Раз уж зашла речь о дорогах, то, как ни вспомнить сегодняшнюю дату в истории нашего дорожного движения. Каким образом осуществлялась регулировка движения в пещерные времена неизвестно, вероятно, тогда еще не было сотрудников ГИБДД и движение на дорогах было более свободным. Особенно в Москве. Шутки-шутками, но вот такой простой вопрос – а как так получилось, что одни ездят по правой стороне, а другие – по левой терзал меня довольно долго. И сегодняшняя дата позволила мне окончательно поставить точки над Ё.

Оказывается, что все очень просто: правостороннее движение на дорогах стало складываться стихийно, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма, в конце концов, закрепилась как норма правостороннего движения.

Исключениями для удобства правой стороны были следующие обстоятельства:

При езде верхом. В этом случае правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае оружие, подвешенное к поясу, не мешает посадке.

Езда в многоместном экипаже. В этом случае, находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Также для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне. Именно превалирование в дорожном движении повозок и послужило причиной левизны старушки-Британии.

В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны».

Так вот, окончательно это было закреплено императрицей Елизаветой Петровной именно в этот день – 5 февраля 1752 года . Она издала Указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

Несмотря на то, что и по сей пору у нас в стране именно такой образ передвижения по дорогам, существуют и общепризнанные исключения, которых насчитывается не так уж и много:

Во-первых, на Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.

Во-вторых, существует разъезд с левосторонним движением в Москве на улице Лескова.

В Третьих, набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге, где стороны движения разделены рекой.

Ну и в завершение экскурса можно отметить, что различия применения правой и левой стороны в разных странах не ограничиваются только автомобильным или пешеходным движением. С разных сторон, например, доят коров и других дойных животных: коров в России - с правой стороны, а в странах Средней Азии - с левой. Вот такие мы во всем правые. А они… нет.

ЧТО ТАКОЕ ПДД?

Дети задают много вопросов и иногда застают взрослых врасплох. Вот ответы на некоторые вопросы, связанные с правилами дорожного движения.

Почему мы ходим по правой стороне дороги?

В давние времена, когда люди передвигались исключительно пешком, причем не по освещенным асфальтированным шоссе, а по мрачным лесным тропам и дорогам, любое путешествие было не безопасным. Голодные лесные звери, свирепые разбойники представляли немалую угрозу путникам, которым приходилось при себе всегда иметь средства защиты - дубинку, топор или меч. Когда один вооруженный пешеход встречал на своем пути другого, каждый уступал другому придерживаясь правой стороны, чтобы в случае опасности удобно было воспользоваться оружием в правой руке. В дальнейшем правостороннее движение вошло в привычку, а позже - стало правилом, которое сегодня существует в большинстве стран мира.

Кто придумал правила дорожного движения?

Когда люди слишком устали от пеших прогулок на дальние растояния, они решили обратиться за помощью к братьям нашим меньшим. Так человек оседлал лошадь, осла, верблюда оленя. Затем появились повозки, телеги, экипажи... Тут-то и возникли первые проблемы: Экипажи сталкивались друг с другом, наезжали на пешеходов. Во избежание подобных неприятностей появилась необходимость как-то упорядочить происходящее на дорогах - ввести ряд строгих правил, защищающих всех участников дорожной жизни. Самые первые правила дорожного движения утвердил великий римский император Юлий Цезарь еще в 50-х годах до нашей эры. Он назначил особых людей, в чьи обязанности входило следить за порядком на оживленных перекрестках Древнего Рима. При возникновении затора на дороге эта команда имела право действовать всеми возможными способами, даже пускать в ход кулаки! Именно Цезарь запретил женщинам управлять колесницами. На Руси правила езды и хождения по дорогам и улицам устанавливались царскими указами. Петр I в 1719 году создал специальные полицейские органы, приказав им следить за соблюдением правил движения в Санкт-Петербурге. Правила постоянно дополнялись новыми пунктами, запрещающими обгонять экипажи на мостах, быть особенно внимательными при подъезде к перекрестку. В1812 году в Москве начали действовать самые настоящие правила дорожного движения, которые ограничивали скорость и обозначали места остоновки экипажей.

Какие правила в других странах?

Сегодня правила дорожного движения есть во всех странах мира. Сначала они во многом отличались друг от друга. Например в Германии водитель должен был при встречи с лошадью не только останавливать машину, но и выключать двигатель, что не испугать животное. А в Англии требовалось чтобы автомобилем управляли как минимум три человека. Более того в некоторых городах перед машиной должен был бежать человек и размахивать красным флагом, предупреждая тем самым окружающих о возможной опасности. После окончания Второй мировой войны, в1949 году, была установлена единая система правил дорожного движения для всех стран мира. В современных ПДД изложены обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

Когда появился светофор?

Предшественником светофора был семафор, использующийся для регулировки движения поездов, которые возникли гораздо раньше автомобилей. Впервые железнодорожный семафор с цветным диском был установлен в Лондоне в 1868 году на улице перед Парламентом. С этого момента и началась история светофора. Со временем к двум основным цветам красному и зеленому добавился и желтый. В 20-е годы первые светофоры появились на улицах Москвы. Сейчас мы можем видеть светофоры для автомобилистов, для трамваев и для пешеходов, а также светофоры оборудованные звуковым сигналом (для незрячих пешеходов) и «таймером», который сообщает нам о том, как долго будет гореть зеленый или красный цвет.

Удивительная причина, по которой в некоторых странах ездят по левой стороне дороги… Вы будете удивлены, но, оказывается, это связано с мечами. Серьезно!

Около 65 процентов населения мира ездит по правой стороне, остальные 35 процентов - по левой. Чем это вызвано? По большей части все дело в развалившейся Британской империи и мечах рыцарей. По крайней мере, так объясняется в следующем видео.

Средневековые рыцари задали тон

Как рассказывают о проблеме разнополярности передвижения по автомобильным современным дорогам в видео Carfection, «понятие прохождения слева» пришло к нам из Средневековья, когда люди начали носить мечи на левой стороне. Если два вооруженных человека с мечами в ножнах шли по не очень широкой дороге, их мечи, висящие на поясах, могли удариться друг о друга.

Мелочь, конечно, но богато украшенные ножны могли поцарапаться, от них мог оторваться декоративный элемент и так далее. Это было не просто неприятно, но даже могло стать причиной конфликта, поэтому в Туманном Альбионе предпочли решить проблему, приняв негласное правило: придерживаемся левой стороны, и никаких проблем не будет.

Поскольку бриты крайне консервативны, традиции сначала стали следовать верховые наездники, затем она распространилась на городские кэбы, запряженные лошадьми, а уже чуть позже - на поезда и автомобили.

Колонизация распространила левостороннее движение


Теперь вспомните о самых известных странах, движение в которых сегодня происходит по левой стороне: Ирландия, Австралия, Новая Зеландия и Индия среди них. Что у них общего? Все они были британскими колониями. Поэтому было бы странно, если бы в этих странах было иное направление движения.

Но что насчет Японии? Там ведь тоже ездят «наоборот». Конечно, Япония никогда не была частью Британской империи, но англичане помогли построить на острове железнодорожную сеть, поэтому левостороннее движение стало нормой и в этой стране.

Вообще, по статистике, 65% автомобилистов в мире движутся как в России, придерживаясь правой стороны. 35% , соответственно, ездят по левой стороне по тем или иным причинам. Это, на секундочку, 2.5 млрд человек . И на всех них теми или иными путями повлияла Великобритания! Действительно, была Великая страна, раскинувшаяся на 1/3 мира…

Еще одно мнение