80-летняя художница-любительница Сесилия Хименес (Cecilia Giménez) не имела ничего, кроме добрых намерений, когда обратила своё внимание на испортившуюся со временем фреску с изображением Иисуса Христа на стене в храме Милосердия в небольшом испанском городе Борха (Borja).

Фреска под названием "Ecce Homo" (что значит "Се человек") была создана испанским художником Элиасом Гарсиа Мартинесом (Elías García Martínez) в 1930 году. Хотя эта работа, согласно общему мнению в прессе, имела "небольшое художественное значение", потому что "Мартинес не является великим художником, а его картина "Ecce Homo" не представляет собой "шедевр", фреска, тем не менее, приобрела некоторую сентиментальную ценность среди местного населения.

Итак, когда первоначальная краска на фреске стала шелушиться, Сесилия Хименес, которая не имела специального образования, взялась отреставрировать стареющее художественное произведение.

Повреждённая фреска "Ecce Homo" слева и её "отреставрированная" версия справа.

Хименес подправляла картину мазок за мазком в течение нескольких лет с ведома приходского священника и церковных сторожей, пока однажды летом 2012 года не решила, что фреске нужна капитальная реставрация. В середине "реставрационного процесса", Хименес отправилась в отпуск, потому что работа потребовала гораздо больше времени, чем она предполагала. Женщина собиралась завершить её по возвращении, но, хорошо это или плохо, такого шанса ей больше не представилось.

К тому времени, как она вернулась из отпуска, о её провальных усилиях узнала широкая общественность, и Хименес стала всемирным посмешищем. Неудавшаяся реставрация стала главной темой в Интернете, породив во всемирной сети множество мемов и шуток. Журналисты сравнили реставрацию с тем, как известный персонаж Мистер Бин в исполнении Роуэна Аткинсона (Rowan Atkinson) испортил картину "Мать Уистлера" ("Whistler’s Mother"). Некоторые сравнили картину с размытым изображением картофеля и обезьяны. Другие назвали её "Пушистый Иисус" и "Ecce Mono" ("Се обезьянка").

Хименес чувствовала себя настолько униженной, что плакала в течение нескольких дней и, по словам её родственников, отказывалась от еды. В итоге, женщине пришлось обращаться к помощи психиатра и принимать лекарства. В какой-то момент наследники Гарсиа Мартинеса пригрозили подать на Сесилию Хименес в суд за порчу картины, но, к счастью для неё, не довели дело до конца.


Оригинальная неповреждённая картина (слева), повреждённая картина (в середине) и реставрация Сесилии Хименес (справа).

В настоящее время, по странной иронии судьбы, небольшой малоизвестный город Борха вдруг неожиданно появился на международном туристическом маршруте. Каждый год десятки тысяч любопытных посетителей со странным чувством юмора приезжают из дальних уголков мира, чтобы своими глазами увидеть трагическое фиаско и уехать домой с различными сувенирами, такими как кружки и футболки с изображением "новой и улучшенной" фрески "Ecce Homo".

Сесилия Хименес, чья неудавшаяся попытка отреставрировать церковную картину когда-то вызывала издёвки и насмешки, теперь является местной знаменитостью. Она вручает призы на конкурсе молодых художников, которые пишут свои собственные варианты картины "Ecce Homo". Люди узнают её на улице и кричат: "Это Сесилия! Это Сесилия!" Она даже имеет 49% выручки от реализации сувенирной продукции. Остальное идёт семье художника Мартинеса.

Сесилия Хименес, может, и не смогла отреставрировать картину, но ей удалось возродить судьбу своего города. Приток туристов помог стабилизировать экономику города Борха, пошатнувшуюся от экономического спада, от которого остальная часть Испании страдает в течение последних нескольких лет.

"Для меня это история веры, – сказал Эндрю Флэк (Andrew Flack), либреттист оперы, который сочинил комическую оперу о том, как одна женщина испортила фреску и спасла город. – Это чудо, как она смогла способствовать процветанию туризма!"

"Почему люди приходят посмотреть на фреску, если она представляет собой такое произведение искусства? – спрашивает он. – Это своего рода паломничество, превращённое средствами масс-медиа в феномен. Пути господни неисповедимы. Ваша катастрофа может обернуться для меня чудом".


"Отреставрированная" Мистером Бином картина Джеймса Макнила Уистлера (James McNeill Whistler) "Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника" ("Arrangement in Grey and Black: The Artist"s Mother") из фильма "Мистер Бин", 1997 г.


Ассортимент сувениров "Ecce Homo".


Коллекция Интернет-мемов про неудавшуюся реставрацию фрески "Ecce Homo".


Туристы выстроились в ряд, чтобы взглянуть на церковную картину "Ecce Homo" на алтаре в храме Милосердия в городе Борха, Испания.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Задача реставраторов - восстанавливать обветшалые и поврежденные произведения искусства. Эта работа творческая, но совсем не простая: неверное движение - и шедевр испорчен, поэтому проколы неизбежны.

сайт собрал нашумевшие случаи, когда реставрация пошла не так, как планировалось.

1. Испорченная фреска

Самый нашумевший случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить облупившуюся фреску с изображением Иисуса в местном соборе. Но почему-то у нее вышло совсем не похоже на оригинал, видимо, зрение подвело пожилую женщину.

Можно спорить бесконечно, зло или благо сотворила Сесилия. С одной стороны, фреска была испорчена. С другой стороны, собор стал известен на весь мир, а Сесилию называют новым Гойей.

2. Герои фрески, лишившиеся глаз

Восстановление фресок в Сикстинской капелле было самой масштабной реставрационной работой ХХ века. Но многие искусствоведы считают, что она оказалась неудачной.

Когда мастера очищали своды от копоти, они затронули верхний слой фресок с поправками самого Микеланджело. В результате некоторые герои даже лишились глаз.

3. Фантазия Берлускони

В 2010 году у входа в резиденцию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони установили статуи Марса и Венеры, датированные 175 годом нашей эры. Фигуры были найдены уже с отбитыми частями тела.

Берлускони дал распоряжение восстановить статуи. С виду получилось неплохо, но искусствоведы не оценили порыва премьер-министра. Считается, что переделывать памятники старины на свой лад - сродни вандализму, ведь мы не знаем, как первоначально выглядели фигуры. Сейчас Марсу и Венере вернули первоначальный облик.

4. Осветленная картина

Работа Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» после реставрации стала выглядеть гораздо светлее. Если раньше преобладали пасмурные темные оттенки, сейчас картина выглядит очень ярко, как будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит замыслу да Винчи.

Некоторые из специалистов комитета Лувра в знак протеста против такой реставрации даже покинули свои посты. Но так ли плоха работа реставраторов?

5. Неузнаваемый Ленин

В Краснодарском крае, Россия, после реставрации памятник Ленину приобрел непропорционально длинную руку и чье-то чужое лицо.

Оказывается, памятник имел такой вид уже давно, но его фотографии на глаза широкой общественности попали только в 2016 году. История с монументом даже появилась на центральном телевидении. После этого вождя мирового пролетариата привели в надлежащий вид.

6. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры на земле, и, к сожалению, он тоже постепенно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали один из самых красивых участков стены длиной 780 метров, просто покрыв его слоем бетона.

Сейчас в отношении недобросовестных реставраторов проводится расследование, а остальные части стены реставрируются более бережно.

7. Замок Матрера

Реконструкция старинной крепости Матрера в Испании получилась весьма спорной: башня стала выглядеть слишком современно. Оказалось, реконструктор Карлос Кеведо Рохас хотел, чтобы было ясно, какие части крепости являются новыми, а какие - древними.

8. Борода Тутанхамона


Пушистый Иисус

Испанская 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. Мы видим фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации новости в испанских и мировых СМИ разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику "креационистских теорий" Церкви. На момент написания этого текста за сохранение "Ecce Mono" высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Гойя - не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. "Самая ужасная реставрация" обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер - словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять - канонических изображений Христа полно, а в капоре - только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает , что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства.

» в оригинальном виде (слева)
и после «реставрации» (справа)

Напишите отзыв о статье "Пушистый Иисус"

Примечания

Ссылки

  • /lenta.ru

Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.