Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин - известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки пещеры Шульган-таш были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы – русские венгры

Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Коренным народом были манси , именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой».

Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе - в 1732, более позднее - в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромным местам, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар - был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар.

В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая - к Казанскому ханству, третья - к Сибирскому ханству. В 1557 году Башкирия вошла в состав России после взятия русскими Казани.

В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – Уфа.

Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.

Нагайбаки

Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень.

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

  • План мероприятий на 2015 год
  • Издания по культуре и быту уральских манси
    • Методическое пособие «Мифология народа манси»
    • Методическое пособие «Архаичные праздники уральских манси»
    • Методическое пособие «Традиционные ремесла манси Свердловской области»
    • Сборник научных статей «Духовная и материальная культура манси»
    • Методическое пособие «Традиционные музыкальные инструменты манси»
    • «Музыкальный фольклор и народная хореография уральских марийцев»
  • В Ивдельском городском округе родился первый за 2015 год представитель манси
  • Издательские проекты
      • Альманах "Колесо" №3
      • Каталог к этнографической выставке уральской росписи по дереву "Сказочный мир уральской росписи"
      • Каталог к этнографической выставке деревенской глиняной игрушки России "Пойдем по деревеньке"
      • Этнографические очерки "Народ, живший когда-то в горах"
      • Альманах "Колесо" №5
      • Методическое пособие "Традиционная одежда уральских манси"
      • Альманах "Колесо" №7
      • Этнографические очерки из серии «Оренбургское казачество. История в судьбах», выпуск 3. «Казачий форпост. Из истории Сухтелей»
      • Музыкальный диск "Летят журавли". Поют и рассказывают жители села Квашнинское
      • Методическое пособие "Игровая кукла народов Среднего Урала"
      • Музыкальный альбом "Авыл Койларэ". Музыкальный фольклор татар Урала
      • Методическое пособие "Пропильная (сквозная) резьба по дереву"
      • Методическое пособие "Кружевоплетение на коклюшках. Парная техника плетения."
      • Методическое пособие "Изготовление традиционной игровой куклы манси"
      • Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции "Национальные культуры Урала. Традиционная народная культура в современном полиэтничном пространстве"
      • Книга "Традиционные свадебные обряды Урала. Деевская свадьба. Свадебный обряд в селах Деево и Арамашево Алапаевского района Свердловской области"
      • Аудиоальбом "Деевская свадьба. Свадебный обряд в селах Деево и Арамашево Алапаевского района Свердловской области"
      • Альманах "Колесо" №8
      • Альманах "Колесо" №9
      • Каталог XII Всероссийского детского фестиваля народных промыслов и ремесел "Данилушка"
      • Методическое пособие по традиционным ремеслам и костюму коренных малочисленных народов Севера (манси)
      • Методическое пособие "Традиционные музыкальные инструменты манси"
      • Материалы I областной научно-практической конференции по сохранению локальных традиций
      • Видеоиздание "Деевская свадьба. Фольклорно-этнографический спектакль"
      • Альманах "Колесо" №10
      • Набор открыток "Урало-сибирская роспись"
      • Издание "Получельничок" (Раскрасска с нотными расшифровками)
      • Электронный сборник материалов областной научно-практической конференции по сохранению локальных традиций для специалистов культурно-досуговых учреждений муниципальных образований Свердловской области
      • «Народное художественное творчество в контексте сохранения историко-культурных традиций Среднего Урала»
      • Альманах по традиционной народной культуре "Колесо" №11
      • Методическое пособие «Традиционная одежда старообрядцев Урала»
      • Набор открыток «Народные рецепты уральской кухни. Шалинский район»
      • Этнографические очерки «Будь верен до смерти… Из истории станицы Магнитной»
      • Гармонь-однорядка юго-западных районов Артинского района
      • Электронный каталог к этнографической выставке «Русские»
      • Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Национальные культуры Урала»
      • Мультимедийное издание «Традиционная культура уральских манси»
      • Сборник с аудиоприложением «Частушки села Кашино Сысертского района Свердловской области»
      • Буклет в рамках мероприятий 23 Всероссийского фольклорного фестиваля «Дмитриев день»
      • Каталог «Данилушка»
      • Аудиоиздание «Музыкальный фольклор белорусов-самоходов Свердловской области» Календарные песни
      • Методическое пособие «Традиционная одежда оренбургских казаков в конце XIX - начале XX веков»
      • Репертуарный сборник «Фольклор Байкальского района СО «Первинчики-другинчики»
      • Сборник научно-практической конференции «Национальные культуры Урала. Семантика пространства в традиционной народной культуре»
  • Фотогалерея
    • Выставки
    • Благотворительные акции
  • Афиша ярмарок, выставок народного творчества, ремесел и фольклорных фестивалей на территории Свердловской области и РФ
  • Мероприятия к 100-летию образования Республики Башкортостан
  • Выставочный проект «Традиции коренных народов Среднего Урала»

    В Центре традиционной народной культуры Среднего Урала уже в течение нескольких лет реализуется этнокультурный выставочный проект «Традиции коренных народов Среднего Урала» , в рамках которого жителей Екатеринбурга и Свердловской области знакомят с историей, этнографией, культурой, а также с декоративно-прикладным и народным искусством и ремесленными традициями представителей разных национальностей, населяющих Уральский регион.

    В Свердловской области живет около 146 народов . В столице Урала и городах области созданы многочисленные общества национальной культуры, которые не только бережно хранят обычаи и ценности своего народа, но и стараются познакомить с ними своих соседей. Представители различных национальных диаспор всегда готовы к осуществлению акций, помогающих лучше узнать и понять их этнические и культурные традиции, поэтому они не раз принимали участие в реализации этого проекта совместно с нашим учреждением и гостями из других регионов России.

    Выставки, рассказывающие об истории и культуре разных народов Среднего Урала, как правило, сопровождаются выступлениями фольклорных коллективов и угощением блюдами национальной кухни.

    В апреле-мае 2008 г. в выставочном зале Центра проходила выставка «Манси - лесные люди: духовная и материальная культура манси Свердловской области» . Целью этого проекта стало привлечение внимания общества к проблеме сохранения культуры народа манси.

    Экспозиция этой выставки была построена на уникальном экспедиционном материале, собранном сотрудниками Центра за несколько лет, и дополнена экспонатами из Североуральского городского краеведческого музея, Ирбитского историко-этнографического музея, а также предметами из частной коллекции членов Русского Географического общества, сотрудников туристической компании «Команда искателей приключений» А. В. Слепухина и Н. Ю. Бердюгиной.

    В экспозиции были представлены уникальные предметы быта, национальные костюмы манси, датированные XVIII-XIX вв., редкие архивные документы, старинные и современные фотографии. Фотодокументы рассказали посетителям о современной жизни манси, культуры и истории этого самобытного и талантливого народа. Выставка проходила с 20 апреля по 4 мая, за это время ее посетило 434 человека, были проведены 23 тематические экскурсии. В экспозиции было представлено 330 предметов.

    В реализации совместного выставочного проекта «Сорочинская ярмарка в Екатеринбурге» , посвященного 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, участвовали Свердловское отделение Российского фонда культуры, Общественная организация украинцев Тюменской области «Батькiвщина», украинская национально-культурная автономия Свердловской области, хор украинской песни «Свитанок».

    Целью организаторов выставки было показать национальное своеобразие и, одновременно, общность украинского и русского народного и декоративно-прикладного искусства. Экспозицию, в которую вошли более 400 предметов, составили вещи из личных коллекций, экспонаты, предоставленные ООУ ТО «Батькiвщина», Некоммерческим партнерством «Малая Медведица» (г. Екатеринбург), а также авторские произведения мастеров г. Екатеринбурга, Свердловской и Челябинской областей.

    Современные произведения искусства и древние предметы крестьянской утвари, работы, этнографически воссоздающие древние образцы, и авторские композиции, Украина и Россия органично соединились в экспозиции «Сорочинской ярмарки», не противореча, а взаимно обогащая и дополняя друг друга, как обогащают и дополняют друг друга культуры двух восточнославянских народов - украинского и русского.

    В рамках культурной программы саммита стран - членов Шанхайской организации сотрудничества в июне 2009 г. в выставочном зале Центра проходила выставка «Страны ШОС - связь времен. 1729 - 2009» , знакомящая с культурой центральноазиатских народов, проживающих в Екатеринбурге и в Свердловской области: узбеков, таджиков, казахов, киргизов.

    Основу художественной части экспозиции составили костюмы, музыкальные инструменты, произведения декоративно-прикладного искусства, любезно предоставленные нам представителями национальных общественных организаций: Свердловской областной общественной таджикской организации «Дидор» (председатель - Хушвахт Айдарович Айдаров), Свердловской региональной общественной организации «Общество дружбы Урал - Узбекистан » (председатель Нумон Сотибович Хайдаров), Фонда содействия сохранению и развитию культурных и деловых связей граждан и организаций Республики Кыргызстан и Уральского региона «Киргизия - Урал » (председатель Айдар Суйундукович Олжобаев), а также экспонаты из фондов Ирбитского историко-этнографического музея и предметы из частных коллекций. Большую помощь в реализации проекта оказали также представители Генерального консульства Республики Кыргызстан в Екатеринбурге.

    С 30 января по 25 февраля 2010 г. вниманию зрителей было представлено изобразительное и декоративно-прикладное искусство Чувашской Республики . В реализации этого проекта приняли участие представители общественной организация «Чувашская национально-культурная автономия г. Екатеринбурга», Тюменская областная общественная организация «Ассоциация чувашей «Таван», народный ансамбль чувашской песни «Ивушка». Чувашские народные песни исполнила солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Наталья Мокеева.

    В экспозиции выставки «Вчера, сегодня, завтра. Мир руками мастеров» зрителей завораживали красочные сочетания и прихотливые узоры чувашских орнаментов, с удивительным мастерством выполненные вышивальщицами из чувашской фирмы художественных промыслов «Паха тёрё» («Красивый узор»). Также на выставке были представлены произведения двух профессиональных художников Чувашии - члена Союза художников РФ, скульптора П. С. Пупина и живописца из Чебоксар А. В. Иванова.

    Кроме работ современных мастеров, зрители смогли увидеть в экспозиции и бережно сохраняемые этнографические предметы из коллекции чувашского национального общества «Туслах» (дер. Броды Свердловской области), которые помогли еще раз ощутить единство истории и современности в чувашском народном искусстве.

    С 24 ноября по 16 декабря 2011 года в Центре традиционной культуры Среднего Урала в рамках VIII областного фестиваля национальных культур Среднего Урала прошла выставка удмуртских мастеров народного и декоративно-прикладного искусства «От Камы до Чусовой ».

    На выставке можно было увидеть знаменитые удмуртские тканые изделия, соломенную скульптуру, берестяная утварь, скульптурную резьбу по дереву, национальных костюмов, увидеть старинные женские ожерелья и древние обереги, восхититься мастерством удмуртских ткачих и вышивальщиц. Все эти вещи бережно хранятся в фондах Свердловской областной общественной организации «Удмуртское национально-культурное общество «Эгес» (председатель - М. Ш. Ягуткина), в собрании общества удмуртской культуры «Шугур» и в частных коллекциях удмуртов Свердловской области.

    Представили зрителям свои работы и гости из Ижевска. Среди них: мастер по соломоплетению Нина Тарасова - дипломант и лауреат множества фестивалей народного искусства, участник выставок в Ижевске, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Эстонии, Голландии; известный удмуртский архитектор и скульптор Касим Галиханов, участник этномастерской «Мугур» Анатолий Степанов.

    На открытии выставки выступят детский фольклорный ансамбль «Чингыли» («Колокольчики»), фольклорный ансамбль «Азвесь гур» («Серебряные мотивы»), исполнитель удмуртских песен Серафима Переделкина.

    С 8 апреля по 26 мая 2013 году прошла этнографическая выставка «Незабытая мелодия курая» (традиционная культура башкир Урала) при участии Постоянного представительства Республики Башкортостан в Свердловской области и Общественной организации «Курултай башкир Свердловской области».

    На выставке были представлены национальные костюмы, роскошные сундуки, самовары в человеческий рост, старинные и современные фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства и живопись. Кроме этого, на выставке представлена настоящая юрта диаметром в четыре метра, в которую можно будет зайти и прочувствовать на себе кочевую жизнь башкирских племен.

    Виртуальный тур выставки «Незабытая мелодия курая» можно посомтреть по ссылке

    С 8 сентября по 7 декабря 2014 года в рамках проекта «Наследие коренных народов Среднего Урала» прошла этнографическая выставка традиционной культуры марийцев Урала«Загадки мари».


    Уральские марийцы - малочисленный народ, компактно проживающий на юго-западе Свердловской области - в Ачитском, Артинском и Красноуфимском районах. Их предки в 16-17 вв. бежали от насильственной христианизации и тем самым смогли сохранить архаичные обряды, язык и самобытную уникальную культуру и языческие верования.

    На выставке «Загадки мари» центром экспозиции стала березовая роща как культовый национальный символ, почитаемый в марийской традиционной религии. Также экспозицию дополнили женские и мужские костюмные комплексы, женские украшения, головные уборы, текстиль и народная вышивка, музыкальные инструменты и предметы быта.

    Еще один раздел выставки представил екатеринбургский фотограф Сергей Потеряев с серией фотографий, запечатлевших жизнь марийцев и своеобразие духовной культуры народа мари. Фотографии отражают особенности проведения уникальных религиозных обрядов в природных культурных местах народа мари - «священных рощах».

    Этнокультурный выставочный проект ставит своей целью поддерживать представителей разных культурных традиций нашего региона в их стремлении сохранять свою самобытность, не замыкаясь при этом в узких этнических рамках. Урал - многонациональный регион, и культуры разных народов должны взаимообогащать друг друга, помогая разным народам Среднего Урала найти понимание и согласие.

    С 10 сентября по 29 ноября 2015 года в рамках проекта «Наследие коренных народов Среднего Урала» прошла этнографическая выставка традиционной культуры татар Урала «Где звенят чулпы…» .

    На выставке посетители познакомились не только с женскими ювелирными украшениями, но и с предметами, отражающими особенности костюмных комплексов, утвари, культовых предметов уральских и волжских татар.

    На выставке зрители увидели женский традиционный костюм и узорную обувь, ювелирные украшения, образцы изысканной вышивки и кожаной мозаики, предметы декоративно-прикладного искусства, которые ярко и полно отражают уровень рукоделия татарских мастеров, сможете познакомиться с культурой и традициями этого народа.

    Экспозиция включала в себя фотографии аксессуаров, элементов одежды и национальной кухонной утвари казанских татар, здесь же были представлены и этнографические снимки, отражающие различные временные традиции с середины ХIХ до начала ХХ века.

    С 7 июля по 25 сентября 2016 года в рамках проекта «Наследие коренных народов Среднего Урала» прошла этнографическая выставка фотографий и предметов культа и быта манси « Страна Манси-ма».


    Удивительное качество этноса манси, сложившегося в результате слияния угорских и индоевропейских племен, продвигавшихся через территории Западной Сибири и Северного Казахстана, - дуализм культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Исторически сложилось так, что манси расселяются в глухих лесах, что обусловлено их основными промыслами. Народ с богатым фольклором и мифологией является носителем уникальных традиций и обрядов, сохраненных благодаря изолированности и замкнутости мира «лесных людей».

    Вниманию посетителей выставки были прдеставлены комплексы одежды, домашняя утварь и предметы быта манси, детские игрушки, архивные документы и фотоматериалы, рассказавшие об удивительной жизни северного народа. Современным отражением культуры манси на выставке станли косторезные работы современного тобольского мастера Тимергазеева Минсалима Валиахметовича.

    Народы Урала и их традиции Урал – многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это ещё неполный список. Разумеется, я буду начинать своё исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя её на национальные фрагменты. Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться – препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях. Поэтому культурные традиции уральского населения довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошёл в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка. Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал – это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер: Всё на Урале есть, а если чего нет, то значит – ещё не дорылись. Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить. Уральские самоцветы Пётр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь. Однако не стоит думать, что ремёсла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции – это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми ещё и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц. Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале. Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литьё. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный. Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала: Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а моё поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции Урала – думаю, объяснять ничего не надо.Но вот про следующую фамилию – хочется подробней. Строгановы – род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века – баронов и графов Российской империи. Ещё в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже – внимание! – в кулинарой традиции фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова. Различные традиции народов Южного Урала Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «народы Урала и их традиции», я всё же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах. В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие: Гостеприимство. Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трёх дней:).Любовь к детям, стремление иметь семью - это также крепкая традиция башкирского народа.Почитание старших. Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений! Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось – это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И.И. Лепёхиным именно у башкирского народа. Праздник башкирский сабантуй Удивительно, но башкирский праздник стал воистину интернациональным. Его празднуют повсюду, где есть татарские и башкирские диаспоры: в Поволжье, Сибири, Украине, Польше, Канаде и даже в Финляндии! И весёлый, должно быть, праздник. В его традициях и обильное застолье (причём спиртное у мусульманских народов под запретом), и всякие юмористические и спортивные состязания. Кстати, состязание предстоит выдержать и молодому человеку, который решил жениться. Любимая девушка только тогда сможет стать его женой, если он обгонит её в конной скачке! Это только некоторые черты национальных традиций народов Урала. Но и они смогли показать, что каждый народ самобытен. Нет неинтересных культурных исследований, есть только нежелание их совершать.

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    « Уральский государственный университет физической культуры »

    Кафедра туризма


    Контрольная работа по дисциплине:

    Историко-культурное наследие

    Тема: «Культура быта русских на Урале»


    Выполнил:

    Студент(ка) заочного отделения

    группа Потеряева.О.С.

    Проверил: Добровская.М.Г


    Челябинск 2014



    Введение

    1.1 Жилищные условия

    1.2 Одежда

    1.3 Трудовое обучение

    2.1 Быт и религия

    2.2 Культура

    Глава III. Быт и досуг горожан Южного Урала XX в.

    3.1 Жилищные условия

    3.2 Жизнь современного Урала

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    С давних пор на уральской земле селились народы, разные по языку и уровню культурно-бытового развития. Некоторые из них имели длительные связи с ближними и дальними народами.

    В наше время история, культура и быт народов Урала привлекает все большее внимание, поскольку многим людям хочется знать о происхождении своего народа, о значении его материальных и духовных ценностей для края, отечества, мира.

    Получить представление о народной культуре можно, если обратиться к описаниям современников на разных этапах жизни народов, документам, запечатлевшим знание и осмысление окружающей действительности, если побывать в музеях, в которых сосредоточены вещественные и изобразительные памятники культурной деятельности людей.

    Цель данной работы раскрыть тему культуры быта у русских на Урале

    1. Рассмотреть, становление быта Урала в XIX века

    2. Описать, быт Урала в современное время

    3. Подвести итоги культуры быта русских на Урале

    Объект работы: Быт на Урале

    Глава I. Урал в первой половине XIX века

    История Урала уходит корнями в седую древность. Его первые обитатели около 300 тысяч лет назад оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Мировую известность получило древнейшее пещерное искусство, близкое по своим сюжетам к западноевропейским святилищам, что наводит на мысль об общности культурных процессов от Атлантики до Урала в эпоху палеолита.

    Начиная со II тыс. до н.э. Урал становится одним из ведущих очагов металлургического производства Северной Азии. По водным артериям его южно-таежной зоны шел путь престижной торговли бронзовыми изделиями от Байкала до Крито-микенского мира. С развитием металлургии было связано становление на Юге Урала протогородской цивилизации древних индоариев.

    Историки античности писали о Рифейских (Уральских) юрах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного - азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые наложили неизгладимый отпечаток на историю и культуру нашего края, что необходимо знать как большому политику или ученому, так и школьному учителю, его ученикам.

    1.1 Жилищные условия

    В первой половине XIX в. заметно меняется внешний облик уральских поселений. Не только в городах и заводских поселках, но и во многих крупных селах и деревнях стала преобладать разбивка на улицы и кварталы. Новые дома строились в соответствии с планом, на участках, отводимых местным начальством. Вытеснение архаических форм застройки - беспорядочной (свободной) и рядовой (вдоль рек и дорог) - быстрее происходило в экономически наиболее развитых районах. Дома по-прежнему возводились в составе усадеб с хозяйственными постройками и участками огородов. В южных уездах усадьбы были с открытыми дворами, в северных и центральных - по большей части с крытыми. Соотношение в целом менялось в сторону увеличения доли открытых дворов.

    Происходило дальнейшее вытеснение черных изб белыми. В Чердынском уезде даже к 80-м гг. столетия курные избы составляли 15 % всего жилого фонда. Яркое описание курной избы дал В. Г. Короленко, оказавшийся в ссылке в дер. Березовские Починки в одном из самых северных уездов Вятской губернии. Все местные крестьяне жили в таких избах. «Знаете, что значит курная изба? - пишет Короленко.- Это изба без трубы; дым, как затопят, «пыхает» прямо в избу и наполняет ее от потолка до пола. Чтобы была возможность дышать, отворяют волоковое оконце, но этого мало. Еще открывается дверь, и тогда морозный воздух выбивает дым на уровень головы, и он стоит вверху резко ограниченною пеленою. Если подняться во весь рост,- голова в дыму. Таким образом устанавливается своего рода равновесие: голове жарко, зато ноги стынут от 30-40-градусного мороза. Это продолжается около 3/4 часа, после чего двери закрываются...». К середине XIX в. черные избы сохранялись преимущественно в глухих местах, в основном на северо-западе. В других районах они встречались редко.

    Изменения в интерьере жилища не были слишком заметными. В избе почти четверть жилого пространства традиционно занимала огромная русская печь, глинобитная или кирпичная, возвышавшаяся в углу, направо или налево от входа. Более разнообразной стала мебель. Даже в крестьянских домах привычными были теперь стулья, табуреты, шкафы, кровати. Многие сельские и городские жители специализировались на изготовлении мебели. Особое развитие мебельное производство получает в Вятской губернии.

    Отмеченные новые черты в интерьере и конструкции жилища наблюдались и у тех уральских народов (или отдельных групп этих народов) материальный быт которых имел много сходства с бытом русских. Правда, проявлялись они с меньшей интенсивностью и некоторым запозданием. При этом русская домостроительная техника продолжала распространяться в среде манси, хантов, марийцев, удмуртов, татар и башкир. Известный фольклорист Н. Е. Ончуков, побывавший у манси, живущих на Вишере, так отзывался о их жилище: «Изба обыкновенная, с иконами, столом в переднем углу, с лавками по стенам и всей прочей совершенно русской крестьянской обстановкой».

    У марийцев Среднего Урала в домах от старого сохранялись, как правило, только две детали: окно на «кухне» (в кутном секторе) в стене под потолком и котел, «вмазанный» возле устья печи. Те из марийцев и удмуртов, кто жил на землях башкир, в быту испытывали сильное влияние последних. Они заимствовали многое из внутренней обстановки башкирского жилища. Значительную часть жилого помещения занимали нары, которые делались на высоте 10-11 вершков от пола во всю длину комнаты. Нары являлись обязательной и универсальной принадлежностью жилища тюркских народов. На них отдыхали, работали, держали сундучки с постельными принадлежностями.

    Вместе с тем в домах зажиточных башкир и татар, живших на Среднем Урале, преобладающим становился русский вариант внутренней планировки: появились, как и в русских избах, полати над входом, западни для входа в поклет, лавки и полки вдоль стен. Имелись у них также кровати, стулья, столы, шкафы. Нары сохранялись дольше в отдаленных селениях и семьях бедняков.

    Русская домостроительная техника продолжала распространяться в среде коренных народов Урала.

    1.2 Одежда

    Одежда народов Урала сохраняла этническое своеобразие в большей степени, чем жилище. От русских в обиход мужчин-марийцев вошли штаны с широким шагом, рубахи-косоворотки, шубы с отрезной талией, темные кафтаны без отделки. Продолжался процесс сближения с русским костюма мужчин-коми, хантов, манси, удмуртов. Вообще мужская одежда включала больше заимствований, чем женская, причем процесс заимствований сохранял многосторонний характер. При этом переход на преимущественное ношение «чужой» одежды был характерен только для ассимилированных групп населения - для обруселых хантов и манси, обашкирившихся удмуртов и марийцев. Одежда башкир и татар менее других оставалась подверженной изменениям; взаимообмена в одежде у этих народов с русскими по-прежнему не наблюдалось.

    Русское население в одежде в большинстве своем тоже оказывалось верным традиции. У женщин-крестьянок преобладал комплект с сарафаном. При безусловном господстве в быту заводского женского населения сарафанного комплекса немалая часть его начинает отдавать предпочтение новым формам одежды: парочке (юбка с кофтой) и платью, из верхней одежды - пальто, из головных уборов - наколке, шали, косынке; из обуви - башмакам. Жены и дочери заводских служителей, как и городской верхушки, выглядели, по словам очевидцев, «настоящими барынями». Мужья их носили сюртуки, жилеты, манишки, шинели и другую «общую европейскую одежду». Мужчины-рабочие ходили в суконных кафтанах, красных «александрийских» рубахах, сапогах со складками и сафьяновой оторочкой. Вместо крестьянских валяных колпаков на головах у них были круглые шляпы и фуражки

    1.3 Трудовое обучение

    Детей с раннего возраста приучали к труду. Уже в 5 - 6 лет мальчики ездили верхом, гоняя лошадей на водопой, в 8 - управляли лошадьми при вспашке и бороньбе. К 14 годам они уже хорошо владели топором, косой, серпом, молотили хлеб, могли пахать. Девочки с 6 лет пряли пряжу, пасли цыплят, с 10 лет шили одежду и жали хлеб, домовничали и нянчили своих младших братьев и сестер.

    В заводских поселках мальчиков в возрасте 10-12 лет посылали на разборку руд, а дальше их ждали работы на заводе.

    Глава II. Урал во второй половине XIX века

    Во второй половине века население Урала увеличилось в 1,5 раза. На долю Вятской и Пермской губерний приходилось около 2/3 всего населения. Наиболее быстрый рост наблюдался в Уфимской и Оренбургской губерниях. Это было вызвано освоением новых земель, притоком населения из центра, Украины, Приуралья и северных уездов Урала. Как и раньше, Урал был заселен слабо: на 1 квадратную версту здесь приходилось 14 человек, в европейской России 22 человека. Меньше были заселены северные и северо-восточные уезды.

    Крестьяне являлись наиболее многочисленной группой населения. Рост ее произошел в основном за счет переселения из других регионов и перевода башкирского населения из военного сословия в сельское. Важнейшей особенностью Урала было преобладание государственных крестьян, составлявших около 75 % всех крестьян. С отменой крепостного права постепенно ликвидировались юридические различия между государственными, помещичьими и удельными крестьянами. Однако хозяйственные различия не были преодолены до 1917 г. Личное освобождение и владение землей превращало крестьян в мелких производителей, которые с развитием капитализма становились сельской буржуазией или пролетариатом.

    Статистические данные показывают значительную дифференциацию крестьянства Урала к концу XIX в.: бедняцкие хозяйства составляли 52 %; середняцкие - 30 %; зажиточные - 18 %.

    2.1 Быт и религия

    Развитие экономики вело к серьезным изменениям бытовых условий. Рабочие заводов преимущественно жили в своих домах - в одно- и двухсрубных избах. С расширением заводов жилищная проблема обострялась. «Пришлые» рабочие снимали «углы» у местных. Широко распространились бараки, выстроенные администрацией. Зачастую они не отвечали элементарным гигиеническим нормам. На рудниках и приисках жили в казармах и землянках, тесных, грязных, холодных.

    С развитием промышленности быт рабочих все более подчинялся заводскому, производственному ритму. Быт крестьян, как и прежде, определялся естественно-природным циклом сельскохозяйственных работ и традиционным укладом жизни.

    Сельское население Урала формировалось, главным образом, на основе выходцев из северной России, заводское - из центральной. Это так же обусловливало различия в быту, неоднородность говоров и т. п. Во второй половине века к ним добавились серьезные различия в мировоззрении «деревенских» и «заводских». Культура первых была более патриархальной, по их мнению, на заводах живут «одни разбойники», там нет ничего хорошего, только «копоть и дым». Рабочие относились к деревенским «мешкам» с величайшим презрением. Для них, к примеру, такой вид развлечений, как хороводы, был неприемлем - «мужицкое дело». Крестьянский труд казался им более легким и менее важным, а труд их, рабочих, имел большое общественное значение.

    В то же время сохранились традиции, объединявшие крестьян и рабочих. Это, прежде всего, связь последних с землей. Некоторые из них после 1861 г. переходили «в крестьянство», наладив в деревне кустарное производство сельскохозяйственных орудий. Крестьяне, в свою очередь, «отходили» на заводы на заработки. Взаимное влияние сказывалось и до конца не исчезало в типе жилища, его украшений. Духовный мир русских крестьян и рабочих Урала до конца века оставался преимущественно патриархальным.

    Большая часть населения Урала исповедовала православие. Здесь имелись 6 епархий: Вятская, Тобольская, Оренбургская и Уральская (имеется в виду область Уральского казачьего войска), Уфимская и Мензелин-ская, Пермская и Соликамская, Екатеринбургская и Ирбитская. Епархии делились на благочинные округа, им подчинялись приходы. Центром прихода становилось село с церковью.

    Задачи церкви были весьма разнообразными: выполнение идеологических, духовно-нравственных, воспитательных функций, регистрация рождения и смерти прихожан, освящение свадебных обрядов, строительство новых храмов, подготовка священнослужителей, организация благотворительной помощи, руководство церковно-приход-скими школами, миссионерской деятельностью, борьбой с расколом. К концу века все большее внимание церкви привлекал рост пьянства и безбожия населения.

    Храмовое строительство велось достаточно активно. Так, в Екатеринбурге, Уфе и Шадринске из действовавших к концу века 87 православных церквей и часовен 30 были выстроены во 2-й его половине, как правило, на частные, прежде всего купеческие пожертвования. Многие из них, особенно на селе, были небогаты, рублены из дерева, с простыми иконостасами.

    Религиозные преследования против старообрядцев желаемых результатов не принесли. К концу века на Урале насчитывалось более 312 их молитвенных домов.

    В 80-е гг. значительно усилилась деятельность православного духовенства по расширению сети церковно-приходских школ. Были учреждены должности епархиальных и уездных наблюдателей за их деятельностью.

    Многообразными были формы благотворительной деятельности: церковно-приходские попечительства, богадельни, приюты, ночлежные дома, бесплатные больницы и школы.

    В истории православной церкви Урала имеются и драматические страницы. В 1850 г. служащий Баранчинского завода Н. С. Ильин основал тайное «Десное братство» (т. е. «Братство правых», или «правоверных») и начал проповедь всеобщего равенства, единения народов мира, изображая современное общество как царство сатаны. Выступление против церкви было признано «вредным в государственном отношении». Общество властями было запрещено, Ильин сослан. Его последователи, подвергнутые гонениям, приняли название иеговистов.

    В разгар голода 1892 г. власти Вятской губернии сфабриковали «дело о жертвоприношении»: 11 православных крестьян-удмуртов села Старый Мултан были обвинены в убийстве русского нищего с целью взять его кровь для жертвоприношения языческим богам. Прокурор знал, что правительство заинтересовано в разжигании вражды между русскими и удмуртскими крестьянами. Суд приговорил семерых удмуртов к каторжным работам.

    Благодаря вмешательству В. Г. Короленко дело приняло широкую огласку. Писатель добился повторного разбирательства и выступил на суде защитником удмуртов. Официозные газеты обвиняли его в тенденциозности, в идеализации «вотяков». Процесс закончился в 1896 г. оправдательным приговором. Однако в лице «ученого» попа Н. Н. Блинова официальная церковь встала на защиту инквизиционных методов обвинения. Короленко снова выступил в печати, разоблачая изуверов в рясах, помогавших изуверам в мундирах. «Мултанское дело» уронило авторитет церкви.

    Религиозная жизнь мусульман направлялась Оренбургским Магометанским Духовным Собранием с местопребыванием в Уфе. Во главе его стоял муфтий. Построенная в 1830 г. Первая Соборная мечеть Уфы на протяжении всего века занимала главенствующее положение среди мечетей России. Мусульманских приходов насчитывалось более 4250, из них 2603 мечети. Подавляющая их часть - 86 % - находилась в Уфимской и Оренбургской губерниях. Подготовка мулл, а в конце века и учителей осуществлялась в медресе «Усма-ния» в Уфе.

    В связи с расширением национального и религиозного состава населения уральских городов в них возникли католические костелы, протестантские кирхи, синагоги.

    2.2 Культура

    Были проведены реформы в области народного образования. Количество начальных школ на Урале к концу XIX в. выросло в 4 раза, улучшилась подготовка учителей. Однако почти 65 % детей школьного возраста школу не посещали. В крупных городах открывались гимназии и реальные училища, дававшие среднее образование. Расширилась сеть профессиональных учебных заведений: действовали горные училища в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Туринске, технические училища в Перми, Кунгуре, Красноуфимске, землемерное в Уфе, ремесленное и ветеринарно-фельдшерское в Тобольске.

    Общая грамотность населения заметно повысилась. Значительно возросло количество библиотек и читален. Большую работу в их организации проделали земства. Появились музеи - краеведческие в Екатеринбурге и Уфе, научно-промышленный в Перми, историко-этнографический в Тобольске. В Кыштымском музее экспонировалось литье, минералогическая и почвенная коллекции. На Урале не было ни одного высшего учебного заведения или какого-либо государственного научного учреждения. Поэтому изучение производительных сил края носило несистематический характер. В этих условиях в 1870 г. по инициативе известных в то время деятелей науки Н. К. Чупина, О. Е. Клера, А. А. Миславского и других возникло Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Оно организовало комплексное изучение природных богатств края и пропаганду научных знаний. Почетными членами его стали выдающиеся русские и зарубежные ученые К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, Н. М. Пржевальский, Ф. Нансен (Норвегия) и др. Были созданы и другие научные общества и организации: Уральское медицинское общество в Екатеринбурге, Оренбургское физико-медицинское общество, Уфимский губернский музей и др. Ученые и практики, группировавшиеся вокруг этих организаций, вносили свой вклад в дело изучения Урала, некоторые из них приобрели российскую и мировую известность. Назовем некоторых из них: математик И. М. Первушин (служил сельским священником), электротехник Н. Г. Славянов, климатолог Ф. Н. Панаев, геологи А. П. Карпинский, Ф. Н. Чернышев, историки А. А. Дмитриев, Н. К. Чупин, В. Н. Шишонко и др.

    Литература

    В условиях общественного подъема 60-х гг. на Урале возникла своеобразная литература ярко выраженной демократической направленности. Весьма значительным был талант Ф. М. Решетникова, прозванного в критике «Колумбом народа» - «реального живого мужика». Сильное впечатление произвели его «Подлиповцы» - повесть о нравах и полной бедствий жизни тружеников уральской глухомани. В числе первых он начал писать о рабочих. Его романы «Глумовы», «Горнорабочие», «Где лучше», по выражению И. С. Тургенева, рассказывали «трезвую правду» о народе, о пробуждении в нем чувства достоинства и протеста.

    Д. Н. Мамин-Сибиряк изображал быт и нравы людей на Урале. Его романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото» и другие, а также очерки и рассказы стали важной частью русской литературы. Широчайшую популярность он приобрел как писатель для детей - множество изданий (первое в 1897 г.) выдержали его «Аленушкины сказки».

    Театр

    Во второй половине века театры воз никли во всех крупных городах края. Спектакли в них игрались гастролирующими труппами.

    Важным рубежом в развитии театрального искусства Урала стали 1870-е гг. В 1870 г. в Перми была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») труппой А. Д. Херувимова. В 1879 г. опера была поставлена в Екатеринбурге труппой П. М. Медведева. Этим началась самостоятельная жизнь Пермского и Екатеринбургского оперных театров. С середины 70-х годов П. М. Медведев возглавлял постановки и драматических спектаклей. В репертуаре его труппы шли пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского и др.

    В 70-е гг. появляются заводские самодеятельные театры.

    Изобразительное искусство и художественные промыслы

    Развитие изобразительного искусства связано с деятельностью художников-профессионалов. Наиболее талантливыми из них были А. И. Корзухин, П. П. Верещагин, В. П. Худояров, А. К. Денисов-Уральский и другие. Не все они постоянно жили на Урале, но связь с ним сохраняли всегда.

    В конце 1880 г. при музее УОЛЕ в Екатеринбурге был создан художественный отдел, который стал основой картинной галереи. Большое значение в художественной жизни Урала имело Общество любителей изящных искусств, основанное в 1897 г. Оно ставило своей задачей развитие «любви и интереса к изящным искусствам», содействие художественным промыслам. В обществе имелись отделы: литературный, сценических искусств, музыки, живописи, ваяния и зодчества, художественной промышленности, фотографии, кустарной промышленности. Общество организовывало выставки, получило известность в России и за ее пределами.

    Глубокий след в истории российской и мировой культуры оставили уральские мастера декоративно-прикладного искусства. Изделия Екатеринбургских гранильщиков, каслинское чугунное литье, златоустовская гравюра по металлу, оренбургские пуховые платки в лучших своих образцах не имеют равных в мире.

    Архитектура

    Вторая половина века была временем значительных новаций в архитектуре. В промышленном строительстве господствующее место занял инженерный рационализм. Сформировался тип генерального плана металлургического завода, основные черты которого сохранились и поныне. Развитие гражданской архитектуры шло более сложными путями.

    Заметно сократилось строительство административных зданий Горного ведомства. Появились новые типы общественных сооружений - вокзалы, биржи, банки, особенно быстро росло строительство торговых заведений. В них, в первую очередь, проявился отход от классицизма и поиски нового рационального стиля, обусловленные появлением новых строительных материалов и конструкций. Поиски привели к эклектизму - сочетанию и смешению различных стилей разных эпох. Этот «стиль» не имел большого будущего. И тем не менее от него остались выдающиеся сооружения - дома Севастьянова и Давыдова в Екатеринбурге, дом Машкова в Перми, дом купца Корнилова в Тобольске, здание городской управы в Уфе и др.

    В это же время расширилось строительство с использованием внешних форм древнерусского зодчества. Это здания старых железнодорожных вокзалов в Перми и Екатеринбурге, усадьба Железнова в Екатеринбурге (теперь - Институт истории и археологии УрО РАН) и другие. На рубеже XIX-XX вв. начинает формироваться стиль «нового века», рациональный и современный - модерн.

    К концу века изменился облик уральских городов. Их планировочные схемы стали определять торговые районы и центры. Внутри них располагались также городские и земские управы, банки, конторы, доходные дома. Они имели броский индивидуальный облик. Окраины городов были неблагоустроенными. В их застройке доминировали бараки, казармы, небольшие частные дома.

    Глава III. Быт и досуг горожан Южного Урала в начале XX в.

    Политико-экономическое развитие южно-уральского города в начале ХХ в. привело к серьезным подвижкам в социальной структуре населения. Увеличился удельный вес групп наиболее восприимчивых к новым требованиям и веяниям жизни. Они являлись наиболее активной частью населения, их жизненные установки становились определенным эталоном для остальных горожан. Эти процессы отражали переход к современному, динамичному, открытому обществу, сочетающему элементы традиционного и нового.

    Изменения в ценностных установках, идеологических и эстетических взглядах отражались в повседневной жизни людей, в сфере быта. Понятие быта связано с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, с теми вещами, которые окружают человека каждый день. Эта материально-пространственная среда города состоит из двух пересекающихся сфер, которые находятся во взаимодействии: личного пространства и общественного. Она формируется под влиянием деятельности горожан и приобретает возможность, в свою очередь, оказывать воздействие на жизнь людей. Сфера личного пространства представлена домохозяйством, включающим в начале ХХ в. - дом, различные службы, земельный участок, внутреннее убранство дома, внешнее оформление человека. Сфера общественного пространства состояла из зданий и сооружений различного назначения, системы технических и транспортных коммуникаций, памятников, садов и бульваров.

    3.1 Жилищные условия

    Рост и развитие южно-уральских городов в начале ХХ в., изменение потребностей горожан требовали не только качественного улучшения сферы бытования, но и ее пространственного расширения. В течение изучаемого периода застройка городов частными домами осуществлялась стихийным и плановым путями. На окраинах города беднейшее население, преимущественно мигранты, самовольно захватывая землю, строили небольшие избы или землянки. Эта не регулируемая и нерегулярная застройка нарушала санитарные нормы, нормы пожаробезопасности, лишала доходов городскую казну. Органы самоуправления пытались бороться с этим явлением. Одновременно думы принимали решения о нарезке новых кварталов с учетом рационального планирования.

    Места под застройку горожане могли арендовать, либо купить у города. Органы общественного управления крупных городов предпочитали арендные отношения, так как городская земля постоянно дорожала, малые - продажу, что позволяло обеспечить приток значительных средств в казну. Отдача в аренду происходила согласно принятым думой кондициям, где оговаривался срок аренды, обычно 10-12 лет, право возобновления аренды, устанавливалась цена места. Участки сдавались с торгов лицам, предложившим наивысший единовременный взнос, который составлял особый фонд, предназначаемый на благоустройство квартала. Арендная плата устанавливалась в зависимости от места нахождения участка. В южно-уральских городах в начале ХХ в. произошло выделение престижных районов - центральных улиц с развитой инфраструктурой и уютных благоустроенных окраин, отдаленных от суеты.

    Сооружение построек на арендованном участке производилось самими горожанами согласно Строительному уставу и с разрешения управы. Для строительства частных домов использовались дерево, гигиеничный и теплый материал, и камень, престижный и практичный. Наряду с деревянными и каменными домами строились полукаменные дома, на высоком каменном фундаменте, либо имеющие первый каменный этаж. Постепенно распространение в городах Южного Урала приобретал кирпич, как материал для строительства. Анализ источниковых материалов показал, что в течение изучаемого периода во всех городах региона произошло увеличение количества частных построек, причем темпы прироста каменных зданий существенно превосходили аналогичный показатель по смешанным и деревянным домам, исключение составляли только Уфа и Златоуст. Увеличение доли каменных построек в общем числе жилых зданий говорит о росте финансовой состоятельности домовладельцев и изменении отношения к дому: он должен быть дорогим, престижным и долговечным.

    Однако в массе своей южно-уральский город оставался деревянным, внешний вид городских окраин мало отличался от сельских поселений. Тип сплошной застройки улиц многоэтажными зданиями получил распространение только в центральной части крупных городов. Основная часть города была застроена частными домохозяйственными комплексами, включающими дом, примыкающий к нему крытый двор, баню, где ее постройка была разрешена, огород, сад. Устойчивость бытования крытых дворов была обусловлена суровостью уральской зимы с большими снегопадами. Двор представлял собой замкнутый прямоугольник, одной из сторон которого была боковая сторона жилого дома, а по другим располагались другие хозяйственные постройки: сарай, хлев, конюшня сеновал, погреб. Число и качество их варьировалось в зависимости от состоятельности и профессиональных занятий владельца.

    В течение изучаемого периода происходят качественные изменения в планировке жилища, причем этому процессу подвергаются не только каменные здания, но и гораздо более консервативные срубные постройки. Эволюция последних шла по пути усложнения и увеличения размеров жилища, путем разгораживания внутреннего пространства на отдельные помещения с выносом печи на середину, либо посредством пристройки дополнительных срубов. В обоих случаях это давало возможность более рационально использовать площадь. Вынос печи на середину избы позволял выделить несколько комнат: горницу, спальню, прихожую и кухню.

    3.2 Жизнь современного Урала

    Под влиянием научно-технических достижений и просвещения в городах Южного Урала получили распространение рациональные представления о человеке и его внешнем облике. Уловить эти веяния времени позволяет реклама, которая предлагает товар, рассчитанный на потребление «новым человеком ХХ века». Она пропагандирует идеи красоты, молодости, здоровья. Только человек, обладающий этими качествами, способен добиться успеха в жизни.

    Для поддержания красоты, молодости и здоровья стали широко рекламироваться средства гигиены: мыла, душистые воды, средства от угрей, прыщей, мозолей, запаха, зубные порошки, косметические средства для красоты лица. Появились специальные заведения, предлагающие профессиональную помощь в «наведении красоты»: парикмахерские с новейшими усовершенствованиями, моделями причесок, меняющимися одновременно со столичной модой, окраской волос, водолечебницы со светолечебными и электромассажными отделами, оборудованные по последнему слову науки. Для домашних спортивных занятий стали предлагаться тренажеры - «станки-велосипеды». Открыто в местной печати начали обсуждаться темы, всегда считавшиеся интимными: венерические болезни, половые расстройства, беременность и прочее.

    Особенно восприимчивой к социокультурным трансформациям начала ХХ в. оказалась городская одежда. Она отразила тенденции демократизации, социальной активности, открытости модернизирующегося общества, развитие науки, техники и технологии. В результате этого возникла простая, удобная, гигиеничная, демократичная, массовая одежда для повседневных занятий, прогулок, путешествий, занятий спортом. В начале ХХ в. появился современный городской костюм, «ставший первой универсальной одеждой, который состоял из юбки и блузки для женщин, из пиджака и брюк для мужчин». Его можно было найти в гардеробе как зажиточных, так и малосостоятельных горожан.

    О модных новинках, стилях и формах современной одежды население южно-уральских городов узнавало из журналов мод, приложений с выкройками, ассортимента модно-галантерейных магазинов П. И. Кислинского, А. О. Леск, Н. Ф. Суторихина многих других.

    Магазины продавали готовую одежду фабричного производства: женское, мужское, детское платье по последней европейской моде, шляпы, меха, обувь, белье, отделки в декадентском стиле, аппликации. Для состоятельных горожан предлагались «редкостные» иностранные ткани и пошив на заказ.

    Благодаря массовизации производства малосостоятельные слои городского населения получили возможность имитировать одежду элиты. Покрой, детали, цвет их нарядов отражали взаимодействие нового и традиционного, городской и деревенской культур. Сохраняя форму современного городского костюма, они использовали «ромбовидные вставки на рукавах, разнообразную отделку, яркие цвета, свойственные крестьянской одежде». Общедоступность модных новинок, подражательство средних и бедных слоев горожан внешнему облику элиты, общественная активность, изменение ролевого поведения женщины становится чертами городского общества Южного Урала в начале ХХ в.

    Формирование специфически городской среды в изучаемый период было связано с появлением новых форм проведения нерабочего времени. Основными требованиями, предъявляемыми к досугу, стали полезность, приятность, публичность и разнообразие. Значимость досуга в структуре времени горожан отражает появление индустрии обслуживания, общения и развлечения.

    Семейный досуг во многом сохранил традиционные формы проведения. Самым распространенным способом препровождения свободного времени было гостеванье. Званые приемы устраивались по семейным, календарным, храмовым, государственным праздниками, по приезду важных персон, по поводу удачной сделки, получения чина, почетного звания. Они ориентировались на известный круг лиц, поэтому на них можно было являться без приглашения. Для представителей местного «высшего» общества эти приемы выражали взаимное уважение и являлись обязательной формой социальной активности. Игра в карты, шашки, шахматы, лото, танцы, пение, граммофон были составляющими званых приемов.

    Досуг малосостоятельных слоев горожан в начале ХХ в. сохранил связь с сельскими традициями. Большой объем хозяйственных работ и своеобразие соседских и родственных отношений способствовали живучести «помочей». Обычными были помочи при постройке дома, при сенокосных работах. Популярны были помочи весной при копке гряд и осенние «капустники». «Участники их работали дружно, весело, хозяйка в это время готовила хороший обед. Пообедав, помочане пели песни, плясали».

    Новыми элементами домашнего досуга стали семейные чтения. Многие горожане в начале ХХ в. выписывали центральные газеты и журналы, местные издания, которые появились в Уфе, Оренбурге, Челябинске, Троицке. Многообразие представленных на Южном Урале печатных изданий способно было удовлетворить интересы различных половозрастных, национальных, конфессиональных, профессиональных аудиторий. Потребность в оперативной информации и полезном чтении привела к появлению на улицах городов торговцев и киосков, предлагающих книги и газеты в розницу. Живой интерес к происходящим в городе и за его пределами событиям свидетельствовал о росте культурного уровня и самосознания горожан.

    Технические новшества и развитие рынка досуговых товаров и услуг расширяли возможности полезного семейного времяпрепровождения. Для состоятельных горожан обычными становятся игры в крокет, гимнастика, катание на велосипедах, семейные путешествия, летний отдых за городом на дачах, пикники, охота, рыбалка. Южный Урал предоставлял широкий выбор курортных и туристических маршрутов: кумысные санатории Уфимской губернии, горько-соленые озера Челябинского уезда, горные хребты Златоуста и многое другое.

    В начале ХХ в. домашние формы проведения досуга все активнее вытеснялись общественными формами. В южно-уральских городах сохраняли свое значение церковные, государственные праздники. Их устройством занимались органы городского общественного управления. Программа празднования обычно включала официальную часть (литургию, панихиду, молебен), которая объединяла всех горожан и неофициальную (литературные чтения, музыкальные вечера, гуляния, приемы), нацеленную на отдельные социальные группы. Праздничные мероприятия решали задачу нравственного воспитания населения.

    Большое распространение в городах Южного Урала получили гуляния, пикники в воскресные и праздничные дни на городских окраинах, в парках. Последние появились во всех городских поселениях, но даже в крупных центрах не все они были достаточно благоустроенными. Так, Ушаковский парк в Уфе не имел украшений и развлечений, по нему «свободно разгуливали коровы, козы, свиньи».

    Совсем иное впечатление производил парк на острове реки Миасс в Челябинске: «берег благоустроен, дорожки посыпаны песком, обсажены кустиками, устроен кегельбан, «исполинские шаги» и другие аттракционы. Масса народу, деток, радость и оживление».

    Разнообразие в общественную жизнь городов вносили ярмарки, на которых заводились карусели, качели, балаганы.

    Заключение

    Урал переступил порог XXI века. Он по-прежнему остаётся одним из ведущих промышленных, научно-технических и культурных центров страны. Продолжает сохраняться экономическое и этнокультурное единство региона. Вместе со всей страной Урал прошёл различные этапы в своём развитии. В перипетиях становления его художественной культуры как в зеркале отразились многие коллизии отечественной истории и его собственной судьбы.

    События недавнего прошлого уже становятся частью истории. Развитие художественной культуры Урала в XX в. предстаёт как сложный, порою противоречивый процесс, не лишённый внутреннего драматизма, но обладающий собственной логикой. XX в. застал Урал в «переходном состоянии». Перед краем стояла масштабная задача - найти своё место в культурном пространстве России. Художественная культура была призвана сыграть важную роль в этом процессе, неизбежно превращаясь в одну из форм регионального самосознания.

    Конец XX в. стал временем переоценки ценностей, пересмотра значения многих событий и явлений в истории отечественной культуры. Путеводной нитью является стремление восстановить распавшуюся «связь времён». Это в новых условиях, на новом этапе возвращает нас к решению вопросов, вставших перед Уралом ещё в начале века. Обретение перспективы дальнейшего развития во многом зависит от того, насколько мы сумеем осмыслить опыт прошлого.

    Список литературы

    1. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII - XIX веков. - М.: слово / slovo, 2002. - С.5.

    2. Гаген-Торн Н. И. / / К методике изучения одежды в этнографии СССР. Советская этнография.1933 г. №4 С. 119-134.

    3. Баранова О. Г., .Баранов Д. А., .Мадлевская Е. Л, .Соснина Н. Н., .Фишман О. О., Шангина И. И. Русская изба: ил. энцикл. искусство-СПб., 2004. - С. 5

    4. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVII - XIX вв. - М.: слово / slovo, 2002. - С.3.

    5. Ларин О. «К. А. Буровик. Красная книга вещей» // Новый мир, 1997, № 7. - С. 21 - 22.

    6. Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности. - 3-е изд., доп. - М. : РИПОЛ классик, 2005. С. - 7-8.

    7. Барадулин В. А. Народные росписи Урала и Приуралья. (Крестьянский расписной дом). Л. : Художник РСФСР. - 1987. - С.3-4.

    8. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. - сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова, Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006 г. С. 20.

    9. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. - сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова, Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006 г. С. 47.

    10. Народное искусство Урала. Традиционный костюм / ред. - сост. А. А. Бобрихин, А. А. Бобрихина, О. Д. Коновалова, С. Н. Кучевасова, Н. Г. Сидорова, О. М. Тихомирова. Екатеринбург: Изд. «Баско», 2006. - С. 87.

    11. Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. - сост. Н. Соснина, Шангина И. И. Искусство - СПб., 2001. - С. 127.

    12. Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - С. 126.

    13. Русский традиционный костюм: Ил. энцикл. / Авт. - сост. Н. Соснина, Шангина И. И., искусство - СПб., 2001. - 323 с.

    14. Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности - 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - С. 182 - 189.

    15. Народное искусство Урала. (Традиционный костюм, сборник статей). Екатеринбург: Баско, 2007. - С. 7.

    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.