Он признан классиком литературы и одним из лучших романистов мирового значения. Со дня рождения Достоевского исполняется 195 лет.

Первая любовь

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве и был вторым ребенком в большой семье. Отец, врач московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать – из купеческой семьи, женщина религиозная. С января 1838 года Достоевский учился в Главном инженерном училище. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. Прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 года Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться творчеству.

В 1846 году на литературном небосклоне Санкт-Петербурга появилась новая талантливая звезда - Федор Достоевский. Роман молодого автора «Бедные люди» производит настоящий фурор среди читающей публики. Никому доселе неизвестный Достоевский в одно мгновение становится публичной персоной, за честь видеть которую в своем литературном салоне сражаются известнейшие люди.

Наиболее часто Достоевского можно было заметить на вечерах у Ивана Панаева, где собирались самые известные писатели и критики того времени: Тургенев, Некрасов, Белинский. Однако отнюдь не возможность поговорить со своими более маститыми собратьями по перу тянула туда молодого человека. Сидя в уголке комнаты, Достоевский, затаив дыхание, наблюдал за женой Панаева - Авдотьей. Это была женщина его мечты! Красива, умна, остроумна - все в ней будоражило его ум. В мечтах признаваясь в пылкой любви, Достоевский из-за своей робости даже боялся лишний раз с ней заговорить.

Авдотья Панаева, впоследствии бросившая своего мужа ради Некрасова, была совершенно равнодушна к новому посетителю своего салона. «С первого взгляда на Достоевского, - запишет она в своих воспоминаниях, - видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно подергивались». Как ей, царице, среди этих писателей и графов обратить внимание на такого «красавца»!

Кружок Петрашевского

Однажды от скуки, по приглашению знакомого, Федор заглянул на вечер в кружок Петрашевского. Собирались там молодые либералы, почитывали запрещенные цензурой французские книжки да говорили о том, как хорошо будет жить при республиканском правлении. Уютная атмосфера понравилась Достоевскому, и хотя он был убежденным монархистом, начал захаживать на «пятницы».

Только вот плачевно закончились для Федора Михайловича эти «чаепития». Император Николай I, получив информацию о «кружке Петрашевского», отдал указ всех арестовать. Однажды ночью за Достоевским пришли. Сначала полгода заключения в одиночке Петропавловской крепости, потом приговор - смертная казнь, замененная на четыре года острога с дальнейшей службой рядовым.

Последовавшие годы были одними из тяжелейших в жизни Достоевского. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров, которые сразу невзлюбили «политического». «Всякий из новоприбывающих в остроге через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, - вспоминал он. - Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». Но Достоевский не сломался. Напротив, вышел он совершенно другим человеком. Именно на каторге пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут сочетаться добро и зло, правда и ложь.

В 1854 году Достоевский прибыл в Семипалатинск. Вскоре влюбился. Объектом его желаний стала жена его знакомого Мария Исаева. Эта женщина всю свою жизнь ощущала себя обделенной как любовью, так и успехом. Родившаяся в довольно состоятельной семье полковника, она неудачно вышла замуж за чиновника, оказавшегося алкоголиком. Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Вечер за вечером он проводит у Исаевых, выслушивая пьяное красноречие мужа Марии только ради того, чтобы находиться подле своей любимой.

В августе 1855 года Исаев умирает. Наконец-то препятствие устранено, и Достоевский сделал предложение любимой женщине. Марии, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. 6 февраля 1857 года Достоевский и Исаева поженились. В первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего семейного союза. У Достоевского вследствие нервного напряжения случился приступ эпилепсии. Тело, бьющееся в конвульсиях на полу, пена, текущая из уголков его рта, - увиденная картина навсегда вселила в Марию оттенок некоего отвращения к своему мужу, к которому она и так не питала любви.

Покоренная вершина

В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил разрешение вернуться в Петербург. Там и познакомился с Аполлинарией Сусловой, чьи черты угадываются во многих героинях его произведений: и в Катерине Ивановне и Грушеньке из «Братьев Карамазовых», и в Полине из «Игрока», и в Настасье Филипповне из «Идиота». Аполлинария производила неизгладимое впечатление: стройная девушка «с большими серо-голубыми глазами, с правильными чертами умного лица, с гордо закинутой головой, обрамленной великолепными косами. В ее низком, несколько медлительном голосе и во всей повадке ее крепкого, плотно сбитого тела было странное соединение силы и женственности».

Начавшийся роман их оказался страстным, бурным и неровным. Достоевский то молился на своего «ангела», валялся в ее ногах, то вел себя как грубиян и насильник. Он бывал то восторженным, милым, то капризным, подозрительным, истеричным, кричал на нее каким-то противным, тонким бабьим голосом. К тому же жена Достоевского тяжело заболела, и он не мог ее бросить, как этого требовала Полина. Постепенно отношения любовников зашли в тупик.

Они решили уехать в Париж, но когда Достоевский явился туда, Аполлинария ему сказала: «Ты опоздал немножечко». Она страстно влюбилась в некоего испанца, который к приезду Достоевского бросил надоевшую ему русскую красавицу. Она рыдала в жилетку Достоевского, грозилась покончить с собой, а он, ошеломленный неожиданной встречей, ее успокаивал, предлагал ей братскую дружбу. Тут Достоевскому надо срочно ехать в Россию – жена Мария умирает. Он посещает больную, но ненадолго – уж очень тяжело на это смотреть: «Нервы у нее раздражены в высшей степени. Грудь плоха, иссохла как спичка. Ужас! Больно и тяжело смотреть».

В его письмах – сочетание искренней боли, сострадания и мелочного цинизма. «Жена умирает, буквально. Страдания ее ужасны и отзываются на мне. Повесть растягивается. Вот что еще: боюсь, что смерть жены будет скоро, а тут будет необходим перерыв в работе. Если б не было этого перерыва, то, кажется, закончил бы повесть».

Весной 1864 года наступил «перерыв в работе» – Маша умерла. Глядя на ее иссохший труп, Достоевский записывает в блокноте: «Маша лежит на столе… Возлюбить человека, как самого себя по заповеди Христовой, невозможно». Почти сразу же после похорон он предлагает Аполлинарии руку и сердце, но получает отказ – для нее Достоевский был покоренной вершиной.

«Для меня ты прелесть, и подобной тебе нет»

Вскоре в жизни писателя появилась Анна Сниткина, ее порекомендовали в помощницы Достоевскому. Анна восприняла это как чудо - ведь Федор Михайлович уже давно был ее любимым писателем. К нему она приходила каждый день, а стенографические записи расшифровывала порой и ночью. «Дружески со мной разговаривая, Федор Михайлович каждый день раскрывал передо мною какую-нибудь печальную картину своей жизни, - напишет потом Анна Григорьевна в своих воспоминаниях. - Глубокая жалость невольно закрадывалась в мое сердце при его рассказах о тяжелых обстоятельствах, из которых он, по-видимому, никогда не выходил, да и выйти не мог».

Роман «Игрок» был закончен 29 октября. На следующий день Федор Михайлович отмечал день рождения. Анна была приглашена на торжество. Прощаясь, он попросил разрешения встретиться с ее матерью, чтобы поблагодарить ее за великолепную дочь. К тому времени он уже понял, что Анна влюбилась в него, хотя и выражала свое чувство лишь безмолвно. Она тоже все больше и больше нравилась писателю.

Несколько месяцев - от помолвки до свадьбы - были безмятежным счастьем. «Это была не физическая любовь, не страсть. Это было скорее обожание, преклонение перед человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением», - напишет она потом.

Анна Григорьевна и Федор Михайлович обвенчались 15 февраля 1867 года. Счастье осталось, но безмятежность напрочь ушла. Анне пришлось задействовать все свое терпение, стойкость и мужество. Были проблемы с деньгами, огромными долгами. Ее муж страдал депрессиями и эпилепсией. Судороги, припадки, раздражительность - все это обрушилось на нее сполна. И это было только полбеды.

Патологическая страсть Достоевского к азартным играм, это ужасное увлечение рулеткой. На кон ставилось все: семейные сбережения, приданое Анны и даже подарки Достоевского ей. Проигрыши заканчивались периодами самобичевания и горячего раскаяния. Писатель вымаливал у жены прощение, а потом все начиналось сначала.

Пасынок писателя Павел, сын Марии Исаевой, фактически хозяйничавший в доме, не отличался кротким нравом, и с недовольством относился к новой женитьбе отца. Павел постоянно стремился уколоть новую хозяйку. Он прочно сидел на шее у отчима, как и другие родственники. Анна поняла, что единственный выход - это отъезд за границу. Дрезден, Баден, Женева, Флоренция. На фоне этих божественных пейзажей и состоялось их настоящее сближение, и привязанность обратилась серьезным чувством. Они часто ссорились и мирились. Достоевский начал проявлять необоснованную ревность. «Для меня ты прелесть, и подобной тебе нет. Да и всякий человек с сердцем и вкусом должен сказать это, если приглядится к тебе, - вот почему я иногда и ревную тебя», - говорил он.

А во время пребывания в Баден-Бадене, где они проводили медовый месяц, писатель вновь проигрался в казино. После этого он прислал жене в гостиницу записку: «Выручай, пришли обручальное кольцо». Анна безропотно выполнила эту просьбу.

За границей они провели четыре года. Радости сменялись печалями и даже трагедиями. В 1868 году в Женеве на свет появилась их первая дочь – Сонечка. Она покинула этот мир спустя три месяца. Это стало большим потрясением для Анны и ее мужа. Через год в Дрездене у них родилась вторая дочь – Люба.

Вернувшись в Петербург, значительную часть времени они проводили в романтично-уединенной Старой Руссе. Он диктовал, она стенографировала. Подрастали дети. В 1871 году в Петербурге родился сын Федор, а в 1875 году в Старой Руссе - сын Алеша. Спустя три года Анне и ее мужу вновь пришлось пережить трагедию - весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка.

Вернувшись в Петербург, они не решились остаться на квартире, где все напоминало об умершем сыне, и поселились по знаменитому адресу - Кузнечный переулок, дом 5. Комната Анны Григорьевны превратилась в кабинет деловой женщины. Она успевала все: была секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений и книжной торговлей, вела все финансовые дела в доме, воспитывала детей.

Относительное спокойствие было недолгим. Эпилепсия отступила, но добавились новые болезни. А тут еще семейные раздоры из-за наследства. Тетя Федора Михайловича оставила ему рязанское имение, поставив условие выплаты денежных сумм его сестрам. Но Вера Михайловна - одна из сестер - потребовала от писателя отказаться в пользу сестер от своей доли.

После бурного выяснения отношений у Достоевского хлынула горлом кровь. Шел 1881 год, Анне Григорьевне исполнилось всего 35 лет. Она до последнего не верила в скорую смерть мужа. «Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь. Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: “Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно”», - будет вспоминать она потом. Через два дня его не стало.

Какой должна быть жена великого человека? Этим вопросом задавались биографы многих известных людей.

Часто ли рядом с великими мужчинами оказываются великие женщины, которые становятся единомышленниками, помощниками, друзьями? Как бы то ни было, Федору Михайловичу Достоевскому повезло: его вторая жена, Анна Григорьевна Сниткина, была именно таким человеком.

Анна Григорьевна Достоевская прожила долгую и насыщенную жизнь, пережив писателя почти на 40 лет.

Для того, чтобы понять роль Анны Григорьевны в судьбе классика, достаточно посмотреть на жизнь Достоевского «до» и «после» встречи с этой удивительной женщиной. Итак, ко времени знакомства с ней в 1866 году Достоевский был автором нескольких повестей, некоторые из которых были оценены очень высоко. Например, «Бедные люди» - они были восторженно встречены Белинским и Некрасовым. А некоторые, например, «Двойник» - потерпели полное фиаско, получив разгромные отзывы от этих же литераторов.

Если успех в литературе, хотя бы и переменный, но все-таки был, то остальные сферы жизни и карьеры Достоевского выглядели куда плачевней: участие в деле «Петрашевцев» привело его к четырехлетней каторге и ссылке; созданные вместе с братом журналы закрывались и оставляли после себя огромные долги; здоровье было настолько подорвано, что практически большую часть жизни писатель жил с ощущением «на последних днях»; неудачный брак с Марией Дмитриевной Исаевой и ее смерть - все это не способствовало ни творчеству, ни душевному равновесию.

Накануне знакомства с Анной Григорьевной к этим катастрофам добавилась еще одна: по кабальному договору с издателем Ф.Т. Стелловским Достоевский должен был предоставить новый роман к 1 ноября 1866 года. Оставалось около месяца, в противном случае все права на последующие произведения Ф.М. Достоевского переходили к издателю. Кстати, Достоевский был не единственным писателем, оказавшемся в такой ситуации: чуть раньше на невыгодных для автора условиях Стелловским были изданы произведения А.Ф. Писемского; в «кабалу» попал В.В. Крестовский, автор «Петербургских трущоб». Всего за 25 рублей были выкуплены сочинения М.И. Глинки у его сестры Л.И. Шестаковой.

По этому поводу Достоевский писал Майкову:

«Денег у него столько, что он купит все русскую литературу, если захочет. У того ли человека не быть денег, который всего Глинку купил за 25 целковых».

Ситуация была критическая. Друзья предлагали писателю создать основную линию романа, этакий синопсис, как сказали бы сейчас, и разделить между ними. Каждый из друзей-литераторов мог бы написать отдельную главу, и роман был бы готов. Но на это Достоевский пойти не мог. Тогда друзья предложили найти стенографистку: в таком случае шанс написать роман вовремя все-таки появлялся.

Этой стенографисткой и стала Анна Григорьевна Сниткина. Вряд ли другая женщина могла настолько осознать и прочувствовать сложившуюся ситуацию. Днем роман надиктовывался писателем, ночами главы были расшифрованы и написаны. К назначенному сроку роман «Игрок» был готов. Он был написан всего за 25 дней, с 4 по 29 октября 1866 года.


Иллюстрация к роману «Игрок»

Стелловский не собирался так быстро отказываться от возможности переиграть Достоевского. В день сдачи рукописи он просто уехал из города. Приказчик отказался принять рукопись. Обескураженного и разочарованного Достоевского выручила опять же Анна Григорьевна. Посоветовавшись со знакомыми, она уговорила писателя сдать рукопись под расписку приставу части, в которой проживал Стелловский. Победа осталась за Достоевским, но во многом заслуга принадлежала Анне Григорьевной Сниткиной, довольно скоро ставшей не только его женой, но и верным другом, помощником и компаньоном.

«Неточка Незванова»

Чтобы понять отношения между ними, необходимо обратиться к событиям куда более ранним. Родилась Анна Григорьевна в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был почитателем Достоевского. В семье её даже прозвали Неточкой, по имени героини повести «Неточка Незванова». Ее мать - Анна Николаевна Мильтопеус, шведка финского происхождения, - была полной противоположностью увлекающемуся и непрактичному мужу. Энергичная, властная, она выказывала себя полной хозяйкой дома.

Анна Григорьевна унаследовала и понимающий характер отца, и решительность матери. А отношения между своими родителями она проецировала на будущего мужа: «…Всегда оставались собою, нимало не вторя и не подделываясь друг к другу. И не впутывались своею душою - я - в его психологию, он - в мою, и таким образом мой добрый муж и я - мы оба чувствовали себя свободными душой».

О своем отношении к Достоевскому Анна писала так:

«Моя любовь была чисто головная, идейная. Это было скорее обожание, преклонение пред человеком, столь талантливым и обладающим такими высокими душевными качествами. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видевшему радости и счастья и так заброшенному теми близкими, которые обязаны были бы отплачивать ему любовью и заботами о нем за все, что (он) для них делал всю жизнь. Мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье - овладела моим воображением, и

  • Федор Михайлович стал моим богом, моим кумиром, и я, кажется, готова была всю жизнь стоять пред ним на коленях».

Совместная жизнь с Достоевским

Семейная жизнь Анны Григорьевны и Федора Михайловича также не избежала несчастий и неуверенности в будущем. Им довелось пережить годы почти нищенского существования за границей, смерть двух детей, маниакальную страсть к игре у Достоевского. И тем не менее, именно Анна Григорьевна сумела привести в порядок их быт, организовать работу писателя, освободить его, в конце концов, от тех финансовых долгов, что накопились со времен неудачного издания журналов.

Несмотря на разницу в возрасте и тяжёлый характер мужа, Анна смогла наладить их совместную жизнь.

Жена боролась и с пагубной привычкой игры в рулетку, и помогала в работе: стенографировала его романы, переписывала рукописи, читала корректуры и организовывала торговлю книгами.

Постепенно все финансовые дела она взяла на себя, и Федор Михайлович в них уже не вмешивался, что, кстати, крайне положительно отразилось на семейном бюджете. (Еще бы он вмешивался — взгляд у Анны Григорьевны какой)

Именно Анна Григорьевна решилась на такой отчаянный поступок, как собственное издание романа «Бесы». Прецедентов, когда писателю удавалось самостоятельно издать свои произведения и получить от этого реальную прибыль, на тот момент не было. Даже попытки Пушкина получать доходы с издания своих литературных трудов, потерпели полное фиаско.

Существовало несколько книжных фирм: Базунова, Вольфа, Исакова и других, которые покупали права на издание книг, а затем издавали и распространяли их по всей России. Сколько проигрывали на этом авторы, можно подсчитать довольно легко: за право издавать роман «Бесы» Базунов предлагал 500 рублей (и это уже «культовому», а не начинающему писателю), тогда как доходы после самостоятельного издания книги составили порядка 4 000 рублей.

Анна Григорьевна проявила себя как истинная бизнес-леди. Она вникла в дело до мелочей, многие из которых узнавала буквально «шпионским» образом: заказывая визитные карточки; расспрашивая в типографиях, на каких условиях печатаются книги; делая вид, что торгуется в книжном магазине, узнавала, какие наценки он делает. Из подобных расспросов она выяснила, какой процент и при каком количестве экземпляров следует уступать книгопродавцам.

И вот результат - «Бесы» были распроданы моментально и крайне выгодно. С этого момента основной деятельностью Анны Григорьевны становится издание книг ее мужа…

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж она не выходила и полностью посвятила себя увековечиванию памяти Федора Михайловича. Она семь раз издавала собрание сочинений писателя, организовала квартиру-музей, писала мемуары, давала бесконечные интервью, выступала на многочисленных литературных вечерах.

Летом 1917 года события, будоражащие всю страну, забросили ее в Крым, где она заболела малярией тяжелой формы и через год скончалась в Ялте. Похоронили её вдали от мужа, хотя она и просила об обратном. Она мечтала обрести покой рядом с Федором Михайловичем, в Александро-Невской лавре, и чтобы при этом ей не ставили отдельного памятника, а только вырезали бы на надгробии несколько строк. Последняя воля Анны Григорьевны была исполнена лишь в 1968 году.

Отношение современников к Федору Михайловичу Достоевскому было неоднозначным: его презирали, не любили, над ним смеялись. Он был сложным человеком: нервный, рассеянный, неуверенный в себе, страдающий частыми припадками эпилепсии, к тому же страстный игрок. Неудивительно, что такому человеку катастрофически не везло в любви.

СНАЧАЛА безумная влюбленность в Авдотью Панаеву, из-за которой он терпел постоянные насмешки в салонах. Девушка предпочла ему Некрасова. Потом неудачная женитьба на Марье Дмитриевне Исаевой, женщине мелочной, ревнивой, которая воспринимала бедность как постоянное оскорбление, изводила Достоевского упреками и была совершенно равнодушна к его творчеству. После смерти жены писатель пережил еще несколько романов, которые не принесли ему ничего, кроме боли и разочарования. Любовные неудачи преследовали Достоевского до тех пор, пока он не встретил Анну Сниткину, свою последнюю любовь...

Знакомство

В 45 ЛЕТ Достоевский сам с собой заключил пари: решил сделать "эксцентрическую" вещь - за 4 месяца написать сразу два романа. Первый - "Преступление и наказание" для журнала "Русский вестник", второй - "Игрок" для издателя Стелловского. С последним у писателя был заключен совершенно кабальный договор: Стелловский купил право на издание трех томов сочинений Федора Михайловича и одного нового романа. Достоевского по рукам и ногам связывали обязательства перед журналом. И казалось, времени на создание нового шедевра нет. Именно на это и рассчитывал издатель-мошенник. В случае несоблюдения договора Достоевский терял все доходы с трех томов на девять лет.

Но Достоевский был редким трудоголиком: для "эксцентрической" вещи у него было все - талант, желание и умение писать. Не хватало только стенографистки. Ею стала Анна Сниткина - лучшая ученица курсов скорописи в Петербурге. Молодая девушка в ожидании встречи с Федором Михайловичем провела ужасную ночь: она не спала, ворочаясь с боку на бок и мечтая о том, каким будет ее первое свидание с великим писателем, "таким умным, столько пережившим". Великий писатель на деле оказался странным, рассеянным и совершенно забывчивым человеком: он никак не мог запомнить ее имя, все время сбивался и переспрашивал. Анна вышла от него со смехом, влюбленная с первого взгляда.

Их роман складывался более чем удачно: Достоевский закончил "Игрока" и через полицию вручил его нечистоплотному издателю. Другого выхода не было: Стелловский скрылся из города и оставил указание подчиненным: ничего не принимать от писателя, чтобы не дать выполнить ему договор. Журнал получил "Преступление и наказание", а Анна стала женой Федора Михайловича. И пусть он не любил ее так страстно и горячо, но его сердце требовало покоя. Кроме того, Анна была девушкой "очень миленькой, отлично образованной и, главное, бесконечно доброй", именно о такой всю жизнь мечтал Достоевский. В своих письмах к брату он писал: "Разница в летах ужасная (22 и 44), но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у ней есть, и любить она умеет".

Вынужденный отъезд

СЧАСТЬЕ первых дней закончилось очень быстро. Через несколько месяцев после свадьбы скончался брат Достоевского Михаил. И все его семейство во главе с безутешной вдовой Эмилией переехало к писателю. Ситуация обострялась наличием крайне вредного пасынка Паши (сына первой жены). Семейный очаг превратился в какой-то балаган. В доме всегда толпились племянники, приходили какие-то родственники, все клянчили деньги. Однажды Анна увидела, что Достоевский холодным декабрьским днем вернулся в легком осеннем пальто, в котором страшно мерз. Заложить шубу его уговорили Эмилия и Паша, им в очередной раз понадобилась денежная помощь. Но намного больше, чем корыстные интересы, ее пугало другое: новоиспеченные родственники сумели убедить Федора Михайловича, что молодой жене скучно со стариком. В итоге супруги практически перестали видеться. Анна удивлялась слепоте и наивности мужа и страдала безмерно. Она решила любыми путями спасти свой брак. Единственным выходом из положения было - увезти Достоевского куда-нибудь подальше от назойливой семейки. Куда-нибудь за границу. В своем дневнике Анна писала: "Чтобы спасти нашу любовь, необходимо хоть на два-три месяца уединиться... Я глубоко была убеждена, что тогда мы с мужем сойдемся на всю жизнь и никто нас более не разлучит. Но откуда нам взять денег на эту столь необходимую поездку? - раздумывала я, и вдруг одна мысль промелькнула у меня в голове: "А что, не пожертвовать ли мне ради поездки всем своим приданым?" Мой план - заложить все мои вещи". Стараниями этой маленькой, но сильной женщины деньги были найдены. Чета Достоевских отправилась в Европу, несмотря на старания родни не допустить отъезда кормильца.

Новая, счастливая жизнь

ОНИ уезжали на несколько месяцев, а вернулись через четыре года. "За это время произошло много радостных событий в нашей жизни, и я буду вечно благодарить Бога, что он укрепил меня в моем желании уехать за границу. Там началась для нас с мужем новая, счастливая жизнь", - писала Анна. Отчасти это было правдой. Только на пути к счастью им пришлось преодолеть многое: безденежье, нужду, дурное настроение Достоевского, его страсть к игре. Анна всегда была рядом - опора и поддержка, на все смотрела с улыбкой и пониманием. Ни тени попрека или разочарования не увидел на ее лице Федор Михайлович, и только тогда понял, какое сокровище рядом с ним. И полюбил Анну всем сердцем: "Если б вы знали, что жена для меня теперь значит! Я ее люблю, и она говорит, что счастлива!"

"Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского", - не без зависти сказал другой русский классик Лев Толстой. И был прав. Ни одна другая женщина так спокойно не смогла бы пережить вечные проигрыши Достоевского в рулетку. "Федя был ужасно расстроен. Я поняла, что он, вероятно, проиграл эти десять золотых. Так и случилось. Но я тотчас же стала его упрашивать не сокрушаться и спросила, нужно ли ему достать еще. Он попросил еще пять. Я тотчас дала, и он ужасно как был благодарен". Достоевский брал деньги, проигрывал, слезно просил простить его, на следующий день все повторялось заново. И в итоге фанатичный игрок, глядя на свою святую жену, одним махом раз и навсегда бросил играть.

Возвращение

АННА вернулась из Европы другим человеком: уверенной в себе, счастливой женщиной, матерью двоих детей - дочери Любы и сына Феди. Она стала вести все финансовые дела мужа, причем вела она их так блестяще, что Достоевскому наконец-то удалось выплатить все свои долги. А было их превеликое множество. Она была для него всем: издателем, банкиром, корректором, стенографисткой, женой, любовницей и матерью. Достоевский обрел желанную любовь, в разлуке он писал ей: "Я не знаю ни одной женщины, равной тебе... и ложась спать, думаю о тебе уже с мученьем, обнимаю тебя мысленно и целую в воображении всю. Понимаешь?.. Для меня ты прелесть, и подобной тебе нет. Ты сама не знаешь, какая прелесть твои глаза, твоя улыбка и твое одушевление в разговоре. Дай нам Бог прожить подольше вместе. А я буду чем дальше, тем больше любить тебя".

И они прожили 14 долгих счастливых лет. Разлучить их смогла только смерть. У Федора Михайловича случился разрыв легочной артерии, перед смертью он взял жену за руку и прошептал в последний раз, что любит ее...

Ни для кого не секрет, что многих великих мужчин прошлого и современности сопровождали и сопровождают по жизни не менее великие женщины. Одной из таких женщин, которые положили всю свою жизнь на служение идеалам мужа, можно назвать Анну Григорьевну Достоевскую, вторую супругу Федора Михайловича.

Детство и юность будущей жены великого писателя

Урожденная Анна Сниткина происходила из петербургской семьи мелкого чиновника. С детства девушка мечтала хоть как-то изменить мир, сделать его лучше и добрее. Первое знакомство с творчеством тогда уже знаменитого писателя у Анны состоялось примерно в шестнадцатилетнем возрасте, когда она совершенно случайно нашла в библиотеке отца «Записки из Мёртвого дома» Достоевского. Именно это произведение стало для Анны той отправной точкой, которой она так ждала. С этого момента девушка решает стать педагогом и в 1864 году поступает на отделение физико-математических наук Педагогических курсов. Однако учиться у Анны получилось всего год, умер отец и юной мечтательной особе пришлось немного отодвинуть в сторону высокие идеалы и начать зарабатывать на пропитание семьи.

Для того, чтобы хоть как-то помочь родным после гибели отца, Анна Сниткина поступает на курсы стенографисток, где ее природное рвение приводит к тому, что к концу обучения девушка становится лучше ученицей профессора Ольхина, к которому после и обратится Достоевский. Знакомство с будущим мужем состоялось 4 октября1866 г., когда Анну пригласили работать вместе с Достоевским над романом «Игрок». Этот загадочный писатель поразил девушку с первого взгляда. Да и Анна Сниткина, обычная стенографистка, не оставила Федора Михайловича равнодушным. Уже через несколько дней совместной работы он смог по-настоящему откровенно выговориться и излить душу перед этой юной особой. Может быть уже тогда писатель почувствовал настоящее родство душ, которое многие так и не встречают на своем жизненном пути.

Верная жена и настоящий соратник

Уже через несколько месяцев после знакомства Достоевский делает предложение руки и сердца Анне Сниткиной. По словами самой девушки он очень сильно переживал по поводу того, что она может отказать. Но чувство было взаимным и 15 февраля1867 г. состоялось венчание супругов Достоевских. Однако первые месяцы супружеской жизни оказались вовсе не «медовыми», семья Федора Михайловича всячески унижала молодую жену и старалась при случае ужалить как можно больнее. Но Анна Григорьевна не сломалась, она решила, что семейное счастье только в ее руках. Продав все свои ценности, она увозит мужа в Германию, где дает ему полную свободу и обеспечивает покой для нормальной работы. Именно здесь началась их по-настоящему счастливая жизнь. Анне Достоевской принадлежит и еще одна немаловажная победа — именно она поспособствовала тому, чтобы романист бросил свое пагубное пристрастие к рулетке, за что в последствии он ее очень сильно благодарил.

В 1868 году в семье Достоевских появился первенец — дочка Соня, которая, к сожалению, умерла в раннем детстве. В следующем году в Дрездене Бог посылает им еще одну дочь Любовь. А в 1871 году, когда семья уже вернулась в Петербург, у Достоевского появляется сын Федор, а затем, в 1875 сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

Личные достижения Анны Достоевской

Помимо того, что именно Анна Григорьевна вела все экономические дела семьи и смогла вытащить ее из долговой ямы, она также занималась всеми делами с типографиями и издательствами, обеспечивая тем самым мужу простор для творчества, не обремененный обыденными проблемами. Достоевская сама издавала все произведения писателя и даже занималась распространением его книг. Тем самым Анна Григорьевна Достоевская стала одной из первых российских женщин-предпринимателей того времени. Даже после смерти писателя она не оставила дела его жизни. Именно жена Достоевского собрала все его сочинения, документы, фотографии, письма и организовала целую комнату в Историческом музее города Москвы, посвященную Достоевскому. Важным биографическим источником жизнеописания Достоевского являются и ее дневники и воспоминания о муже, опубликованные соответственно в 1923 и 1925 годах.

Анна Григорьевна Достоевская известна также как одна из первых русских женщин, которые увлекались филателией. Собирать свою собственную коллекцию почтовых марок жена писателя начала еще в 1867 году, отчасти чтобы доказать супругу, что и женщина способна длительное время идти к своей цели и не останавливаться. Что интересно, за всю жизнь Анна Достоевская не заплатила ни за одну марку, все они были получены ею в подарок или сняты с конвертов. Куда делся альбом с марками жены Достоевского, неизвестно.

Вторая жена Достоевского, мемуаристка, издательница, библиограф. Родилась в семье мелкого петербургского чиновника Григория Ивановича Сниткина, который был большим почитателем таланта Достоевского, и благодаря своему отцу Анна Григорьевна полюбила творчество писателя еще в ранней юности. Мать Анны Григорьевны — — обруселая шведка финского происхождения, от которой она унаследовала аккуратность, собранность, стремление к порядку, целеустремленность. И все же главным, решающим фактором, предопределившим жизненный подвиг Анны Григорьевны, явился живительный воздух конца 1850-х — начала 1860-х гг. в России, когда по всей стране прокатилась бурная волна свободолюбивых устремлений, когда молодежь мечтала получить образование и добиться материальной независимости. Весной 1858 г. Неточка Сниткина успешно оканчивает училище Святой Анны, а осенью поступает во второй класс Мариинской женской гимназии. Окончив гимназию с серебряной медалью, А.Г. Сниткина поступила на Педагогические курсы, однако не смогла их окончить из-за тяжелой болезни отца, который настоял, чтобы она посещала хотя бы стенографические курсы. После смерти отца (1866) материальное положение семьи Сниткиных ухудшилось, и вот тогда Анне Григорьевне пришлось применить на практике свои стенографические знания. Её направили помогать литератору Достоевскому 4 октября 1866 г.

Натура её всегда требовала поклонения чему-то высокому и святому (отсюда ее попытка в тринадцатилетнем возрасте поступить в псковский монастырь), и еще до 4 октября 1866 г. таким высоким и святым стал для нее Достоевский. За несколько месяцев до смерти она признавалась, что любила Достоевского еще до встречи с ним. В тот день, когда стенографистка пришла помогать Достоевскому, до срока сдачи романа «Игрок» оставалось двадцать шесть дней, а он существовал лишь в черновых заметках и планах, и если бы Достоевский не представил к 1 ноября 1866 г. роман «Игрок» Ф.Т. Стелловскому, то он терял бы на девять лет в пользу расчетливого издателя права на все свои литературные произведения. С помощью Анны Григорьевны Достоевский совершил писательский подвиг: за двадцать шесть дней создал роман «Игрок» в десять печатных листов. 8 ноября 1866 г. Неточка Сниткина снова пришла к Достоевскому, чтобы договориться о работе над последней частью и эпилогом «Преступления и наказания» (из-за «Игрока» Достоевский прервал работу над ним). И вдруг Достоевский заговорил о новом романе, главный герой которого — пожилой и больной художник, много переживший, потерявший родных и близких — встречает девушку Аню. Через полвека Анна Григорьевна вспоминала: «"Поставьте себя на ее место, — сказал он дрожащим голосом. — Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?" Лицо Федора Михайловича выражало такое смущение, такую сердечную муку, что я наконец поняла, что это не просто литературный разговор и что я нанесу страшный удар его самолюбию и гордости, если дам уклончивый ответ. Я взглянула на столь дорогое мне, взволнованное лицо Федора Михайловича и сказала:
— Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь!»
И она сдержала свое обещание.

Но после свадьбы Анне Григорьевне пришлось пережить тот же ужас, какой десять лет назад испытала первая жена писателя. От волнения и выпитого шампанского у Достоевского в один день было два припадка. В 1916 г. Анна Григорьевна признавалась писателю и критику А.А. Измайлову: «...Я вспоминаю о днях нашей совместной жизни, как о днях великого, незаслуженного счастья. Но иногда я искупала его великим страданием. Страшная болезнь Федора Михайловича в любой день грозила разрушить все наше благополучие... Ни предотвратить, ни вылечить этой болезни, как вы знаете, нельзя. Все, что я могла сделать, это — расстегнуть ему ворот, взять его голову в руки. Но видеть любимое лицо, синеющее, искаженное, с налившимися жилами, сознавать, что он мучается и ты ничем не можешь ему помочь, — это было таким страданием, каким, очевидно, я должна была искупить свое счастье близости к нему...»

Анна Григорьевна сделала все от нее зависящее, чтобы переменить обстановку — уехать за границу 14 апреля 1867 г. только с Достоевским, подальше от домашних неурядиц, от надоевших и опостылевших родственников, от безалаберной петербургской жизни, от всех кредиторов и вымогателей. «...Я поехал, но уезжал я тогда со смертью в душе: в заграницу я не верил, то есть я верил, что нравственное влияние заграницы будет очень дурное, — рассказывал Достоевский о своих мрачных предчувствиях своему другу поэту А.Н. Майкову. — Один... с юным созданием, которое с наивною радостию стремилось разделить со мною странническую жизнь; но ведь я видел, что в этой наивной радости много неопытного и первой горячки, и это меня смущало и мучило очень... Характер мой больной, и я предвидел, что она со мной измучается. (NB. Правда, Анна Григорьевна оказалась сильнее и глубже, чем я ее знал...)».

Анна Григорьевна впервые оказалась в Европе, да и вообще первый раз в жизни расставалась со своей матерью. «Я утешала маму тем, что вернусь через 3 месяца, — писала она в одном из черновых набросков своих воспоминаний, — а пока буду часто ей писать. Осенью же обещала самым подробным образом рассказать обо всем, что увижу любопытного за границей. А чтобы много не забыть, обещала завести записную книжку, в которую и вписывать день за днем все, что со мной будет случаться. Слово мое не отстало от дела: я тут же на станции купила записную книжку и с следующего дня принялась записывать стенографически всё, что меня интересовало и занимало. Этою книжкою начались мои ежедневные стенографические записи, продолжавшиеся около года...»

Так возник дневник жены Достоевского — уникальное явление в мемуарной литературе и незаменимый источник для всех, кто занимается биографией писателя (первая часть «Дневника 1867 г.» А.Г. Достоевской издана Н.Ф. Бельчиковым в 1923 г.; подготовила и выпустила С.В. Житомирская в издательстве «Наука» в 1993 г.). Анна Григорьевна быстро прониклась сознанием, как важно сохранить для потомков все, что связано с именем Достоевского, и ее заграничный дневник 1867 г., задуманный первоначально как ежедневный отчет примерной дочери своей матери, стал настоящим литературным памятником. «Сначала я записывала только мои дорожные впечатления и описывала нашу повседневную жизнь, — вспоминает Анна Григорьевна. — Но мало-помалу мне захотелось вписывать все, что так интересовало и пленяло меня в моем дорогом муже: его мысли, его разговоры, его мнения о музыке, о литературе и пр.»

Дневник А.Г. Достоевской о заграничном путешествии 1867 г. — это бесхитростный рассказ о совместной жизни молодоженов, свидетельство нежной внимательности и силы поздней любви Достоевского. Анна Григорьевна поняла, что быть женой Достоевского — это значит не только испытывать радость от близости гениального человека, но и быть обязанной достойно нести все тяготы жизни рядом с таким человеком, тяжкое и радостное бремя ее. И если под увеличительным стеклом его гениальности гигантски разрастается любая деталь, из совокупности которых и состоит, в сущности, повседневная жизнь, то это происходит потому, что обнаженные нервы Достоевского, так много перенесшего в своей жизни, буквально содрогались от малейшего прикосновения грубой действительности.

Вот почему жизнь его спутницы нередко становилась житием, и ежедневное общение с Достоевским требовало от Анны Григорьевны настоящего подвижничества. Медовый месяц Достоевского неожиданно оканчивается катастрофой писателя вновь, как и во время первых заграничных поездок в 1862 и 1863 гг., затягивает безжалостная и бездушная рулетка. Простой житейский мотив — выиграть «капитал», чтобы расплатиться с кредиторами, прожить не нуждаясь несколько лет, а самое главное — получить, наконец, возможность спокойно поработать над своими произведениями, — за игорным столом утрачивал свой изначальный смысл. Порывистый, страстный, стремительный Достоевский отдается безудержному азарту. Игра в рулетку становится самоцелью. Страсть к рулетке ради самой рулетки, игра ради ее сладостной муки объясняются характером, «натурой» писателя, склонного часто заглядывать в головокружительную бездну и бросать вызов судьбе. Анна Григорьевна быстро разгадала «тайну» рулеточной лихорадки писателя, заметив, что после большого проигрыша Достоевский принимался за творческую работу и набрасывал страницу за страницей. Анна Григорьевна не ропщет, когда Достоевский закладывает буквально все, даже обручальное кольцо и ее серьги. Она не жалела ничего, ибо знала:

Но лишь божественный глагол / До слуха чуткого коснется, / Душа поэта встрепенется, / Как пробудившийся орел.

И тогда неукротимая тяга Достоевского к творчеству преодолеет все соблазны, сильнее разгорится очистительное пламя его совести — «как мне было за него больно, это ужасно, как он мучается», — в котором переплавляется его внутренний мир.

Так и случилось, и Анна Григорьевна своим непротивлением сумела излечить Достоевского от его страсти. В последний раз он играл в 1871 г., перед возвращением в Россию, в Висбадене. 28 апреля 1871 г. Достоевский пишет Анне Григорьевне из Висбадена в Дрезден: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет (или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами) я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же всё кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой, и теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это. А стало быть, дело лучше и скорее пойдет, и Бог благословит! Аня, сохрани мне свое сердце, не возненавидь меня и не разлюби. Теперь, когда я так обновлен — пойдем вместе и я сделаю, что будешь счастлива!»

Клятву свою Достоевский сдержал: он действительно навсегда оставил рулетку (хотя впоследствии он четыре раза ездил один для лечения за границу) и действительно сделал Анну Григорьевну счастливой. Достоевский прекрасно понимал, что своим освобождением от власти рулетки он обязан прежде всего Анне Григорьевне, ее великодушному терпению, всепрощению, мужеству и благородству. «Всю жизнь вспоминать это буду и каждый раз тебя, ангела моего благословлять, — писал Достоевский Анне Григорьевне. — Нет, уже теперь твой, твой нераздельно, весь твой. А до сих пор наполовину этой проклятой фантазии принадлежал».

Но Анна Григорьевна не случайно почувствовала, что рулетка стимулирует литературную работу писателя. Достоевский сам тесно связывал свои творческие импульсы с «проклятой фантазией». В письме из Bains-Saxon, извещая об очередном проигрыше, Достоевский благодарит это несчастье, так как оно невольно натолкнуло его на одну спасительную мысль: «...Давеча мне хоть и мерещилось, но я все-таки окончательно еще не выяснил себе эту превосходную мысль, которая мне пришла теперь! Она пришла мне уже в девять часов или около, когда я проигрался и пошел бродить по аллее (точно так же, как и в Висбадене было, когда я после проигрыша выдумал Преступление и наказание и подумал завязать сношение с Катковым...)».

Изматывающая игра на рулетке содействовала процессу «срастания» Достоевского и Анны Григорьевны, и в письмах последующих лет Достоевский будет повторять, что чувствует себя «приклеенным» к семье и не может переносить даже короткой разлуки.

Достоевский все больше привыкает к своей молодой жене, все больше узнает богатство ее натуры и замечательные черты ее характера, а Анна Григорьевна, даже после очередного проигрыша мужа, записывает в своем стенографическом дневнике 1867 г.: «Мне в то время представлялось, что я бесконечно счастлива, что вышла за него замуж, и что это-то, вероятно, мне и следует за наказание. Федя, прощаясь, говорил мне, что любит меня бесконечно, что если б сказали, что ему отрубят за меня голову, то он сейчас бы позволил, — так он меня сильно любит, что он никогда не забудет моего доброго отношения в эти минуты».

Анна Григорьевна всю жизнь считала своего мужа милым, простым и наивным человеком, с которым надо обращаться как с ребенком. Сам же Достоевский именно в этом видел проявление настоящей любви и писал из Германии ее матери, А.Н. Сниткиной: «Аня меня любит, а я никогда в жизни еще не был так счастлив, как с нею. Она кротка, добра, умна, верит в меня, и до того заставила меня привязаться к себе любовью, что, кажется, я бы теперь без нее умер».

Анна Григорьевна и в дальнейшем, все четырнадцать лет брака, не обманула доверия уже утомленного жизнью писателя — была преданной, терпеливой и умной матерью его детей, самоотверженной помощницей и глубочайшей почитательницей его таланта. Человек деловой, практический, она была полной противоположностью детски наивному в денежных делах Федору Михайловичу. Она не только героически оберегала мужа от неприятностей, но и решалась на активную борьбу со множеством подчас жуликоватых кредиторов-вымогателей.

Освобождая мужа от тяжести денежных забот, она спасала его для творчества, и если принять во внимание, что на время их брака приходятся все великие романы и «Дневник писателя», то есть значительно больше половины написанного Достоевским за всю жизнь, то вряд ли можно переоценить ее заслуги. Важно и другое: через руки Анны Григорьевны — стенографистки и переписчицы — прошли «Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя» со знаменитой Пушкинской речью. Анна Григорьевна была безмерно счастлива тем, что свой Достоевский посвятил ей. В этом — документальное, для всего мира, признание ее огромного труда.

В год смерти Достоевского Анне Григорьевне исполнилось 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченой. Когда ее спрашивали, почему она вторично не вышла замуж, она искренно возмущалась: «Мне это казалось бы кощунством», а затем шутила: «Да и за кого можно идти после Достоевского? — разве за Толстого!». Анна Григорьевна целиком посвящает себя служению великому имени Достоевского и можно смело утверждать, что ни одна жена писателя не сделала столько для увековечения памяти своего мужа, для пропаганды его творчества, сколько сделала Анна Григорьевна. Прежде всего, семь раз выпустила полные (по тем временам, конечно) собрания сочинений Достоевского (первое издание — 1883 г., последнее — 1906 г.), а также неоднократно издала целый ряд отдельных произведений писателя. Из «достоевских» мемориальных дел, осуществленных Анной Григорьевной, кроме выпуска его произведений, самым весомым является организация в Старой Руссе церковно-приходской школы имени Ф.М. Достоевского для бедных крестьянских детей с общежитием для учащихся и учителей.

Незадолго до смерти Анна Григорьевна говорила врачу 3.С. Ковригиной: «С чувством надо бережно обращаться, чтобы оно не разбилось. Нет в жизни ничего более ценного, как любовь. Больше прощать следует — вину в себе искать и шероховатости в другом сглаживать. Раз навсегда и бесповоротно выбрать себе Бога и служить ему на протяжении всей жизни. Я отдала себя Федору Михайловичу, когда мне было 18 лет . Теперь мне за 70, а я все еще только ему принадлежу каждой мыслью, каждым поступком. Памяти его принадлежу, его работе, его детям, его внукам. И все, что хоть отчасти его — мое целиком. И нет и не было для меня ничего — вне этого служения...»

С той поры, как 4 октября 1866 г. Неточка Сниткина пришла в квартиру писателя, не было ни одного дня в ее жизни, чтобы она не служила во славу Достоевского.

В конце XIX в. Анна Григорьевна начинает работу по созданию собственных мемуаров, посвященных ее жизни с Достоевским. В 1894 г. она приступает к расшифровке своего стенографического дневника 1867 г. Однако при жизни Анна Григорьевна не напечатала этот дневник, как не опубликовала ни воспоминаний своих, ни свою переписку с мужем, считая это просто нескромным. Но важно даже не это. Самое главное заключалось в том, что когда Анна Григорьевна, встретившись с Л.Н. Толстым в феврале 1889 г., говорила ему: «Мой дорогой муж представлял собою идеал человека! Все высшие нравственные и духовные качества, которые украшают человека, проявлялись в нем в самой высокой степени. Он был добр, великодушен, милосерд, справедлив, бескорыстен, деликатен, сострадателен — как никто!» — она была абсолютно искренна. Чем дальше уходило время, тем больше оставался Достоевский именно таким в ее памяти: и когда она в 1894 г. приступила к расшифровке своего заграничного стенографического дневника, и когда стала готовить к печати свою переписку с мужем, и когда начала в 1911 г. писать свои «Воспоминания». В начале двадцатого века к этому добавилась и слава Достоевского. Именно тогда Анна Григорьевна осуществляет свою давнишнюю мечту: создает при Московском историческом музее «Музей памяти Федора Михайловича Достоевского» и выпускает .

Анна Григорьевна признавалась своему первому биографу Л.П. Гроссману: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах девятнадцатого. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».

Таким же родным показался Анне Григорьевне молодой композитор Сергей Прокофьев, написавший оперу по роману Достоевского «Игрок». Когда они прощались — это было 6 января 1917 года — С.С. Прокофьев попросил ее написать что-нибудь в его памятный альбом, но предупредил, что альбом на тему о солнце и писать в нем можно только о солнце. Анна Григорьевна написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский. А. Достоевская».

До самой смерти Анна Григорьевна трудилась над продолжением своего библиографического указателя и мечтала только об одном — чтобы ее похоронили в Петербурге, в Александро-Невской лавре, рядом с Достоевским. Но случилось так, что Анна Григорьевна умерла в Ялте 9 (22) июня 1918 г. Через пятьдесят лет ее внук, Андрей Федорович Достоевский, выполнил ее последнее желание — перенес ее прах из Ялты в Александро-Невскую лавру. На могиле Достоевского с правой стороны надгробия можно увидеть теперь скромную надпись: «Анна Григорьевна Достоевская. 1846—1918».