Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

70 лет отделяет нас от Великой Победы нашего народа над фашизмом. В прошлом году мы всей страной отметили эту дату. Беспримерный подвиг совершили наши прадеды во время Великой Отечественной войны. 27 млн погибших - такова цена Великой Победы. 9 мая я вместе с бабушкой ходила на парад и видела, какое огромное количество людей приняло в нем участие. Многие шли с портретами своих родственников. Мы тоже несли портрет моего прадедушки, который в 17 лет был призван в армию и вскоре отправлен на фронт. Иван Васильевич прошел с боями, освобождая от фашизма Венгрию, Румынию, Польшу, и закончил войну в Кенигсберге. Вот тогда меня и заинтересовало, а участвовали ли дети в Великой Отечественной войне. Как они приближали победу?

Я считаю всех, кто принимал участие в освобождении своей Родины от фашистских захватчиков, патриотами и героями. И мы не должны забывать, что они воевали за то, чтобы мы жили под мирным небом. Это наш долг и каждый из нас испытывает к ним чувство благодарности.

Но недавно я прочла заметку о том, что один учащийся грелся возле вечного огня, зажженного у нас в Кировском районе. Меня поразил этот поступок. Как можно у святого места так себя вести. Вечный огонь- память в честь защищавших нашу страну людей. И эту память мы не должные предавать забвению.

Поэтому актуальность содержания работы обусловлена проблеме отношения к памяти о Великой Отечественной войне.

Цель исследования:

    узнать, совершали ли во время Великой Отечественной войны подвиги дети;

    трудно ли совершить подвиг в наши дни?

    что необходимо, чтобы совершить подвиг?

    определить, есть ли среди нас люди, готовые совершить героический поступок.

Задачи:

    Знать и не предавать забвению Подвиг людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

    Провести социологический опрос на тему.

Методы исследования:

    Проведение социологического опроса учащихся класса по формализованной анкете, аналитическая обработка статистических данных;

В качестве гипотезы можно предположить, что В жизни всегда есть место подвигам и учащиеся четвертых классов нашей школы готовы к совершению их во имя Родины.

Глава 1. Соловецкая школа юнг

История Соловецкой школы юнг ВМФ, созданной по приказу Народного комиссара ВМФ СССР Николая Герасимовича Кузнецова 25 мая 1942 года - одно из ярчайших свидетельств единения поколений в годы тяжелых испытаний для страны. Она была создана на базе учебного отряда Северного флота, расположенного на Соловецких островах в Белом море.

В приказе говорилось: «Школу укомплектовать юношами, комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование 6-7 классов, исключительно добровольцами. Преимущество при отборе отдавать воспитанникам детских домов».

Прежде чем сесть за парты, им пришлось пройти неожиданные испытания. Они валили лес, корчевали пни, долбили гранитные плиты - строили себе жилье, столовую, учебные классы, рыли окопы, укрытия. А над головами гудели фашистские самолеты. Немцы бомбили Архангельск и Соловки. Юные моряки занимались прочесыванием лесов, обезвреживанием вражеских лазутчиков и диверсантов, тушением пожаров. Одновременно упорно овладевали военными и морскими знаниями». Ребята давали клятву: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах самых мужественных и смелых, самых храбрых советских моряков».

Воспитанники школы воевали на боевых кораблях, наравне со взрослыми несли тяжелую и суровую флотскую службу. За годы войны школа дала три выпуска юнг. Почти половина выпускников не вернулась домой.

В годы войны высокими правительственными наградами были отмечены около 36 тысяч юных патриотов, в том числе все юнги Прикамья военных лет.

«Школа юнг в свое время впитала самую активную молодежь, из которой потом вышло много отличных командиров, она принесла большую пользу для нашего Военно-Морского Флота»

Н.Г. Кузнецов,народный комиссар ВМФ СССР с 1939-1946 гг.

Откуда черпали свое мужество и героизм эти мальчишки? Всей России известны имена юнг: Саши Ковалева, Г. Таращука, У. Идрисова, И. Зорина, И. Петрухина, А. Болдырева и других, совершивших военные подвиги во имя Родины. После войны юнги продолжали службу. Они очищали воды Финского, Выборгского и Рижского заливов от оставшихся немецких бомб.

Глава 2 Подвиг юного моряка Саши Ковалева

Но вражеские снаряды повредили ТК-217, он потерял ход и стал тонуть. ТК-209 развернулся и, прикрыв друга дымовой завесой, Кисов под огнём противника снял его экипаж. Желваков, покидая корабль, поджёг бикфордов шнур, взорвав корабль, чтобы не достался врагу.

ТК-209 оторвался от погони, имея преимущество в скорости. Но три самолёта "фокке-вульф2" атаковали катер. Кисов, умело маневрируя, увернулся от попадания бомб. Но самолёты открыли артиллерийский и пулемётный огонь. Взрывами в моторном отсеке был ранен командир отделения мотористов Старшинов, тяжело ранен старшина. Саша Ковалёв был контужен. Придя в себя, увидел: правый мотор бездействует, левый повреждён, а у среднего мотора из пробоины в радиаторе хлещет кипяток. Катер терял ход. Нарушение охлаждения мотора грозило его взрывом. Схватив стёганый ватник, Саша прижал его к пробоине радиатора и навалился грудью, останавливая течь. Кипяток обжигал его, но он продолжал прижиматься к радиатору, пока не подоспела помощь со стороны мотористов спасённого экипажа ТК-217. Подоспевшие советские истребители отогнали "фоккеров". Мотор продолжал жить, катер не потерял ход и благополучно дошёл до базы.

Таким образом, благодаря подвигу Саши были спасены экипажи двух торпедных катеров. По прибытии на базу он, в числе других моряков, проявивших героизм, был представлен к правительственной награде.

Но смерть всё-таки настигла героя на следующий день, когда ТА-209 в числе нескольких других катеров были отправлены на ремонт на главную базу. Воспламенилась фосфорная головка застрявшего в переборках немецкого снаряда замедленного действия, и взорвались бензобаки. На корабле начался пожар. Оставшиеся в живых моряки были спасены, но Саша оказался в числе погибших.

Подвиг героя помнят!

В далеком Заполярье на вершине одной из гранитных сопок возвышается обелиск, на котором высечены слова: "Вечная слава героям-катерникам, павшим в боях за Советскую Родину в Отечественную войну 1941-1945 г.г." Рядом - мраморная плита с портретом юного моряка и надписью: "Юнга Саша Ковалёв погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 года".

В Баренцевом море есть квадрат, носящий имя Саши.

В заполярном Североморске именем героя названа улица.

Глава 3 Юнги Прикамья.

Боевые судьбы юнг военной поры легли в основу книги бывшего юнги А. П. Леонтьева «Юнги с Урала». «Теплушки подцепили к одному из проходящих через Пермь-II эшелонов, и паровоз, набирая скорость, потянул в сторону запада…» Среди пассажиров Миша Лагунов. Боевые заслуги в годы войны юнги-ветерана отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией».

Среди первых, кто прошел школу юнг, был Алексей Леонтьев, написавший к 35-летию Великой Победы книгу «Юнги Прикамья».

В 1974 году был создан Пермский Совет Ветеранов юнг военно-морского флота, объединяющий в то время около 500 человек, - бывших юнг ВМФ Прикамья. К 60-летию Великой Победы Советского народа в годы Вов (1941-45) в Перми , в сквере Уральских добровольцев в 2000 году установлена мемориальная доска - Соловецким юнгам ВМФ Прикамья

Помнят пермских юнг и там, где они воевали. Владимир Евгеньев, живущий в Ленинграде, сообщает: "На берегах Невы свято чтится имя пермского юнги Володи Дьякова. В школе №15 на Васильевском острове создан музей катерников, в котором установлена мемориальная доска с именами погибших моряков, воевавших в годы войны на катерах. Есть на этой мраморной плите и имя в юном возрасте сложившего за отечество юнги-пермяка Володи Дьякова".

В Добрянке есть улицаимени Соловецких юнг , в Кунгуре - Юнг флота , в Очере - Юнг ВМФ , в Добрянке - стела "Соловецким юнгам", в Очере - обелиск "Памяти юнг-очерцев".

Глава 4 Результаты исследования.

Познакомившись с материалом о юнгах, я разработала анкету для проведения социологического опроса, а затем провела аналитическую обработку полученных данных. В социологическом опросе приняло 67 человек, учащихся пятых классов нашей школы.

Результаты анкетирования отражены в диаграммах.

    Трудно ли совершить подвиг?

Ответили: Да - 27 человек, нет - 42 человека.

    Что необходимо, чтобы совершить подвиг?

Учащиеся ответили, что нужны условия, здоровье, любовь к людям, любовь к Родине и желание, но больше всего ребят считают - сила воли .

    Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?

1 - да (7), 2 - нет (18), 3 - иногда (35), 4 - почти всегда (9)

    Подвиг - это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

1 - вспышка отваги (34),

2 - случайность (10),

3 - результат всей жизни (23)

Интересные парадоксальные цифры получились в 2 последних вопросах.

    Много ли людей, готовых совершить подвиг?

    Готов ли ты к совершению героического поступка?

1 - Синий да (18), нет (49)

2- Красный да (48), нет (19)

Заключение

Социологический опрос, проведенный мною, показал, что и в наше время есть ребята, которые готовы совершить героические поступки. Мне верится, что если выпадут трудные дни, мы так же, как они, сможем встать на защиту своей Родины. Мы помним и гордимся именами своих прадедов, героев Великой Отечественной войны.

Соловецкие юнги, наши мальчики юные,

Ваши плечи, по - детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной нам России.

Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми!

Я уверена, что многие ребята из нашей школы сделают в трудную минуту правильный выбор. В жизни всегда есть место подвигу. И неважно, война это или мирное время. Есть много профессий, связанных со спасением людей. Главное - быть готовым. Герои умирают, если нужно, и потому живут они в веках! Я призываю всех ребят никогда не осквернять память погибших и помнить, что наше мирное небо завоевано дорогой ценой.

Использованная литература

    Альманах «Соловецкое море». № 5. 2006г.

    Леонтьев А. «Юнги с Урала». Пермь. 1980г.

    Лукаш, Н. П. Тематический вечер «Юнги Великой Отечественной войны» / Н. П. Лукаш // Классный руководитель. - 2010. - N 1. - С. 51-54. Образование.

    Мехнина Г.М. «Школа юнг Военно-Морского Флота в годы ВОв (1942-1945 гг.)» // «Соловецкая школа юнг Военно-морского Флота (1942-1945)». Архангельск, 2002г.

Приложение №1

Памятные места в Пермском крае и России

Памятник соловецким юнгам в Добрянке

Памятник выпускникам школы юнг, Соловки

(установлен в 1972году)

Юнгам - саратовцам посвящается .

Санкт - Петербург, Василеостровский район пл. Балтийских Юнг,

Памятникюнгам Балтики.

Архангельск. Памятник Соловецким юнгам

Москва. Памятник Соловецким юнгам

Холмск. Сахалин.

Памятник юнгам "огненных рейсов"

Соловецкие юнги, наши мальчики русские, Ваши плечи, по-детски худые и узкие, Заслонили просторы родной вам России. Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми! Л. Вахрамеев

Приложение №2

Обращение к молодежи ветеранов юнг ВМФ

«За прошедшие годы у нас, выпускников Соловецкой школы юнг, сложились традиции, которые мы хотим передать вам, молодому поколению. Мы искренне хотим видеть вас патриотами нашей Родины, защитниками вашей России.

Мы призываем молодое поколение:

Изучать и бережно хранить историю Великой России;

Знать и не предавать забвению Подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

Сохранять традиции памяти и поисковое движение молодежи - походы по местам героических традиций старших поколений.

Мы обращаемся к правительству Пермского края, администрации города Перми, к средствам массовой информации, молодежным патриотическим объединениям, органам образования и комитетам по делам молодежи с просьбой опубликовать наше обращение и содействовать патриотическому воспитанию молодежи. В том числе, через изучение такой героической страницы истории, как история юнг военно-морского флота.Без исторического прошлого не может быть достойного настоящего и перспективного будущего. Мы хотим, чтобы вы сохранили священную память о подвигах ваших дедов и прадедов.Пусть главным ориентиром в вашей жизни будут понятия «Честь», «Достоинство», «Братство» и безграничная любовь к своей Родине.

По поручению Пермского Совета ветеранов юнг ВМФ:

Председатель ПСВЮ ВМФ

Люди во все времена совершали подвиги. Для меня подвиг – это героический поступок, это когда человек готов пойти на всё, чтобы спасти чужую жизнь. Если ты видишь, что кому-то плохо, то ты должен ему помочь! Это и можно считать подвигом.

Вообще, я считаю, что человек рождается для того, чтобы совершать добрые поступки. Кто-то стремится оставить свой след в истории, что-то открыть для целого поколения, что-то изменить к лучшему. А кто-то совершает подвиги каждый день. Это, конечно же, врачи, спасатели и пожарные. Эти люди совершают подвиги ежедневно, их работа – каждый день спасать чьи-то жизни.

Я бы тоже очень хотел стать врачом. Перед этими людьми стоит много задач – вовремя распознавать, лечить и предупреждать болезни, обеспечивать сохранение и укрепление здоровья, оказывать экстренную медицинскую помощь. Только представьте, насколько трудно часто приходится этим людям. А какая ответственность возложена на их плечи?… ведь они должны вовремя принять точное и правильное решение за короткий срок, а цена их ошибки может стоить человеческой жизни.

Врачи во все времена спасали людей, охраняли и сберегали жизнь на Земле. Эти люди ежедневно совершают героические поступки и не требуют за это особых наград. Для них это любимая профессия, которой они дорожат. Для меня врачи – это боги, которые способны продлить существование всего человечества. Это и есть настоящий и великий подвиг!

Сочинение на тему "Подвиг человека" - это возможность найти ответы на такие вопросы, как: , "важно ли это понятие в жизни человека и актуально ли оно сегодня". Всегда ли есть место подвигу? На эти и множество других вопросов постараемся ответить, используя сочинение на тему «Подвиг».

Что же это такое?

Сочинение на тему «Подвиг» следует начать с определения этого слова. Подвиг - это поступок, совершенный человеком, превзошедшим свои возможности. Это доблестный поступок, который не совершил бы обычный человек или человек со слабой силой воли.

Подвиги совершали в различные эпохи, начиная с самой древности. смелость солдат во время Великой Отечественной войны - все это примеры, которые раскрывает сочинение на тему «Подвиг». Женщины совершили немногим меньше героических поступков, чем мужчины.

Примеров подвигов можно привести множество не только из реальной жизни, но и из легенд, рассказов или сказок. Человеческий подвиг всегда восхваляют, а людей, совершивших доблестный поступок, превозносят.

Почему важны подвиги?

Почему же так восхищаются подобными поступками во все времена?

Все мы живем в мире, где существует как добро, так и зло. И обличия этих понятий могут быть самыми разнообразными. В любом веке или эпохе считалось доблестью бороться со злом. Ведь это то, что может не просто испортить жизнь человека, но и сделать ее невыносимой.

О подвигах сегодня

Как же обстоит дело с доблестными поступками сегодня? Есть они, или подвиги следует оставить лишь в сказках? Ответить на эти вопросы поможет сочинение на тему «Подвиг».

Наши дни сложно назвать временем доблестных поступков и подвигов. Сегодня каждый человек вынужден бороться за свою жизнь и решать свои проблемы. Но это не говорит о том, что в XXI веке нет людей, готовых совершать подвиги.

Давайте задумаемся на минуту, сколько в мире ежедневно совершается подвигов. Люди, чьи профессии связаны с людьми, каждый день совершают не по одному поступку, достойному восхищения. Спасатели, врачи, пожарные и другие люди, которые нередко рискуют своей жизнью ради спасения других - это и есть настоящий пример подвигов сегодня.

Несмотря на то что XXI век считается веком цинизма и эгоизма, этот вывод можно смело опровергнуть. Подвиги в любую эпоху были нечастыми поступками, и это абсолютно нормально.

Даже сегодня можно привести массу примеров, в которых самые обычные люди проявляют доблесть и смелость. Они спасают детей и животных из горящих домов или глубоких рек, защищают женщин и стариков от нападения бандитов, спасают людей во время аварий. Все это - подвиги, особенно в моменты, когда существует риск для собственной жизни.

Всегда ли есть место для подвига?

Давайте подумаем о том, всегда ли можно совершить подвиг. Казалось бы, конечно, всегда. Ведь что может быть лучше и благороднее, чем когда человек готов рискнуть своей жизнью для спасения другого?

С одной стороны, это так. Но нужно помнить, что любое смелое действие должно быть стоящим. Не следует лишь для того, чтобы все восхищались твоей смелостью. Задумайтесь: у каждого человека есть своя семья или как минимум человек, который от него зависит. Неоправданный риск, который может повлечь за собой тяжелые, а порой и летальные последствия, может разрушить жизнь людей, которые любят и ждут вас.

Потому, прежде чем решиться на героический поступок, задумайтесь лишь на несколько секунд - а необходим ли он в данной ситуации? Не следует лезть в горящий дом, если там уже орудует пожарная группа, и рваться помогать спасателям, если они сами справляются со своей задачей. Помните, подвиг - это чистосердечный поступок человека, который не ищет выгоды, а здраво оценивает сложившуюся ситуацию.

Надеемся, что сочинение на тему «Подвиг» заставит задуматься многих о том, как важны такие поступки в нашей жизни. Не нужно думать, что подвиг - это какой-то исключительно геройский поступок. Помощь больным и бедным, забота о чужих детях, неравнодушие к людям вокруг - в наши дни это уже хоть маленький, но подвиг.

Мини-сочинение на тему «Подвиг» прекрасно подойдет не только для рассуждений о жизни, но и для школьных письменных работ и выступлений.

"В жизни всегда есть место подвигу…" Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для советских школьников обязательной темой сочинения. Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что "подвиг - это героический, самоотверженный поступок". Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от времени совершать что-то героическое. Однако, по слову всем известного Козьмы Пруткова, "иногда усердие превозмогает разум". О чем это? О том, что у каждого поступка, даже самого самоотверженного и героического, должен быть нравственный критерий, по которому этот поступок может быть оценен.

Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы. В постсоветское время, годам к 90-м, потребность в патриотизме практически полностью отпала, произошло абсолютное смещение ценностей. В обществе стали популярны иные "подвиги" и иные "герои": криминальные авторитеты, члены так называемых бригад, которых отличали цинизм, жестокость, равнодушие к ближнему.

Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг. Ведь "подвиг" от слова "двигаться" (см. словарь В.И. Даля), а путь ко Христу - это движение, причем движение непрестанное. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство. Апостол Павел писал: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12, 11). Пожалуй, это и есть основные критерии жизни настоящего подвижника.

Подвиг мученичества, подвиг монашества и аскезы, подвиг многодетности и воспитания детей - этот перечень можно продолжать бесконечно. Преподобный Симеон Новый Богослов так выразил один из важнейших принципов христианского совершенства: "Все старания и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие". Получается, что для нормальной жизни подвиг просто необходим. Но что можно считать подвигом в наше время? Как понимается подвиг в православной традиции? Об этом - наши ближайшие материалы.

С таким вопросам мы обратились к клинчанам.

Подвиг - высокое слово, применять его нужно осторожно. Я считаю, что настоящие подвиги совершаются на войне, там проявляется подлинный героизм. Ну а сейчас героем можно назвать человека, который не ругается матом, не пьет.

Андрей, 27 лет

Сегодня героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своё чадо.

Наталья, 25 лет

Подвиг - это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну, конечно. Настоящие герои - это ветераны Великой Отечественной войны и врачи, которые спасают жизни людей.

Владимир, 16 лет

Подвиг - это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. Подвиг - когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. Вот это подвиг! Вот настоящие герои, заслуживающие уважения.

Людмила, 35 лет

В наше время подвиг - это доброе отношение к людям, к больным, старикам, детям. Пожилого человека через дорогу перевести или место в автобусе уступить - это уже поступок.

Анна Дмитриевна, 63 года

Продолжение следует

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Наша жизнь полна разными событиями, сменяющимися ежедневно, ежечасно, порой даже ежесекундно. Но есть много способов прожить эту жизнь, пережить события, которые неизбежно приходят. Как всегда, есть выбор. И его сделает только человек.

Произнеся слово подвиг, многие сразу представят войну, кровопролитные войны, раненых и уже мёртвых, которые пожертвовали своей жизнью ради других людей и Родины в целом. Это действительно так. Эти люди, которые тогда отдали свою молодость, радостную жизнь, неродившихся детей войне, навсегда останутся одними из тех, кому мы должны быть очень благодарны на протяжении всей своей жизни.

Но мне хотелось бы заострить внимание на другом. На так называемых невидимых подвигах, которые каждый день проносятся мимо нас, но практически не считаются чем-то героическим. К ним можно отнести, например, заботу матери о ребёнке. Ведь ещё далеко до его рождения она уже заботится о нём, уже частично жертвует собой ради скорого появления здорового малыша! После же его рождения не спит ночами, повсюду оберегает свою крошку, хочет делать ей только добро, видеть ребёнка вечно счастливым. Вот эта любовь, когда человек посвящает себя всецело другому человеку. И живёт-то, считай...ради него.

Очень похожим примером, но всё же имеющем свою отличительную черту, является подвиг людей, когда они живут выздоровлением близкого человека и делают для этого всё! Но здесь это уже не ребёнок, которого ты родил, а например, супруг/супруга (в прошлом – незнакомые тебе люди), которые стали инвалидами... И люди, которые прошли друг с другом уже столько времени, не отворачиваются от любимых. Они спокойно, смиренно борются за жизнь дорогих людей, ищут способы, которые бы помогли вылечиться от недуга, помогают морально таким людям. Они ведь живут их жизнями, сами будучи здоровыми, пропуская через себя всю их боль: и физическую, и душевную. Я считаю это великим подвигом, который не выражается в спасении народа или страны, но в спасении одного человека, который очень нуждается в этой помощи. Ведь без этого и жизнь не казалась бы ему больше жизнью.

Высказывание Горького можно подкрепить примером из его же рассказа «Старуха Изергиль», где настоящий подвиг совершил один из главных героев рассказа, Данко. Он вырывает своё сердце, спасая тем самым народ от прежней жизни и даря им солнечный свет и чистый воздух, лучшую жизнь, которую они так ждали. Только почему-то даже этот безумно смелый поступок не нашёл отзыва в сердцах тех людей. Увидев новую жизнь, они забыли про того, кто им подарил эту самую жизнь ценой себя. А «один осторожный человек» даже наступил на это сердце ногой...

Жизнь наша не такая длинная, но она каждым днём доказывает, что совершать подвиги можно, несмотря ни на что. Можно спасти щенка, лапы которого ранены, из-за чего он не сможет двигаться и выжить самостоятельно; можно спасти человека, вытащив его из огня, а можно... Изобрести лекарство, которое бы продлевало нашу жизнь для больших подвигов. Выбор есть. Всё только в наших руках.