Мир природы наполнен всевозможными запахами, они несут в себе разнообразную информацию об окружающем пространстве. Поэтому обоняние является очень важным для животных органом чувств.

Способность чутко ощущать запахи, наверное, самая главная особенность большинства животных. С помощью обонятельных рецепторов звери ищут пищу и половых партнеров, узнают своих детенышей и врагов. Острый нюх также дает животным возможность избегать множества опасных для жизни ситуаций.

Крот нуждается в обонянии более других животных

Подземные жители от природы обладают слабым зрением, и все другие органы чувств развиты у них сильнее. Слух, осязание и великолепное обоняние дают животному возможность ориентироваться в пространстве без серьезных ограничений.

Недавно ученые выяснили, что обоняние у кротов стереоскопическое, то есть для правильной идентификации запахов подземному копателю нужны обе ноздри. Если перекрыть одну из них, животное начнет теряться в окружающем пространстве.

Кроты также обладают особой тактильной чувствительностью. Они буквально сканируют пространство, используя волоски шкуры, и засекают любую вибрацию, испускаемую движущимся объектом.

Животные с развитым обонянием

По мнению зоологов, самое острое обоняние у акул. Они способны учуять каплю крови в соотношении к 100 млн частей воды. Это делает морскую хищницу самым опасным противником среди ее кровожадных собратьев.

Легендарным является обоняние собак. Служебные собаки, взяв след, способны находить преступника. А охотничьи собаки ищут дичь по запаху и четко чуют недавний след зверя. Нюх собак - неотъемлемая часть их жизни, жить животному, утратившему обоняние, очень сложно.

Кошки, вопреки распространенному мнению, также очень нуждаются в остром обонянии. Хотя зрение у маленьких хищниц сильнее нюха, последний играет важную роль в размножении и охоте.

Ящерицы способны учуять добычу, которая находится на расстоянии 8 см в глубину. Ее более крупные сородичи - крокодилы, охотятся на жертву, высунув из воды только глаза и большие ноздри. Благодаря этому, их нападение бывает стремительным и смертельным.

Даже обычная свинья знаменита тем, что помогает людям отыскивать с помощью нюха колонии трюфелей. Обоняние сильно развито и у птиц, особенно у падальщиков. Кролики метят свою территорию и так распознают друг друга в зависимости от пола.

Обоняние является важной частью жизни всего животного мира, и не только. Человек, лишившийся способности чувствовать запахи, становится более уязвим и менее впечатлителен. Природа не создает лишнего, и «органы нюха» тому яркое подтверждение.


В лесу, где возможности зрения весьма ограничены, возрастает значение обоняния. Оно необходимо при поисках пищи, помогает вовремя обнаружить врага, безошибочно выбрать полового партнера, не путать членов своей семьи с представителями того же вида животных, узнать, здоровы они или больны, сыты или голодны. Наконец, обоняние позволяет животным обмениваться разносторонней информацией.

Химическими анализаторами, а обонятельные рецепторы предназначены для химического анализа окружающей среды, владеют практически все живые существа. Специалисты делят хеморецепторы на две группы. Одни из них условно называют контактными. Они не обладают высокой чувствительностью и предназначены для анализа веществ, растворенных в воде. В быту мы называем эти рецепторы вкусовыми, но когда речь идет о воспринимающих приборах, находящихся у сомов на спине и хвосте, у мухи на лапках, а у тропических тараканов на таких местах, что и сказать неприлично, хочется назвать их как-то иначе. Они имеют важное значение при поисках и идентификации пищи, но здесь мы о них говорить не будем.

Другую группу химических рецепторов условно называют дистантными. У некоторых животных они обладают феноменальной чувствительностью. Самец тутового шелкопряда ощущает присутствие самки, если в 1 000 000 000 000 000 молекулах воздуха содержится одна молекула выделяемого ею пахучего снадобья. Это позволяет крылатым кавалерам реагировать на готовую к размножению самку, находясь от нее за несколько километров, а потом и отыскать ее. Рекорд по дальности обнаружения – 11 километров!

Есть абсолютно достоверные наблюдения, что по следам, оставленным на земле, четвероногие кавалеры умудряются обнаруживать дам на более значительных расстояниях. Один лисовин не поленился сбегать на свидание за 40 километров. Совершенно очевидно, что это не рекорд. Отыскать по запаху подругу, когда у лисиц наступает время свадеб, совсем нетрудно: самки не полагаются на надежность следов и добавляют множество пахучих меток. Однажды ранней весной я с десяток километров прошел по следу небольшой, видимо, молоденькой лисички, которая педантично, через каждые 2-3 метра оставляла на снегу капельку мочи, обладающей сильным и стойким запахом.

У позвоночных животных обонятельные рецепторы располагаются в слизистой полости носа. Обычно эта часть внутренней оболочки содержит специальный пигмент, который придает ей желто-коричневый цвет, поэтому обонятельную выстилку нетрудно отличить от необонятельного эпителия. Ее размер и общее количество рецепторных клеток дают достаточно точную информацию о развитии и совершенстве обоняния. У людей площадь обонятельной выстилки равна 3-5 квадратным сантиметрам и содержит около 6 миллионов рецепторных клеток, а у собак достигает 100 квадратных сантиметров и располагает 220 миллионами воспринимающих элементов. В результате собачий нос в миллион раз чувствительнее человеческого.

Обонятельные рецепторы млекопитающих лежат на дне желобоватых ямок. Это длинные колбочкообразные клетки с булавовидной вершиной, на которой находятся жгутики или пальцевидные выросты, погруженные в слой слизи, которая покрывает обонятельный эпителий. Существует представление, что каждая рецепторная клетка предназначена для обнаружения какого-то определенного типа молекул пахучих веществ.

Считается, что человек владеет 7-14 типами приемников. Различные комбинации посылаемой ими в мозг информации позволяют обонятельно одаренным людям узнавать более 10 тысяч запахов. Это недалеко от обонятельного «потолка». Расчеты показывают, что 14 типов воспринимающих устройств могут обеспечить идентификацию 16 384 запахов. Кролик, вероятно, располагает 24 типами приемных устройств, а собака – 25-35. Нет никакой уверенности, что все 24 кроличьих индикатора есть у собаки. Ведь растительные запахи ее не интересуют. Большое количество обонятельных рецепторов не всегда сочетается с разнообразием типов приемников. У некоторых самцов насекомых до 2/3 воспринимающих клеток нужны, чтобы обнаружить пахучие вещества, выделяемые самкой.

К специфическим приемникам относятся гигрорецепторы, предназначенные для обнаружения воды. Поиски пищи происходят по обобщенным признакам, присущим всем ее видам. Комары-кровопийцы находят свои жертвы, «принюхиваясь» к углекислому газу, выделяемому любым животным, или к таким аминокислотам, как лизин, непременно входящим в состав белков позвоночных животных.

У насекомых обонятельные органы имеют вид волосков, щетинок и тонкостенных выростов со множеством пор в оболочке, а иногда представляют собою неглубокую ямку. Они могут располагаться на различных частях тела, но чаще всего на антеннах. Число обонятельных органов и количество рецепторных клеток сильно варьирует не только у различных видов животных, но и у самцов и самок одного вида. У рабочей пчелы на каждом из ее маленьких усиков умещается до 6 тысяч обонятельных пластинчатых органов. У самки бабочки сатурнии полифем по 14 тысяч чувствительных органов, имеющих до 35 тысяч рецепторных клеток, а у самца 70 тысяч органов и 150 тысяч клеток!

Число воспринимающих элементов, конечно, сказывается на чувствительности. Важны и особенности расположения рецепторов. У. летающих насекомых, самцы которых по запаху разыскивают самок, они располагаются на больших перистых усиках. Этими ажурными сооружениями самцы как бы облавливают воздух, что и позволяет. им «находить» молекулы пахучего вещества. Даже если в воздухе их совсем немного, рецепторные клетки выловят до четверти всех прошедших сквозь сито. Соответственно усики самцов гораздо внушительнее, чем самок. Такими антеннами владеют китайская дубовая павлиноглазка и другие настоящие шелкопряды, а из живущих на территории нашей страны – большой ночной павлиний глаз и грушевая сатурния, самая крупная бабочка отечественной фауны, с размахом крыльев до 18 сантиметров.

Обонятельный анализатор в некотором отношении менее надежен, чем другие органы чувств. В противоположность свету, распространяющемуся практически мгновенно, и звуку, тоже преодолевающему пространство с большой скоростью, запах разносится медленно. К тому же интенсивность запаха в значительной степени зависит от движения воздуха, следовательно, весьма непостоянна. Совершенно очевидно, что самец сатурнии, отправившийся на свидание к невесте, находящейся от него на расстоянии нескольких километров, даже преодолев 3-5 десятков метров пути, не способен определить, стал ли запах слабее или сильнее. Он просто летит против ветра, а если сильно отклонится в сторону и выйдет в зону, где запах дамы становится слабее, совершает челночные полеты, пока снова не попадет в воздушную струю, несущую ее ароматные «призывы». Так же он поступает, когда окажется в непосредственной близости от самки.

С помощью обоняния примитивные четвероногие не способны определить, где находится дичь, но если пахнет сильно, понимают, что где-то близко и упорно ведут поиск, пока не обнаружат добычу. Сильный запах вызывает более сильное возбуждение, а следовательно, более активный поиск. И только когда расстояние окажется меньше сантиметра, маленькая саламандра точно определит местоположение добычи.

Высшие четвероногие ориентируются по запаху лучше, особенно если идут по следу. Пробежав 2-3 десятка метров, они отчетливо замечают, конечно, если след не слишком старый, усиливается запах или слабеет. Это позволяет им выбрать направление преследования. Ну а если по дороге след будет потерян, его стараются обнаружить с помощью челночного прочесывания местности. Точно так же ведут себя хищники, уловившие верхним чутьем присутствие затаившейся дичи. И только в непосредственной близости обоняние работает безупречно.

Для общения животные вырабатывают специальные биологически активные вещества. Их называют феромонами. Пахучее вещество самки, обнаружив которое, крылатые кавалеры готовы лететь на край света, относится именно к ним. В зависимости от того, для чего они предназначены, пахучие вещества вырабатываются круглогодично или только в определенные периоды жизни. Половой феромон бабочек начинает синтезироваться, когда у самки созревают половые продукты и она готова приступить к размножению. У многих четвероногих, в первую очередь у млекопитающих, самки распространяют специальные ароматы. Пахнуть могут женские половые гормоны или специальные вещества, вырабатывающиеся под их воздействием, по которым самцы безошибочно узнают готовых к размножению самок.

В зависимости от смысла передаваемой информации используемые для общения пахучие вещества обладают различной степенью прочности. Но даже самые нестойкие действуют гораздо дольше, чем, например, звуковые сигналы. Запах бабочки сатурнии, способный распространяться на расстояние нескольких километров, должен сохраняться не менее часа. Обычно подобные феромоны обладают значительно большей стойкостью.

Если провести аналогию между человеческими способами общения и формами коммуникации у животных, обонятельные сигналы уместно сравнить с письменной речью. Действительно, запаховые метки, сохраняющие свой аромат несколько дней, используются как своеобразные объявления. А если требуется продлить срок действия извещений, животные их систематически обновляют. Они, как правило, адресованы представителям того же вида, но обычно понятны большинству животных, проживающих по соседству, если те обладают развитым обонянием. Запаховые метки в равной степени интересны как для врагов, так и для потенциальных жертв хозяев объявлений.

Чаще всего для долгосрочных объявлений используют мочу и кал. Однако у многих животных есть специальные железы. У антилоп они находятся около глаз, у индийских слонов – впереди уха, у хищников около вибрисс, у козлов и серн – за рогами, у верблюдов – на шее, у кроликов – под подбородком, у шимпанзе и горилл – под мышками, у даманов – на спине, на подошвах – у соболя, около хвоста – у лисиц и барсуков, на бедре – у утконоса, на лбу – у летяги. На границах своего участка животные (чуть не сказал – ставят) превращают с помощью пахучих веществ пни, камни, кусты и деревья в пограничные столбы. Пахучая метка сохраняется несколько дней. Соболь метит только охотничьи тропки, которыми постоянно пользуется, а бегемоты абсолютно всю площадь своих владений, рассеивая по ней помет.

Дикие кролики обозначают границы владений лапками, только делать им это сложнее. Пахучая железа есть только у самцов. Прежде чем начать ставить метки, глава семьи натирает подошвы передних лап выделяющимся из железок секретом. Зато после того, как зверек полдня побегал по делам и хорошо вытер лапки о траву и землю, можно смело отправляться в свою нору, не опасаясь, что оставишь слишком заметный след.

Испражнения животных, хотят они того или нет, распространяют запах оставивших их существ. Согласитесь, это не всегда удобно, так как безобидным существам он сообщит, что они попали на территорию опасного зверя, а хищникам поможет обнаружить объект своей охоты. Чтобы избежать подобных неудобств, многие животные устраивают уборные, расположенные на отшибе своих владений, которыми пользуются все члены семьи или стаи, а иногда и все соплеменники, обитающие в округе, хотя им для этого необходимо приходить издалека. Некоторые существа, не способные перемещаться на значительные расстояния, а потому особенно заинтересованные в том, чтобы не привлечь к месту своего обитания хищников, стараются опорожнять мочевой пузырь и прямую кишку как можно реже, а чтобы запах постоянно не возобновлялся, синхронизируют процесс испражнения, посещая туалеты всей семьей. Таких правил придерживаются ленивцы.

Создают туалеты и хищники. Выдры устраивают их по берегам озер и рек, чаще всего на песчаных пляжах. Зверьки лапками сгребают холмик высотой в 10-12 сантиметров и пользуются им как унитазом, оставляя здесь свои экскременты. Если берега поросли травой, «унитазом» может стать любой бугорок, небольшой камень или пенек. На песчаной косе площадью в 4-8 квадратных метров может находиться до 10 «горшков». Часто туалетом пользуется сразу несколько членов одной или разных семей выдр. Сооруженный однажды унитаз служит нескольким поколениям зверей. У пум туалеты располагаются возле одиноко стоящих деревьев, скал и других приметных объектов. Ни один зверь не пройдет в районе туалета, не посетив его.

Смысл общественных туалетов, видимо, состоит в том, что они позволяют представителям одного вида животных обмениваться информацией. Запах испражнений способен рассказать о съеденной пище, поведать, кто из животных голодает и где дичь в изобилии. Общественные туалеты информируют о состоянии здоровья и других особенностях жизни клиентов, позволяют узнать, кто есть кто и кто где живет. Подобные сведения, собранные заблаговременно, необходимы в период размножения. Они особенно важны таким необщительным существам, как пумы, большую часть года избегающим личных контактов с родственниками, да к тому же владеющим огромными индивидуальными участками, то есть рассредоточенным на большой территории. Чтобы информация о соплеменниках была исчерпывающей, звери пользуются несколькими общественными туалетами, расположенными в разных районах.

Сигнал тревоги, чтобы не всполошить надолго семью или стаю, должен быть непродолжительным, а если опасность не ликвидирована и после разрушения пахучего вещества, его возобновляют. Подвергшийся нападению муравей тотчас же выпускает пахучее вещество. Запах за несколько секунд распространяется на 10-15 сантиметров, и все члены муравьиной семьи, оказавшиеся в этом радиусе, спешат на помощь. У разных видов муравьев сигнал опасности действует от десятка секунд до нескольких минут.

Сигнал тревоги или призыв о помощи муравьи генерируют и на охоте. Один из видов южноамериканских муравьев, обнаружив крупную добычу, выделяет феромон мандибулярных желез. Это приглашение товарищам, охотящимся где-то рядом, принять участие в нападении на опасного противника. Охотник может расправиться с дичью и в одиночку, а сигнал подает позже, чтобы ему помогли унести «тушу» в муравейник. Каждый вид муравьев в качестве сигнала тревоги использует свой феромон. У муравьев одонтомахус он пахнет шоколадом. Не удивительно, что эти муравьи так охотно откликаются на приятно пахнущий призыв.

Пахучим веществом удобно метить временные тропинки. Если огненный муравей нашел много корма, возвращаясь домой, он время от времени прикасается жалом к земле, оставляя пунктирный пахучий след, по которому побегут за кормом другие муравьи. Дорожные указатели огненных муравьев действуют всего 100 секунд. За это время муравей может проползти всего 40 сантиметров, но если корма много, к дому движется много носильщиков, все время обновляя указатели.

Муравьи из рода понерин охотятся на термитов. Разведчик, обнаружив их подземную галерею, спешит домой и по дороге оставляет мобилизационный след. Минут через пять он покидает гнездо в сопровождении группы крупных и мелких рабочих муравьев и ведет их по своему следу. Добравшись до места охоты, крупные муравьи тотчас начинают рыть землю, а мелкие ждут, когда будет готова узкая брешь. Они проникают в подземные коридоры, вытаскивают оттуда убитых термитов и складывают их в кучки. Больших отверстий муравьи не проделывают, чтобы через них не выскочили крупные солдаты – грозная стража термитника. Через 10 минут охота кончается, и муравьи с богатой добычей отправляются обратно. У этих муравьев верстовые столбы дороги пахнут больше 20 минут. Термиты тоже пользуются ароматными указателями, чтобы метить свои исследовательские тропинки.

Животные, живущие стадами, даже достаточно большими, видимо, помнят индивидуальные запахи друг друга, что позволяет им поддерживать известную стабильность своих коллективов. В огромных семьях общественных насекомых невозможно запомнить каждого ее члена «в лицо», и для опознания они пользуются запахом. Он выполняет роль удостоверения личности или, вернее, пропуска.

Каждая семья общественных насекомых – пчел, ос, муравьев, термитов – имеет свой общий, только ей свойственный запах. Чужака стража в дом не пустит. Насекомые, живя вместе, невольно пропитываются им, а вот кролику-самцу приходится специально метить своих детей. Самец сумчатой летяги метит своим запахом самку. Пахучая метка одновременно и обручальное кольцо, и свидетельство о вступлении в брак, и новая фамилия по мужу.

К обонятельному близок химический язык. На нем любят обсуждать свои дела и издавать «приказы» общественные насекомые. В семьях муравьев, имеющих несколько каст, мелкие рабочие нянчатся с детворой, а солдаты странствуют в поисках корма. Малюсеньким личинкам уже известно, кто кем будет, став взрослым. Решает судьбу молодежи старшее поколение. Если пищи вокруг много, солдаты успешно справляются со своей задачей, а сытые царицы откладывают много яиц. Таким семьям нужны няньки. На полноценной пище личинки быстро взрослеют и достигают совершеннолетия, не успев вырасти, а потому на всю жизнь остаются мелкими рабочими муравьями – няньками.

Если корма муравьиной семье не хватает, голодные самцы и самки начинают выделять особое вещество, которое няньки переносят личинкам. Это приказ о мобилизации, то есть распоряжение личинкам стать солдатами. Приказ будет выполнен, если его доведут до сведения личинок на 45-60-й день после их последней линьки. «Новобранцы» могут быстро наладить снабжение продовольствием, и это обстоятельство важно заранее предвидеть. Для этого муравьиному государству нужно иметь точные представления о численности собственной армии.

Судить о ней позволяет концентрация особого вещества, выделяемого каждым солдатом. Когда армия достигнет предельной величины, концентрация этого вещества достигнет такого уровня, который позволит отменить приказ о «рекрутском наборе». Интересно, что и этот приказ будет понятен личинкам только на 45-60-е сутки после последней линьки.

Язык особенно важен для насекомых, живущих большими семьями. Им постоянно приходится обмениваться информацией, устраивать митинги и общие собрания, на которых они объясняются с помощью сильно действующих химических веществ. Кочевые муравьи Америки – эцитоны то живут оседло, то отправляются в двух-трехнедельный поход. С наступлением ночи муравьи выстраиваются в колонны и, забрав весь скарб, личинок и куколок, уходят в многодневный поход. Как они сговариваются, когда начать поход, где его кончить? И кто подает сигнал к выступлению?

Оказывается, подрастающие личинки начинают выделять особое вещество, которое слизывают муравьиные няньки и передают остальным членам семьи. Это вещество, как сигнал горна, играющего «поход», вызывает у муравьев желание кочевать. Когда они его наедятся вдоволь, усидеть на месте уже не могут, хватают в челюсти личинок и марш-марш в поход.

Пройдет 18-19 дней, личинки вырастут, приступят к окукливанию и перестанут выделять «вещество странствий». Муравьи успокаиваются, делают остановку и живут оседло, пока из отложенных маткой яичек не выведутся и не подрастут новые личинки, которые и дадут сигнал к походу. Ученые подсчитали, что муравьиной семье достаточно 10 возбуждающих химических веществ, различные сочетания которых дают им возможность «обсуждать» любые муравьиные проблемы.

Запаховый и химический язык поддается имитации. Среди животных широко распространено использование чужих запахов в качестве поддельных удостоверений личности и фальшивых пропусков. В тропических странах живут муравьи, которые сами муравейников не строят. Взрослая самка заползает в муравейник другого вида муравьев. Стража у входа пропускает ее беспрепятственно. Она предъявляет фальшивый пропуск, выделяя вещество, похожее на маточное вещество царицы муравейника, но действующее еще сильнее. Поэтому рабочие муравьи начинают ухаживать за нею, за ее яичками, личинками, куколками. Постепенно они перестают признавать собственную царицу и убивают ее.

Личинка жужелицы шауми выделяет вещество, сходное с веществом царицы термитника. Предъявив подложные документы, она беспрепятственно добирается до камеры, где обитает царица, и съедает хозяйку дома. Теперь она будет жить в чужом доме, окруженная вниманием огромной армии термитов, которые чистят ее и кормят. Сами термиты убежденные вегетарианцы. Такая пища не совсем удовлетворяет личинку, и она время от времени разнообразит меню своими благодетелями – термитами.



Н.Ф.Виноградова «Начальная школа 21 века» 4 класс, 1 часть

Конспект урока по Окружающему миру

Тема: Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние

Тип урока: Урок, раскрывающий содержание темы

Вид урока: Объединенный

Цель: 1. Начать формировать понятия: обоняние, органы обоняния, гигиена.

2. Развивать умения и навыки бережного отношения к органам обоняния.

3. Воспитывать бережное отношение к органам чувств.

Планируемые результаты

Предметные: Обоняние. Органы чувств

Метапредметные: Познавательные:

Уметь доказать, что нос относится к органам обоняния.

Работа с текстом учебника, с целью развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Работа в группах.

Личностные: Желание ответственно относиться к своему здоровью.

Информационно-технологические ресурсы: повязка на глаза; предметы, продукты, имеющие различные запахи; учебник, рабочая тетрадь.

Основные понятия: слух, обоняние.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного.

1. Анализ погоды.

2. Вступительная беседа-повторение по вопросам:

Что является органом слуха?

Какое значение имеют для человека уши?

Как надо беречь уши?

Почему вредно слушать громкую музыку и постоянно использовать наушники?

3. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала и закрепление.

1.Отгадайте загадку – и узнаете, о каком органе пойдет речь на уроке.

Между двух светил

В середине я один. (Нос.)

2. Создание проблемной ситуации.

К доске выходят 2–3 ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает какие-либо невредные, имеющие специфические запахи предметы, например лук, духи, темный хлеб и т. д.

Определите, что у вас в руках.

Учащиеся называют предметы.

Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?

Каким органом мы чувствуем запахи?

Ответы учащихся.

Физкультминутка

Учитель. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Представьте, что вы находитесь в весеннем саду. Что вы ощущаете?

Подышите глубоко, хорошо, полной грудью. Почувствуйте аромат цветущих вишен, яблонь, сирени. Передайте свои чувства мимикой.

А теперь по моей просьбе покажите, какой запах у полыни, у кислого молока, как пахнет ландыш, нашатырный спирт.

Помните, что предметы, средства бытовой химии нельзя подносить близко к органам обоняния, это опасно.

3. Нос является органом обоняния.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Обоняние помогает нам обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении.

В настоящее время учёные насчитывают более 400 тысяч запахов, которые может воспринимать человек. Чувствительность человека к запаху достаточно высока. Так, запах эфира чувствуется, если в 1 л воздуха содержится всего лишь 0,000001 г этого вещества. Человек способен чувствовать запах не всех веществ, а лишь летучих или растворённых в воде и жирах.

Во время насморка человек почти не различает запахи. Частые насморки притупляют обоняние. Как видите, простудные заболевания вредны не только для горла и для легких, но и для такого важного органа чувств, как нос. Поэтому надо беречь себя от простудных заболеваний, закалять свой организм. Сильно притупляют обоняние табачный дым, различные резкие, ядовитые запахи. Если в нос попадет посторонний предмет, необходимо обратиться к врачу.

Микро-закрепление :

Сколько насчитывают ученые запахов?

Запах, каких веществ может чувствовать человек?

Какие запахи притупляют обоняние человека?

4. Работа по учебнику.

Расскажите, используя рисунок на с. 41 учебника, как мы чувствуем запахи.

Прочитайте правила на с. 42 учебника, которые вы должны выполнять, чтобы уберечь обоняние от повреждения.

1). Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2). Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

У кого из вас дома есть животные? Замечали ли вы, как они реагируют на запахи? Расскажите об этом.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Обоняние – это …

IV. Домашнее задание. Читать текст учебника на с. 41–42; выполнить задание под портфельчиком; ответить на вопросы по теме урока.

V. Поурочный балл

Описание

Тема урока: Многогранный мир чувств. (4 класс)

Цели: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.

Оборудование: иллюстрации строения органов слух, зрения, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1 слайд - Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).
- Сколько их у человека?
- Назовите их.
Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.
головной мозг ).
2 слайд - Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение.
- Какое чувство называют шестым?

3 слайд - Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство».

4 слайд - Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму:
  1. Название органа чувств.
  2. Что воспринимает.
  3. Как устроен.
(НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЦА С АЛГОРИТМОМ)
За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов, получит диплом «Знатоки чувств».
III . Совместное открытие знаний.
5 слайд 1-ый тур. Вкус.
- А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком органе чувств идет речь? Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык – орган вкуса).
6 слайд
- Язык – это орган вкуса.
  • С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
  • Язык покрыт маленькими бугорками - сосочками (рецепторами). Благодаря им мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
  • Сухой язык не чувствует вкуса.
  • Когда ты ешь конфету, сосочки, которые распознают сладкое, посылают сигнал в мозг. Мозг сообщает тебе, что ты ешь конфету.
  • Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает.
  • От вкуса зависит аппетит.
Задание: узнай по вкусу.
- Выберите из своей команды одного человека, у которого лучше всего развит вкус.
Итак, к сфере чувств подходят 4 игрока, чтобы проверить свой вкус.
Доверьтесь вкусовым ощущениям или рецепторам. Каждый правильный ответ – 2 балла.
/Детям на глаза надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/.
- Что вызвало затруднения?
Откройте учебники на стр. 53, найдите, что еще нам неизвестно об органе вкуса.
/один ученик читает вслух.
- Что нового вы узнали?

7 слайд
- Отгадайте ребус.

8 слайд
2-й тур. Обоняние.

Нос - орган обоняния.

  • Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.
  • У собаки обоняние (нюх) гораздо лучше развито, чем у человека. Вот почему благодаря своему чуткому носу собака может легко находить людей и вещи.

А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.
9 слайд
- Послушайте, рассказ Трушева Димы о том, как мы можем чувствовать различные запахи.

Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

- Пользуясь материалом учебника, подумайте, как же нам сохранить обоняние?

  • надо закаляться
  • беречь организм от простуды
  • не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

3-й тур. Зрение.

О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).

10 слайд

  • Что вы знаете о зрении?
  • Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
  • Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
  • Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
- Из чего состоит орган зрения?
/ребенок выходит к доске и все показывает на плакате.
  • Орган зрения образован глазным яблоком и вспомогательным аппаратом (брови, ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды).
  • Выберите из своей группы человека, у которого лучше всего развито зрение.
11 слайд

Конкурс: дети смотрят фильм, а затем отвечают на вопросы.

12 слайд
- О том, как человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет Рахманина Настя.

  • Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
  • Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
  • Если у человека проблемы со зрением, к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту).
  • Ваши одноклассники приготовили сценку «У окулиста». Давайте ее внимательно посмотрим.
13 слайд
/дети показывают сценку.

Как же нужно беречь зрение?

  • читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
  • Нельзя читать книги в транспорте.
  • Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
  • Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  • Глазам нужен отдых.
  • Не стесняться носить очки.

Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

14 слайд .
Физминутка.

Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.

4-ый тур. Осязание.

15 слайд
- О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).
- Что вы знаете об осязании?

16 слайд

  • человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
  • Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
  • С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.
  • Рецепторы осязания распределены по телу неравномерно. Особенно много их в кончике языка, в коже пальцев. Температурные колебания воспринимают терморецепторы. Много их в коже лица, живота.

Конкурс: узнай предмет наощупь.

Прочитайте в учебнике, что еще нужно знать об осязании.

5-ый тур. Слух.

17 слайд

  • У нас остался последний орган чувств. Какой? (Слух).
  • Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
  • с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
  • Восприятие речи очень важно для развития мышления.
  • При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.

Послушайте небольшое сообщение Мельникова Жени об органах слуха.

18 слайд.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Сначала звуковые волны проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.

  • Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
  • Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
  • Шум очень вреден для слуха.
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет на весь организм).

19 слайд

Конкурс: узнай звук.

6-ой тур. Орган равновесия.
20 слайд
- Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
Эксперимент.
- Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.

Что вызвало затруднения?

Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.

Найдите в учебнике, какое шестое чувство предлагают нам его авторы. (Орган равновесия).

21 слайд

Прочитайте об органе равновесия.
- Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе).

  • Какова его роль? (Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
  • Более подробно с этим органом вас познакомит Виталик Попов.
22 слайд.
Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.
23 слайд
Задание.
Пользуясь своими органами чувств, заполните карточки. Для этого выберите правильный ответ и в месте пересечения номера вопроса и буквы ответа поставьте точку. Соедините все точки по порядку. Если вы ответили правильно – получиться рисунок.
Тест
1. Какая часть глаза регулирует количество света, попадающего на сетчатку:
а) радужная оболочка.
б) роговица
в) хрусталик.

2. Выбери профессию, для которой особенно важно чувство обоняния.
а) санитар
б) кинолог (специалист по собакам, а не по кино!)
в) парфюмер.

3. Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу?
а) орган слуха
б) орган равновесия
в) орган зрения.

4. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или вообще отдельно?
а) чтобы гости оценили дорогое угощение.
б) чтобы обратить на них внимание
в) любое чувство слегка притупляется после применения.

5. Для чего служат ушные косточки?
а) усиливают и передают колебания барабанной перепонки
б) укрепляют орган равновесия
в) защищают барабанную перепонку от повреждений.

№ вопроса
ответ
1
2
3
4
5
А





Б





В





24 слайд.
Результат.

Итог.
- Кто руководит органами чувств? (головной мозг ).
Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
- Для чего нужны органы чувств?
Все органы чувств взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.

25 СЛАЙД
Награждение команды-победительницы.