(Данная статья не является правдой в последней инстанции, но всего лишь предположением).

Помните друзья сюжет А. С. Пушкина «Пиковая дама»? Молодой военный инженер Германн ведёт скромную жизнь и копит деньги, он никогда не берёт в руки карты и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла в карточную игру крупную сумму. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась. Германна потрясла эта история до такой степени, что он решается на отчаянный шаг. Молодой человек соблазняет воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к старухе, принимается мольбами и угрозами выведывать у неё заветную тайну. Увидев Германна, вооруженного пистолетом, графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня временами смотрит на него. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для мужчины навязчивой идеей.

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранные деньги, поставив по совету своей бабки на три карты, некогда подсказанные ей самим Сен-Жерменом. Голицын утверждал, что это было на самом деле!

Становится всё интереснее и интереснее! Не правда ли, мои дорогие читатели? За первой тайной, сразу же открывается следующая, и она, обещаю, будет не последней загадкой в данной теме. Сколько раз, читая рассказ А. С. Пушкина, мы с вами задумывались, что обозначают карты: тройка, семерка, туз, пиковая дама? Какая страшная тайна скрывается в рассказе великого писателя? А ведь, действительно Пушкин зашифровал послание в этих заветных игровых картах для народа. Какое? Да, все очень просто. Он заранее обозначил дату своей смерти. Смотрите сами:

1) Туз - первая карта в колоде, значит, пишем 1

2) Тройка - 3

3) Семерка - 7

Последняя карта дама, то есть смерть поэта. Здесь, я прошу вас, дамы и господа, проявить смекалку, и обозначить женщину своими руками. Видите, вы рисуете в воздухе овал гитары, по-другому цифру 8. И что получается в итоге у нас? Гениальный русский писатель и поэт А. С. Пушкина в произведении «Пиковая дама» предсказал дату своей смерти - 1837 год! Что и требовалось доказать. «А, почему до этого, никто раньше вас не догадался, - спросите вы меня?» Правда, вы так считаете? Догадались многие, но ведь тайна всегда должна оставаться тайной, и люди читая рассказ «Пиковая дама», хочешь или не хочешь, но призадумались бы о том, что же на самом деле означают эти заветные карты в повести Пушкина? Может быть, действительно, писатель знал счастливую карточную комбинацию, при которой выигрыш игроку гарантирован?



Помимо зашифрованной информации с картами, существует второй смысловой ряд «Пиковой дамы», который я понимаю так! Счастливые карты (тройка, семерка и туз) - это литературный дар, которым владел Пушкин, а пиковая дама - это тайна (информация), ее выдал писатель своим читателям, и за это, он был убит на дуэли в 1837 году, а мог бы жить в достатке долгие годы.

Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…»

Его дама бита! Герман променял Лизу на колоду карт. Он не собирался выполнять основное условие, поставленное ему старухой: жениться на её бедной воспитаннице. Он обманул старую больную женщину и сам обманулся, хитрец играл и проиграл свою собственную жизнь. Уже целое столетие многие люди в мире ломают голову над главным вопросом романа Пушкина «Пиковая дама»: «Существует ли формула успеха в карточной игре или нет?» Чтобы разгадать эту тайну, нужно, видимо, стать военным инженером Германном и прожить его нелегкую жизнь с самого рождения.

Хотел было я поставить на этой истории большую жирную точку, да не тут-то было. А что, если интерпретировать заветные карты Пушкина, таким вот образом? Смерть поэта произошла из-за порочного любовного треугольника:

Туз- Император России Николай 1 (тайный любовник жены Пушкина).

Дама- Наталья Гончарова.

Семерка - А. С. Пушкин.

Тройка - Дантес (провокатор царя).

Свершилось! Почти полгода не пользовалась услугами турфирмы, в силу своей загруженности домашними и школьными делами, и, наконец лето, и можно обо всем позабыть, тем более еще и отпуск наступил внезапно. И вот я уже в первых рядах записи на экскурсию «Дворянская усадьба Марьино» .

При посадке в автобус произошла небольшая накладка, автобус пришел меньше чем нужно. Но в итоге это сыграло на плюс, так как я ехала на первом сиденье, хотя и не люблю первую половину автобуса из - за того, что нет возможности вытянуть ноги, но тут уж не было вариантов.

К чему все это я пишу да к тому, что, благодаря этому событию, я невольно стала следить за дорогой и мысленно прикидывать себя на роль водителя. А раз за вождение отвечаю я (хоть и не все об этом в курсе), то, соответственно, читаю все знаки дорожного движения, смотрю куда мне нужно повернуть, кого пропустить или наоборот не пропускать, в общем столько дел - столько дел.

И вот едем мы дорогой длинною да днём светлым и мелькают перед нами белые таблички с названием населенных пунктов и буквально за пару километров до Марьино мелькнула надпись «Усадище».

В тот момент когда искала разницу между Архангельским и Царицыно меня крайне волновал этот вопрос и именно тогда вычитала, что «Усадище» - это старое русское название усадьбы, вернее синоним, имевший аналогичное значение: усада, усадебка, усадище, усадбище.

Забавно, подумала я, встретив такое совпадение в преддверии посещения усадьбы Марьино. А раз есть знак - то значит сегодня повезет во всем. 60 километров пролетели в делах и заботах еще быстрее и вот мы уже на месте, и открытые ворота усадьбы так и манят нас к себе.

В полдень, в полдень

Летний воздух неподвижен.

Ходим, ходим

По Парижу, по Парижу.

Хоть бы, хоть бы… © Игорь Корнелюк

Пусть и не по Парижу, но воздух был также неподвижен, а мы тем временем шли по территории усадьбы, по направлению к дому. Экскурсия началась немного суматошно, нас делили на группы, обували в бахилы и все это действие происходило в очень тесных сенях, пардон ресепшн (хотя зачем используют это слово все отели российские не понятно). Но вот все сосчитаны и переданы в руки гидов и наша первая группа пошла вслед за весьма импозантной дамой бальзаковского возраста, облаченной в шикарное розовое платье, второй группе повезло больше: им достался молодой человек. Почему повезло больше? Да потому, что первым номером экскурсионной программы стало приглашение проследовать в номера. Согласитесь в наш просвещенный век слышать такое предложение от женщины - это же полный моветон.

Но выбора у нас не было и мы стройными рядами быстро прошествовали по Портретной галерее вдоль копий картин семейства Романовых (в сборник вошли не все портреты, их больше).

Гид отметила при этом, что все картины - копии, подарены были усадьбе - Русским музеем. А перед нами собственно и номер Пиковой дамы. Этот номер и аналогичные номера с другими литературными названиями предлагают всем для проживания. В число услуг, предоставляемых усадьбой, входит пользование всеми помещениями. Кроме того, в гардеробе усадьбы порядка 60 нарядов нужной нам эпохи - также для общего доступа, что безусловно позволит пронзить не только время, но и стать частью, на краткий миг, данного пространства, дефилируя в экзотическом наряде да в старых залах. Ну а на все мирские вопросы насчет платы и прочих условий - гид сразу отправила выяснять на кассу, то бишь во входную комнату.

Старая графиня *** сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад...© Пиковая дама.

Именно ей, прототипу главной героини данного произведения - княгине Наталье Голицыной, по сути подчинено все в данной усадьбе. В номере Пиковой дамы портрет ее более в юном возрасте и не столь ужасен, как описание, которое сделал наш поэт - писатель.

А что такое Пиковая дама? Это наши карты - тройка, семерка, туз! тройка, семерка, дама! И карты везде, на территории, в доме.


Обратите внимание на стол.
После посещения стандартного номера мы проследовали в Белый зал (ранее Золотой зал).


А ведь прежде всего нужно познакомится с хозяинами, пока ехали в автобусе, череда имен, событий и я несколько запуталась, но при визуальном ряде, все встало на свои места. Наталья Голицына, та наша «Пиковая дама» - мать Софьи. А портрет Софьи ниже.


Голицына Софья Владимировна (1775-1845) в 17 лет знакомится с


графом - Строгановым Павлом Александровичем (1774-1817), он же генерал-лейтенант, он же герой Отечественной войны 1812  года. В браке рождается 1 сын - Александр и 4 красавицы дочки. И хотя было правило в России не отправлять единственного продолжателя рода на войну, он туда пошел и погиб в бою. Горе родителей было безмерно, отношения между ними ухудшились и в 1817 году скончался сам Павел, в 43 года.

Старшая дочь - Наталья Павловна выходит замуж за троюродного брата Сергея Григорьевича Строганова и графский титул переходит к нему с целью не потерять род.

После смерти мужа, собрав в кулак все свои силы, Софья начинает заниматься всеми финансовыми вопросами семьи, а их много, это и имения, и заводы, причем в разных городах. Что тут сказать, видимо характером пошла в мать, в очень сильную и волевую женщину, которая в истории даже этой усадьбы звучит больше, чем ее непосредственная хозяйка.

Но пока нам рассказывали о каждом члене семьи, чьи портреты висят в белом зале, мое внимание привлекли росписи на потолках.


Строил изначально усадьбу Андрей Воронихин (1759-1814), используя за основу предыдущий дом, в 1817 году начинается глобальная перестройка усадьбы учеником А. Воронихина - архитектором Иваном Колодиным.

Им же, Колодиным, в помпеянском стиле, расписаны потолки зала, они были сделаны на холсте и наклеены на поверхность.


А с помпеянским стилем мы уже ранее встречались в описании .




Из Белого зала проходим, минуя небольшую комнату, окрестила зеленой комнатой, в Библиотечный зал. В проходе звонко пели нам песни попугайчики.


Стены «Зеленой» комнаты обтянуты на вид шелком. И мебель, и ткань на стенах очень красиво сочетаются, более того, в других комнатах, мы затем встретим обивку из этой ткани. При слове «зеленый» вспоминается, что мать Софьи (наша Пиковая дама) любила приезжать в Марьино и к ее приезду готовили зеленую коляску, в которой она совершала прогулки по усадьбе. Строгановы славились обширной библиотекой, свыше 25 тысяч книг на семи языках, а мы, кстати, уже в библиотечном зале.


Сейчас же книжные полки пустуют и думаю настанет тот день, когда и они будут заполнены полностью.


Из библиотечного зала проследовали в Малиновую гостиную.


Каждый отрезок гостиной располагает к неспешному времяпровождению, призывно манит к себе диван, так и говорит - «присядь на меня, попей чайку, не стоит спешить никуда».


Ему вслед, перебивая, вторят кресла у камина - «зажги огонь, возьми бокал коньяка и наслаждайся». Но мы не слышим тайных слов и устремляемся вперед и выше.


Дорога лежит на второй этаж, где личные покои семьи сквозь готический зал. И вот тут я не поняла, почему он готический, скорее греческий, античный (хотя античный есть, но он пуст и не стоит внимания на данный момент) или еще какой-нибудь.

Поразил даже мраморный рисунок, такое впечатление, что вены просвечивают, так и хочется отправить девушку к врачу - «Вам, милочка лечиться надо! бегом к флебологу, причем крайне срочно!».

По небольшой лестнице поднимаемся на второй этаж и проходим череду комнат из числа личных покоев Пиковой дамы (так ли это или нет, я думаю не принципиально).


Многие рисунки, фотографии были переданы Русским музеем и по ним проведены восстановительные работы.


Как-то не очень удобно ходить по полу - где такие шкуры, головы явно тут лишние.


А вот Красная гостиная, не только такая яркая, но и самая красивая, на мой взгляд, в череде залов усадьбы и полностью оправдывает свое название. Хотя на Руси, красным углом считался самый нарядный угол в доме, туда вывешивали все лучшее, картины, образа.


Мне еще приглянулись гигантские вазы, расписанные на разные сюжеты, как-то очень уместно они вписались в интерьеры всех залов.


После посещения второго этажа спустились в подвальные помещения. В ходе реставрации вся краска и прочие детали были убраны до кирпичей, которым более ста лет. Было решено так их и оставить. Кстати, ранее на территории усадьбы находились заводы: кирпичный, изразцовый и глинобитный. Удивительно, что при наличии изразцового завода на тех фотографиях, чертежах, которые сохранились, нет отметок о комнатах в стиле изразцов, как у дворца Меншикова например.

Ранее в подвале находились: кладовые, кухня, винные погреба, ледники для хранения продуктов, жили люди.


Сегодня размещены небольшие коллекции: предметов быта, небольшие знамена, печные заслонки и т.д., частично и функциональные ранее помещения.


И по боковой лестнице мы поднимаемся в Охотничий зал, со всех сторон на нас нагло смотрят звериные мордашки и наступает самая приятная часть экскурсии - чаепитие.


Чашка, блюдце, варенье - вот собственно, что нас всех ждало в качестве простого чаепития. Чуть позднее подали пироги, слегка теплые.


Хотя не простое чаепитие, а с пирожками. Честно говоря, очень захотелось похулиганить, налить чай в блюдце и шумно втянуть, но жаль, ничего такого не сделала, приличия этого века однако. Но не такое было бы это хулиганство я вам скажу, ведь чайные традиции у дворян к тому времени тоже сложились.

Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал © Евгений Онегин.

И по традициям, на столе должен стоять самовар (не было), варенье (было), разнообразная выпечка (было, 2 пирожка с капустой, 1 - с мясом и 1 - с яблоками) и внимание - питьё чая из блюдца. Чаепитие было длительным, но не в нашем случае, так как лимит чайников был органичен, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек.

В дворянской среде была использована английская чайная традиция: чай пили за накрытым столом, из фарфорового или серебряного сервиза, часто с молоком. Основным было общение, но тут у нас каждый был сам по себе. Причем в каждой семье могли быть и еще свои особые условия приема чая, тем более с 18 века чаепитие стало модным увлечением. Наливала чай жена или старшая дочь, причем наливала не до краев и подавали обязательно чашку на блюдце. А у нас было так - хочешь пей, не хочешь - не пей. А если захотел - то сам себе налей.


И конечно, была небольшая прогулка по территории усадьбы. В ходе которой посетили разрушенную церковь, пока до нее еще руки не дошли у хозяев. Кстати, несколько слов о хозяйке - с 2008 года Марьино в собственности у Галины Степановой, которая выкупила его и теперь восстанавливает в меру возможностей, попутно выкупая и соседние земли, дабы не перекрыла стройка коттеджей исторических объектов.


На территории усадьбы восстановлены старые постройки, поискала, конечно, какие потери они понесли, но не нашла. В разных точках усадьбы стоят мольберты с копиями картин Ермолая Есакова - усадьба в рисунках. Правда, не все ракурсы выдержаны.


Есть и новые объекты, находятся в неком отдалении от исторической части усадьбы и смотрятся вполне оригинально.


У усадьбы было пять парадных выходов и каждый выход охраняли львы. Некоторые на задней части немного филонили и больше спали чем несли службу.


Если говорить о других владельцев усадьбы, то там идет большая связь с охотой. Именно как символ этой части везде в усадьбе мы встречаем изображения борзых собак. Но время идет, и в настоящем реализован проект «Тихая охота». В пруду разводят карпов.

И что я еще вспомнила, в ежегодных мероприятиях, проводимых Русским музеем, усадьба Марьино участвует постоянно с 2011 года. Так, в 2015 году их Ковер-самолет завоевал Приз зрительских симпатий. 2016 и 2018 я пропустила, а вот в 2017 что-то не могла найти их композицию, снова посвященную Германну и Даме (хотя на сайте Русского музея нашла информацию о ней).


На территории усадьбы есть прошлые работы:


В рамках выставки «Императорские сады России» 2013 (с интернета фото ниже).

Композиция заняла I место в номинации «Приют сияньем муз одетый».

В рамках выставки «Императорские сады России» 2016 (с интернета фото ниже).

В номинации «Цветочная Композиция» проект усадьбы получил Гран-При, а также специальную награду фестиваля – Приз зрительских симпатий.

Сейчас правда выглядит совсем не очень (голый каркас) и я даже не стала фотографировать его, удивилась такому странному наличию в парке. И на этой радужной ноте, связанной с призами и подарками, я завершаю прогулку по усадьбе, ведь мне предстоит везти автобус обратно, а в выходные на трассе много пробок. А ехать лучше с музыкой и мы включаем музыку и тихо подпеваем:

Пиковая дама
Она всегда загадка
Висит над нею рок
И замирает сладко
Отдавший все игрок

Чужие судьбы губит
От горя не спасет
Она смеяться любит
Когда нам не везет © Вячеслав Добрынин


Столы зеленые раскрыты:
Зовут задорных игроков…

А.С. Пушкин.

John Everett Millais. Hearts Are Trumps.

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова», - так обманчиво просто начинается одно из самых глубоких и драматических по накалу страстей произведений А.С. Пушкина - повесть «Пиковая дама».

В семи коротких главах гений поэта смог охватить и исследовать все: и тему быстрого обогащения, и философию игры, и психологию героев, и волнующую всех и каждого проблему «рока». Но единственное, чего мы не находим здесь - какими картами играли пушкинские персонажи в азартный штосс. Теми ли привычными для нас нарядными картонками с изображением в стиле «а-ля рюс» румяных валетов, томных дам и респектабельных королей?


Трутовский Константин Александрович. Игра в карты. 1861

Чтобы прояснить этот вопрос, было бы любопытно обратиться к истории игральных карт как к древнему, неумирающему элементу культуры, одной из форм досуга и, что греха таить, «наиприятнейшего занятия на свете», по словам одного из героев А.П. Чехова. Изобретение этого развлечения, неиссякаемого источника радостей и печалей, приписывается и хитроумным египтянам, и фаталистам-индийцам, и жизнерадостным грекам в лице Паламеда. Однако при раскопках если и находили «инструментарий» азартных игр, то в основном в виде костей-кубов шестигранной формы.

Принято считать, что первые карты появились позднее, в XII веке в Китае. Мастера по части заполнения своего досуга, придворные аристократы, обнаружили в рисовании маленьких картинок с аллегорическими знаками животных, птиц и растений сначала эстетическую забаву. Потом --удобный способ передачи тайной информации в деле дворцовых и любовных интриг. А позднее - возможность рискованных игр с всесильным Фатумом.


Самые старые игральные карты.

Как раз в это время Европа стала осуществлять крупные военные экспедиции на Восток - крестовые походы (1096-1270), причем впервые европейцы открывали для себя новую и уже высоко развитую культуру. Возвращаясь домой, крестоносцы не забывали прихватывать с собой поразившую их экзотику: легкий фарфор, тончайший шелк, расписные веера и, разумеется, очаровательные миниатюры на плотной рисовой бумаге для фокусов и гаданий.

Однако прошло еще немало времени, пока карточные игры не стали распространенным явлением. Первое упоминание в хрониках о сарацинской игре "наиб" (араб. "naib" - карты) относится ужу к последней четверти XIV столетия. Характерно, что в полном соответствии с арабским звучанием слово "карты" по-итальянски "naibi"; по-испански "naipes"; по-португальски "naipe" (связано это было с оживленной торговлей с арабскими странами и тесным контактом с тамошними купцами, известными своей страстью расплачиваться за товар "по воле случая", т.е. по принципу незабвенного Ноздрева). В других же европейских странах твердо установилось иное однокоренное слово: во Франции - "carte", в Германии - "Karten, SpielKarten", в Дании - "Kort, SpelKort", В Голландии - "Kaarten, SpeelKarten", в Англии - "card".

В конце XIV - начале XV века карты изготавливались непосредственно художником и по индивидуальному заказу. Естественно, его производительность была невысока, и только с изобретением гравюры печатание карт принимает широкие масштабы. Одновременно складываются три основных типа игральных карт: итальянские, французские и немецкие. Все они имели различия как в мастях, так и в самих фигурах.


Лукас ван Лейден. Игроки в карты. [ок. 1514]

Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры "тарок". Эти карты, выполненные как гравюры на меди, были весьма своеобразными. В нормальном, или "венецианском", тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, носившая название Дурак (кстати, прообраз будущего Джокера). Во Флоренции же выпускались карты в количестве 98 штук, где к обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и 12 созвездий.


Лукас ван Лейден. Игра в карты.

Карты итальянского типа в конце XIV века появляются во Франции, а уже при Карле VII (1403-1461) появляются карты с собственными национальными мастями: сердце, серп Луны, трилистник и пика. А в конце XV столетия во французских картах окончательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор: черви (coeur), бубны (carreau), трефы (trefle) и пики (pique). Начиная с этого времени французские карты приобретают устойчивый тип, для которого характерны такие фигуры: Давид - король пик, Александр - король треф, Цезарь - король бубен, Карл - король червей, Паллада - дама пик, Аргина - дама треф, Рашель - дама бубен, Юдифь - дама червей, Гектор - валет бубен, Ожье - валет пик, Ланцелот - валет треф и Лагир - валет червей. Это тип карт дошел до Французской революции 1789-1894 гг.

Новое республиканское правительство поручает самому прославленному в это время живописцу Ж.Л. Давиду (автору известной картины "Смерть Марата) создать новые рисунки карт. Вместо королей Давид изобразил гениев войны, торговли, мира и искусств, дам заменил аллегориями свободы вероисповеданий, печати, брака и промыслов, а вместо валетов нарисовал фигуры-символы равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Именно во Франции первоначально появились формы четырех мастей: листья плюща, желуди, бубенчики, сердца. Весьма правдоподобно предположение, что французские масти являются символами рыцарского обихода: пика - копье, трефа - меч, бубна - герб или орифламма (знамя, штандарт), черви - щит. Немецкие от двух предыдущих типов отличались тем, что в них отсутствовала дама, но зато существовало два валета: Обер и Унтер.

Необходимо также сказать о том, что на протяжении многих веков карты были "одноголовыми", т.е. фигуры на них изображались в полный рост. Первые карты, не имеющие "верха" и "низа", "двухголовые", выпустила Италия в конце XVII века. В это время эти карты большого распространения не получили. Затем подобная попытка была сделана в Бельгии, а в начале XIX века такие карты стала выпускать Франция.


Караваджо. Игроки в карты. 1594

Помимо этих основных типов карт в различных европейских странах выпускались так называемые "тематические" карты. Существовали "педагогические" колоды, обучавшие игроков географии, истории или грамматике. Пользовались успехом карты-иллюстрации к драмам Шекспира, Шиллера, Мольера. В "игрушках для взрослых" нашли отображение геральдика, хиромантия и даже мода. Например, в середине прошлого века во Франции печатались карты, на которых одежда королей, дам и валетов представляла собой новейшие модели сезона…

В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они чрезвычайно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карточные игры преследовались в России законом, а пойманные на горячем игроки подвергались различным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие.

Царь Алексей Михайлович, второй самодержец из династии Романовых, правил Россией более 30 лет, с 1645 по 1676 год. Сам Алексей Михайлович познакомился с игральными картами ещё будучи ребёнком. В 1635 году для царской семьи были куплены на московском торгу игральные молотковые карты (молотковыми назывались карты первого разбора от первых гравированных оттисков, то есть лучшие по качеству печати). Сохранилась подробнейшая опись имущества подмосковного Коломенского дворца – любимейшего места отдыха и развлечений Алексея Михайловича. В этой описи указаны среди прочих игорных принадлежностей также «две дюжины и семь игор карт гнилых». Словом «игра» в те времена называлась колода карт.

Карточная игра, находившая радушный приём в боярских домах и дворцовых палатах, безусловно запрещалась для простого народа. В 1648 году, вскоре после воцарения Алексея Михайловича, последовал царский указ, направленный на искоренение вредных обычаев и верований. В указе подробно перечислялись многочисленные прегрешения, требовавшие немедленного искоренения: «...Сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление (в грозу) на реках и озерах куплются, чают себе от этого здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаки пляшут, зернью (костями) и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовские песни; и на Святой недели жонки и девки на досках скачут (на качелях), а об Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякий бесовския игры…». Надо отметить, что наряду с азартной карточной игрой под запрет попадали и такие совершенно невинные забавы, как катание на качелях!

Указ 1648 года вводил целый комплекс мер по борьбе с карточной игрой и прочими «неустройностями». Его предписывалось «многожды» зачитывать по торгам, списки с него «слово в слово» рассылались в наиболее крупные сёла и волости, дабы «сей наш крепкий заказ ведом был всем людям» и никто не смог бы потом отговориться его незнанием. Скоморошьи одежды, хари и маски, музыкальные инструменты, шахматные доски и колоды карт предписывалось отбирать и жечь, а в отношении людей, замеченных в нарушении указа, воеводам велелось «где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчиние скажут, и вы б тех велели бить батоги; а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерские картные игры и другие, и вы б тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные (т.е. пограничные) городы за опалу». Да и самим воеводам, дабы они не манкировали с выполнением указа, делалось строгое внушение: «А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас (царя Алексея Михайловича) в великой опале».


Адриан Броувер. Драка крестьян при игре в карты.

Надо полагать, что первоначально указ выполнялся со всей присущей ему жесткостью, и не одному картёжнику ободрали плетьми или палками спину на торгу. Но согласно поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», действие этого указа постепенно сошло на нет – в основном из-за физической невозможности его исполнения.

Очередной и весьма ощутимый удар по игральным картам был нанесён в следующем, 1649 году. Составители знаменитого «Уложения» царя Алексея Михайловича отнесли карточную игру и её последствия к преступлениям сугубой уголовщины, жестоко караемым увечьем и смертью. В издании «Уложения» 1649 относящаяся к «картной игре» статья помещена в главе «о разбойных и татиных делах». «А которые воры, – сказано в этой статье, – на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют, и, проигрывая, воруют, ходя по улицам, людей режут, шапки срывают и грабят…», то таким следовало, после допроса с пыткой, «чинити указ (приговор) тот же, что писано выше о татех (разбойниках), то есть сажать в тюрьму, конфисковывать имущество, бить кнутом, урезывать уши (в последующем издании «Уложения» – пальцы и руки) и смертью казнить».


David the Younger. Peasants Playing Dice.

Отнесение карточной игры к составу серьёзного преступления оказало большое влияние на торговлю игральными картами. Сохранившиеся таможенные книги показывают, что после 1649 года привоз карт, например, в Великий Устюг, сократился вдвое против прежних лет, а после 1652 года вообще прекратился. Но прекратилась ли картёжная игра?


Валантен де Булонь. Игра в карты с шулерами.

В 1653 году из пригорода Москвы, Коломны, от головы местного кружечного двора (царского водочного склада) Микифора Прохорова с товарищами поступила царю великая слёзная жалоба на «солдацкого строю служилых людей» и их «маюра» (майора) на помеху продаже казённого вина, самовольство и насилие. «Да солдаты же, – говорилось в этой жалобе, – во все дни собираются на государеве Коломенском кружечном дворе, в избах, и играют зернью и карты, и о том он, Микифор Прохоров с товарищи, не в одно время маеру извещали, чтобы он их от того унял, а маер их не унимает; а как они учнут их с государева кружечного двора сбивать, чтоб зернью и карты не играли, и они их, Микифора с товарищи, бранят и хотят бить, с кружечного двора нейдут, чинятся сильны».


Жорж Де ла Тур. Игра в карты.

Запрещенная «Уложением» карточная игра производилась нагло и публично, да ещё и солдатами – слугами государевыми! В Москве к жалобе Микифора Прохорова отнеслись серьёзно, было наряжено целое следствие, сведения о результатах которого, к сожалению, не сохранились. Побочным результатом расследования стало правило, по которому служилые люди разных чинов, казаки, стрельцы, пушкари и прочие, поступая на царскую службу, стали давать по себе поручные записи, в которых писали, что они не будут воровать, не будут играть зернью и картами, не пропьют и не проиграют своей служилой рухляди и оружия.

Специальными именными царскими указами 1668 и 1670 был введён особый режим в Кремле: людям различных чинов – от стольника и ниже – было строжайше запрещено въезжать в Кремль на лошадях, играть в азартные игры во время выходов государя в соборные церкви, при появлении царя предписывалось стоять без шапок «мирно и немятежно».

Значительные государственные расходы на ведение военных действий требовали постоянного поиска новых источников доходов. Сохранился любопытный документ, относящийся к концу царствования Алексея Михайловича и свидетельствующий, что в среде московской администрации, вероятно, убедившейся в неискоренимости карточной игры, возникла счастливая мысль обратить её в источник государственного дохода. Московское правительство и ранее неоднократно так остроумно поступало, сменив жестокое преследование употребления водки и табака на монопольную казённую торговлю этими товарами, к вящему приращению казны.


Норберт ван Блумен. Крестьяне играющие в карты.

Упомянутый документ является грамотой, данной в Сибирь туринскому воеводе Алексею Беклемишеву в 1675 году. Оказывалось, что из Тобольска в Москву перед тем «писали воевода Пётр Годунов да дъяк Михайло Постников, что они (неизвестно на каком основании) отдали в Тобольске зернь и карты на откуп», иначе говоря, разрешили за счёт казны и под её прикрытием открывать игорные дома. (Заметим в скобках, что вместе с картами предприимчивый воевода отдавал на откуп и «безмужних жён для блуда» – и все ведь для блага казны!)


Ромбоутс Теодор. Игра в карты.

Соблазнительной инициативе Годунова и Постникова захотели последовать и многие другие города «тобольского разряда». Из Верхотурья и Сургута воеводы писали, «чтоб им по тому же зернь и карты отданы были на откуп». На эти простодушные писания великий государь указал: в Тобольске и прочих городах «зернь и карты отставить и откуп с зерни и карт из оклада выложить». Грамота предписывала сделать то же и воеводе туринского острога, Беклемишеву, даже и в том случае, если бы он по примеру Тобольска и по «отпискам» Годунова зернь и карты уже отдал на откуп.


Adriaen Brouwer. Драка крестьян при игре в карты.

Преследование карточной игры сводилось не только к запретительным указам. В 1672 году по приказанию Алексея Михайловича лютеранский пастор Иоган Готфрид Грегори устроил в Преображенском новую театральную храмину, и в ноябре перед царем было дано первое представление – комедия «Артксерово действо». Вслед за этим последовали новые постановки комедийного и нравоучительно характера. Известность приобрела пиеса «История или действие евангельския притчи о блудном сыне», сочиненная Симеоном Полоцким. Постановка эта замечательна тем, что к ней была издана своего рода театральная «программка», в которой на рисунках были показаны сцены из действия, сопровождавшиеся пояснениями. По сюжету блудный сын, получив из рук отца часть имения, уходит из дома и начинает разгульную жизнь. Он нанимает множество слуг, играет в зернь и карты, вяжется с любовницами и, наконец, проматывает всё своё имение.


Питер Брейгель Младший. Драка крестьян за картами. После 1620 года.

На одной из картинок этой «программки» блудный сын показан играющим за столом в карты и зернь в окружении игроков. Это – самое раннее изображение карточной игры в России. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году гонения против картёжников значительно смягчились. В царских указах, рассылавшихся на места, уже не было прежних застращиваний игроков увечьями и казнями за самый факт карточной игры; вся угроза ограничивается неопределённым выражением – «заказ чинить крепкой». Ввоз игральных карт в Россию возобновился и даже существенно увеличился, только в Великий Устюг в 1676-1680 годах их завезли 17136 колод.


Питер де Хох. Игроки в карты. 1663-65 гг.

Вскоре после разрешения карточных игр в России возникает собственное производство игральных карт. Уже в 1765 году правительства Екатерины II установило налог как на привозные игральные карты, так и на карты отечественного производства, причем пошлина на заграничные карты была в два раза выше. Печатание игральных карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в частных руках и приносило откупщикам, продававшим в год в среднем около одного миллиона колод, приличные доходы. Деньги же, полученные в результате налогов, поступали в пользу Воспитательных домов. И вот на землях родового поместья князей Вяземских (П.А. Вяземский - один из потомков этого древнего рода - был близким другом А.С. Пушкина), у села Александрово под Петербургом, аббат Оссовский, получив от правительства денежную помощь, построил в 1798 году корпуса Александровской мануфактуры, ставшей в начале XIX века одним из крупнейших предприятий России.

После года работы мануфактура перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. В 1817 году управляющий мануфактурой А.Я. Вильсон предложил Опекунскому Совету открыть при мануфактуре карточную фабрику. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I. Правительство собиралось получить громадную прибыль, т.к. фабрика с монопольным правом производства карт устраняла всякую конкуренцию со стороны. Решение не давать откупов, срок которых истекал в 1819 году, и запрет на ввоз карт из-за границы предоставляли казне возможность назначить за карты любую продажную цену.


Соломаткин Леонид Иванович. Игра в карты.

В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. За этот год было изготовлено 240 тысяч колод, которые стали продаваться по всей Российской империи (в 1820 году выпуск карт возрос до 1380 тысяч колод).

Вернемся же к нашему вопросу о картах пушкинской эпохи ("Пиковая Дама" была написана в 1833 году). В это время и вплоть до 1860 года на оборотной стороне карт имелось изображение пеликана, кормящего двоих детей мясом собственного сердца. Этот аллегорический знак пояснялся надписью: "Себя не жалея, питает птенцов". Становится понятной ироническая фраза одного из героев рассказа Н.С. Лескова "Интересные мужчины": "Чтобы не заскучать - сели под вечерний звон "резаться", или, как говорится, "трудиться для пользы императорского воспитательного дома". А польза была. В 1835 году дюжина колод обходилась в 12 рублей, а продавалась за 24. К середине 50-х годов карт производилось в три раза больше, чем выпускали откупщики в 1818 году, прибыль же возросла в 4,5 раза и составляла 500 тысяч рублей в год.


Дорогов Александр Матвеевич. Игроки.

Интересующие нас карты этого времени имели характер народных лубочных картинок (художники-профессионалы к деятельности фабрики еще не привлекались). Они изображали смешных немецких рыцарей на конях, размером с пони, и большеголовых неуклюжих дам. Например, пиковая дама при своем желании не могла испугать игрока до сумасшествия, как это произошло с впечатлительным Германном. Но тем очевиднее проясняется гениальный замысел Пушкина, построившего интригу повести на внешнем несоответствии забавных карточных персонажей с их скрытой роковой ролью.

Знакомые нам сегодня изящные рисунки карт без верха и низа родились благодаря таланту академика живописи А.И. Шарлеманя. В 1860 году ассортимент фабрики невероятно расширился: стали производиться карты уменьшенных размеров, пасьянсные, дорожные, детские, учебные и гадальные. Но чем интенсивнее развивалось производство, тем "архаичнее" выглядели рисунки на картах во вкусе народного примитива.

Заслуга художника состоит в том, что ему, талантливому рисовальщику и знатоку истории, удалось найти верный тон в решении образного строя всех карт. Благодаря ему игральные карты стали отличаться своеобразным стилем и целостностью образов-символов. Продукция фабрики с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1893 году игральные карты с рисунками Шарлеманя были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и получили бронзовую медаль и почетный диплом.


Корзухин Алексей Иванович. Игра в карты.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие «атласные» в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.


Балтазар Клоссовски де Рола. Игра в карты. 1948-50

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя. В «Прейс-Куранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт «Атласные» в 52-53 карты стоила 6 рублей.

Интересный вопрос – а кто был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид – пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» – алмаз. В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению.

Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме «Игрок ломбера» смело бросает на стол Огиера – валета пик.


Edgar Bundy.


Поль Сезанн. Игроки в карты. Пенсильвания. 1890-1892


A. Toscani.

(Данная статья не является правдой в последней инстанции, но всего лишь предположением).

Помните друзья сюжет А. С. Пушкина «Пиковая дама»? Молодой военный инженер Германн ведёт скромную жизнь и копит деньги, он никогда не берёт в руки карты и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла в карточную игру крупную сумму. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась. Германна потрясла эта история до такой степени, что он решается на отчаянный шаг. Молодой человек соблазняет воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к старухе, принимается мольбами и угрозами выведывать у неё заветную тайну. Увидев Германна, вооруженного пистолетом, графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня временами смотрит на него. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для мужчины навязчивой идеей.

Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранные деньги, поставив по совету своей бабки на три карты, некогда подсказанные ей самим Сен-Жерменом. Голицын утверждал, что это было на самом деле!

Становится всё интереснее и интереснее! Не правда ли, мои дорогие читатели? За первой тайной, сразу же открывается следующая, и она, обещаю, будет не последней загадкой в данной теме. Сколько раз, читая рассказ А. С. Пушкина, мы с вами задумывались, что обозначают карты: тройка, семерка, туз, пиковая дама? Какая страшная тайна скрывается в рассказе великого писателя? А ведь, действительно Пушкин зашифровал послание в этих заветных игровых картах для народа. Какое? Да, все очень просто. Он заранее обозначил дату своей смерти. Смотрите сами:

1) Туз – первая карта в колоде, значит, пишем 1

2) Тройка – 3

3) Семерка – 7

Последняя карта дама, то есть смерть поэта. Здесь, я прошу вас, дамы и господа, проявить смекалку, и обозначить женщину своими руками. Видите, вы рисуете в воздухе овал гитары, по-другому цифру 8. И что получается в итоге у нас? Гениальный русский писатель и поэт А. С. Пушкина в произведении «Пиковая дама» предсказал дату своей смерти – 1837 год! Что и требовалось доказать. «А, почему до этого, никто раньше вас не догадался, – спросите вы меня?» Правда, вы так считаете? Догадались многие, но ведь тайна всегда должна оставаться тайной, и люди читая рассказ «Пиковая дама», хочешь или не хочешь, но призадумались бы о том, что же на самом деле означают эти заветные карты в повести Пушкина? Может быть, действительно, писатель знал счастливую карточную комбинацию, при которой выигрыш игроку гарантирован?

Помимо зашифрованной информации с картами, существует второй смысловой ряд «Пиковой дамы», который я понимаю так! Счастливые карты (тройка, семерка и туз) – это литературный дар, которым владел Пушкин, а пиковая дама – это тайна (информация), ее выдал писатель своим читателям, и за это, он был убит на дуэли в 1837 году, а мог бы жить в достатке долгие годы.

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…»

Его дама бита! Герман променял Лизу на колоду карт. Он не собирался выполнять основное условие, поставленное ему старухой: жениться на её бедной воспитаннице. Он обманул старую больную женщину и сам обманулся, хитрец играл и проиграл свою собственную жизнь. Уже целое столетие многие люди в мире ломают голову над главным вопросом романа Пушкина «Пиковая дама»: «Существует ли формула успеха в карточной игре или нет?» Чтобы разгадать эту тайну, нужно, видимо, стать военным инженером Германном и прожить его нелегкую жизнь с самого рождения.

Хотел было я поставить на этой истории большую жирную точку, да не тут-то было. А что, если интерпретировать заветные карты Пушкина, таким вот образом? Смерть поэта произошла из-за порочного любовного треугольника:

Туз– Император России Николай 1 (тайный любовник жены Пушкина).

Дама– Наталья Гончарова.

Семерка – А. С. Пушкин.

Тройка – Дантес (провокатор царя).

"Пусть карту убьют три, четыре и несколько раз, но должна же она когда-нибудь упасть и налево! Тогда я сразу возвращу свой проигрыш!", - так думает каждый, кто играет в фараон. А сколько я играл и в фараон, и всё другое, боже ты мой!
Страсть к банку! Ни любовь свободы,
Ни Феб, ни дружба, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры.
Влекущая, притягательная сила игры таится не в одних только деньгах.Ты сразу попадаешь в особую атмосферу: здесь и оживление окружающих, и твоя надежда на успех, и даже воспоминания о чьих-то удачных выигрышах. Но главное - едва прикасаешься к картам - ты свободен от всего, что связывает в жизни по рукам и ногам, - от начальства, долгов, обязанностей, привязанностей. Все это остается где-то далеко, а ты - один, ты сам по себе.
Был такой случай. Через Кишинев, где я тогда оказался, проезжала одна барышня. За два раза, что мы с ней виделись, я успел так влюбиться, что решил ехать за ней, в ее город,что было довольно далеко, но расстаться с ней - об этом не мог и думать. И поехал. Встретиться мы должны были вечером на балу, так договорились заранее в Кишиневе. Утром в гостинице какая-то компания играла в карты, до вечера я был свободен, ну, присоединился к играющим. Стоит ли вспоминать,что было дальше? О бале и назначенной там встрече я начисто забыл и только следующим вечером тщетно пытался испросить прощение у барышни. Так все и кончилось.
Если в молодости я играл из любви к риску, от избытка сил, то сейчас ценю игру больше за вот эту illusion de la liberte individuelle, то есть иллюзию личной свободы. Играю, когда делаюсь до того желчен, что должен отвлечься чем-нибудь, взбодриться, справиться с тоской.
А еще иногда хочешь понять,- с кем, собственно, у тебя поединок: с судьбой? С какими-то таинственными силами? Или все дело в простой случайности - куда карта ляжет? Я покупал научные книги, читал "Опыт философии теории вероятностей" Лапласа - пытался нащупать закономерности карточной игры - все напрасно. Уверен, карты - самая сильная из страстей человеческих. Что касается до меня - я страстный игрок и твердо знаю: без игры я не мог бы жить. Задумчивый, всю ночь до света,
Бывал готов я в прежни лета
Допрашивать судьбы завет:
Налево ль выпадет валет?
Уж раздавался звон обеден,
Среди разорванных колод
Дремал усталый банкомет,
А я нахмурен, бодр и бледен,
Надежды полн, закрыв глаза,
Гнул угол третьего туза.
Все это и подобное бродило у меня в голове еще по дороге в Болдино,(давно карты в руках не держал?), там я приводил в порядок свои пугачевские материалы. И не сразу, но к концу октября - расписался. Получилась небольшая повесть "Пиковая дама", которой я очень доволен.

Сейчас у нас тоже много играют, но в прошлом веке - старые люди вспоминают, - особенно в последние годы царствования Екатерины карточная игра усилилась до колоссальных размеров. Чуть ли не все дворяне сидели за картами.
Про екатерининского вельможу Пассека ходил такой рассказ. В одну ночь он проиграл несколько десятков тысяч рублей, долго сидел у карточного стола и задремал. Как вдруг ему приснился седой старик с бородой, который говорит ему: "Пассек, пользуйся, ставь на тройку три тысячи, она тебе выиграет соника (то есть сразу), загни пароли (то есть удвой ставку), она опять тебе выиграет соника, загни сетелева (увеличь ставку в 7 раз), и еще она выиграет соника". Проснувшись от этого видения, Пассек поставил на три тысячи и выиграл подряд три раза.
И вряд ли есть общество, кроме игроков, где с такой жадностью выслушивались бы рассказы об удачных выигрышах и - особенно - о таинственных обстоятельствах, им сопутствующих. Всем хочется верить: если в прошлом чудесное сбылось, значит, может и повториться!

Завязка повести предстала предо мной сразу: бабушка Фирса Голицина, (кстати, моего постоянного партнера; это при нем, во время игры, я сочинил и написал мелом на рукаве, а сейчас сделал эпиграфом к первой главе):
А в ненастные дни
Собирались они
Часто.
Гнули - Бог их прости! -
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни
Занимались они
Делом.
Так вот, бабушка Голицина однажды подсказала ему - чтобы мог отыграться!-три верные карты. Игроки, как и охотники, всегда не прочь соврать, но я поверил ему, потому что он повторил ее совет: назвавши три карты, когда-то подсказанные ей в Париже Сен-Жерменом, бабушка сказала: "Попробуй". Мне это "Попробуй" понравилось, как-то проникло в меня.
Ну, там дальше Калиостро или Сен-Жермен, - об их удивительных способностях, только что не волшебников, молва еще не утихла. Главное другое - я придумал нового героя, вокруг которого все вертится. Современный молодой человек, но не Онегин, совсем новое лицо в нашей литературе. В жизни я нечто подобное видел: образованный человек, инженер, с которым интересно поговорить, может быть, выпускник того же Института путей сообщения, где учился брат Дельвига. Но -личность необыкновенная! Из моих прошлых героев он сродни одному Сильвио - тоже личность демоническая, человек, поглощенный одной идеей. Назвал я героя Германом: по словам Бальзака, так зовут почти всех немцев, выводимых писателями.
Он грезился мне еще по дороге из Оренбурга, но сделать его страстным картежником я догадался много позже, - помню, уже въезжал в Болдино, как вдруг все черты этого нового героя представились мне воедино и с такой ясностью! Страстный игрок, который не позволяет себе играть, - сколько же возможностей для писателя кроется в таком контрасте!

Сейчас меня уверяют, что повесть произвела всеобщий говор и ее читают от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. А мне хочется невозможного - написать на нее рецензию. Так же в свое время хотелось написать о поэме "Цыганы".

Из Болдина я, как всегда, явился в Москву и там прочел "Пиковую даму" одному только Нащокину. Он очень хвалил, но сразу захотел узнать, с кого списана старая графиня?
Я ответил, с той самой бабушки Голицина, Натальи Петровны, "Усатой княгини", как ее зовут в свете. Нащокин (его не проведешь) заметил, что героиня повести скорее напоминает Наталью Кирилловну Загряжскую, родственницу моей Наташи. Ну, пришлось признать, что мне легче было изобразить величавую Голицину, чем Загряжскую, у которой нрав и привычки много сложнее. Лишь некоторые самодурские, мелочные черты Загряжской я присоединил-таки к старой графине. Заодно рассказал, что когда явился с визитом к Наталье Кирилловне, она приняла меня, сидя за своим туалетом, как очень хорошенькая женщина прошлого столетия. "Это Вы женитесь на моей внучатой племяннице?" -"Да, сударыня",- и проч.
Вообще эти величественные и влиятельные старые дамы, всю жизнь проведшие при дворах, очень интересны для писателя. Так и Грибоедов в "Горе от ума" изобразил в виде Хлёстовой известную Офросимову. Об "Усатой княгине" можно много рассказывать, начиная с того, что она родная внучка Петра Первого, что знала Людовика Шестнадцатого и Марию-Антуанетту и была при дворе пяти императриц. Влияние ее и сейчас огромно: в день рождения и именин весь Петербург скачет к ее дому, приезжает и царская семья, и всех гостей Наталья Петровна принимает сидя, встает лишь навстречу царю.Голицина по мужу, она урожденная графиня Чернышева. Среди 120 сосланных в Сибирь,есть один ее родственник, Захар Григорьевич Чернышев. Однажды придворный подхалим осмелился представить Наталье Петровне члена суда над декабристами, присвоившего титул и поместья сосланного,- как графа Чернышева! Она резко ответила: "Я знаю только одного графа Чернышева, того, что сейчас в Сибири!" Чтобы так ответить,да еще в 90-летнем возрасте, надо иметь и высокое благородство и немалое гражданское мужество. При дворе уже выслушали мою повесть (читал им Виельгорский), заметили сходство с Натальей Петровной и, кажется, - не сердятся.

Героя - сразу понял - надо было сделать немцем. Потому что русского пришлось бы снабжать необязательными чертами (вроде того, что если русский любит деньги - это человек жадный. А никакой жадности в моем герое нет, хотя деньги для него очень важны).
- Герман немец - он расчетлив, вот и всё, - заметил Томский. Среди посетителей Нарумова Герман свой человек, но они едва ли представляют себе, до какой степени он им чужд. Он живет самой простой, обыкновенной жизнью небогатого инженера, но в душе его кипит всепожирающая страсть: разбогатеть и занять высокое положение в обществе.
Томский видит у Германа профиль Наполеона, о сходстве его с Наполеоном думает и Лизавета Ивановна, когда, скрестив на груди руки и грозно нахмурясь, Герман сидит в ее комнате.
Конечно, в другом масштабе, чем Наполеон, но Герман тоже руководствуется холодным умом и железным расчетом; он готов к поединку с судьбой и к соревнованию со всем миром, причем все - ради себя одного, ради своей цели. Люди, как таковые, для него мало, что значат, - смотри все его обращение с Лизаветой Ивановной. Эпиграфом к четвертой главе я взял слова: "Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого," - таков Герман.
Уже не в одном журнале отметили, что в повести нарисованы современные нравы и что люди, подобные Герману, заметны в нашем обществе. Редко, когда могу согласиться с журналистами.

Едва начал писать, меня стали увлекать все новые, открывающиеся в нем черты, - твердость характера, ум, готовность встретить любые трудности. Мне нравилось, что когда призрак графини, шаркая туфлями, ушел, Герман вернулся в комнату, засветил свечу и записал свое видение. Какой молодец! Я просто хохотал от удовольствия! Приходила графиня на самом деле или нет - это мне не важно. Я ручаюсь только за то, как поступил мой герой, - после ее визита он засветил свечку и записал свое видение. Для этого нужно иметь редкое свойство - самообладание.
После первого выигрыша у Чекалинского, когда стало ясно, что графиня действительно приходила и что дальнейшие выигрыши состоятся, - как повел себя Герман? Уж что он пережил, как надежда то умирала, то оживала, что делалось с его сердцем, - об этом умолчим. Но как себя повел человек, все это вытерпевший? А вот как: выпил стакан лимонаду и отправился домой - только и всего.
Помню, описывая поступки Германа, я уже знал ему цену и чего можно ждать от такого человека. И, вместе с тем, его несгибаемая воля вызывала уважение. Вот он стоит перед домом графини, ожидая возможности войти. Погода ужасная: воет ветер, мокрый снег летит хлопьями, - а Герман стоит в одном сюртуке, не чувствуя ни ветра, ни снега. В этом месте я мысленно отдал ему должное.
Словом, я понимал: повесть требует особого расположения материала, например, стиль "Повестей Белкина" слишком прост для такого героя. В первой главе я не сомневался, а вот написав самое начало второй, призадумался.
Бабушка, 60 лет тому назад блиставшая в Париже, за которой волочился сам Ришелье, приятельница таинственного Сен-Жермена, эта Venus moscovite, представшая в рассказе внука почти мифическим существом, - она вот она, сидит в своих покоях, вокруг нее слуги, компаньонка и проч. Согласитесь, все это несколько неожиданно после Ришелье и Сен-Жермена, которого бабушка до сих пор любит без памяти и сердится, если о нем говорят с неуважением....
И я решил: нужно чаще упоминать время и события, причем оценка события будет зависеть от того, кто вспоминает. Это ускорит действие и сделает текст более пружинистым, что ли.
В середине второй главы действие останавливается и передвигается на неделю назад (то есть прошло 9 дней со времени карточной игры в квартире Нарумова). Потом действие снова возвращается в ту же комнату в доме графини, Томский разговаривает с Лизаветой Ивановной и уходит, а перед окном Лизаветы Ивановны появляется молодой инженер.
Конечно, такое построение текста довольно сложно, но я хотел, чтобы все сближалось и пересекалось, чтобы читатель находил в повести не застывший покой, а живой трепет всех картин и событий, буквально движение самой жизни.
Я мог позволить себе и такое указание на время:
Два дня после вечера, описанного в начале этой повести,
и за неделю перед сценой, на которой мы остановились, -
это делало текст более сжатым и энергичным, но и держало читателя в напряжении: а что будет дальше?
Признаюсь, я был, как в лихорадке, когда до конца понял, что изображаю: сегодняшнюю историю, все действие обставлено современными лицами, главный герой хочет разбогатеть и этим повысить свое положение в обществе. Вроде все просто? Но основой для происходящего оказывается событие, случившееся в Париже в прошлом столетии. У меня буквально закружилась голова, когда я увидел все сплетения и пересечения судеб, весь этот клубок интересов, который я должен был перенести на бумагу.
Успокаивало тут же возникшее решение: да, содержание очень сложное, но напишу все так, чтобы читать было легко. Это получилось.
Я отказался от портретов и психологических описаний героев. Ну, дал какие-то необходимые штрихи, но в основном каждый виден через другого. У Германа запоминается постоянная мрачная сосредоточенность, и еще он виден через некоторое сходство с Наполеоном. Лизавету Ивановну Герман видит в окно: свежее личико и черные глаза. Обращение графини с компаньонкой, ее требования, чтобы то подавали карету, то чтобы отложили, замечания об одежде и вообще весь ее разговор с Лизаветой Ивановной, надеюсь, достаточно полно рисуют их обеих.

Кстати вспомнил, пришло письмо от Дениса Давыдова: "Помилуй, что у тебя за дьявольская память? Я когда-то на лету рассказывал тебе мой разговор с М. А. Нарышкиной: "Вы, кажется, решительно предпочитаете камеристок?" - сказала она мне. "Что делать, сударыня? Они свежее", - был мой ответ. Ты слово в слово поставил это эпиграфом в одном из отделений "Пиковой дамы". Вообрази мое удивление и еще больше восхищение жить так долго в памяти Пушкина, некогда любезнейшего собутыльника и всегда единственного родного моей душе поэта. У меня сердце облилось радостью, как при получении записки от любимой женщины". Денис, Денис, милый человек.
Повесть небольшая, но до краев насыщена мелкими событиями, из которых и состоит жизнь. Всего я касался кратко, чтобы не задерживать действия, избегал всего, без чего можно обойтись (так совсем не касался душевных состояний героев - ведь переживания делаются ясны из поступков человека, а поступки попали в повесть).
Еще старался не забыть о волнении, даже лихорадочности, охвативших меня в начале работы, едва передо мной раскрылся Герман; хотелось сохранить и по возможности сообщить читателю эту взволнованность, можно сказать электричность, чтоб сопровождала его при чтении. И одновременно с этим необходимы - ясность и простота изложения. Обе эти задачи я выполнил и доволен.

Спрашиваю последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? Да или нет? - Графиня не отвечала. Герман увидел, что она умерла.
- Вот с этого места повесть делается необъяснимой и загадочной. В литературе много загадочного, чего стоит одно появление Призрака умершего короля в первой главе "Гамлета" и беседа с ним принца. Впрочем, в моей скромной повести все таинственные моменты можно и разъяснить - при желании.
Старинная гадательная книга предупреждает: "Пиковая дама означает тайную недоброжелательность". Герман этого не мог предвидеть, хотя и имел много предрассудков, - но об этом вспоминаешь только в конце повести.
Он не чувствовал раскаяния, но не мог совсем заглушить голос совести, твердивший ему: ты убийца старухи!
В церкви, после отпевания, он позволил себе приблизиться к гробу и склониться над лицом, которое так недавно видел живым... И тут умершая неожиданно приоткрыла глаза и, глядя на Германа, насмешливо прищурились!
Он отшатнулся - и грянулся оземь!
Мне кажется, что каждая фраза работает на раскрытие содержания повести, по крайней мере я именно этого хотел:
Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошел; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини.(В скобках. Казалось бы, что может быть проще, безыскустнее этой фразы: "Сон у него прошел: он сел на кровать и думал о похоронах старой графини"? - ничего, она сама простота. Вот этого я и добивался: именно такая "простота" передает читателю всю сложность состояния Германа и всей повести).
Думать ли, что появление графини просто приснилось Герману? Но ведь сказано, что он проснулся после крепкого сна, то есть выспался. После ее ухода Герман записывает не приснившийся сон! - а то, что случилось. Приход графини сопровождают такие детали: кто-то заглянул в окно; графиня в белом, как и была похоронена, ходит, тихо шаркая туфлями, говорит твердым голосом...
Что же касается самого ее появления, то последние недели (услыша рассказ Томского о его бабушке Анне Федотовне, узнавшей от Сен-Жермена тайну верных карт), Герман почти непрерывно думал о ней, связывал с нею мечты о богатстве посредством крупных выигрышей, бредил верными картами, которые она ему сообщит. При огненном воображении Германа графиня вполне могла явиться ему и после похорон. А ее условие - чтоб он женился на Лизавете Ивановне - отвечает его собственному желанию: он сознает, что разыграл роман с поверившей ему девушкой, только для того, чтобы попасть в дом графини.
Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги - вот чего алкала его душа!
После этой ночи все мысли Германа слились в одну: воспользоваться тайной, которая так дорого ему досталась, то есть трижды сыграть, ставя на тройку, семерку и туза.
Значит ли это, что Герман не сомневался - умершая графиня приходила к нему домой, - против воли, но ей было велено выполнить его просьбу? Ну во всяком случае, очень на это похоже. Кем велено? - Это его не заботило, как не заботило и автора повести. Автор повести не должен превращаться в философа, убеждать или разубеждать читателя. Я описывал Германа; в нем, среди прочих свойств, оказалась убежденность в возможности сверхестественного?- Очень хорошо, это его дело. На мой взгляд, Герман имел мало истинной веры и множество предрассудков. То есть, или у него было видение, сообразное с его сознанием, или же он - один из тех немногих, кто соприкасается с потусторонним миром. Не знаю и не берусь решать. Мне было важно сообщить, что сказала графиня, как шаркали туфли по полу, как кто-то заглядывал в окно и проч.
Хорошо помню всю повесть, хотя уже давно окончил и перебелил. Отдельные места вспоминаю с удовольствием:
Герман увидел слугу, спящего под лампой - и дальше то, что мне нравится, -
Легким и твердым шагом Герман прошел мимо него, -
объяснять не хочу, но вот именно так должен быть обрисован Герман в этот момент, с его моральной силой и со всей тяжестью и сложностью, какие он в себе несет.

Явившись к Чекалинскому, чтобы сыграть в третий раз, Герман играл один: генералы и тайные советники, молодые офицеры, даже официанты собрались вокруг. Никто не поставил своих карт, чтобы видеть его игру, столь необыкновенную. Как обычно, он держался хладнокровно и уж во всяком случае был совершенно свободен от мыслей об умершей графине. В его сознании царили крупные суммы: 47 тысяч (наследство) после первого выигрыша превратились в 94 тысячи, а после выигрыша во второй вечер - в 188 тысяч. Сегодняшняя игра должна была принести ему огромные деньги. И не было оснований сомневаться в том, что если поставит на туза, то выиграет так же, как выиграл, ставя на тройку и семерку.
Он и не сомневался. Банкомет стал метать, выпал туз.
- Туз выиграл! - сказал Герман, и открыл свою карту.
Но перед ним оказался не туз! Перед ним была... пиковая дама, - ошибочно, совершенно случайно взятая им из колоды!
- Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский.
Герман не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его... - Старуха! - закричал он в ужасе.

Заключение я написал, чтобы до известной степени уравнять в тексте фантастическое и действительное. Все необычные события повести можно объяснять двояко. В силу этого она остается загадочной.