Неповторимая красота русских шедевров зодчества всегда привлекала множество туристов из разных стран. И сегодня «Я и Мир» расскажет об одном из них: Шереметьевском дворце. Из статьи вы узнаете где находится здание, как к нему доехать, часы работы залов и стоимость билетов.

Начало 18 века – Санкт-Петербург становится новой столицей России и Пётр 1 начинает переселять сюда знатных людей, чтобы они облагораживали пустые земли на берегах реки Фонтанки. Одним из «переселенцев» стал граф и фельдмаршал Борис Шереметев.


На усадьбе, пожалованной Петром, первоначально был построен деревянный дом, который впоследствии заменили на большой каменный дворец. Руководили постройкой сразу трое архитекторов, один из которых был крепостным.

Огромное двухэтажное здание имеет стиль нарядного барокко, но по внешнему виду довольно скромное. На фото видно, что нет такой пышности и украшений, которые делали на домах того времени. Окна обращены на реку, которую отделила от парадного двора витая металлическая ограда с гербом Шереметьевых.



Строительство дворца продолжалось и после того, как граф переехал в Москву, а после его смерти, сын продолжал строить новые здания на усадьбе и переделывать интерьеры. Было сделано много флигелей, свой театр, в котором играли пьесы талантливые крепостные. На одной такой актрисе женился внук графа Николай Шереметьев. Это была действительно настоящая любовь, и когда Прасковья Ковалёва умирает, убитый горем Николай не выдерживая разлуки, уходит из жизни спустя шесть лет. Всё огромное состояние переходит их малолетнему сыну Дмитрию.

Шереметьевский дворец часто называют Фонтанным домом и с ним связано много историй в жизни Питера и России. Именно здесь Кипренский написал самый известный портрет Александра Пушкина.


Под руководством последнего графа Сергея Шереметьева в доме был собран обширный семейный архив, работало несколько исторических обществ. Но после революции здание пришлось передать новой власти.

Прекрасные интерьеры дворца частично уничтожили, а многие флигели переделаны под жилые квартиры, в одной из которых в середине 20 века жила Анна Ахматова – сейчас здесь музей поэтессы. Она и называла прекрасный дом Шереметьевых Фонтанным.


В конце 20 столетия дворец передали Музею музыки, где разместили госколлекцию музыкальных инструментов, насчитывающую более 3 000 предметов. Здание начали реставрировать и после окончания работ был открыт Белый зал, где сейчас проходят концерты классической музыки. Также здесь бывают и выставки частных коллекций.




В Шереметьевском дворце ежедневно проходят экскурсии по разным музеям, а залы оснащены оборудованием для инвалидов. Цена экскурсии 150 руб., но нужно оплатить ещё входной билет: взрослый – 90 руб., детский – 50, для инвалидов – 30.



Прекрасное здание находится в Санкт-Петербурге по адресу: набережная реки Фонтанки, 34. Добраться сюда можно от метро Гостиный двор и пройти до Аничкова моста, далее, перейдя его и Невский проспект, вы попадаете на набережную реки Фонтанки, где уже виден знаменитый дворец.

В дождливую погоду или зимой хорошо посещать музеи города и, конечно, дворец Шереметьевых. Эрудированные гиды прекрасно расскажут о жизни здания и что оно пережило за годы своего существования. По отзывам посетителей, увидеть дворец стоит непременно.

Интересный факт: в одном из сёл Нижегородской области стоит Шереметьевский замок внучатого племянника графа Бориса Шереметьева. В нём более ста комнат, а площадь усадьбы более 45 гектар.


Смотрите также видео:

*** ДЗН («Дом чудес»). Дом занимательной науки.

/Продолжение/.

* Экспонаты.

(Успенский: Первое время экскурсии проводили сами авторы экспонатов. И лишь после того как форма рассказа оттачивалась окончательно, её перенимали рядовые экскурсоводы).

(Успенский: ... Камский предупреждает меня: из кассы ему сообщили, что в Дом пришёл профессор ЛГУ, известный физик. Точнее, его привёл внук, уже побывавший у нас со школьной экскурсией. Внук настроен восторженно, дедушка - скептически. И вот Камский просит "посадить профессора несколько раз в лужу").

Чудеса начинались уже в фойе: на льду стояла бутылка с кипящей водой (сосуд Дьюара), а ложка в стакане с чаем растворялась раньше сахара.

(Мишкевич (1986): «оперельманенная» посуда. ... ложечка сделана из сплава Вуда, тающего при 68 градусах).

(Яковлев: ... Вот, например, небольшой ящик. За стеклом на брусьях безустали раскачивается паяц. ... Неожиданно он останавливается. Следуя указанию надписи, вы ставите ящик вверх ногами, и паяц снова на несколько минут оживляется. ... Поверните ящик, поглядите на него сзади - и всё станет ясно. Там за стеклом обыкновенные песочные часы...).

(Мишкевич (1986): ... старинная индийская геометрическая задача:

Над озером тихим, с полфута над водой.

Высился лотоса цвет.

Он рос одиноко, и ветер волной

Нагнул его в сторону, - и уж нет

Цветка над водой.

Его нашла рыбака рука

В двух футах от места, где рос.

Сколь озера здесь вода глубока?

Тебе предложу я вопрос...

... «Кто еще из ученых излагал задачи в стихах?» (Оказывается, к «поэзо-задачам» прибегали Лукреций, Шекспир, греческий геометр Арат, итальянские ученые Александр Галлус и Александр де Вилла Дей, М.В. Ломоносов, Омар Хайям, русский педагог Е.Д. Войтяховский и другие)).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 58

(Мишкевич (1986): На полу лежали расчерченные в клетку квадратные листы картона. Школьники с завидным упорством бросали на них короткие иголки, совершая эту процедуру десятки раз. Потом подсчитывали количество пересечений иголок с линиями на картоне и делили на него число бросков, получая в частном число «пи»).

(Мишкевич (1986): Потолком зала был «миллионник» - тот самый, из павильона занимательной науки).

На потолке «цифирной палаты» было изображено множество светящихся кружков. Делая попытку подсчитать их, экскурсанты могли получить наглядное представление о числе - миллион.

(Мишкевич (1986): ... По его /Перельмана/ совету заказали обои - синие в золотистый горошек. В заказе говорилось: обоями нужно оклеить 250 квадратных метров поверхности потолка. На каждом квадратном метре должно быть ровно 4 000 горошин. Отпечатать на фабрике с помощью клише нужное количество обоев не составило труда.

Так был осуществлен необычный замысел Перельмана - показать воочию, что такое один миллион.

Большая часть посетителей сравнивала множество желтых кружочков на темно-синем фоне потолка с «бесчисленным множеством» звезд на небе. Чтобы поразить воображение людей, вступавших в павильон, подлинное число видимых простым глазом звезд на одном полушарии неба обвели белой окружностью. Еженощно над головами мы видим всего лишь около 2 500 звезд до 6-й величины включительно. Такое же число кружочков - одна четырехсотая часть их общего количества на потолке - и выделяла обрисованная на нем окружность).

(По Успенскому: Позже, когда на Фонтанке, 34 открылся Дом занимательной науки, миллион превратился в аппарат, ручку которого могли крутить все желающие. Прибор был сделан так, что до финиша удалось бы добраться лишь за 35 дней неустанной работы).

(Мишкевич (1973): Это был один из самых "коварных" экспонатов во всем ДЗН... Его назначение - внушить посетителям глубочайшее и трепетное уважение к числу "миллион". На арочной стойке было закреnлено 6 циферблатов, шестеренки которых подобраны так, что получалея своеобразный редуктор с передаточным отношением 1 000 000: 1. Иными словами, чтобы стрелка на крайнем правом циферблате совершила один полный оборот, крайнюю левую шестеренку необходимо было повернуть миллион раз. Перед экспонатом лежала ехидная этикетка (ее сочинил директор ДЗН В. А. Камский): "Если у вас есть немного свободного времени, можете вертеть рукоятку. Пока вы совершите всего-навсего один миллион поворотов, пройдет каких-нибудь сорок суток. Предупреждаем: сорок суток взяты из расчета, что вы будете вертеть рукоятку безостановочно днем и ночью, без перерывов на еду, отдых и сон. Желаем успеха!")

На одном из стендов были расположены «вечные двигатели». На двери своего кабинета Перельман вывесил объявление: «По вопросам «вечных двигателей» просьба не обращаться».

Предлагалось заочно пройти пешеходным маршрутом, не пересекая дважды один и тот же из 17 мостов, соединяющих острова Ленинграда (всего тогда в Ленинграде было около 300 мостов) (Мишкевич (1986): ... к 1 января 1984 года их было 310).

В звездолёте, выполненном по эскизу К.Э. Циолковского, можно было отправиться в воображаемое путешествие за пределы Земли.

(Мишкевич (1986): ... двухметровая модель звездолета, сделанная по собственноручному эскизу К.Э. Циолковского, присланному по просьбе Перельмана. В звездолет можно было войти. На пульте управления светились приборы...)

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 44

//Аванзал Танцевального (Белого) зала//.

(Мишкевич (1968): С потолка свешивался огромный вращающийся шар, освещённый лучом прожектора, словно Солнцем. Такой видится Земля из мирового пространства, примерно с высоты 45-47 тысяч километров. Стрелки над шаром показывали время на шести меридианах. Отойдя от шара на некоторое расстояние, можно было наблюдать смену дня и ночи, восходы и закаты...)

(Пинхенсон: Макет Земли расположен северным полюсом вниз... относительность понятий "верх" и "низ" в мировом пространстве).

(У Успенского: ... вместо московского оптически совершенного купола в круглом зале отдела астрономии под потолком появилось воситину цельнофанерное небо, усыпанное если не бесчисленными, то весьма многочисленными проколами. Свет скрытых за фанерой ламп зажигал наши звёзды. Небосвод был укреплён на солидной оси и вращался мотором. Когда мотор пускали в ход, тотчас раздавался "тяжкий грохот". И хотя вдобавок свет проникал между потолком и бордюром, реакция ленинградцев была ничуть не слабее, чем реакция москвичей).

(Мишкевич (1968): ... отдел астрономии. Экскурсии здесь проводились почти в полной темноте. Это, во-первых, давало возможность освещать поочерёдно экспонат за экспонатом, концентрируя на них внимание и не раскрывая сразу всех "секретов" экспозиции, а во-вторых, дисциплинировало экскурсантов - все разговоры умолкали... экскурсанты сразу же попадали в "тенета перельмановщины").

(Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

В летнее время деятельность ДЗН проходила и в саду при Доме. На снимке (сделан 17 сентября 1939 г.): экскурсовод Л. Никитин и ученики 8-го класса 7-й средней школы Смольнинекого района Н. Д ушин (слева) и В. Благовестов у 130-миллиметрового телескопа-рефрактора).

(Успенский: /Сергей Иванович Вавилов/. Заглянув к нам однажды, он сразу же стал высоким покровителем и горячим энтузиастом ДЗН. Он мобилизовал нам на помощь весь свой Оптический институт. В результате у нас появился отдел "Свет и цвет", поражавший не только непосвящённых, но и специалистов других отраслей наук).

(Мишкевич (1968): ... На столе "пламенный экспонат". Струя воздуха, вытекая из воронки, почему-то была не в состоянии погасить свечу. Но вот воронку убирают и на её место ставят... обыкновенный кирпич. Открыт кран, и струя воздуха, проходя сквозь толщу кирпича, легко задувает свечку.

В разных концах зала /физики/ стояли два громадных параболических зеркала. Скажешь перед одним из них шепотом фразу, а у другого она прозвучит раскатисто и громко. Или зажжёшь у одного спичку - у другого можно прикуривать...).

/Мишкевич (1973):

Наука и жизнь 1973, № 7, стр. 45

//Танцевальный (Белый) зал. Где-то через 2 помещения от него располагалась 2-я по времени комната Ахматовой. Физика и лирика//.

В этой аэродинамической трубе, стоявшей в зале физики, продувались модели самолетов, автомобилей, кораблей, вагонов, тел с различным nоnеречным сечением. Скорость воздушного потока в рабочем пространстве трубы превышала 30 метров в секунду. Эксперименты выясняли не только наличие сопротивления движению тел, но и позволяли измерить его силу, показывали технические преимущества каплеобразных, "зализанных" форм/.

(Мишкевич (1986): Рядом стояла другая машина, позволявшая получать восходящий поток воздуха, вертикальную струю. Это была «катапульта Гроховского». В поток вводили деревянную куклу с парашютом, она мгновенно взмывала к потолку и висела там, поддерживаемая восходящим воздушным потоком.

На столе стояла стеклянная ступка с хорошо пригнанным пестиком-поршнем. В ступку наливали воду, и экскурсовод приглашал: «Попробуйте толочь воду в ступе». Однако толочь ее вопреки известной поговорке никому не удавалось. Текст под ступой гласил: «Итак, вы сами имели возможность убедиться в практической несжимаемости воды»).

"Техника - молодежи" 1941 № 4. стр. 59

(Мишкевич (1986): ... «Ревущий медвежонок» (плюшевый Мишка с железным стержнем внутри начинал «реветь», как только его подносили к трансформатору; ревел, разумеется, не медвежонок, а трансформатор, демонстрировавший проявление токов Фуко)).

(Мишкевич (1986): Особенное впечатление производил экспонат, предоставленный Дому директором Института токов высокой частоты профессором В.П. Вологдиным. Назывался он так: «Волшебная сковородка». Отталкиваемая мощным электромагнитом, в воздухе парила над плиткой обыкновенная железная сковорода. Экскурсовод осторожно трогал ее рукой, показывая, что она холодная, затем клал па нее кусочек масла, разбивал два яйца. Через несколько секунд на сковородке, разогретой токами высокой частоты (их генератором была плитка), шипела и пузырилась отменная глазунья).

(Успенский: Одно время наибольший восторг вызывали небольшие диорамы, изображавшие, что происходит в момент ленинградского полдня на других меридианах Земли. Потом внимание и любовью публики овладел тайно фосфоресцирующий белый экран, на котором удивлённый посетитель мог оставить свою тень: он отходил, а его профиль или очертание руки оставалось... Потом слава перешла к большой, тоже написанной фосфорересцирующими красками картине. В зависимости от того, лучом какого цвета она освещалась, на ней выступали два совершенно непохожих изображения).

Восторг посетителей вызывала большая книга отзывов о ДЗН, которая сама открывалась и закрывалась.

(Успенский: ... книга отзывов и предложений сама с помощью фотоэлементов открывалась, как только к ней приближался человек).

Дворец Шереметевых занимает обширный участок между набережной Фонтанки и Литейным проспектом. Усадебный дом графов Шереметевых является ровесником Петербурга. С 18 в. огромный особняк называли «Фонтанным домом» по его расположению на реке Фонтанке, 34.

Старейшая дворянская городская усадьба создавалась известными зодчими того времени: Саввой Чевакинским, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным.

При графах Шереметевых роскошный дворец был центром великосветской жизни. Здесь встречались музыканты, поэты, литераторы и ученые. Хоровая капелла, певшая в домовой церкви во время богослужений, была известна даже в Европе.

Ныне в стенах дворца создан музей музыки. Лучшая в России коллекция насчитывает больше 3 тысяч инструментов, созданных европейскими и русскими мастерами 16-20 вв. Посетители музея смогут ознакомится с такими экспонатами, как:

  • скрипка М. Глинки;
  • коллекция флейт императора Александра I;
  • виолончель царя Николая II;
  • рояли композиторов А. Рубинштейна, Д. Шостаковича.

Посетители дворца смогут:

  • открыть для себя красоту набережной Фонтанки и изысканность дворянской городской усадьбы в стиле барокко;
  • узнать, в каких интерьерах проходила жизнь культурного русского общества 18-19 вв;
  • восхититься декоративным убранством восстановленных парадных интерьеров.

Экспонаты музея включают в себя музыкальные инструменты императорской семьи. В рамках экскурсий посетители узнают историю семьи Шереметьевых, смогут сами поиграть на некоторых инструментах. В помещениях музея проводятся творческие встречи, интерактивные экскурсии, квесты. Для каждой возрастной категории существуют свои тематические программы. Обзорные экскурсии длятся порядка 45 минут.

До Шереметьевского дворца на Набережной Фонтанки легко дойти пешком от станций метро «Маяковская», «Гостиный двор». Выйдя на Невский проспект, необходимо дойти до Набережной Фонтанки (при выходе со ст. м. «Гостиный двор» нужно идти в противоположную от Адмиралтейства сторону, со станции «Маяковская» - наоборот). Затем дойти до дома 68а по Невскому проспекту и свернуть рядом с ним по Набережной в сторону Итальянского сада.

Экспозиции первого и второго этажей принимают посетителей с четверга по понедельник с 11 до 19 часов; в среду музей открыт с часу дня до девяти вечера. Во вторник музей не работает.

Касса перестает продавать билеты на час раньше закрытия музея.

Взрослым, имеющим карту гостя Санкт-Петербурга, вход во дворец свободный.

В южном крыле Шереметевского дворца с 1989 г. открыт музей Анны Ахматовой. В 2009 г. экспозиция насчитывала 50 тыс. предметов: книги стихов Ахматовой и других поэтов Серебряного века, автографы, рукописи, фотографии, письма, личные вещи, мебель.

Вход в музей под арку дома 53 по Литейному проспекту.

Б ывшая усадьба графов Шереметевых – уникальный историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного типа.

Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки – С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли. Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и др.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых. После революции Шереметевский дворец был музеефицирован, и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание универсальное по характеру и разнообразное по предметам включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (в т. ч. собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

Позже и вплоть до 1984 г. Шереметевский дворец был приспособлен под нужды научно-исследовательского учреждения. Его интерьеры погибли, а коллекции были переданы ведущим музеям Ленинграда и Москвы за исключением отдельных предметов оформления интерьеров, оставшихся в здании.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

В настоящее время отреставрирована большая часть залов Шереметевского дворца, переданного музею в плачевном состоянии. Экспозиция дворца организована по трем направлениям: а) история рода Шереметевых и дворянский быт XVIII–XX вв.; б) открытые фонды уникальной коллекции музыкальных инструментов; в) выставка частных коллекций.

В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII – начала XX веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI–XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы XIX–XX столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

Среди экспонатов: скрипка, принадлежавшая М. И. Глинке; коллекция флейт Александра I, виолончель Николая II работы мастера А. Жако, квартет корнетов, принадлежавших Императору Александру III; скрипка работы итальянского мастера Франческо Страдивари, олифанты, подаренные Императрицей Александрой Федоровной Императору Николаю I; Русский роговой оркестр.

В декабре 2014 года в коллекции Шереметевского дворца появился настоящий шедевр ювелирного искусства. Известный швейцарский ювелир, писатель-сказочник и философ Вилли Инауен преподнес в дар музею труд своей жизни, произведение ювелирного искусства – «Композиция «Монте Дженерозо»», над которой он работал около 40 лет. Зал с композицией открыт для посещения в понедельник, четверг и субботу.

Посещение экспозиции музыкальных инструментов: чт, сб, вс. Время: 12:00, 14:00, 16:00 (экскурсия проводится для 2-х и более человек). Экскурсия «Шереметевский дворец в истории Санкт-Петербурга»: пн – 15:00, ср – 19:00, пт – 11:30. Выходные: вторник и последняя пятница месяца.

Музей оснащен специальным оборудованием для малоподвижных посетителей. Перед посещением необходимо позвонить по телефону тел.: 272-44-41.