Фольклорный театр - традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д.

В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеатральный и театральный этапы народного драматического творчества.

К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах.

В календарных обрядах - символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, на зимние Святки по деревне тянули плуг, "посевали" в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву.

Свадебный обряд также представлял собой театрализованную игру: распределение "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа изображать счастье и довольство. Однако свадебный обряд не воспринимался народом как театральное действо.

Специфические признаки фольклорного театра - отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления. Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.

БАЛАГАН

Во время ярмарок строились балаганы. Балаганы - временные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых представлений. В России они известны с середины XVIII в. Балаганы обычно располагали на рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с которого артисты (обычно два) или дед-раёшник зазывали публику на представление. Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям.

ТЕАТР ПЕРЕДВИЖНЫХ КАРТИНОК (РАЁК)

Раёк - вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.).

Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам "дед-раешник" - "по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода"

Театр Петрушки

Театр Петрушки - русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, на юге - Ваня, Ванька, Ванька Ретатуй, Рататуй, Рутютю (традиция северных районов Украины). Театр Петрушки возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелл о, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах.

Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.

Об устройстве театра Петрушки Д. А. Ровинский писал: "У куклы корпуса нет, а только подделана простая юбчонка, к которой сверху под-шита пустая картонная голова, а с боков - руки, тоже пустые. Кукольник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки - первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом" .

Характерные черты внешнего вида Петрушки - большой нос "крючком", смеющийся рот, выступающий подбородок, горб или два горба (на спине и на груди). Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой, на ногах щегольские сапожки; или из шутовского двухцветного клоунского наряда, воротника и колпака с бубенчиками. Кукольник говорил за Петрушку с помощью пищика - приспособления, благодаря которому голос становился резким, визгливым, дребезжащим. (Пищик изготавливался из двух костяных или серебряных выгнутых пластиночек, внутри которых укреплялась узкая полоска полотняной ленточки). За остальных действующих лиц комедии кукольник говорил своим естественным голосом, отодвигая пищик за щеку.

Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность. О Петрушке М. Горький говорил как о непобедимом герое кукольной комедии, который побеждает всех и вся: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен.

Образ Петрушки - олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, помещиков, начальства. Представление сопровождалось музыкальными вставками, иногда пародийными: например, изображениепохорон под "Камаринскую" (см. в Хрестоматии "Петрушка, он же Ванька Рататуй").

Вертеп

Кукольный театр вертеп получил название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (старосл. и древнерус. "вертепъ" - пещера). Первоначально представления вертепа были только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях

Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней - обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа.

Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голуббй бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных. Нижняя, часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т.п., посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода.

В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами - персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол вырезали из дерева (изредка лепили из глины), красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях.

Текст драмы произносил один кукловод, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию представления несколькими актерами.

Представление в вертепе состояло из мистериальной драмы "Царь Ирод" и из бытовых сцен.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР - Театр, созданный непосредственно самим народом, бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным народным творчеством. В процессе историч. развития художеств. культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр. иск-ва, является нар. театр. творчество.

Фольклорный театр - традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеат-ральный и величавый этапы народного драматического творчества. К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. В календарных обрядах - символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, для зимние Святки по деревне тянули плуг, "посевали" в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву. Свадебный обряд также представлял собой; театрализованную игру: порядок "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа обозначать счастье и довольство. Однако свадебный чин не воспринимался народом как театральное действо. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина - в мужскую, рядились в животных, особенно нередко в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы.



Балаган - временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Часто также временная лёгкая постройка для торговли на ярмарках, для размещения рабочих в летнее время. В переносном смысле - действия, явления, подобные балаганному представлению (шутовские, грубоватые). Балаганы известны с XVIII века.

Вертеп - народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII - начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

У украинцев, белорусов и русских представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр.

В отличие от «театра Петрушки», управление куклами происходит снизу

Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем - эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене - ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Cцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора - на торговых площадях.

По сути, двухъярусный ящик 1х1.5м, на ярусах двигались куклы.

Театр Петрушки - Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

В отличии от Вертепа, ширма – не ящик, а окно со «шторами». И человек, который управлял куклой в театре Петрушки мог показываться публике сам и разговаривать с собственной куклой.

Раёк - народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.

Высшим проявлением народного театра является народная драма. Первые народные драмы создавались в XVI–XVII веках. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были "Лодка" и "Царь Максимилиан". Разыгрывались также народные бытовые сатирические драмы ("Барин", "Мнимый барин", "Маврух", "Пахомушка" и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными.

Некоторые из народных драм носили исторический характер. Одна из них – "Как француз Москву брал».

Райком кормился дедушка, Москву и Кремль показывал... (Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

Райком кормился дедушка,

Москву и Кремль показывал...

(Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

На ярмарочной площади - беспорядочное движение: не смолкает говор, доносится музыка из балаганов. В толпе появляется бойкий мужичок. Он везет тележку, на ней - разукрашенный ящик размером аршин на аршин. Остановился. Вокруг него собираются жаждущие развлечений. В ящике - два отверстия с увеличительными стеклами. Заплати копейку - и можешь смотреть в них. Внутри картинка, а хозяин ящика объясняет, что изображено: «...Барская фамилия по улицам Палермо чинно гуляет и нищих тальянских русскими деньгами щедро наделяет. А вот, извольте посмотреть, андермандир штук - другой вид. Успенский собор в Москве стоит. Своих нищих в шею бьют, ничего не дают». Картинки сменяют одна другую, идут новые пояснения...

Такое зрелище появилось на Руси в начале XIX века. Ящик, в котором с валика на валик перематывалась полоса с картинками, назывался райком или косморамой, а хозяин его - раёшником.

Представление пользовалось огромным успехом на гуляньях и ярмарках: это подчеркивали в своих произведениях многие русские писатели. А.И. Левитов, например, в очерке «Типы и сцены сельской ярмарки» описание этого зрелища заканчивает фразой: «Толпа ревела от удовольствия...»

Существует несколько версий происхождения райка как вида зрелища. Академик А.Н. Веселовский считал, что образцом для них послужили вертепы, где действовали рисованные фигурки. Историк И.В. Забелин утверждал, что ящик с отверстиями - космораму занесли к нам с Запада бродячие артисты. Как бы то ни было, можно предположить, что первыми раёшниками у нас стали офени, коробейники, продававшие лубочные картинки. Чтобы товар шел быстрее, они привлекали внимание покупателей тем, что давали шутливые пояснения к содержанию лубков. А лубочные картинки были действительно интересными.

Для показа в потешных панорамах, или райках, избирались картинки на самые разные темы. Портреты русских императоров, полководцев, а также, например, шута Балакирева, Александра Македонского, былинных богатырей, самого Адама и т. п. Демонстрировались изображения различных событий прошлого и настоящего, войны, стихийные бедствия: Синопское сражение и извержение Везувия, схватка с черкесами и комета Бела, «которая чуть нашу планету хвостом не задела»; нечто любопытное: «Полет на воздушном шаре», «Охота на львов в Африке», «Прогулка на слоне в Персии» и тому подобное.

Естественно, каждый раёшник, чтобы привлечь к себе внимание, старался сделать свои выступления позанимательнее, позабавнее. Для этого он вступал со зрителями в шутливые диалоги, используя приемы, манеру поведения дедов-зазывал на раусах балаганов и других балаганных комиков.

Например, хозяин райка, дающий пояснения к одной из картинок, произносит:

А вот два дурака дерутся, третий стоит да смотрит.

Припавший к оконцу в ящике удивляется:

Дяденька, а где третий?

А ты-то!?

Бытовые сценки чаще всего окрашивались юмором грубоватым, но очень понятным простому люду. Высмеивались лень, жадность, лукавство, претензии безродного выглядеть аристократом. Часто потешались над франтом и его «зазнобой»: «Вот, смотрите в оба: идет парень и его зазноба. Надели платья модные да думают, что благородные. Парень - сухопарый, сюртук где-то купил старый, за целковый, и кричит, что он новый. А зазноба - отменная: баба здоровенная, чудо красоты, толщины в три версты, нос - в полпуда да глаза - просто чудо: один глядит на нас, а другой в Арзамас. Занятно!»

Даже о событиях, которые, казалось бы, совсем не дают повода для веселья, «потешники» все равно старались рассказать как можно забавнее: «А вот пожар Апраксина рынка. Пожарные скачут, в бочках полштофы прячут; воды не хватает - так они водкой заливают, чтобы поярче горело!»

Но, конечно, далеко не всё в выступлениях раёшников сводилось к шуткам. Существовало, например, патриотическое направление, которое получало развитие во время войн. О победах российской армии говорилось с гордостью и пафосом. Показывая рисунок перехода русской армии через Альпы, раёшник восклицал: «А вот отрадная картина! Наш родной Суворов переходит через Чертов мост. Ура! Бери в штыки!» И с какой пренебрежительностью хозяин райка повествовал, скажем, о Наполеоне, нарочито искажая слова для большей потехи: «Я вам доложу: французский царь Наполеон, тот самый, которого наш Александр Благословенный сослал на остров Еленцию за худую поведенцию».

Часть публики с интересом разглядывала картинки с видами Москвы, Петербурга, Парижа, других городов. Слушали: «Это, извольте смотреть, Москва - золотые маковки. Ивана Великого колокольня, Сухарева башня, Успенский собор: 600 - вышины, 900 - ширины или немножко поменьше. Ежели не верите - пошлите поверенного - пускай проверит да померит». Или: «А это - город Петербург. Петропавловская крепость стоит. Из крепости пушки палят, а в казематах преступники сидят».

Представьте себе картинку, изображающую железную дорогу Петербург-Царское Село. Раёшник начинает рассказывать: «Не хотите ли повеселиться? По железной дороге в Царское Село прокатиться? Вот механики чудеса: пар вертит колесаѕ, впереди бежит паровоз и тащит за собой целый обоз. Кареты, линейки и вагоны, в которых сидят разные персоны. В полчаса двадцать верст прокатили, вот к Царскому подкатили! Стой! Выходи, господа, пожалуйста, в станцию сюда. Погодите немного, скоро будет готова и Московская дорога.

Ну, теперь поедемте назад, уже парыѕ свистят опять. Кондуктор зазывает, дверцы в вагоны отворяет. Сюда, скорее, господа, опоздаете - будет беда!

Сейчас паровоз идет, тронулись вот. Полетели стрелой! Дым валит из трубы полосой, леса и деревни мелькают! В Питер обратно вот приезжают. Что, каково прокатились? И не видели, как очутились! Вот какова механики сила! Прежде вас кляча возила»...

Более чем за сто лет выступления раёшников, разумеется, менялись. Происходили технические усовершенствования ящика. Увеличивали его размеры, делали не два, а четыре отверстия. Появились стационарные панорамы. А к лубочным картинкам добавлялись уже цветные репродукции. В текстах раёшников все больше чувствовалось влияние газетного языка, других печатных изданий.

В самом начале ХХ века количество райков на ярмарках и гуляньях резко уменьшилось. Видимо, интерес к ним падал: вытеснял кинематограф, иные новые зрелища. А вскоре раёшники, которые более ста лет развлекали и просвещали российских жителей, исчезли бесследно...

Как раньше развлекались люди? Что заменяло им Интернет и телевидение? Над чем они любили посмеяться?

Все мы с вами любим посмеяться. Для нас это буквально потребность: день, проведённый без улыбки, можно считать прожитым зря, не правда ли? Ведь природа не просто так наделила нас чувством юмора. Оно помогает нам преодолевать жизненные трудности, разногласия с близкими людьми и заводить новые знакомства. А особенно хочется посмеяться, когда на душе пасмурно. Если вам повезло, и у вас есть друг, с которым можно посмеяться просто так, то вам несказанно повезло. Вы отправляетесь к нему в гости и там получаете порцию позитива. А те, кому не так повезло с друзьями, вынуждены искать другие пути. Кто-то идёт на комедию в кинотеатр, а кто-то включает телевизор, радио или Интернет. Это, конечно, не живое общение, но тоже хорошее развлечение.

Если вы думаете, что раньше у людей не было подобных развлечений, то вы сильно ошибаетесь. Наши предки тоже умели весело провести время. Давайте познакомимся с разновидностями русского народного театра.

Раёк

Одним из любимых развлечений русского народа был раёк . Можно сказать, что в упрощённом виде он дожил и до наших дней. Кто не любит посмеяться над картинками со смешными комментариями внизу? Так вот, раёк – это в некотором роде экран с картинками. Он представлял собой передвижной ящик на колёсах, внутри которого переставлялись картонные изображения или перематывалась с одного барабана на другой бумажная лента с различными иллюстрациями. Смотреть на картинки можно было через увеличительные стёкла, вставленные в переднюю стенку ящика. Иногда смотровые стёкла находились на уровне глаз, а иногда – для смеха – на уровне живота, чтобы человек был вынужден встать в позу дачника.

Но вся соль райка была не в смешных лубочных картинках, а в комментариях раёшника, который переставлял или крутил их. Раёк и вполовину не был бы смешным, если бы не шутки, прибаутки и присказки народного артиста. Свой рассказ раёшник вёл в рифмованной прозе, парадируя голоса изображённых персонажей.

В райке можно было увидеть не только смешные картинки, но также изображения заморских стран и городов, невиданных животных, знаменитых людей, важных событий. А поначалу в райке показывали только религиозные сюжеты и библейских персонажей. Отсюда и пошло название этого театра – «раёк», то есть уменьшенный рай. Существовал раёк в России с 18 столетия и до 30-х годов прошлого века.

Вертеп

В Россию вертепный театр пришёл с Украины, Польши и Беларуси. В этих странах он имел огромную популярность. В среде русского мещанства вертеп просуществовал около двух столетий: с 18-ого по начало 20-ого века.

Вертеп – это переносной кукольный театр, размещённый в ящике. Передняя стенка открывалась двойными дверцами, и перед зрителем открывалась двухъярусная сцена. На верхнем ярусе происходили религиозные постановки, а на нижнем – бытовые. Куклы приходили в движение с помощью проволоки, а озвучивал их сам вертепщик. Постановки в богатых вертепах сопровождались пением и музыкой, но чаще народные театры обходились без них.

Представления традиционно начинались с библейской истории о рождении Христа и его жизни в пещере. Отсюда и пошло название театра: на старославянском «вертыть» означает «пещера». По окончании этой сценки начинались различные бытовые постановки юмористического характера. Обычно, сюжет постановок был таков: главный герой – бесшабашный, весёлый и смекалистый парень – различными способами наказывал жадных чиновников и торговцев, глупых попов, жестоких генералов и сварливых соседей. После всех приключений он напивался пьяным. В России эту роль исполнял Петрушка, на Украине Запорожец, в Беларуси пастушок Антипка.

Театр Петрушки

В России самым распространённым и любимым народным представлением был кукольный театр Петрушки . Этот театр существует и поныне: его можно увидеть на детских утренниках и по телевидению. Петрушка там – весельчак, поэт и большой друг всех детей. Но не все знают, что Петрушка не всегда был таким добрым и славным малым. До 20-ого века эта кукла играла отрицательную роль дерзкого и наглого задиры и убийцы…

Петрушка – это перчаточная кукла; он всегда наряжен в красный кафтан, заплатанные штаны, лапти и колпак с кистью. У традиционного персонажа огромный длинный нос, хитрые тёмные глаза и широченная улыбка, похожая, скорее, на оскал. А на руках у него, почему-то, всего по четыре пальца. Петрушка – потешник и шут, непобедимый народный герой, но в то же время – остряк и нахал.

Выступал Петрушка на импровизированной сцене, составленной из трёх ширм, за которыми скрывался кукольник. Этот нехитрый переносной театр разворачивался под открытым небом на рынках, ярмарках или просто на улицах. В нём участвовали два актёра: сам кукольник и его помощник музыкант (чаще всего шарманщик). Кукольник «водил» Петрушку и озвучивал его высоким и писклявым голосом с помощью пищика. Шарманщик выступал в роли рассказчика и вёл диалоги с Петрушкой.

Основой выступлений были кривляния Петрушки и его игра с публикой. Он шутил и задирал зрителей и шарманщика. После вводных прибауток начинались сценки. Петрушка хулиганил, разыгрывал и подшучивал над представителями власти: городовыми, попами, врачами и офицерами. Так как его шутки были злы, обидны и жестоки, жертвы пытались облагоразумить или арестовать Петрушку. Но он упрям и непобедим – он вступал с ними единоборство и… убивал. Но в конце обязательно торжествовала справедливость, и Петрушка погибал сам и попадал в ад. Убийства присутствовали в репертуаре Петрушки с 17-ого по 20-й век, пока этот элемент жестокости не был запрещён цензурой.

Театр Петрушки насчитывает около пяти столетий. Но это не значит, что Петрушка – самобытный персонаж. Прототипы этой куклы можно найти среди марионеток народных театров Европы и Азии. На иностранное происхождение Петрушки указывает его внешность (он темноглаз и носат) и прозвище – до 19 века его звали «Иван Рататуй». Только с 19 века это прозвище окончательно вытеснило имя «Пётр Иванович Уксусов».

Балаганный театр

Балаганный театр - так называемый театр для народа. Игрался в "балаганах" - временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях профессиональными актерами за деньги. Имеет те же тексты и то же происхождение, что и народный театр, но в отличие от него не имеет значимости, содержанием его становится фольклорной формы существования текста. Вместо мифологической зрелищность. За небольшим исключением - явления массовой культуры (зрелищность - товар). Все тексты балагана в той или иной степени - авторские, в обязательном порядке проходили цензуру. Отчасти проникая обратно в деревню, в казармы и на корабли, иногда обретали вторую фольклорную жизнь (те самые тетрадочки народных исполнителей, которыми они не пользовались).

Балаганный театр возникает в период Петровских реформ. Использовался как проводник государственной идеологии. Ликвидирован в 1918 году вместе с лубочной литературой и кулачными боями.

В послереволюционные годы была попытка монополизировать зрелище и создать "красный балаган", от этих попыток остались "агитбригады" и современные парады и шоу. Другим лицом многоликого балагана стало кино, а позже и телевидение. Многие элементы балагана "ушли" на эстраду и в цирк, в театр. В связи со сказанным может возникнуть впечатление, что Балаган есть нечто непременно низменное. Вовсе нет. Если литературная основа Балагана высока - то высок и Балаган. Так, театры Мольера и Шекспира были балаганами. Шекспировская традиция, как известно, погибла: в ХVI - XVII вв балаганы в Европе повсеместно запрещены. Через столетие, на других уже корнях, вырос современный европейский театр. Так что мало иметь высокую литературу, нужны еще и соответствующие постановки: поставить Шекспира теми же средствами, что и Чехова затруднительно.

Прибаутки балаганных дедов (а тогда уж сюда надо отнести и клоунаду, и конферанс и пр.), как и торговые выкрики, мы бы не стали относить к фольклорному театру. Если это и фольклорный театр, то совершенно особый - перед нами продукт ярмарочной, городской культуры. Хотя здесь есть развитая система работы актера со зрителями, а порой имеется и драматический текст (но не у торговцев) все же нет фольклорной формы его существования.

Театр «Раёк»

Раек -- это русская забава, раек -- это театр, а раешник, конечно же, артист, и чем он талантливее, тем больше зрителей отдадут ему свой пятачок, чем вызывал восторг у публики.

«Посмотрите, поглядите, -- весело и выразительно выговаривал раешник, -- вот большой город Париж, в него въедешь -- угоришь. Большая в нем колонна, куда поставили Наполеона; а в двенадцатом году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Или все о том же Париже: «Поглядите, посмотрите! Вот большой город Париж; туда уедешь -- сразу угоришь.

Наша именитая знать ездит туда денежки мотать; туда-то едет с полным золота мешком, а оттуда возвращается без сапог и пешком!»

«Трр! -- кричит раешник. -- Другая штучка! Поглядите, посмотрите, вот сидит турецкий султан Селим, и возлюбленный сын его с ним, оба трубки курят и промеж собой говорят!

Мог раешник запросто высмеять и современную моду: «А извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать Александровский сад. Там девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы». Острое словечко, сказанное задорно и без злобы, конечно же, прощали, даже и такое: «Вот, смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук-то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная -- баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос в полпуда да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!» И правда занятно. Своеобразной социальной сатирой становились присказки раешников, как, например, эта -- о Петербурге, где всегда проживало очень много иностранцев. «А вот город Питер, -- начинал приговаривать раешник, -- что барам бока вытер. Там живут смышленые немцы и всякие разные иноземцы; русский хлеб едят и косо на нас глядят; набивают свои карманы и нас же бранят за обманы».