Вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко ? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании .

Когда и как родилось искусство фламенко

Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами , евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка . Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку . Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.

Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре , в танце и пении.

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки , соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко .

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Классическое платье

Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

Так что же такое фламенко?

Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение , творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».

Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье... Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

На вопрос, что такое фламенко, многие из нас, не задумываясь, сразу же ответят: испанский танец в платье в горошек. И будут правы лишь отчасти. Фламенко – это гораздо больше, чем просто танец. Это крик души, выход эмоциям. А эмоции можно выразить голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах и даже взглядом.

Андалусия – плавильный котел, в который на протяжении веков попадали самые разные народы. А фламенко – «жалобная книга», где каждый из них оставил свою запись.
Арабы, изгнанные вон с земли, ставшей для них родиной; евреи, вынужденные принимать чужую веру, чтобы спасти жизнь; цыгане, подвергавшиеся постоянным гонениям... Им пришлось слиться с другой культурой, утратить традиции, приспособиться к новым реалиям. Их музыка стала скрытым протестом против несправедливости, жалобой на судьбу, тоской по утраченному... Так родилось фламенко.

Фольклорный образ жизнерадостной андалусской танцовщицы с ярким цветком в волосах – лишь внешняя, глянцевая сторона. Но послушав, о чем поется во фламенко, мы увидим другую сторону – совсем невеселую и драматичную.

Хотя истоки фламенко лежат еще в мавританской культуре, наибольшее влияние на его формирование оказали цыгане. Добравшись в XV в. до Андалусии, они по-своему переосмыслили местные музыкальные традиции.
Своеобразное пение – канте – живой диалог, общение, импровизация, «стержень» фламенко. Собравшиеся во дворе дома, больше похожего на лачугу, родственники и соседи делились горестями и радостями, пели о судьбе и свободе, тюрьме и смерти, любви и измене. Фламенко началось с канте, танец и гитарный аккомпанемент пришли позднее.

С задворков цыганских районов фламенко постепенно выходит на улицу. К концу XVIII в. оно уже звучит в тавернах и на постоялых дворах андалусских дорог. Появились профессиональные певцы – кантаоры, зарабатывавшие на жизнь душевным исполнением грустных песен. Их приглашают на свадьбы и другие семейные события.

В Севилье в 1842 г. открывается первое кафе, «специализирующееся» на фламенко. Вскоре такие кафе, названные кафе кантанте, уже повсюду и чрезвычайно популярны. Публика оценила страсть, с которой исполнялись песни, музыка нашла отклик в сердцах испанцев.

Кафе кантанте превращаются в своего рода творческие мастерские, где оттачиваются грани искусства фламенко, где оно поднимается на невиданные раньше вершины.
Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко.
Возросла роль танца: теперь есть песни (атрас), специально предназначенные для танцевального сопровождения.

Эпоха кафе кантанте – золотой век фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном; все то, что было создано позже, уже не считается «чистым» фламенко.

Но к концу XIX в. кафе кантанте начинают приходить в упадок. Наибольший доход приносят те заведения, где клиенты сами диктуют репертуар по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает». Ни о каком творческом росте исполнителей и речи быть не могло. Содержание песен опустилось до откровенной пошлости.

Канте перестало быть голосом души. Раньше кантаор был должен только себе и своему сердцу. Теперь его репертуар – «ширпотребная попса». Тексты песен фламенко превращаются в сплошную мелодраму о несчастной любви.
Уходят со сцены резкие и грубые голоса, уступая место более мелодичным и красивым. Этот перелом происходит в последние годы столетия.
Строгих правил в танце фламенко нет: танцовщицы импровизируют, вторя нахлынувшим чувствам.

Контингент слушателей тоже изменился. Родившись как музыка бедняков и вечных скитальцев, фламенко становится все больше популярным среди «золотой молодежи», которая поверхностно воспринимает только его эстетическую сторону, как жанр, не имеющий ни истории, ни драмы. Поселившись в больших городах, фламенко превращается в продукт массового потребления, в развлекательную индустрию.
Трансформация фламенко в зрелищный спектакль не могла не отразиться на его художественном уровне и чистоте стиля. Фламенко искало новую форму выражения и нашло ее на сценах больших театров и импровизированных площадках на аренах для боя быков. В истории фламенко началась новая эпоха – самая критикуемая за все время его существования.
Это направление получило название опера фламенка, было по-своему интересно, но глубина выражения фламенко потерялась, а вместе с ней и духовное содержание.

И на этом мы бы поставили жирную точку... Но уцелели места, где продолжало жить верное традиции канте. Многие исполнители стремились сохранить чистоту стиля. Они не были профессионалами и берегли свое мастерство лишь для себя и узкого круга ценителей.
Настоящее фламенко без случайной публики звучало в каком-нибудь трактирчике, его сила заключалась в способности кантаора самому наслаждаться своим пением и передавать всю его глубину слушателям. Отдавая при этом частичку себя. Благодаря таким кантаорам, канте сохранилось в своей традиционной форме и до наших дней.

Годом второго рождения фламенко можно назвать 1922-ой, когда группа энтузиастов организовала фестиваль канте хондо. Канте хондо – это особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Фестиваль собрал подлинные напевы канте хондо, открыл новые таланты и возродил интерес к древнему искусству фламенко.
Профессионалов на фестиваль не пустили: истинный дух фламенко предполагает чувство, а не отточенное исполнение.

Романтическая Гранада оказалась идеальным местом для проведения фестиваля. Впервые о фламенко заговорили как о самостоятельном жанре и народном искусстве, а подобные смотр-конкурсы самодеятельности появились и в других городах.
По образу и подобию бывших кафе кантанте были созданы таблао – кафе или небольшие театры со сценой для представлений.
Пение – стержень фламенко. Но не нужно обижать вниманием и танец. Тем более, что именно он во всем мире служит одним из главных брендов Испании. И фламенко ассоциируется в первую очередь как раз с танцем, вернее, с классическим образом танцовщицы фламенко – байлаоры.Фирменная деталь образа байлаоры, известная нам по фильмам и книгам – bata de cola – традиционное платье до пола. Часто из разноцветного материала в горошек (хотя и не обязательно), украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стала одежда цыганок. Изящная игра с подолом – неотъемлемая составляющая представления.
Испанская шаль – важный атрибут женского танца фламенко. Шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, то ниспадает с плеч, рисуя силуэт большой и мятущейся птицы. Ну и, конечно, цветок в волосах.

Традиционная одежда танцора-мужчины – темные брюки, пояс и белая или темная рубашка с широкими рукавами. Короткая жилетка-болеро, называемая «чалеко», иногда надевается поверх рубашки. Если женщина исполняет мужской танец, она надевает мужской костюм.

Сапатеадо – ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу – характерная черта танца фламенко. Раньше сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами, поскольку такая техника требует немалой физической силы. И долго ассоциировалось с мужественностью. Женскому танцу были более свойственны движения рук, запястий и плеч.

Грациозные движения рук выражают чувства, подсознательно очень сильно влияя на общее восприятие танца зрителями. Своего рода гипноз.
Считается, что кастаньеты – обязательный элемент танца фламенко. Однако это не так: кастаньеты позаимствованы из классических испанских танцев. Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет: они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
Местная поговорка гласит: «Кто говорит о гитаре, говорит об Андалусии».

Магия фламенко – в триединстве гитары, песни и танца. Гитара здесь не просто аккомпаниатор, но творец так необходимой певцу атмосферы вдохновения.
Испания – родина гитары. В Андалусии она стала любимым народным инструментом еще в XIII в., но объединение певца кантаора с гитаристом токаором произошло лишь в начале XIX в.

На вечеринке, на улице или на площади, стоило у кого-нибудь в руках оказаться гитаре, как вокруг тотчас же собирался народ, готовый петь и танцевать. Гуляя по городу, всегда можно было встретить гитариста, окруженного танцующими людьми.

Стендаль писал: «Вот идет старик нищий, садится на лавку перед постоялым двором, настраивает свою гитару и принимается небрежно бренчать по струнам. Проходящая мимо служанка с кувшином на голове, услышав звуки гитары, сперва ступает размеренно в такт напева, затем начинает подпрыгивать, и, наконец, когда она поравнялась со слепым, она уже пляшет вовсю, поставив на землю кувшин с водой.
Погонщик мулов, пересекавший вдали двор, неся вьючное седло, также отложил свою ношу и в свою очередь принялся плясать. Таким образом, меньше чем через полчаса вокруг слепого гитариста танцевало 12 испанцев.
Им было мало дела до окружающих, ни проблеска галантности, каждый танцевал для собственного удовольствия». Такова загадочная испанская душа.

Большинство токаоров фламенко не обладают музыкальной грамотностью и не знают нот. Но благодаря врожденной музыкальности, они создают импровизации, затмевающие заранее отрепетированную игру «классиков».

Почему именно гитара стала главным инструментом во фламенко? А просто представим себе песню канте хондо, исполненную на пианино... На гитаре каждую ноту можно извлечь по-разному, гитарист создает их, следующая нота звучит уже не так, как предыдущая. Гитара в этом близка к человеческому голосу: она может говорить, петь, кричать... Она заставляет нас по-разному воспринимать одно и то же

Известен случай, когда Глинка приехал в Испанию познакомиться с народными напевами. Пообщавшись с одним из известных в то время токаоров, он захотел записать его произведения. Но из этого ничего не вышло: каждый раз, когда он просил повторить какую-нибудь фразу, гитарист всегда играл ее по-новому.

Токаоры нередко выступают и соло. Величайший гитарист современности Пако де Лусия поначалу аккомпанировал кантаорам, а затем стал выступать и самостоятельно.

Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко. В отличие от корриды, здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко, то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко. Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером. Ну и мы предложим несколько адресочков.

Малага «Vista Andalucia»
Avenida Los Guindos, 29
www.vistaandalucia.com
«El Tablao»
Calle Arenas, 1
Марбелья «Donde Maria»
Calle Vicente Blasco Ibanez, s/n
Tablao «Flamenco Ana Maria»
Plaza San Francisco, s/n
Торремолинос «Pepe Lopez»
Plaza de la Gamba Alegre
«Los Tarantos»
Avenida Playamar, 51
«La Carreta»
Urb. Eurosol, Local 93–95
Бенальмадена «Fortuna Show»
Это совсем не таблао, и не совсем фламенко. Испанский балет – действо красивое и эффектное, к посещению рекомендуемое.

Эмблема фестиваля фламенко в Севилье

Вдумчивые и уже теоретически подготовленные читатели заметят: так это наверняка тоже «лубок» для туристов. Изо дня в день играющие одно и тоже профи. А где же импровизация, на которой и строится фламенко? Где страдания и творческий полет?
Ну, во-первых, мы с вами туристы и есть. А во-вторых, для первого знакомства с искусством фламенко вполне достаточно. И ехать никуда далеко не надо.

Другое дело ферии – праздники и традиционные ярмарки, во время которых фламенко выходит на улицы. В буквальном смысле. Вот там и самодеятельность, и импровизация, и песни-пляски для собственного удовольствия.
Самая грандиозная ферия проходит в апреле в Севилье: столичный статус обязывает держать марку. А вообще, ферии есть даже в самом заштатном андалусском городке. Ведь как говорил классик, отдыхать – не работать.

Севилья Воскресенье после Пасхи и две недели далее.
Кордова С 19 по 27 мая.
Гранада Первая неделя июня.
Малага С 14 по 25 августа.
Ронда Первая неделя сентября.
Марбелья Неделя «вокруг» 11 июня.
Фуэнхирола Первая неделя октября.

Ну а если и ферии вас не порадуют – тогда прямая дорога не фестивали, смотры-конкурсы талантов, на которых действительно звучит настоящее фламенко.
Крупнейший фестиваль фламенко в Испании раз в два года проходит, естественно, в Севилье (www.bienal-flamenco.org). Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших байлаоров, кантаоров и токаоров. Событие настолько масштабное, что сопоставимо с олимпиадой в мире спорта. В 2008 г. фестиваль пройдет с 10 сентября по 11 октября. Повезет побывать – мы вам позавидуем.

Посмотреть расписание других фестивалей можно на сайте www.flamencofestival.info или www.flamenco-world.com – крупнейшем в интернете портале о фламенко.

Фламенко очень часто путают с севильяной – зажигательным народным испанским танцем. Многие считают, что это один из видов фламенко. Те же яркие платья, кастаньеты, розы в прическах... И на ярмарках чаще всего танцуют как раз севильяну. Но даже неискушенный в тонкостях хореографии зритель сразу увидит разницу: севильяна – парный танец с определенным «рисунком», а фламенко... состояние души.

Первое платье для танцев девочке в Андалусии могут купить уже в год. А всего за свою жизнь отдельные дамы умудряются сменить до 15 платьев стоимостью 300–700 €. И хотя пощеголять в них удается нечасто, преимущественно во время ярмарок, о потраченных деньгах никто не жалеет.

В статье использованы материалы
сайта flamenco-world.com и «Википедии» – свободной энциклопедии.

Вконтакте

Фламе́нко - традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии (Испания); это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле).

Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50).

Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда - кастаньетами.

Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).

Происхождение

Истоки фламенко следует искать еще в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка - многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган.

В XV в. в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции ; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой; фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII в. гонения на цыган прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе кантанте, обрело свободу.

В конце XX в. фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы; и, кроме того, элементы классического балета приобрели там свое постоянное место.

Наиболее известен танцор фламенко Хоакин Кортес, который обновил понятие танца фламенко, избавил его от «канонического стандарта» и внес в него новую живую струю и выразительность.

Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.

Атрибуты танца фламенко

Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) - традиционное платье, называемое bata de cola - типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами.

Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.

Традиционная одежда байлаора - темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.

Испанская шаль с очень длинными кистями - один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.

Еще один классический женский атрибут фламенко - большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко.

Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.

Классификация стилей

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные палос - тона, солеа, фанданго и сегирийя (Toña, Soleá, Fandango y Seguiriya) - относятся к категории канте хондо (cante jondo, наиболее древнее ядро фламенко, восходящее к древнейшим музыкальным системам Индии). Вторая категория - это канте фламенко (cante flamenco, включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре).

Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.

Существуют приверженцы фламенко, которые чтят его традиции, что имеет и положительные, и отрицательные стороны.

Строгое следование традиции делает невозможным глубокое понимание фламенко.

Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни.

Но наряду с развивающимся фламенко существуют и «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 г. и дала название этому разделу искусствоведения), ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т. п.

До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний.

Танцор фламенко Хоакин Кортес является послом цыган в Европейском союзе.

«Дуэнде» - душа фламенко, также переводится с испанского как «огонь», «магия» или «чувство». «Лишь к одному дуэнде не способен - к повторению. Дуэнде не повторяется, как облик штормового моря».

Вплоть до второй половины XIX в. цыганки исполняли фламенко босиком.

Фотогалерея

Полезная информация

Фламе́нко
исп. flamenco

Фестивали фламенко

Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.

В Испании

Один из самых авторитетных, крупнейший фестиваль фламенко в Испании проходит один раз в два года в Севилье под названием «Bienal de Flamenco». Этот фестиваль был основан в 1980 г. Со всего мира сюда съезжаются истинные любители фламенко, чтобы увидеть лучших артистов: байлаоров, кантаоров и гитаристов.

В Кордове ежегодно проводится Международный фестиваль гитары «GUITARRA», с выступления на котором началась слава талантливых молодых гитаристов Висенте Амиго и Пако Серрано.

Ежегодные фестивали канте гранде, фестивали канте фламенко и другие проходят по всей Испании. Подробнее о фестивалях в Испании и не только можно узнать со специального новостного сайта www.flamencofestival.info.

В России

1- Российский Фестиваль Фламенко "Flamenco en Moscu" - проводится впервые в 2011г. Фестиваль соберет только выдающихся мировых звезд фламенко.

Фестиваль фламенко «¡VIVA ESPAÑA!» в Москве — ежегодное событие в мире испанской музыкальной культуры (с 2001 г.).

В Петербурге проходит ежегодный фестиваль под названием «Северное фламенко».

В мире современной гитарной музыки в Калуге с 1997 г. работает ежегодный фестиваль «Мир гитары», участниками которого являются различные фламенко-группы из России и Испании, и множество ярких имен зарубежных гитаристов, из всемирно известных, такие как Al di Meola (2004), Иван Смирнов («талисман» фестиваля), Висенте Амиго (2006), Пако де Лусия (2007) и др.

В других странах

Ежегодно, с 2004 г., в феврале проходит Фестиваль фламенко в Лондоне. Один из крупнейших фестивалей фламенко вне Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью Мексико.

Известные артисты фламенко

  • Niña de los Peines, Lola Flores, Fosforito, Niña de La Puebla
  • Кармен Амайя
  • Рамон Монтойя-старший (Ramon Montoya), Пако де Лусия (Paco de Lucia), Висенте Амиго (Vicente Amigo), Маноло Санлукар (Manolo Sanlúcar), Р. Рикени (R. Riqueni), Пако Серрано (Paco Serrano), Рафаэль Кортес (Rafael Cortes)(гитара)
  • Антонио Гадес и Марио Майя (Mario Maya) (танец)
  • Камарон де ла Исла (Camaron de la Isla) и Энрике Моренте (пение)
  • Бланка дель Рей (Blanca Del Rey)
  • Антонио Каналес (Antonio Canales)
  • Антонио эль Пипа, Хавьер Мартос (танец)
  • Хосе Рэйес (Jose Reyes) (гитара, пение)
  • Gipsy Kings (гитара, пение)
  • Santa Esmeralda (диско, плюс гитара)
  • Rocío Márquez
  • Лена Эрнандес
  • Эва Ла Йербабуэна (Eva La Yerbabuena)
Сайт

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.

Фламенко – традиционный музыкально-танцевальный стиль, который давно стал визитной карточкой страны. Динамичный, яркий, чувственный, страстный, глубокий и местами драматичный фламенко – это целое искусство, которое как нельзя лучше передает дух Испании и ее народа.

Зачастую фламенко называют танцем, что является не совсем корректным. Фламенко в Испании – это синтез танца, музыки и песни. С помощью гитарной мелодии, хлопков в ладоши, отстукивания каблуками, игры голоса, танцевальных движений и, конечно, испанского темперамента, исполнители фламенко способны вызвать у зрителей сильнейшие эмоции.

История фламенко

История фламенко на территории Испании берет начало в XV веке, когда сюда из Византии начали переселяться цыгане. Цыганские племена обосновались на южном побережье страны в районе Андалусии возле городов Севилья, Кадис и Гранада. Перебравшись в Испанию, новые поселенцы не могли отказаться от собственной культуры – танцев, музыки и песен, тем не менее со временем они стали перенимать традиции живших тут ранее мавров, евреев, иудеев и испанцев. Именно тогда благодаря смешению нескольких культур и зародился столь популярный сейчас стиль фламенко.

Фламенко в Испании

На протяжении многих лет фламенко было известно только в местах изолированных поселений цыган. Только к концу XVIII века после ослабления гонения, цыгане смогли вынести свою культуру в массы. Фламенко начали исполнять в тавернах и других общественных местах.

Как любой живой организм, искусство фламенко развивалось. В XX огромное влияние на стиль исполнения оказала кубинская культура, джазовые мотивы и даже классический балет.

Классификация фламенко

Фламенко принято подразделять на два больших класса – традиционный и современный.


Фламенко в Испании

Традиционный фламенко Андалусии носит название «Канте хондо» (исп. Cante hondo/jondo) или Канте гранде (исп. Сante grande), что в дословном переводе означает серьезный, высокий, драматический стиль.

Более молодой, современный фламенко называют «Канте чико» (исп. Сante chico) - маленький, облегченный стиль.

В обоих классах фламенко присутствуют гитаристы (исп. guitarristas), танцоры (исп. bailarínes), певцы (исп. сantantes), но иногда в «Канте хондо» танец может исполняться только под пение, а в «Канте чико», наоборот, могут быть использованы самые разнообразные музыкальные инструменты.

Фламенко может исполняться как одним танцором, так и несколькими.


Фламенко в Испании

Оба класса фламенко делятся на более мелкие жанры и стили (в испанском - Палос), которых насчитывается несколько десятков. Разница между ними может быть столь минимальна, что только профессионалы могут отнести их к тому или иному жанру.

Атрибуты фламенко

Фламенко в Испании проводится в специальных залах, называемых таблао (исп. tablao). Таблао оборудованы сценой и зрительным залом, как правило, со столиками.


Фламенко в Испании

Типичное платье танцовщицы фламенко – байлаоры, происходит от традиционных нарядов цыган и называется «bata de cola». Красное платье до пола, как правило, украшается множеством оборок или волн и имеет пышный подол, который играет не последнюю роль в танце. Также, платье байлаоры может быть сшито из ткани в горошек. В качестве аксессуара может быть использована шаль с длинной бахрамой, веер или кастаньеты. Стоит заметить, что кастаньеты используются достаточно редко, так как ограничивают движение рук танцовщицы. Вместо них ритм отбивается ногами или хлопками.

Танцор фламенко – байлаор, носит черные брюки, белую рубашку, подпоясанную широким поясом, и иногда короткую жилетку.

Фламенко на Коста Бланке

Фламенко на Коста Бланке распространено не так широко, как на его родине в регионе Андалусия. Тем не менее, сюда часто приезжают знаменитые коллективы Испании с гастролями. Их выступления проводятся в различных концертных залах, например, в Benidorm Palace в городе Бенидорм.


Фламенко в Испании

С расписанием мероприятий можно ознакомиться на сайте .

Если Вы хотите побывать в настоящем таблао, то Вам следует отправиться в небольшой городок Санта Пола, расположенный недалеко от Аликанте. Здесь находится таблао «Tablao Los Lunares» , где Вы можете насладиться вкусным ужином и фламенко.

Представление в «Tablao Los Lunares» в Санта Пола длится около полутора часов. За время шоу перед Вами выступят минимум четыре исполнителя – танцоры, певцы, музыканты. Также, здесь часто проходят выступления приглашенных гостей.

Шоу проводятся в пятницу и субботу в 23:30 часов и в воскресенье в 22:00.

Стоимость билетов:

Фламенко + напиток: 12 евро

Фламенко + ужин: 27 евро.

сайте .

Tablao Los Lunares находится по адресу: Avenida Escandinavia, 72. Gran Alacant (Santa Pola) CP 03130.

Также, фламенко можно посмотреть недалеко от города Торревьеха, оно называется «Villa Salada» и работает с мая по сентябрь.

Здесь проводятся концерты не только традиционного фламенко, но и выступления с андалусскими лошадьми.

Фламенко проходит каждый четверг и субботу, начало в 20:00. Фламенко + шоу с лошадьми – каждую пятницу в 20:00.

Стоимость билета для взрослого начинается от 10 до 55 евро в зависимости от вида шоу, места и наличия меню.

Билеты можно приобрести на официальном сайте .

Адрес «Villa Salada»: 3,3 км шоссе Торревьеха – Аликанте (CV905), в 5 минут от гипермаркета Каррефур.