Как и откуда в России, и, особенно, в Москве, берутся памятники – вопрос интересный. И случай с Шолоховым в этом отношении является показательным.
24 мая 2007 г. в Москве на Гоголевском бульваре состоялось торжественное открытие памятника великому русскому писателю, Нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Шолохов изображен сидящим в рыбацкой лодке. Вокруг – водная гладь воображаемой реки, по которой плывут лошади: по одну сторону от писателя «белые», по другую – «красные». Напротив памятника, на пешеходной аллее Гоголевского бульвара, установлена гранитная скамья, а мощёная диагональная полоса, пересекающая аллею, объединяет все элементы архитектурно-скульптурного ансамбля. Таким образом, по задумке авторов олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».
Но, несмотря на обилие напыщенных речей на этом празднике, многие не скрывали своего недоумения по поводу происходящего. Во-первых, мероприятие было приурочено к… 102-й годовщине со Дня рождения писателя. Звучит, конечно, странно, но сама ситуация вполне объяснима: планировали открыть к 100-летней годовщине, да не успели. В России, как известно, обещанного три года ждут, так что, можно сказать, сроки соблюдены.
Во-вторых, у некоторых вызывал сомнения выбор места, особенно, учитывая то, что Шолохов в Москве постоянно не жил. Но и тут, если разобраться, всё просто: с 1963 г., приезжая в столицу, писатель останавливался в собственной квартире в доме № 33 по Сивцеву Вражку. Место выбрали аккурат у впадения этого переулка в Гоголевский бульвар.
Кстати, памятник Шолохову здесь хотели установить еще в 80-е гг., но что-то сорвалось, и проект, как думали тогда, был похоронен. Однако в начале XXI в. он всё-таки реализовался. Выбор скульптора тоже оказался закономерным: двадцать лет назад конкурс на лучший проект памятника выиграл отец Александра Рукавишникова.
Но вот что необъяснимо с логической точки зрения: в Москве уже есть памятник Шолохову, а тут открывают второй! Именно это обстоятельство породило массу возмущенных отзывов о данном событии не только со стороны искусствоведов и историков литературы, но и от простых граждан. Первый памятник был открыт 30 ноября 2001 г. на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта, скульпторы В. Глебов и Ю. Дрёмин.
Чем он не устроил московское правительство? Почему надо было ставить ещё один? К слову сказать, проект памятника Михаилу Булгакову того же Рукавишникова так и не был осуществлен, да и множество других не менее талантливых и заслуженных деятелей литературы пока не удостоились такой чести. Может быть, правительство посчитало, что памятник недостаточно хорош? Или что Волгоградский проспект – место, не достойное нобелевского лауреата? Ничего подобного! Оказывается, памятник был установлен префектурой без согласования с соответствующими инстанциями и представители московского правительства не признают его права на существование.
Кто-то требовал убрать лже-Шолохова и на его место поставить нового, работы Рукавишникова. Кто-то – вообще забыть об идее установки второго памятника. Кто-то советовал памятник ставить, но выбрать другое место. Как мы видим, ничего этого не произошло. Гоголевский бульвар – поистине бульвар памятников-двойников! К этой теме мы вернемся позже, а пока обратим внимание на жёлтое двухэтажное здание с шестиколонным коринфским портиком по «высокой», чётной стороне бульвара (№ 10). В 1790-е гг. оно было перестроено из палат XVII в. Этот дом называют иногда по имени первого владельца усадьбой Цурикова. Здесь жил декабрист Михаил Нарышкин, у которого собирались его товарищи по тайному обществу. Нарышкин был членом «Союза благоденствия» и Северного общества. В 1824-25 гг. активно участвовал в создании Московской управы Северного общества. Был приговорён к восьми годам каторги и поселению в Сибири, в 1837 г. переведён рядовым на Кавказ. В память о тех годах на доме висит мемориальная доска со словами: «В этом доме в начале 20-х гг. XIX в. собирались члены тайного общества декабристов».
Во второй половине XIX в. дом перешёл в собственность Удельного ведомства, центрального государственного учреждения, ведавшего удельными землями и крестьянами, т. е. принадлежавшими непосредственно императорской семье. В это время здесь бывали Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Афанасий Афанасьевич Фет, Антон Григорьевич Рубинштейн. Сейчас в доме находится Правление Союза художников РФ.
С другой стороны Гоголевского бульвара располагается знаменитый московский переулок Сивцев Вражек. Своё необычное имя он получил благодаря речке Сивке – левому притоку Черторыя. Несмотря на маленькую длину (менее километра) она тоже отличалась буйным нравом: по руслу образовался овражек, который прозвали сивцевым. Отсюда современное – Сивцев Вражек. Сама речка получила имя благодаря сивому (серому) цвету воды.
Подробнее об обитателях Сивцева Вражка вы можете послушать по пути к следующей остановке – Памятнику Н.В. Гоголю в конце бульвара…
-------------
Итак, помимо Шолохова в переулке в разные времена жили писатели Иван Тургенев, Сергей Аксаков, Лев Толстой, Марина Цветаева, художник Михаил Нестеров и другие. В память о многих из них на стенах домов висят мемориальные доски, а в доме № 27 находится Государственный литературный музей А. И. Герцена.
Как известно, Александр Иванович Герцен был внебрачным сыном богатого помещика И. А. Яковлева. Мать будущего писателя Иван Алексеевич привез из Германии и они поселились у его брата на Тверском бульваре, 25. Именно здесь 25 марта 1912 г. у Луизы Гааг родился сын. Фамилию незаконнорожденному отпрыску Яковлев дал замысловатую – Герцен, от немецкого «herz» – сердце. Видимо, она должна была символизировать большую и страстную любовь родителей. Правда, Егор, старший сын Ивана Алексеевича, тоже был незаконнорожденным и тоже носил фамилию Герцен, так что великих любовей у Яковлева было, как минимум, две.
В 1830 г. семья перебрались в двухэтажный особняк с садом в Сивцевом Вражке. Чуть раньше, в октябре 1829 г. Саша Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, которое окончил в 1833 г. со степенью кандидата и серебряной медалью. Правда, законопослушностью юное дарование не отличалось. В ночь с 20 на 21 июля 1834 г. обитатели особняка в Сивцевом Вражке, пережили страшные минуты: Саша был арестован за участие в студенческом кружке, где читалась запрёщенная литература, и оправлен в ссылку в Вятку. И только громадное влияние отца смогло смягчить наказание.
После возвращения из ссылки Александр вновь поселился в усадьбе, правда, в её «малом» доме, а уже после смерти отца перебрался в «большой». Именно отсюда зимним утром 19 января 1847 г. Герцен вместе с женой и матерью навсегда уехал за границу. Жизнь его старшего брата Егора, талантливого музыканта, сложилась трагически. Оставшись один в Сивцевом Вражке, он принялся распродавать владения по частям. Когда деньги были израсходованы, Егор впал почти в нищету, так что ему постановили отпускать из церковных средств по пять рублей в месяц. Иван Ильич, отец братьев Танеевых, ежедневно посылал обед одинокому слепому старику. Умер Егор Иванович в 1882 г.
В конце 1990-х гг. «большой» дом усадьбы в Сивцевом Вражке был передан в собственность строительной фирме и в начале октября 1998 г. снесён. Всероссийское общество охраны памятников пыталось выступить в защиту, но ни одно из трёх обращений в московскую прокуратуру не увенчалось успехом. На месте подлинного Герценовского дома сейчас стоит его бетонная копия. Музей расположен в «малом» доме.
А мы продолжаем наше путешествие и сделаем следующую остановку у памятника Н. В. Гоголю в конце бульвара.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару там, где находится Творческий союз художников, расположен один из самых неоднозначных памятников в Москве - памятник Шолохову.

Идея установки памятника появилась ещё два десятилетия назад - конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, предполагавший поставить его на Зубовской площади. Но тогда в силу каких-то сложностей идея не была реализована. Но в 2000-е гг. скульптурная композиция всё же была установлена. Памятник был открыт в четверг 24 мая 2007 года в день 102-ой годовщины со дня рождения писателя.

Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова, сидящего в донской лодке на реке. Шолохов одет в телогрейку, он бросил вёсла и смотрит вдаль. Позади лодки находятся плывущие в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади расходятся клином в разные стороны, которые символизируют раскол России на два лагеря - красных и белых. И только один жеребенок плывет прямо, не зная в какую сторону свернуть. Памятник оборудован фонтаном, который подаёт воду на плиту с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма.

Однако через некоторое время фонтан перестал работать и теперь головы коней выглядят на гранитной поверхности склона бульвара довольно странно. По этой причине памятник стали называть"мясокомбинат" и "кладбище домашних животных". Так, в результате саботажа московских властей идея всей композиции оказалась полностью извращенной и памятник действительно стал напоминать кладбище животных с отрубленными головами, а Шолохов застрял на берегу в своей лодке.

От памятника в сторону пешеходной аллеи Гоголевского бульвара идет мощеная диагональная полоса, подводящая к гранитной скамье на другой стороне бульвара, на которой барельефами изображены сюжеты гражданской войны (также двух сторон - белая армия и красная армия).

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Тем не менее, фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Одной из зимних забав шутников стало превращение лодки с Шолоховым в подобие лодки Деда Мазая с зайцами - "Шолохов и зайцы".

Кстати...

В Москве есть еще один памятник Шолохову (на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта). Но понятно, что наибольшее количество памятников Шолохову находится на Дону - в Ростове-На-Дону, в Вешенской и т.д.

Еще более интересно, что памятников героям Шолохова едва ли не больше чем самому Шолохову. Есть два деда Щукаря (в Ростове-На-Дону и в Белой Калитве), а в том же Ростове-На-Дону есть аж два Нахаленка.

Адрес: Гоголевский бульвар

Как добраться до памятника М.А. Шолохову: ст. метро Кропоткинская

Памятник писателю Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре был открыт 24 мая 2007 года. Это второй памятник Шолохову в столице, первый, установленный без согласования московской комиссии по монументальному искусству, располагается на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.

Идея создания памятника появилась еще двадцать лет назад. Тогда конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, который предполагал, что памятник будет находиться на Зубовской площади. По неизвестным причинам в то время проект так и не был реализован, но в 2000-е годы о нем вспомнили. На этот раз в конкурсе участвовал сын Иулиана Рукавишникова, Александр, который доработал проект своего отца, и выиграл очередной конкурс. В создании памятника принимали участие и родственники Михаила Шолохова, которые предоставили скульптору фоторгафии и необходимую информацию.

Как уже говорилось, первый памятник был "незаконным", поэтому комиссия по монументальному искусству с трудом смирилась с его существованием. Идея установить второй памятник Шолохову на фоне этой ситуации не вызвала понимания и одобрения. Причины назывались разные, и то, что композиция может перекрыть Гоголевский бульвар, и то, что устанавливать памятник Шолохову возле дома, в котором жил Тургенев — нелогично. На самом деле, место для памятника было выбрано неслучайно — фигура Шолохова обращена лицом к Сивцеву Вражеку, где Шолохов жил в Москве.

Скульптурная композиция представляет собой бронзовую фигуру Шолохова, сидящего в донской лодке. Постамент изображает вовсе не мель, а речную гладь — поэтому его и покрыли бронзой. Писатель одет в телогрейку, взгляд его устремлен вдаль. Позади лодки с обеих сторон располагаются лошади, плывущие в противоположном направлении. Две группы лошадей как бы расходятся клином, что символизирует раскол страны на "красных" и "белых" во время Гражданской войны. Плита с лошадями представляет собой фонтан. Вся композиция в целом наклонена в сторону пешеходной зоны.

Поскольку фонтан планировалось спроектировать таким образом, чтобы вода в нем подавалась все время, то и для образа плывущих лошадей были созданы только головы. На самом деле воду в фонтане часто отключают, и памятник в это время выглядит более чем странно. Вмурованные в плиты головы лошадей побуждают людей придумывать памятнику новые названия. Такие как "кладбище домашних животных" или "мясокомбинат". Зимой же шутники иногда лепят из снега зайцев, и сажают их в лодку к Шолохову, превращая его в Деда Мазая.

Плывущий в лодке по течению мужик в наброшенном ватнике и разбившиеся на два косяка кони появились на Гоголевском бульваре в 2007 году — это памятник Шолохову, который официально создан Александром Рукавишниковым, однако он только реализовал идею 1980-х годов, принадлежавшую собственному отцу.

Иулиан Рукавишников также был скульптором, причем достаточно известным и нравящимся второму московскому мэру. Ваятель скончался в 2000 году, и Лужков доверил спорный проект его сыну. Неоднозначность идеи была в том, что один монумент в Москве память писателя уже увековечил. Кроме того, прямо за спиной Шолохова виден бывший дом Маслова, где часто гостил Тургенев.

Памятник Шолохову и его соседство

Но коль ничто не помешало разместить там детище второго любимца Лужкова, Зураба Церетели – , то и памятник Шолохову бульвар вынужденно принял. При этом композиция имела очень оригинальную компоновку и ясный исторический подтекст. Оригинальностью построения памятник Шолохову напоминает , нами уже описанный.

По проекту памятник Шолохову должен был дополняться фонтаном, лошади словно реально преодолевали водный поток. Перебои с подачей воды значительно ухудшали восприятие, что привело к появлению оскорбительных прозвищ. Для младшего Рукавишникова это не было неожиданностью, он стойко пережил прозвание и этому скульптурному произведению.

Своей композицией памятник Шолохову показывает и связь писателя с Доном, и раскол страны на белых и красных в виде разделившегося табуна. Конские головы выполнены очень реалистично, до мельчайших подробностей облика и деталей сбруи. Они не на водопое или выпасе, они в судорожном поиске истинного пути.

Монумент лауреату Нобелевской премии по литературе получился удачным, словно объединил и аккумулировал таланты отца и сына Рукавишниковых. Вспоминаются работы старшего – мощный бюст Курчатова в Москве и статуя Древо Жизни перед советским представительством при ООН в Нью-Йорке (не путайте с работой великого Эрнста Неизвестного). У сына также много достойных работ, от монументы Микешину, создавшему , до надгробий Высоцкого и вора в законе Иванькова (Япончика).

Гоголевский бульвар, раньше Пречистенский, проходит широкой полосой от Пречистенских до Арбатских Ворот столицы. Поблизости много достопримечательностей, ранее описанных в наших статьях либо планируемых к описанию. Это и , и всемирно знаменитый музей изобразительных искусств имени Пушкина.


После семи долгих лет подходит к концу строительство «Келпи» (The Kelpies) – двух колоссальных лошадиных голов, спроектированных скульптором Энди Скоттом (Andy Scott), которые теперь возвышаются над каналом Форт-Клайд (Forth and Clyde Canal) в шотландском городе Фолкерк. Тридцатиметровые скульптуры задуманы как напоминание о важной роли лошадей в истории Шотландии.

Две скульптуры высотой с десятиэтажное здание каждая станут визуальной доминантой для эко-парка Хеликс (The Helix project) - почти трехсот гектаров леса, прогулочных маршрутов и велосипедных дорожек неподалеку от Эдинбурга.

Скульптуры получили название «Келпи» в честь мифических водяных духов, живущих в шотландских реках и горных озерах. По легенде Келпи способны превращаться в разных животных и в человека, но, чаще всего, принимают обличье черного коня, силой превосходящего десять обычных лошадей.


Четырехсоттонные Келпи построены из металлических конструкций, покрытых нержавеющей сталью, по текстуре слегка напоминающих пластины средневековых доспехов. Один из них ржет, напряженно выгибая длинную шею, второй – расслабленно смотрит перед собой сквозь полуопущенные веки.


На стадии разработки проекта Энди Скотт делал наброски с двух настоящих тяжеловозов породы Клейдесдаль, привезенных к нему в мастерскую из Глазго. По словам скульптора, эти лошади могут служить символом болезненной трансформации Глазго из места, существующего в основном за счет тяжелой и обрабатывающей промышленности, в город, прежде всего знаменитый своими садовыми фестивалями, праздничными ярмарками и развитой инфраструктурой. «Когда-то Глазго был рабочей лошадкой, а сейчас он просто холеный скаковой жеребец», - развивает метафору Скотт.


Келпи часто сравнивают со знаменитым «Ангелом Севера» Энтони Гормли, еще одной исполинской скульптурой в Гейтсхеде, но в отличие от более скромного по габаритам английского предшественника, скульптурная композиция Скотта будет не только радовать взоры туристов и местных жителей, но и нести практическую функцию, принимая участие в работе одного из судоходных шлюзов канала Форт-Клайд.