Эта книга описывает не только изменения мозга, происходящие с возрастом, но и способы, с помощью которых вы можете их предотвратить. В конце концов, возраст – просто выдумка скучных людей! А когда речь заходит о годах, оставленных за плечами, физический и умственный износ менее разрушителен, чем нежелание самого человека восстановить свои потери. Ослабление умственных способностей со временем не является неизбежным следствием прожитых лет. А если вы последуете советам из этой книги, ваш мозг останется пластичным, бодрым и готовым к восприятию нового в любом возрасте.

Из этой книги вы узнаете:
Как общение с другими людьми влияет на ваш мозг
Почему те, кому «за», счастливее молодых
Какие мысли позволят вам управлять уровнем стресса
Какие существуют виды памяти и как их тренировать
Как изменяется с возрастом стратегия решения проблем
Почему избыток сна так же плох, как его недостаток
Насколько наше долголетие зависит от генов

Об авторе
Джон Медина - крупный ученый-нейробиолог, автор нескольких бестселлеров, в том числе знаменитой книги «Правила развития мозга вашего ребенка», директор двух институтов по исследованию мозга: Центра прикладных и обучающих исследований мозга при Тихоокеанском университете в Сиэтле и исследовательского института Таларис.

519 руб


Логопедическая грамматика для малышей. Для детей 2-4 лет

В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи, расширение словаря и развитие логики мышления, расширение кругозора.
Книга известного логопеда О.А.Новиковской включает большое количество грамматических игр для малышей, которые помогут в этом логопеду.

182 руб


Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки

Цитата
"Речь в книге идет об эффективных методах обучения и освоения навыков, а это процесс, в котором умение вникать в суть гораздо важнее механической памяти. Именно поэтому книга будет очень полезна тем, кто хочет быть эффективным в эпоху информационного взрыва."

Максим Поташев, магистр телеигры "Что? Где? Когда?"


О чем книга
"Повторение - мать учения!" Все мы знаем эту простую истину с детства. Чем больше зубришь и чаще повторяешь, тем лучше запоминаешь. Но вот сможем ли мы вспомнить эти знания спустя какое-то время и воспользоваться ими в самый неожиданный момент на практике? Ответ - нет! Авторы этой книги провели глобальное исследование в области когнитивной психологии и выяснили, что все те методы запоминания, к которым мы привыкли, поверхностны и недолговечны. Почему интенсивные курсы изучения одного предмета неэффективны? Почему важно преодолевать трудности в процессе получения новой информации? Что такое припоминание и почему оно гораздо эффективнее заучивания? Почему перескакивание с одной темы на другую полезно для долгосрочного запоминания? Как быстро проверить свой прогресс и выявить пробелы в знаниях? Эта книга не только для педагогов и учащихся. Она будет полезна всем, кто хочет эффективно усваивать новые знания и использовать их на практике.

Почему книга достойна прочтения

  • Данное издание перевернет ваши представления о том, как работает наша память;
  • в книге описаны эффективные методы запоминания, которые дают возможность использовать полученные знания на практике спустя длительное время;
  • авторы подробно знакомят читателя с такими приемами, как интерливинг, припоминание, самоконтроль, интервальное и вариативное обучение и др.;
  • в книге рассказывается можно ли повысить свой IQ и как тренировать свой мозг.

    Ключевые понятия
    Обучение, запоминание, память, мозг, припоминание, эффективность, знание, заучивание, тестирование.

    Цитата:
    "Как мы запоминаем? Как правило, фокусируя усилия на запоминаемом, концентрируя волю и повторяя, повторяя, повторяя… Именно такой способ усвоения знаний и отрицают авторы книги "Запомнить всё".
    Питер Браун, Генри Рёдигер, Марк Макдэниэл написали замечательную книгу, изложив в доступной форме новейшие методики запоминания без скуки и зубрежки. Почему эффективен механизм припоминания и полезны тесты? Что такое перемежающееся обучение и как тренировать свой мозг? В книге вы найдете конкретные рекомендации для тех, кто учится всю жизнь, то есть для нас с вами."

    Марк Кукушкин, старший партнер Best T&D и "Тренинг-Бутик", руководитель проектов ОТУМКа и Практики Развития, доцент ВШЭ

  • 453 руб


    Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

    В книге представлены терапевтические сказки для организации коррекционной работы с детьми, имеющими те или иные нарушения психологического здоровья или другие психологические трудности - в общении, адаптации к школе. Представлена типология нарушений психологического здоровья, а также методика работы со сказками.

    Книга рассчитана на педагогов, психологов и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    186 руб


    Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет

    Предлагаемое пособие позволяет познакомить ребенка дошкольного возраста с грамматическими формами русского языка. Эта книга по сути является первым учебником по родному языку. Она дает возможность логопеду, воспитателю, родителям проводить занятия с детьми в игровой форме.
    Книга известного логопеда О.А.Новиковской включает большое количество грам­матических игр для детей 4-6 лет.

    225 руб


    Домашний логопед

    Заботливые мамы малышей с нетерпением ждут первых слов своих деток. Но первая радость от общения очень скоро сменяется тревогой и переживаниями - а скоро ли мой ребенок будет говорить правильно? Научить ребенка произносить все звуки родного языка - очень важно. Четкое и внятное произношение показывает, что ребенок правильно понимает то, что ему говорят, находит общий язык со сверстниками и взрослыми, успешно овладевает грамотой. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми и застенчивыми. В этой книге вы найдете эффективную программу самостоятельных занятий родителей с ребенком - задания и упражнения по звукопроизношению. Игры и загадки, скороговорки и небольшие стихи с яркими рисунками - вы непременно научите ребенка произносить звуки и слова правильно!

    689 руб


    Практический тренажер по развитию. Выпуск 3

    "Практический тренажёр..." предназначен для занятий с дошкольниками 5-7 лет, в том числе для детей с ОНР, и рекомендуется для коррекции и развития психических процессов (речи, внимания, мышления, памяти, восприятия). Тренировочно-игровые задания подобраны с учётом лексических тем, изучаемых в ДОУ в соответствии с рекомендациями программы и требованиями ФГОС ДО. Выполнение заданий поможет детям в игровой форме развить необходимые навыки и подготовиться к обучению в школе.

    121 руб


    Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме

    Прикладной поведенческий анализ, или АВА-терапия, успешно используется для улучшения жизни людей с аутизмом. Аккуратное и систематическое применение поведенческих принципов способно эффективно развить значимые виды поведения - познавательные способности, речь, социальное взаимодействие, адаптивные навыки и практические умения. Кроме того, используя эти принципы, поведенческие аналитики успешно снижают проблемное поведение, которое либо опасно, либо мешает человеку полноценно участвовать в жизни семьи и общества.
    Предлагаемое вам руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедривших АВА для модификации поведения детей и подростков с аутизмом и создания учебных программ для их развития.
    Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам.
    Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.

    Рекомендуем для специалистов, занимающихся обучением детей с РАС, супервизоров, АВА-терапевтов, родителей и студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.
    Все программы адаптированы для обучения на русском языке.

    (по разным данным от 4,5 до 7 млн чел.), появившихся после Первой мировой войны, Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны в России, государством и общественностью был принят ряд мер по устранению этого явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией (возвращением в культуру общества), в том числе путём создания колоний для перевоспитания малолетних правонарушителей.

    Особенностью первых лет деятельности этих колоний было крайне слабое государственное обеспечение (как продовольственное и материально-техническое, так и организационно-методическое), что диалектически имело не только отрицательные стороны (нужда, нередко недоедание воспитанников и воспитателей, отсутствие многих самых необходимых вещей и т. п.), но и положительные - в условиях сниженного организационного и методического контроля для наиболее одарённых и деятельных руководителей колоний открывалась повышенная свобода педагогического и воспитательного творчества, немыслимая ни до 1917 г., ни после середины 1930-х годов.

    Среди успешных примеров применения этой свободы можно назвать опыт преобразования колоний (то есть, по-русски, поселений) в коммуны (то есть общины, сообщества людей, связанные общим делом и целями). Наиболее известными из них стали коммуна «Красные Зори» И. В. Ионина под Ленинградом , Болшевская трудовая коммуна (1924-1937) М. С. Погребинского (1895-1937) - под Москвой и Колония им. М. Горького (1920-1928) под рук. А. С. Макаренко, основанная под Полтавой и по существу вскоре ставшая коммуной (что и было отражено в названии следующего детища Макаренко - Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского). По существу деятельность и многие находки С. Т. Шацкого (колония «Бодрая жизнь») перекликается с лучшим опытом и достижениями упомянутых колоний-коммун (хотя это учреждение было создано не государством и для «бодрой жизни» обычных детей, а не беспризорников).

    Колония под Полтавой была создана по поручению Полтавского Губнаробраза А. С. Макаренко в 1920 г.

    Деятельность и нововведения Макаренко в Колонии вызывали самые разные отклики - от положительных (к примеру, в брошюре М. И. Левитиной (псевд. Маро) опыт Колонии им. Горького назван лучшим из целого ряда посещённых автором), до целого ряда доносов и обвинений, коротко отразившихся в известном предложении из «Педагогической поэмы » - «Система Макаренко есть система не советская…». Видный макаренковед проф. Г. Хиллиг (Германия) собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в этих условиях до 1928 г. очень заметно способствовал руководитель НКВД Украины в те годы Всеволод Апполинариевич Балицкий (1892 или 1893 г. - 1937)

    Однако после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К. Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 г. педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательной работе или оставить колонию. Он выбирает последнее и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 г.) в системе НКВД Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского, где до этого он трудился по совместительству.

    Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В. Н. Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н. Э. Фере занялся сельскохозяйственной наукой: сначала отправился в научную экспедицию, позже защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина .

    Колония им. Горького с этого времени в качестве образца по воспитанию в научной литературе не упоминается, а через некоторое время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и т. п.

    Воспитанники и воспитатели колонии

    Среди наиболее известных воспитателей и воспитанников Колонии:

    Летняя униформа колонистов

    С апреля по сентябрь включительно обязательная, независимо от погоды за окном униформа колонистов всех возрастов включала синюю футболку-блузу и просторные трусы с ремнём и с двумя передними карманами . Девочки вместо трусов носили широкие юбки по щиколотку, из той же ткани.

    Другим общим пунктом вратарской экипировки и летней униформы макаренковских колонистов было наличие серой плоской кепки в качестве повседневного головного убора . Девочки носили косынки светлых тонов. В торжественных случаях вместо кепки надевали тёмного цвета бархатную тюбетейку.

    Иногда к этой униформе добавляли серые или чёрные шерстяные гетры. Но чаще обходились простыми носками тех же цветов. Или вообще надевали обувь на босу ногу.

    Вместо обычных для тогдашних пионерлагерей сандалий колонисты носили кожаные ботинки средней высоты на довольно толстой подошве. Ведь, в отличие от пионерлагеря, основной задачей колонии было воспитание физическим трудом, а вовсе не расслабленный отдых подопечных.

    Таков был довольно жёсткий, но очень эффективный метод закаливания, доведённый А. С. Макаренко до совершенства: «мёрзнешь, значит, двигайся быстрее, работай усерднее!», а работать приходилось отнюдь не мало. Поэтому носить всё лето вратарские трусы вместо привычных брюк не стеснялись даже воспитатели помоложе, хотя и не были обязаны этого делать.

    Свидетельства:

    «…с ранней весны колонисты не носили штанов, - трусики были гигиеничнее, красивее и дешевле».
    А. С. Макаренко.

    «Когда я приехала в колонию имени Горького, Антон Семёнович сказал, что мне надо осмотреть колонию. А там были такие подземные ходы - интересно. Вот позвал он Семёна, вошёл парень в малиновых трусах и синей рубашке - у них все в трусах ходили…»
    Калабалина Г. К.

    Попытка воспроизведения опыта в 1980-е годы

    С учётом всемирной известности воспитательного опыта Колонии им. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под руководством А. С. Макаренко , многие сотрудники, в том числе руководители службы исполнения наказаний, не могли не заинтересоваться опытом применения воспитательной педагогики Макаренко. Среди них оказался и начальник Куряжской колонии в 80-е годы ХХ в., решивший воспроизвести опыт Макаренко в подведомственном ему учреждении.

    Этот малоподготовленный и не очень продуманный (в отличие от самого Макаренко) опыт на людях подробно описал педагог-воспитатель данного учреждения Юрий Иванович Чапала в своей книге «Сочинение на несвободную тему» , где отмечается, что в итоге «книжного» внедрения системы Макаренко вырос как уровень рецидивов среди осуждённых, так и ухудшилась обстановка в самой колонии. И такой итог, к сожалению, не единичен. Сама система Макаренко зачастую оказывается более сложной (и, главное, более требовательной к исполнителю), чем выглядит после первого прочтения «Педагогической поэмы»…

    Известный социальный педагог и писатель В. А. Ерёмин отмечает в связи с этим, что нередко такой итог связан с попытками частичного, отрывочного внедрения только «самых удобных и подходящих» составляющих системы Макаренко и в качестве примера рассказывает, к каким нарушениям, а зачастую и унижениям заключённых, приводит использование (отдельно от системы) принципа коллективной ответственности среди осуждённых .

    В то же время известен и положительный опыт применения системы Макаренко именно в системе ФСИН одним из воспитанников Макаренко А. Г. Явлинским (1915-1981). Однако известно и то, что отстаивание среди коллег права на продолжение данного опыта с течением времени давалось всё тяжелее и дорого стоило для здоровья Алексея Григорьевича при всём уважении к нему в том числе как к ветерану-орденоносцу ВОВ .

    Книги и статьи

    • Остроменцкая Н. // Народный учитель, 1928, № 1-2. С. 42-77.
    • Остроменцкая Н. . Грозный , 1979 г. 134 с. Первое художественное произведение о Колонии им. Горького (1-е издание в 1930 г.).
    • Макаренко А. С. (1-е полн. изд. под ред. д.п.н. С. С. Невской) // М.: ИТРК, 2003 г.
    • Фере Н. Э. // Воспоминания о Макаренко (Сб. материалов) / Сост. Н. А. Ляпин, H.A. Морозова. - Л., 1960. 346 с. - С. 213-235
    • Хиллиг, Г. , Окса Н. Н. // Культура народов Причерноморья. - 2003. - N 38. - С. 87-93

    См. также

    • Погребинский, Матвей Самойлович - основатель и руководитель Болшевской трудовой коммуны

    Напишите отзыв о статье "Колония имени Горького"

    Примечания

    1. Подробнее см. Ионин И. В. . - Л, 1933.
    2. Левитина М. И. (Маро) . Работа с беспризорными: Практика новой работы в СССР. - Харьков, 1924
    3. Хиллиг, Гётц . // Культура народов Причерноморья. - 2005. - N 62. - С. 65-67.
    4. // Страница кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина
    5. Остроменцкая Н. // Народный учитель, 1928, № 1-2. С. 42-77.
    6. В отличие от нынешних шорт, крой и ткань таких трусов, всегда были ближе к соимённому белью, чем к брюкам. Больше всего этот крой напоминает верхние трусы футбольного вратаря тех лет, если бы карманы были их обязательной деталью. Очевидно, однако, что самого слова «шорты» не существовало в русском языке первой половины XX века . Его нет в Большом толковом словаре Ушакова, а при слове «трусики», там сказано:

      ТРУСИКИ, трусиков, и трусы, трусов, ед. нет (от англ. мн. ч. trousers - брюки). Короткие штаны для купанья или для спортивных состязаний. Футболисты в белых трусиках. Детские штаны из лёгкой материи.

      Эта формулировка совершенно тождественна словоупотреблению А. С. Макаренко.

    7. Ушаков Д. Н.
    8. Ушаков Д. Н.
    9. Макаренко А. С.
    10. Фролов А. А.
    11. Товаровский М. Д. Изд-во «Физкультура и спорт». 1948 г.
    12. Морозов В. В.
    13. Чапала Ю. И. Сочинение на несвободную тему. Харьков: Национальный университет внутренних дел Украины, 2003 г., 446 с. ISBN 966-610-011-8
    14. Воровской орден / Виталий Ерёмин ; [Худож. И. Суслов ]. - М.: Известия, 1995. - 332 с.: ISBN 5-206-00464-2 (в пер.)

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Колония имени Горького

    Москва, 3 октября, 1812.
    Наполеон. ]

    «Je serais maudit par la posterite si l"on me regardait comme le premier moteur d"un accommodement quelconque. Tel est l"esprit actuel de ma nation», [Я бы был проклят, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки; такова воля нашего народа. ] – отвечал Кутузов и продолжал употреблять все свои силы на то, чтобы удерживать войска от наступления.
    В месяц грабежа французского войска в Москве и спокойной стоянки русского войска под Тарутиным совершилось изменение в отношении силы обоих войск (духа и численности), вследствие которого преимущество силы оказалось на стороне русских. Несмотря на то, что положение французского войска и его численность были неизвестны русским, как скоро изменилось отношение, необходимость наступления тотчас же выразилась в бесчисленном количестве признаков. Признаками этими были: и присылка Лористона, и изобилие провианта в Тарутине, и сведения, приходившие со всех сторон о бездействии и беспорядке французов, и комплектование наших полков рекрутами, и хорошая погода, и продолжительный отдых русских солдат, и обыкновенно возникающее в войсках вследствие отдыха нетерпение исполнять то дело, для которого все собраны, и любопытство о том, что делалось во французской армии, так давно потерянной из виду, и смелость, с которою теперь шныряли русские аванпосты около стоявших в Тарутине французов, и известия о легких победах над французами мужиков и партизанов, и зависть, возбуждаемая этим, и чувство мести, лежавшее в душе каждого человека до тех пор, пока французы были в Москве, и (главное) неясное, но возникшее в душе каждого солдата сознание того, что отношение силы изменилось теперь и преимущество находится на нашей стороне. Существенное отношение сил изменилось, и наступление стало необходимым. И тотчас же, так же верно, как начинают бить и играть в часах куранты, когда стрелка совершила полный круг, в высших сферах, соответственно существенному изменению сил, отразилось усиленное движение, шипение и игра курантов.

    Русская армия управлялась Кутузовым с его штабом и государем из Петербурга. В Петербурге, еще до получения известия об оставлении Москвы, был составлен подробный план всей войны и прислан Кутузову для руководства. Несмотря на то, что план этот был составлен в предположении того, что Москва еще в наших руках, план этот был одобрен штабом и принят к исполнению. Кутузов писал только, что дальние диверсии всегда трудно исполнимы. И для разрешения встречавшихся трудностей присылались новые наставления и лица, долженствовавшие следить за его действиями и доносить о них.
    Кроме того, теперь в русской армии преобразовался весь штаб. Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая. Весьма серьезно обдумывали, что будет лучше: А. поместить на место Б., а Б. на место Д., или, напротив, Д. на место А. и т. д., как будто что нибудь, кроме удовольствия А. и Б., могло зависеть от этого.
    В штабе армии, по случаю враждебности Кутузова с своим начальником штаба, Бенигсеном, и присутствия доверенных лиц государя и этих перемещений, шла более, чем обыкновенно, сложная игра партий: А. подкапывался под Б., Д. под С. и т. д., во всех возможных перемещениях и сочетаниях. При всех этих подкапываниях предметом интриг большей частью было то военное дело, которым думали руководить все эти люди; но это военное дело шло независимо от них, именно так, как оно должно было идти, то есть никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс. Все эти придумыванья, скрещиваясь, перепутываясь, представляли в высших сферах только верное отражение того, что должно было совершиться.
    «Князь Михаил Иларионович! – писал государь от 2 го октября в письме, полученном после Тарутинского сражения. – С 2 го сентября Москва в руках неприятельских. Последние ваши рапорты от 20 го; и в течение всего сего времени не только что ничего не предпринято для действия противу неприятеля и освобождения первопрестольной столицы, но даже, по последним рапортам вашим, вы еще отступили назад. Серпухов уже занят отрядом неприятельским, и Тула, с знаменитым и столь для армии необходимым своим заводом, в опасности. По рапортам от генерала Винцингероде вижу я, что неприятельский 10000 й корпус подвигается по Петербургской дороге. Другой, в нескольких тысячах, также подается к Дмитрову. Третий подвинулся вперед по Владимирской дороге. Четвертый, довольно значительный, стоит между Рузою и Можайском. Наполеон же сам по 25 е число находился в Москве. По всем сим сведениям, когда неприятель сильными отрядами раздробил свои силы, когда Наполеон еще в Москве сам, с своею гвардией, возможно ли, чтобы силы неприятельские, находящиеся перед вами, были значительны и не позволяли вам действовать наступательно? С вероятностию, напротив того, должно полагать, что он вас преследует отрядами или, по крайней мере, корпусом, гораздо слабее армии, вам вверенной. Казалось, что, пользуясь сими обстоятельствами, могли бы вы с выгодою атаковать неприятеля слабее вас и истребить оного или, по меньшей мере, заставя его отступить, сохранить в наших руках знатную часть губерний, ныне неприятелем занимаемых, и тем самым отвратить опасность от Тулы и прочих внутренних наших городов. На вашей ответственности останется, если неприятель в состоянии будет отрядить значительный корпус на Петербург для угрожания сей столице, в которой не могло остаться много войска, ибо с вверенною вам армиею, действуя с решительностию и деятельностию, вы имеете все средства отвратить сие новое несчастие. Вспомните, что вы еще обязаны ответом оскорбленному отечеству в потере Москвы. Вы имели опыты моей готовности вас награждать. Сия готовность не ослабнет во мне, но я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов, которые ум ваш, воинские таланты ваши и храбрость войск, вами предводительствуемых, нам предвещают».
    Но в то время как письмо это, доказывающее то, что существенное отношение сил уже отражалось и в Петербурге, было в дороге, Кутузов не мог уже удержать командуемую им армию от наступления, и сражение уже было дано.
    2 го октября казак Шаповалов, находясь в разъезде, убил из ружья одного и подстрелил другого зайца. Гоняясь за подстреленным зайцем, Шаповалов забрел далеко в лес и наткнулся на левый фланг армии Мюрата, стоящий без всяких предосторожностей. Казак, смеясь, рассказал товарищам, как он чуть не попался французам. Хорунжий, услыхав этот рассказ, сообщил его командиру.
    Казака призвали, расспросили; казачьи командиры хотели воспользоваться этим случаем, чтобы отбить лошадей, но один из начальников, знакомый с высшими чинами армии, сообщил этот факт штабному генералу. В последнее время в штабе армии положение было в высшей степени натянутое. Ермолов, за несколько дней перед этим, придя к Бенигсену, умолял его употребить свое влияние на главнокомандующего, для того чтобы сделано было наступление.
    – Ежели бы я не знал вас, я подумал бы, что вы не хотите того, о чем вы просите. Стоит мне посоветовать одно, чтобы светлейший наверное сделал противоположное, – отвечал Бенигсен.
    Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

    Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.
    4 го октября утром Кутузов подписал диспозицию. Толь прочел ее Ермолову, предлагая ему заняться дальнейшими распоряжениями.
    – Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
    «Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
    Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
    – Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
    – Нет, и генерала нет.
    Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
    – Нет, уехали.
    «Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
    – Да где же это?
    – А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
    – Да как же там, за цепью?
    – Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
    Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
    «Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
    – Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
    Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
    – Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

    На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
    – Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
    – Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.

    В недавнем посте о крестном ходе с Озерянской иконой уже отмечалась печальная судьба Куряжского монастыря, разрушенного в первые же годы советской власти. На его территории была размещена детская трудовая колония, превратившая бывший монастырь в «разбойничье гнездо» и в «бандитский Куряж», каким стали видеть недавнее святое место жители окрестных сёл. Их отношение к колонистам, надо полагать, стало меняться, когда в Куряжскую колонию влились воспитанники колонии имени Горького во главе со своим заведующим А.С Макаренко, переведенные в Куряж из-под Полтавы. Это произошло в 1926 году. Приведенные ниже сведения о жизни Куряжской колонии взяты из статьи, опубликованной в журнале «Всесвіт» в 1927 году, фотографии - из материала о колонии имени Горького, выложенного на сайте Украинского новостного интернет-издания.

    Что же представляла собой Куряжская колония имени Горького в те годы? Все воспитанники по производственному принципу были распределены по 25 отрядам. Каждый отряд имел свою спальню, своё место в столовой, своё хозяйство.

    Летний трудовой день начинался в 5 часов: подъём, уборка помещений, кормление скота.

    После завтрака - работа в мастерских и в поле. В 12 часов - обед и послеобеденный отдых в течение часа, после чего снова работа - до 4 часов. Далее - время отдыха и культурно-просветительной работы в клубе.

    В Куряже А. С. Макаренко работал до 1928 г. За годы своей работы в детских трудовых колониях через его руки прошло более трёх тысяч воспитанников, получивших образование и профессию.

    Вместо послесловия - о памятнике А.С.Макаренко в Харькове.

    Сообщение «МедиаПорта»:
    Памятник Макаренко демонтировали .
    Сегодня, 24 октября 2011 г, рабочие разобрали памятник педагогу и общественному деятелю Антону Макаренко. Бюст на постаменте, простоявший больше сорока лет напротив главного входа в парк имени Горького, демонтировали.

    Памятник Антону Макаренко установили в 1968 году по инициативе трудящихся завода напротив главного входа в парк им. Горького на улице Сумской.
    Сегодня утром памятник «снесли». Рабочие распилили его по швам и погрузили камни на грузовик.
    Еще в начале года в мэрии озвучили свою задумку: обустроить сквер напротив парка им. Горького, круг трамвая «сдвинуть в сторону «ФЭДа», а памятник Макаренко отправить или на завод «ФЭД», или на «Коммунар».
    Перенести памятник на территорию завода предложило руководство государственного предприятия, рассказал «МедиаПорту» помощник директора Владимир Дерлюк.
    «Этот памятник был построен по инициативе нашего завода, и мы к Антону Семёновичу Макаренко имеем непосредственное историческое отношение. Этому памятнику определено красивое, достойное, посещаемое место», — сказал Дерлюк. А на возражение, что памятник скроют за заводским забором, Дерлюк ответил: «Тот, кто захочет, тот сможет [увидеть]. Потому что бывают заявки от школ, от организаций посетить наш музей. Мы часто такое делаем, чтоб знали историю нашего завода и основателя». Поставят бюст между административным корпусом и сборочным цехом.
    К слову, рабочие Куряжской исправительной колонии весной этого года обратились к городским властям с просьбой отдать памятник им: мол, Макаренко работал в колонии, и поставить его памятник на территории было бы правильным. Но ответ на своё обращение так и не получили.

    Письмо мэру г. Харькова

    Глубокоуважаемый Геннадий Адольфович!

    Я искренне радуюсь тому, что к руководству нашим городом пришли, наконец, умные и энергичные люди, которые буквально на глазах меняют его облик. Полностью поддерживаю все проведенные Вами мероприятия, которые вызывали дискуссии среди харьковчан. Однако вчера услышал и увидел воочию, что городские власти убрали с центральной улицы памятник А.С.Макаренко и решили перенести его на территорию завода. Уверяю Вас, что это грубая ошибка, которая получит неблагоприятный для города мировой резонанс. Этот вопрос, убеждён, готовили некомпетентные люди, которые не понимают, какое место занимает педагог-писатель з современном культурном мире.
    На сегодняшний день нет в истории Харькова имени более известного и более притягательного для мировой общественности, чем Макаренко. Существует Всемирная макаренковская ассоциация, во всех крупных странах есть специальные лаборатории по изучению его наследия, всемирную известность приобрела «Педагогическая поэма». Мировым центром макаренковедения стал г. Марбург (Германия), в котором с 1968 года работает лаборатория Маkаrеnkо-Referat во главе с доктором Хиллигом. Есть лаборатории в Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Волгограде, Полтаве и других городах бывшего СССР.
    Окончательный вердикт науки о нем такой: Макаренко великий педагог XX века, его педагогическая теория соответствует общечеловеческим гуманистическим, в том числе и христианским ценностям.
    Я всю жизнь занимаюсь изучением Макаренко, более 20 лет сотрудничал с немецкой лабораторией, которой удалось собрать и опубликовать уникальные документы, и хорошо знаю отношение к Макаренко в мире. Поверьте, здесь нет абсолютно никаких преувеличений. Мне обидно и за Макаренко и за наш город, с которым связан самый яркий период его педагогической деятельности. Хронологически его жизнь выглядит так:
    1920-1926 — Полтава
    1926-1935 — Харьков
    1935-1937 —Киев
    1937-1939 — Москва
    Предложение моё таково. Памятник демонтировали и возвращать его на старое место нет смысла. Прятать его на территорию завода в свете сказанного выглядит абсурдом. Его место — на территории парка, где стояла скульптура Горького. В советские времена все городские парки назывались по московскому образцу — имени Горького. Многие украинские города отказались от этой традиции и поступили правильно. Пора и нам по-настоящему увековечить имя великого педагога: назвать парк культуры и отдыха именем Макаренко и установить у входа его памятник.
    Уважаемый Геннадий Адольфович! Я готов выступить перед соответствующей комиссией для обоснования своего предложения.
    Гетманец М. Ф., доктор филолог. наук, профессор

    Столько впечатлений, даже не знаю с чего начать. Наверное, начну с совета: лучше всего приехать в музей сразу после прочтения «Педагогической поэмы» (интереснейшая книжка, читается на одном дыхании). Тогда эффект от осмотра экспозиции будет в разы сильнее. Ну или, как минимум, слова «имение Трепке» и «колония им. Горького» не будут пустым звуком. А если кто приедет не прочитав, наверняка захочет сделать это после. Как в моем случае: я прочел «Педагогическую поэму» как раз находясь под впечатлением от музея.

    Посещение белопольского такого эффекта не дает. Там рассказывают в основном о жизни самого Макаренко, а здесь, в Ковалевке, больше нажимают на организацию воспитательного процесса. Тема особенно актуальна для тех, у кого есть дети.

    Обязательно нужно взять экскурсию (стоит всего 20 грн./2,5$). Продолжительность экскурсии почти два часа, но за это время мне ни минуты не было скучно. Наоборот, тема оказалась настолько заразной, что я на несколько недель нырнул в нее с головой. Читал и произведения самого Макаренко, и написанное другими о нем. Скажу честно, после всего прочитанного проникся глубоким уважением к этому человеку.

    Тезисы содоклада на Всеукраинском совещании комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей

    «1. Посылка несовершеннолетнего в трудовую колонию должна сделаться главной мерой комиссий, поскольку вообще ставится вопрос о перевоспитании, а не только изоляции. Возвращение несовершеннолетнего в семью есть мера педагогики нейтральная, патронат же может иметь значение только в том случае, если мотив правонарушения только нужда. Артели для подростков имеют много недостатков, если члены артели не прошли предварительного опыта трудового коллектива.

    2. От идеальной организации трудовой колонии мы еще далеки. Однако для улучшения постановки колонии требуется не так много. Самое главное, что необходимо сейчас, — отказ от ремесленно-соцвосовского характера хозяйства. Колонии должны быть развернуты в солидные хозяйства с таким расчетом, чтобы колония могла организовать по своей периферии сельскохозяйственные коммуны из выпускников или включать их в хозяйство в качестве рабочего или административного персонала.

    3. При указанных условиях прежде всего будут достигаться именно воспитательные цели, а не цели хозяйственные. В частности, здесь идет речь о еще очень мало исследованной области влияния сложной и широкой коллективной организации на члена коллектива. Но что это влияние положительно, уже можно утверждать.

    4. Режим трудовой колонии должен находить свои формы исключительно в логике хозяйствования. Все, что вытекает из этой логики (строгая дисциплина, гласный и точный отчет, фактическое, а не юридическое самоуправление, равенство прав и обязанностей, экономность и точность выражения, ясная, строго приспособленная к делу рабочая организация), обязательны для трудовой колонии. Все, что противоречит ей, должно быть отброшено, хотя бы оно и рекомендовалось в педагогической теории.

    5. В направлении к созданию специальных условий детского коллектива необходимо обязательно привнести в этот коллектив начало игры (приблизительно по типу внешних форм скаутизма), интересные и яркие формы коллективных движений, жизнерадостный и бодрый общий тон, гордость своей колонией.

    6. Учебные занятия должны быть организованы в следующих целях:

    а) для полной ликвидации всех видов неграмотности уже запущенных подростков;
    б) для общего широкого развития тех, кто еще способен учиться и дальше;
    в) для специальной подготовки наиболее способных к поступлению в техникумы и рабфаки.

    7. Все перечисленные условия принесут пользу исключительно в том случае, если главное внимание НКП будет обращено на организацию такта. В частности, нужно:

    а) полное и совершенное искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;
    б) полный отрыв от всех судебных и карательных органов, в том числе и от комиссий по делам о несовершеннолетних;
    в) полный отказ от принудительного держания в колонии и формальной борьбы с побегами;
    г) обязательный прием в определенном размере детей, не совершивших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;
    д) полный отказ от термина «правонарушители» или «несовершеннолетние» в официальных сношениях с НКП и его органами;
    е) в особенности важен тщательный подбор воспитателей, который должен производиться исключительно руководителем колонии».

    Макаренко А. C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил. - с. 37-38.