Северо- Казахстанская область

Аккайынский район

Полтавская средняя школа

«Что бы я сделал для процветания своей страны?»

Бакай Дарья, ученица 8 класса,

14 лет

Что бы я сделал для процветания своей страны?

«Любить Казахстан - значит носить его в своем сердце»

Н.А.Назарбаев

Так трудно говорить о любви, даже о любви к своей Родине. Подразумевается, что каждый человек любит свою Отчизну и уважает свой народ. Но имеем ли мы право говорить о любви, если еще пока ничего не сделали для своей Родины? Любовь к своей стране приходит со временем. Только с возрастом человек способен понять свое истинное отношение к Родине Ведь эта любовь состоит из многих составляющих: это и патриотизм, и гордость за подвиги и успехи граждан, и любование красотой и природными богатствами, и древняя интереснейшая история и еще много - много всего, из чего складывается это емкое и поразительно стойкое понятие - любовь к Родине

Нас воспитывают патриотами; мы часто говорим о своей Родине – Республике Казахстан, мы гордимся ее достижениями, ее богатой историей и культурой, ее дружелюбным народом, ее прекрасной природой, богатствами ее недр и миролюбивой внешней политикой, но что такое патриотизм и что значит быть патриотом?

Быть патриотом – это не только любить Отечество, но и жить с ним одной судьбой: защищать его, хорошо знать историю своей страны, знать государственный язык, соблюдать обычаи и традиции своего народа, работать и учиться на благо своего государства, своей Родины.

Что бы я могла сделать для своего государства? Я думаю, что если придет час испытаний, то и я, как тысячи молодых людей, встану на защиту ее рубежей и ее независимости, буду до последнего вздоха отстаивать наше право на свободу, на жизнь, на язык и обычаи, на самостоятельность нашего государства.

Что еще я могла бы сделать для своего государства? Я знаю, что буду честно работать для процветания своей Родины. Буду ставить общественное выше личного, ведь Родина одна для всех нас, семнадцати миллионов казахстанцев, и если каждый внесет свою, пусть небольшую, лепту мы станем первыми среди первых, весь мир узнает о моей стране - Республике Казахстан!

А сейчас, пока я еще подросток, у меня тоже есть свои обязанности, которые я должна выполнять, так как чувство долга формируется с детства. Я стараюсь хорошо учиться, заниматься спортом, участвовать в интеллектуальных конкурсах, делать не только то, о чем меня просят, но и стараться сделать как можно больше, ведь это нужно для моей школы, моего села, нашего района, области, а значит для моей Родины.

Я мечтаю о том, чтобы в любом уголке земного шара знали о том, как прекрасен, богат и могуч наш Казахстан. Чтобы где не прозвучало имя нашей Родины, там люди смотрели бы на нас с восхищением и немного с завистью, ведь мы – граждане великого государства, мы уверенно смотрим в будущее, ведь мы – казахстанцы, и мы строим новый свободный Казахстан!

«Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?»

Джон Кеннеди

Что такое Родина? Страна? А что такое страна? «Страна - это географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Под словом «страна» может пониматься не только территория, но и население этой территории».

Географическая территория для нас, понятно, все, что могла, уже сделала. Теперь мы для нее или из нее делаем. А вот население, население – это интересно. Население – это я, вы, сосед дядя Ваня, бухгалтер Шурочка, инспектор Петренко и прочая. Все, что Родина может для вас сделать, делается руками… точно таких же граждан. Если вы им – ничего, то с какой стати они вам что-то?

Конечно, можно кивать на правительство, мол, вот оно нам все должно, а мы – люди маленькие. Слишком уж приятно думать, что рядовой гражданин ничего сделать не может. Только депутаты, правительство, президент. А остальные могут сложить ручки и ждать чуда. Но есть ведь проблемы, которые порождаем мы сами, каждый маленький человечек, и которые можем исправить только мы сами.

1. Окружающая среда

Легче всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что вы можете сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя и детей своих приучить к этому, сажать цветы и деревья в палисаднике или у подъезда и беречь их в природе. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других.

Все это знают. Но выполняют только единицы. Даже снеговика зимой нельзя слепить, чтоб его через 15 минут никто не сломал. Сердце кровью обливается, когда видишь граффити на исторических памятниках или только что покрашенных стенках, свалки в посадках, парках, на обочинах, затоптанные газоны, мусор под ногами и тотальное равнодушие.

Очень явно это видно на следующем примере. В последнее время стали проводить акции под названиями «Сделаем город чистым» и тому подобные при поддержке компаний по переработке мусора. Участвует в акциях в основном активная молодежь, старшее поколение отзывается об этом скептически, мол, субботник, бесплатная работа, зачем оно тебе надо. Но за два-три часа такой работы свалка превращается в парк. Смотрю, а это самое скептичное старшее поколение уже ведет туда своих внуков. Их совместными стараниями за пару месяцев парк превращается обратно в мусорник. И опять сидят на лавочках старушки и кивают, мол, вот видите, все было напрасно.

Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

2. Экономическое процветание

Экономическое процветание, как ни странно, тоже должно быть делом наших рук. Складывается такое впечатление, что кредо всей страны – «Если бы с зарплатой как у них ничего не делать как у нас». Люди кичатся тем, что сдают экзамены по принципу «на халяву» и «содрал, прокатило», покупают дипломы, могут на работе часами сидеть «вконтактике», играть в игры, и ничего им за это не будет.

А потом получается, что куда ни кинься, вокруг тебя плохие врачи, инженеры, парикмахеры, бухгалтеры, продавцы. И вообще в стране «все плохо». Козырный аргумент – «Как платят, так и работаем», ну так и остальные так, что же вы на них тогда жалуетесь? Можно ли силами армии бездельников и халявщиков построить развивающийся бизнес, прибыльные предприятия, качественное производство? Ведь нет, а без этого какое может быть экономическое процветание?

Начните с себя. Сделайте из себя специалиста, занимайтесь на работе работой, совершенствуйтесь, работайте качественно. Прививайте детям и подчиненным такое же отношение. Пока мы не сменим кредо, пока трудолюбие снова не станет ценностью, никакого экономического процветания нам не светит.

3. Коррупция

У нас распространено мнение, что коррупцию в нашей стране побороть нельзя. Такое чувство, будто она инкорпорирована в нас. Да, я согласна, бывают ситуации, когда взятку требуют такие люди, от которых зависит наша судьба, и «никуда не денешься».

Но сколько случаев, когда можно обратиться по тому же телефону доверия и наказать вымогателя без ущерба для себя. Сколько случаев, когда люди «несут» по инерции, без просьбы врачам, налоговым инспекторам, преподавателям, чтобы «отблагодарить». Сколько случаев, когда люди сами суют взятку, чтобы получить желаемое. А ведь так недолго привыкнуть и тому, кто изначально не собирался ничего брать. Молодой специалист поначалу обычно боится брать взятки, хотя бы из-за того, что это уголовно наказуемо. Но добрые люди быстро приучают к мысли, что ему все сойдет с рук.

Мы творим коррупцию сами. Мы настолько привыкли, что даже не пытаемся обойтись без нее. Когда я говорю, что отучилась в школе и университете на все пятерки, устроилась на работу, получила водительские права и даже вышла замуж, не дав ни одной взятки, мне не верят. Тем не менее это возможно. Не кормите этого зверя, он ослабнет и растеряет свое влияние.

Все это так просто и банально. Все это вы можете сделать, если возьмете на себя ответственность, осознаете свою роль и перейдете от пустых жалоб к полезным действиям. Не кивайте на пассивных сограждан, отвечайте за себя, заражайте других своим примером, делайте все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем рабочем месте, в своей семье.

Только тогда у нас наконец-то получится создать чистую и красивую, процветающую страну, которая, в свою очередь, сможет что-то сделать для нас и наших детей. Это в наших руках!

«Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?»
Джон Кеннеди


Что такое Родина? Страна? А что такое страна? «Страна – это географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Под словом «страна» может пониматься не только территория, но и население этой территории» .

Географическая территория для нас, понятно, все, что могла, уже сделала. Теперь мы для нее или из нее делаем. А вот население, население – это интересно. Население – это я, вы, сосед дядя Ваня, бухгалтер Шурочка, инспектор Петренко и прочая. Все, что Родина может для вас сделать, делается руками… точно таких же граждан. Если вы им – ничего, то с какой стати они вам что-то?

Конечно, можно кивать на правительство, мол, вот оно нам все должно, а мы – люди маленькие. Слишком уж приятно думать, что рядовой гражданин ничего сделать не может. Только депутаты, правительство, президент. А остальные могут сложить ручки и ждать чуда. Но есть ведь проблемы, которые порождаем мы сами, каждый маленький человечек, и которые можем исправить только мы сами.

1. Окружающая среда

Легче всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что вы можете сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя и детей своих приучить к этому, сажать цветы и деревья в палисаднике или у подъезда и беречь их в природе. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других.

Все это знают. Но выполняют только единицы. Даже снеговика зимой нельзя слепить, чтоб его через 15 минут никто не сломал. Сердце кровью обливается, когда видишь граффити на исторических памятниках или только что покрашенных стенках, свалки в посадках, парках, на обочинах, затоптанные газоны, мусор под ногами и тотальное равнодушие.

Очень явно это видно на следующем примере. В последнее время стали проводить акции под названиями «Сделаем город чистым» и тому подобные при поддержке компаний по переработке мусора. Участвует в акциях в основном активная молодежь, старшее поколение отзывается об этом скептически, мол, субботник, бесплатная работа, зачем оно тебе надо. Но за два-три часа такой работы свалка превращается в парк. Смотрю, а это самое скептичное старшее поколение уже ведет туда своих внуков. Их совместными стараниями за пару месяцев парк превращается обратно в мусорник. И опять сидят на лавочках старушки и кивают, мол, вот видите, все было напрасно.

Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

2. Экономическое процветание

Экономическое процветание, как ни странно, тоже должно быть делом наших рук. Складывается такое впечатление, что кредо всей страны – «Если бы с зарплатой как у них ничего не делать как у нас» . Люди кичатся тем, что сдают экзамены по принципу «на халяву» и «содрал, прокатило», покупают дипломы, могут на работе часами сидеть «вконтактике», играть в игры, и ничего им за это не будет.

А потом получается, что куда ни кинься, вокруг тебя плохие врачи, инженеры, парикмахеры, бухгалтеры, продавцы. И вообще в стране «все плохо». Козырный аргумент – «Как платят, так и работаем», ну так и остальные так, что же вы на них тогда жалуетесь? Можно ли силами армии бездельников и халявщиков построить развивающийся бизнес, прибыльные предприятия, качественное производство? Ведь нет, а без этого какое может быть экономическое процветание?

Начните с себя. Сделайте из себя специалиста, занимайтесь на работе работой, совершенствуйтесь, работайте качественно. Прививайте детям и подчиненным такое же отношение. Пока мы не сменим кредо, пока трудолюбие снова не станет ценностью, никакого экономического процветания нам не светит.

3. Коррупция

У нас распространено мнение, что коррупцию в нашей стране побороть нельзя. Такое чувство, будто она инкорпорирована в нас. Да, я согласна, бывают ситуации, когда взятку требуют такие люди, от которых зависит наша судьба, и «никуда не денешься».

Но сколько случаев, когда можно обратиться по тому же телефону доверия и наказать вымогателя без ущерба для себя. Сколько случаев, когда люди «несут» по инерции, без просьбы врачам, налоговым инспекторам, преподавателям, чтобы «отблагодарить». Сколько случаев, когда люди сами суют взятку, чтобы получить желаемое. А ведь так недолго привыкнуть и тому, кто изначально не собирался ничего брать. Молодой специалист поначалу обычно боится брать взятки, хотя бы из-за того, что это уголовно наказуемо. Но добрые люди быстро приучают к мысли, что ему все сойдет с рук.

Мы творим коррупцию сами. Мы настолько привыкли, что даже не пытаемся обойтись без нее. Когда я говорю, что отучилась в школе и университете на все пятерки, устроилась на работу, получила водительские права и даже вышла замуж, не дав ни одной взятки, мне не верят. Тем не менее это возможно. Не кормите этого зверя, он ослабнет и растеряет свое влияние.

Все это так просто и банально. Все это вы можете сделать, если возьмете на себя ответственность, осознаете свою роль и перейдете от пустых жалоб к полезным действиям. Не кивайте на пассивных сограждан, отвечайте за себя, заражайте других своим примером, делайте все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем рабочем месте, в своей семье.

Только тогда у нас наконец-то получится создать чистую и красивую, процветающую страну, которая, в свою очередь, сможет что-то сделать для нас и наших детей. Это в наших руках!

Основные понятия: конституционная обязанность, гражданский долг.

Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны...

Дж. Кеннеди

1-й этап. Мотивация

Мы неоднократно на занятиях обсуждали вопрос о том, кого мы можем назвать настоящим гражданином. Давайте сравним мнения российских и американских школьников по этому вопросу.

Поработайте в группах с «Рабочим листом №1» и выполните задание.

Рабочий лист №1

Познакомьтесь с материалами Форума российских и американских школьников (Камчатка) и обсудите ответы на вопросы:

1. При определении, кто такой хороший гражданин, на что (права или обязанности) делают упор молодые люди двух стран? Что общего вы могли бы выделить в представленных материалах?

2. У кого более активная жизненная позиция?

3. Кто (американские или российские школьники) лучше знают свои гражданские обязанности? Кто называет их больше? Почему, как вы думаете?

Российские школьники

о «хорошем гражданине»

Хороший гражданин - законопослушный гражданин. Если ты отзывчив к окружающим тебя людям, уважаешь их права так же, как и свои, если ты осознаешь, что законом тебе предоставлены не только права, но и обязанности, которые ты должен соблюдать, то тебя можно назвать хорошим гражданином.

Алатырева

Хороший гражданин - человек, который соблюдает все законы и конституцию, не нарушает свободы другого человека. Это тот, кто готов защищать свою страну. Но в нашей стране очень мало таких хороших граждан. Многие уклоняются от налогов, что приводит к плохим последствиям. Также он должен обеспечивать своих детей хорошим образованием и материально.

Таня Шильдлевс

Хороший гражданин обязан хорошо и честно работать, от этого зависит развитие страны, быть законопослушным и выполнять свои гражданские обязанности.

Хороший гражданин - это человек, любящий свою страну, соблюдающий ее законы и порядки. Хороший гражданин - это патриот, знающий историю своей страны и стремящийся сделать что-нибудь полезное для своих соотечественников и, конечно же, для самой страны.

Ксения Иващенко

Хороший гражданин в наше время - это человек, который не нарушает законов, живет и зарабатывает честным трудом. Сейчас в мире мало таких добрых и честных людей. Если бы хороших граждан в нашей стране было бы больше, то и жизнь людей была намного лучше.

Анна Горбанева

Хорошим гражданином можно назвать человека, который не только не нарушает конституцию своей страны, но и человека с высоким моральным уровнем, который помогает другим людям. Хороший гражданин - это не тот, кто заплатил все налоги своей стране, а тот, кто заплатил налоги своей совести.

Роман Соколов

Американские школьники

Хороший гражданин активно участвует в жизни общества. Он ходит на выборы, соблюдает законы, осуществляет волонтерскую работу, служит высоким интересам общества.

Джулия Гилберт

Хороший гражданин живет, работает, делает что-либо на благо общества: выражает протест, служит в армии, голосует, работает чиновником и т.п. Те, кто ничего не предпринимает, а только пользуется плодами работы других людей, являются плохими гражданами.

Дирк Карн

Главное качество хорошего гражданина - участие. Здесь важно понимание механизма работы правительства, кто они - выбранные нами должностные лица, за что ты лично выступаешь, поддерживаешь или хочешь изменить политику государства. Участие - это не только голосовать на выборах, оно включает в себя работу присяжным, службу в армии добровольно и во время национального кризиса, работу в благотворительных организациях, даже выступление против государства, если тебя не устраивает его нынешняя политика.

Райан Гарднер

Я считаю, быть хорошим гражданином - значит быть патриотом. Любить свою страну и гордиться ею, понимая при этом, что кроме хороших, есть также и плохие стороны. Если в стране не так хорошо, как хотелось бы, необходимо стараться сделать все, чтобы жилось лучше.

Мишель Ким

Хороший гражданин делает все на благо общества, в котором живет, заботится о нем, не нарушает законы. Он/она ходит голосовать и выбирает того кандидата, который, по его/ее мнению, будет лучше управлять городом, штатом, страной. Они не обманывают, например, платят все налоги. Они просто работают, чтобы жизнь в их обществе была лучше.

Джессика Библер

Итоги обсуждения подводит учитель

Ситуация сравнения особенно интересна еще и потому, что обязанности американских граждан в конституции не зафиксированы. И многое из того, что назвали молодые люди, их никто не обязывает делать (например, волонтерская работа - дело абсолютно добровольное!).

В отличие от американцев наши обязанности записаны в Конституции РФ.

Что же такое конституционная обязанность?

Конституционная «основная» обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон и общество возлагают на нее.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданских обязанностях.

Предложите учащимся выполнить следующие задания:

1. Россияне по Конституции имеют широкий спектр прав и свобод и весьма ограниченный круг обязанностей. Постарайтесь вспомнить и записать в тетрадях все известные вам обязанности российских граждан.

2. Поработайте с «Рабочим листом №2» и сравните ваши записи со статьями Конституции РФ. Проанализируйте, насколько хорошо вы информированы о конституционных обязанностях российских граждан.

Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

3. Обдумайте в группе и предложите возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданских обязанностей.

Группы выступают поочередно, называют по одному тезису.

Рабочий лист №2

Из Конституции РФ, ч. 2

Ст. 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59, ч. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ст. 43, ч. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 44, ч. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Возможно, в работе вам помогут данные сайта «Государство и власть», страница «Основы конституционного строя» (см. приложение).

3-й этап. Итоговое задание

Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Кроме того, вы хорошо знакомы с содержанием прав и свобод россиян. Для нас очень важно показать их взаимосвязь. Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Попытайтесь создать свой вариант плаката, в котором была бы отражена взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Например: право на социальное обеспечение по старости и обязанность платить налоги; право на экологически чистую среду обитания и обязанность охранять природу и т.д. Плакаты обычно имеют и текстовую часть (призывы к чему-либо в прозе или в стихах). Предложите и вы свои варианты подписей к плакатам.

Общий вывод

Обязанности, как и права, должны быть предусмотрены законом. И тогда наша единственная обязанность - это соблюдать требования закона, т.е. нести предписываемые законом обязанности. Имеется концепция (которую я разделяю), что природа закона - это быть ограничителем абсолютной свободы. При этом обязанности, которые налагает на нас закон, должны быть достаточными, но в то же время минимальными и абсолютно необходимыми для того, чтобы общество могло функционировать как нормальный, здоровый организм, чтобы не было хаоса и того, что называется новым русским словом «беспредел».

Нам предстоит огромная и неустанная работа на протяжении многих поколений, прежде чем постепенно, шаг за шагом, мы сможем выйти на такой уровень, при котором экономические, социальные и иные обязанности будут исполняться всеми настолько четко, настолько ответственно, что станет возможным удовлетворение всех прав.

Домашнее задание

Используя данные веб-сайта Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, покажите взаимосвязь между выполнением обязанностей по уплате налогов и возможностью реализации прав граждан на социальную защиту.

Ресурсы к уроку

Конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок - это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу). Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции

и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц, не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав

и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных.

Забота о детях

и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории

и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налог или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы

и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федераций военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

О конституционных правах граждан

Конституционные права, свободы и обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер - от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18, являются непосредственно действующими». Если закрепленные Конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - «платить установленные законом налог и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъекты налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства.

Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: «Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом».

Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок их размещения решается конституциями по-разному. Наиболее распространенным является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США, например). Другое размещение - это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций.

Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привести конституцию Республики Узбекистан (гл. 11).

В современной Конституции Российской Федерации права и свободы, обязанности, а также их гарантии представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этого документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Провозглашенное в ст. 34 Конституции РФ право граждан на предпринимательскую деятельность содержит исходное, принципиальное положение для регулирования сферы хозяйственной жизни. Чтобы установить исходные положения, конституционные права, свободы и обязанности должны формулироваться в самом общем виде, однако должны быть определенными по содержанию. Только при этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый простор для текущего законодательства, призванного развивать записанные в Конституции права, свободы и обязанности.

Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи. Обеспечение конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

Наталья МАТЮХИНА, заместитель директора Малокуликовской школы, Орловская область

В декабре 2012 года Президент страны обратился всему народу Казахстана с очередным Посланием. В П ослании «Стратегия «Казахстан-2050» есть раздел о новом Казахстанском патриотизме. По словам Президента Нурсултана Абишевича новый казахстанский патриотизм является основой успеха многонационального и многоконфессионального общества. Новый казахстанский патриотизм должен объединять все общество, которо е живе т в нашей стране независимо от этнических различий. Для многонационального Казахстана это вопрос выживания и конкурентоспособности. Поэтому, не должно быть “лишних” и “чужих”, “наших” и “не наших”. Основной целью нового казахстанского патриотизма является сохранение и укрепление общественного согласия. Незабываемое выступление отечественных спортсменов на Олимпийских играх в Лондоне стало самым наглядным примером демонстрации казахстанского патриотизма. Успехи наших спортсменов стали вдохновляющим примером для всех Казахстанцев, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности.

Так кто же на самом деле «патриот» или что такое «патриотизм»? Джордж Бернард сказал: «Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились», а Стивенсон Эдлай думает: «Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека». И я с ними непременно соглашусь. Патриот – человек, который любит свою Родину, который готов пожертвовать всем – принципами, идеалами, материальными благами во имя своего отечества, готовый идти на любые жертвы и совершить подвиги ради интересов своей Родины. Патриот гордится материальными и духовными достижениями своей Родины, своего народа. В нем живет постоянное желание сохранения характерных особенностей Отечества, постоянная готовность жертвовать своими интересами на благо интересам общества, в котором он живет, защищать свой народ.

Человек появляется на свет вовсе не патриото м, а становится им в ходе воспитания, образования и участия в общественной жизни страны. Как гласит казахская пословица: «Анасына қарап қыз өсер, әкесіне қарап ұл өсер », если родители будут патриотами, то однозначно и дети станут бесконечно любить и уважать свою страну .

Государственные символы способствуют в формировании казахстанского патриотизма. Поэтому мы должны уделять особое внимание государственным символам. С ранних лет нужно прививать детям любовь и уважение к нашему Флагу, Гербу, Гимну. В этом направлении ведется усердная работа с использованием современных методик. Флаг, Герб, Гимн – это наша история, культура, гордость.

В масштабном документе «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства», Лидер нации отмечает: «Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего, гордость за страну и ее достижения». Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности в Республике. Поэтому в учебных заведениях в обязательном порядке проводятся мероприятия и воспитательные работы на тему «Патриотизм». Узнавая, о подвигах и жизни патриотов нашего Независимого Казахстана молодые стремятся стать такими как они, то есть патриотами. Воспитание казахстанского патриотизма – одно из ведущих направлений всех учебных заведений. Н.А.Назарбаев подчеркнул в своем выступлении: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Наверняка Вы помните представление видение государства Нурсултана Назарбаева: «Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут патриотами своей мирной, процветающей быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Президент уделяет особое внимание молодежной политике, выдвигает на первый план развитие у молодежи чувства патриотизма. Созданное молодежное крыло партии «Жас Отан» призвано сыграть важную роль в воспитании у молодежи патриотизма. С помощью активистов партии решаются проблемы сельской молодежи, укрепляются патриотические работы. «Жас Отан» совместно с другими молодежными объединениями ведет работу по воспитанию нетерпимости к наркомании, алкоголизму, антисоциальному поведению.

Как сказал Кеннеди, Джон: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя – спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

Я, как настоящий патриот и гражданин Республики Казахстан, поддерживаю все, что было сказано в Послании Президента.

Мурагер Нурланбаев