На сегодняшний день все популярнее становятся 3d рисунки на бумаге, в них можно долго всматриваться и любоваться. Создавать такие шедевры могут не только талантливые художники, но и те, кто только знакомится с изобразительным искусством. Научится рисовать никогда не поздно, сделать эффектные 3d рисунки сможет каждый.

Инструменты, которые потребуются для 3d, самые простые: ручка, карандаши, маркер и листок бумаги. Кстати, рисовать новичкам лучше всего по клеткам в тетради, так изображать фигуры намного проще.

Стоит отметить, что изображение создается на бумаге поэтапно, в этом деле главное – последовательность, даже если воспроизводятся простые и незамысловатые картинки.

Многих интересует как нарисовать 3d рисунок на бумаге карандашом ярко и реалистично. Для этого стоит использовать фото инструкции или видео, которые наглядно покажут всю технику воссоздания 3д рисунка.

Давайте разберем рисунки карандашом поэтапно для начинающих. Для наглядности распечатывайте нарисованные изображения, чтобы облегчить себе задачу. Заметьте, что первое знакомство с техникой 3д может вызвать неоднозначные впечатления, здесь не нужно спешить, плавные движения и выдержка – главные помощники начинающего художника.

Итак, приступим к делу, будем учиться как рисовать красивые 3d рисунки.

Бабочка

Простая схема позволит понять как рисовать 3д ручкой удивительно красивого насекомого. Ознакомься с этой техникой и нарисуй чудо-рисунок самостоятельно.


Пошаговая инструкция:

Ступеньки

Если вы не знаете что именно можно нарисовать 3d ручкой или карандашом, тогда начните с самого простого. Ведь придать изображениям реалистичность вовсе не так уж сложно, убедитесь на предложенном ниже фото-уроке.


Этапы создания изображения:

Бананы

Сымитировать лежащие на столе фрукты довольно просто, нет необходимости применять особые техники изображения предметов. Можно использовать для создания рисунка 3д ручки и маркеры.


Техника выполнения рисунка:

Более подробную инструкцию по выполнению работы в такой технике на примере руки пришельца вы сможете увидеть на видео (или можно использовать свою руку, просто обведите свою ладонь и пальцы карандашом, а далее следуйте видео-инструкции):

Воронка

Если вы хотите узнать как нарисовать простой 3d рисунок на бумаге, используйте распечатанный образец. По освоенной технике вы сможете обучить и ребенка как нарисовать 3д.


Пошаговое выполнение работы:

Лестница

Перед тем как рисовать 3d ручкой необходимо попробовать сделать подобные рисунки карандашом. Учимся создавать красивые объемные изображения вместе.


Как выполнить рисунок:

Сердце

Объемное, будто живое сердце станет отличным подарком для любимого человека. Возьмите в руки карандаш и маркер, отчетливо проведите линии, выделите их и растушуйте. Поверьте, нарисованное изображение сможет полностью передать ваши чувства.


Как нарисовать:

Видео 3d иллюзия сердца:

Помните, воображению нет границ, создавайте собственные уникальные рисунки, поразите всех умением создавать объемные изображения.

Например, можете нарисовать по этой инструкции Карлсона:

Простой вариант:

Сложный вариант:

Видео-бонусы: рисунки 3d ручкой

Рисуем 3d ручкой красивую бабочку:

Рисуем 3D фото-рамочку:

Рисуем 3д ручкой букет ромашек:

3Д Снеговичок:

3d елочка ручкой:

С данного урока начинается наша программа обучения рисунку. В этом задании рассматривается тема рисования простых геометрических фигур .

Рисование геометрических фигур можно сравнить с изучением алфавита для того, кто осваивает иностранный язык. Геометрические формы – первая стадия построения объекта любой сложности. Это хорошо видно в компьютерном моделировании, где построение трехмерного космического корабля начинается с простого кубика. В рисунке все изображаемые предметы всегда состоят или делятся на простые геометрические формы. Для обучения рисунку это значит ровно одно: научившись правильно изображать геометрические фигуры, научитесь рисовать все остальное.

Построение геометрических фигур.

Начинать построение нужно с анализа модели, образно говоря, проникнуть вглубь конструкции на уровень вершин и линий. Это значит, представить геометрическую фигуру в виде каркаса, состоящего только из линий и вершин (место пересечения линий), путем воображаемого удаления плоскостей. Важным методологическим приемом является изображение невидимых, но существующих линий. Закрепление такого подхода с первых уроков станет полезным приемом для рисования более сложных моделей.

Далее, под руководством педагога наметить на листе расположение линий и вершин, легкими, скользящими движениями, без нажима на карандаш.
Положению рисунка на листе стоит уделить отдельное внимание по нескольким причинам:

  • Нахождение центральной оси листа поможет при дальнейшем построении как отправная точка для вертикальных линий конструкции.
  • Определение линии горизонта, для правильного изображения перспективы.
  • Учет светотеневой моделировки, собственные и падающие тени, чтобы они поместились в пространстве листа и уравновешивали друг друга.

После нанесения основных конструктивных линий следует детальная прорисовка видимых ребер предмета, в случае с объектами вращения (шар, конус) это внешние края формы.

За конструктивной частью следует штриховая моделировка. На мы подробно разбираем правила и технику нанесения штрихов на геометрические предметы.

Профессиональное обучение рисунку легко сравнить с уроками музыки, где сухие правила и точные схемы в конечном итоге приводят будущего композитора к творческим произведениям. Так и в рисунке законы построения форм, правила перспективы, схемы расположения теней помогают художнику создавать уникальные шедевры.

Отчего опытные художники могут быстро наносить сложные рисунки, не тратя много времени на разметку, построение? Потому что вначале крепко заучили правила и каноны, и теперь достаточно ясно представляют строение любой формы. Схематичный рисунок освобождает внимание автора от конструкции и сосредотачивает фокус на композиции, идее, образе своего творения. Существует мнение, что заученные схемы не дадут художнику полностью раскрыться.
Стоит посмотреть, с чего начинали такие креативные мастера как Пикассо и Дали, чтобы понять ошибочность данного суждения. Но лучшей проверкой станет обучение в нашей студии, где вы на практике убедитесь в плюсах академического подхода.

Ждем Вас в нашей художественной студии!

МБОУДО г. Иркутска ЦДТ

Методическое пособие

Рисунок геометрических тел

Педагог дополнительного образования

Кузнецова Лариса Ивановна

Иркутск 2016г.

Пояснительная записка

Данное пособие «Рисунок геометрических тел» предназначено для педагогов, работающих с детьми школьного возраста. От 7 до 17 лет. Может быть использовано как при работе в дополнительном образовании, так и в курсе рисования в школе. Пособие составлено на основе авторского учебного пособия «Рисунок геометрических тел» предназначенного для студентов первого курса специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и Дизайн (не публиковалось).

Рисунок геометрических тел является вводным материалом при обучении рисунку. Введение раскрывает термины и понятия, используемые в рисунке, понятия перспективы, порядок выполнения работ по рисунку. Используя изложенный материал можно изучить требуемый материал обучить детей, проанализировать их практические работы. Иллюстрации могут быть использованы как для собственного более глубокого понимания темы, так и на уроке как наглядный материал.

Целью обучения рисования с натуры является привитие детям основ изобразительной грамоты, обучение реалистическому изображению натуры, т. е. пониманию и изображению трехмерной формы на плоскости листа. Главной формой обучения является рисунок с неподвижной натуры. Он учит верно передавать видимые предметы, их особенности, свойства, дает детям необходимые теоретические знания и практические навыки.

Задачи обучения рисования с натуры:

Привить навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному

Ознакомить с основами наблюдательной, т. е. наглядной перспективы, понятием о светотеневых отношениях

Формировать технические навыки рисунка.

На занятиях по рисунку проводится работа над воспитанием комплекса необходимых для художника качеств:

- «постановка глаза»

Развитие «твердости руки»

Умение «цельно видеть»

Умение наблюдать и запоминать увиденное

Острота и точность глазомера и др.

В данном пособии подробно рассматривается одна из первых тем рисования с натуры - «Рисунок геометрических тел», позволяя детально изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения геометрических тел и передачу их объема с помощью светотеневых отношений. Рассматриваются учебные задачи – компоновка на листе бумаги; построение предметов, передача пропорций; от сквозной прорисовки, до передачи тоном объема, формы предметов выявления света, полутени, тени, рефлекса, блика, полного тонального решения.

Введение

Рисование с натуры

Рисунок – не только самостоятельный вид изобразительного искусства, но и основа для живописи, гравюры, плаката, декоративно-прикладного и других искусств. При помощи рисунка закрепляется первая мысль будущего произведения.

Законы и правила рисования усваиваются в результате сознательного отношения к работе с натуры. Каждое прикосновение карандаша к бумаге должно быть продумано и обосновано чувством и пониманием реальной формы.

Учебный рисунок должен давать, возможно, более полное представление о натуре, о ее форме, пластике, пропорциях и строении. Его следует рассматривать, прежде всего, как познавательный момент в обучении. Кроме того, необходимо знание особенностей нашего зрительного восприятия. Без этого нельзя понять, почему окружающие нас предметы во многих случаях представляются нам не такими, какие они на самом деле: параллельные прямые кажутся сходящимися, прямые углы воспринимаются то острыми, то тупыми, круг иногда выглядит как эллипс; карандаш по размерам превосходит дом и так далее.

Перспектива не только объясняет упомянутые оптические явления, но и вооружает рисующего приемами пространственного изображения предметов во всех поворотах, положениях, а также в различных степенях удаленности от него.

Трехмерность, объем, форма

Всякий предмет определяется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой. Под его объемом следует понимать его трехмерную величину, ограниченную поверхностями; под формой – наружный вид, внешние очертания предмета.

Изобразительное искусство в основном имеет дело с объемной формой. Следовательно, в рисовании следует руководствоваться именно объемной формой, чувствовать ее, подчинять ее все способы и приемы выполнения рисунка. Уже при изображении простейших тел необходимо развивать у детей это чувство формы. Например, рисуя куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом, изображаемые предметы будут казаться плоскими.

Для лучшего понимания формы, прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть натуру с различных сторон. Рисующему рекомендуется наблюдать форму с различных точек, но рисовать с одной. Освоив главные правила рисования на простейших предметах – геометрических телах – в дальнейшем можно будет перейти к рисованию с натуры, более сложной по своей конструкции.

Под конструкцией, или строением, предмета подразумевают взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» приложимо ко всем предметам, созданным природой и руками человека, начиная с простейших предметов быта и кончая сложными формами. Рисующему необходимо уметь находить закономерность в строении предметов, понимать их форму.

Эта способность развивается постепенно в процессе рисования с натуры. Изучение геометрических тел и предметов, близких к ним по своей форме, а затем и предметов, более сложных по своему строению, обязывает рисующих сознательно относиться к рисованию, выявлять характер конструкции изображаемой натуры. Так, крынка как бы состоит из шарообразной и цилиндрического горлышка, воронка – усеченный конус и т. д.

Линия

Линия, или черта, проведенная на поверхности листа, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер.

Она может быть плоской, однообразной. В таком виде она главным образом имеет вспомогательное назначение (это – размещение на листе рисунка, набросок общего абриса натуры, обозначение пропорций и т. д.).

Линия также может иметь характер пространственный, которым рисующий овладевает по мере изучения формы в условиях освещения и окружающей среды. Сущность и значение пространственной линии легче всего понять, наблюдая за карандашом мастера в процессе его работы: линия то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, сливаясь с окружающей средой; потом она вновь появляется и звучит во всю силу карандаша.

Начинающие рисовальщики, не понимая, что линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, обычно прибегают к плоской, и однообразной линии. Такая линия, с одинаковым безразличием очерчивающая края фигур, камней и деревьев, не передает ни формы, ни света, ни пространства. Совершенно не разбираясь в вопросах пространственного рисования, такие рисовальщики обращают внимание, прежде всего, на наружные очертания предмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контур случайными пятнами света и тени.

Но у плоскостной линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенных росписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате – всех произведениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определенной плоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т. д. Здесь эта линия дает возможность обобщенно передать изображение.

Глубокое различие между плоскостной и пространственной линиями необходимо усвоить с самого начала, чтобы в дальнейшем не получилось смешения этих различных элементов рисунка.

У начинающих рисовальщиков есть еще одна характерная особенность нанесения линий. Они слишком «давят на карандаш». Когда учитель показывает своей рукой приемы рисования лёгкими линиями, они обводят линии с усиленным нажимом. Необходимо с первых же дней отучать от этой вредной привычки. Можно объяснять требование рисовать лёгкими, «воздушными» линиями тем, что в начале рисунка мы неизбежно что-то меняем, передвигаем. И стирая линии, проведенные с сильным нажимом, мы портим бумагу. А, чаще всего, остаётся заметный след. Рисунок выглядит неопрятным.

Если вначале рисовать лёгкими линиями, в процессе дальнейшей работы возможно придать им характер пространственный, то усиливая, то ослабляя.

Пропорции

Чувство пропорций является одним из основных элементов в процессе рисования. Соблюдение пропорций важно не только в рисовании с натуры, но и в декоративном рисунке, например, для орнамента, аппликации и т.п.

Соблюдение пропорций означает умение соподчинять размеры всех элементов рисунка или частей изображаемого предмета по отношению друг к другу. Нарушение пропорций недопустимо. Изучению пропорций придается большое значение. Необходимо помогать рисующему уяснить сделанную им ошибку или предостеречь от нее.

Рисующий с натуры должен иметь в виду, что при одинаковом размере горизонтальные линии кажутся длиннее вертикальных. К числу элементарных ошибок начинающих художников можно отнести стремление растягивать предметы по горизонтали.

Если разделить лист на две равные половины, то нижняя часть всегда будет казаться меньше. В силу этого свойства нашего зрения обе половины латинского S нам кажутся равными только потому, что нижняя ее часть в типографском шрифте делается больше. Так обстоит и с цифрой 8. Это явление хорошо знакомо архитекторам, необходимо оно и в работе художника.

С давних времен придавалось большое значение воспитанию у художника чувства пропорций и умения точно измерять величину на глаз. Этому вопросу много внимания уделял Леонардо да Винчи. Он рекомендовал придуманные им игры и развлечения: например, он советовал воткнуть в землю трость и на том или ином удалении стараться определить, сколько раз величина трости укладывается в этом расстоянии.

Перспектива

Эпоха Возрождения впервые создала математически строгое учение о способах передачи пространства. Линейная перспектива (от. лат. Ре rs р i се r е «вижу сквозь», «проникаю взглядом») - точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. Все линии построения направлены в центральную точку схода, отвечающую месторасположению зрителя. Сокращение линий определяется в зависимости от расстояния. Это открытие позволило строить в трехмерном пространстве сложные композиции. Правда, сетчатка человеческого глаза вогнута, и прямые линии не кажутся проведенными по линейке. Итальянские художники не знали этого, поэтому иногда их работы напоминают чертеж.

Перспектива квадрата

а – фронтальное положение, б – под случайным углом. Р – центральная точка схода.

Линии, удаляющиеся в глубину рисунка, кажутся сближающимися в точке схода. Точки схода находятся на линии горизонта. Линии, удаляющиеся перпендикулярно линии горизонта, сходятся в центральной точке схода . Горизонтальные линии, удаляющиеся под углом к лини горизонта, сходятся в боковых точках схода

Перспектива круга

Верхний овал – выше линии горизонта. У кругов, лежащих ниже линии горизонта, мы видим их верхнюю поверхность. Чем круг ниже, тем он кажется нам шире.

Уже в первых заданиях по рисованию геометрических тел детям приходится строить перспективу прямоугольных предметов и тел вращения – цилиндров, конусов.

F 1 иF 2 – боковые точки схода, лежащие на линии горизонта.

Перспектива куба и параллелепипеда.

Р – точка схода, лежащая на линии горизонта.

Светотень. Тон. Тональные отношения

Видимая форма предмета обусловливается его освещенностью, которая является необходимым фактором не только для восприятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке. Свет, распространяясь по форме, в зависимости от характера ее рельефа, имеет различные оттенки – от самого светлого до самого темного.

Так возникает понятие светотени.

Светотень предполагает определенный источник света и преимущественно одинаковую светлую окраску освещаемого предмета.

Рассматривая освещенный куб, замечаем, что его плоскость, обращенная к источнику света, будет самой светлой, называемой в рисунке светом ; плоскость противоположная – тенью ; полутоном следует называть плоскости, находящиеся под различным углами к источнику света и в силу этого не полностью отражающие его; рефлекс – отраженный свет, падающий на теневые стороны; блик – небольшая часть поверхности в свету, полностью отражающая силу источника света (наблюдается главным образом на изогнутых поверхностях), и, наконец, падающая тень .

В порядке уменьшения интенсивности света можно все световые оттенки расположить условно в следующей последовательности, начиная с самых светлых: блик, свет, полутон, рефлекс, собственная тень, падающая тень.

Свет выявляет форму предмета. Каждая форма имеет свой характер. Она ограничивается прямыми или изогнутыми поверхностями или же сочетаниями тех и других.

Пример светотени на граненых поверхностях.

Если форма имеет граненый характер, то даже при минимальной разнице светосилы поверхностей границы их будут определенными (см. иллюстрацию куб).

Пример светотени на изогнутых поверхностях.

Если форма округлая или шарообразная (цилиндр, шар), то свет и тень имеют постепенные переходы.

До сих пор мы говорили о светотени одинаково окрашенных предметов. Средствами этой светотени и ограничивались до второй половины XIX века при передаче освещенных гипсовых слепков и обнаженных натурщиков.

В конце XIX и начале ХХ века, в период развития более глубокого понимания цвета, и к рисунку стали предъявляться требования живописного характера.

Действительно, все красочное разнообразие природы, особенно праздничные нарядные костюмы, рассеянное освещение, исключающее четкую светотень, передача среды – все это выдвигает перед рисовальщиком ряд задач как бы живописного характера, решение которых при помощи только светотени невозможно.

Поэтому в рисование вошел живописный термин – «тон» .

Если мы возьмем, например, желтый и синий цвет, то находясь в одинаковых условиях освещения, они будут казаться один светлым, другой темным. Розовый кажется светлее бардового, коричневый – темнее голубого и т. д.

В рисунке невозможно «во всю силу» передать яркость пламени и глубокие тени на черном бархате, так как тональные различия между карандашом и бумагой гораздо меньше. Но все разнообразные тональные отношения художник должен передать скромными средствами рисунка. Для этого берется самое темное в изображаемом предмете или натюрморте в полную силу карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные теневые градации он укладывает в тональных отношениях между этими крайностями.

Рисовальщикам нужно практиковаться в развитии умения тонко различать градации светлот в натурных постановках. Нужно учиться улавливать небольшие тональные различия. Определив, где будут одно - два самых светлых и одно - два самых темных места, надо учесть изобразительные возможности материалов.

При выполнении учебных заданий нужно соблюдать пропорциональную зависимость между светосилой нескольких мест в натуре и соответствующих нескольких частей рисунка. При этом нужно помнить, что сравнение по тонам только одного места натуры с его изображением – неправильный метод работы. Все внимание следует отдавать методу работы отношениями. В процессе выполнения рисунка нужно сравнивать 2 – 3 участка по светлоте в натуре с соответствующими местами в изображении. После нанесения нужных тонов рекомендуется проводить проверку.

Последовательность рисования

Современная методика рисования предусматривает 3 наиболее общих этапа работы над рисунком: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; 3) подведение итогов. Кроме того, каждый рисунок в зависимости от задач и длительности может иметь больше или меньше общих этапов, а также каждый этап может включать более мелкие этапы рисования.

Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком.

1). Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Нужно осмотреть натуру со всех сторон и определить, с какой точке зрения эффектнее разместить изображение на плоскости. Рисующий должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. Изображение намечается легкими штрихами.

Начиная рисунок, прежде всего, определяют соотношение высоты и ширины натуры, после чего переходят к установлению размеров всех ее частей. Во время работы нельзя изменять точку зрения, так как в этом случае нарушится все перспективное построение рисунка.

Масштаб изображаемых в рисунке предметов также определяется заранее, а не вырабатывается в процессе работы. При рисовании по частям в большинстве случаев натура не умещается на листе, оказывается сдвинутой вверх или вниз.

Нужно избегать преждевременной загрузки листа линиями и пятнами. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной, обобщенный характер большой формы. Если это группа предметов, нужно приравнять их к единой фигуре – обобщить.

Выполнив композиционное размещение изображения на листе бумаги, устанавливают основные пропорции. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем выделять из них наименьшие. Задача учителя - научить отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного характера формы, нужно прищуривать глаза так, чтобы форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

2). Второй этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка. Это основной и самый длительный этап работы. Здесь применяются знания из области перспективы, правил светотеневой моделировки.

При рисовании необходимо ясно представлять себе пространственное размещение предметов и трехмерность их конструктивного построения, так как иначе изображение будет плоскостным.

Во время работы над перспективным построением рисунка рекомендуется регулярно проводить проверку, сопоставляя сокращения поверхностей объемных форм, сравнивая их с вертикалями и горизонталями, которые мысленно проводятся через характерные точки.

После выбора точки зрения на рисунке намечается линия горизонта, которая находится на уровне глаз рисующего. Наметить линию горизонта можно на любой высоте листа. Это зависит от включения в композицию предметов или их частей, которые находятся выше или ниже глаз рисующего. У находящихся ниже горизонта предметов на рисунке изображают их верхние стороны, а у помещенных выше горизонта видны их нижние поверхности.

Когда надо нарисовать стоящий на горизонтальной плоскости куб или другой предмет с горизонтальными ребрами, который виден под углом, то обе точки схода его граней находятся по сторонам от центральной точки схода. Если боковые стороны куба видны в одинаковых перспективных сокращениях, то их верхние и нижние ребра направлены за пределы картины в боковые точки схода. При фронтальном положении куба, находящегося на уровне горизонта, видна только одна его боковая сторона, имеющая вид квадрата. Тогда удаляющиеся в глубину ребра направлены в центральную точку схода.

Когда 2 стороны горизонтально лежащего квадрата мы видим во фронтальном положении, то 2 другие направлены в центральную точку схода. Рисунок квадрата в этом случае имеет вид трапеции. При изображении горизонтального квадрата, лежащего под углом к линии горизонта, его стороны направлены к боковым точкам схода.

В перспективных сокращениях окружности имеют вид эллипсов. Так изображают тела вращения – цилиндр, конус. Чем выше или ниже горизонтальная окружность от линии горизонта – тем более эллипс приближается к окружности. Чем ближе изображаемая окружность к линии горизонта – тем эллипс становится уже - малые оси по мере приближения к горизонту все более укорачиваются.

На линии горизонта как квадраты, так и окружности имеют вид одной линии.

Линиями в рисунке изображается форма предмета. Тоном в рисунке передают свет и тени. Светотень помогает выявлению объема предмета. Строя изображение, например куба, по правилам перспективы, рисующий тем самым подготавливает и границы для света и теней.

При рисовании предметов с округлыми поверхностями дети часто испытывают затруднения, с которыми без помощи педагога справиться не могут.

Почему это происходит? Форма цилиндра и шара при повороте остается неизменной. Это осложняет аналитическую работу начинающего рисовальщика. Вместо объема шара, например, он рисует плоский круг, который затем оттушевывает от контурной линии. Светотеневые отношения даются как случайные пятна – и шар кажется просто запачканным кругом.

На цилиндре и шаре свет и тень имеют постепенные переходы, причем наиболее глубокая тень будет не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинувшись в направлении освещенной части. Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, то есть он должен быть светлее тени и темнее полутона. Например, рефлекс на шаре должен быть темнее полутона в свету.

Рисуя групповую постановку из геометрических тел, находящихся на различных расстояниях от источника света, падающего сбоку, следует иметь в виду, что по мере удаления от него освещенные поверхности тел теряют свою светосилу.

По законам физики сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния предмета от источника света. Учитывая этот закон при размещении света и тени, не следует забывать и то обстоятельство, что вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

Когда все детали прорисованы, и рисунок промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

3). Третий этап – подведение итогов. Это последняя и сама ответственная стадия работы над рисунком. На этом этапе подводим итоги проделанной работы: проверяем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, уточняет рисунок в тоне. Нужно подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону – нужно стремиться довести до настоящего звучания и завершения те задачи, которые были поставлены в самом начале работы. Ясность и цельность, свежесть первого восприятия должны уже выступать в новом качестве, как результат длительного и напряженного труда. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

Таким образом, в начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза – обобщения. Далее, когда в обобщенной форме проводится внимательный разбор формы, рисовальщик вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда художник начинает подчинять детали целому, он вновь возвращается на путь синтеза.

Работа по обобщению формы для начинающего рисовальщика представляет довольно большие трудности, ибо детали формы слишком сильно приковывают его внимание. Наблюдаемые рисовальщиком отдельные, несущественные детали предмета часто заслоняют собой целостный образ натуры, не дают понять ее строения, а, следовательно, мешают правильно изобразить натуру.

Итак, последовательная работа над рисунком развивается от определения обобщенных частей предмета через подробное изучение сложных деталей к образному выражению сущности изображаемой натуры.

Примечание: в данном пособии описывается изображение довольно сложной для младших школьников композиции из каркасов геометрических тел. Рекомендуется вначале изображать каркас одного куба, одного параллелепипеда или конуса. Позднее – композицию из двух геометрических тел простой формы. Если программа обучения рассчитана на несколько лет, изображение композиции из нескольких геометрических тел лучше отложить на последующие годы.

3 этапа работы над рисунком: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) построение каркасов геометрических тел; 3) создание эффекта глубины пространства с помощью разной толщины линий.

1). Первый этап - композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы. Начиная рисунок, определяют соотношение высоты и ширины общей композиции всех геометрических тел в целом. После чего переходят к установлению размеров отдельных геометрических тел.

Во время работы нельзя изменять точку зрения, так как в этом случае нарушится все перспективное построение рисунка. Масштаб изображаемых в рисунке предметов также определяется заранее, а не в процессе работы. При рисовании по частям в большинстве случаев натура либо не умещается на листе, либо оказывается сдвинутой вверх, вниз или в сторону.

В начале рисования форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной, обобщенный характер большой формы. Группу предметов нужно приравнять их к единой фигуре – обобщить.

2). Второй этап – построение каркасов геометрических тел. Необходимо ясно представить себе пространственное размещение предметов их трехмерность, как расположена горизонтальная плоскость, на которой стоят геометрические тела относительно уровня глаз рисующего. Чем ниже она находится, тем более широкой она видится. В соответствии с этим и все горизонтальные грани геометрических тел и окружности тел вращения выглядят для рисующего более или менее широкими.

Композиция состоит из призм и тел вращения – цилиндра, конуса, шара. Для призм необходимо выяснить, как они расположены относительно рисующего – фронтально или под углом? Тело, расположенное фронтально, имеет 1 точку схода – в центре предмета. Но чаще, геометрические тела расположены относительно рисующего под случайным углом. Горизонтальные линии удаляющиеся под углом к лини горизонта, сходятся в боковых точках схода , находящихся на линии горизонта.

Перспектива параллелепипеда под случайным углом.

Построение тела вращения – конуса.

Таким образом строятся все геометрические тела.

3) Третий, последний этап - создание эффекта глубины пространства с помощью разной толщины линий. Рисующий подводит итоги проделанной работы: проверяет пропорции геометрических тел, сравнивает их размеры, проверяет общее состояние рисунка, подчиняя детали целому.

Тема 2. Рисунок гипсовых геометрических тел:

куб, шар (светотеневая моделировка).

Примечание: в данном пособии описывается изображение гипсовых куба и шара на одном листе. Можно выполнить рисунок на двух листах. Для заданий по светотеневой моделировке очень желательна подсветка близко расположенной лампой, софитом и т.п. с одной стороны (обычно со стороны окна).

Куб

1). Первый этап - композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Гипсовые куб и шар рисуются последовательно. Оба подсвечены направленным светом. Верхняя половина листа бумаги (формат А3) отводится для куба, нижняя – для шара.

Изображение куба компонуется вместе с падающей тенью по центру верхней половины листа. Масштаб выбирается такой, чтобы изображение не было ни слишком крупным, ни слишком мелким.

2). Второй этап – построение куба.

Необходимо определить расположение горизонтальной плоскости на которой стоит куб и горизонтальных граней относительно уровня глаз, их ширину. Как расположен куб – фронтально или под углом? Если фронтально, куб имеет 1 точку схода на уровне глаз рисующего – в центре куба. Но чаще грани расположены относительно рисующего под случайным углом. Горизонтальные линии, удаляющиеся под углом к лини горизонта, сходятся в боковых точках схода , находящихся на линии горизонта.

Построение куба

Рисующий должен выяснить, какая из боковых граней куба кажется для него шире – у этой грани горизонтальные линии направлены в точку схода более полого, а сама точка схода находится дальше от изображаемого предмета.

Построив куб, по правилам перспективы, мы тем самым подготовили границы для света и теней. Рассматривая освещенный куб, замечаем, что его плоскость, обращенная к источнику света, будет самой светлой, называемой светом; плоскость противоположная – тенью; полутономназывают плоскости, находящиеся под углами к источнику света и в силу этого не полностью отражающие его; рефлекс – отраженный свет, падающий на теневые стороны. Падающая тень, контур которой строится по правилам перспективы, темнее всех поверхностей куба.



Светотеневая моделировка куба

Белыми можно оставить поверхности куба или листа бумаги, на котором он стоит, освещенные прямым, ярким светом. Остальные поверхности нужно штриховать легкой, прозрачной штриховкой, постепенно усиливая ее на линиях светораздела (ребра куба, где встречаются освещенная и теневая грани). В порядке уменьшения интенсивности света можно все световые оттенки расположить условно в следующей последовательности, начиная с самых светлых: блик, свет, полутон, рефлекс, собственная тень, падающая тень.

Подводя итоги, проверяем общее состояние рисунка, уточняя рисунок в тоне. Нужно подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону, стараясь вернуться к ясности, цельности и свежести первого восприятия.

Шар

1). Первый этап - композиционное размещение изображения шара вместе с падающей тенью в центре нижней половины листа бумаги. Масштаб выбирается такой, чтобы изображение не было ни слишком крупным, ни слишком мелким.

Построение шара

2). Светотеневая моделировка шара более сложная, чем у куба. Свет и тень имеют постепенные переходы, причем наиболее глубокая тень будет не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинувшись в направлении освещенной части. Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, то есть он должен быть светлее тени и темнее полутона. Например, рефлекс на шаре должен быть темнее полутона в свету. Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

Светотеневая моделировка шара

3). Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения: проверяем общее состояние рисунка, уточняя рисунок в тоне. Снова стараясь вернуться к ясности, цельности и свежести первого восприятия.

Тема 3. Рисунок натюрморта из гипсовых

геометрических тел (светотеневая моделировка).

Примечание: в данном пособии описывается изображение сложной композиции из гипсовых геометрических тел. Если программа обучения рассчитана на несколько лет, изображение подобной композиции лучше отложить на последующие годы. Рекомендуется вначале изображать композицию двух геометрических тел простой формы. Позднее можно перейти к более сложной композиции. Для задания по светотеневой моделировке очень желательна подсветка близко расположенной лампой, софитом и т.п. с одной стороны (обычно со стороны окна).

3 этапа работы над рисунком: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) построение геометрических тел; 3) моделировка форм тоном.

1). Первый этап - композиционное размещение изображений геометрических тел на плоскости листа бумаги формата А3. Начиная рисунок, определяют соотношение высоты и ширины общей композиции всех геометрических тел в целом. После чего переходят к установлению размеров отдельных геометрических тел.

Масштаб изображаемых в рисунке предметов определяется заранее. Нужно избегать преждевременной загрузки листа линиями и пятнами. Первоначально форма геометрических тел прорисовывается очень обобщенно и схематично.

Выполнив композиционное размещение изображения на листе бумаги, устанавливают основные пропорции. Для того чтобы не ошибиться в пропорциях, вначале следует определять соотношение больших величин, а затем все более мелких.

2). Второй этап – построение геометрических тел. Необходимо ясно представить себе пространственное размещение предметов, как расположена горизонтальная плоскость на которой стоят геометрические тела относительно уровня глаз рисующего. Чем ниже она находится, тем более широкой она видится. В соответствии с этим и все горизонтальные грани геометрических тел и окружности тел вращения выглядят для рисующего более или менее широкими.

Композиция состоит из призм, пирамид и тел вращения – цилиндра, конуса, шара. Для призм необходимо выяснить, как они расположены относительно рисующего – фронтально или под углом? Тело, расположенное фронтально, имеет 1 точку схода – в центре предмета. Но чаще, геометрические тела расположены относительно рисующего под случайным углом. Горизонтальные линии удаляющиеся под углом к лини горизонта, сходятся в боковых точках схода , находящихся на линии горизонта. В телах вращения проводят горизонтальные и вертикальные осевые линии, откладывают на них расстояния, равные радиусу изображаемой окружности.

Геометрические тела могут не только стоять или лежать на горизонтальной плоскости стола, но и находиться по отношению к ней под случайным углом. В этом случае находится направление наклона геометрического тела и перпендикулярная к ней плоскость основания геометрического тела. Если геометрическое тело опирается на горизонтальную плоскость 1 ребром (призма или пирамида), то все горизонтальные линии сходятся в точке схода, лежащей на линии горизонта. Это геометрическое тело будет иметь еще 2 точки схода, не лежащие на линии горизонта: одна на линии направления наклона тела, другая на линии ей перпендикулярной, принадлежащей плоскости основания данного геометрического тела.

3). Третий этап – моделировка формы тоном. Это самый длительный этап работы. Здесь применяются знания правил светотеневой моделировки. Построив геометрические тела по правилам перспективы, студент тем самым подготовил границы для света и теней. Плоскости тел, обращенные к источнику света, будут самыми светлыми, называемыми светом; плоскости противоположные – тенью; полутономназывают плоскости, находящиеся под углами к источнику света и в силу этого не полностью отражающие его; рефлекс – отраженный свет, падающий на теневые стороны; и, наконец, падающая тень, контур которой строится по правилам перспективы.

Белыми можно оставить поверхности призм, пирамиды или листа бумаги, на котором они стоят, освещенные прямым, ярким светом. Остальные поверхности нужно штриховать легкой, прозрачной штриховкой, постепенно усиливая ее на линиях светораздела (ребра геометрических тел, где встречаются освещенная и теневая грани). В порядке уменьшения интенсивности света можно все световые оттенки расположить условно в следующей последовательности, начиная с самых светлых: блик, свет, полутон, рефлекс, собственная тень, падающая тень.

У шара свет и тень имеют постепенные переходы, причем наиболее глубокая тень будет не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько отодвинувшись в направлении освещенной части. Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, то есть он должен быть светлее тени и темнее полутона. Например, рефлекс на шаре должен быть темнее полутона в свету. Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

Белым оставляют лишь блик на шаре. Остальные поверхности покрывают легкой и прозрачной штриховкой, накладывая штрихи по форме шара и горизонтальной поверхности, на которой он лежит. Тон набирается постепенно.

По мере удаления от источника света освещенные поверхности тел теряют свою светосилу. Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

4). Когда все детали прорисованы и рисунок промоделирован тоном, начинается процесс обобщения: проверяем общее состояние рисунка, уточняя рисунок в тоне.

Нужно подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону, стараясь вернуться к ясности, цельности и свежести первого восприятия.

Литература

Основная:

    Ростовцев Н. Н. «Академический рисунок» М. 1984

    «Школа изобразительного искусства» т. 2, М. «Искусство» 1968

    Беда Г. В. «Основы изобразительной грамоты» М. «Просвещение» 1988

    «Школа изобразительного искусства» 1-2-3, «Изобразительного искусства» 1986

    «Основы рисования», «Краткий словарь художественных терминов» - М. «Просвещение», «Титул», 1996

Дополнительная:

    Виноградова Г. «Уроки рисования с натуры» - М., «Просвещение», 1980

    Библиотечка «Юного художника» Рисунок, советы начинающим. Выпуск 1-2 – «Молодая гвардия» 1993

    Кирцер Ю. М. «Рисунок и живопись. Учебник» - М., 2000

    Кильпе Т. Л. «Рисунок и живопись» - М., Издательский дом «Ореол» 1997

    Авсисян О. А. «Натура и рисование по представлению» - М., 19885

    Одноралов Н. В. «Материалы и инструменты, оборудование в изобразительном искусстве» - М., «Просвещение» 1988

Приложения

Тема 1. Построение каркасов геометрических тел

Тема 2. Рисунок гипсовых геометрических тел: куб, шар

Тема 3. Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел

    Пояснительная записка ____________________________________ 2

    Введение ________________________________________________ 3

    Тема 1. Построение каркасов геометрических тел _____________ 12

    Тема 2. Рисунок гипсовых геометрических тел: куб, шар (светотеневая моделировка) _________________________________________ 14

    Тема 3. Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел (светотеневая моделировка) _________________________________________ 17

    Приложения ____________________________________________ 21


Куб является самой первой и важной геометрической фигурой, с которой сталкивается любой, кто начинает учиться рисовать. Лучшей модели для развития объемно-пространственного мышления не существует. Рисунок куба формирует видение перспективы, является важнейшим источником знаний и умений рисования. В основе будущих проектных решений дизайнера почти всегда лежит куб или комбинация из кубов.

Главное в рисунке куба - задать трехмерность, построить его основание с учетом перспективного сокращения и ракурса. А далее просто почти механически построить все грани, соблюдая пропорции и перспективную параллельность линий, сходящихся в точке на линии горизонта. Конечно, для того, чтобы все это выполнить, рисунок куба должен выглядеть конструкцией или, другими словами, прозрачным каркасом. Итак, рисуем каркас куба.

К сожалению, для некоторых начинающих куб является неким неинтересным, простым и бесполезным для рисования предметом. Позже часть таких «рисовальщиков» осознает объем собственной трагедии и будет затрачивать колоссальное количество энергии, чтобы заново научиться видеть законы перспективы. А другие так никогда и не увидят собственной слепоты. Потому что начинается все с рисунка обычного кубика.

Шестигранная призма

Шестигранная призма представляет собой геометрическое тело (с одной стороны, сечение этой формы выглядит как четырехугольник, а с другой стороны, это шестиугольник, причем вписывающийся в круг). Выполнить конструктивный рисунок этого геометрического примитива в пространстве очень сложно, если не увидеть в его конструктивной основе четырехгранную призму («кирпич»), конструкция которой схожа с конструкцией куба и которую вы уже умеете рисовать.

Обратите внимание, что, выполняя рисунок этого геометрического примитива, мы уже стараемся понять его конструкцию как сумму более простых примитивов, таких как четырехгранная призма и две трехгранных призмы. Выражение «если не увидеть» очень точно отражает суть конструктивного рисунка.

Выполните каркасный рисунок «кирпича» (то есть четырехгранной призмы) в пространстве, соблюдая пропорциональные отношения высоты, ширины и глубины. На торцевых поверхностях «кирпича» проведите диагонали. В месте пересечения диагоналей мы получим две точки, которые будут находиться в центре торцевых поверхностей и через которые мы сможем построить перпендикулярное сечение. Оно будет проходить через фигуру четырехгранной призмы.

Проведем отрезки из вершин четырехгранной призмы, практически повторяющие направление диагоналей, до пересечения с секущей плоскостью и получим еще четыре вершины шестигранной призмы. Соединим вершины между собою при помощи линий и получим конструктивный (каркасный) рисунок шестигранной призмы.

Если рисунок окажется не совсем верным, ищите причину в пропорциональных отношениях сторон четырехгранной призмы.

Шар является геометрическим примитивом. Он трехмерен, имеет все стороны трехмерного пространства, вписывается в куб. Вершины шара, вписанного в куб, находятся в центре поверхностей сторон куба (ил. 10).

Самый простой способ конструктивного построения шара выполняется так. Проведите две осевые линии, вертикальную и горизонтальную. От центра пересечения осевых линий - согласно пропорциональным отношениям шара с другими геометрическими предметами (если они есть) - отложите одинаковые отрезки на осевых линиях и постройте окружность.

Получится двухмерная поверхность в виде круга, но она не является шаром, потому что у нее отсутствует третье измерение, то есть глубина. Чтобы создать объем, надо горизонтальную осевую линию раскрыть до состояния квадратной плоскости в перспективе. Положение этой плоскости в пространстве будет зависеть от вашей точки зрения на этот предмет. Круг должен вписываться в квадрат: постройте окружность (сечение), которая будет в виде эллипса, через четыре точки. Таким образом, мы получили конструктивный рисунок шара в пространстве.

Можно развернуть и вертикальную осевую линию до состояния плоскости. Тогда конструктивный рисунок шара будет нас информировать не только о том, как мы воспринимаем геометрическую фигуру сверху или снизу, но и о том, как воспринимаем ее справа или слева. И, конечно, существует в этом еще один значительный плюс: мы получим две вершины шара. Одна вершина укажет на самую высокую точку шара в пространстве, а другая - на точку опоры, если шар находится на плоскости.

Цилиндр

Цилиндр также является геометрическим примитивом. Форма цилиндра образуется прямоугольным сечением, повернутым в пространстве на 360 градусов вокруг оси. Функцию оси выполняет одна из сторон этого прямоугольного сечения. Если рассмотреть формы сечения цилиндра (а их две), то одна из них представляет собой прямоугольник, а другая - круг.

Чтобы построить цилиндр у находящийся вертикально, надо провести вертикальную осевую линию, отложить на осевой пропорциональный отрезок, равный высоте цилиндра. Затем через крайние точки отрезка провести две горизонтальные осевые линии, строго перпендикулярные вертикальной. На горизонтальных осевых линиях отложите пропорциональные отрезки, равные ширине цилиндра, так, чтобы вертикальная осевая линия делила эти отрезки поровну. Соедините крайние точки горизонтальных отрезков между собой. Получите двухмерную прямоугольную фигуру с отношениями сторон, подобными сторонам цилиндра.

Создайте третье измерение. Постройте два эллипса (окружность в перспективе) через четыре точки. Верхний эллипс будет уже нижнего эллипса, так как находится в большем перспективном сокращении.

Основная проблема при построении цилиндра состоит не в создании эллипсов, а в их осевых линиях, потому что к их построению - по неопытности - серьезно не относятся. Нарушение в построении вертикальной осевой линии приводит к асимметрии и неустойчивости формы цилиндра. Нарушение же в построении горизонтальной осевой линии приводит к невозможности нарисовать правильный эллипс. А ведь все просто: вертикальная осевая линия рисунка соответствует вертикальной стороне листа рисунка, то же можно сказать и про горизонтальные осевые линии.

Особую сложность в конструктивном построении представляет форма цилиндра, лежащего на боковой поверхности. Круглое сечение цилиндра вписывается в квадрат (который относительно легко можно построить в пространстве) по четырем точкам. Значит, нам легче сначала построить в пространстве четырехгранную призму, соответствующую пропорциональным отношениям сторон цилиндра, а затем вписать в нее цилиндр.

Как найти осевую линию, равную ширине цилиндра, в этом ракурсе? Построив в пространстве четырехгранную призму, найдите в ней срединную линию, проведите линию под прямым углом к срединной линии через центр боковой поверхности. На этой прямой находится отрезок, равный ширине цилиндра в этом ракурсе. Получается, что боковая поверхность цилиндра строится по шести точкам.

Почему мы так много говорим о построении цилиндра? Потому что вы с ним будете сталкиваться на каждом шагу, будет ли это предмет быта, драпировка, голова человека или фигура человека. Несмотря на все возрастающую сложность заданий по рисунку, вам придется абстрагировать сложные пластические формы до простых понятий, если вы, конечно, хотите их передать в рисунке.

Изучение и рисование геометрических тел в учебном академическом рисунке является основой для освоения принципов и методов изображения более сложных форм.

Обучение изобразительным искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов построения рисунка являются геометрические тела, имеющие в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные отношения.

Упражнения по рисованию простых геометрических тел позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных формах, таких, как архитектурные объекты и тело человека, а всецело сосредоточиться на главном - изобразительной грамоте.

Правильно понятые и усвоенные закономерности при изображении простых форм должны способствовать более осознанному подходу к рисованию сложных форм в последующем.

Для того чтобы научиться грамотно и правильно изображать форму предмета, необходимо осознать скрытую от глаз внутреннюю структуру предмета - конструкцию. Под словом "конструкция" (от латинского construct) подразумевается "строение", "структура", "план", то есть взаимное расположение частей предмета и их соотношение. Это важно знать и понимать при изображении любых форм. Чем сложнее форма (независимо от материала, фактуры и цвета предмета), тем больше и серьезнее студентам придется изучать внутреннее строение натурной модели. Гак, например, при рисовании живой натуры - головы или фигуры человека, помимо знания общеконструктивных особенностей непременно следует знать и пластическую анатомию. Поэтому без ясного понимания строения формы и характера предмета невозможно грамотно освоить рисунок.

При изображении пространственных форм, кроме знания закономерностей строения конструкции, необходимы знания о законах перспективы, пропорции, светотени. Вопросы, касающиеся перспективы и пропорции, подробно освещены в разделах "Пропорции" и "Основы перспективы".

Для правильного изображения натурной модели студентам необходимо еще раз напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. К сожалению, как показывает практика, многие студенты ограничиваются лишь поверхностным впечатлением, не углубляясь в суть строения формы предмета. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить с научной точки зрения. Подходить к работе следует осознанно, не довольствуясь копированием внешних форм, которые видит глаз. Такое рисование не будет способствовать успешному выполнению работ по изображению как простых, так и сложных форм.

Рисование геометрических форм малоопытным рисовальщикам кажется на первый взгляд достаточно легким. Но это далеко не так. Не имея достаточного опыта в рисовании, студенты легко привыкают к механическому копированию. Поэтому при изображении более сложных форм можно легко запутаться. Для более уверенного овладения рисунком прежде всего необходимо освоить методы анализа форм и принципы геометрического построения простых тел.

Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для правильного ее изображения студентам необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без особого труда выделять на плоскости объемные тела, ограниченные этими плоскими фигурами. Плоские геометрические фигуры служат основой понимания конструктивного построения объемных тел. Так, например, квадрат дает представление о построении куба, прямоугольник - о построении призмы параллелепипеда, треугольник - пирамиды, трапеция - усеченного конуса, круг представляется шаром, цилиндром и конусом, а эллипсовидные фигуры - шарообразными (яйцевидными) формами (рис.34).