Товарооборот – это важнейший показатель для предприятия, занимающегося продажей чего бы то ни было. Прежде всего он выражается в денежной форме и характеризует количество реализованной продукции за определенный период. Товарооборот не показывает прибыль, по нему нельзя судить о рентабельности, это просто количественное число, выраженное в товарной форме. Но анализ товарооборота крайне важен для выбора дальнейшей стратегии фирмы.

Классификация

Все виды товарооборота делятся на три большие группы: оптовый, розничный и торгово-посреднический. Каждый из этих сегментов делится на другие подтипы, из-за чего классификация имеет довольно ветвистую форму.

Оптовый товарооборот – это продажа товаров от производителя посредникам, занимающимся последующей перепродажей отдельных партий. Оптовые фирмы играют ключевую роль на рынке. Они позволяют преодолевать препятствия, появляющиеся при транспортировке и хранении товаров во время движения их от производителя к конечному пользователю.

Основная задача оптового предприятия – равномерное распределение необходимых предметов по всем точкам розничной торговли, даже самых отдаленных территориально. В связи с этим выделяют такие подтипы оптового товарооборота: по своему региону, по другим регионам и международный. Более детальную классификацию можно проследить на рисунке.

Розничный товарооборот

Он объединяет все операции, связанные с поставкой товаров конечному потребителю. Продажа в розницу завершает процесс обращения предметов пользования и продуктов питания на потребительском рынке. Поскольку этот вид товарооборота занимает наибольший удельный вес в общей классификации, можно выделить несколько типов доставки предметов конечному пользователю. С более детальной градацией можно ознакомится на следующем рисунке.

Организационная форма может быть совершенно разной. Кроме привычной нам торговли в магазинах и супермаркетах, большую популярность набирают каталоги и буклеты. Постоянно возникают новые формы, например, продажа через соцсети и групповые закупки.

Отличаются также способы оплаты. Уже давно ушли в прошлое те времена, когда в магазине было затруднительно расплатиться карточкой. Теперь даже маленькие ларьки на рынке зачастую оборудованы портативными переносными терминалами. Можно также расплачивается по чекам или брать дорогостоящие товары в кредит.

Значение анализа товарооборота для магазина

Анализ товарооборота выполняется для определения такого ряда задач:

  • с целью изучения динамики продажи и выполнения планов;
  • для определения наиболее влиятельных групп товаров и, наоборот, наименее рентабельных;
  • для изучения факторов влияния на товарооборот;
  • для выявления резервов, что можно еще докупить, а от чего нужно избавляться;
  • для разработки стратегических планов дальнейшей деятельности.

Общая схема, по которой проводится анализ представлена на рисунке.

Общие показатели

Показатели товарооборота служат для установления основных качественных и количественных характеристик работы фирмы за определенный период. От правильности и полноты выполненного анализа зависит дальнейший расчет других экономических показателей. На сегодняшний день все эти задачи выполняются очень просто с помощью автоматизированных программ, которые помогают полностью отслеживать любые изменения в товарообороте и быстро принимать оперативные решения по устранению проблем, если таковые появляются.

К основным показателям товарооборота принято относить:

  • объем ТО в денежном выражении по ценам текущего и планового периодов;
  • ассортиментная структура;
  • ТО за день, месяц, квартал, год;
  • ТО на одного рабочего;
  • время обращения товаров;
  • число оборотов за определенный промежуток времени.

Динамика роста товарооборота

Поскольку товарооборот – это денежный эквивалент всех проданных товаров на одном предприятии за конкретный период, то первый показатель, который необходимо высчитать – это его динамику в текущих ценах. Сокращенно – ДТО. Сравнивать можно любой период времени по формуле:

ДТО = Фактический товарооборот за период в ценах текущих * 100 / Фактический ТО периода, который сравнивается.

Данная формула применима для периодов, в которых цены не менялись. Например, за небольшой промежуток времени – один или два месяца. Если рассматривается квартал или год, то, скорее всего, цены изменились, и поэтому расчёт нужно скорректировать с помощью индекса цен, который высчитывается следующим образом:

I цен. = цена отчетного периода / цена базового периода (принимается как 100%).

Таким способом можно скорректировать фактический товарооборот (формула представлена далее) в текущих ценах:

Ф то в сопост.ценах = (Фактический товарооборот в текущих ценах / I цен.) * 100%.

Скорость товарооборота

У такого показателя, как товарооборот, есть своя скорость. Фактически она характеризует, за какое время уйдут в оборот все складские запасы. Анализ скорости крайне важен для предприятий, торгующих продуктами питания. Благодаря нему рассчитываются сроки хранения, время поставок и окончательные даты реализации. Ведь нужно успеть заказать вовремя товар, чтобы он смог дойти до того, как покупатели раскупят последние остатки, и при этом не нарушить сроки годности. Товарооборот (формула скорости) характеризуется такими показателями:

Число оборотов запасов:

где Т – денежное выражение товарооборота за определенный период, а З – величина товарных запасов.

Время обращения высчитывается в днях:

где D – количество календарных дней, а n – коэффициент оборачиваемости (высчитанный выше).

Ассортимент

Занимаясь торговлей, невозможно не анализировать ассортимент. Каким бы ни было торговое предприятие, маленьким или большим, все равно владелец смотрит, какие товары покупаются больше, какие меньше, какие заказывать впрок, а на какие спрос упадет уже к концу сезона. Ассортиментная политика – это целый раздел науки, при изучении которого можно существенно увеличить рентабельность работы предприятия.

В небольших торговых организациях анализ ассортимента проводится на интуитивном уровне. Методом простого сопоставления и изучения товарооборота узнаются предметы с наибольшим и наименьшим спросом. Но для больших гипермаркетов и оптовых фирм анализ ассортимента играет ключевую роль. И вручную с этим справиться довольно сложно.

У процветающего предприятия все имеет четкий контроль. Каждая единица товара имеет свое место в структуре товарооборота. На таких предприятиях целесообразно анализировать ассортимент с помощью анализа АВС XYZ. Первая половина АВС означает изучение товарных групп на предмет прибыльности, в группу А входят те, кто приносит наибольший доход, С – наименьший. XYZ отвечает за спрос. Так, в группу AX войдут товары, которые покупаются чаще всего и приносят наибольшую прибыль. Если найдутся предметы, вошедшие в последнюю категорию CZ, то от них вообще лучше избавится, поскольку они являются балластом.

Анализ АВС XYZ – это сложный и простой метод одновременно. Проще всего его выполнять с помощью автоматизированных программ. Он дает отличные результаты, которые как нельзя лучше характеризуют розничный товарооборот.

Выводы

Товарооборот – это единственный и наиболее важный показатель работоспособности торгового предприятия, независимо от его размеров и формы организации. Его анализ позволяет судить о результате деятельности и выбирать дальнейшую стратегию фирмы.

При планировании объема продаж магазина в целом очень важно оценить прогнозируемые объемы продаж различных товарных групп и категорий, входящих в состав ассортиментной матрицы.

В условиях, когда на различные товарные группы магазин устанавливает различные торговые надбавки, планирование товарооборота по товарным группам позволит более точно спрогнозировать объем планируемой прибыли магазина.

На сегодняшний день известны несколько методов планирования структуры товарооборота магазина.

Один из них называется экономико-статистическим. Он основан на сглаживании удельных весов отдельных товарных групп и категорий в общем объеме товарооборота магазина за ряд лет.

В табл. приведен пример исходных данных, необходимых для сглаживания удельного веса товарной группы «Бытовая химия».

Таблица

Исходные данные для сглаживания удельного веса товарной группы «Бытовая химия»

Процедура сглаживания осуществляется путем расчета скользящей средней для трех близлежащих лет. В нашем примере мы можем рассчитать три скользящие средние:

Y 1 = (Y 1 + Y 2 + Y 3) / 3 - (10 + 12 + 15) / 3 = 12,3%;

Y 2 = (Y 2 + Y 3 + Y 4) / 3 = (12 + 15 + 16) / 3 = 14,3%;

Y 3 = (Y 3 + Y 4 + Y 5) / 3 = (15 + 16 + 14) / 3 = 15%.

Расчет скользящих средних позволяет определить среднегодовое изменение удельного веса товарной группы в общем товарообороте магазина, которое рассчитывается по следующей формуле:

Δ = (Y n - Y 1) / (n - 1),

где Δ - среднегодовое изменение удельного веса товарной группы в общем товарообороте;

Y n - последний показатель в ряду скользящих средних;

Y 1 - первый показатель в ряду скользящих средних;

n- количество рассчитанных скользящих средних величин.

В нашем примере среднегодовое изменение удельного веса товарной группы «Бытовая химия» в общем объеме товарооборота магазина будет равно:

Δ = (15 - 12,3) / (3 - 1) = 1,35%.

Значение удельного веса товарной группы «Бытовая химия» на планируемый 2011 г. будет определяться как продолжение выровненного ряда средних величин на два шага вперед:

Y 6 = Y 4 + 2Δ = 16 + 2 *1,35 = 18,7%.

Таким образом, исходя из расчетов, в 2011 г. удельный вес товарной группы «Бытовая химия» составит 18,7% и возрастет по сравнению с 2010 г. на 4,7%.

Существует и другой метод для планирования ассортиментной структуры товарооборота. Он основан на расчете коэффициентов эластичности, которые отражают степень изменения товарооборота по отдельным товарным группам и категориям в ответ на изменение общего объема товарооборота магазина.

Пример расчета планируемой структуры товарооборота представлен в табл.

Расчет осуществлялся при условии, что прогнозируемый прирост товарооборота по всему магазину составит 5,2%.

Таблица

Планирование структуры товарооборота магазина

Товарные группы

Товарооборот предыдущего года, тыс. руб.

Товарооборот текущего года, тыс. руб.

Прирост товарооборота, %,

Коэффициент эластичности товарооборота.

Прогнозируемый прирост товарооборота, %.

Планируемый товарооборот следующего года, тыс. руб.

Одежда 100 000 98 000 -2 -1,3 -6,76 91 375,2
Обувь 75 000 82 000 9,3 6,2 32,2 108 404

Хозяйственные товары

Товары для детей

Канцтовары

Прочие товары

Приведем пояснения к расчетам, представленным в табл., на примере товарной группы «Одежда».

Значения товарооборотов предыдущего и текущего годов можно взять из отчетности магазина (в табл. они занесены в столбцы 2 и 3).

Изменение товарооборота рассчитывается Следующим образом:

Δ T одежда = (98 000 - 100 000) / 100 000 *100% = -2%.

Проведенные расчеты показывают, что товарооборот одежды в текущем году сократился на 2% по сравнению с предыдущим годом.

Коэффициент эластичности товарооборота одежды рассчитываем следующим образом:

Е одежда =-2% / 1,5% =-1,3.

Полученный коэффициент эластичности говорит о том, что прирост общего товарооборота в магазине на 1% будет сопровождаться снижением товарооборота одежды на 1,3% при условии сохранения тенденций, наблюдавшихся в последние 2 года. Для большей достоверности можно принимать в расчет значения не за последние 2 года, а за последние 3-5 лет.

Прогнозируемый прирост товарооборота одежды рассчитаем следующим образом:

Δ T одежда прог = 5 2% * (-1,3) = -6,76%.

Полученное значение говорит о том, что при прогнозируемом росте общего товарооборота в размере 5,2% снижение товарооборота по товарной группе «Одежда» составит 6,76%.

Наконец, планируемый товарооборот одежды в следующем году рассчитывается следующим образом:

Т прог одежда = 98 000+ 98 000 *(-6,76%) / 100% = 91 375,2 тыс. руб.

Таким образом, товарооборот одежды в будущем году снизится по сравнению с текущим годом и составит 91 375,2 тыс. руб.

Необходимо понимать, что полученные результаты являются прогнозными значениями и могут отличаться от фактических данных, так как тенденции, наблюдавшиеся в прошлых временных периодах, не могут быть спроецированы на будущий период со стопроцентной достоверностью.

Прогнозирование товарооборота

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия, во многом определяющим степень достижения цели предпринимательской активности, является товарооборот - процесс обмена товара на деньги.

Прогнозирование товарооборота предприятия осуществляется преимущественно на основе анализа результатов его хозяйственной деятельности, при этом динамика общего, отраслевого товарооборота не учитывается. Предлагаемая методика позволяет прогнозировать товарооборот предприятия с учетом изменений общего отраслевого объема товарооборота в разрезе по товарным группам. Основные принципы построения модели оценки динамики товарооборота предприятия.

Определение тенденции изменения, оценка прироста товарооборота и анализ его структуры дают информацию о перспективности направления деятельности предприятия. Методика прогнозирования товарооборота предприятия включает проведение расчетно-аналитической работы по определению и оценке ряда показателей экономической деятельности предприятия. Эти показатели можно использовать для прогнозирования деятельности фирмы и построения стратегии на конкурентных рынках. Так, показатели структуры и динамики розничного товарооборота, позволяют оценивать изменения показателя товарооборота по каждой товарной группе. Показатели доли каждого предприятия на анализируемом рынке, то есть его вклада в общий товарооборот позволяет судить об увеличении или уменьшении степени присутствия каждого торгового предприятия на рынке. Важное значение имеют также следующие индикаторы:

Влияния индекса цен и индекса физического объема на общий розничный товарооборот;

Прогнозного значения общего объема розничного товарооборота;

Инвестиционного потенциала предприятий, характеризующего способность торгового предприятия аккумулировать финансовые средства для развития бизнеса, увеличения масштабов деятельности.

Исходными данными для разработки плана товарооборота торгового предприятия являются результаты экономического анализа предшествующих периодов хозяйственной деятельности, состояние материально - технической базы, материалы изучения спроса потребителей и степень его удовлетворения, индекс цен и другие параметры, характеризующие процессы развития товарного рынка.

В план товарооборота включаются такие показатели, как:

Объем продажи товаров, или услуг;

Прочий расход товаров, включая естественную убыль;

Запасы товаров на начало и конец планируемого периода;

Поступление товарных ресурсов.

Приведенные показатели исчисляются в денежном выражении. Используя балансовый метод, при планировании достигают взаимной увязки показателей, обеспечивая их равенство:

Т + Зк = П - В + Зн

Где, Т - продажа товаров в плановом периоде;

Зк - ожидаемый запас товаров на конец планового периода;

П - поступление товаров в плановом периоде;

В - прочее выбытие товаров в плановом периоде;

Зн - запас товаров на начало планового периода.

При стабильном развитии национальной экономики действенным инструментом планирования служит использование динамических экономико - математических моделей, точность которых во многом зависит от темпов изменения товарооборота. Модели имеют общий вид:

yt+1 = f (yt)

в зависимости от сложившейся тенденции развития товарооборота применяют модели: линейные, степенные, логарифмические.

В современных условиях ведения хозяйственной деятельности использовать подобные модели могут только достаточно крупные предприятия, стабильно и длительное время работающие на потребительском рынке.

При планировании товарооборота по кварталам или месяцам большое значение имеют измерение сезонных колебаний показателя за предшествующие годы и расчет на этой основе индекса сезонности (отношение среднего оборота одноименных месяцев или кварталов к среднему месячному или квартальному обороту за весь период). Индекс сезонности показывает степень отклонения объема товарооборота, какого либо месяца от среднегодового значения показателя.

Товарооборот ОАО «РЖД»

Эффективным с точки зрения обеспечения контроля за работой подразделений является установление плана товарооборота по отделам и секциям. Разрабатывают план товарооборота за несколько месяцев до окончания отчетного периода (в октябре - ноябре). Поэтому используют данные об ожидаемой реализации товаров, для чего к известному фактическому объему товарооборота за 9 или 10 месяцев года, предшествующего плановому, прибавляют уточненные плановые показатели оставшегося периода. Основой прогнозирования является предположение, что закономерность, действующая внутри анализируемого ряда динамики, выступающего в качестве базы прогнозирования, сохраняется и в дальнейшем. Изучение общей тенденции развития можно осуществить, применяя специальные методы анализа рядов динамики. Конкретное использование данных методов зависит от характера исходной информации и предопределяется задачами анализа. Возможности широкого использования в анализе современных электронных программ позволяют выбрать наиболее адекватную модель

Так как компания ОАО «РЖД» является торговым предприятием по предоставлению услуг транспортной перевозки грузов и пассажиров, то основными объемными показателями, характеризующими конъюнктуру, являются грузооборот и пассажирооборот.

Таблица 3

Объемные показатели

Таблица 4

Прогнозирование товарооборота на 1 и 2 полугодие 2010 года

Основой прогнозирования товарооборота предприятия является предположение о том, что в его реализации действуют следующие закономерности. Прогнозируемый прирост общего товарооборота будет распределяться между предприятиями неравномерно, а в зависимости от уже занимаемых ими долей рынка. Любое предприятие может увеличить или уменьшить свою долю на рынке, что во многом зависит от его финансово-инвестиционного потенциала.

Прогнозирование общего розничного товарооборота является фундаментом для составления внутрифирменного прогноза.

В этом материале описывается методика прогнозирования товарооборота вновь открываемого магазина из собственного опыта. После того, как вы определились с тем, чем вы будете торговать, пришла пора просчитать то, насколько привлекателен этот сегмент рынка для розничного торговца и оценить, хотя бы приблизительно, объем продаж, на который можно рассчитывать при открытии нового магазина.

Для начала, необходимо определиться с территориальными границами вашего рынка. Необходимо понять, кто является покупателями того товара, который вы хотите продавать.

Если это продуктовый магазин, к примеру, то покупателями будут являться жители близлежащих домов (микрорайон). Если вы планируете заняться продажей компьютерной или бытовой техники в провинции, то потенциальными покупателями наверное будут являться все жители населенного пункта. При открытии подобного магазина в крупных мегаполисах, рассчитывать придется лишь на какой-то район.

Даже если вы пока не определились с местом и форматом магазина, можно уже прикинуть выручку на которую вы можете рассчитывать, изучив обороты, которые имеют ваши конкуренты.

Самый простой способ определить выручку магазина (с некоторой точностью, конечно), это анализ кассовых чеков магазина. Общий товарооборот магазина можно представить как произведение количества чеков на средний чек: ТО=кол-во чеков*средний чек .

1. Определяем количество чеков.

Если вы внимательно рассмотрите любой кассовый чек, то на нем обязательно увидите порядковый номер продажи. Соответственно, если купить что-то в магазине после самого открытия и перед закрытием, то разница в номерах продаж и будет являться количеством чеков (количеством покупок, обслуженных покупателей) за день.

Как правило, средние продажи имеют недельные колебания (т.е. к примеру, понедельник самый не продажный день, а в пятницу и воскресенье наоборот пик продаж), поэтому, для наиболее точного определения среднего количества чеков в день необходимо проводить контрольные закупки хотя бы в течении недели. Лучше, в течение двух.

Вычисляем среднее арифметическое количества дневных чеков, это и будет среднее количество чеков в день.

2. Определяем средний чек.

Здесь все намного сложнее, чем с определением количества чеков. Если бы у вас уже был работающий магазин со сходным ассортиментом, то ваш средний чек, скорее всего мало бы отличался от среднего чека конкурентов, а пока его нет, приходится импровизировать…

Зная цену товаров, вы можете интуитивно предположить с какой-то погрешностью, сколько оставляет денег средний покупатель. Этот способ сработает при хорошем знании товара, небольших отклонениях цены на предлагаемый ассортимент, и небольшом количестве покупок в день (если количество чеков в день более 100-150, то цена погрешности очень велика).

Можно собрать статистическую информацию, в часы пик, стоя в очереди запоминайте суммы чеков, которые продавцы озвучивают покупателям. Хватит 60-100 чеков, чтобы с хорошей точностью определить среднюю сумму покупки. Лучше всего сделать так: 30 чеков в первом магазине, 30 во втором, 30 в третьем и т.д. Таким образом вы сможете получить средний чек по рынку.

Стоит потратить некоторое время для как можно более точного определения среднего чека, ведь такую работу вам придется сделать всего раз. Средний чек можно применить ко всем конкурирующим магазинам. Реальный средний чек не будет сильно отличаться от среднего.

Взяв магазин схожего с вашим будущим магазином формата (сходная торговая площадь, район), и посчитав по вышеприведенной формуле его товарооборот, вы можете с некоторой долей уверенности рассчитывать примерно на такой уровень и для своего магазина.

Для более точного определения прогнозируемого товарооборота необходимо составить модель:

1. Берем все конкурирующие магазины, участники вашего рынка и просчитываем их месячный товарооборот по приведенному выше способу.
2. Если какая-то часть ассортимента конкурентов представлена в некоторой части у других розничных торговцев (неспециализированные магазины), и их достаточно много, то следует всех их представить как еще одного конкурента со средним товарооборотом от всех ваших конкурентов.
3. Складываем товарообороты всех магазинов, эта цифра будет объемом вашего рынка.
4. Делим объем рынка на количество конкурентов+1 (ваш будущий магазин). Полученная цифра и будет тем товарооборотом, на который можно будет рассчитывать при схожих форматах магазинов.

Для более точных прогнозов нужно оценивать конкурентов, привлекательность их местоположения, сервис, формат.

Предположим, вы открываете магазин в месте с большей проходимостью, чем конкуренты, либо магазин большей площадью, с форматом самообслуживания, тогда как конкуренты торгуют через прилавок, все эти и многие другие факторы помогут оттянуть на себя большую долю прибыли, чем конкуренты.

То есть, не равномерное распределение:

33%- ваш магазин,

33%-конкурент 1,

33%- конкурент 2, а распределение вида 45% – ваш магазин, 25% – конкурент 1, 30% – конкурент 2, к примеру.

Все это работает и в другую сторону, если поблизости крупный сетевой конкурент и еще пара-тройка сильных магазинов, а вы решаете открыть магазин меньшей площадью в этом районе, то конечно же прогнозируемый объем продаж у вас будет намного меньше чем если бы конкуренты были примерно наравне с вами по уровню.

Прогнозируемый товарооборот стоит еще уменьшить на 15% и уже работать с такой цифрой, ведь заниженные ожидания в планировании всегда лучше завышенных. Так же надо понимать, что вновь открывшийся магазин минимум полгода-год будет расти и только спустя это время он достигнет прогнозируемых цифр оборота.

Пример опять же из реальной практики: планируется открыть магазин в некотором районе. Район обособлен от основного города, 5-10 минут езды на автомобиле. Население 90-100 тыс. человек. Понятно, что за какими-то повседневными вещами для них, люди не ездят в город, соответственно, будем рассматривать рынок и конкурентов только внутри этого района.

Из конкурентов 3 магазина и многочисленные продуктовые магазины, приторговывающие частично нашим товаром.

Средний чек по рынку: 205 р.

Производим мониторинг конкурентов:

1 магазин: 76 чеков в день. 76*205=15580
2 магазин: 62 чека в день. 62*205=12710
3 магазин: 54 чека в день. 54*205=11070

Неспециализированные магазины: (76+62+54)/3 * 205 =13120 (эту цифру мы умножили еще на 3, потому что количество продуктовых магазинов очень велико, и в каждом есть стенд, занятый под наш товар). Итого: 39 360.

Общий объем рынка: 15580+12710+11070+39360=78720 /день. (*30 = 2 361 600 р. в месяц).
Если учесть, что некоторая часть населения района все же покупает товары в городских магазинах, то реальный рынок будет даже больше этой цифры.

Нам можно рассчитывать на 2 361 600/7 (3 конкурента 3х кратный обьем торговли в неспециализированных магазинах) =337 371 руб. в месяц. -15% = 286 765 р.

Смотрим… просчитанная заранее составляет 260 000 руб.

Делаем выводы: даже при минимальных прогнозах наш новый магазин будет работать как минимум в ноль, а если учесть, что это первый магазин в районе в формате самообслуживания, расположенный в хорошем месте с большой проходимостью, то можем рассчитывать на вполне радужные перспективы.

В итоге, после открытия магазина, через 2 месяца он выходит в ноль, а по истечении полугода месячный товарооборот составляет более 500 т.р.

Вот с помощью таких простых, не занимающих много времени расчетов можно и оценить перспективы открытия того или иного магазина.

Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП. Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. Прогноз определяет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные задачи планирования развития экономики или работы предприятия. В прогнозировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эффективных программных продуктов делает прогнозирование широко доступным. Механизм прогнозирования ПОП включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики. Прогноз - научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях. Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования: поисковый этап - рассмотрение будущего состояния отрасли при неизменности влияния на нее; целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым. Прогнозы также имеют классификацию по различным признакам: 1.По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы;

  • 2. По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет);
  • 3. По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура явлений;
  • 4. По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.

Прогнозирование выполняет следующие функции: количественный и качественный анализ тенденций развития предприятия - здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции; вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели; оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы. Принципами прогнозирования являются: системность; адекватность; альтернативность. Методы прогнозирования делятся на две группы: -качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов; -количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении. Научно-аналитической стадией прогнозирования является планирование. Комплексно-целевые прогнозы - план. План - мотивированная схема действий по достижению определенных результатов. Прогнозирование спроса осуществляется не только в целом, но и по товарным группам. Товарно-групповая структура спроса - соотношение расходов населения на приобретение различных групп товаров в пределах общего объема платежеспособного спроса. Составным элементом товарно-групповой структуры спроса является спрос на продукцию общественного питания. Спрос на продукцию общественного питания изучается и прогнозируется на уровне отрасли, предприятия. Исследование спроса на уровне отрасли направлено на решение таких задач, как определение направления развития отрасли, прогнозирование и планирование товарооборота в целом по отрасли или по отдельным регионам.