Cлайд 1

Зарубки на сердце Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» * Чти отца твоего и мать твою, Да благо ти будет, и долголетен Будеши на земле. Пятая заповедь Божия * За добро плати добром… К. Паустовский

Cлайд 2

Cлайд 3

Проблема одинокой старости Проблема материнской любви Проблема взаимоотношений между детьми и родителями Проблема милосердия

Cлайд 4

У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком… Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

Cлайд 5

…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником»... Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 6

…Пейзаж печален, когда печален человек.. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось Градация = усиление ненастья Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния

Cлайд 7

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах… Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Cлайд 8

Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи… Психологический параллелизм Катерине Петровне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…

Cлайд 9

Письмо дочке Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Cлайд 10

Испытание на истинную человечность. Настя Сольвейг – (норвеж.- солнечный луч или путь) – олицетворение поэтичности, красоты

Cлайд 11

Испытание на истинную человечность. Настя Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Cлайд 12

Испытание на истинную человечность. Настя На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе… Самолюбование

Cлайд 13

Испытание на истинную человечность. Настя Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»

Cлайд 14

Cлайд 15

Испытание на истинную человечность. Настя Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Cлайд 16

Яценко Татьяна Андреевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» город Асбест, учитель русского языка и литературы, Свердловская область.

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс.

АННОТАЦИЯ

В течение нескольких лет использую в работе уроки — мастерские. Считаю, что эти уроки направлены на осуществление деятельностного подхода в обучении, помогают обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого ребенка. Идя на урок мы, педагоги, должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь подрастающему человеку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

Урок-мастерская по рассказу К.Г.Паустовского поможет учащимся понять ценность семейных отношений, по-новому взглянуть на тех, кто рядом: родных и близких. Представляю некоторые теоретические выкладки из статьи Колеченко А.К. и Селевко Г.К.о мастерской.

Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.

Цель этой педагогической технологии — совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с учениками на равных. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика.

И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий.

Закон мастерской : делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

Структура мастерской.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

1 «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.

2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.

3. «Социализация» — представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных.

Одна из основных частей социализации — «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.

4. «Разрыв» — кульминация творческого процесса. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий — информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

5 «Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

Мастерская по рассказу К.Г. Паустовского

«Телеграмма» (урок литературы в 8 классе)

Цель: Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

Задачи:

— актуализировать знания каждого ребёнка;

— дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;

— создать условия для формирования своего читательского мнения;

— способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, близким.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, бумага, краски или маркеры, магнитофон, аудиокассета.

Музыка сопровождает работу ребят по созданию образов героев (при выполнении задания №7) (учитель может выбрать музыку на свое усмотрение).

Ход урока : 1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подведем итог нашей работы над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Работа в мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.

1.Индуктор . Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера (учащиеся называют свои ассоциации).

Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.

— очень много работы.

— нет времени.

— нет денег.

— далекое расстояние.

— возникли личные проблемы.

Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите. Социализация: называют что записали..

3.Реконструкция . Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста.

Примерный план:

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4 часть. Эпилог.

4. Работа с текстом . К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. В группах. Ответ обоснуйте. (Приложение №1).

Текст 1 группы. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Примерный ответ: Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.

Текст 2 группы: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери

Текст 3 группы: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.

5. Живая картинка . А теперь обратимся к жизни Насти. Инсценировка эпизода «Настя у скульптора Тимофеева».

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица.

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы.

Обсуждают в группе. Социализация.

6. Разрыв.

Учитель: Произведение называется «Телеграмма». Их в рассказе две. Обе телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Выясняем понимание слова пустельга.

Обращаемся к иллюстрации.(Иллюстрации учащиеся сделали с учителем рисования).

Подумайте и ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке? Социализация.

Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение? Социализация. (Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.)

7. На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:

1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.

Учитель: Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами. Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит мне узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры, закрасить цветом, наиболее соответствующим его нравственным качествам.

Ребята пересаживаются по группам в зависимости от выбранного сердца.

Афиширование. Ребята наклеивают фигуры на силуэт сердца и защищают свою композицию.

8. Обобщение. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери называется «Телеграмма». Напишите синквейн на тему «Телеграмма». Ребята пишут пятистишия на бланках телеграммы. Приложение №2.

(Учитель знакомит учащихся при необходимости с особенностями телеграфных бланков)

Пример синквейна: Телеграмма.

Краткая, неожиданная.

Летит, волнует, сообщает.

Я получил хорошую весть.

9. Рефлексия . Выразите свое отношение к работе в мастерской и определите ее перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня понял(а)…»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

    Колеченко А.К. Технология мастерских. Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург, «Каро», 2002г.

    Селевко.Г.К. Технологии развивающего обучения. Современные образовательные технологи. Новое образование, М., 1998г.

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского

муниципального района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Никитюк Марина Ивановна

Тема урока: «Не забывай о матери своей…»

(по рассказу Паустовского « Телеграмма»)

Форма: модельный урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста, давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма» ; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Оборудование:
1. Выставка книг Паустовского (подборка из школьной библиотеки):
а) К. Паустовский « Повести», Москва, « Детская литература» 1989 г.
б) « Русская советская проза», Москва, « Русский язык» 1977 г.
в) К. Паустовский « Поэтическое излучение», Москва, «Молодая гвардия» ,1976 г.
г) К. Паустовский « Повести и рассказы», Лениздат, 1979 г.
д) К. Паустовский « Кот-ворюга» , «Детская литература», 1985 г.
е) К. Паустовский « Стальное колечко» , Москва, « Детская литература», 1984 г.
ж) К.Паустовский «Золотая роза», Ставропольское книжное издательство, 1987 г.
2. Учебник 8-го класса сост. Г. И. Беленький

3. Картина Шишкина «Болото. Журавли» .
4. Клип песни Светланы Лазаревой « Мама».

5. Презентация к уроку.
Эпиграф к уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
Оноре де Бальзак

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

1.Основные этапы жизни и творчества Паустовского.
2. Анализ текста с элементами выборочного комментированного чтения рассказа Паустовского «Телеграмма».

3. Заключительное слово учителя.

4.Домашнее задание.

5.Комментирование оценок учащихся.

Ход урока:

Учитель. Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Ответ учащегося: расссказ Александра Грина « Зеленая лампа». Основная мысль рассказа заключается в том, что человеческая жизнь не игрушка и играть ею жестоко, безнравственно.
Учитель. Что было задано на дом?

Ответ учащегося: на дом было задано прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» .
Учитель . Если Вы внимательно читали рассказы этих двух писателей, Грина и Паустовского, то, наверное, заметили, что их объединяет общая тема - тема нравственности. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока: «Не забывай о матери своей…» (по рассказу Паустовского « Телеграмма») Слайд № 1.

Учитель. Скажите, что такое нравственность?
Ответ учащегося. Слайд № 2.

Учитель. Давайте вспомним, какие произведения Паустовского вы читали?
Ученики: 1) « Скрипучи половцы»
2) «Корзинка с еловыми шишками»
3) «Заячьи лапы»
4) «Кот-ворюга»
5) « Михайловские рощи».
Учитель . Какому поэту Паустовский посвятил рассказ «Михайловские рощи». Слайд № 3.
Ученик. Это произведение Паустовский посвятил А. С. Пушкину. В этом рассказе писатель делится впечатлениями от встречи с внучкой Анны Петровны Керн. Этой женщине Пушкин посвятил следующие строки: « Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное явленье, как гений чистой красоты». Паустовский описывает Тригорский, Михайловский, Петровский парки.
Учитель. Что объединяет все эти произведения Паустовского?
Ученик. Во всех произведениях большое место писатель отводит описанию природы. Слайд № 4.
Учитель. Слайд № 5. Посмотрите на картину Шишкина « Болото. Журавли». Шишкин - мастер кисти, на своем полотне отобразил то, что Паустовский – мастер художественного слова, описывал в своих произведениях. Чтобы понять глубину и красоту произведений писателя, мы познакомимся с его биографией.

Ученица подготовила сообщение о Константине Паустовском.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в 1892 году, в семье железнодорожного служащего. С раннего детства любимой наукой Паустовского была география, его всегда манили путешествия, далекие страны и материки. Он изъездил всю европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири. В молодости он сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
Признание пришло в начале 30-х годов, с появлением его повестей «Кара-Бугаз» (1932) , «Колхида»(1934), романа «Романтики» (1935) , в которых писатель показал энтузиазм и романтику повседневного труда, дерзкие планы, направленные в будущее, безграничные возможности созидательной деятельности человека.
Паустовского пишет о творчестве, о труде человека искусства: о художнике Левитане, знакомится с деятелями европейской культуры –Моцартом, Эдгардом По и Мопассаном, Диккенсом и Виктором Гюго. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
Паустовского был писателем, безмерно влюбленным в просторы родной земли, её людей, скромных, незаметных, открытых всему прекрасному, этим героям он отдавал все свое сердце. Константин Паустовского блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
В послевоенные годы Паустовского работал над большой автобиографической эпопей «Повесть о жизни» (1945-1963 г.), состоящей из шести частей. Это волнующая повесть о жизни и судьбе человека, мечтающего стать писателем, это литературный документ времени, где отразилась жизнь России первых десятилетий ХХ века, ее исторических событий – Октябрьской революции и гражданской войны.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве с 1968 году.

Списать со слайда № 6 в тетрадь:

Основные вехи биографии Константина Паустовского:
1) Паустовский родился в 1982 году в Москве.
2) Любимой наукой с детства была география.

3) Он сменил множество профессий, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
4) Признание пришло в начале 30-х годов:
повести «Кара-Бугаз» (1932г.), «Колхида»(1934г.), роман «Романтики» (1935г.)

5) Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
6) Константин Паустовский блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
5) Умер в 1968 году.
Учитель. В своем творчестве Паустовский стремился к прекрасному не только в описаниях природы, отвлеченных образах, он находил людей с высокими нравственными ценностями. У каждого в жизни есть самый дорогой человек, которому мы обязаны своим появлением на этот свет, заботой о нас. Этот человек родной и близкий переживает, беспокоится о нас, радуется нашим успехам. Это - мама. А всегда ли мы с пониманием относимся к ней. Рассказ Константина Паустовского, который вы читали дома, называется «Телеграмма». Это произведение о материнской любви и неблагодарности, чёрствости душевной самого дорого существа для матери её дочери.
Работа с текстом.
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, начало рассказа. Какое время года описывает автор? Слайд № 7.
- Автор описывает сентябрь. Это осень.
Учитель . К какой героине подходит это описание природы? Почему?
- Катерине Петровне. Осенью все отмирает. Все доцветал и не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник. Катерина Петровна доживала свой век. Обратите внимания не жила, а именно доживала.
Учитель . Где происходит действие? Слайд № 8.
- В деревеньке, которая называлась Заборье.
Учитель . С кем живет Катерина Петровна? Слайд № 9.
- Она живет одна.
Учитель . С кем общается Катерина Петровна?
- Манюшка, дочь соседа, девочка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Сторож при пожарном сарае Тихон. Он помогает Катерине Петровне по хозяйству: рубит в саду засохшие деревья, пилит их, колит дрова.
Учитель. Автор описывает простых русский людей, имена которых знает только их близкое окружение. Это не Чайковский, не Григ, не Пушкин. Но эти люди так добры и душевно красивы, что не сказать о них нельзя.
Учитель . Найдите слова в тексте, которые подтверждают одиночество Катерины Петровны?
- 1. Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни.
2. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
3. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил.
Учитель . Есть ли у Катерины Петровны близкий ей по крови человек?
- Дочь Настя, которая жила в Ленинграде.
Учитель . Найдите в тексте и прочитайте, что в жизни радует Катерину Петровну?
- Катерину Петровну радуют не деньги, которые она получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала дочь. Это ниточка, связывающая с дочерью.
Учитель. Почему Катерина Петровна идет ночью к заколоченной калитке?
- Калитка была заколочена несколько лет, и старушка подумала, что дочь могла и не знать об этом и стучать.
Учитель. Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?
- Автор употребил слово « позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли».
Учитель. С чем автор сравнивает жизнь Катерины Петровны? Слайд № 10.
- Жизнь Катерины Петровны автор сравнивает с жизнью клёна. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видна неустроенность, одиночество:

« Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Героине тоже некуда идти, ведь ее тоже никто не ждет, она просто доживает.

Учитель. Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери.
Слайд № 11. Читаем письмо. «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Учитель. Удивило ли что-то в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти « зиму эту я не переживу» , «смерть забыла ко мне дорогу». А еще удивило то, что в таком коротком письме она пишет об окружающий природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках, а Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
Учитель. Какой герой и каким способом пытается скрасить последние минуты Катерина Петровна?
- Сторож Тихон, пожалев Катерину Петровну дает телеграмму Насте, написав самое главное: « Катя помирает» , а потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в своей жизни, подлог: приносит умирающей женщине телеграмму от дочери.
Учитель. Почему Катерина Петровна догадалась об обмане?
- Её образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь,
так обычно пишут старые люди: остаюсь всегда любящей…
Учитель. Дождалась ли Катерина Петровна свою дочь?

Дочь Настю Катерина Петровна так и не дождалась.

Учитель. Где жила и работала Настя?

Настя жила в Ленинграде, работала секретарём в Союзе художников.

Учитель. Как Настя поступила с письмом?

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит жива.

Художники звали её Солвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза – зеркало человеческой души. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Запишите значение имени в тетрадь. Словарь: значение имени Солвейг (древнескандинавское) можно трактовать двояко: «сильный дом» (в переносном смысле – «хорошая хозяйка дома») или «очень солнечная», «с волосами ярко-золотого, солнечного цвета».

Учитель. Кому пыталась помочь Настя?

Настя помогала скульптуру Тимофееву организовать выставку. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Тимофеев был очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы.

Учитель. Как оценил деятельность Насти седой художник?

Он поблагодарил её за то, что она извлекла Тимофеева на свет божий.

Учитель. В это время Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Какова реакция Насти на эту телеграмму?

Казалось надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

Учитель. О чём в это время говорили с кафедры?

- «Забота о человеке становилась той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне».

Учитель. Можно быть хорошим специалистом, но стать человеком добрым, отзывчивым куда сложнее. В нашей школе под руководством прекрасных мастеров Вы можете вырасти отличными специалистами, но вырасти человеком добрым, честным Вам никто не поможет. Вы должны сами работать над своими личностными качествами.

Вопрос. Кто выступает в роли судьи?

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь; он выступает в роли судьи.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх ты!». Слайд № 13.

Учитель. Какие изменения происходят в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Она как бы по – новому читает слова матери ненаглядная моя и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!» Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

Учитель. Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.

Учитель. К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине писатель. Только мать смогла бы облегчить её страдания. Слайд № 14. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение». Оноре де Бальзак. Слова великого писателя ещё раз подтверждают ту мысль, к которой мы пришли в процессе нашей беседы.

Учитель. Как Вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Учитель. Почему учительница пошла за гробом, поцеловала «высохшую жёлтую руку» покойной?

Она поняла, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Молоденькая учительница понимает, что мать – это самое главное в жизни человека. Может быть это поможет ей воспитывать своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Учитель. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор К. Паустовский и почему?

Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписаное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой ». Слайд 15. Такой «пустельгой» оказалась Настя. Запишите значение слова пустельга в тетрадь (словарная работа).

Учитель. Как Вы оцениваете поведение Насти?

Учитель. Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы Вы тихим вечером посмотрели пристально на своих родителей, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держиться. Давайте послушаем песню в исполнении Светланы Лазаревой «Мама» и подумаем каждый о своём, о сокровенном.

Просмотр клипа (Светлана Лазарева «Мама»).

Работа с книжной выставкой.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на книги Константина Паустовского. Это лишь маленькая часть всех изданий этого писателя. В книге «Золотая роза» есть рассказ, который называется «Зарубка на сердце». В этом рассказе К. Паустовский описывает события, имевшие место в его жизни. Писатель жил как – то в деревне, у одинокой женщины Катерины Ивановны. У хозяйки была дочь Настя, но она не навещала мать. Так и умерла старушка не повидав своей дочери.

Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Самариной «Не забывай о матери своей». Слайд 16.

Не забывай о матери своей…

Нет ничего важней её здоровья…

И одари бесценною любовью,

Ведь нет и нас без наших матерей.

Не нужно о работе и делах

Поспешно ей твердить по телефону…

Она одна из сотен миллионов

Заметит грусти тень в твоих глазах…

Она в окошко смотрит каждый день, Слайд № 17.

С улыбкой грустной снова вспоминает,

Как ночью тихо песню напевает,

Качая осторожно колыбель…

Она молила Бога о тебе,

Под сердцем девять месяцев носила.

Она тебя ни разу не винила,

Что ей минутки нет в твоей судьбе…

Остановись, задумайся, пойми,

Что мама будет жить, увы, не вечно…

И не звонить, не ехать – бессердечно…

Ведь нас учили мамы быть людьми…

И чтоб потом над каменной плитой Слайд № 18.

Рыдая, не вымаливать прощенья,

Ты встреться с мамой в это воскресенье,

Его не жаль для матери родной…

У глаз её морщинки всё видней,

Но от улыбки так на сердце сладко…

Ей знать бы, что с тобою всё в порядке…

Не забывай о матери своей…

Заключительное слово учителя. Давайте вовремя начнём ценить наших родителей. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан). Когда вы сами станете матерью или отцом, ваши глаза откроются. Вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить маму или отца. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Слайд № 19.

Домашнее задание. Сочинение «Мои самые близкие люди»

Прежде, чем приступить к этой работе, подумайте, кто для Вас является самыми близкими людьми.

  • проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
  • уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
  • наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
  • воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского,
  • “Паустовский в фотографиях”;
  • выставка книг,
  • эпиграф-цитата из Библии,
  • карточки-информаторы,
  • с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”).

Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы.

Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., отдельные фотографии, на которых видим Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.

Одна из книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

2. Читает ученик, используя карточку-информатор.

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.

3. Рассказ.

Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.

4. Беседа по рассказу.

Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?

Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).

Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения).

  • I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
  • II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
  • III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

  • С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).
  • Какая деталь, словно оживляет представляемое? (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).
  • Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
  • Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
  • Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
  • Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Монологичный ответ : Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
  • В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом” .
  • Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).
  • Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

И она написала письмо дочери (читаю письмо) : “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

  • Что узнаем о жизни и занятии Насти? (Монологичный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад).
    • Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

    Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

    • Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
    • Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

    Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

  • И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать. (Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку).
  • Выставка удалась? Чья это заслуга?
  • Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
  • Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой” .

    • Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).
    • Кто, словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).
    • Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

    Приехала с опозданием.

    • Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

    Не забывай о том, что мать вспоила нас,
    Отец же воспитал родное чадо,
    Поэтому страшись в беспечности своей
    В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
    К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
    Смотри же, не нарушай священного уклада.

    (Из книги “В мире мудрых мыслей” Н. Хиероу).

    • Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
    • Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Что значит “пустельгой”?
    • Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

    Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

    А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).

    5. Вывод.

    Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

    Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).

    Читает ученик:

    Сергей Викулов

    Поют гитар походных струны
    в тайге, в горах, среди морей…
    О сколько вас сегодня, юных,
    живет вдали от матерей!

    Вы, вечно юные, в дороге –
    то там объявитесь, то тут…
    А ваши матери в тревоге
    вестей от вас все ждут и ждут.

    Они считают дни, недели,
    слова роняя невпопад…
    Коль рано матери седеют –
    не только возраст виноват.

    И потому, служа солдатом
    или скитаясь по морям,
    почаще все-таки, ребята,
    пишите письма матерям!

    6. Дома.

    Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”?

    « Как важно вовремя успеть»

    (урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)

    Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

    Задачи:

    Метапредметные:

    Формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

    Раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

    Обучающие: формировать

    Навыки самостоятельного анализа текста;

    Умение высказывать свое отношение к прочитанному;

    Умение выделять наиболее важные качества в человеке;

    Способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

    Воспитательные:

    Учить заботиться о тех, кто дорог;

    Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

    Технология системно-деятельностного подхода

    Форма: урок-размышление

    Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

    Запись на доске:

      Словарная работа:

    Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.

    Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.

    Ветла – вид ивы.

    Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.

      Эпиграф:

    Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.

    Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.

    Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.

    Ход урока.

    1.Вступительное слово учителя.

    Опаздывают поезда,

    Опаздывают вёсны,

    Опаздывают иногда

    Зажечься в небе звёзды.

    Усеять пашни серебром

    Опаздывает замять,

    И за добро платить добром

    Опаздывает память.

    Опаздывает почтальон

    И даже – «неотложка».

    А в чьём-то доме за столом

    Осиротеет ложка…

    Опаздывает иногда

    Ко времени и гордость.

    Но непростительно, когда

    Опаздывает совесть.

    Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

    У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.

    Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

      Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

    Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

    Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? («Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)

    Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

    А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)

    3. Определение проблемного вопроса.

    Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».

    Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)

    Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? (тревогу, беспокойство)

    А как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было 2 телеграммы)

    Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)

    Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?

    Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?

    Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов (у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

    4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.

    Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?

    Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)

    Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? ( 1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

    2. « Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».

    3. Озябший клён «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

    Какова роль эпизода встречи с кленом? (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)

    (Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

    А что-то удивило в письме? ( Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

    - А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).

    Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?

    -Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)

    Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

    Составление синквейна.

    5. Аналитическая беседа по образу Насти.

    Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.)

    .

    Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива. - Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)

    Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце ).

    Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

    И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .)

    Выставка удалась? Чья это заслуга?

    Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

    Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.)

    Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)

    Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)

    Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

    Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

    Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

    - Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

    Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть,не сказать самое главное.

    Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

    Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

    Любили тебя без особых причин

    За то, что ты – внук,

    За то, что ты – сын,

    За то, что малыш,

    За то, что растешь,

    За то, что на папу и маму похож.

    И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей.

    Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

    Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

    Составление синквейна.

    6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.

    - Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

    Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.

    2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

    -Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

    Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

    Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

    Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.

    -Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

    -. Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

    - Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

    Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

    7. Исследование проблемной темы.

    А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

    Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».

    Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

    - Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

    Дополнительные вопросы:

    Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

    Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

    - А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

    Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

    Дополнительные вопросы:

    Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

    Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

    О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

    Дополнительные вопросы:

    А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)

    А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

    - Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

    8. Заповеди Паустовского.

    Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

    Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»

    Как важно вовремя успеть
    Сказать кому-то слово доброе,
    Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -
    Ведь все порушить может смерть.

    Как важно вовремя успеть
    Похлопотать или поздравить,
    Плечо надежное подставить!
    И знать, что будет так и впредь.

    Но забываем мы подчас
    Исполнить чью-то просьбу вовремя,
    Не замечая, как обида кровная
    Незримо отчуждает нас.

    И запоздалая вина
    Потом терзает наши души.
    Всего-то надо - научиться слушать
    Того, чья жизнь обнажена

    9. Заключительное слово учителя.

    Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

    Не забывай о том, что мать вспоила нас,

    Отец же воспитал родное чадо,

    Поэтому страшись в беспечности своей

    В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

    К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,

    Смотри же, не нарушай священного уклада.