Боб Марли (Bob Marley), полное имя Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley), родился 6 февраля 1945 года в селении Найн-Майлс Ямайки.

Его отец, британский морской офицер, вскоре оставил семью, мать была коренной ямайкой , певицей госпел (жанр духовной музыки афроамериканцев).

В конце 1950-х годов Боб Марли был отчислен из школы и начал работать сварщиком. В свободное время он вместе со своим другом Банни Уэйлером (Невиллом О"Райли Ливингстоном) занимался вокалом. Тогда же он познакомился с Питером Тошем (Уинстоном Макинтошем), который в 1962 году вместе с Банни вошел в первую группу Боба Марли Wailers. Дебютный сингл группы Simmer Down (1965) держался на первой строчке ямайских хит-парадов в течение двух месяцев.

В 1966 году Марли женился на Рите Андерсон, певице из группы The Soulettes, и уехал вместе с ней и своей матерью в США.

Бунтарь Боб Марли 6 февраля исполняется 70 лет со дня рождения ямайского музыканта Боба Марли. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло много лет (он умер в 1981 году в возрасте 36 лет), Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги.

В 1967 году, вернувшись на Ямайку, он оказался вовлеченным в общественно-религиозное движение растафари, основная идея которого — освобождение и объединение всех чернокожих жителей мира и возврат к африканским этнокультурным корням.

В 2001 году Марли был посмертно награжден премией "Грэмми" (Grammy Lifetime Achievement Award) и на голливудской Аллее славы появилась его звезда. Песня Боба Марли One Love была названа песней тысячелетия по версии ВВС.

Боб Марли занял 11-ю строчку в списке 100 лучших исполнителей всех времен, по версии журнала Rolling Stone. В 2010 году его сингл Catch Fire был введен в зал славы "Грэмми".

В городе Нигрил, расположенном к западу от столицы Ямайки Кингстона в день рождения музыканта проходят концерты памяти Боба Марли.

В сербской деревне Банатски Соколац был открыт памятник Бобу Марли.

В 2012 году вышел документальный фильм о знаковом исполнителе регги "Боб Марли".

В честь Боба Марли американский исследователь Пол Сиккель назвал открытый им новый вид крошечных ракообразных.

От официальной жены Риты Марли у певца осталось четверо детей — дочери Седелла и Стефани, сыновья Дэвид, ставший известным певцом Зигги Марли, и Стивен. После смерти мужа Рита Марли продолжила сольную карьеру, выпустив альбомы Sunshine After Rain (2003) и Play Play (2004). В честь покойного мужа вместе с другими членами семьи Боба Марли она создала благотворительный фонд Bob Marley Foundation, специализирующийся на оказании помощи людям и организациям в развивающихся странах.

В 2004 году вышла книга Риты Марли о жизни с Бобом под названием No Woman No Cry: My Life With Bob Marley.

В театре New Victory Theater на Таймс-Сквер в Нью-Йорке состоялась премьера детской пьесы "Три маленьких птички Боба Марли", которую написала дочь Боба Марли Седелла.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Боб Марли (1945-1981) – знаменитый музыкант и вокалист, гитарист и композитор из Ямайки. Самый известный исполнитель музыки в стиле регги. Благодаря Бобу Марли, этот музыкальный стиль стал очень популярным в мире далеко за пределами Ямайки.

Детство и юность

В 1944 году в северной части Ямайки существовала маленькая деревенька под названием Найн-Майлс. Проживавшая там чернокожая молодая девушка по имени Седелла Букер вышла замуж за белого моряка европейца Норвала Марли. Капитану было 50 лет, раньше он служил офицером в военно-морских силах Великобритании, а потом в качестве рулевого его прикомандировали в британский Вест-индийский полк, дальше последовала служба управляющим на плантации Ямайки. А в феврале 1945 года Седелла родила сына, ей на тот момент было 18 лет, мальчика назвали Роберт Неста Марли.

Но вскоре на Норвала стала давить предыдущая семья, он покинул молодую жену и только что родившегося сына. Потом он навещал их совсем редко, хотя материально всегда помогал, насколько для него это было возможным. Боб видел своего отца всего два раза. Когда мальчику было 10 лет, Норвал Марли умер.

В ямайских деревнях все жители мечтали о столице Кингстоне, им казалось, что этот город открывает для людей кучу возможностей и перспектив. Поэтому провинциалы огромными потоками ехали в столицу, хотя работы там было совсем не много. В скором времени иллюзии разрушались, но люди в деревни всё равно возвращаться не хотели. Так в западной части Кингстона разрослись трущобы, из которых Тренчтаун пользовался особенно дурной славой. Именно здесь оказался Боб Марли со своей матерью, будучи ещё подростком.

Тут он познакомился с таким же бедным мальчишкой из трущоб, Невиллом Ливингстоном, его прозвище было Банни. Вместе они стали делать свои первые робкие шаги в мир музыки. Ребята слушали американское радио, особенно им нравилась новоорлеанская радиостанция, которая передавала новые музыкальные композиции Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона, Фэтса Домино. Интересна была мальчишкам также музыка чернокожих исполнителей, пользовавшихся на острове невероятной популярностью.

Обучение в школе Боб не закончил и пошёл подрабатывать сварщиком в сварочные мастерские. Но в жизни у него было только одно увлечение и стремление – музыка. В совершенствовании музыкальных навыков ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе Тренчтаун. Он бесплатно давал мальчишкам уроки вокала. На одном из таких занятий парни познакомились с Питером Макинтошем, позже он стал известен всему миру как Питер Тош.

Начало музыкального пути

В 1962 год Боба прослушал местный антрепренер Лесли Конг. Вокал юноши его впечатлил, и на студии он записал с ним несколько композиций. Сингл «Judge Not» стал дебютным в музыкальной творческой карьере певца Боба Марли, он написал его в соавторстве с Джо Хиггсом.

В следующем году всё тот же Джо Хиггс помог Бобу в создании вокальной группы под названием «The Wailers», в состав которой входили:

  • Питер Тош – вокалист, клавишник и гитарист;
  • Беверли Кельсо – бэк-вокал;
  • Банни Ливингстон – вокал, перкуссия;
  • Черри Грин – бэк-вокал;
  • Джуниор Брейтвэйт – вокал.

Сам Боб Марли выступал в качестве гитариста и вокалиста. Алвин Паттерсон, барабанщик, стал наставником группы и помогал ей развиваться. Он помог ребятам пробиться к продюсеру из Кингстона Клементу Додду. Клемент послушал их музыкальные композиции, остался весьма доволен и согласился на запись.

На улицах Кингстона зазвучала новая танцевальная зажигательная музыка, в её основе лежали традиции Ямайки, но резко выраженный горячий ритм и звонкий бит напоминали новоорлеанский ритм – энд-блюз.

Перед самым 1964 годом у группы вышел первый сингл «Simmer Down», и уже в январе он занял вершину ямайского хит-парада, продержавшись на первых строчках около двух месяцев. Песня стала сенсацией и разошлась 80-тысячным тиражом.

С этого времени группа стала постоянно записываться на студии, но со временем немного начал меняться стиль их музыки. Тексты всё больше затрагивали уличную жизнь трущобных районов Кингстона. Ямайская музыка жёстко стала на уличные позиции.

В следующие два года группа выпустила около 30-ти песен, многие из которых имели невероятный успех, к примеру, «Rude Boy».

На ямайской сцене группа заняла крепкие позиции, но внутри начались разногласия. В 1965 году коллектив покинуло три человека, а в следующем году он распался совсем.

К этому времени мама Боба снова вышла замуж и уехала в Америку. Она скопила достаточную сумму денег, чтобы выслать сыну деньги на билет до Соединённых Штатов.

Седелле хотелось, чтобы он переехал к ней поближе и начал здесь новую жизнь. После распада группы Марли Боб уехал к матери, какое-то время проработал на американском автомобильном заводе подсобным рабочим. Но пробыл Боб в Америке совсем недолго, через 8 месяцев он вернулся на Ямайку и воссоздал свою группу.

Зрелое творчество

В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.

Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.

В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.

Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.

Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.

Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.

Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.

Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.

Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.

В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.

В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».

Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.

В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.

Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.

Личная жизнь

В 1965 году, незадолго до того, как уехать к матери в Америку, Боб познакомился с девушкой Ритой Андерсон. Завязались любовные отношения, а 10 февраля в 1966 году молодые люди сыграли свадьбу.

Прожив несколько месяцев с музыкантом, девушка тоже начала сольную карьеру. Когда Рита вышла замуж за Боба, у неё уже была дочь от другого мужчины, Марли девочку удочерил. Совместных детей у них четверо – сын и три дочери.

У Боба Марли всего 11 детей, шестеро из них рождены вне брачных связей, во время его гастрольных туров и поездок у музыканта было много отношений на стороне.

Болезнь и смерть

Марли обожал футбол. Во время любительской игры в Лондоне он повредил палец на ноге, но поначалу особого внимания этой травме не придавал.

Когда палец стал беспокоить сильно и Марли обратился в клинику, врачи признали у него меланому – злокачественную опухоль большого пальца ноги. Бобу предложили ампутировать ногу, он не захотел. Просто сказал, что как же он потом будет играть в футбол и выступать на сцене, ведь он должен быть пластичным. Кроме этого, его растаманская вера не допускала, чтобы «человека разбирали на части», в их понятии тело должно до конца жизни оставаться единым целым.

В 1980 году, после успешного европейского тура из Германии, Боб отправился с группой дальше на гастроли в Америку. Прошло два концерта, а потом на утренней пробежке в парке музыкант потерял сознание. Турне прервали, Боб улетел в Мюнхен к знаменитому медику в области онкологии Йозефу Иссельсу. Ему провели лечение и курсы химиотерапии, восемь месяцев он пробыл в Баварской клинике, но всё безрезультатно. У него стали выпадать знаменитые спутанные локоны волос – дреды, пришлось их срезать. Рак в своей самой опасной форме стал поражать всё тело Боба.

В начале мая 1981 года Марли покрестился в православной Кингстонской церкви в Эфиопии, взяв имя Берхане Селассие.

Он очень хотел перед смертью последний раз увидеть Ямайку, однако перелёт из Германии не получился. Состояние здоровья Марли ухудшилось, самолёт вынужденно приземлился в штате Флорида, где в больнице 11 мая 1981 года Боб умер.

Он успел сказать своему сыну важные, последние и настоящие слова: «Деньги никогда не могут купить жизнь».

Тело Боба Марли перевезли на место его рождения, где 21 мая 1981 года прошли похороны. Его захоронили в мавзолее. В склепе рядом с ним лежат Библия и гитара, футбольный мяч с пучком марихуаны и кольцо, подаренное эфиопским принцем, которое он никогда не снимал.

Великие человеческие заслуги требуют таких же великих мировых наград:

Год Награда
1978 Получение медали «третьего мира» от ООН.
1981 Получение ордена «За заслуги», за вклад в историю Ямайки.
1994 Добавление в зал славы рок-н-ролла.
1999 Альбом «Exodus» признан альбомом века.
2001 Получение звезд на Аллее Славы в Голливуде.
2001 Посмертное награждение премией Грэмми.
2004 В списке «100 величайших артистов всех времён и народов» Боб Марли занял 11-ю строку по версии журнала «Rolling Stone».

Песня «One Love» по опросу ВВС названа лучшей песней тысячелетия, а сам Боб Марли – величайшим лириком всех времён и народов.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»