«Берегись бед, пока их нет!»

(Русская народная пословица)

Цель: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти ни помощь людям.

Ход классного часа

I . Вступительное слово

Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экс-тремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.

Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»

Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (на доске)

В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?

  • Пожар мы быстро победим, позвонив по 01.
  • Если видишь: на дороге случилась беда - незамедлительно звони по 02.
  • Стало плохо человеку - ты не медли, не реви. Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03.
  • Коль почувствовал запах газа в квартире, К телефону беги и звони 04.

Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения. А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и дру-гим людям. А значит, сможет стать спасателем.

II . Электроприборы

Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек! Перечислим некоторые из них. В этом нам поможет

Кроссворд «Электроприборы»

  1. Только я, только я, Я на кухне главная. Без меня, как ни трудитесь, Без обеда насидитесь. (Электроплита)
  1. Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
  1. На столе, в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружок - Развеселый огонек. (Лампа)
  1. Посмотри на мой бочок, Во мне вертится волчок, Никого он не бьет, Быстро крем вам собьет. (Миксер)
  1. Два соседа колеса Собирают голоса, Друг от друга тянут сами Поясочек с голосами. (Магнитофон)
  1. Не радио, а говорит, Не театр, а показывает. (Телевизор)

Какое ключевое слово получилось? (Опасно) - А какую опасность они представляют? (Ответы детей) - Обращаться с электричеством надо уметь! - Чего ни в коем случае нельзя делать? (Ответы детей)

  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
  • Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
  • Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
  • Электричество не терпит соседства с водой.

III . Правила пожарной безопасности

Что еще является причиной пожара? (Ответы детей)

  1. Разведение костров без взрослых.
  2. Повреждение электрического провода, короткое замыкание.
  3. Зажигание свечей на елках.
  4. Курение.

Загадки-предостерегалки:

  1. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка - маленькая … (спичка)
  2. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
  3. Он для всех опасен нас, называют его … (газ)

Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей, учитель подводит итоги).

I V. «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »

Идут на улице люди - на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.

1. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар) 2. Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? (Проезжая часть) 3. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую) 4. Что означают цвета светофора? 5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? 6. О чем говорят эти дорожные знаки?

Подземный пешеходный переход - Надземный пешеходный переход - Дети - Въезд запрещен - Велосипедная дорожка - Движение пешеходов запрещено

  1. Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)

Вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.

V.

В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок.

  • Вспомните сказку « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).
  • « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).
  • «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)

Правила поведения с незнакомцами

  1. Старайся избегать разговоров. Если говоришь - будь вежлив.
  2. Не садись в машину к незнакомцу.
  3. Не играй по дороге из школы домой.
  4. Не играй в темное время на улице.
  5. Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
  6. Не впускай незнакомых людей в квартиру.
  7. Если потерял ключ - скажи об этом родителям.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник - он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва.

Позвони скорей 02!

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо: «Нет!».

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет -

Отвечайте твердо: «Нет!».

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен: «Нет!».

VII. Правила поведения на весенних водоемах

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Как и огонь может быть человеку и другом, и врагом, вода тоже может стать и другом, и причиной очень больших неприятностей, даже горя.

Загадка. Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)

Что такое паводок? (Подъем воды из-за оттепели) - Какие правила надо соблюдать во время паводка?

    Не ходить на реку без взрослых.

    Не играть на берегу реки.

    Средства для плавания (лодки) должны быть исправны.

    Человек! Ты - не пингвин,

    Не гуляй один средь льдин!

    Не ходи весной по льду,

    Можешь ты попасть в беду -

    В лунку или полынью -

    И загубишь жизнь свою.

    В тех местах, где бьют ключи,

    И бегут к реке ручьи,

    Или где стоит завод -

    Знай, что там непрочен лед!

VII. Народная мудрость

В старину, когда не было всех этих спецслужб, люди старались сами обезопасить себя. Они верили в Бога, молились ему, просили о помощи. Но люди заметили, что каждый человек должен отвечать за свою жизнь и благополучие близких.

Народная мудрость отразилась в пословицах и поговорках:

    Береженого Бог бережет.

    На бога надейся, а сам не плошай.

    Осторожность - мать безопасности.

    Не всякий встречный друг сердечный.

    Не зная броду, не суйся в воду.

    Любопытной Варваре нос оторвали.

    Не всякая находка - клад.

    Держи язык за зубами.

    Мир не без добрых людей.

    В детстве не научишься - всю жизнь намучишься.

    Дурной пример заразителен.

    Хорошее повторять не грех.

    С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.

    Один за всех, все за одного.

    Что в воду упало, то пропало.

    Не всякому верь, запирай крепче дверь.

    Не дразни собаку - не укусит.

    Берегись бед, пока их нет.

X. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя

Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Стадия проекта:

Проект реализован

Задачи проекта:

1. Создать условия для активного вовлечения детей в информирование по безопасности;
2. Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения, осознанного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
3. Использовать практический подход к овладению знаниями дорожной, пожарной безопасности;
4. Организовать экскурсионную деятельность, информационное обеспечение;
5. Повысить компетентность взрослых в вопросах безопасности детей в окружающей жизни;
6. Привлечь семьи к участию в акциях.

Достигнутые результаты:

Созданы условия для вовлечения детей в информирование по безопасности;
Организованы системы мероприятий, направленных на повышение безопасности;
Проведено более 5 акций и 10 встреч в течении реализации проекта

Социальная значимость проекта:

Детство– важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации, особенно когда детей оставляют дома одних. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема особенно актуальна. В старину говорили: берегись бед, пока их нет, но дети нас не слышат. Дети нас видят и действуют вместе с нами. Вовлечение детей в информирование сверстников и взрослых, получение знаний по безопасности через акции, листовки, экскурсии даёт видимый положительный результат.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Состоялись акции по безопасности:
«Безопасные окна»
«Безопасность на водных объектах»
«Осторожно, огонь!»
«Засветись! Стань заметней на дороге!»
«От поколения к поколению»

Обсуждение проблемных ситуаций в клубе «Безопасность»:
«Если ты один дома»
«Безопасное поведение на улице»
«Огонь - друг или враг»
«Чтобы не было беды»
«Как не потеряться»
«Собака, собака, ты чья?"
«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
«Как вести себя в транспорте»
«Зачем нужны дорожные знаки»
«Опасные ситуации»
«Какие они разные - дорожные знаки».

Старинное русское слово "оберег" ныне почти забыто. А жаль! Можно ли лучше передать смысл понятия - беречь, охранять. "Талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней, для разрушения вредных чар..." - так толкует слово "оберег" В. И. Даль.
Сегодня оберегом, талисманом, амулетом мы считаем, как правило. драгоценные камни. А вот наши предки-язычники использовали в этом качестве и всевозможные украшения из металла и дерева, вышитые нитками и бисером элементы одежды. При этом защищающее, охранительное значение имели символы и рисунки, которые изобразил художник. Носились такие украшения чаще всего на груди, чтобы закрывали сердце. Таковы были, к примеру, гривны - массивные украшения из золотой или серебряной проволоки. Изображались на них чаще всего солнце и луна, земля, вода, птицы, растения. Носили гривны и мужчины.
Символические изображения природных стихий сопровождали вступающих в брак. На свадебных оберегах можно было видеть картины засеянной земли, птиц в гнезде, цветущих растений - они должны были охранять будущую семью от дурного глаза, способствовать достатку семьи, появлению здоровых детей.

См. также:

В старинных головных уборах те же изображения солнца, деревьев, птиц. Сами названия уборов звучат "по-птичьи": кокошник от "кокошь" - петух, кичка - утка и т.п.
Особенно много украшений-оберегов располагалось в старину на шее и вокруг ворота одежды: считалось, что это наиболее уязвимые части тела. Защитить человека от злых стихий должны были "посредники" между мирами людей и духов: русалки, грифоны. Их изображения чаще всего встретишь на подвесках к головным уборам.
Оказывается, и старинная русская вышивка имела значение оберега! Не случайно она располагалась чаще всего на вороте или вокруг него, а также на рукавах, по подолу юбки: тут магический узор служил не только защитой, но как бы придавал бОльшую силу рукам и ногам земледельцев.
Если уж у одежды искали защиты наши предки, то что говорить о растениях, которые поддерживали их жизнь с самого рождения, - и кормили, и поили, и лечили!
Еще задолго до восхода солнца отправлялись в луга и леса за травами деревенские колдуны, знахари и ворожеи. Им были известны травы и коренья на все случаи жизни.
Защиту от злых сил, бесовских чар сулили чернобыльник, зверобой. Девушки вплетали чернобыльник в венки, втыкали в стены домов и коровников, ставили у дверей, чтобы загородить путь злым ведьмам. Зверобой нужно было собирать в темноте, до рассвета, а на "купалье" плели из него венок и плясали в нем у костра. Затем венок высушивали и вешали в доме - верили, что он в течение всего года будет охранять дом от порчи.
Белена, переступень, живучка, считалось, обладали способностью защитить от молнии, града, предотвратить засуху или наводнение.
Вербена, сельдерей и валериана, по поверьям, обеспечивали богатство, любовь, почести и покровительство сильных мира сего. Мазью, приготовленной из вербены, которую собрали в ночь на Ивана Купалу, натирали тело, что якобы способствовало получению всего желаемого.
Уходят в прошлое модные еще вчера научные теории, опровергаются еще вчера бесспорные истины... Но завтрашний студент, отправляясь на экзамен, как и его прадед, положит на всякий случай медный пятак под пятку - а вдруг оберег поможет? Прохожий, которому перебежала дорогу черная кошка, спрячет в кармане "кукиш"... Живучи суеверия!

Ольга Данилина
(Приложение "Хозяюшка" к журналу "Крестьянка" 4/93)

Проект по пожарной безопасности

«Берегись бед, пока их нет»

Кузнецова Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево”

Тип проекта – краткосрочный, ознакомительно-ориентированный

Срок реализации – 1 месяц

Возраст детей – 5 – 6 лет

Участники проекта – дети, воспитатели, родители.

Проблема

Почему сгорел дом на соседней улице?

Почему все чаще происходят пожары?

Актуальность проблемы:

1. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем (на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей) .

2. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, их любопытство ставит ребенка перед реальной опасностью пожара.

3. У детей пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Цель проекта

Подвести детей к пониманию того, что в случае неосторожного обращения с огнём или электроприборами может произойти пожар.

Задачи проекта

Для детей:

1. Дать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.

2. Формировать умения осознанного выполнения правил противопожарной безопасности.

3. Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.

Для педагогов:

1. Повысить профессиональную компетентность через поисково – аналитическую деятельность по теме проекта.

Для родителей:

1. Информировать родителей о противопожарной безопасности.

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс.

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство детей с полезными и опасными сторонами огня.

2. Овладение детьми знаниями, умениями и навыками по пожарной безопасности.

3. Сформированность у детей заботливого отношения к себе, к людям, к миру.

4. Информированность родителей о противопожарной безопасности.

5. Повышение родительской активности в воспитательном процессе ДОУ.

Принципы реализации проекта

1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожара.

2. Целенаправленное изучение правил безопасного поведения во время пожара.

3. Формирование новых знаний и навыков в области пожарной безопасности на базе имеющихся (принцип креативности) .

4. Проявление заботы о здоровье и его безопасности (принцип гуманизации) .

Подготовительный этап

Мероприятия:

1. Убеждение участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.

2. Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.

3. Подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности.

4. Проведение опроса детей, анкетирование родителей – «Дом – это моя крепость?».

Реализация проекта с детьми. Основной этап

Непосредственная образовательная деятельность познавательного цикла.

Чтение произведений С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», К. И. Чуковский «Путаница».

Эксперименты, опыты с огнём.

Игровая деятельность, с/р игра «Пожарные», сл. игра «Закончи фразу».

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме).

Дидактическая игра «Помоги пожарному».

Театральная деятельность, инсценировка сказки «Кошкин дом».

Экскурсии по детскому саду.

Наблюдения за работой пожарных.

Тренировки по эвакуации.

КВН «Юные пожарные»

Реализация проекта с родителями

КОНСУЛЬТАЦИИ

«Как уберечь ребенка от беды? »; «Безопасность дома»

ПАПКИ – ПЕРЕДВИЖКИ – «Как спасти себя при пожаре? »

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ – «Опасности дома»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Не играй с огнем» (плакат рисунков)

«Огонь-друг, огонь – враг» (досуг)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА- «Убережем детей от беды»

Результаты проекта. Заключительный этап

Сформированы у детей:

1. представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;

2. желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;

3. знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.

У родителей:

положительное отношение к знакомству детей с противопожарной безопасностью.

Продукты проекта

1. Создан альбом детских рисунков по пожарной безопасности.

2. Оформлена подборка наглядного материала, художественной литературы для детей.

3. Созданы презентации для детей: «Убережем детей от беды», «Пожарные», «Пожар в лесу».

4. Оформлена подборка наглядной агитации для родителей.

МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Проект
ТИП ПРОЕКТА - исследовательский
ВИД ПРОЕКТА – краткосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА – воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги ДОУ.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА – воспитатели старшей группы
Бец Наталья Николаевна , Мочалова Татьяна Дмитриевна
Актуальность
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?

Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:
-Тренировать детей в запоминании предметов и ситуаций, опасных для жизни и здоровья, познакомить с последствиями неосторожного обращения с ними.
-Уточнить и систематизировать знания детей о поведении в быту.
-Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе усиления безопасного поведения в быту.
-Познакомить с особенностями службы спасения и выучить их телефоны.
-Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Предполагаемые результаты:
-Дети расширят свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице и в опасных для жизни и здоровья, ситуациях;
- Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами);
- Получат представления о службах спасения

Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

Этапы реализации проекта

этапы содержание участники
Подготови
тельный Рассматривание плакатов на тему: «Безопасность дома», «Безопасность на улице».
Беседы с детьми:
-«Если ты один дома»
-«Опасные предметы»
Дидактические игры:
-«Загадки и отгадки»
-«1-2-3 опасность назови»
Художественная литература:
«Кошкин дом»
«Волк и семеро козлят»
«Кот,петух и лиса»
«Гуси – лебеди»
«Заюшкина избушка»
Воспитатели, дети, родители
Основной Беседы с детьми:
-«Домашние электроприборы»
-«Пожароопасные предметы»
-«Хранение опасных предметов»
-«Чужие и опасные люди»
-«Как позвать на помощь»
Экскурсии:
-В скорую помощь
-В пожарную часть
-В газовую службу
Дидактические игры:
-«Спасатели»
-«Что для чего»
-«Да или нет»
-«Четвёртый лишний»
-«Какие действия могут привести к пожару»
-«Добрый и злой огонь»
-«Службы спасения»
Тематические занятия:
-«Использование и хранение опасных предметов»
-«Контакты с незнакомыми людьми»
-«Пожароопасные предметы»
-«Опасные ситуации»
-«Как вызвать службу спасения»

Художественная литература:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«торопливый ножик»
«Катауси и Мауси»К.Чуковский
«Сказка о глупом мышонке»С.Маршак
«Пожар». «Пожарные собаки»Л.Толстой.
«Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б.Житков
«01», «02» ,«03» Л.Зильберг
Воспитатели, дети
Заключительный 1. Дидактические игры:
-«Можно - нельзя»
-«Где хранить предметы»
-«Помоги сказочным героям»
-«Доскажи словечко»
-«Спасатели»
2. Итоговое мероприятие
Итоговое занятие «Научим героев сказок вести себя правильно»
3.Презентация проекта для педагогов на районном методическом объединении воспитателей старших групп
Воспитатели, дети
Работа с родителями:
- Консультация «Правила безопасного поведения дома»
- Встреча с родителями героических профессий
- Рисование на тему «Безопасность»,
- Проблемно-игровая ситуация «Откуда может прийти беда»
Педагоги, родители, дети
Продукт проекта
-Фотовыставка «Пожароопасные предметы»
- Альбом «Берегись бед, пока их нет»
Педагоги, родители, дети

Используемая литература:
Борзова В. В. Правила безопасности, 1999 г.
Тимофеева Лилия Львовна, Формирование культуры безопасности. Учебно-практическое пособие, 2013 г.
Шипунова Вера Александровна ОБЖ. Опасные предметы и явления. Методическое пособие, 2000 г.
Шорыгина Т.А.Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице, 2012 г.