(Berlioz, Hector) (1803-1869), французский композитор-романтик, новатор в области мелодики, формы, оркестрового письма, блестящий дирижер и музыкальный критик.
Жизнь. Человек, которому, по выражению Вагнера, было суждено стать "спасителем высокого музыкального искусства своего времени", Луи Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 км на северо-запад от Гренобля, в исторической области Дофине на юго-востоке Франции. Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, и сам занимался с мальчиком как музыкой, так и латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой, но не фортепиано, которое редко можно было увидеть в далеких горах Дофине. Скоро стало ясно, что музыка для сына врача - не прихоть, а призвание. Уже в 12 лет Гектор сочинял для местного любительского ансамбля, и в этих попытках сразу обнаружилась своеобразие мелодического мышления - врожденное качество будущего композитора. Известно, что вторая тема увертюры Тайные судьи (Les Francs-Juges, 1826) и начало первой части Фантастической симфонии (Symphonie fantastique, 1830) были заимствованы автором из его юношеских сочинений. Доктор Берлиоз хотел, чтобы его сын получил медицинское образование, и с этой целью в 1821 отправил его в Париж. Некоторое время юноша действительно посещал лекции на медицинском факультете. Но все свободные часы он проводил в консерваторской библиотеке, изучая партитуры, и в оперном театре, где подрабатывал клакером. Вскоре он стал учеником Лесюэра, достаточно известного композитора: Берлиоз сочинял под его руководством романсы, кантаты, мессы, а также писал статьи на музыкальные темы. Тогда же он делал попытки добиться разрешения родителей на окончательный переход в консерваторию. Эта борьба длилась около пяти лет. За это время Берлиоз, продолжая занятия в консерватории с Рейхой и Керубини, завоевал сначала вторую, а потом и первую Римские премии, присуждавшиеся молодым композиторам. К 1830 (год триумфа - присуждения ему первой Римской премии) Берлиоз уже открыл для себя мир музыки Бетховена и мир драмы Шекспира, стал автором мессы, двух оркестровых увертюр, драматической фантазии Буря (The Tempest) по Шекспиру, Восьми сцен из "Фауста" (Huits scenes de Faust) (по Гете), вокального цикла на стихи Томаса Мура и краеугольного камня новой романтической музыки - Фантастической симфонии. Хотя Берлиоз уже привлек к себе всеобщее внимание в Париже благодаря исполнению некоторых из вышеперечисленных сочинений и имел весьма вескую причину оставаться в городе - он обручился с юной Камиллой Мок (блестящей пианисткой, впоследствии мадам Плейель), он все-таки покинул Францию и направился в Рим, где по условиям консерваторской премии мог провести два года, живя вместе с другими стипендиатами на полном обеспечении. В Италии Берлиоз познакомился с Феликсом Мендельсоном, который вызвал у него чувство глубокой симпатии и восхищения. Благодаря мудрой снисходительности художника О.Верне, директора Французской академии в Риме, Берлиоз получил разрешение вернуться в Париж раньше положенного срока (через 18 месяцев вместо 24) и сразу же приступил к осуществлению того замысла, который ощущал как свое призвание. В автобиографических записках он называет это своей "Тридцатилетней войной против профессоров, рутинеров и глухих к музыке". Если не обращать внимание на насмешливый тон, деятельность Берлиоза можно охарактеризовать как пропаганду во всей Европе "драматического" стиля бетховенских симфоний, а также тех новых принципов симфонизма, которые сложились в творчестве самого Берлиоза и, возможно, являлись естественным следствием его самобытного мелодического дара. Гармония, полифония, формы - все подвергалось пересмотру с целью соответствия, с одной стороны, новому исходному материалу - необычно длинным и гибким мелодическим линиям, а с другой - принципиально новой трактовке тембра как неотъемлемого компонента музыкальной мысли. В период между возвращением из Рима (1832) и последней большой концертной поездкой в Россию (1867) Берлиоз создал те сочинения, которые вместе с ранней Фантастической симфонией составляют основной корпус образцов, раскрывающих суть его эстетической системы. Музыка Берлиоза безошибочно узнаваема по характерным мелодическим построениям, но каждая из его партитур имеет свой стилистический облик. И дело не просто в чередовании творческих периодов в жизни композитора; в данном случае разнообразие приемов наглядно демонстрирует основополагающий драматический характер его музыки, непосредственную связь музыки Берлиоза с избираемыми темами, программами, литературными источниками. Духовными наставниками Берлиоза были Глюк, Вебер и Бетховен; он черпал вдохновение из творений Шекспира, Гете и Вергилия: его Энеиду Берлиоз знал наизусть и позже создал на ее сюжет свой поздний шедевр - оперу Троянцы (Les Troyens). Личная жизнь Берлиоза омрачалась рядом горестных событий, о которых он подробно рассказывает в своих замечательных Мемуарах (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон, заключенный в 1833, закончился разводом в 1843 (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после ее смерти Берлиоз женился на певице Марии Ресио, скоропостижно скончавшейся в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Правда, Берлиоз был счастлив в дружбе. Хотя с Берлиозом бывало нелегко сойтись, все же такие люди, как Лист, де Виньи, Гизо, Сент-Бев и Вагнер, отдавали должное мощи и цельности его натуры. Переписка Берлиоза с крупнейшими художниками свидетельствует о его терпимости к разным людям и идеям. Но все-таки не литература, а музыка - любовная сцена из Ромео и Джульетты (Romeo et Juliette), Пасхальный гимн из Осуждения Фауста (La Damnation de Faust), септет из Троянцев - открывает нам глубины этого несравненного ума.
Музыкальные произведения. Список сочинений, в полной мере представляющих стиль композитора и основные формы и жанры его творчества, выглядит следующим образом (в хронологическом порядке): Фантастическая симфония (1830), Гарольд в Италии (Harold en Italie, 1834), Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini, 1836), реквием (1837), Ромео и Джульетта (1839), Траурно-триумфальная симфония (Symphonie funebre et triomphale, 1840), Летние ночи (Les nuits d"et, 1841), Осуждение Фауста (1846), Te Deum (1839), Детство Христа (L" Enfance du Christ, 1854), Троянцы (1858), Беатриче и Бенедикт (Batrice et Bndict, 1862). Вышеперечисленные произведения, к которым можно присоединить полдюжины симфонических увертюр и столько же вокальных циклов, Берлиоз исполнял по всей Европе, часто вставая за дирижерский пульт. В период между 1842 и 1867, когда композитор перестал выступать, он совершил ряд концертных поездок по Германии, несколько раз посетил Англию, два раза - Россию, составляя репертуар преимущественно из Бетховена, Глюка, Вебера и собственных произведений. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои интуитивные художественные открытия. Суть некоторых из них изложена в его Трактате о современной инструментовке и оркестровке (Grand trait de l"instrumentation et orchestration moderne, 1844; 1855). Он также написал очерк об искусстве дирижирования - Дирижер оркестра (Les chef d"orchestre).
Литературные труды. В промежутках между сочинением, дирижированием и организацией концертов Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь, что представляло нелегкую задачу в условиях музыкальной жизни того времени: публика отдавала предпочтение солистам-виртуозам, которые исполняли популярные или "блестящие" пьесы. Берлиоза выручала журналистика: он был музыкальным обозревателем весьма влиятельной газеты "Журналь де деба", и его статьи, выходившие по вторникам, составляли украшение этого издания. Написанные живо, остроумно, с глубоким знанием предмета, исполненные чувства и мысли, отзывы Берлиоза о важных явлениях музыкальной культуры до сих пор читаются с интересом. Собрание его литературных сочинений занимает десять томов. Один из них - сборник новелл Вечера с оркестром (Les soires de l"orchestre), стал бестселлером в 1853.
ЛИТЕРАТУРА
Хохловкина А. Берлиоз. М., 1966 Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967 Берлиоз Г. Избранные письма, тт. 1-2. М., 1984-1985

  • - 1) В «Илиаде» троянский герой, предводитель в Троянской войне, старший сын царя Трои Приама и Гекубы...

    Астрономический словарь

  • - в мифах древних греков сын царя Трои Приама и Гекубы. Прославился на десятом году Троянской войны, он возглавил боевые действия троянцев, отличаясь силой и геройством...

    Исторический словарь

  • - троянский герой, старший сын царя Приама и Гекубы, муж Андромахи; возглавил троянское войско в борьбе с греками, погиб в поединке с Ахиллом...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - центральный персонаж поэмы Гомера «Илиада» . Сын царя Трои Приама, отца пятидесяти сыновей и пятидесяти дочерей. Муж Андромахи, дочери Гетиона, царя Фив, убитого Ахиллесам...

    Литературные герои

  • - Персонаж романа «Мастер и Маргарита», председатель МАССОЛИТа...

    Энциклопедия Булгакова

  • - французский композитор...

    Шекспировская энциклопедия

  • - Увы, не встанет Гектор новый, Сражен Ахиллом у стены, АБ902 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии...

    Музыкальный словарь

  • - у Гомера, старший сын троянского царя Приама и Гекубы, супруг Андромахи и отец Скамандрия. Величайший троянский герой в войне против ахейцев, Гектор оттеснил врагов к их кораблям и убил Патрокла...

    Энциклопедия Кольера

  • - Hector, Έκτωρ, старший сын Приама и Гекабы, вождь троянцев в Троянскую войну, пользующийся особым покровительством Аполлона. Ноm. Il. 2, 816...

    Реальный словарь классических древностей

  • - Гектор - замечательный французский композитор и музыкальный критик, род. в La Côte-St.-André 11 декабря 1803 г. Его отец был доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его в Париж...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Гектор Луи, французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции. Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека...
  • - Берлиоз Гектор Луи, французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции. Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский композитор, дирижер. Член Института Франции. Создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки...

    Большой энциклопедический словарь

  • - композитор, дирижер, музыкальный критик Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Музыка удваивает, утраивает армию...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - БЕРЛИОЗ Berlioz. Известный французский композитор. Аллюзия на персонаж "Мастера и Маргариты" Булгакова. Многих <поборников коллективизма> судьба известна - лагеря и пули. Они, ы, не думали...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"БЕРЛИОЗ Гектор" в книгах

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ 11 ДЕКАБРЯ 1803 - 8 МАРТА 1869АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: СТРЕЛЕЦНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ФРАНЦУЗМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ» (1830)ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: КАК АККОМПАНЕМЕНТ К ИЗМЫВАТЕЛЬСТВАМ МУЖА-САДИСТА ДЖУЛИИ РОБЕРТС В

Берлиоз

Из книги 111 симфоний автора Михеева Людмила Викентьевна

Гектор

Из книги Пророчества знаменитых ясновидящих автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Гектор Другое сбывшееся пророчество Кассандры – предвидение смерти ее брата Гектора. Правда, отважный царевич всегда лез в самое пекло, и с самого начала сражений было понятно, чем может обернуться такое безрассудство. Любящая его супруга Андромаха, приходившая

Как Гектор Берлиоз оценил русский хор, известный теперь как Санкт-Петербургская академическая хоровая капелла?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Гектор Берлиоз оценил русский хор, известный теперь как Санкт-Петербургская академическая хоровая капелла? Для музыкального сопровождения торжественной церемонии закладки крепости Санкт-Петербурх на Заячьем острове 16 мая 1703 года по приказу Петра I привезли из

Гектор Берлиоз (1803–1869)

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Гектор Берлиоз (1803–1869) Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств,

Гектор Берлиоз и Гарриэт Смитсон

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Гектор Берлиоз и Гарриэт Смитсон В сентябре 1827 года молодой композитор Гектор Берлиоз увидел в Париже знаменитую ирландскую актрису Гарриэт Смитсон и страстно, до безумия, влюбился в неё. Она пленила его своей грацией, обаянием, красотой. Гарриэт создавала на сцене

Гектор Луи Берлиоз

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Гектор Луи Берлиоз Гектор Луи Берлиоз, замечательный французский композитор и литературно-музыкальный деятель, появился на свет в 1803 году в Ла-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Его отец, будучи медиком, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Выполняя родительское требование,

Гектор

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Гектор Греческие мифы называют Гектора сыном последнего царя Трои Приама и его супруги Гекубы. Кроме Гектора, у них было еще несколько сыновей и дочерей: Парис, Деифоб, Кассандра, Поликсена и др.Гомер в своей «Илиаде» показал Гектора как одного из главных героев

Гектор

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Гектор (греч.) - троянский герой, старший сын царя Приама и Гекубы, супруг Андромахи, отец Астианакта. Представлен в «Илиаде» как могучий и благородный воин, доблестный полководец, почтительный сын, любящий муж и отец. Во время Троянской войны Г. возглавлял троянские

Гектор-Луи Берлиоз

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Гектор-Луи Берлиоз (1803-1869 гг.) композитор, дирижер, музыкальный критик Время – великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.Музыка удваивает, утраивает армию.Музыка – самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств.У меня

Берлиоз

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Берлиоз Гектор Луи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Гектор БЕРЛИОЗ (1803–1869) французский композитор

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Гектор БЕРЛИОЗ (1803–1869) французский композитор Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. * * * Бог - это Бог, а Бах - это Бах. * * * Одному из своих друзей, скверному оратору: Если ты будешь произносить речь на моих похоронах, то я предпочитаю

Из книги Собрание сочинений. Т.24. Из сборников:«Что мне ненавистно» и «Экспериментальный роман» автора Золя Эмиль

ГЕКТОР БЕРЛИОЗ Недавно я прочел книгу, которая глубоко взволновала меня: это - «Неизданная переписка Гектора Берлиоза». Я не собираюсь говорить о музыке, я в ней несведущ. Больше того, я хочу рассмотреть совсем особую проблему. Берлиоз занимает меня как гений, которого

ВОЛАНД И БЕРЛИОЗ

Из книги Шизо и Цикло [Присмотрись, кто рядом с тобой. Психологический определитель] автора Шильник Лев

Творчество Берлиоза - ярчайшее воплощение новаторского искусства. Каждое из его зрелых произведений дерзко взрывает основы жанра, открывает пути в будущее; каждое последующее непохоже на предыдущее.

Их не слишком много, как и жанров, привлекавших внимание композитора. Основные среди них - симфонические и ораториальные, хотя Берлиоз писал и оперы и романсы.

В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные неистовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставлениями - от небесного блаженства до адских оргий. Все подвластно перу композитора: человеческие страсти бушуют на фоне безмятежного пейзажа, фантастический мир духов, то светлых и прекрасных, то олицетворяющих зло, соседствует с картинами народной жизни, батальные сцены - с религиозными песнопениями.

И все это представлено в колоссальных масштабах: огромный оркестр, гигантский хор. Симфонии Берлиоза, насыщенные театральностью, выливались в небывалые формы, получали подзаголовки - фантастическая, драматическая.

Инструменты заменяли человеческие голоса, персонифицировались, превращались в героев, и одновременно в симфонию вводилось слово, в исполнении участвовали певцы, хор, части назывались сценами, число их разрасталось - симфония становилась театром.

Композитор, дирижер, критик, Берлиоз во всех сферах музыкальной деятельности с молодых лет находился в конфликте с окружающим миром и никогда не знал покоя. Его дерзкое новаторство ветречало насмешки, непонимание и, несмотря на поддержку передовых музыкантов, так и не получило настоящего признания прежде всего на его родине, во Франции.

Кумиры Берлиоза типичны для романтиков. Первый из них - Бетховен. Однако для французского композитора даже это оказалось вызовом общепринятым вкусам: ведь первое знакомство Парижа с симфониями Бетховена через год после смерти автора вызвало недоумение, неприятие и даже возмущение. Берлиоз пропагандировал творчество Бетховена как дирижер и критик и вместе с Листом дал благотворительный концерт в фонд памятника Бетховену в его родном Бонне.

Потрясением на всю жизнь для Берлиоза стало его знакомство с «Фаустом» Гёте и творчеством Шекспира. Сочинения этих авторов сопровождали композитора всю его творческую жизнь: от одного из первых сочинений, помеченного опусом 2, - 8 сцен из «Фауста» (1828-1829) до вершины зрелого периода - оратории «Осуждение Фауста» (1846), от драматической фантазии для оркестра и хора «Буря» (1830) до последней оперы «Беатриче и Бенедикт» (1862).

Как и другие романтики, Гектор Берлиоз страстно увлекался революционными идеями: обработал «Марсельезу» «для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах», посвятил героям Июльской революции монументальные композиции - Реквием и Траурно-триумфальную симфонию. И в то же время с юности восхищался Глюком, классические образы которого не слишком привлекали других романтиков.

В последние годы жизни Берлиоз сделал редакции опер Глюка и, не без влияния последнего, написал оперную дилогию на античный сюжет «Троянцы».

Жизнь Берлиоза была бурной, насыщенной страстями, конфликтами и вечной борьбой: за право стать музыкантом, за творческое признание, за любовь и возможность жениться, наконец, борьбой за существование. А начиналось все в сонном, консервативном провинциальном городке Кот-Сент-Андре близ Гренобля, где Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в семье преуспевающего врача.

Ничто не предвещало ни бурных событий, ни просто карьеры музыканта. В отцовском доме, как и во всем городе, не было фортепиано, и в детстве Берлиоз выучился играть на барабане, флейте и гитаре, а затем применял свое умение в любительских ансамблях и оркестрах на домашних балах. Не имея никакого музыкального образования, он в 15 лет пытался сочинять романсы и инструментальные ансамбли с участием флейты.

Теорию композиции Берлиоз изучал по книгам, а, отправившись в Париж в неполные 18 лет, поступил не в консерваторию, о которой мечтал, а в Медицинскую школу, чтобы продолжить семейную традицию.

Решение избрать карьеру музыканта привело к разрыву с семьей, лишившей юношу материальной поддержки.

«Несомненно, у меня хватило бы мужества бежать в Китай, я сделался бы скорее матросом, контрабандистом, пиратом, дикарем, но не сдался»

Вспоминал Гектор Берлиоз впоследствии.

Он подыскивал место флейтиста, работал хористом в театре, где выступал также в маленьких ролях в водевилях. В плохую погоду Берлиоз надевал деревянные галоши, вырезанные из поленьев, - изобретение приятеля, - а в хорошую любовался видами Парижа с Нового моста, обедая куском хлеба и горстью фиников.

Годы обучения в консерватории (1826-1830) ознаменовались острыми столкновениями с директором и профессорами-ретроградами, не способными понять новаторских устремлений дерзкого студента и отвергавшими его сочинения. Даже ценившие его педагоги по композиции (Франсуа Лесюэр) и контрапункту (Антонин Рейха) мало что могли дать юноше, поскольку были ориентированы на старые теории XVIII века.

За высшую консерваторскую награду - Римскую премию - Берлиоз боролся годами. Эта премия давала право на 4-летнее пребывание за рубежом за государственный счет; половину этого срока пансионеры жили в Риме на вилле Медичи. Условия конкурса были очень жесткими: молодых композиторов запирали в «ложу» Французского института - отдельную комнату, где они были заключены до окончания конкурсной кантаты.

Первую попытку Гектор Берлиоз сделал в 1826 году, но не был допущен к конкурсу, так как не смог написать фугу. Летом следующего года он представил кантату «Смерть Орфея»; она была признана неисполнимой. Еще год спустя его кантата «Эрминия» получила лишь вторую премию, не дававшую никаких прав. Один Лесюэр оценил Берлиоза:

«Этот молодой человек станет, я за это ручаюсь, великим композитором, который составит честь Франции… Он композитор великого таланта, который будет мастером в своем искусстве».

В 1829 году Берлиоз представил кантату «Смерть Клеопатры», в отчаянии воскликнув:

«Презирать себя настолько, чтобы конкурировать еще раз!»

Но премия не была присуждена никому из конкурсантов. Наконец, следующим летом композитор решил «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая», и 29 июля 1830 года закончил кантату «Смерть Сарданапала», которой и была единогласно присуждена Римская премия.

Берлиоз писал эту кантату в лихорадочной обстановке. До запертого в «ложе» композитора доносились ружейная пальба и гром пушек: в Париже началась Июльская революция - «Три Славных Дня», свергнувшая династию Бурбонов.

Берлиоз, закончив кантату, с пистолетом в руке кинулся на еще не разобранные баррикады, но бои уже прекратились, что повергло 26-летнего романтика в отчаяние:

«Это новая пытка, присоединившаяся к стольким другим…»

Главная из этих пыток - несчастная любовь, принявшая, как и всё у Берлиоза, колоссальные масштабы и потребовавшая упорной борьбы с родной семьей, с семьей возлюбленной и прежде всего с ней самой. Это повергало его, по собственным словам, в седьмой круг ада.

Генриетта Смитсон, 27-летняя актриса, приехала в Париж осенью 1827 года в составе английской труппы, знакомившей Францию с трагедиями Шекспира. Пленительная Офелия и Джульетта не обращала внимания на бурную страсть дерзкого воспитанника консерватории, к тому же бывшего моложе ее на 3 года.

Весной 1830 года Берлиоз, услыхав о каких-то неблаговидных поступках Генриетты, вновь увлекся (или, как он говорил, дал себя увлечь). На сей раз - пианисткой Камиллой Мок. Композитор сравнивал ее с «грациозным Ариелем», шекспировским духом воздуха, и посвятил ей фантазию «Буря», в которой хотел рассказать о своей любви оркестром в 100 человек и хором в 150.

К этому времени Берлиоз уже был автором значительных сочинений. Рубеж 20-30-х годов открывает зрелый период его творчества, охватывающий около 20 лет. Не случайно опусом 1 он пометил увертюру «Уэверли» (1827-1828), вдохновленную знаменитым романом Вальтера Скотта.

За ней последовали «Король Лир» по Шекспиру, «Роб Рой» по Вальтеру Скотту, «Корсар» по Байрону. Это был новый жанр программной концертной увертюры, только что (в 1826 году) созданный Мендельсоном.

Крупнейшее творение этих лет, Фантастическая симфония, являет собой настоящий манифест романтизма. История собственной любви, раскрытая в подробной программе, обросшая невероятными подробностями и завершающаяся инфернальной развязкой, впервые получает воплощение не в вокальном цикле или опере, а в симфоническом жанре.

Её премьера 5 декабря 1830 года вновь связала имя Берлиоза с «Тремя Славными Днями»: сбор с концерта предназначался жертвам Июльской революции. На премьере состоялась встреча с 19-летним Листом, блестящим пианистом, еще не проявившим себя ни как композитор, ни как дирижер, ни как критик, - встреча, положившая начало дружбе, длившейся многие десятилетия.

29 декабря 1830 года Берлиоз наконец отправился в Италию, на виллу Медичи. Через несколько месяцев он узнал о том, что Камилла Мок вышла замуж. Впоследствии в «Мемуарах» композитор описал, как решил вернуться в Париж и, переодевшись в платье горничной, явиться в дом к неверной возлюбленной, застрелить изменницу, ее мать, мужа, а затем себя. Если пистолеты дадут осечку, принять яд. Но в ожидании багажа, задержавшегося на итальянских дорогах, он передумал и, возвращаясь в Рим, сочинил историю о попытке утопиться в состоянии умопомрачения.

Итальянские впечатления - от природы и охоты, песен и танцев, обычаев горцев и римских карнавалов, встреч с паломниками и разбойниками - отразились во многих сочинениях Берлиоза.

Через 3 года Гектор Берлиоз вернулся на родину. 9 декабря 1832 года был исполнен новый вариант Фантастической симфонии и ее продолжение - «Лелио, или Возвращение к жизни».

Композитор послал билеты Генриетте Смитсон, и лишь после того, как она стала свидетельницей его триумфального успеха, рискнул представиться ей. Но ему понадобился еще почти год, чтобы окончательно сломить ее сопротивление, и только 3 октября 1833 года, так и не добившись согласия родителей на брак, Берлиоз женился на своей давней избраннице. Одним из свидетелей бракосочетания был Лист.

В маленьком деревенском домике на Монмартре, где композитор наслаждался семейным счастьем, он работал над второй симфонией, «Гарольд в Италии», не менее новаторской, чем Фантастическая. Тогда же он начал писать оперу «Бенвенуто Челлини», которая успеха не имела и выдержала лишь 4 представления. После такого провала он не обращался к оперному жанру более 20 лет.

Зато в 30-х-40-х годах композитор создал несколько шедевров в ораториальном и симфоническом жанрах. Едва закончив «Бенвенуто Челлини», Берлиоз за 3 месяца написал монументальный Реквием памяти жертв июльских событий 1830 года, исполненный в 1837 году под управлением автора.

3 года спустя для перенесения праха героев революции Берлиоз задумал Траурно-триумфальную симфонию, предназначенную для военного духового оркестра гигантского состава со струнными инструментами по желанию и хором в 200 человек в финале. Она прозвучала не в концертном зале, а под открытым небом, во время шествия по улицам к месту захоронения. Дирижером выступил сам Берлиоз в мундире национального гвардейца и с саблей вместо дирижерской палочки.

Не менее оригинальны симфония «Ромео и Джульетта» с участием 3 хоров и солистов, названная автором «драматической», и последнее крупное сочинение центрального периода - «Осуждение Фауста», жанр которого обозначен как драматическая легенда (1846).

К тому времени жизнь композитора изменилась. Не найдя применения своим силам в Париже, не имея возможности давать концерты, он в декабре 1842 года отправился в турне по Европе с молодой певицей Марией Ресио, красивой, но не очень талантливой оперной дебютанткой.

Имя Берлиоза уже известно за пределами Франции: в Лейпциге еще в 1837 году по совету Шумана исполнялась одна из его увертюр, Шуман написал статью о Фантастической симфонии, а в 1841 году Реквием с большим успехом прозвучал в Петербурге.

Во время гастролей в Германии Берлиоз встретился с Робертом и Кларой Шуман, обменялся дирижерскими палочками с Мендельсоном, слушал «Риенци» и «Летучего голландца» Вагнера, которые ему не понравились, беседовал с их автором.

Вернувшись в Париж, Гектор Берлиоз принял участие в нескольких грандиозных фестивалях. В 1844 году дирижировал хором в 1200 человек и оркестром с 36 контрабасами и 25 арфами на Промышленной выставке, в следующем году - в Олимпийском цирке на Елисейских полях, вмещающем более 5 тысяч человек. В одном из этих концертов, посвященном русской теме, Берлиоз исполнил произведения Глинки, о котором написал большую статью.

В октябре 1845 года композитор вновь отправился в большое турне, на этот раз по Австрии, Венгрии, Чехии, где встретил восторженный прием. В 1847 году состоялась его первая поездка в Россию. Берлиоз пробыл 3 месяца в Петербурге и Москве. Здесь его ждал творческий триумф и большие гонорары.

Менее успешно прошли гастроли в Лондоне. По возвращении композитора постигли сразу два удара: Генриетту разбил паралич, а вскоре умер отец. Политическая обстановка также не способствовала творчеству: революцию 1848 года Берлиоз не принял, а переворот 1851 года и установление империи Наполеона III, в отличие от передовых деятелей Франции, приветствовал.

Последнее 20-летие жизни и творчества Берлиоза резко отлично от центрального. Симфонических произведений он больше не пишет. Правда, 1853 год должен был принести симфонию Ля минор, но история ее ненаписания - одна из самых трагических страниц биографии композитора.

«Эта страница вгоняет в дрожь. Самоубийство не так печально» (Р. Роллан)

В «Мемуарах» Гектор Берлиоз подробно рассказал, как «услышал во сне симфонию, которую мечтал написать», однако, подумав о расходах, необходимых для ее исполнения, он «подавил в себе искушение, надеясь лишь на одно - забыть».

Продуктивность композитора резко падает. Теперь его волнуют совсем иные темы, чем в бурные романтические молодые годы. Как не похожи новые произведения на созданные в центральный период даже при обращении к тем же жанрам!

В духовном, вместо грандиозного драматического Реквиема - камерная по форме, идиллическая по духу оратория «Детство Христа». В оперном, вместо кипящего жизнью, дерзко авантюрного «Бенвенуто Челлини» - строгая, классичная, написанная на традиционный античный сюжет дилогия «Троянцы», и непритязательная, без намека на какую-либо глубину, комедия «Беатриче и Бенедикт».

Последние 7 лет композитор не пишет ничего. Основная деятельность Берлиоза в 50-е-60-е годы - дирижерская: неоднократные поездки в Лондон, по городам Германии, на организованную Листом «Берлиозовскую неделю» в Веймаре, на почти ежегодно проводимый фестиваль в Бадене, где исполняются отрывки из «Осуждения Фауста» и «Троянцев» и с огромным успехом проходят «Ромео и Джульетта» и «Беатриче и Бенедикт».

Его домашняя жизнь становится все печальнее. В 1854 году умирает жена. Она

«была арфой, звуки которой примешивались ко всем моим концертам, моим радостям, моим скорбям и на которой я, увы, порвал столько струн… Я не мог ни жить с ней, ни оставить ее…»

Через 7 месяцев Гектор Берлиоз оформляет брак с Марией Ресио, скорее выполняя долг, чем по любви: жизнь с ней не приносит ему счастья.

«Теперь я уже готов к окончанию моей карьеры, усталый, сожженный, но всегда горящий и полный энергии, которая пробуждается иногда с силой, почти пугающей меня»

Даже официальное признание не радует Берлиоза, ибо является чисто внешним. В 1856 году он избран, наконец, членом Французской академии, а 2 года спустя удостоен золотой медали за Императорскую кантату в честь Наполеона III. Лист, приехавший в Париж в 1861 году, писал:

«Кажется, что все его существо склоняется к могиле»

Но раньше он похоронил любимую сестру, вторую жену, а в 1867 году потерял сына, моряка, скончавшегося в Мексике от лихорадки.

Берлиоза мучили болезни, он проводил в постели 18 часов в сутки:

«Я ничего не делаю теперь, только страдаю»

Отказавшись от выгодных гастролей в Нью-Йорке, он, однако, в 1867 году принял предложение поехать в Россию. Гастроли в Петербурге и Москве, продлившиеся 3 месяца, оказались последним триумфом Берлиоза.

Он жил во дворце великой княгини Елены Павловны. Члены Могучей кучки горячо приветствовали его как первого музыкального новатора, Балакирев сделал переложение «Гарольда в Италии» для фортепиано в 4 руки, Кюи и Стасов писали восторженные статьи. Во время концертов в Москве в честь Берлиоза был устроен обед, на котором с речами выступили, среди других, Чайковский и известный музыкальный критик Одоевский.

Мысль о русских гастролях поддерживала композитора в последний год его жизни, и последние его письма были отправлены в Россию. В письме к Одоевскому Берлиоз предсказывал:

«Через пять или десять лет русская музыка завоюет все оперные сцены и концертные залы Европы»

Гектор Берлиоз умер в Париже 8 марта 1869 года, в одиночестве, «задохнувшись от всеобщего равнодушия» по образному выражению Ромена Роллана.

Похороны, состоявшиеся 3 дня спустя, были столь же скромными, как и похороны Генриетты Смитсон, давно пережившей свою славу.

Алла Кенигсберг


Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.
Р. Шуман

Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 г. Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец - врач по профессии - прививал сыну вкус к литературе, искусству, философии. Под влиянием атеистических убеждений отца, его прогрессивных, демократических взглядов складывалось мировоззрение Берлиоза. Но для музыкального развития мальчика условия провинциального городка были очень скромны. Он учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным впечатлением было церковное пение - воскресные торжественные мессы, которые он очень любил. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии вошла в качестве лейттемы в «Фантастическую» симфонию.

В 1821 г. Берлиоз едет в Париж по настоянию отца поступать в Медицинскую школу. Но медицина не привлекает юношу. Увлеченный музыкой, он мечтает о профессиональном музыкальном образовании. В конце концов Берлиоз принимает самостоятельное решение бросить науку ради искусства, и этим навлекает на себя гнев родителей, не считавших музыку достойной профессией. Они лишают сына всякой материальной поддержки, и отныне будущий композитор может рассчитывать только на самого себя. Однако, веря в свое предназначение, он все силы, энергию и увлеченность обращает на самостоятельное овладение профессией. Живет он подобно бальзаковским героям впроголодь, в мансардах, однако в опере не пропускает ни одного спектакля и все свободное время проводит в библиотеке, штудируя партитуры.

С 1823 г. Берлиоз начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра - виднейшего композитора эпохи Великой французской революции. Это он привил своему ученику вкус к монументальным формам искусства, рассчитанным на массовую аудиторию. В 1825 г. Берлиоз, проявив незаурядный организаторский талант, устраивает публичное исполнение своего первого крупного сочинения - Большой мессы. В следующем году он сочиняет героическую сцену «Греческая революция», это произведение открыло целое направление в его творчестве, связанное с революционной тематикой. Чувствуя необходимость получения более глубоких профессиональных знаний, в 1826 г. Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию в класс композиции Лесюэра и в класс контрапункта А. Рейхи. Большое значение для формирования эстетики молодого художника имеет общение с выдающимися представителями литературы и искусства, среди которых - О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини. С Листом его связывает личная дружба, общность творческих поисков и интересов. Впоследствии Лист станет пламенным пропагандистом музыки Берлиоза.

В 1830 г. Берлиоз создает «Фантастическую симфонию» с подзаголовком: «Эпизод из жизни артиста». Она открывает новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого композитора - романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон. Однако автобиографические мотивы в музыкальном обобщении приобретают значение общеромантической темы одиночества художника в современном мире и шире - темы «утраченных иллюзий».

1830 г. был бурным для Берлиоза. В четвертый раз участвуя в конкурсе на получение Римской премии, он наконец одержал победу, представив на суд жюри кантату «Последняя ночь Сарданапала». Свою работу композитор заканчивает под звуки начавшегося в Париже восстания и прямо с конкурса отправляется на баррикады, чтобы присоединиться к восставшим. В последующие дни, оркестровав и переложив для двойного хора «Марсельезу», он разучивает ее с народом на площадях и улицах Парижа.

2 года Берлиоз как римский стипендиат проводит на вилле Медичи. Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции. И это предопределило всю его дальнейшую жизнь, полную лишений и материальных трудностей. Основным источником заработка Берлиоза становится музыкально-критическая работа. Статьи, рецензии, музыкальные новеллы, фельетоны впоследствии были опубликованы в нескольких сборниках: «Музыка и музыканты», «Музыкальные гротески», «Вечера в оркестре». Центральное место в литературном наследии Берлиоза заняли Мемуары - автобиография композитора, написанная блестящим литературным слогом и дающая широкую панораму художественной и музыкальной жизни Парижа тех лет. Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке» (с приложением - «Дирижер оркестра»).

В 1834 г. появляется вторая программная симфония «Гарольд в Италии» (по поэме Дж. Байрона). Развитая партия солирующего альта придает этой симфонии черты концерта. 1837 г. был ознаменован рождением одного из величайших творений Берлиоза - Реквиема, созданного в память жертв Июльской революции. В истории этого жанра Реквием Берлиоза - сочинение уникальное, в котором сочетается монументально-фресковый и утонченно-психологический стиль; марши, песни в Духе музыки французской революции соседствуют то с проникновенной романтической лирикой, то со строгим, аскетичным стилем средневекового григорианского хорала. Реквием написан для грандиозного состава участников: 200 хористов и расширенного оркестра с четырьмя дополнительными группами духовых инструментов. В 1839 г. Берлиоз заканчивает работу над третьей программной симфонией «Ромео и Джульетта» (по трагедии В. Шекспира). Этот шедевр симфонической музыки, оригинальнейшее творение Берлиоза, представляет собой синтез симфонии, оперы, оратории и допускает не только концертное, но и сценическое исполнение.

В 1840 г. появляется «Траурно-триумфальная симфония», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Она приурочена к торжественной церемонии перенесения праха героев восстания 1830 г. и живо воскрешает традиции театрализованных представлений Великой французской революции.

К «Ромео и Джульетте» примыкает драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846), также основанная на синтезе принципов программного симфонизма и театрально-сценической музыки. «Фауст» Берлиоза - первое музыкальное прочтение философской драмы И. В. Гете, положившее начало многочисленным последующим интерпретациям ее: в опере (Ш. Гуно), в симфонии (Лист, Г. Малер), в симфонической поэме (Р. Вагнер), в вокально-инструментальной музыке (Р. Шуман). Перу Берлиоза принадлежат также ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), несколько программных увертюр («Король Лир» - 1831, «Римский карнавал» - 1844 и др.), 3 оперы («Бенвенуто Челлини» - 1838, дилогия «Троянцы» - 1856-63, «Беатриче и Бенедикт» - 1862) и целый ряд вокально-инструментальных сочинений в разных жанрах.

Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у себя на родине. Мрачными, одинокими были последние годы его жизни. Единственные светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу - известному русскому критику В. Стасову.

Дата рождения:11 декабря 1803 года
Дата смерти: 8 марта 1869 года
Место рождения: вблизи Гренобля, Франция

Гектор Берлиоз - композитор. Гектор Берлиоз (Louis-Hector Berlioz), являлся одним из французских композиторов. Так же занимался дирижерской деятельностью и критикой.

Гектор появился на свет в маленьком провинциальном французском городке в декабре 1803 года. Его отец, Луи Жозеф, имел врачебную практику в городке. Мать по обычаям того времени занималась домом и была ревностной католичкой. В семье было шестеро детей, но трое из них умерли в младенчестве. Мальчик рос в атмосфере народных песен и мелодий, что, конечно, наложило отпечаток на его будущую профессию.

Заниматься музыкой Гектор начал довольно поздно, в 12 лет и никаких особенных способностей не демонстрировал. Никто из родных не верил в музыкальное будущее Гектора. Самостоятельно освоил игру на флейте, гитаре. Теоретические основы музыки изучил самостоятельно и тогда же, в юном возрасте, начал сочинять первые произведения. Это были небольшие формы, такие как романсы.

Родители настаивали на том, что бы Гектор пошел по стопам отца и продолжил династию врачей. Молодой человек даже поступил в медицинский университет после окончания школы. Но после посещения анатомички, решил, что не медицина, а музыка является его призванием. В 1824 медицина окончательно была заброшена и началась новая, музыкальная, глава жизни молодого человека.

Посещение парижской оперы, знакомство с произведениями Глюка, Бетховена, встреча с Л. Керубини – потенциальным директором консерватории постепенно формировали талант Берлиоза.

В 1826 Гектор сам стал студентом консерватории и продолжил самообразование, посещая оперу и изучая партитуры известных музыкантов. Всю его жизнь он продолжал изучать работы других знаменитых музыкантов. Продолжал сочинять небольшие музыкальные формы. Параллельно начал писать критические статьи, которые позволили ему свести знакомство со знаковыми литераторами и музыкантами того времени – Ж. Санд, В. Гюго, Н. Паганини.

После окончания консерватории Берлиоз получил долгожданную премию за свое произведение «Сарданапал». Дело в том, что он давно мечтал о Римской премии, но никак не мог её получить. Возможно, это было связано с тем, что композитор сочувствовал революционному движению. В итоге, получив премию, он посетил Италию. Конечно, произведения итальянских композиторов, а так же знакомство творчеством Глинки и Байрона впечатлили Берлиоза. Это привело к тому, что композитор вернулся в Париж уже с написанной увертюрой и набросками симфоническою увертюры.

В Париже начинаются романтические отношения молодого композитора с Г. Смитссон. В 1833 г состоялась их свадьба. Брак продлился недолго, всего 7 лет, и окончился разводом.

Творческая же энергия Гектора била ключом. Начался самый плодотворный период его творчества. Он начал создавать крупные формы – оперы, симфонии и концерты. Выступал в качестве дирижера Парижской консерватории.

В 1833 г. именитый Паганини предложил сотрудничество Берлиозу. Так родилась симфония «Гарольд в Италии».

Сочинение музыки не приносило Гектору Берлиозу значительного дохода. Чтобы зарабатывать, он писал критические статьи для крупных журналов и газет. Часто композитор гастролировал в качестве дирижера. С успехом выступал в России. Ему удалось собрать на свой концерт весь цвет избалованной петербургской публики.

Несмотря на достаточную популярность и известность, умер Г. Берлиоз, так и не став богатым. Скончался он в марте 1869 года.

Достижения Гектора Берлиоза:

Написал 4 симфонии и 9 увертюр и 6 опер.
Оставил после себя пять крупных литературных произведений.
Внес много новаторских новшеств в методы дирижирования.

Даты из биографии Гектора Берлиоза:

1803 г, 11 декабря появился на свет.
1815 г. начал сочинять первые произведения.
1826 г. поступил в консерваторию Парижа
1830 г. под впечатлением революционных идей делает обработку «Марсельезы».
1839 г. возвратился из Италии в Париж
1842 г начал поездки по городам Европы с концертной деятельностью. Посетил Россию.
1862 г. вторая поездка в Россию.
8 марта 1869 г. скончался

Интересные факты Гектора Берлиоза:

В детстве и подростковом возрасте отец запрещал обучение игре на фортепиано. Мальчик самостоятельно осваивал игру на духовых и струнных инструментах
Работал главным библиотекарем парижской консерватории. Написание критических статей приносило больше денег, чем сочинение музыкальных произведений.
Россия была одной из первых стран, где по достоинству оценили музыкальные способности Берлиоза.
Встречался и имел личное знакомство с многими именитыми соотечественниками в разных странах – с Ж.Санд, Н. Паганини, Балакиревым и Мусоргским.
Никогда не пользовался своими статьями в прессе для рекламы собственных музыкальных сочинений.

Гектор Берлиоз остался в истории музыки как яркий представитель романтической эпохи 19 века, которому удалось связать музыку с другими видами искусства.

Детские годы

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в небольшом французском городке близ Гренобля. Мать будущего композитора была ревностная католичка, а отец - убежденный атеист. Луи-Жозеф Берлиоз не признавал никаких авторитетов и старался привить свои взгляды детям. На формирование жизненных интересов старшего ребенка в семье - Гектора - в большей степени оказал влияние именно он. По профессии врач, Луи-Жозеф интересовался искусством, философией, литературой. Отец и привил мальчику любовь к музыке и научил играть его на гитаре и флейте. Однако будущее своего сына он видел в медицине. Именно поэтому Берлиоз-старший и не учил Гектора игре на фортепьяно, считая, что это может отвлечь от главной цели - стать врачом.

Народные песни, мифы, песнопение церковного хора в местном монастыре стали яркими впечатлениями детства будущего композитора. Настоящий интерес к музыке в полной мере проявился у Гектора в 12 лет. Много времени проводя в библиотеке отца, он получал музыкальные знания самостоятельно. Так постепенно формировался Берлиоз-композитор, который должен был совершить революцию в музыке.

Учеба

В 18 лет, окончив среднюю школу в родном Гренобле и получив степень бакалавра, Гектор Берлиоз по настоянию отца поехал в Париж поступать на медицинский факультет. Страсть к музыке не оставляла юношу, и он проводил больше времени в библиотеке Парижской консерватории, чем в аудиториях университета. Более того, побывав впервые на юноша стал испытывать отвращение к медицине. Позже Гектор Берлиоз стал брать уроки у профессора консерватории по теории композиции. Первое выступление на публике произошло в 1825 году. Парижане услышали Торжественную мессу. Жизнь Берлиоза после этого изменилась мало, так как молодой композитор не смог сразу же завоевать сердца жителей французской столицы. Более того, многие критики крайне негативно отозвались о мессе.

Несмотря на это, молодой человек, окончательно осознав, что музыка для него - главное занятие жизни, в 1826 году оставляет медицину и поступает на учебу в консерваторию, которую успешно оканчивает в 1830 году.

Журналистика

Первые работы в журналистике у Берлиоза появились в 1823 году. Постепенно он входит в художественную жизнь Парижа. Происходит сближение с Бальзаком, Дюма, Гейне, Шопеном и другими яркими представителями творческой интеллигенции. Продолжительное время Берлиоз пробовал себя и на поприще музыкальной критики.

Жизнь в Париже

В 1827 году в столице Франции гастролировала английская театральная труппа. Берлиоз влюбился в талантливую актрису труппы Гарриет Смитсон. Она пользовалась огромной популярностью у публики, и малоизвестный студент консерватории ее мало интересовал. Желая обратить на себя внимание, Берлиоз стал добиваться славы на музыкальном поприще. В это время он пишет кантаты, песни и другие произведения, но известность не приходит, и Гарриет не обращает на Берлиоза внимания. В материальном плане жизнь его не устроена. Официальные музыкальные критики Берлиоза не жаловали, его произведения часто встречали непонимание современников. Трижды ему отказывали в стипендии, дающей право на поездку в Рим. Однако после окончания консерватории Берлиоз ее все же получил.

Женитьба и личная жизнь

Получив стипендию, Берлиоз уезжает в Италию на три года. В Риме происходит его знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой.

В 1832 году, будучи в Париже, Берлиоз снова встречает Гарриет Смитсон. К этому времени ее театральная жизнь пришла к закату. Интерес публики к спектаклям английской труппы стал падать. К тому же с актрисой произошел несчастный случай - она Теперь молодая женщина уже не та ветреная кокетка, какой она была прежде, и ее уже не пугает рутина брака.

Через год они женятся, но Гектор Берлиоз очень скоро понимает, что безденежье - это один из самых коварных врагов любви. Ему приходится целыми днями работать, чтобы обеспечивать семью, а на творчество остается одна лишь ночь.

В целом личную жизнь знаменитого композитора трудно назвать счастливой. После того как он оставил учебу на медицинском факультете, произошел разрыв с отцом, который хотел видеть в своем сыне только врача. Что касается Гарриет, то она не была готова терпеть лишения, и вскоре они расстались. Женившись во второй раз, Гектор Берлиоз, биография которого полна трагических страниц, недолго предается радостям спокойной семейной жизни и остается вдовцом. В довершение всех несчастий единственный сын от первого брака погибает в кораблекрушении.

Берлиоз как дирижер

Единственное, что спасает музыканта от отчаяния - это его творчество. Берлиоз много гастролирует по Европе как дирижер, исполняя и свои произведения, и произведения современников. Наибольший успех он имеет в России, куда приезжает дважды. Он выступает в Москве и Петербурге.

Гектор Берлиоз: произведения

Творчество композитора не получило достойной оценки у его современников. Лишь после смерти Берлиоза стало понятно, что мир потерял музыкального гения, произведения которого были полны веры в торжество справедливости и гуманистических идей.

Наиболее известными работами автора стали симфонии «Гарольд в Италии» и «Корсар», навеянные увлечением творчеством Байрона в период жизни в Италии, и «Ромео и Джульетта», в которой он выразил свое понимание трагедии героев Шекспира. Композитор создал немало и таких работ, которые были написаны на злобу дня. Например, такой стала кантата «Греческая революция», посвященная борьбе с Османским игом.

Но главное произведение, благодаря которому стал известен Гектор Берлиоз, - «Фантастическая симфония», написанная в 1830 году. Именно после ее премьеры наиболее прогрессивные критики обратили внимание на Берлиоза.

По замыслу автора, молодой музыкант пытается отравиться из-за безответной любви. Однако доза опиума мала, и герой погружается в сон. В его больном воображении чувства и воспоминания превращаются в музыкальные образы, а девушка становится мелодией, слышимой отовсюду. Замысел симфонии во многом автобиографичен, и многие современники считали прообразом девушки Гарриет.

Теперь вы знаете, какую биографию имел Берлиоз. Композитор опередил свое время, и вся глубина его творчества раскрылась перед любителями классической музыки и специалистами лишь спустя многие годы. Кроме того, композитор стал новатором в области оркестровки и в совместном использовании некоторых инструментов, которые до этого не применялись в сольных партиях.