Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Русская матрёшка. Архитектурная роспись

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.

“Приём иноземных послов в Москве”

Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские, марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии. Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В.Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В.Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С.В.Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах. Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью. Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов -- ножом и стамесками различной длины и конфигурации. В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских по изготовлению и росписи русских деревянных матрешек. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и ее окрестностях, где существует обширный рынок сбыта матрешек. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрешки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Возродился и классический образец матрешки с многочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины, главы семейства, представленного со своим потомством. Утратив серьезность и репрезентативность ранних Сергиево-Посадских "семейных" матрешек, современный тип матрешки-семьи, поданный художником с известной долей юмора, приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи -- цыганки, представители различных национальностей, служители культа. Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек. Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды. Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая матрешку как некую изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь матрешку в одежды того или иного изображаемого святого. Характерная черта искусства современной авторской матрешки -- ее живописность. Использовать матрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже веков во времена становления искусства русской матрешки. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.

Традиционный русский сувенир, символ нашей страны матрёшка - совсем молодая игрушка: она появилась лишь немногим более ста лет назад, в 90-х годах XIX века. Однако уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец "национального искусства".

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства (Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина ). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.

Впрочем, в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Возможно, мастер за давностью лет мог запамятовать, кто именно расписывал первую матрёшку. Это вполне мог быть С. Малютин - он в то время сотрудничал с издательством А. И. Мамонтова, иллюстрируя детские книги.Кто придумал матрешку");">*


Первые матрёшки
Музей игрушки, Сергиев Посад

Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века (точно год установить уже вряд ли удастся). В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. Первая матрёшка - девушка в простонародном платье, расписанная гуашью, выглядит очень скромно. Со временем роспись игрушек усложнилась - появились матрёшки со сложными цветочными орнаментами, живописными сюжетами из сказок и былин. Увеличилось и их количество в комплекте. В начале XX века уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 году токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу. В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрёшек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.

Предполагаемый прообраз матрёшки - фигурка Фукурокудзю изображает одного из семи богов счастья, бога ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме, великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он обычно держит посох со свитком.


Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.

Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской - фигуркой святого Дарумы.

В этой игрушке воплощен образ монаха по имени Дарума. Дарума - это японский вариант имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.

Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Это связано с одним интересным ритуалом, существующим по сей день.


Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. На неё загадывают желание, самостоятельно раскрашивая игрушке один глаз. Эта церемония символична: открывая глаз, человек просит у Дарумы исполнения мечты. Весь год Дарума стоит в доме на самом почётном месте, например, рядом с буддийским алтарем. Если в течение года желание сбывается, то в знак благодарности "открывают", то есть раскрашивают и второй глаз Дарумы. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают Дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо Дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых.

Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание.

Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является... неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь-ка! Дарума как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки.

Между прочим, разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. Так, на Руси имели хождение "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея прорабатывается и в фольклоре: помните? - "иголка - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце..."


05.06.2017 18:56 4524

Кто придумал матрешку и почему она многоместная.

Матрешка уже многие годы считается символом России. Она представляет собой разборную, многоместную расписную куклу. Наверняка и у кого-то из вас дома есть такой сувенир. Но кто же придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная?

Существует несколько предположений относительно истории происхождения матрешки. По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.

Выточена эта матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской-магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем Матрена, вернее шутливо-ласковым его вариантом. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая находилась вдоме владельца мастерской Мамонтова.

С Японией связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.

В этой древней стране множество богов. И каждый из них за что-то отвечал: кто-то за урожай, кто-то помогал праведникам, а кто-то был покровителем счастья или искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрые...По японскому поверию, человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствует какой-либо бог.

В связи с этим, в Японии были очень популярны комплекты фигурок-божков. И первой такой куколкой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

"Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" - это полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна вдругую.

И все-таки, настоящей родиной русской матрешки все-таки признан подмосковный городок Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России.Троице-Сергиев монастырь, расположенный в этом городе был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Большую популярность матрешка имела не только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали подделывать русскую куколку.

Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.

Создавали также матрешек и в виде персонажей литературных произведений и сказок."Репка", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич" - это лишь часть из всех. Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство прекратили.С того времени и до настоящего момента выпускаются матрешки традиционной формы.

Стоит отметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются друг в друга. Самыми распространенными были 3-х, 8-ми и 12-ти местные куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка!

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, где изготавливали игрушки,в том числе и матрешек. Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность.Так например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле.

Есть также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка - детская кукла без лица. Затем её начали расписывать - рисовать лицо, одежду.

А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготовливать фигурки-вкладыши.Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид куклы менялся и количество фигурок-вкладышей тоже.Появились даже матрёшки с изображением полководцев, а в наше время президентов и т.д.

Споров о том, где и когда зародилась матрешка - много. Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века - нессомненно. Остается только один вопрос: почему расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги?

Обращая внимание на этот факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему.

В японской культуре есть один персонаж - святой по имени Дарума. Куклы с его изображением тоже безногие. Дарума - это японский вариант индийского имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь.

Так вот, японская легенда гласит, что Дарума медитировал без устали целых девять лет смотря на стену. При этом он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон.

Тогда, Дарума срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь,чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так по легенде вырос настоящий чай.

Однако у этой игрушки от матрешки есть одно важное отличие - она не разборная и не вмещает в себя другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания матрешки.

Разборные фигурки, как в Росии, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так например, на Руси были популярны "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке говорится? - "игла - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".

Вот и выходит, что невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка-матрешка...


Про русскую матрешку написано так много, что можно запутаться во всей информации. Но практически везде упоминается один и тот же рассказ об истории создания русской матрешки. Пишут, что самая первая русская матрешка "родилась" в 1890 году в усадьбе Абрамцево близ Москвы в мастерской прикладного искусства "Детское обозование", это мнение упорно кочует из одной статьи в другую и стало неким мифом. Почему мифом? Да потому, что не все так складно было, как пишут везде.

Одна из первых изданных в России красочно иллюстрированных книг о русской матрешке, ее истории, разных стилях была написана Ларисой Соловьевой. Книга была переведена на другие языки и пользовалась большим спросом в 90-х годах. Но надо признать, что книга была чисто комерческим иллюстрированным альбомом, а не научным исследованием. А для коммерческой идеи важна не только сама голая суть, но и некоторая фабула, история, сказка, легенда, миф.

Это очень большая и в то же время тонкая хитрость торговцев и производителей, как продать нечто, когда это нечто никому уже не нужно, потом, кода спрос насыщен - нужно продавать не сам товар, а некоторую иллюзию, фикцию - людям уже мало обладать просто вещью, имеющей утилитарное или эстетическое назначение, им нужно, чтобы эта вещь служила им признаком их особенности, отличия от других людей. Но оставим эту тему для философов и социологов, не будем лишать их куска хлеба.

Опыт продажи матрешек показывает, что люди намного охотнее покупают не саму матрешку, а рассказ об этой матрешке. В свое время я знал одного человека (не буду называть его имени, он здравствует и поныне и дай Бог ему многих лет жизни), который мастерски рассказывал всякие истории и сказки о всех матрешках, которые он продавал. Люди заслушивались, просили записать или рассказать снова, но он отказывался это делать - он был мастером экспромта, второй раз он уже не мог повторить придуманную им на ходу историю. Он мне сознался, что не помнил этих историй и сказок и забывал тут же, как будто это и не он их сочинил.

Легенда о создании матрешки выглядела красиво, здорово выглядела, но вот когда дотошные исследователи стали "раскапывать" все тонкости, то многое не стыковалось. Не сходилось время, когда первая русская матрешка была выточена и раскрашена, не сходилось авторство самого эскиза, приписываемого Сергею Малютину, не сходилось авторство изобретения самой формы русской матрешки, оно, как известно, приписывается мастеру-игрушечнику Василию Звездочкину. Ну да Бог с ним, с этим авторством, скажем просто - автором матрешки был народ, как авторство множества деревянных игрушек. А то сейчас потомки Звездочкина и Малютина начнут судебный процесс об авторском праве и потребуют свою долю с продажи каждой матрешки, это дело модное и выгодное (конечно выгодное, еще как выгодное, особенно адвокатам).

И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.

Надо сказать, что принцип и технология вытачивания заготовок матрешек остался практически неизменным с тех самых времен, когда стали изготавливаться первые русские матрешки. Главное условие при изготовлении матрешек - использование правильно подготовленной и высушенной древесины. Лучшим материалом для вытачивания матрешек является липа, легкий и податливый материал, но иногда используют ольху и березу, но из этих пород дерева можно изготовить матрешки с небольшим количеством мест в наборе, так как труднее получить тонкую стенку, кроме того матрешки из этих пород получаются тяжелыми.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной, когда еще не началось сокодвижение. Бревна очищают от коры, оставляя в нескольких местах кольцами для того, чтобы предотвратить растрескивание бревен в процессе сушки. Сушка проводится на открытом воздухе, но под навесом, защищающем бревна от осадков и прямых солнечных лучей. Такие условия обеспечивают постепенное высушивание древесины, которое длится 2 года и более - чем больше диаметр бревен, тем больше времени требуется для его сушки.

Когда бревно высушено, его режут на чурки длиной сантиметров 50. Если требуется выточить матрешку большого диаметра, то используют чурку как есть, а если меньшего, то чурки раскалывают на несколько частей, затем их обтесывают топоров, стараясь придать круглую форму. Затем заготовку закрепляют в токарном станке. Станки самые простые, самодельные. В качестве привода использую электродвигатель и ременную передачу, которая передает вращение так называемому стакану, стальному полому цилиндру, в которые забиваются деревянные заготовки. Основная особенность вытачивания матрешки состоит в том, что деревянная заготовка крепится не в двух точках, как это обычно делается при вытачивании изделий из дерева, а в одной, в том самом стакане.

Ну дальше все просто (правда это "просто" осваивается в течении многих лет, начиная с детского возраста, когда начинают вытачивать относительно простые изделия вроде яиц) - сначала заготовка выравнивается, ей придается строго круглая форма. Затем треугольным резцом вытачивается внешний контур матрешки. Затем специальным круюкообразным резцом ("крючком") выбирается внутренняя часть. Причем сначала вытачивается нижняя часть, а затем верхняя (голова), последовательно, так как обе части должны точно подогнаны друг к другу, чтобы плотно закрывались. Хороший мастер все делает "на глаз", улавливая десятые доли миллиметра, все матрешки получаются ровные, практически одного размера.

Матрешка с фабрики "Вятский сувенир"

В России сформировалось много стилей матрешек, но настоящих, образованных не правительственными постановлениями об открытии в каждой республике СССР фабрик по изготовлению художественных изделий, а естественным образом существует несколько. Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов. Более подробно об этих матрешка и истории матрешечных промыслов можно почитать на соответствующих страницах.

Полхов-майданская матрешка

Вскоре матрешки стали изготавливать ив других центрах деревянных промыслов, прежде всего в Семенове под Нижним Новгородом, а затем и в Полховском Майдане в той же губернии, но на самой ее окраине в 250 километрах от губернского центра. Матрешки в этих регионах расписывались в характерном для них стилях, немного простоватом, если сравнивать со Сергиев-Посадской матрешкой, но ярком и красочном, захватывающем глаз ребенка - ведь это все-таки игрушка!

Семеновские матрешки отличались свей характерной вытянутой формой, именно здесь стали изготавлить многоместые матрешки, состоящие из 10, 12, 15 и более кукол. Интересны семеновские матрешки разнообразием форм, под каждого персонажа вытачивались матрешки особой формы. И в Семенове, и в Полховском Майдане для росписис использовались анилиновые красители, обычно употребляемые для окрашивания тканей. Поэтому эти матрешки быля яркие, цвета насыщенные, преобладали желтые и красные тона.