Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»

Урмарского района Чувашской Республики

/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,

ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

СЦЕНАРИЙ

отчетного концерта

отделения струнных народных инструментов

«Очарованье струн певучих»

Выполнила: преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»

Михайлова Маргарита Павловна

Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары

Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Урмары - 2015

Ход мероприятия.

Зал празднично оформлен. На сцену выходят двое ведущих.

(звучит музыка)

Ведущий . Добрый вечер, дорогие друзья!

Вместе. Добрый вечер!

Ведущая . Мы рады приветствовать вас в этом замечательном зале.

Ведущий. Есть на земле одна страна, зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки?

Ведущая. Кто заставляет мир звучать, когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна, которая звенеть должна?

Ведущий . Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,

Его желание творить, и людям красоту дарить

Ведущая . Самая юная участница нашего концерта Симушкина Ульяна

исполнит русскую народную песню «Ходила младёшенька»

Ведущий . Мы учимся игре на инструментах,

И ходим на сольфеджио и хор;

На этих замечательных предметах

Росли все музыканты с давних пор.

Н.Калинин «Маленький испанец»

исп. ученица 1 класса Платонова Аня

Ведущая. В три струнки включены все состояния души

И смех, и радость, и печаль,

Лишь только медиатор струн коснётся -

На звуки музыки и ваше сердце отзовётся -

Уж так природа человека создала -

Поёт от звуков домрочки душа.

В исп. ансамбля домристов Симушкиной У. и Иванова И. прозвучит латышская народная песня «Петушок»

Русская народная песня «Виноград в саду цветёт»

в том же исполнении

М.Каркасси «Пьеса» - прозвучит в исполнении ученицы

1 класса Михайловой Светланы

Ведущий. Музыка – это не только лишь звук. Музыка – это движенье.

И вылетает, как птица из рук нот беспокойных круженье.

А.Виницкий «Этюд №1» - исполнят учащиеся 1-2 класса Викторова Ю., Тимофеева Т. и Голубева М.

- «Клен ты мой опавший» - в том же исполнении

Р.Н.П. «Калинка» - прозвучит в исп. ученицы 2 класса

Никифоровой Ани

Ведущая. Стихия музыки - могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Г.Купер «Тарантелла» - прозвучит в исполнении дуэта гитаристов, учащихся 2 кл. Иванова И.и Фёдорова Ф.

Ведущая. Вальс, мазурка, полонез, полька, янка, экосез,

Знает даже иностранец. Это все конечно – ТАНЕЦ.

Ф.Янель «Юля-вальс» - прозвучит в том же исполнении

Ведущий. - «Школьный двор» - прозвучит в исполнении

Димитриевой Т. и Петровой А.

А.Виницкий «Этюд №3» - прозвучит в исполнении учащихся

2 класса Черновой О. и Тимофеевой Т.

Ведущая. Благодарны папам мы и мамам.

Нелегко бывает с нами им!

И любимым самым, лучшим самым –

Песню посвятить сейчас хотим.

- «Песня про маму» - исполнят Иванов И. и Фёдоров Ф.

Ведущий. Прекрасной музыки звучанье поможет нам в печальный час.

В минуты страха и отчаянья она, как друг, поддержит нас.

Когда от счастья мир закружится, и ноги пустятся вдруг в пляс,

Мы сердцем обратимся к музыке.

Ф.Карулли «Пьеса» - прозвучит в исполнении

дуэта гитаристов Никитиной А. и Жук Е.

Русская народная песня «Ой, да ты, калинушка»

в том же исполнении

Ведущая. Сегодня праздник – день талантов –

Чтецов, поэтов, музыкантов,

И в этот светлый день для вас

Звучит прекрасный «Русский вальс»!

А.Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля» прозвучит в исполнении ученика 2 класса Иванова Игоря

Ведущая. Хочу, чтоб музыка звучала из-под любимых, ладных рук,

И лился чистый сочный звук.

Душа в восторге ликовала: ведь музыкальный инструмент -

Души лишь аккомпанемент.

Ф.Шуберт «Серенада» - прозвучит в исполнении

трио гитаристов

Ф.Лей «История любви» - в том же исполнении

Ведущий. Много звуков чудесных в природе –

Соловей в тихой роще поет…

Но волшебные звуки мелодий

Композитор для нас создает.

Песня на слова и музыку Николаевой Алены

«Ярких красок акварель» прозвучит в исполнении автора

Ведущая. Музыка громче и громче звучит.

Утро рождения в сердце звучит.

Звезды удачи, волнений любви

Ты, музыкант, поскорее лови!

Как хорошо подпевает гитара!

Ах, сколько в песне и солнца, и жара!

Несколько строк посвящаем тебе,

Тысячи струн и веселья в судьбе!

- «Pink Perfect» - исполняет ансамбль гитаристов

Ведущий. В школе у нас есть не только поэты,

Которые пишут ночами сонеты,

Но есть композиторы тоже свои,

исп. КузнецоваН., Степанова Н. и Иванова А.

Ведущая. День встретишь веселою песней,

И вечером песню споешь –

Становится жизнь интересней

И мир – несказанно хорош!

- «Суркунне» - исполняет ученица 2 кл. Иванова Настя

Ведущий. Союз прекрасный – музыка и дети!

Которых нет чудеснее на свете,

И видеть благодарные глаза.

О.Митяев «Фестивальная» - исп. ансамбль учащихся отделения струнных народных инструментов

Ведущая. Проходят годы, словно сны,

Как запятые в жизненном писании.

И вновь вперёд, к дыханию весны,

К вершинам творческих стремлений и познаний.

Ведущий. Что ж, пусть нелёгок путь и где-то каменист,

Но, подводя итог прошедших буден,

Мы, словно, начинаем новый лист,

Как новый день, который, завтра будет.

Ведущая. Наш концерт окончен.

Ведущий. Но мы всегда рады видеть вас, дорогие друзья,

в стенах нашей родной школы.

Ведущая. Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

Говорим всем: «До свиданья!

Вместе. До счастливых новых встреч!»

Сценарий праздника "Вечер народной песни"

Цель:

Без песни земля русская как пустой, недостроенный дом, где никто не живет. Песня образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. А участницы народного коллектива «Ветераночка» через всю свою жизнь пронесли любовь к русской народной песне. О коллективе можно многое сказать, но нужно отметить самое важное, что, не смотря на возраст, они не теряют задора, любви к песне и сохранили позитивное отношение к жизни.

    На экране проецируется фото коллектива.

Друзья!

Так не хватает нам дней, всем бы хотелось вечности.

Так не хватает нам в жизни всей просто сердечности.

Пусть для добра сейчас откроются сердца,

Для хорошей, для сердечной встречи

Радости не будет пусть конца

И сейчас мы открываем этот вечер.

    Презентация коллектива №1.

1 слайд: Народный коллектив «Ветераночка»

2 слайд: Является одним из ярких представителей народного песенного

жанра.

3 слайд: Руководитель коллектива – Евгений Александрович Переляев.

4 слайд: Коллектив «Ветераночка» является гордостью районного дома

культуры «Жарки».

5 слайд: ЦЕЛЬ:

    Приобщение к культуре нашего народа, к его духовным ценностям.

    Активизация творческой деятельности и организация досуга людей пожилого возраста.

6 слайд: ЗАДАЧИ деятельности руководителя:

    Пропаганда и распространение лучшего опыта работы с людьми пожилого возраста;

    Привлечение внимания общественности к решению проблемы организации досуга людей пожилого возраста;

    Поддержка и популяризация творчества людей пожилого возраста.

7 слайд: Задачи коллектива:

    Овладение вокально-хоровой техникой;

    Овладения приемами хореографии.

8 -9 слайд: Коллектив «Ветераночка» является самым активным участником

всех поселковых и районных мероприятий.

10 слайд: В своем творчестве коллектив популяризирует русскую народную и авторскую песню.

11-15 слайд: Несколько лет коллектив поддерживает дружеские отношения с

Черемховским отделением Иркутского товарищества

Белорусской культуры имени Яна Черского.

16 слайд: Вся жизнь этих замечательных, красивых, добрых, талантливых и

простых женщин связана с песней.

17 слайд: Живём мы, чаще не вникая, какой достался нам удел

Притом совсем не замечая, как быстро год вдруг пролетел.

Но жаль, увы, что невозможно начать всё с чистого листа.

А впрочем, что грустить об этом, что вам не в силах изменить?

Пока есть жизнь на белом свете, вам надо жить и не тужить!

Минуты, месяцы и годы пусть Бог побольше их пошлёт,

И не взирая на невзгоды, вы твёрдо двигайтесь вперёд.

Пусть радуют вас всех соблазны, пусть наслаждения влекут,

И в искушеньях разнообразных поддайтесь краткости минут.

А потому давай скорее споем мы за движенье лет.

Что может быть ещё важнее?

Важней сегодня дела нет!

Звучат праздничные фанфары.

Благословенны юбилеи, уже хотя бы потому,

Что можно выйти не робея, что вдруг неправильно поймут.

А добрая песня многого стоит! На много дороже любого товара.

Время настало сегодня услышать ответную песню от юбиляров.

    Звучат лирические наигрыши. На сцену выходит народный коллектив «Ветераночка» и "Ансамбль ложкари".

Ты откуда русская зародилась песня?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты, скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

«Песня о Сибири»;

Вокруг меня леса, дурманящий покой.

А выше – мох ползет по каменистым скалам

И сто лесных дорог уводят за собой

В невидимый простор за темным небосклоном.

Ликующая песнь живет в моей груди,

А в ней – леса, поля и птицы на рассвете,

В ней – пламенный призыв к тому, что впереди,

В ней все – о счастье жить под небосводом этим!

«Цветет черемуха»;

Нераздельно сердце с песней русской, задушевной, ласковой до слез.

От нее то радостно, то грустно, с ней тепло в ненастье и в мороз.

Вижу в песнях русские равнины, далеко раскинутый простор.

«Пой, гармонь»;

Русская песня широко звучит, именно на просторе, в поле, за околицей. Широкая Русская песня, вокруг с каких, – то дорожек и троп, сразу брызнувшая в поднебесье породному, по-русски в захлеб.

«Мачеха»;

Снова песня в сердце пробуждается – старая, забытая до слез.

Коль душа в ночи ей откликается, значит, песни лучше не найдешь.

«Кудёрушки».

    «Ветераночка» и Е. Борисова уходят со сцены.

35 лет – это достойный возраст. Это возраст одного целого поколения. Поколения любителей русской песни.

35 лет – это эпоха в истории страны, в истории нашего края, в истории нашего поселения. Песенная эпоха, которую творили участницы народного коллектива «Ветераночка».

Мы можем всё! Но знаем, просто невозможно остановить теченье лет,

Вернуть назад, хотя б минут, затормозить секунд упрямый бег.

А время же идет по вечному маршруту: минута, час, десятилетия, век.

Потоки времени, вы как простое чудо, где есть загадка, а ответа нет.

    Историческая справка о коллективе.

Дорогие Ветераночки! Путь Ваш ярок!

В нем совесть, честь ваша и труд!

Ваш каждый день нам потому и дорог,

Что создан из сверкающих минут.

МИНУТА ПЕРВАЯ.

Первые члены художественной самодеятельности (которую в 1972 году ещё и нельзя было назвать художественной самодеятельностью, а клубом по интересам), собирались при общежитии №10, где находилась дирекция строящегося Восточно-Сибирского Огнеупорного завода.

Затем творческий коллектив начал собираться и расти сначала по цехам ВСОЗа, в 1977 году объединились под эгидой женсовета профкома ВСОЗа.

Кому хотелось показать своё умение петь, плясать, собирались вместе. Ни одного праздника не проходило без концерта. Все участницы вышли из заводской самодеятельности.

МИНУТА ВТОРАЯ.

Хор «Узорочье» в старом клубе (середина 90-х гг.).

    В составе коллектива 23 человека.

    Самый активный участник районных и областных мероприятий.

    Аккомпаниатор – Ольга Вирясова.

МИНУТА ТРЕТЬЯ.

1995 год – ансамбль «Любавушка».

    Состав – 25 человек.

    Все разного возраста.

    В репертуаре: песни от фольклора до авторской песни.

    1997 год – получили звание народного коллектива.

    Разделение «Любавушки» на ДВА состава, по жанрам.

    Репертуар «Любавушки», советско-лирические песни, а в репертуаре «Ветераночки» фольклор, народные и авторские песни.

    Аккомпаниатор – Оксана Ришко.

МИНУТА ЧЕТВЕРТАЯ.

Февраль 2006 года

    Отчетный концерт народного коллектива «Ветераночка».

    Подтверждение звания «народный коллектив».

    Молодой состав возрожденного коллектива «Любавушка» получили звание «народного коллектива».

    Руководитель – Татьяна Сорока.

    Аккомпаниатор – Евгений Переляев, который в сентябре 2006 года стал руководителем коллектива «Ветераночка».

МИНУТА ПЯТАЯ.

Праздничная. Десятилетний юбилей получения звания «НАРОДНЫЙ».

Выступление "Ансамбля ложкарей"

Вмещается так много чувств, ей-богу, в таких вот круглых юбилейных датах.

Испытываем радость и тревогу и жар в крови, что клокотал когда-то.

Хвала творцу, что дал всего сполна изведать, ощутить и все запомнить.

Пускай друзей хороших имена ваш юбилей до краешков заполнят.

И мы приглашаем сказать слова добрые:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Блок «Поздравление гостей».

На дорогах России звенят ковыли, словно колокол памяти бьется вдали.

И играет заря поутру в небесах, снова мир и война у людей на весах.

Много лет прошло с той грозной войны, не вернулись домой дорогие сыны,

Но мы помним о них и до ныне скорбим. Фотографии старые дома храним!

В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,

Кто навеки остался в степях воевать.

Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда, стали в жизни опорой для нас навсегда.

На дорогах России звенят ковыли, про печальную дату напомнят они.

«Забайкальский вальс»;

Поют на сцене русские старухи. Плывут, плывут раздольные печали.

Грудная хрипотца далёких дней, когда они, солдатками, кричали

На ездовых Бурёнок и коней, на редкую картошку в мёрзлых лунках,

На трактор, ставший в поле (хоть реви).

На малых нас, на меньших братьев в люльках,

На обдёлённых в ласке и любви.

Они порой совсем теряли силы, когда в годину чёрную свою,

Поют! И возвращаются на круги ручьи и ветры, и шумят поля.

Поют на сцене русские старухи, двужильные, как русская земля

«Как у двух берез»;

Над лесами необъятными, над полями перекатными,

Над разрывами гранатными песни – ласточки летят.

Пахнут рощи горьким порохом, шепчут травы тихим шорохом.

И о том, что сердцу дорого, русским людям говорят.

«Москвичи»;

Глядят на нас фронтовики, глядят на нас исчезнувшие роты,

Глядят на нас ушедшие полки, глядят на нас с надеждой и заботой.

И память нам покоя не дает, и совесть нас с тобой частенько гложет,

Пусть двести лет, четыреста пройдет – никто у нас войны забыть не сможет.

«Под окном высоким»;

День Победы! Это праздник, что всем подарили наши отважные деды.

Ради чего? Всё просто. Ради нас.

Ради того, чтоб мы в пятиэтажках любили, пели, пили хлебный квас,

А иногда по праздникам, и бражку.

«Фальшив твой пафос», - скажет критик мне.

Я не обижусь – разве же я в силах так рассказать о давней той войне,

Чтоб дед воскрес, воспрянув из могилы?!

Нам ничего уже не изменить, истории ошибок не исправить.

Что остаётся? Остаётся жить. Ещё я знаю! – остаётся память.

«Сапоги».

    «Ветераночка» уходит со сцены.

Жизнь человека – только миг в безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых она останется нетленной.

Все это так. Да вот беда, что забываем иногда

Откуда мы, кто наши предки?! Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой, одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой Надеждой, Верой и Любовью.

И дух ваш, продолжая жить, во внуков правнуков вольется.

И никогда не оборвется веков связующая нить.

И так уж исстари в краю моем ведется,

Что если петь, то значит от души.

Пусть сердце выплачется, коль беда коснется,

А если праздник, то давай пляши!

Выступление А. Прищеповой. Танец «Яблочко».

    Выступление народного коллектива «Любавушка».

«Моет косу в речке ива».

    Выступление танцевального коллектива «Движение».

    На сцену выходит О. Блашкевич.

Ну, да ладно, время, братцы нам историей заняться.

А история такая – главно дело, не простая.

Рассказ наш – для детей и взрослых, для высоких и рослых,

Для стариков и молодых, для полных и худых.

Всем – без различья зарплаты и званья

Вам исторический рассказ. Ждём всеобщего внимания.

Есть у всего свои истоки, миг озаренья, первый шаг пути.

Потом считаем мы года и сроки, потом решаем, где и как идти.

Но первый миг рождения – высок, красив он, словно волшебство!

Мы позабыть во веки не сумеем тот миг, что дал нам это торжество!

    Презентация коллектива №2 «О них».

Сопровождение к презентации «О них».

Мария Васильевна Котова.

В военные годы исполняла фронтовые песни в школе. В сороковых годах началась трудовая деятельность в колхозе, но с песней Мария Васильевна не расставалась никогда. Научилась управлять трактором, боронила, сеяла и под гул мотора пела песни. Семья была большая, четыре сестры. Их в деревне звали Бартошовы. Фамилия – белорусская Бартош. В1972 году переехали в Михайловку. 2 сына, 2 дочки. В1976 году начались соревнования художественной самодеятельности по цехам. С тех пор она является участником художественной самодеятельности народного коллектива «Ветераночка».

Вера Ивановна Белокопытова.

В 1948 году после гибели отца на фронте переехали в Касьяновку. С 15 лет пошла работать на Кирзавод. В 1958 году пришла в самодеятельность в клуб в Касьяновке. В1960 году работала в детдоме, одновременно закончив педагогическое училище. После расформирования детдома в г.Черемхово, переехала в пос. Михайловка, где продолжила работу воспитателем в детском саду №6. В 1988 году Мария Васильевна Котова пригласила Веру Ивановну в «Ветераночку», где до сих пор она и поёт.

Лидия Александровна Стадничук.

С детства любила петь. Затем этот талант проявился и в школе и в училище. С 1977 года стала работать в д/с № 14. Творческий коллектив часто выступал с номерами художественной самодеятельности на сцене кинотеатра. В хор пришла, когда руководителем был Геннадий Викторович Попов.

Нина Николаевна Перетолчена.

Родилась 18 февраля 1931 года в Братском районе, с. Александровка. Закончила Тулунское педучилище в 1951 году. Начала петь в хоре с 1948 г. В Тулуне в Доме культуры. После окончания училища, осталась там работать. Пела, участвовала в драмкружке. Вернулась в родное село в 1961 году и работала до 1987 года. Участвовала в школьном хоре, затем в хоре села до 1998 года. Назывался ансамбль «Сударушка». В «Ветераночку» пришла в апреле 200о года.

Галина Григорьевна Иванова.

Родилась в посёлке Хилок Читинской области в 1936 году в семье рабочего. В посёлке Михайловка проживает с 1947 года. Трудовая деятельность началась в 16 лет на шахте «Половинский уголь». В1973 году поступила на ВСОЗ в должность машиниста насосных установок. Участвовала в межцеховых соревнованиях по художественной самодеятельности. Когда 1978 году на заводе был организован хор под руководством Геннадия Попова, стала заниматься там. Сейчас одна из участниц народного коллектива «Ветераночка».

Анна Михайловна Биркина.

Начала работать с1942 года на военном заводе им.К.Маркса в г. Черемхово. С 14 лет работала на токарном станке, изготавливала мелкие детали для станков, в 16 лет перевели в военный цех, где производили мины и лимонки. Затем на железной дороге стрелочницей.Работала в торговле, в ресторане «Черембасс», одновременно обучаясь в вечерней школе города Черемхово. В 1963 году по решению собрания выдвинули на работу в МВД. С 1964 по 1968 прошла обучение в Хабаровской школе милиции. По окончании учёбы, присвоено звание лейтенанта. На пенсию пошла в звании капитана милиции. В самодеятельном коллективе с 1976 года по настоящее время. В этом году справила свой 80 –летний юбилей.

Нина Викторовна Балк.

В художественной самодеятельности ВСОЗа с 1981 года. Коллектив работал под руководством Кокорина Леонида. С декабря 2002 года является участницей народного коллектива «Ветераночка».

Людмила Александровна Мартусевич.

Начала свою певческую деятельность в г. Караганда. С 1966 по 1968 год пела в детском хоре «Солнышко» во Дворце культуры горняков. С 1973 года была активным участником художественной самодеятельности на швейной фабрике «Караганда одежда». В 1986 году, после переезда в Сибирь, устроилась на ВСОЗ, где участвовала в межцеховых конкурсах. С 1988 года поет в «Ветераночке».

Раиса Дмитриевна Воронова.

В «Ветераночке» с 2001 года. Однажды, придя на концерт «Не стареют душой ветераны», поняла, что она тоже хочет петь. В коллективе её приняли радушно.

Анастасия Петровна Прищепова.

Петь и танцевать любила с детства. Была активной участницей в школе и в училище. С 1974 года выступала в составе художественной самодеятельности завода ВСОЗ, а затем вошла в состав коллектива «Ветераночка»

Тамара Михайловна Иванова.

Детство и юность прошли в городе Усолье – Сибирское. Талант раскрылся ещё в детстве. Пела в хоре клуба «Химик». В годы учёбы в городе Ангарске входила в состав ансамбля «Ивушка» с1968 по 1970. С января 2006 года стала заниматься в коллективе «Ветераночка» Вот её слова:

«Вообще по жизни и в радости и в горе люблю песню, будь то русская раздольная или печальная лирическая, пляски под баян. Вот где воля чувств. Все беды и болезни отступают, когда выступаем перед простыми людьми тружениками села, то, что мы отдаём им: любовь к песне и видим их радостные лица, с лихвой возвращается к нам. Здесь я нашла себя».

***

Долго ли, коротко ли, но добрались участницы «Ветераночки» до сегодняшнего творческого ЮБИЛЕЯ.

Разрешите нам ещё раз с юбилеем Вас поздравить.

И продолжить наш рассказ, что хотим мы пожелать? -

Не грустить, не унывать, и всегда по этой жизни пистолетом хвост держать.

Мы всем вам желаем здоровья и силы.

Чтоб все, что хотите, всегда у вас было.

Чтоб молодость, счастье, удачу, успех

Судьба вам дарила всегда без помех.

    Звучат лирические наигрыши. На сцену выходит народный коллектив «Ветераночка» .

    Выступление коллектива народной песни «Ветераночка»:

Земля белорусская! Рощи да хаты, поля золотые и травы – шелка,

Что гроздья рябины – багрянец заката,

Что крик журавлиный – ручьев перекаты и легкие над большаком облака.

Земля белорусская!

Синью озерной глядишь ты в прозрачные дали небес,

И сыплются звезды, как спелые зерна,

Над зеркалом водным, над пашнею черной,

В росистой траве рассыпают свой блеск.

«Беларусь»;

Беларусь! И вновь, неведома ты идешь тропинками лесными.

И только всюду твое имя мне шепчут травы и листы.

«Квитней, мой сад»;

Моя отчизна – реки, нивы, над Неманом зеленый гай,

Пригожий Брест и Минск шумливый – вся Беларусь из края в край.

И дочернею любовью я полюбила вдруг Сибирь.

С тобой мы стали воедино, отечества родная ширь.

«Бульбочка».

    Игра для зрителей «Это кто же».

Россия в песнях вся: то грустная, а то, как вьюга, в бубенцах.

Да где ж оно, всё это русское? Да здесь же всё – у нас в сердцах.

«Село моё»;

Не хочу от земли отрываться, даже если земля не в цветах.

Хорошо мне земной оставаться, быть земной и в делах и в мечтах!

Хорошо, что родилась не где-то, а на строгой сибирской земле,

Где особенной прелести лето и зима хороша не в тепле.

Хорошо, что ветрами свободы вся овеяна наша земля!

Хорошо, что сибирской породы все подруги мои и друзья.

«Напекла кума блинов»;

Под гармоники звук серебристый вся Россия сегодня поет.

«Это что за гармонист»;

    Заключение. Вынос торта со свечами для коллектива.

Радости были, и были тревоги,

Есть, о чём вспомнить и чем дорожить,

Были красивые тихие зори, нежные встречи, любви благодать…

Всё перепуталось: счастье и горе, всё это в жизни пришлось испытать.

Всё это было, назад не вернётся, но не скудеет тепло ваших рук.

Но с вами всегда остаётся круг ваших близких, друзей и подруг.

Дети умны, хороши ваши внуки, ваши частички на этой земле.

Нет в вашей жизни безделья и скуки, ваши старания все для людей,

Пусть вам неведома будет усталость, в сердце не меркнут задор, огонёк,

Мы вам желаем прожить, что осталось, в радости светлой, без бурь и тревог.

«Живы будем, не помрем».


Русский сувенир
Концерт учащихся отдела народных инструментов


Сувенир, сувенир, русский сувенир.
Русский сувенир покорил весь мир.
Синь озер голубых, белые снега,
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар. (сл. О. Чуриловой)

Здравствуйте, дорогие любители русской инструментальной музыки. Мы рады вас видеть на традиционном концерте учащихся отделения народных инструментов «Русский сувенир».
Надеемся, что исполнение юных музыкантов никого не оставит равнодушным. И я приглашаю на сцену самого юного участника..., в исполнении которого прозвучит р.н.п. «Теремок».

Русский народ всегда отличало гостеприимство и хлебосольность, и для вас звучит пьеса А. Филиппенко «Пирожки» .

Помимо профессиональной, авторской музыки, существует, как нам известно, народное искусство. Искусство безымянных авторов. Из всех видов народного музыкального творчества самым любимым, бесспорно, является песня. Как говорил в свое время русский композитор 19 века П.И. Чайковский: «Русская народная песня – есть драгоценнейший образец народного творчества». Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности».
Песня сопровождала русского человека всю жизнь: она была рядом в труде, и в борьбе с жизненными трудностями. Русские песни поражают своей мелодичностью, задушевностью, глубиной чувств, игривостью…

Р.н.п. «Уж ты, сад. Утушка луговая» в обр. Н. Любимовой

«Наурская лезгинка»

Эх, растяни гармошку, запевай-ка друг,
Выйдем за околицу, на зеленый луг,
Как в былые времена гуляет весь народ,
А девицы-красавицы водят хоровод.

Р.н.п. «Коробейники»

Безусловно, русская народная музыка, стала не только вдохновляющим началом для творчества композиторов 19 – 20 веков, но и сама обрела новое звучание.

«Вальс – мюзет» З.Бетман
В. Ерзунов. Лето в саду «Эрмитаж»
Д. Львов – Компанеец «Мамин вальс»

Подобно тому, как А. Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, М. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Музыка Глинки пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью, восхищает величием и ясностью выражения. Народ стал главным героем его творчества, а народная песня – основой его музыки.

М. Глинка «Жаворонок»

Какой бы пестрой и разнообразной ни была бы наша современная жизнь с ее сумасшедшими и стремительными темпами, какими бы разными ни были бы наши цели и задачи… нас всех объединяет великое чудо – любовь к народной песне.

Р.н.п. «Во лузях» в обр. Т. Грачевой

Удивительная судьба была уготована многим романсам и авторским песням. Родившись в недрах народной музыки и воплотив в себе её лучшие черты, некоторые из них стали поистине народными. Так произошло и с романсами В. Липатова на стихи М. Лермонтова. Народ бережно сохранил и поет замечательные песни эти, не зная, порой, имени одного из их авторов. А ведь долгую, завидную жизнь обеспечили им не только проникновенные стихи, но и музыка, достойная есенинского гения.

Муз. В. Липатова, обр. В. Фетисова «Клён ты мой, опавший»

В. Липатов «Письмо к матери»

Романс. Метель. И пела скрипка
о нежной повести души,
скрипела на ветру калитка,
свирели пели средь тиши.
Вздыхал рояль, виолончели
взлетали в снег, порхал гобой,
мы, слушая, душою пели,
метель играла в нас с тобой.
Пройдут века, года, но время,
Не постареет, не пройдет,
"Романс" из пушкинской "Метели"
Оркестром сердца вдруг споет. (Улекса фон Лу)

Цвелих Рэм. - Г. Свиридов. Романс из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть,
И по - дружески, с улыбкой,
Вдруг в глаза нам заглянуть.

И.Дунаевский «Стрелки» из к/ф «Веселые ребята».

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает,
Что хочет. (Леонид Яковлев)

Встречайте - оркестр русских народных инструментов!

К. Молчанов. Вальс из к/ф «Сергей Есенин».
П. Куликов. Фантазия на тему р.н.п. «Липа вековая».
р.н.п. в обр. А. Зверева «Как при лужку»

Вот и закончился наш концерт. Но добро, которое мы несем в своих душах и дарим друг другу, будет жить вечно.

Желаем вам счастья, здоровья, добра.
А вашему дому – любви и тепла!

Сулим С.Л., 2013 г.,
г. Мончегорск, Мурманская обл.