Сочинение.
Выполнено ученицей 10 «А» класса
МБОУ гимназии №9
Им. С.Г. Горшкова
Шабуня Екатериной
2015-2016 гг.

Цели и задачи:

закрепить знания текста
проследить логику композиции
повторить средства связи между предложениями в тексте
научиться строить план сочинения и соотносить его с текстом

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого
внимания ребёнка; неизгладимо врезывается в душу картина
домашнего быта; напитывается мягкий ум живым примерами и
бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его
окружающей».
И.А. Гончаров «Обломов. Сон Обломова»

«Всё началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением
жить», - так охарактеризовал Андрей Штольц своего друга Илью
Обломова.
Под этим «всё» подразумевается образ жизни Ильи Ильича: его
лежания на диване круглыми сутками, нежелание развиваться и
заниматься хоть какой-нибудь деятельностью, боязнь брать
ответственность на себя, - то есть «обломовщина».
Эта «обломовщина» сначала проявлялась в таких мелочах, как
неумение надевать чулки. Но, постепенно занимая всё большее
место в сознании Ильи Ильича, она довела Обломова до потери
всякого интереса к жизни, к «неумению жить».
Но кто привил «обломовщину» Илье Ильичу? Ответ прост: те, кто
его вырастил, его воспитал, - его родители.

План:

I. Роль воспитания в развитии человека
II. «Всё началось с неумения надевать чулки, а кончилось
неумением жить»
Патриархальные истоки «обломовщины»
Мироощущение родителей
Привычки, загубившие взрослую жизнь
III. «Жизнь родителей в детях»

Роль воспитания в развитии человека

Воспитание всегда являлось определяющим фактором в развитии человека. От того, как вас
воспитывали родители в детстве, какие традиции сложились в вашей семье зависело то, каким
человеком вы станете, когда вырастите. В одном из самых известных романов русской
литературы «Обломов» И.А. Гончаров раскрыл именно проблему воспитания. Он очень точно
и подробно объяснил, как родители, семейные нормы и обычаи могут сформировать личность
человека и убить в нём всякие творческие задатки и жажду к любому виду деятельности.

Патриархальные истоки «обломовщины»

Та атмосфера, в которой воспитывался Илья Ильич Обломов, очень подробна описана в части «Сон
Обломова». Эта часть была написана раньше других, она единственная имеет название. Эти черты
указывают читателю на то, что Сон Обломова действительно является важнейшей частью романа. В ней
даётся ответ на главный вопрос: почему Обломов такой, какой он есть - апатичный и бездейственный?
С самого детства родители прививали Илюше патриархальные ценности. Это проявляется уже в самой
первой и важной черте, отражающей характер ребёнка, его имени – Илья Ильич. Мальчика назвали в
честь отца, по старой русской традиции, а само имя означает «спокойствие, мягкость и размеренность».
Семилетний Илюша был очень активный и любопытный ребёнок. Он был настоящий «почемучка».
Ему нравилось бегать по лесу, пробовать вещи на вкус – он познавал мир всяческими способами, какими
только может это делать маленький ребёнок.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо
врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и
бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей», - так характеризовал
Гончаров маленького Илюшу.
Но почему же перед читателем предстаёт тот самый Обломов, который лежит целыми днями на
диване, ничем не интересуется и ничего не делает? Как из этого весёлого, шустрого и любознательного
мальчика вырос такой статичный и отрешённый от мира Обломов? Ответ прост: таким его воспитали
родители, таким его сделала «обломовщина».
«Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не
представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от
него». – таким было мироощущение обломовцев, и так же воспринимал этот мир сам Обломов.

Мироощущение родителей

Родители мальчика не желали и не могли видеть в нём самостоятельного и деятельного
человека. Сами они являлись типичным примером живущих в своём изолированном мире
апатичных русских помещиков, и своего сына они воспитали таким же.
Мама Илюши пресекла на корню всякие попытки мальчика познать мир. Своей опекой она
«задушила» в нём любопытство и заинтересованность миром. Она запрещала Илюше убегать
далеко от поместья, гулять по лесу, долго играть с деревенскими мальчишками. Своим добрым
желанием защитить и позаботится о сыне она загубила в Илье интерес к жизни. Это вылилось
в то, что Штольц метко охарактеризовал Обломова: “Все началось с неумения надевать чулки,
а кончилось неумением жить”
Отец же не видел в образовании и разностороннем развитии своего сына ничего стоящего.
«Обломовы понимали выгоду образования, но только эту очевидную выгоду. О внутренней
потребности ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось
уловить для своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества», - так относились
жители Обломовки, а потом и сам Илья Ильич к образованию. Мальчик сначала испытывал
яркий и поглощающий интерес к познанию, к различным наукам. Но «обломовщина» брала
своё, и он всегда очень скоро терял его.

Привычки, загубившие взрослую жизнь

Даже к такому популярному в то время хобби, как чтение, Обломов относился без особой
симпатии. «Илья Ильич иногда возьмет и книгу в руки - ему все равно, какую-нибудь. Он и
не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без
которого легко и обойтись можно: от этого ему все равно, какая бы ни была книга; он смотрел
на нее, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать».
Когда Ольга Ильинская при знакомстве с Обломовым спросила, читал ли он что-нибудь,
Илья Ильич прямо ответил, что он не читает романов, и это было правдой. В то время он
почитывал какой-то роман о путешествии в Африку, но он не дочитал и до половины.
Эти детали выдают в Обломове человека, который даже если и начинает что-то делать,
то не доводит это до конца.
Казалось бы, такой сильный мотиватор, как любовь, должен был разбудить Обломова.
Но, нет… Даже любовь к Ольге он не довёл до конца, отказавшись от девушки и,
следовательно, от своей единственной возможности начать жить полной жизнью. Ольга не
смогла искоренить «обломовщину» из жизни Ильи Ильича, что ещё раз доказывает насколько
сильное влияние оказывает воспитание на развитие человека.

10. «Жизнь родителей в детях»

Хотя Обломов и бросил девушку, но Ольга смогла найти счастье в семейной жизни с
Андреем Штольцем. Штольц был единственным лучшим другом Обломова, хоть и являлся
полной его противоположностью. Поэтому, они знали и понимали друг друга, как никто
другой. Именно Штольц впервые произнес слово «обломовщина», который так точно
характеризовал состояние души и разума Обломова, его образ жизни; он первый открыл глаза
своему другу на то бесцельное безделье, из которого состояла жизнь Ильи Ильича.
Каждый человек, который любил Обломова и хоть что-то значил для него, старался помочь
ему побороть самого себя, свои губительные привычки. Каждый из них хотел сделать из
Обломова достойного члена светского общества, который бы любил жизнь в движении смог
бы получать удовольствие от неё. Но ни любовь (в лице Ольги), ни дружба (в лице Штольца)
не смогли сломить в Илье Ильиче те устои, которые ему заложили в детстве его родители.
Семья – вот что определяет характер человека. Не зря русская поговорка гласит: «Жизнь
родителей в детях». Дети всегда являются наследниками и продолжателями своих родителей.
Именно та атмосфера, в которой воспитывался ребёнок, формирует его мировоззрение.
Традиции в семье незыблемы, ничто и никогда не сможет сломить их.

11. Рефлексия

В своём сочинении я проанализировала проблему, затронутую и.А.
Гончаровым в романе «Обломов», - проблему влияния воспитания
на жизнь взрослого человека на примере персонажа романа Ильи
Ильича Обломова.
Это сочинение так же помогло мне отработать навыки составления
плана и соотнесения его с текстом. Выявляя допущенные ошибки, я
повторила способы и средства связи предложений в тексте.

12. Настроение

«Обломовщина» - то, что воспитала
Обломова таким; то, что длится вечно и
оказывает такое влияния на поколения –
ассоциируется у меня с картиной
Сальвадора Дали «Постоянство времени».

Началось все с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить. (Н.А. Добролюбов)

Добролюбов в очень яркой и в то же время лаконичной форме выразил одну из основных мыслей романа.

Конечно же, лень, постоянное лежанье – следствия воспитания. Причины такого поведения были заложены еще в детские годы. Вечные няньки, тетушки, постоянная опека матери как бы задушили в нем резвость, веселость.

Все его детство мы узнаем из части первой главы «Сон Обломова».

Мы застаем героя семилетним мальчиком, утро которого начинается так: «Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».

Видно, что это самая радостная и беззаботная пора в жизни Обломова. Конечно, самые прекрасные воспоминания героя – воспоминания о времени, когда его окружали забота и милые сердцу люди. Но забота эта слишком безгранична. Обломову запрещалось находиться практически везде: он не мог ходить по галерее, на сеновале, бывать в голубятне, на скотном дворе, в овраге.

Детский ум Обломова наблюдал за тем, что происходило в его доме, и запоминал это. Думаю, уже тогда зарождались его привычки, например, послеобеденный сон, обильная трапеза. Да и характер Ильи Ильича уже начал формироваться: мягкий, добрый, доверчивый, хотя бы потому, что он верил в сказки, которые рассказывала перед сном няня.

Позже Обломова стали отправлять на учебу к немцу Штольцу – управляющему села Верхлева. Но бывало, что Илья на полгода прерывал свое обучение из-за весьма сомнительных причин: то вдруг он нездоров, то праздник, то приедут к ним погостить знакомые, то Фомина неделя, то до лета осталось всего две недели – и ездить не стоит. В это время няню уже сменил Захар, и хотя Илья Ильич уже повзрослел, но: «Захарка, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

Нет уже в нем той резвости, но не исчезла еще та детская непринужденность. Но только он захочет сделать что-нибудь сам, как раздаются крики: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»

А однажды Илюша выбежал из дома без картуза и начал играть с другими детьми в снежки. Он весь загорелся этим детским восторгом, который свойственен, наверно, только русским детям во время зимних игр. Но этот огонь горел в нем недолго – в доме случился переполох, за ребенком прибежали дворовые, надели на него тулуп, шубу да еще два одеяла. Дома Обломова «напоили мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной, и продержали дня три в постели, а ему одно могло быть полезно: опять играть в снежки…»

Мы видим, что Добролюбов действительно выразил важную мысль: простое надевание Чулков заставило верить ребенка в то, что всю жизнь за него другие будут выполнять его долг. И он вырос, как говорила Ольга Сергеевна Ильинская, голубем, который прячет голову в крыло от серьезных решений. А без ответственности, твердости и умения принимать решения невозможно жить.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Роман Гончарова “Обломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права.
Роман сразу стал предметом всеобщего внимания как для читателей, так и для критиков. Выделяется оценка романа Добролюбовым. В статье “Что такое обломовщина?” критик назвал роман Гончарова “знамением времени”, а также заметил, что у Гончарова были предшественники в изображении “обломовщины” и сходных с ней социально-нравственных явлений.
В романе Гончаров затронул проблемы, которые выдвинуло время, и показал реальное состояние русского дворянского общества в пореформенный период в России.
Роман “Обломов” - это роман о герое и о явлении, породившем этого героя, - “обломовщине”.
Главное действующее лицо романа - Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, культурный человек, получивший хорошее образование. Так, Гончаров рисует портрет Обломова: “Это был человек лет тридцати двух - тридцати трех, приятной наружности с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. Автор отмечает “выражение усталости и скуки”, нездоровый вид от недостатка движения и воздуха. Для более полного раскрытия характера героя Гончаров во всех подробностях описывает быт Обломова, а вся первая глава посвящена одному дню из жизни Ильи Ильича.
Безразличие к себе и ко всему, что окружает Обломова, наиболее ярко проявляется в описании его кабинета: “По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью: зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память”.
Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова “засалился”, то у Захара- постоянная прореха под мышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лени барина, и для своей нерадивости и лени он всегда находит оправдание. “Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он только желал, чтоб это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т. п...”
Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”. Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и лень. “Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием”.
Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям. Больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.
И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. “А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало...” “Однако... любопытно бы знать..., отчего я такой?” - задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончаров дает в IX главе первой части “Сон Обломова”, которая переносит читателя в пору детства Илюши, в деревню Обломовка, где происходит формирование характера героя, к истокам такого явления, как “обломовщина”.
Деревня - это особый мир, чуждый суетности и потрясениям жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть нарушен никакими бурями и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся порядок. В природе присутствует гармония.
Точно так же была устроена и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жили в “сонном царстве”, где “норма жизни была готова и преподана им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадедушки, с заветом блюсти ее ценность и неприкосновенность” Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию пресекалась, так как для этого был “Захар и еще триста Захаров”. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Покинув Обломовку, “этот рай на земле”, Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после уходит в отставку.
Используя уже известный прием в литературе, Гончаров подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется наиболее ярко.
Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит в него, верит в то, что он способен возродиться к новой жизни, что именно ее любовь изменит его. “Поэма любви” с ее страстями, взлетами и падениями показалась Обломову “претрудной школой жизни”. Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, устранить их он не может - не знает как.
Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потакая ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новой жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга “сняла” с него халат, Агафья же снова “надела”. Но именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов счастлив, так как именно здесь он находит свою Обломовку.
Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни Обломова неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Первоначально он даже хотел назвать роман “Обломовщина”. “Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое... ядовитое”. Автор видит также и причины, породившие это явление, - условия такой поместной жизни позволили помещику не заботиться о “хлебе насущном”. Привычка жить чужим трудом, заложенная с детства, привела к гибели, подавила лучшие начала личности.
Гончаров реалистично изобразил картину русской дворянской жизни, при которой лучшие ценности человека убиваются бездеятельностью. Образ Обломова оказался вневременным понятием, воплотившим в себе лень, апатию, неспособность к самостоятельному действию, и приобрел нарицательное значение.

- 46.50 Кб

Приложение 1. (к уроку Кокшаровой Н.В.)

Пятнадцатое октября.

Сочинение

Да, действительно, всё началось с «неумения надевать чулки». Но что значит это неумение надевать чулки? Наверное то, что главный герой, Обломов, вообще не мог за собой следить и ухаживать, это за него делали другие.. Возникает вопрос: а почему так получилось? На первый взгляд, у него ведь были все возможности вырасти вполне самостоятельным и независимым человеком: он имел такого хорошего друга как Штольц, он учился в нормальной школе, а также Обломов не был таким пассивным, как его родственники, которые ложились спать уже после обеда. Но главный герой не увидел всего того, что преподносила ему судьба. Вернее он увидел, но воспользовался этим совсем не так, как следовало бы. Все свои заботы в школе он переложил на Штольца, именно Андрей делал за него все домашние задания, он рад был помочь своему другу. В итоге, то время, которое Обломов должен был тратить на учебу, он проводил на улице, хулиганил и творил всякие безобразия. Главный герой никогда не заботился о том, что было дома, там всё делала его няня. Она всегда так любила этого мальчика, так пеклась о нём, что не видела в нём никаких недостатков. Я думаю, именно из-за этой чрезмерной любви и свободы он стал таким избалованным, Обломов просто напросто не мог ничему научиться ни в школе, ни дома. Его детство очень повлияло на его будущее. Из названия нам ясно, что Илья Ильич не умел жить. А действительно ли это так? Может быть у него просто не было никакого желания жить? По-моему, ему было лень. И только Штольц мог иногда вывести Обломова из этого состояния, именно он мог его расшевелить. Но это лишь ненадолго, потом всё повторялось вновь. Неужели Обломову так всё надоело, что он почти всё своё время проводит на диване? Из романа мы видим, что ему просто не хватало «человека». Обломов, принимая гостей, в уме анализировал их, и ни в одном он не находил тех качеств, которые хотел бы видеть, каждого он называл несчастным. Казалось бы главного героя вообще ничего в жизни не привлекало. Но нет, это не так. У него была одна маленькая слабость, он любил читать. Хотя, скорее всего, Обломов делал это только от скуки. Он прочитывал всё, что попадалось на глаза. И, в итоге, он стал представлять из себя как бы большую книгу из разрозненных томов. Но разве это принесло ему какую-то пользу? Всё пропало впустую. Главный герой настолько был оторван от всего, что нигде не смог применить свои знания. Обломов больше любил мечтать. Я думаю именно из-за этого он разочаровался в жизни. Наверное, он просто создал у себя в уме какие-то идеалы, которые на смог найти в реальности. В конце концов, Обломову так надоела его спокойная жизнь и эти искания, что он умирает, умирает от скуки. Главного героя становится жалко, ведь по сравнению с другими героями этого романа, он имел самый богатый внутренний мир. Ему не хватало только решительности и приземлённости. Будь у него эти качества, возможно всё получилось бы намного благополучнее.

Двадцатое октября.

Сочинение

И.А. Гончаров написал не много произведений, и «Обломов» одно из лучших. В этой пьесе главным героем является Илья Ильич Обломов.

С первых же страниц мы видим удивительный портрет Обломова говорится о том, что «лежание у Ильи Ильича было нормальным состоянием», человека примерно 32 лет! Живёт он уже много лет в грязной квартире на Гороховой улице, ходит в старом халате и смотрит на свет через грязное стекло. Обломов очень хорошо образован, но он не смог применить свои знания в продвижении по службе. Илья Ильич не любил свецкой жизни, считал, что в погоне за карьерой и деньгами человек теряется. «Чем я виновнее их, лежу у себя дома и не загружаю головы тройками и валетами?» - спрашивал Обломов у Штольца. Илья Ильич любил мечтать – иногда мечтал о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями, иногда воображал себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются.

Что же привело Обломова к такой жизни? Ведь в детстве он был резвым мальчиком. Няня не поспевала за ним и называла его «юлой». Маленький Обломов гулял везде: в саду, на лугу, во дворе, - но всегда был под строгим наблюдением няни.

С самого детства Илья Ильич ничего не делал, ведь у него под рукой всегда было много слуг. Они ничего не давали делать своему барину. Обломов быстро привык к этой жизни и считал это правильным. «Жизнь в его глазах раскололась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья.» Илья Ильич мечтал о жизни, в которой ничего не надо будет делать. Он не занимался ни деревней ни работой, считал, что всё придёт само собой. Обломову было даже лень встать со своего дивана, одеться и пройти прогуляться. Диван стал единственным местом где он чувствовал себя спокойно.

Я думаю, в том, что Обломов стал таким, что жизнь его не удалась, не исполнились мечты, виновато не только его воспитание и чрезмерная опека, но и он сам.

Прожив немало лет, Илье Ильичу становится стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил её зря, но слишком поздно что-либо менять.

Обломов так и не научился жить в этом жестоком мире. Он прожил жизнь, так и не поняв, зачем она нужна. Умный, добрый и чувствительный человек оказался лишним в этом мире.

Пятнадцатое октября.

Сочинение по роману И. Гончарова «Обломов».

«Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.»

С именем Ильи Ильича Обломова связано много споров. Был ли прототип у этого героя? Прав ли Штольц, говоря так об Обломове (см. заголовок).

Илья Обломов – «человек сложный и живой». Доказывают это хотя бы то, что Обломов смог полюбить женщину, смог произвести на неё впечатление. Такая девушка как Ольга Ильинская, не стала бы общаться с человеком, если бы не разглядела в ннем Человека. Стало быть, в Обломове она Человека нашла. Так почему Илья Ильич заканчивает свою жизнь так бесславно, на диване, так и не сделав всего, что ему было предначертано?

Пожалуй, ответ следует искать в детстве героя, в его родовом имении Обломовка. Что из себя представляет это село? Сонный, забытый всеми, закрытый мирок со своим собственным, по-детски наивным и беззащитным укладом жизни. А теперь, что в этот угол попал ребенок. Все дети, как бы ленивы они от природы не были, вечно куда-то спешат, просто в силу непосредственности и любознательности.

Илюша Обломов тоже был подвижным. Однако, жизнь в Обломовке переиначила его характер. Энергия осталась, однако, перестала направляться в нужное русло, да, в сущности, никогда туда и не направлялась.

Итак, после теплого родительского дома Илья Ильич попадает в жестокий светский Петербург. Но пока Обломов не знает о жестокости столицы. Он наивен, предполагает, что начальник – второй отец, а сослуживцы – как братья.

Но это не так. В обществе он тоже ищет доброты и понимания, и нигде не находит. За холодными масками приличия и хороших манер люди прячут искренние чувства, прячут себя. Обломов кричит: «Где человек?», но ищет ли он его? По своей наивности Илья Ильич не думает, что, в силу обстоятельств, люди не показывают своих чувств; он не пытается заглянуть внутрь человека, потому что знает о том, что в душе у каждого может быть много тайн, секретов, волшебных ключей искренности и доброты. Поэтому герой чувствует себя одиноким, разочаровывается в обществе, предпочитает общению с людьми общение с диваном.

Обломова не научили жить, подумали, что, мол и так не пропадет, а может просто не подумали. Потому что так жил его отец, а до него – дед, прадед, и т.д. Но ведь если бы у Ильи был характер, воля, он, хотя бы методом проб и ошибок, стал приобретать опыт, навыки. Обломов сломался. Не нашел, ради чего мучаться, ради чего ставить над собой рискованные эксперименты. И после этого перелома, с Ильей случается удар. Прав был Штольц, когда пытался «разшпинать» героя, ой как прав! Обломов болел страшной болезнью почти с рождения, но лишь после ломания души, болезнь стала хронической.

«Обломовщина» - имя этой болезни. На мой взгляд, у нее два симптома: неумение жить и нежелание жить. Причем, второй вытекает из первого.

Я – русский человек, а всем русским свойственно быть Обломовыми. Я не спорю, что у Ильи Ильича прекрасная душа, но без хватки и опыта Штольца в нашейжизни не прожить. Поэтому пытаюсь вытравить из себя лень и патологическую любовь к дивану и мягкому халату. Я очень надеюсь, что сумею принести пользу людям и не закончу свою жизнь так, как Илья Ильич не оставив после себя ничего.

Четырнадцатое октября.

Сочинение

«Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.»

Илья Ильич Обломов – необычно тонкий душевно и сложный человек, умеющий думать и чувствовать. Почему же тогда Андрей Штольц сказал, что Обломов не умеет жить? Нужно разобраться. Да, в начале сказано, что Обломов – живой человек, однако, живой не физически, а морально. Внешне Илья давно умер. Его тело образно. Оно перестало двигаться, но душа еще жива, и кто знает, может, тело можно воскресить?

Так в чем же проявляется неумение жить? Вроде живет человек, дышит, разговаривает, ест. Почему же тогда не умеет? Надо вспомнить поступок Ильи Ильича по отношению к Ольге? Заставить любимую женщину читать глупое письмо, видеть ее страдания и боль и продолжать наблюдать. Написание такого письма само по себе ужасный поступок. Вот сейчас и можно сказать, что герой не умеет любить. Поняв Илью Ильича, реально представить, что он просто не знал о том, что наносит боль Ольге.

Есть ли вина в этом Обломова? С раннего детства он привык видеть мир миром, в котором все спокойно, все едино, все относится друг к другу хорошо. Но в настоящем мире все совсем не так. Мир – это своего рода грызня собачьей своры за кость или благоволение хозяина. Естественно, молодой Илья ломается от такого отношения. Он привык считать начальника отцом родным.

А в выборе женщины разве не сказалось незнание жизни? Даже незнание себя, незнание своих потребностей? Понимай бы Обломов себя, он никогда не остановил бы свой выбор на Пшенициной, ведь она ответственна за его моральное разложение, а может, даже и за его смерть.

Пятнадцатое октября.

Сочинение

Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.

Неумение жить. эти слова заставляют задуматься. Каждый человек должен знать, ради чего он живет или ради кого. Фраза, которая является названием моего сочинения, произнесена Штольцем. Она стала определяющей для жизни Ильи Ильича Обломова. С самого начала романа автор указывает нам на то, что Обломов ничего не умеет: не умеет надевать чулки, не умеет проявлять инициативу. Поначалу эта немощность Ильи имела только бытовой характер, но потом, когда он вырос и уехал из Обломовки, обнаружилось еще одно, самое главное, последствие обломовског7о воспитания – неумение любить. Обломов, повстречавшись с Ильинской, не знал, как выразить свои чувства, стыдился их. «В отношениях к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, что искать в любви, точно так же как и вообще в жизни», - это высказывание принадлежит Н.А. Добролюбову. Я полностью разделяю мнение критика. Но сравнивая Обломова и Штольца, можно без труда увидеть, что Илья Ильич, не умеющий высказывать свои чувства, все же способен на любовь. Штольц представляется нам железной машиной. Мы не можем говорить о том, что этот человек полностью лишен каких-либо эмоций и чувств, ведь это не возможно. Но с самого детства Штольц учился быть независимым, а независимость неизбежно ведет к одиночеству. Штольц «трудился ради труда», (не замечая) непрерывно учась, узнает все больше нового, стремясь к совершенству. Но он забыл о самом главном – о душе, о любви. Вернее не забыл – Штольц не верил в любовь. Еще будучи ребенком, он четко знал, что ему нужно от жизни. Он не мечтал о настоящей любви. Автор убеждает нас в том, что Штольц не способен на высокие чувства, у него нет цели, он живет ради труда, а, значит, он точно так же, как Обломов, не умеет жить. Разница лишь в том, что это неумение проявилось у Штольца во взрослой жизни, Обломов сталкивался с этим в детства.

Но может ли мы говорить о том, что Обломову изначально было уготовлена такая судьба? Что всем виновато традиционное обломовское воспитание? Безусловно.


Краткое описание

Да, действительно, всё началось с «неумения надевать чулки». Но что значит это неумение надевать чулки? Наверное то, что главный герой, Обломов, вообще не мог за собой следить и ухаживать, это за него делали другие.. Возникает вопрос: а почему так получилось? На первый взгляд, у него ведь были все возможности вырасти вполне самостоятельным и независимым человеком: он имел такого хорошего друга как Штольц, он учился в нормальной школе, а также Обломов не был таким пассивным, как его родственники, которые ложились спать уже после обеда. Но главный герой не увидел всего того, что преподносила ему судьба. Вернее он увидел, но воспользовался этим совсем не так, как следовало бы.

Иванов день прошел торжественно. Иван Матвеевич накануне не ходил в должность, ездил, как угорелый, по городу и всякий раз приезжал домой то с кульком, то с корзиной. Агафья Матвеевна трои сутки жила одним кофе, и только для Ильи Ильича готовились три блюда, а прочие ели как-нибудь и что-нибудь. Анисья накануне даже вовсе не ложилась спать. Только один Захар выспался за нее и за себя и на все эти приготовления смотрел небрежно, с полупрезрением. — У нас в Обломовке этак каждый праздник готовили, — говорил он двум поварам, которые приглашены были с графской кухни. — Бывало пять пирожных подадут, а соусов что, так и не пересчитаешь! И целый день господа-то кушают, и на другой день. А мы дней пять доедаем остатки. Только доели, смотришь, гости приехали — опять пошло, а здесь раз в год! Он за обедом подавал первому Обломову и ни за что не соглашался подать какому-то господину с большим крестом на шее. — Наш-то столбовой, — гордо говорил он, — а это что за гости! Тарантьеву, сидевшему на конце, вовсе не подавал или сам сваливал ему на тарелку кушанье, сколько заблагорассудит. Все сослуживцы Ивана Матвеевича были налицо, человек тридцать. Огромная форель, фаршированные цыплята, перепелки, мороженое и отличное вино — все это достойно ознаменовало годичный праздник. Гости под конец обнимались, до небес превозносили вкус хозяина и потом сели за карты. Мухояров кланялся и благодарил, говоря, что он, для счастья угостить дорогих гостей, не пожалел третного будто бы жалованья. К утру гости разъехались и разошлись, с грехом пополам, и опять все смолкло в доме до ильина дня. В этот день из посторонних были только в гостях у Обломова Иван Герасимович и Алексеев, безмолвный и безответный гость, который звал в начале рассказа Илью Ильича на первое мая. Обломов не только не хотел уступить Ивану Матвеевичу, но старался блеснуть тонкостью и изяществом угощения, неизвестными в этом углу. Вместо жирной кулебяки явились начиненные воздухом пирожки; перед супом подали устриц; цыплята в папильотках, с трюфелями, сладкие мяса, тончайшая зелень, английский суп. Посередине стола красовался громадный ананас, и кругом лежали персики, вишни, абрикосы. В вазах — живые цветы. Только принялись за суп, только Тарантьев обругал пирожки и повара за глупую выдумку ничего не класть в них, как послышалось отчаянное скаканье и лай собаки на цепи. На двор въехал экипаж, и кто-то спрашивал Обломова. Все и рты разинули. — Кто-нибудь из прошлогодних знакомых вспомнил мои именины, — сказал Обломов. — Дома нет, скажи — дома нет! — кричал он шопотом Захару. Обедали в саду, в беседке. Захар бросился было отказать и столкнулся на дорожке с Штольцем. — Андрей Иваныч, — прохрипел он радостно. — Андрей! — громко воззвал к нему Обломов и бросился обнимать его. — Как я кстати, к самому обеду! — сказал Штольц. — Накорми меня; я голоден. Насилу отыскал тебя! — Пойдем, пойдем, садись! — суетливо говорил Обломов, сажая его подле себя. При появлении Штольца Тарантьев первый проворно переправился через плетень и шагнул в огород; за ним скрылся за беседку Иван Матвеевич и исчез в светлицу. Хозяйка тоже поднялась с места. — Я помешал, — сказал Штольц вскакивая. — Куда это, зачем? Иван Матвеич! Михей Андреич! — кричал Обломов. Хозяйку он усадил на свое место, а Ивана Матвеевича и Тарантьева дозваться не мог. — Откуда, как, надолго ли? — посыпались вопросы. Штольц приехал на две недели, по делам, и отправлялся в деревню, потом в Киев и еще бог знает куда. Штольц за столом говорил мало, но ел много: видно, что он в самом деле был голоден. Прочие и подавно ели молча. После обеда, когда все убрали со стола, Обломов велел оставить в беседке шампанское и сельтерскую воду и остался вдвоем с Штольцем. Они молчали некоторое время. Штольц пристально и долго глядел на него. — Ну, Илья?! — сказал он наконец, но так строго, так вопросительно, что Обломов смотрел вниз и молчал. — Стало быть, «никогда»? — Что «никогда»? — спросил Обломов, будто не понимая. — Ты уж забыл: «Теперь или никогда!» — Я не такой теперь... что был тогда, Андрей, — сказал он наконец. — Дела мои, слава богу, в порядке: я не лежу праздно, план почти кончен, выписываю два журнала; книги, что ты оставил, почти все прочитал... — Отчего ж не приехал за границу? — спросил Штольц. — За границу мне помешала приехать... Он замялся. — Ольга? — сказал Штольц, глядя на него выразительно. Обломов вспыхнул. — Как, ужели ты слышал... Где она теперь? — быстро спросил он, взглянув на Штольца. Штольц, не отвечая, продолжал смотреть на него, глубоко заглядывая ему в душу. — Я слышал, она с теткой уехала за границу, — говорил Обломов: — вскоре... — Вскоре после того, как узнала свою ошибку, — договорил Штольц. — Разве ты знаешь... — говорил Обломов, не зная, куда деваться от смущенья. — Все, — сказал Штольц, — даже и о ветке сирени. И тебе не стыдно, не больно, Илья? не жжет тебя раскаяние, сожаление?.. — Не говори, не поминай! — торопливо перебил его Обломов. — Я и то вынес горячку, когда увидел, какая бездна лежит между мною и ею, когда убедился, что я не стою ее... Ах, Андрей! если ты любишь меня, не мучь, не поминай о ней: я давно указывал ей ошибку, она не хотела верить... право, я не очень виноват... — Я не виню тебя, Илья, — дружески, мягко продолжал Штольц, — я читал твое письмо. Виноват больше всех я, потом она, потом уж ты, и то мало. — Что она теперь? — робко спросил Обломов. — Что: грустит, плачет неутешными слезами и проклинает тебя... Испуг, сострадание, ужас, раскаяние с каждым словом являлись на лице Обломова. — Что ты говоришь, Андрей! — сказал он, вставая с места. — Поедем, ради бога, сейчас, сию минуту: я у ног ее выпрошу прощение... — Сиди смирно! — перебил Штольц засмеявшись. — Она весела, даже счастлива, велела кланяться тебе и хотела писать, но я отговорил, сказал, что это тебя взволнует. — Ну, слава богу! — почти со слезами произнес Обломов. — Как я рад, Андрей, позволь поцеловать тебя, и выпьем за ее здоровье. Они выпили по бокалу шампанского. — Где ж она теперь? — Теперь в Швейцарии. К осени она с теткой поедет к себе в деревню. Я за этим здесь теперь: нужно еще окончательно похлопотать в палате. Барон не доделал дела; он вздумал посвататься за Ольгу... — Ужели? Так это правда? — спросил Обломов. — Ну, что ж она? — Разумеется, что: отказала; он огорчился и уехал, а я вот теперь доканчивай дела! На той неделе все кончится. Ну, ты что? Зачем ты забился в эту глушь? — Покойно здесь, тихо, Андрей, никто не мешает... — В чем? — Заниматься... — Помилуй, здесь та же Обломовка, только гаже, — говорил Штольц оглядываясь. — Поедем-ка в деревню, Илья. — В деревню... хорошо, пожалуй: там же стройка начнется скоро... только не вдруг, Андрей, дай сообразить... — Опять сообразить! Знаю я твои соображения: сообразишь, как года два назад сообразил ехать за границу. Поедем на той неделе. — Как же вдруг, на той неделе? — защищался Обломов. — Ты на ходу, а мне ведь надо приготовиться... У меня здесь все хозяйство: как я кину его? У меня ничего нет. — Да ничего и не надо. Ну, что тебе нужно? Обломов молчал. — Здоровье плохо, Андрей, — сказал он, — одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто-нибудь по голове или по спине, так что вскочишь... — Послушай, Илья, серьезно скажу тебе, что надо переменить образ жизни, иначе ты наживешь себе водяную или удар. Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю. Но избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить — все это ты должен и можешь сделать... Я от тебя не отстану. Теперь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Ольги: она хочет — слышишь? — чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы... — Она еще не забыла меня! Да стою ли я! — сказал Обломов с чувством. — Нет, не забыла и, кажется, никогда не забудет: это не такая женщина. Ты еще должен ехать к ней в деревню, в гости. — Не теперь только, ради бога, не теперь Андрей! Дай забыть. Ах, еще здесь... Он указал на сердце. — Что здесь? Не любовь ли? — спросил Штольц. — Нет, стыд и горе! — со вздохом ответил Обломов. — Ну хорошо! Поедем к тебе: ведь тебе строиться надо; теперь лето, драгоценное время уходит... — Нет, у меня поверенный есть. Он и теперь в деревне, а я могу после приехать, когда соберусь, подумаю. Он стал хвастаться перед Штольцем, как, не сходя с места, он отлично устроил дела, как поверенный собирает справки о беглых мужиках, выгодно продает хлеб и как прислал ему полторы тысячи и, вероятно, соберет и пришлет в этом году оброк. Штольц руками всплеснул при этом рассказе. — Ты ограблен кругом! — сказал он. — С трехсот душ полторы тысячи рублей! Кто поверенный? Что за человек? — Больше полуторы тысячи, — поправил Обломов, — он из выручки же за хлеб получил вознаграждение за труд... — Сколько ж? — Не помню, право, да я тебе покажу: у меня где-то есть расчет. — Ну, Илья! Ты в самом деле умер, погиб! — заключил он. — Одевайся, поедем ко мне! Обломов стал было делать возражения, но Штольц почти насильно увез его к себе, написал доверенность на свое имя, заставил Обломова подписать и объявил ему, что он берет Обломовку на аренду до тех пор, пока Обломов сам приедет в деревню и привыкнет к хозяйству. — Ты будешь получать втрое больше, — сказал он, — только я долго твоим арендатором не буду — у меня свои дела есть. Поедем в деревню теперь, или приезжай вслед за мной. Я буду в имении Ольги: это в трехстах верстах, заеду и я к тебе, выгоню поверенного, распоряжусь, а потом являйся сам. Я от тебя не отстану. Обломов вздохнул. — Ах, жизнь! — сказал он. — Что жизнь? — Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда... — То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья! ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнет, как мгновение, а он лег бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! — заключил он, — сколько бы можно было переделать дела! — Ты — другое дело, Андрей, — возразил Обломов, — у тебя крылья есть: ты не живешь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен... — Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их. — Где они, крылья-то? — уныло говорил Обломов. — Я ничего не умею... — То есть не хочешь уметь, — перебил Штольц. — Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет! — А вот я не умею! — сказал Обломов. — Тебя послушать, так ты и бумаги не умеешь в управу написать и письма к домовому хозяину, а к Ольге письмо написал же? Не путал там которого и что ? И бумага нашлась атласная, и чернила из английского магазина, и почерк бойкий: что? Обломов покраснел. — Понадобилось, так явились и мысли и язык, хоть напечатать в романе где-нибудь. А нет нужды, так и не умею, и глаза не видят, и в руках слабость! Ты свое уменье затерял еще в детстве, в Обломовке, среди теток, нянек и дядек. Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить. — Все это, может быть, правда, Андрей, да делать нечего, не воротишь! — с решительным вздохом сказал Илья. — Как не воротишь! — сердито возразил Штольц. — Какие пустяки. Слушай да делай, что я говорю, вот и воротишь! Но Штольц уехал в деревню один, а Обломов остался, обещаясь приехать к осени. — Что сказать Ольге? — спросил Штольц Обломова перед отъездом. Обломов наклонил голову и печально молчал; потом вздохнул. — Не поминай ей обо мне! — наконец сказал он в смущении, — скажи, что не видал, не слыхал... — Она не поверит, — возразил Штольц. — Ну скажи, что я погиб, умер, пропал... — Она заплачет и долго не утешится: за что же печалить ее? Обломов задумался с умилением; глаза были влажны. — Ну хорошо; я солгу ей, скажу, что ты живешь ее памятью, — заключил Штольц, — и ищешь строгой и серьезной цели. Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина: в этом вы ошибались оба. Как она будет довольна! Они простились.