В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». - 2005, № 5..

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов

Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками

Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». - 2005, № 5..

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

Однако, последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и войн. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.

Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики.

Участие в международном сотрудничестве по преодолению глобальных проблем следует рассматривать как специфическую форму продолжения внутренней политики государства за его пределы в мировое геополитическое пространство.

Цели и результаты такого участия свидетельствуют о политической ориентации государства, уровне его социального и культурного, научного и технологического развития.

В наше время речь идет не только о способности отдельных государств, но и всего мирового сообщества найти адекватные ответы на глобальные вызовы его будущему. В данной связи представляется особенно важным определить значение как общечеловеческой проблематики в целом, так и отдельных глобальных проблем для перспектив развития мирового сообщества.

В политической глобалистике традиционно выделяют группу общечеловеческих проблем, связанных со сферой международных отношений. К этой группе с периода возникновения глобалистских исследований относили в качестве центральной – проблему сохранения мира или, как ее еще расширительно обозначают, военно-политическую глобальную проблему. К этой группе также принадлежат проблема экономической отсталости многих развивающихся государств, проблема национализма и этнополитических конфликтов, проблема глобальной управляемости международного сообщества и др.

В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена, по-нашему мнению, следующими причинами:

Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты. Рассмотрим более подробно наиболее важные из них.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов .

Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире» .

Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

Однако, последние террористические акты, прежде всего трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, по своим масштабам и влиянию на дальнейший ход мировой политики стали беспрецедентными в истории человечества. Число жертв, размеры и характер разрушений, вызванные терактами начала XXI века оказались сопоставимы с последствиями вооруженных конфликтов и локальных войн. Ответные меры, вызванные указанными террористическими акциями, привели к созданию международной антитеррористической коалиции, включившей в свой состав десятки государств, что раньше имело место только в случае крупных вооруженных конфликтов и войн. Ответные антитеррористические военные действия также приобрели планетарный масштаб.

В данных условиях глобальная проблема международного терроризма, по-нашему мнению, не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.

9 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Законность принятых решений и необходимость разработки нормативно-правовых документов не вызывают никаких сомнений, но, по свидетельству их авторов, в развитии межгосударственных отношений остаётся еще ряд неопределенностей, в правовом поле зияют дыры, а в некоторых странах эти документы трактуются достаточно вольно, чем пользуются террористы.

Как подчеркивается в публикациях зарубежных ученых, посвященных борьбе с терроризмом, существуют две основные его формы - государственный и международный, которые столь тесно переплетены, что провести между ними четкие грани весьма сложно. Государственные границы не являются преградой для экстремистов. Их международные террористические организации представляют собой уже не просто национальные группировки заговорщиков и фанатиков, а крупные синдикаты с внутренним разделением труда, располагающие "своими людьми" в различных звеньях государственного аппарата, промышленного и финансового мира многих стран. В мире происходит процесс интернационализации и глобализации терроризма, что может подорвать стабильность не только в отдельных государствах, но на субрегиональном и даже региональном уровне. В ходе семинара "Стратегия действий против терроризма в XXI веке", проведенном в октябре 1999 года вашингтонским Центром антитеррористических исследований, обращалось внимание на то, что современный терроризм, располагая новейшими вооружениями и технологиями, превращается в "супертерроризм", несущий угрозу всему человечеству. Особую опасность, по мнению его участников, представляет процесс "легитимизации" экстремистских движений, когда боевики становятся представителями местной власти, как это произошло в Чечне и Северной Ирландии. Кроме того, отмечается такая характерная для последнего времени тенденция, как "исламизация терроризма", причем эксперты подчеркивали, что "новая идеология исламизма" не имеет ничего общего с исламом как религией, кроме терминологии, а объявление "джихада" является попыткой столкнуть христианский мир с мусульманским. С учетом изложенного терроризм, по мнению Дугласа Менарчека из университета национальной обороны США, является "стратегическим преступлением", и признание такого факта должно стать основой для международного сотрудничества в борьбе с ним.

В октябре 1999 года государственный департамент США обнародовал очередной список террористических группировок в мире. Список, обновляемый каждые два года, включает 28 организаций, первое место среди которых занимает группировка, возглавляемая международным террористом Усамой бен Ладеном. Примечательно, что организации, действующие на территории России или бывших республик СССР, в этот список не включены. По заявлению официального представителя госдепартамента Джеймса Рубина, "мы в курсе сообщений о связи между Усамой бен Ладеном и некоторыми боевиками в Дагестане и Чечне, однако фактов, подтверждающих реальное участие бен Ладена или его людей в этом конфликте, а также перечисление им средств для чеченцев у нас нет". Отсутствует в списке и Ирландская республиканская армия. Такова позиция, которую занимает по этому вопросу администрация США.

Что же дальше? Ведущие социологи и военные эксперты западных стран в своих прогнозах все больше склоняются к тому, что международный терроризм можно искоренить только коллективными усилиями. В частности, выдвигается идея создания наднациональной системы, объединяющей антитеррористические силы, в состав которых могут входить управленческая, информационная и силовая структуры - хорошо экипированные контртеррористические части, подготовленные к переброске в неспокойные регионы. Она должна сопрягаться с другими глобальными системами, и кроме того, использоваться для решения специфических задач в миротворческих операциях, имеющих определенное сходство с антитеррористическими.

Опыт показывает, что для борьбы с терроризмом нужно создать профессионально подготовленные, оснащенные современной техникой и оружием разнородные антитеррористические силы, а также координировать их усилия и действия на национальном, региональном и глобальном уровнях, дистанцируясь от прямого вмешательства в гражданскую среду. Однако данная проблема не может быть полностью решена только с помощью репрессивных мер. Для полной победы над терроризмом и искоренения его как социального явления необходимо, чтобы эти меры сочетались с ликвидацией или хотя бы нейтрализацией тех источников, которые питают терроризм, принципиальной неуступчивостью возможному шантажу со стороны экстремистов и одновременным применением всеми странами международно-правовых норм, а также с оказанием содействия лицам, отказавшимся идти таким путем, для возвращения к нормальной жизни.

Проблему терроризма следует решать путём . Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные своего репрезентативного опроса об отношении жителей России к террористическим актам в Волгограде, как они оценивают способность властей защитить население от новых терактов, и как следует решать проблему терроризма. 45% жителей России придерживаются мнения, что можно было предотвратить декабрьские теракты в Волгограде. В свою очередь, 44% респондентов, напротив, склонны думать, что терактов нельзя было избежать и защититься от терроризма невозможно.После первого (октябрьского) теракта в Волгограде так считали 49%.Большинство респондентов (63%) скептически оценивает способность властей защитить население от новых терактов. Лишь треть опрошенных (29%) уверена в том, что российские власти смогут оградить граждан от террористических актов. После взрывов в московском метро 3 года назад, аналогичный ответ дали 36% респондентов (апрель 2010), а после захвата школы в Беслане, 10 лет назад, - 28% опрошенных (сентябрь 2004). Проблему терроризма следует решать только путем уничтожения террористов - такой точки зрения придерживается большинство жителей России (78%). За последние 10 лет мнение жителей России по этому вопросу практически не изменилось (в 2002 году аналогичный ответ дали 70% респондентов). О необходимости ведения переговоров с террористами сегодня говорят лишь 15% опрошенных.

ИА REX : Можно ли согласиться с мнением о том, что проблему терроризма следует решать путём уничтожения террористов?

Сергей Скоков , генерал-лейтенант запаса, начальник Главного штаба — первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС России до октября 2011 года:

Для мести своей святой

Кинжал сирота куёт.

Рождённый тем сиротой,

Кинжал порождает сирот.

Расул Гамзатов

На мой взгляд, опасно и малоэффективно бороться с явлением, которое плохо изучено и не до конца осмысленно. В основе борьбы с терроризмом должна лежать бескомпромиссная политика государства, разработанная на основе научного знания и боевого опыта: нашей стране в самые короткие сроки необходимо создать новые направления в науке и военном искусстве, которые позволят исследовать и понять данное явление. Именно этой проблеме была посвящена моя развёрнутая статья " ", опубликованная ранее на сайте ИА REX. Кроме того, говоря о борьбе с терроризмом, уместно провести аналогию с жизнью наших селян: чем чаще крестьянин косит сорную траву на своём участке, тем гуще и быстрее она растёт. Скосив одну ветвь террористического подполья, мы часто получаем на её месте ещё несколько бандитских групп, что происходит из-за неполного знания явления, наличия внешнего давления и внутренних неразрешённых противоречий. Для многих людей, попавших под воздействие соответствующей деструктивной пропаганды, поиск истины становится возможным только через войну, разрушения и боль - через терроризм. Для других людей, терроризм - в различных его проявлениях - это банальный способ обретения богатства, своего рода бизнес. Для других граждан, обладающих своеобразным иммунитетом, основанным на дос-тойном воспитании и знаниях, терроризм является средством, неприемлемым в мирной жизни.

В конечном итоге, борьба с терроризмом может эффективно вестись различными формами и способами, за счёт привлечения самых разнообразных сил и средств и различных их матричных сочетаний. Может пригодиться и опыт бескомпромиссного уничтожения боевиков, не желающих сдаваться, накопленный нашими специальными службами, особенно на Северном Кавказе. Невероятно важен и опыт президента Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова и главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, которые внедрили и активно используют практику адаптации боевиков. Интересен опыт борьбы, накопленный за последние годы гражданской войны в Сирии. И, конечно же, опыт, накопленный советской властью по укреплению межнационального и межконфессионального мира, опыт собственной подготовки кадров для различных религий. Но в любом случае, на мой взгляд, надо сделать так, чтобы сорной травы не было на нашей родной земле, чтобы везде зеленела сочная, красивая газонная травка, за которой надо будет только ухаживать и изредка подстригать.

Илья Розенфельд , политолог (Израиль):

В Изрaиле предлaгaли и до сих пор предлaгaют ввести смертную кaзнь с кaждым новым витком террорa и дaже создaют и предлaгaют подписaть подобные петиции в Интернете. Мне кaжется, что одним из прaвильных подходов к решению вопросa является понятие "инфрaструктурa террорa", a тaк же, кaк с ней бороться. Инфрaструктурой являются не физические ресурсы и фaкторы, a идеология, побуждaющaя людей совершaть терaкты, вербующaя их. То есть, речь идёт о ментaльном фaкторе. Иными словaми - глaвнaя инфрaструктурa террорa нaходится в голове его вершaщих. A это знaчит, что уничтожив или обезвредив террористa или ячейку террористов, и дaже целую террористическую оргaнизaцию, террор не будет искоренён. Но и у него есть источник - проповедники в мечетях (a в случaе еврейских террористов в Изрaиле - проповедники в еврейских религиозных институтaх, зa которыми следит "еврейский отдел" ШAБAКa - Службы общей безопaсности). Поэтому, нa мой взгляд, следует искaть виновaтых не в сaмих террористaх и их семьях (которые тоже живут в стрaхе и не всегдa считaют, что их дети погибли зa веру), но в тех, кто их готовит и финaнсирует. Не исключено, что в духе конспирологии, поиски могут привести в очень необычные влaстные, силовые и финaнсовые структуры с, кaзaлось бы, противоречивыми интересaми.

Кирилл Мямлин , публицист:

Проблему терроризма можно решить изначально восстановлением социальной справедливости и восстановления норм морали. Нужно обратить внимание на то, кто сегодня становится террористами - зачастую коренные русские. Почему? Россия, оккупированная «лицами либеральной национальности», где не объединённая никем нация, на фоне предательского антихристианского правящего режима и коллаборационизма церковных иерархов, начала массовый переход в радикальный ислам - как формы протеста против «профессионального потребительства» и непрекращающегося действа по заталкиванию страны в «мировое цивилизованное» на условиях нации второго сорта. Собcтвенно, отсюда переход Русских в радикальный ислам - предлагающий с одной стороны «умму» - сообщество единоверцев, готовых помогать друг другу, как то требует религия, с другой стороны - протестную организацию, организованное полувоенное образование и религиозную секту, основанную на строгих принципах, противопоставляемых окружающей действительности, в которой человек не видит никаких перспектив. То, что это движение спонсируется мировоззренчески и материально в т.ч. из-за рубежа, дела не меняет. Поскольку террорист-исполнитель сегодня - это не засланный шпион, которого не жалко, а граждане нашей страны. Поэтому "останавливать терроризм убийством террористов" - равнозначно отрезанию кусков от самих себя - пока полностью себя не разрежем. Кстати, террор выгоден не только "глобальным манипуляторам" - но и туземным властьпридержащим. Поскольку периодические сообщения о "ликвидации террористов" поднимает их рейтинги и заставляет "овец жаться ближе к пастухам".

Юрий Юрьев , политконструктор:

C теми, кто сам себя перевёл в статус террориста, говорить уже не о чем. А с теми, кто может стать террористами, нужно говорить. И говорить откровенно. Чем больше обсуждать проблемы каких-либо заступников, тем меньше придется осуждать каких-либо преступников. Кстати, общение способно выявить асоциалов на ранних стадиях. Как правило их отличает безудержная эпатажность, этакое эмоциональное стяжание вопреки желаниям остальных и за их счёт. Как только человек проявляет неуважение к людям, культуре, этикету и остальным цивилизационным накоплениям человечества - он уже засвечивается как полагающий остальных кормом.

Рассматривая способы стабилизации политической системы: политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, силовое давление, в современном российском обществе в борьбе с терроризмом сформировались преимущественно две стратегии.

Первая - исходит из необходимости «мягких» политических решений, принятых на многосторонней основе, нацеленных на вовлечение опасных режимов, а подчас и организаций ведущих вооруженную борьбу и не брезгующих террористическими акциями в международные структуры и усилия, формирование у них системы новых мотиваций, нейтрализующих деструктивные элементы в поведении, как на мировой арене, так и в региональном пространстве.

Вторая - делает ставку на силовые методы. Её исходным положением является представление о том, что угрозы, порождаемые терроризмом слишком опасны, а политическое решения, даже если они в конечном итоге достигают своей цели, слишком медленны.

Террористы и подчиняющиеся их режиму должны быть ликвидированы. То есть наиболее действенный способ борьбы с террором - полное физическое уничтожение террористов. Однако какая бы стратегия борьбы с терроризмом в России не была бы доминирующей, подчеркивается необходимость учета универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

Законность;

Комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

Принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременно оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий; принцип минимальных уступок террористам.

В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях; принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции; принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Необходимо отметить о неготовности правоохранительных органов к противодействию резкому всплеску преступности, в том числе насильственной, так и совпадение ее по времени с затяжным реформированием органов государственной безопасности России, что не могло не сказаться на снижении эффективности их противодействия террористическим угрозам.

Рост числа особо опасных насильственных преступлений с элементами террористической направленности ставит вопрос о причинах и условиях, способствующих этому явлению, но применительно к России, этот вопрос изучен явно недостаточно.

Следовательно, эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы. Действенность этой системы мер в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, которые совершаются в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.

Терроризм, как явление, одна из основных содержательных, сущностных сторон которого - устрашение политических или иных противников, известен человечеству с давних времен. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны считается центральной, стержневой особенностью насильственного воздействия, называемого терроризмом. География совершения террористических актов показывает ее безграничность и серьезность: Чеченская Республика - 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); Республика Ингушетия - 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); Республика Дагестан - 77 терактов (убито 45, ранено 132); Республика Северная Осетия-Алания - 7 терактов (4 убито, 2 ранено); Карачаево-Черкесская Республика - 3 теракта (2 убито); Кабардино-Балкарская Республика - 8 терактов (23 убито, 47 ранено).

Российская статистика возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности за терроризм (имеется в виду только ст. 205 УК, основной состав террористического преступления, хотя их перечень не исчерпывается им) показывает, что: в 2000 г. в России возбудили 20 уголовных дел в отношении 10 лиц; в 2001 г. - 135 дел в отношении 24 подозреваемых; в 2002 г. - 327 дел в отношении 40 лиц; в 2003 г. - 360 дел в отношении 65 лиц; в 2004 г. - 561 дело в отношении 63 лиц; в 2005 г. - 265 дел в отношении 43 лиц; в 2006 г. - 203 дела в отношении 68 лиц.

Мировое сообщество испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма. Не застрахована от него и Россия. Поэтому, безусловно, правильно российский законодатель относит террористический акт (ст. 205 УК РФ) к наиболее опасным преступлениям. Проведённое исследование позволяет сформулировать ряд теоретических и прикладных положений, касающиеся совершенствования уголовно-правовой борьбы с террористическими актами.

В правоприменительной практике необходимо правильно разграничивать термины «террористический акт», «терроризм» и «акт терроризма». Уголовно-правовое понятие террористического акта в свете изменений Федерального закона от 27 июля 2006 года №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» даётся в части 1 статьи 205 УК Российской Федерации. Теперь при характеристике понятия «террористический акт» следует иметь в виду, что этим понятием должны охватываться не только посягательства на жизнь государственных или общественных деятелей. Террористический актом являются любые насильственные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, против любых лиц, если они сопряжены со стремлением оказать воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Террористическим актом также является угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом преступного посягательства при террористическом акте являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества. Безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В связи с этим террористический акт как уголовное преступление, предусмотренное статьёй 205 УК Российской Федерации, входит в группу преступлений против общественной безопасности главы 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Непосредственным объектом террористического акта являются отношения, обеспечивающие общественную безопасность. В рамках этих отношений альтернативными дополнительными непосредственными его объектами являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, либо отношения собственности, не связанные с порядком распределения материальных благ.

Объективная сторона террористического акта альтернативно имеет одну из двух форм: совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, или угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Оконченным террористический акт в первой форме является с момента наступления последствия в виде указанной опасности, а во второй - с момента выражения угрозы.

Субъект данного преступления - лицо, достигшее 14-ти лет, вменяемое. Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны терроризма является цель, в качестве которой альтернативно выступают: оказание воздействия на принятие решения органами власти или оказание воздействия на принятие решения международными организациями. Мотивы действий террориста не имеют значения для квалификации содеянного.

Квалифицирующими признаками террористического акта, согласно части 2 статьи 205 УК, являются совершение его: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК); б) с применением огнестрельного оружия.

К особо квалифицирующим признакам террористического акта в соответствии с частью 3 статьи 205 УК относятся деяния, совершённые: а) организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК); б) если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия; в) если они сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Проведённое исследование позволяет сделать некоторые предложения по совершенствованию действующей уголовно-правовой защиты от совершения террористических актов.

Во-первых, как отмечалось, отдельные правоведы высказывают мнение о неточной конструкции объективной стороны этого преступления. Взрыв и поджог, по мнению этих авторов, создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Такое описание признаков объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно неравнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания.

Помимо этого, в части 1 статьи 205 УК необоснованно, ограничивается круг объектов воздействия с целью принятия выгодных для террористов решений. Преступники могут оказывать воздействие на международные организации и с чисто политическими целями, например, осложнения отношений России с другими государствами или провоцирования военных конфликтов с ней. Но в этом случае содеянное должно быть предусмотрено самостоятельной нормой, включенной в главу 29 УК («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»).

Незаконному воздействию могут подвергаться также частные лица в тех же целях, когда они вправе самостоятельно принимать решения или влиять на принятие решений, выгодных террористам, органами власти и организациями.

Все это свидетельствует о необходимости совершенствования редакции статьи 205 УК. В связи с вышеизложенным предлагается следующая редакция её диспозиции:

«1. Террористический акт, то есть подготовка взрыва, поджога или иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие органами власти, организациями или физическими лицами решений, выгодных террористам, либо удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) других интересов, - …»

Во-вторых, необходимо ужесточить условие освобождения преступника от уголовной ответственности, указанное в примечании к статье 205 УК, применив опыт белорусского уголовного закона.

Как указывается в примечании к статье 205 УК РФ, лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. При этом, как отмечалось, при неудачной попытке предотвращения акта терроризма, если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим, предотвратить акт терроризма не удалось, на данное лицо, по мнению многих правоведов, должно распространяться действие примечания к статье 205 УК. Для того, чтобы устранить споры о том, должно или не должно распространяться действие примечания к статье 205 УК на лицо, которое способствовало предотвращению осуществления акта терроризма, но предотвратить данный акт всё же не удалось, данное примечание следует изложить в следующей редакции: «Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке действий, предусмотренных настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности за указанное преступление, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом предотвратило акт терроризма».

По данным MIPT Terrorism Knowledge Base статистика террористических актов в мировых масштабах возросла. Лидером по количеству терактов стал Кашмир - 920 случаев, которых ранено 2 208 человек, убито 1 236 человек. На втором месте стоит Северная Ирландия - 561 совершенный теракт, 105 раненых, 17 погибших. На третьем месте - Чечня - 220 случаев террористических актов, 768 человек ранено, 362 погибли. С 2000 по 2006 год общее количество совершенных терактов составило 14 934 Официальные данные: Национальный антитеррористический комитет.