Цели предпринимательской деятельности

Цели предприятия традиционно трактуются как желаемые результаты функционирования предприятия в будущем. Результаты деятельности предприятия можно рассматривать в различных аспектах. Например, производственным результатом функционирования предприятия является выпуск определенного количества продукции, финансовым результатом - прибыль, инновационным – создание нового вида продукции и т.п. В связи с этим в отношении предприятия следует говорить не об одной цели его функционирования, а о системе целей. Данная система имеет иерархическую структуру, которая зависит от организационной структуры предприятия и в тоже время оказывает влияние на последнюю.

Классификация целей функционирования предприятия представлена в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Классификация целей функционирования предприятия

Продолжение табл. 3.1

Состав целей и ранжирование их по приоритетам не одинаковы на разных предприятиях. Усиление влияния той или иной заинтересованной группы, уровень ее мотивационного класса, а также другие факторы внутренней и внешней среды существенно влияют на цели предприятия.

С определенной долей упрощения цели предпринимательской деятельности можно представить в виде пирамиды, отраженной на рис. 3.1.

В основе иерархии целей коммерческого предприятия лежит прибыль . Пока данная цель не достигнута, другие цели отодвигаются на второй план. В связи с этим, для отечественных предприятий, ведущих убыточную деятельность, по-прежнему приоритетной целью деятельности является получение прибыли (причем не бухгалтерской, а экономической). В то же время данные предприятия обязаны соблюдать интересы и потребителей, и наемных работников, и кредиторов, и общества в целом в минимально необходимом для функционирования предприятия объеме, который, как правило, оговаривается в правовых документах.

Рис. 3.1. Пирамида целей предпринимательской деятельности

После того, как проблема получения краткосрочной прибыли решена, на первое место выдвигаются цели, связанные с обеспечением финансовой устойчивости функционирования предприятия. Если потребности и в прибыльности, и в обеспечении финансовой устойчивости удовлетворены, они утрачивают свою доминирующую роль и предприятия концентрируют свое внимание на экономическом росте . Важным фактором экономического роста является создание, расширение и развитие клиентской базы. Таким образом, «создание потребителя» является не самоцелью, а «средством» реализации целей, обеспечивающих экономических рост в будущем. На высших уровнях развития крупные успешно функционирующие предприятия в качестве приоритетных целей функционирования объявляют удовлетворение потребностей трудового коллектива и общества в целом, активно финансируя программы, направленные на сохранение окружающей среды, социальное обеспечение работников , осуществление благотворительной деятельности.

На рис. 3.2 представлена эволюция теоретических взглядов на приоритетные цели функционирования предприятия в рыночной экономике.

Рис. 3.2. Эволюция теоретических взглядов на высшие цели

функционирования предприятия в рыночной экономике /20/

Приоритетные цели функционирования предприятия оказывают существенное влияние на содержание и методы планирования его деятельности. В связи с этим, в зависимости от целевой ориентации можно выделить пять моделей планирования: модель максимизации прибыли, модель максимизации объема продаж, модель максимизации экономического роста, стоимостно-ориентированное планирование и стейкхолдерская модель планирования (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Целевые модели планирования предпринимательской

деятельности

Модели планирования Главная цель Важнейшие плановые показатели
Модель максимизации прибыли Максимизация прибыли Операционная прибыль. Себестоимость. Выручка. Чистая прибыль
Модель максимизации дохода от продаж Максимизации дохода от продаж Рост объемов продаж и выручки Рост доли рынка. Показатели рентабельности
Модель экономического роста Максимизации экономического роста Рост активов Коэффициент устойчивого роста Свободный денежный поток Финансовый цикл
Стоимостно-ориентированное планирование Максимизация стоимости компании Рыночная добавленная стоимость или рыночная стоимость собственного капитала. Экономическая добавленная стоимость
Стейкхолдерская модель планирования Сбалансированное удовлетворение требований заинтересованных групп Показатели удовлетворенности заинтересованных сторон: собственников, потребителей, работников и т.д.

Рассмотрим результаты анализа целевой ориентации крупных промышленных предприятий Воронежской области (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Цели деятельности предприятий

Цели Удельный вес предприятий ставящих эти цели, % Удельный вес предприятий, определяющих цель в качестве основной, %
Рост объемов производства и реализации
Прибыльность
Качество продуктов и услуг
Финансовая устойчивость
Ресурсная стабильность
Рост собственного капитала
Благосостояние наемных работников
Сохранение занятости наемных работников
Сохранение окружающей среды
Увеличение доли рынка
Научно-технический прогресс
Расширение номенклатуры продукции
Благосостояние региона

Анализируя данные табл. 3.3 можно сделать вывод, что практически все исследуемые предприятия ставят перед собой множественные цели. В качестве основной цели наиболее часто сотрудники планово-экономических отделов называли прибыльность и рост объемов производства и реализации продукции. Выбор данных приоритетов достаточно обоснован, так как практически все предприятия, на которых проводились исследования, или убыточны или работают с минимальной рентабельностью.

Требования к формированию целей предпринимательской деятельности: учет требований заинтересованных сторон, конкретность, множественность, иерархичность, согласованность, документальное оформление, использование глагольных оборотов, определение не более 4-5 стратегических целей.

3.2. Ключевые плановые показатели

Предпринимательство - это особый вид экономической актив­ности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направ­ленную на извлечение прибыли), основанной на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Иными словами, предпринимательство - это динамический про­цесс наращивания богатства. Кроме того, каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с другими предпринимателя­ми, и эти связи содержат в себе взаимную заинтересованность в их наи­лучшей реализации.

Главной целью предпринимательства является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев.

Характеризуя общепринятую в рыночной экономике главную цель, следует отметить, что она вступает в противоречие с весьма распространенным мнением о том, что главной целью предпринимательства является максимизация прибыли. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Так, полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития. Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач предпринимательства, но не как главная его цель.

Сущность предпринимательской деятельности выражается вы­полнением следующих функций :

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с це­лью получения прибыли.

2. Предприниматель - организатор производства, определяющий стратегию и тактику поведения, принимающий на себя ответствен­ность за успех или неудачу.

3. Предприниматель - человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели.

4. Предприниматель - новатор, внедряющий на коммерческой осно­ве новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела.

Предпринимательская деятельность предполагает несколько ста­дий :

оценка возникшей идеи с точки зрения перспективы;

составление бизнес-плана;

обеспечение ресурсами;

организация управления.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса раз­личают разные виды предпринимательства :

производственное - если сам предприниматель непосредствен­ным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, ин­формацию, духовные ценности для последующей продажи по­требителям, покупателям, торговым организациям. То есть фун­кция производства в этом виде предпринимательства - основ­ная, определяющая;

коммерческое - предприниматель выступает в роли коммерсан­та, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у дру­гих лиц, потребителю, покупателю. Прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения;

кредитное - разновидность предпринимательства, связанная с аккумуляцией временно свободных денежных средств и после­дующим использованием их для предоставления кредита на прин­ципах срочности, платности и возвратности.

посредничество - предприниматель сам не производит и не про­дает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Глав­ная задача и предмет - соединить две заинтересованные во взаи­мной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприни­матель получает доход, прибыль;

страховое предпринимательство заключается в том, что пред­приниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущер­ба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имуще­ства, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предпринима­тель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникно­вения подобных обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

1. Что не выражает проявления предпринимательских возможностей
умение оценить выгодность и перспективность дела
разработка новых технологий изделий для удовлетворения имеющихся потребностей
поиск наиболее эффективных способов удовлетворения существующих потребностей

2. Что из перечисленного не является признаком классификации предпринимательской деятельности
форма собственности
состав учредителей
численность персонала
темпы развития, уровень рентабельности и доходности
стоимость персонала

3. Выберите наиболее полное определение юридического лица
организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, обладающая трудовым и производственным потенциалом, необходимым объемом документов для ведения хозяйственной деятельности
организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде и имеющие самостоятельный баланс или смету
организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, способная от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде

4. По принадлежности капитала выделяют
государственные, муниципальные, производственные кооперативы, частные предприятия
государственные, национальные, унитарные предприятия
национальные, иностранные и совместные предприятия

5. Какую основную цель ставит перед собой предприниматель
социальная удовлетворенность работников
получение прибыли
соблюдение законодательства

6. Вид и способ структурного построения предприятия или корпорации, предусмотренный законами и другими правовыми нормами страны
Товарищество с ограниченной ответственностью
Организационно-правовая структура организации
Акционерное общество
Структура организации

7. Совместное предприятие – это
такое предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесенных паевых взносов двумя или более учредителей, один из которых – иностранное физическое или чаще всего юридическое лицо
предприятие, созданное для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера - учреждение
коммерческая организация с разделенным на доли учредителей уставным капиталом - хозяйственное общество

8. Что является главной целью предпринимательской деятельности
получение прибыли
самореализация предпринимателя как активно развивающейся личности
удовлетворение потребностей населения в различных товарах, услугах

9. Разница между ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной это
Предпринимательский доход
Убытки
Валоризация
Обеспечение

10. Отказ в регистрации предприятия не возможен в случае
нарушения установленного Законом порядка создания предприятия
несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ
экономической нецелесообразности производства данного продукта

11. Какая из указанных функций не является функцией предпринимательства
ресурсная функция
контрольная функция
общеэкономическая функция
творческо-поисковая (инновационная) функция

12. Как называются участники ЗАО
Акционеры
Экзекуторы
Хеджеры
Товарищи

13. К некоммерческим организациям не относятся
потребительские кооперативы
учреждения, финансируемые собственником (учредителем) полностью или частично
ассоциации или союзы
финансово-промышленные группы
благотворительные и иные фонды

14. Отличительной чертой индивидуального предпринимателя является
имущественная ответственность лишь в пределах внесенного пая
обязанность представления устава предприятия и внесения вклада на расчетный счет
ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом

15. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем
в месячный срок
в течении 30 дней
в 15-ти дневный срок
в 45-ти дневный срок

Понятие «цель» на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения. Имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, оно в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, управления.

Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской деятельности.

Это предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия предпринимателя, то, во имя чего он работает. Родоначальник стратегического планирования и управления Игорь Ансофф определяет цель как критерий успеха или неудачи предпринимателя.

Цели направляют и регулируют предпринимательскую деятельность, поскольку она целиком направлена на их достижение55.

Процессы постановки и достижения, целей у предпринимателей постоянно сменяют друг друга Рис. 1.12.

Рис. 1.12. - Постановка предпринимательских целей

Новая цель для предпринимателя - это стимулирующий фактор1. Однако большей части предпринимателей необходимо признание достижения их успеха, они способны принимать на себя всю вину за неудачи.

Основным вопросом, который должен разрешить предприниматель, является определение целей своей предпринимательской деятельности.

Если цели не определены, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления предпринимательской деятельностью. В этом случае формирование целей предпринимательской деятельности представляет первичную цель управления этой деятельностью, что наиболее ярко проявляется в планировании хозяйственной деятельности организации, инвестиционного и финансовых процессов, управления затратами.

Главная цель предпринимательской деятельности, которая обусловлена самой сущностью предпринимательства, заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны). Однако это не единственная цель предпринимательства и помимо нее существует целая система различных целей (в том числе и частных, но не менее важных).

Главная цель предпринимателя - максимизация его возможностей удовлетворять комплекс социально-экономических потребностей предпринимателя в условиях неопределенности, она конкретизируется под влиянием внешней среды, исходя из возможностей внутренней среды и из его прошлого, а также из выполняемых предпринимательской единицей функций.

Для того чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предпринимательской единицы, предприниматель должен ставить перед собой определенные цели точно так же, как он это делал до ее создания. Эти цели могут быть различны. Наиболее типичными являются.

Цели развития предпринимательских единиц заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования предпринимательских единиц для перевода в желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей. Цели развития могут состоять в определении финансированного ею уровня качества и эффективного производства, выхода на определенный уровень производства и потребления, удовлетворения потребностей потребителей.

Цели поддержания предпринимательских единиц в достигнутом ею состоянии возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние потому, что оно удовлетворяет предпринимателя, либо вызвано опасностью ухудшения этого состояния, которое надо предотвратить.

Цель выхода из не желаемого состояния или цели дальнейшего спада, обеспечение выхода из кризиса - характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования предпринимательских единиц существенно ниже нормативного уровня, не удовлетворяют, целевым установкам предпринимателя и запросам потребителей, значительно хуже состояния аналогичных объектов. Целью предпринимателя в этой ситуации является преодоление спада, недопущение показателей предельно допустимого уровня, заключаются в стабилизации социально-экономической обстановки и создании предпосылок подъема.

Наряду с этими достаточно общими, глобальными целями возможны и вполне реальные более узкие, локальные цели, распространяющиеся на отдельные сферы, виды не только предпринимательской, но и социальной деятельности, связанные с решением частных проблем, осуществлением проектов, программ.

Например, целями могут быть:

накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;

улучшение социальных условий сотрудников предпринимательских единиц;

оптимизация спроса покупателей на продукцию предпринимательских единиц;

оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т. д.

Как правило, такие локальные ограниченные цели, подчинены и входят в состав перечисленных выше общих целей предпринимателя, соответствующих общественным целям.

Но цели предпринимательских единиц не едины и не всегда совпадают с целями учредителей, менеджеров и коллектива. Более того, может наблюдаться противоречивость целевых устремлений внутри предпринимательских единиц, что наиболее типично в предпринимательстве. Несовпадение и противоречивость интересов людей, являющихся членами предпринимательских единиц может привести и приводит к разрушительным для предпринимательских единиц последствиям.

Наиболее опасны в этом отношении расхождения целей предпринимателя и членов коллективов предпринимательских единиц, прикрываемые демагогическими заверениями предпринимателей о том, что они действуют в интересах коллектива. Истинные цели предпринимателя оказываются при этом завуалированными, скрытыми, предпринимательская единица теряет целевую ориентацию и вместо того, чтобы организовать и ориентировать ее на достижение единых целей, вносят дезорганизацию56, приводят к низкой эффективности функционирования, а то и к деструкции57, банкротству предпринимательских единиц.

Решающим условием развития предпринимательских единиц является единство, непротиворечивость целей предпринимателя и членов коллектива предпринимательских единиц. Естественно, что достижение полного соответствия целей не представляется возможным. Но должны существовать гармония интересов, определенный уровень совпадения целевых установок всех участников предпринимательской деятельности, переход за пределы которых недопустим. Цели предпринимателей зависят от внешней среды, а выбор внешней среды выбирается предпринимателем в зависимости от целей.

Цели любой предпринимательской единицы (так как в ней протекают социально-экономические процессы) существенным образом связанны с потребностями людей и их удовлетворением. Любой экономический субъект, начиная от индивидуального предпринимателя, МП и завершая экономикой страны, функционирует, действует во имя потребления различных людей. Как известно, потребность - это нужда, необходимость в потреблении, использовании определенного количества товара и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность приносящих людям удовлетворение их желаний. В конечном счете - именно удовлетворение количественно и качественно видоизменяющихся потребностей людей, всего населения и составляет главную цель экономики а, следовательно, и предпринимательской деятельности.

Цели предпринимательской единицы, (за исключением корпоративных структур) имеют ограниченный временной горизонт. Например, для предпринимателя, реализующего идею по выпуску инновационной продукции, цель которой поднять предпринимательскую организацию до уровня, при котором ее можно будет выгодно продать (чтобы воплотить в жизнь другую предпринимательскую идею), временной горизонт ограничен моментом продажи или слияния, так как после этого появляется новые ресурсы и новые перспективы.

Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Долгосрочные - это те цели, которые достигаются в течение длительного периода времени. Поэтому долгосрочные цели, направленные на поддержание и увеличение рентабельности, должны подкрепляться решениями об обеспечении ресурсами таких долгосрочных потребностей, как исследования и разработка (НИОКР), создание новых производственных площадей и приобретение оборудования, обучение персонала.

Если бы поведение предпринимателя определялось исключительно ближайшими целями, подобного рода затраты были бы неоправданны.

Поэтому важно, чтобы долгосрочные цели, направленные на поддержание и увеличение рентабельности, устанавливались по окончании краткосрочного периода развития.

Ближайшие и долгосрочные цели дают оценку товарно-рыночным возможностям в свете тенденций в отрасли и в экономике. Но в жизни присутствуют и непредвиденные обстоятельства, вероятность которых может быть относительно низка, но воздействие на рентабельность предпринимательской единицы - огромно. Это влияние может быть как негативным, приводящим к катастрофическим последствиям (война в Ираке принесла значительные потери для фирм, которые в эту страну вложили инвестиции), так и позитивным, открывающим перед предпринимательской единицей широкие перспективы, так, например дефолт в 1997 г. «сыграл на руку», например, производителям сухих строительных смесей.

Страхование может уменьшить риск, а новаторство - осуществить «прорыв». Для этого необходимо поставить еще одну цель - гибкость предпринимательской единицы. Гибкость может быть внешней, которая достигается приме-

нением диверсификационной модели товарно-рыночных инвестиций, минимизирующей последствия и гибкость внутренняя, выражающаяся в ликвидности ресурсов предпринимательской единицы.

Любая цель как критерий успеха (или неудачи) состоит из трех элементов:

некоего атрибута, призванного проверять выполнение критерия, средства измерения или масштаба, для оценки величины атрибута и задачи определенного значения, масштаба, которого стремится достичь предпринимательская единица.

Если взять основную цель предпринимательской единицы ее атрибут - стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов, то средством измерения будет норма прибыли на всем временном горизонте, а задачей - оптимизация этой нормы.

Прибыль является оценкой успеха и психологическим стимулом предпринимателя, показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, и соответственно источником развития предпринимательства. Именно поэтому предпринимателю необходимо сосредоточить свои усилия на тех факторах, которые производят прибыль (а не на самой прибыли).

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предпринимательских единиц, которая определяет направления и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль. Все это обеспечивает эффективное поведение предпринимательских единиц в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.

Главной целью внутрифирменного предпринимательства является стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности общества в рамках существующей коммерческой организации, а главной целью интрапренера является максимизация возможностей предпринимательства в условиях действующей коммерческой организации

Цели внутрифирменного предпринимательства формируется в условиях внутренней среды коммерческой организации под воздействием внешней среды. Это может быть: -

потребность в получении денежных средств для устойчивого развития коммерческой организации; -

потребность в создании ресурсной базы для перспективного развития коммерческой организации; -

желание получить дополнительную прибыль к имеющейся (Рис. 1.13).

Также целью внутрифирменного предпринимательства является обеспечение интересов организации и интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую идею.

Рис. 1.13 - Цели внутрифирменного предпринимательства

Для развития внутрифирменного предпринимательства в действующей организации традиционного типа58 необходимо обеспечить дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для предпринимательской деятельности.

В задачи интрапренера может входить: - Реализация возможностей улучшения продукции (работ, услуг), таким образом, сдвигаются кривые спроса; -

Поиск новых методов организации производства и новых технологий, (сдвигаются кривые затрат); -

Разработка совершенно новых видов продукции (работ, услуг), создание при этом новых рынков, характеризующихся совершенно новыми кривыми спроса и предложения.

То есть, главными задачами развития внутрифирменного предпринимательства являются создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, и реализация новаторских способностей.

Задачи предпринимательской деятельности и их решения, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на три направления.

Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя.

Второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность предпринимательской деятельности, которая осуществлялась или же только стала осуществляться.

Третье направление - предпринимательская деятельность должна быть не только эффективной, но и справедливой. Это происходит тогда, когда реализуется второе направление.

Прибыль является критерием того, насколько хорошо предприниматели удовлетворяют запросы клиентов. Как правило, чем выше прибыль, тем лучше удовлетворены потребности покупателей, и наоборот, чем ниже прибыль, тем меньше довольны покупатели. Увеличение нормы прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости фирмы в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; оптимизация использования всех ресурсов; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщиков; выбор партнеров по бизнесу; повышение ликвидности фирмы; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т. д.

Убеждение в том, что прибыль является единственной целью предприятия, является сомнительным и мало способствует его развитию. Основной проблемой предпринимателя является получение им достаточного дохода от использования ресурсов, а не максимизация прибыли. Не менее важным моментом в постановке задач является определение нормы возврата инвестиций в качестве средства измерения рентабельности.

Для того чтобы поставить перед собой разумные цели, предприниматель должен сначала оценить собственные силы и способности, определить наиболее эффективное направление своей деятельности. Самооценка - это творческий процесс при постановке целей, так как она может открыть перед предпринимателем интересные возможности завоевания новых рынков, сокращения или расширения номенклатуры продукции. Метод постановки целей с учетом собственных возможностей основывается на следующих положениях:

в высококонкурентной экономике успех сопутствует в основном тем предпринимателям, которые работают на очень высоком профессиональном уровне, так как быть средним производителем почти так же рискованно, как и быть плохим; -

предприниматель должен способствовать формированию спроса на свою продукцию, привлекая новых покупателей (при условии, что выпускаемая продукция хорошего качества); -

продукция, работы или услуги могут быстро устаревать, но хорошая репутация сохраняется годами.

После постановки целей предприниматель должен решить, каким образом лучше всего добиться их осуществления. Для этого он разрабатывает план действий, заключающийся в следующем: -

детальная разработка последовательных шагов достижения каждой цели; -

закрепление ответственности за осуществление каждого шага за предпринимателем или другой ключевой фигурой; -

определение контрольных сроков каждого шага.

План действий предназначен для осуществления задуманного. Без такого плана, способного вдохнуть жизнь в поставленные предпринимателем цели, они теряют смысл. Планированию предпринимательской деятельности посвящена следующая глава.