КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ... (Эстонская народная сказка) Шел однажды по дороге бедный старик прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.Решил прохожий зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег.Стукнул в окошко большого дома:– Пустите переночевать!Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.– Сейчас, – кричит, – собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!Пошел прохожий дальше. Увидел бедный, маленький домик, постучался в оконце и сказал:– Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!– Входи, входи! – приветливо отозвалась хозяйка. – Ночуй, только не взыщи: тесно у меня очень.Вошел прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.– Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? – спрашивает прохожий. – Почему ты им новые рубашки не сошьешь?– Куда там! – отвечает женщина. – Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:– Садись, поешь с нами!– Нет, – отвечает прохожий, – не хочу. Сыт я, недавно поел.Развязал он свою сумку, достал все, что было съестного, и, сам угостил ребят. А потом улегся и сейчас же заснул.Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:– Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила.Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно… Целый день мерила и только вечером домерила до конца.Ну, теперь и ей самой и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек.«Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» – догадалась бедная женщина.Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.– Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать! – подумала богачка и закричала:– Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.Загоревал работник и говорит:– Ну, беда мне: не привезу тебя – выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст…– Не горюй, паренек, – отвечает старик, – так и быть, поеду с тобой!Сел в повозку и поехал.А богачка у ворот стоит, ждет не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:– Ложись, дедушка, отдыхай, милый!Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьет, спит, трубочку курит. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает: «И когда только этот старый негодник уберется отсюда!..»А прогнать старика не смеет – боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.На четвертый день, к великой ее радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышли за ворота – и опять ни словечка. Не вытерпела и говорит:– Скажи-ка ты что мне делать сегодня?Посмотрел на нее прохожий и сказал:– Все, что начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула – так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в разные стороны.И чихала она весь день, не останавливаясь:– Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:– Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать...

Тема: Эстонская сказка « Каждый своё получил »

Все мы любим в детстве сказки почитать,
А потом немного помечтать.
Побывать в далёких странах,
На морях и океанах,
И на острове Буяне
В царстве славного Салтана.
Побывать у лукоморья,
Возле дуба посидеть,
Посмотреть, как кот ученый
Начинает песни петь.

Цель : Познакомить со сказками народов Прибалтики

Ход урока

1 Организационный момент.
2 Проверка домашнего задания.

А) - Какой рассказ читали на предыдущем уроке?
-Почему Валентина Александровна Осеева назвала рассказ «Волшебное слово» ?
- Назови главных героев. - На доске иллюстрации (восстанови хронологию событий, переставь иллюстрации). - Найди и прочитай строки о том, какое настроение возникало у людей, когда они слышали «волшебное слово»?
«Лена смущенно бормотала»
«Брат громко смеялся»
«Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке

Изменилась ли жизнь Павлика, после того как он узнал тайну волшебного слова? В чем секрет этого слова.
- Можно ли старичка назвать волшебником?
- Как вы думайте почему старичок решил помочь Павлику?
(Он был мудрым и добрым человеком. Старичок захотел помочь Павлику).
- Какова главная мысль рассказа?
(Ничего не ценится так дорого и не даётся нам так легко, как вежливость).
б) Работа с книгой.
3. Физкультурная минутка.
4. Знакомство с новой темой.
- Как называется новая тема?
- А сказка, которая её открывает?
- Как понимаешь это выражение? - Ставим перед собой задачу на уроках.

Познакомиться с эстонской сказкой « Каждый своё получил»
Продолжить учится вдумчиво и выразительно читать.
Узнать, что эти народы хотели донести до читателей этим произведением

5.1 Словарная работа - Прочитайте задание
- Чтение слов про себя - Вам все слова понятны?
- Хоровое чтение -Дополняю (аршин, кладовая)

5 .2 Чтение сказк и (учитель + два сильных ученика)
- Вопрос перед чтением. Какая это сказка? (волшебная или бытовая)

5 .3 Обсуждение прочитанно г о
- Так какая это сказка? - Понравилась ли вам она? Чем?
- Какие эпизоды больше всего вам запомнились?
- Кого было жалко, кого нет? Почему?
- Почему бедная вдова получила полную кладовую полотна? - Как она встретила старика? (Прочитай) - А хозяйка- богачка? Прочитай.
- Какова главная мысль сказки? « Добро вознаграждается, зло наказывается»
- Совпадает ли главная мысль с названием сказки?
5.4 Домашнее задание. с.40 - 44 чтение и пересказ.

6. Итог урока
- Так что эстонский народ хотел донести до читателя?
Жадный человек, сам себе враг.
Доброе отношение путь к сердцу открывает.
За добро, платят добром.
Аршин Кладовая

Тест
а) утром б) днём в) вечером
2.
3.
а) да б) нет
4.

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина



Елена Сутырина

Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком рекомендуемой художественной литературы для чтения 6-7 летним детям. Конечно, это не означает, что Вы должны читать только эти книги. Важно учитывать и желания и интересы самого ребёнка.

Предлагаемый список художественной литературы:

Русский фольклор .

Песенки. «Лиса рожью шла…»; «Чигарики-чок-чигарок…»; «Зима пришла…»; «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда…»; «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…»; «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы.»; «Федул, что губы надул?.»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван.»; «Сбил-сколо- тил - вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира.

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия . М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир.

«Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин», «Птичка»; П. Соловьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки . А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга…», «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе старушонка…», «Один старикашка с косою…», пер. с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки. Х. К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Произведения для заучивания наизусть.

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой.»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева.

«Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (и другие на выбор родителей)

Для чтения в лицах.

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература.

Сказки. «Белая уточка», рус. из сборника сказок А. Афанасьева;

«Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное…», рус. нар. песенка; А. Блок «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер…» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со сл. Р. Сефа.

Проза . Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бро- сил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин.

«Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Помните, у семилетних детей необходимо:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе , пополняя литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками и скороговорками;

- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги , отождествляя себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора;

- обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);

Помочь детям объяснять основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением;

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников .

Пожалуйста, не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Уделяйте детям как можно больше времени и внимания, помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить»!

Публикации по теме:

Игры по нравственному воспитанию средствами художественной литературы Словесная игра Цель: Активизация словаря: согласование слов в предложении,пополнение словаря прилагательными; делать выводы и умозаключения;.

Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но.

Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в математике». Консультация для воспитателей «Раз – два, раз – два, раз – два – три! Всю считалку повтори! Формирование элементарных математических представлений.

Подготовила воспитатель средней группы МБДОУ№23 Макарова Снежана Сергеевна Цель: закрепить представления детей о сказках (вспомнить названия.

Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы» Паспорт проекта: Автор проекта: воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т. А. Вид проекта: творческий, познавательный Участники проекта: дети 3-4 лет,.

Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе В современном мире суеты и бешеного темпа начинаешь глубоко убеждаться, что книга может стать для ребёнка самым главным помощником в жизни.

Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.

Восприятие художественной литературы в старшей группе 1 неделя: «Как на тоненький ледок», «Николенька- Гусачок»,»Уж я колышки тешу», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз». 2 неделя:.

Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь 1неделя 1. Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского 2. Поэзия. К. Бальмонт. «Осень» 3. Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей» 4. Поэзия. Е.

Значение художественной литературы для детей 3–4 лет. Рекомендации для родителей и воспитателей Значение художественной литературы для детей 3- 4 лет. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, природы.

Библиотека изображений:

Интересна и поучительна эстонская сказка «Каждый свое получил». Мораль повествования заключается в том, что никогда нельзя отказывать людям в их просьбах о помощи, всегда помогайте людям по чистоте душевной, не прося и не требуя ничего взамен. В сказке рассказывается о том, что бедные люди, всегда готовы отдать последнее человеку, которому необходима помощь и внимание, а вот богатые никогда ничего просто так не сделают.

Прочтите сказку о том, как было награждено добро и сердечное отношение к людям, о том, как была наказана злая богачка, очень завистливая и вредная особа, которая не хотела просто так помогать людям в их горестях и бедах, а всегда стремилась заполучить от них выгоду и вознаграждение.

Шёл однажды по дороге бедный старик прохожий. Время было уже вечернее, смеркалось.
Решил прохожий зайти в ближний дом, попроситься на ночлег. Стукнулся в окошко большого дома:
- Пустите переночевать! -
Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.
- Сейчас,- кричит,- собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!
Пошёл прохожий дальше. Увидел бедный, маленький домик, постучался в оконце и сказал:
- Эй, хозяева, приютите меня не одну ночку!
- Входи-входи!- приветливо отозвалась хозяйка.- Ночуй, только не взыщи - тесно у меня очень.
Вошёл прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.
- Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? - спрашивает прохожий.- Почему ты им новые рубашки не сошьёшь?
- Куда там!- отвечает женщина.- Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!... У нас и на хлеб денег нет.
Выслушал её прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:
- Садись, поешь с нами!
- Нет,- отвечает прохожий,- не хочу. Сыт я, недавно поел.
Развязал он свою сумку, достал всё что было съестного и сам угостил ребят. А потом улёгся и сейчас же заснул.

Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:
- Всё, что ты начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!
Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:
"Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!"
И решила она сшить из остатков полотна, которое у неё было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у неё аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?
Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.
Взяла с полки кусок полотна и стала мерить его. Она мерит, а кусок всё длиннее становится, всё конца не видно... Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.
Ну, теперь и ей самой и всем её ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек!
"Так вот о чём говорил мне утром прохожий!"- догадалась бедная женщина.
Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.
"Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать!"- подумала богачка и закричала:
- Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!
Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его, но старик не захотел возвращаться.
Загоревал работник и говорит:
- Ну, беда мне: не привезу тебя - выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст...
- Не горюй, паренёк,- отвечает старик,- так и быть, поеду с тобой!
Сел в повозку и поехал.
А богачка у ворот стоит, ждёт не дождётся. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:
- Ложись, дедушка, отдыхай, милый!
Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьёт, спит, трубочку курит. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает: "И когда только этот старый негодник уберётся отсюда!"
А прогнать старика не смеет - боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.

На четвёртый день, к великой её радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идёт старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота - и опять ни словечка. Не вытерпела и говорит:
- Скажи-ка ты, что мне делать сегодня?
Посмотрел на неё прохожий и сказал:
- Всё, что начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!
Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула - так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.
И чихала она весь день не останавливаясь:
- Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!
Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:
- Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!
И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.

Эстонская сказка

Шел однажды по дороге бедный прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.
Решил прохожий зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег. Стукнул тихонько в окошко большого дома:
— Пустите переночевать!
Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.
— Сейчас,— кричит,— собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!
Пошел прохожий дальше. Увидел бедный маленький домик, постучался в оконце и сказал:
— Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!
— Входи, входи! — приветливо отозвалась хозяйка.— Ночуй, только уж не взыщи: тесно у меня очень, шумно.
Вошел прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.
— Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? — спрашивает прохожий.— Почему ты им новые рубашки не сошьешь?
— Куда там! — отвечает женщина.— Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.
Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:
— Садись, поешь с нами!
— Нет,— отвечает прохожий,— не хочу. Сыт я, недавно поел.
Развязал он свою сумку, достал все, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улегся и сейчас же заснул.
Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощание:
— Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!
Не поняла хозяйка слов прохожего и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:
«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»
И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и спросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?
Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.
Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно. Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.
Ну, теперь и ей самой, и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна на рубашки!
«Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» — догадалась бедная женщина.
Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.
«Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать!»—подумала богачка и закричала:
— Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи-ка вослед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать, не скупясь! Я всегда это говорила!
Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.
Загоревал работник и говорит:
— Ну, беда мне: не привезу я тебя — выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст.
— Не горюй, паренек,— отвечает старик.— Так и быть, поеду с тобой!
Сел в повозку и поехал.
А богачка у ворот стоит, ждет не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:
— Ложись, дедушка, отдыхай, милый!
Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает:
«И когда только этот старый негодник уберется отсюда?»
А прогнать старика не смеет — боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.
На четвертый день, к великой ее радости, утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота — и опять ни словечка. Не вытерпела богачка и говорит:
— Скажи-ка ты, что мне делать сегодня? Посмотрел на нее прохожий и сказал:
— Все, что начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!
Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула — так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.
И чихала она весь день, не останавливаясь.
Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:
— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!
И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.