корабль, что обусловлено наличием трехчастно-осевой композиции: к главному объему относится трапезная комната, с западной стороны к которой прирублена шатровая колокольня, оснащенная крыльцом. Завершение колокольни выполнено при помощи тесового широкого шатра с полицей, а также небольшой главкой, по традиции покрытой лемехом.

К музею деревянного зодчества относится и расположенная за его пределами, в зоне расположения кремля, церковь святого Николы из поселка Глотово Юрьев-Польского района. Она относится к 1766 году постройки - именно с этого храма начался процесс формирования и последующая организация музея.

Зимой в 2012 году к музею был присоединен дом, в прошлом принадлежащий купцам Агаповым, в здании которого была размещена экспозиция под названием «Купечество Суздаля. Портрет в интерьере». Кузница находится на первом этаже здания; в ней представлены необходимые для кузнеца рабочие инструменты, а также изделия и предметы кузнечного промысла. Второй этаж дома полностью воссоздает интерьерное оформление купеческого дома конца 19 столетия. Здесь расположены кабинет и гостиная, имеются подлинные предметы быта и документы.

В летнее время года Музей деревянного зодчества превращается в место проведения самых разнообразных праздников. Общепризнанным и любимым праздником стал День огурца, который отмечается в июле, когда идет процесс сбора огурцов. В ходе проведения праздника выступают самые популярные и талантливые фольклорные коллективы; есть возможность принять участие в конкурсах или играх и получить в подарок сувениры.