Слава ПТРК (он же Станислав Комиссаров) - молодой уличный художник из Екатеринбурга, участник российских выставок, биеннале и фестивалей уличного искусства, лауреат многочисленных конкурсов. Специализируется на трафаретах, инсталляциях и постерах с социальным подтекстом.

Слава, действительно ли стрит-арт меняет городскую среду или это своего рода «борьба с ветряными мельницами»: индустриальный серый город, несмотря на усилия уличных художников, остается самим собой?
- Я думаю, что меняет. Ты никогда не сможешь раскрасить все серые стены в своем городе, так же как не сможешь спасти всех бездомных котят в мире, но это не значит, что не стоит пытаться. В данный момент я занимаюсь созданием карты уличного искусства для одного проекта, и когда я расставил точки на все объекты в нашем городе, которые смог вспомнить, то понял, что плотность уличного искусства у нас действительно большая, если говорить о центре. И здесь уже стрит-арт играет большую роль и реально меняет город, так что это не ветряные мельницы. Просто надо больше работать.

Одна из самых известных Ваших работ - «Взаимопомощь» - развивает тему лестниц. Арт-объектов, в которых сочетается изображение, социальная идея и работа с архитектурой, у нас в городе не так много. Как Вы думаете, почему?
- В России, к сожалению, вообще немного социального стрит-арта, равно как и работ, как-то обыгрывающих архитектуру города. Это довольно сложно. Куда проще нарисовать просто красивую картинку на плоской стене, чем пытаться вписать свой замысел в городскую среду. Но есть замечательные примеры - например, работы Никиты Номерза из Нижнего Новгорода. Подобных вещей мало, и это еще больше ценится. В Европе и Америке такого, конечно, больше. Там многие художники выходят на новый уровень - им хочется говорить со зрителем и использовать все разнообразие городских поверхностей. Я думаю, мы к этому тоже идем. Те же рисунки на лестницах есть по всему миру: кто-то делает просто красивые изображения, кто-то превращает их в социальные акции. Думаю, у нас это тоже набирает обороты - эдакое любопытство уличных художников к городу и к окружающей жизни.



К крупным событиям (например, к саммиту ШОС) некоторые здания в Екатеринбурге драпируются тканью с принтом фасада - чиновники создают «потемкинские деревни». Ваш проект «Видимость», в частности, об этом. На Ваш взгляд, достаточно ли мощный был посыл?
- Посыл был хороший, но, наверное, я выбрал неправильное время и форму для него. Мне кажется, он не был донесен до тех, кому предназначался. С этим проектом у меня сложные отношения: с одной стороны, мне очень нравится его идея, с другой - реализация могла бы быть и лучше. Но это был хороший опыт, и очень-очень актуальная для России тема.

- Удалось ли достучаться до администрации города?
- Достучаться до власти цели не было. Подколоть, посмеяться над ней - да.

Каково Ваше отношение к Екатеринбургу, его архитектуре, его среде? Насколько, комфортной и дружелюбной она Вам кажется?
- Я люблю Екатеринбург, поэтому часто его критикую. У нас очень грязно, отвратительное состояние так называемого благоустройства города, разбитые дороги и загаженные дворы, запущенные парки и хаотичная архитектура. Я не могу сказать, что этот город комфортен и дружелюбен, но все познается в сравнении. Я был бы рад, если бы власть меньше кричала о том, что мы - столица, и больше следила за состоянием дорог и наличием пандусов для колясок.

- Какой город Вы считаете своим по духу?
- Сложный вопрос. Для творчества очень комфортным мне видится Екатеринбург, но по многим параметрам Москва с Питером интереснее. Я бы хотел взять всю свободу уличного самовыражения, что есть у нас, и совместить ее с питерской душевностью и с московским благоустройством и отношением к городской среде - вот это был бы мой по духу город.

- Каково Ваше отношение к арт-кластерам? Возможно ли существование уличного искусства вне улиц?
- Я считаю, что такие места нужны. Это очень сильно помогает развитию как отдельных художников, так и культуры в целом. Галереи, арт-пространства, фестивали - все это очень важно.

- Из каких побуждений Вы занимаетесь стрит-артом?
- Мне нравится это делать. И у меня это немного получается. Вот и все.

- Как Вы реагируете на то, что Вас называют звездой?
- Честно говоря, такого пока не случалось, и надеюсь, что не предвидится. Мы работаем в очень узкоспециализированной сфере современного искусства, и это скорее феномен Екатеринбурга - превращение уличных художников в медийных личностей. В других городах России такого нет.

- Мешает ли Вам творить отсутствие профильного образования или, наоборот, помогает?
- Немного мешает, но именно рисовать, потому что я имею очень приблизительные представления о цвете, свете, композиции и так далее. Но никто не мешает заниматься самообразованием, а если я не могу от руки нарисовать портрет человека два на два метра, то использую проектор. Я бы сказал, профильное образование не помешало бы, но и без него все двери открыты.

Уличное искусство для Вас - это хобби или работа? Можно ли на этом зарабатывать и как коммерческие проекты оцениваются коллегами по цеху?
- Для меня это и хобби, и работа одновременно. Зарабатывать можно и можно делать это очень изящно и уместно. Индустрия сейчас на подъеме, и никто не мешает уличному художнику добиться признания наравне с галерейными мастерами. По поводу коммерции - она всегда есть и всегда будет, все зависит от человека. Я сам к этому отношусь очень спокойно: лучше зарабатывать своим творчеством, чем рисовать по вечерам после смены в офисе.

Уличный художник Слава ПТРК (Станислав Комиссаров) из Екатеринбурга продвигает интерактивный стрит-арт и работает на улицах города в следующих техниках: трафарет, инсталляция, граффити с элементами скульптур, фотореализм, постер, фри-спрей. Никнейм Слава ПТРК состоит из двух частей - Слава (сократил настоящее имя Станислав). Когда рисовал граффити, то подписывался, как Патрик. Взял из этого имени только согласные буквы - Птрк. Так и получилось - Slava Ptrk (Слава Птрк). В детстве закончил художественную школу в г. Шадринск Курганской области. В 2007г. приехал в Екатеринбург и поступил в на журфак УрГу.

С 14 лет на улицах рисовал надписи, потом бомбинг-теггинг и простые трафареты. В 2010г. его заинтересовала стилистика трафаретов, с помощью которых, не умея рисовать, можно делать быстрые и качественные работы. Известность он получил, выполнив трафарет патриарха Кирилла с головой в виде копилки. Потом были проекты - «Уличная грязь «, «Всё не то, чем кажется», «Видимость», Старость не радость», композиция «Взаимопомощь», «Больше дела меньше слов», тема лестниц. Часто он выполняет рисунки, которые отражают его политические взгляды. Это касается работы в рамках фестиваля паблик-арта «АртПроспект» (работа на двери с решёткой и интерактивная инсталляция «На дне»). Художник является куратором фестиваля «Стенограффия». В качестве участника он побывал на многих выставках - «Голос улиц», галерее «Свитер» и фестивалях - «Art-Area», «Экология пространства», «Белые ночи», «Генезис», «Макаронная фабрика», форума стрит-арт «Мост» и др.

Слава Птрк считает, что с помощью граффити можно донести до людей собственную точку зрения. Поэтому все его проекты несут глубокий смысл. Ему нравится работать на улице, видеть реакцию прохожих на увиденное. Он старается увеличивать количество используемых техник в проектах, чтобы работы выглядели действительно новыми, стремится создавать интерактивные объекты, в которых будут идеи, месседж. Таким образом, он старается выразить свою гражданскую позицию.

Пятый выпуск «Новых нескучных» посвящен восходящей звезде екатеринбургского уличного искусства - Славе ПТРК. Как и раньше, мы просим художника ответить на вопросы анкеты и рассказать о своих самых успешных и любимых проектах.

Под каким именем/никнеймом ты работаешь?

Слава Птрк/Slava Ptrk. С этим постоянно возникают сложности. Птрк похоже на ВГТРК, а в сочетании с именем невольно вызывает у многих соотечественников ассоциации вроде «Слава КПСС!». А еще это может расшифровываться как Противо-Танковый Ракетный Комплекс. Хотя происхождение ника очень простое - «Птрк» это Патрик без гласных. Ну а это, в свою очередь, сокращение от «Патриот», был когда-то такой никнейм в компьютерных играх, без какого-либо подтекста и смысла. Слава - это тоже псевдоним отчасти, точнее я использую второе имя, по паспорту Станислав.

Когда начал делать искусство на улицах и как ты к этому пришел?

Первые хулиганства начались в 14-летнем возрасте, когда вместе с друзьями накупили «Абры» в ближайшем автомагазине и понеслись по улицам нашего провинциального городка, оставляя тут и там надписи в стиле «Рэп йоу», «рок отстой». Несколько лет это продолжалось как увлечение граффити, вайлд-стайл со стрелками, первые простые трафареты, бомбинг-теггинг, вот это всё. Потом был период затишья на 5 лет, интересы немного сменились, смысл не находился, времени тоже особо не было.

Возвращение на улицу случилось в 2010 году вместе с уходом в стилистику трафаретов. В этом немалую роль сыграл мой друг Илья Мозги, вместе с которым мы рисовали когда-то граффити, и который на год раньше меня начал эксперименты в стенсил-стилистике. Мне показалось, что это очень круто - не умея рисовать, ты можешь создавать качественные и быстрые рисунки! С граффити-шрифтами я давно завязал, а вот трафареты все еще играют большую роль в моем творчестве.

Опиши, пожалуйста, свои проекты.

Много всего, пока редко получается объединять разрозненные работы в серии. Сейчас например я занимаюсь развитием темы лестниц. В мире множество примеров работы с этими объектами, в России же почему-то такого почти нет. Я пробую разные изображения, сохраняя единую стилистику - простую и четкую, для лучшего восприятия случайным зрителем. Вообще сейчас очень интересны именно различные интервенции, работа с нестандартными городскими объектами, инсталляции. Есть стремление к уходу от классической 2D-схемы - стена-рисунок. Хочется пробовать новое, экспериментировать.

Возвращаясь немного назад, наверно, самым громким и успешным проектом можно назвать «Уличную грязь», сделанную вместе с фотографом Владимиром Абихом. Это интерактивный улично-галерейный проект, серия портретов бездомных, нарисованных грязью, пылью - самим городом. Лучше всего о нем расскажет несколько видео, в которых отображены подготовка, процесс, и результат. Всего за прошлый год мы сделали 30 портретов, осуществили проект в трех городах - Екатеринбург, Пермь и Красноярск, а также провели две большие экспозиции всех работ в Красноярске и родном Свердловске. Обстоятельства складываются так, что мы в ближайшее время продолжим работу над проектом с выходом на новые города и площадки, потому что главная цель пока не была достигнута - продажа работ с последующим направлением средств в благотворительные фонды, занимающиеся помощью бездомным.

Зачем вообще ты это делаешь?

По началу ты не задаешь себе такой вопрос, а потом просто не ищешь ответа на него. Мне нравится создавать что-то новое, мне нравится работать на улице, мне нравится реакция людей, мне нравится менять городскую среду, мне нравится видеть финальный результат после многих часов работы. Кроме того, это неплохой способ доносить свою точку зрения до людей. Множество причин, это действительно сложный вопрос, ответ на который начинает волновать тебя только тогда, когда что-то идет не так, когда начинает не получаться так, как хочешь. До этого момента ты себя не спрашиваешь об этом, да это и ни к чему.

Кем/чем вдохновляешься?

Мне кажется значение вдохновения переоценено. Создание идеи - это работа. Все начинается с выбора темы будущей работы или места для неё, а дальше ты уже просчитываешь множество разных вариантов, путей, алгоритмов решения задачи. Задача в данном случае - донести ту или иную мысль, либо же максимально раскрыть потенциал того или много спота. Вдохновение - подсказка на тех или иных этапах решения задачи, всегда приходящая внезапно: это может быть картинка, книга, песня, фильм, клип, слова человека, чья-то работа, проехавшая мимо машина и т.д.

Какова реакция людей (знакомых, прохожих, СМИ) на твои проекты?

В основном положительная. Людям понятно то, что они видят, и им это чаще всего нравится. По крайней мере, работая на улице, обычно я сталкиваюсь с одобрением со стороны прохожих. Знакомые и близкие тоже поддерживают. Со СМИ отношения сложнее, хотя обычно они просто сообщают о той или иной работе, не давая ей оценки, поэтому реакция ограничивается «замечанием, отмечанием» того или иного объекта. Хотя, некоторые провокационные работы вызывают острую и очень неоднозначную реакцию публики, но это наверно и хорошо - не все коту масленица.

Какое у тебя образование (есть ли художественное) и чем ты занимаешься (как зарабатываешь на жизнь)?

По образованию журналист, печатная пресса и интернет-СМИ. Мне кажется, это хорошо отразилось на моем творчестве - в универе меня научили смотреть на проблему с разных сторон, искать несколько решений, не закрываться для нового. Зарабатываю оформительством и продажей своих работ. К сожалению, первого пока больше, чем второго.

Какие у тебя политические взгляды, отражаешь ли ты их в своих работах? Учитываешь ли ты общественно-политический контекст?

Мои взгляды на те или иные вопросы время от времени вылазят наружу в моих работах. Честно говоря, я не осмелюсь сейчас сформулировать свои политические взгляды. Это как карта в компьютерной игре вроде Героев Меча и Магии. Ты открываешь область за областью, проясняешь для себя вопрос за вопросом, и общая картина в целом ясна, но остается еще множество темных пятен, вопросов, на которые надо найти ответ. И пока карта не полна, не стоит о ней говорить.
Контекст очень важен, и нужно его учитывать, и реагировать на него.

С другой стороны, заниматься конъектурщиной тоже неправильно - решения и мысли должны быть взвешенными, выверенными, спокойными и точными. Лучше говорить реже, но лучше. Не надо бить вхолостую и высказываться по каждому незначительному поводу и толком ничего не обдумав.

Считаешь ли ты, что искусство может изменять окружающую городскую действительность и общество?

Частями. Можно изменить какие-то части города, можно повлиять на несколько людей. По крайней мере, мне кажется, у искусства (в широком смысле этого слова, и у уличного, в частности) возможностей и шансов на успех больше, чем у чего бы то ни было другого. Я пытаюсь делать и то, и другое попеременно. Это сложно, и если какой-то уголок города ты можешь преобразить, то изменить точку зрения человека почти нереально. Никакого оптимизма по этому поводу я не испытываю, но и бросать то, чем занимаюсь, тоже не планирую. Попытаться-то стоит.

Страница Славы в Вк.

В понедельник, 19 марта, уличный художник Слава Птрк опубликовал свой видеопроект под кодовым названием «Пренебречь, вальсируем!». Пятьдесят пар в зимней одежде танцуют вальс на льду замерзшего пруда в Екатеринбурге под музыку Георгия Свиридова из кинофильма «Метель». Внезапно музыка останавливается, и люди замирают, образуя фразу «По***, пляшем!». The Village показывает фото со съемок и рассказывает о подготовке и смыслах танцевального перформанса.

Слава Птрк

Уличный художник

Это не критический и не политический, а оптимистический проект с долей юмора. Идея пришла, когда я смотрел одно из интервью Дудя: он говорил о том, что, может, у нас в стране и не все хорошо, но нужно круто делать свое дело, и тогда мир вокруг станет лучше. «Пренебречь, вальсируем» - проект про оптимизм и веру в себя, про движение вперед и умение не отвлекаться на гадости вокруг. Перформанс построен по этой же логике: только танцующие и чистое белое поле пополам с чистым голубым небом на фоне, никаких отвлекающих факторов.

Подготовка к массовому танцу заняла около трех недель. Я набирал людей через посты в соцсетях, друзей и знакомых приглашал лично. Собрать 50 пар было не очень легко, но и не очень сложно. Идею проекта каждый понимает по-своему: многие писали, что хотят участвовать, а после не отвечали на сообщения, получив сценарий. Некоторые сходили на уроки вальса и поняли, что разучить несколько движений им слишком сложно. Четыре человека сломали или повредили ноги - одна девочка даже прислала мне справки. Тем не менее, в назначенный день на белой глади Верх-Исетского пруда собрались 100 человек.

За две недели до съемок, которые состоялись 11 марта, участники перформанса получили обучающие видео от хореографа. Нужно было изучить вальсовый шаг и повороты, запомнить последовательность танца. Перед съемками пары собрались на финальной тренировке, а на следующее утро три часа танцевали на пруду под команды из мегафона. Участникам пришлось тепло одеться - на улице было около минус пятнадцати.

Помимо Славы Птрк, над проектом работали режисер-постановщик и оператор Владимир Абих (экс-участник арт-группы «Злые»), оператор коптера Альберт Гофпс и второй оператор на земле Михаил Белов. На подготовку видео у команды ушла неделя.