В 1980–1990-е годы в процессе фронтальной работы фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории, проходивших под руководством Анатолия Михайловича Мехнецова, в центральных районах Псковской и восточных районах Новгородской областей осуществлялось планомерное исследование народных традиций гусельной игры. Важную часть экспедиционных материалов составляет коллекция этнографических гуслей (32 образца, из них 19 новгородских и 13 псковских инструментов) . На карте-схеме отмечено местоположение псковских и новгородских деревень, в которых были найдены образцы гуслей (фото 01).

Важность научного открытия, сделанного А.М. Мехнецовым и его коллегами, состоит в том, что неоспоримое документальное подтверждение получил факт существования в Псковской и Новгородской областях самобытной, древнерусской по происхождению народной традиции игры на крыловидных малострунных гуслях, отличительные признаки которой проявляются как в системе наигрышей и исполнительских приемов, так и в конструктивных особенностях инструмента.

Типологические связи между псковской и новгородской традициями наблюдаются на следующих уровнях:

Конструкция струнного щипкового инструмента, реализующая в разнообразных видах форму крыловидных гуслей;

Вертикальная постановка инструмента при игре (при этом самая длинная струна располагается внизу); возможна игра сидя (инструмент ставится ребром на колени) и стоя, во время ходьбы (инструмент подвешивается на шею с помощью тесьмы, для чего в угловой части открылка делалось маленькое отверстие);

Приемы игры - разделение функций между руками: глушение струн левой и бряцание или выборная игра правой рукой; левая рука находится в одной позиции (в большинстве случаев три пальца левой руки ставятся между струн), что определяет необходимость веерообразного расположения струн; основной кистевой или пальцевый удар по струнам направлен сверху вниз (бряцание), что является причиной намотки струн на колок также сверху (таким образом инструмент лучше «держит строй»);

Строй инструмента, реализующий в основной части диатоническую последовательность двух слитных тетрахордов (миксолидийский лад), что определяет гармоническую основу наигрыша - сопоставление двух созвучий в большесекундовом соотношении (универсальный принцип настройки гуслей представлен А.М. Мехнецовым , (фото 22);

Основа репертуара (игра под шествие / «под песни» и игра «под пляску»); принципы организации наигрышей (общие типы ритмо-гармонических периодов).

В результате изучения коллекции инструментов, А.М. Мехнецов обобщает параметры конструкции гуслей: «Типические черты традиционным гуслям придает особая форма инструмента: продолговатая, скошенная по верхнему краю (обычно - от места установки колка верхней, короткой струны) доска, как правило, длиной 50–70 см, шириной в прямоугольной части 20–30 см и толщиной 4–5 см. Долбленое с лицевой или тыльной стороны доски резонаторное корытце достигает линии колкового ряда (колковой планки), расположенного под углом в 45–60° к основанию инструмента. Выступающая за колковый ряд часть лицевой стороны доски («открылок») стесана по внутренней плоскости до толщины 7–10 мм. Резонаторное корытце закрыто утопленной в корпус крышкой - декой. Толщина деки и донца резонаторного корытца - 5–10 мм, боковых стенок корпуса – 10–20 мм. Дека крепится по периметру деревянными (железными) гвоздями (иногда – на клей). На лицевой стороне резонаторного ящика, как правило, имеется голосовое отверстие (3–5 см в диаметре). Основным материалом для изготовления корпуса гуслей служит мелкослойная ель, сосна; в Новгородской области преимущественно используется ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель» [см. Библиографию №17, с. 16].

Определение «крыловидные» связано с формой корпуса инструмента, внешне напоминающего крыло. Выделение этой разновидности гуслей осуществлено в 1960-е годы К.А. Вертковым, однако поле зрения исследователя было ограничено единичными, имеющимися в то время в музейных коллекциях образцами 5–9-струнных инструментов с долбленым корпусом [см. Библиографию №2, с. 275–286].

В дальнейшем были выделены еще два признака, характеризующие русские крыловидные инструменты: принцип веерообразного расположения струн и наличие открылка. Как отмечает И. Тынурист, «единственной существенной конструктивной деталью, отличающей крыловидные гусли от кантеле, является открылок, на который при полунаклонном или вертикальном положении инструмента во время игры опиралась левая рука музыканта. Это своего рода этническая особенность крыловидных гуслей» [см. Библиографию №26, с. 23].

Инструменты, привезенные из восточных районов Новгородской области (19 экземпляров), свидетельствуют о бытовании на этой территории архаичной в типологическом отношении гусельной традиции. Новгородские гусли обладают единым комплексом характеристик и воплощаются в устойчивом виде.

Семь инструментов (в том числе заготовка корпуса гуслей) привезены из Хвойнинского района. Равное количество - по три инструмента - из близлежащих районов: Пестовского, Боровичского, два - из Любытинского района, один - из Мошенского. Дополняют коллекцию две гусельные дощечки, изготовленные по просьбе собирателей и воспроизводящие вид примитивных трехструнных детских инструментов (наподобие гуслей), они привезены из Пестовского и Боровичского районов. Один инструмент был найден в Удомельском районе Тверской области - в д. Липны, располагающейся на границе с Мошенским и Боровичским районами Новгородской области. В связи с тем что по своим признакам тверской инструмент не отличается от новгородских, он включен в состав новгородской коллекции.

Чрезвычайно важным для исторической оценки новгородской традиции является тот факт, что все инструменты имеют относительно небольшое число струн (от 4 до 11). Из 18 образцов, хранящихся в Фольклорно-этнографическом центре, 11 шестиструнных и 4 семиструнных, что указывает на несомненное преобладание в новгородской традиции шести-семиструнных гуслей. В коллекции также представлено по одному экземпляру четырех-, восьми-, девяти- и одиннадцатиструнных инструментов.

Устойчивыми оказываются следующие особенности конструкции новгородских гуслей:

15 из 18 образцов имеют долбленый корпус, из них у 14 инструментов резонаторная коробка выдолблена с тыльной стороны и закрыта декой – накладной или вложенной в специально вырезанные для этого пазы (фото 02);

Пятиугольный (в схеме) корпус с выступающим за линию колков открылком, при этом резонаторная коробка располагается до линии колков;

Веерообразное расположение струн со значительным увеличением расстояния между ними в широкой части корпуса и с постепенным уменьшением длины к самой короткой верхней струне;

Деревянные колки (с лопаткообразными рукоятками), вставленные с тыльной стороны корпуса.

Исключение из общего типологического ряда новгородских гуслей составляет 7-струнный инструмент из д. Квасильниково Любытинского района: корпус гуслей выдолблен с лицевой стороныи имеет в схеме четырехугольную округленную форму, поскольку открылок, несколько выступающий за границы резонаторной коробки, срезан вдоль линии колков. Кроме того, колковый ряд ориентирован не на левую, как у других инструментов, а на правую руку играющего - эта особенность связана с тем, что гусли изготовлены специально для левши (о чем свидетельствуют и экспедиционные данные). Также в коллекции имеются 6-струнные гусли, корпус которых сначала выдалбливался сбоку,но в процессе работы мастер по неизвестным причинам отказался от этой идеи, и в окончательном варианте корпус имеет сборную конструкцию (д. Емельяновское Хвойнинского района; фото 09).

Псковская коллекция инструментов включает 13 гуслей из центральных районов области: по четыре из Красногородского и Пыталовского, три из Островского и по одному из Опочецкого и Палкинского районов.

По сравнению с новгородскими псковские гусли более разнообразны по строению и представляют собой следующую стадию развития конструктивной идеи инструмента (фото 03). Наблюдаются следующие существенные изменения:

Увеличение количества струн: для большинства центрально-псковских гуслей характерно наличие 9–10 струн (8 инструментов, что составляет 2/3 коллекции); кроме того, в коллекции содержатся два 11-струнных и по одному инструменту, имеющему 7, 12, 17 струн;

Как правило, гусли имеют сборный корпус на раме (9 инструментов), и только у четырех образцов корпус выдолблен (у трех корпус выдалбливался с лицевой стороны, у одного – с тыльной);

Открылок сохраняется, но во многих случаях резонаторная коробка выходит за линию колков (10 из 13 инструментов имеют полый открылок, выполняющий функцию дополнительного резонатора);

Металлические колки вставляются с лицевой стороны инструмента.

В результате можно говорить о том, что в Псковской области формируется новая усовершенствованная разновидность крыловидных гуслей.

Для сравнительного исследования оказываются чрезвычайно важными не только статистически подтвержденные общие признаки, но и исключения, позволяющие выстроить этапы преобразования конструкции инструмента в определенной эволюционной последовательности и обнаружить родовую связь новгородской и псковской гусельных традиций.

В первую очередь знаменательно наличие двух 9-струнных псковских инструментов из д. Авдоши (фото 04) и д. Десятские Красногородского района, которые полностью повторяют конструктивную идею новгородских гуслей - имеют долбленый с тыльной стороны корпус и характерный открылок.

Новгородскому типу инструмента также в полной мере соответствуют знаменитые 7-струнные долбленые гусли Трофима Ананьева - первый экземпляр русских крыловидных гуслей, поступивший в музей Санкт-Петербургской консерватории в 1889 году и описанный А. С. Фаминцыным [см. Библиографию №28, с. 68-74]. Этот инструмент был привезен из д. Деевой Горки Яблонецкой волости Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне относится к Струго-Красненскому району Псковской области). Показательно, что инструмент имеет долбленый с боковой стороны корпус и деревянные колки, вставленные с тыльной стороны, - признаки, отсутствующие в экземплярах псковских гуслей, привезенных из экспедиций в 1980-х годах, но показательные для новгородской коллекции инструментов. Важно и то, что Трофим Ананьев во время игры держал инструмент вертикально, длинным ребром упирая в колени, а три пальца левой руки вставлял между струн.

В коллекции Российского этнографического музея содержатся двое гуслей, сделанных Федотом Артамоновым (рабочим Путиловского завода, бывшим крестьянином д. Климова, Докатовской волости, Псковской губернии и уезда). Гусли поступили в Этнографический отдел в 1911 году вместе с другими инструментами из коллекции Н. И. Привалова . Как отмечает А. А. Гаджиева, «оба инструмента – девятиструнные, долбленные сверху, с открылком ≈1/3; мелкие круглые резонаторные отверстия группируются в круг (во втором инструменте два таких круга); колки – деревянные, вставлены снизу» [см. Библиографию №5, с. 522]. Такие особенности инструмента, как количество струн (9) и долбленый сверху корпус, указывают на связь с другими псковскими инструментами, а деревянные колки, вставленные снизу, типичны для новгородских гуслей.

Исключением в новгородской коллекции являются три инструмента со сборным корпусом (фото 05) из Хвойнинского, Боровичского и Любытинского районов (соответственно, шести-, девяти- и одиннадцатиструнные), хотя по своему внешнему виду эти инструменты не отличаются от других образцов новгородских гуслей с долбленым корпусом. Аналогичную сборную конструкцию имеют два инструмента из псковской коллекции (12-струнные и 17-струнные гусли из Пыталовского и Островского районов; фото 06). Эта группа псковских и новгородских инструментов и составляет переходное звено в эволюционной цепи. Обнаруживается совершенно определенная типологическая связь двух традиций на уровне конструкции инструмента.

Одновременно происходит постепенная модификация открылка. В качестве переходной модели от новгородского к псковскому типу гуслей можно представить образцы из д. Сукманной Горушки Островского района (7-струнные) и д. Мехово Красногородского района (9-струнные). У этих псковских инструментов долбленый корпус, сохраняется малый объем струн, но открылок имеет резонаторную полость, приобретает округлую форму, при этом дека накладывается с лицевой стороны (фото 07).

К главным типологическим признакам, указывающим на принадлежность всех рассматриваемых вариантов инструментов к крыловидному типу гуслей, относятся веерообразное расположение струн и выступающий за линию колков открылок. По экспедиционным материалам можно судить о том, что форма открылка полностью зависит от вертикальной постановки инструмента и приспособлена для удобства игры. У восьми новгородских и четырех псковских инструментов открылок значительно выступает за линию колков и срезан под прямым углом (во многих образцах края незначительно скошены). К этому числу прибавим еще шесть псковских инструментов, у которых углы открылка слегка сглажены или имеют фигурную форму.

В свете исторического изучения гуслей возникают и другие вопросы, связанные с конструкцией инструмента и формой открылка. По новгородским археологическим материалам и реставрационной работе В. И. Поветкина известно, что для новгородской традиции XI–XIII веков были характерны гусли с игровым окном («лирообразные» гусли) [см. Библиографию №20, с. 284–320]. В ходе экспедиций Санкт-Петербургской консерватории инструментов с подобной конструкцией не было обнаружено. Но в связи с этим особый интерес в экспедиционных коллекциях вызывают новгородские гусли с фигурной формой открылка. Это инструменты из деревень Кунцово (фото 02), Попцово (фото 08), Емельяновское (фото 09) Хвойнинского района, а также - из деревень Щукина Гора Пестовского района и Удино Боровичского района. В образце из д. Попцово форма выреза более рельефна, округлена, а в гуслях из д. Емельяновское волнообразный вырез выполнен с бокового края. Некоторое внешнее сходство этих инструментов с гуслями с игровым окном из новгородских археологических раскопок объясняется общей конструктивной функцией выреза в открылке. При изучении приемов игры на инструменте становится очевидным, что углубление в открылке (так же как и незначительный скос верхней линии открылка) созданы для удобства постановки левой руки. За счет фигурного выреза (скоса) фиксируется устойчивая позиция руки - возникает упор для придания всему инструменту неподвижности во время игры (что особенно важно при игре в процессе ходьбы), одновременно это способствует близкому расположению кисти левой руки к струнам.

При сопоставлении новгородских и псковских гуслей можно проследить также эволюцию конструкции струнодержателя:

У большинства инструментов (16 образцов) функцию струнодержателя выполняет металлическая скоба, что обусловлено удобством и надежностью этой детали;

У одного новгородского и четырех псковских образцов присутствует предшествующий тип струнодержателя - деревянная «утица» (фото 03); доказательством того, что эта деталь имеет древнее происхождение, служат аналогичные конструкции у гуслей, найденных в новгородских археологических экспедициях.

У трех псковских гуслей струнодержатель имеет форму, заимствованную у цитрообразных инструментов: струны крепятся к шурупам (гвоздям) с торца узкой части корпуса и далее натягиваются через металлическую загнутую пластину / подставку (фото 06); такой струнодержатель заглушает звучание открытых струн, приводит к возникновению дребезжащих призвуков, что объясняет редкость его применения.

Изучение экспедиционных гусельных коллекций позволяет сделать вывод о постепенном процессе возникновения и признания акустической значимости резонаторных отверстий. В.И. Поветкин по материалам археологических экспедиций сделал вывод о том, что для новгородских гуслей не характерны «голосные» отверстия [см. Библиографию №21, с. 297–300]. Один 9-струнный новгородский инструмент из коллекции Фольклорно-этнографического центра действительно не имеет отверстий (д. Холщагино; илл. 05). У большинства же новгородских гуслей отверстия очень маленькие – либо одиночные, либо в форме розетки. Очевидно, что большое резонаторное отверстие на миниатюрном, легком и звонком, изготовленном из ольхи корпусе новгородских гуслей было бы избыточным. На примере псковской коллекции гуслей можно наблюдать, как на смену эстетически оформленным «голосникам»-розеткам (фото 04, 06, 07) приходят большие круглые резонаторные отверстия (по образцу фабричных инструментов), которые становятся обязательным элементом конструкции. В усовершенствованных моделях (6 псковских инструментов) в полом открылке проделывается второе круглое резонаторное отверстие (фото 03). Акустическое значение этих отверстий вполне осмыслено мастерами.

Таким образом, выстраивается эволюционная последовательность, позволяющая рассуждать об истории изменений конструкции русских крыловидных гуслей. Но чем вызваны эти изменения? Почему в новгородских традициях сохраняются архетипические показатели, а в псковских происходит активное развитие и появляются новые модификации инструмента? По всей вероятности, ответ связан с географическим расположением этих двух очагов русской гусельной традиции. Сложность и развитость псковской традиции объясняются, с одной стороны, длительными и продуктивными контактами с народами Балтии, с другой - активными миграционными потоками русского населения, двигавшегося через территорию центральной Псковщины и нередко обосновывавшегося там на жительство (например, известно переселение старообрядцев в районы Псковской области). В противоположность этому территория восточной части Новгородской области известна как заповедная и труднодоступная (не случайно в этой местности сохранились и разнообразные формы обрядового фольклора).

Важно также подчеркнуть, что в ходе экспедиций воспоминания жителей деревень о бытовании гуслей в относительно недавнем прошлом - в начале XX века - были зафиксированы и на территориях других районов Псковской и Новгородской земель. Это дает основания утверждать, что сохранившиеся два очага еще не так давно принадлежали единой псковско-новгородской инструментальной традиции, охватывающей широкое географическое пространство.

С 1980-х годов растет интерес к аутентичным этнографическим и археологическим гуслям, создаются мастерские, работают отдельные мастера-изготовители инструментов по образцам. В Новгороде в 1990 году В. И. Поветкиным создан Центр музыкальных древностей, благодаря начатой им в середине 1970-х годов реконструкторской работе по восстановлению в формах и звучании древнерусских гуслей, гудков и сопелей, по образцу экспонатов, найденных в археологических экспедициях.

Результаты научной систематизации экспедиционных коллекций, описания, фотографии и чертежи музыкальных инструментов приведены в изданиях: Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. СПб., 2006; Гусли - русский народный музыкальный инструмент: Каталог выставки / Науч. ред. А. М. Мехнецов; автор-сост. 1–2 частей Г.В. Лобкова; автор-сост. 3 части В.В. Кошелев. СПб., 2003.

См.: Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы СПб., 2006. С. 19.

В отсутствии резонаторных отверстий - одно из основных отличий гуслей XI–XIV веков, реконструированных В.И. Поветкиным, от инструментов из коллекции Музея музыкальной культуры имени Глинки в реконструкции Н.Л. Кривоноса.

Мы продолжаем разговор об изготовлении гуслей звончатых (см. № 2, 2003 г.). На этот раз с руководителем хора рожечников, мастером по деревянным музыкальным инструментам, прекрасным музыкантом, собирателем древних музыкальных инструментов, концертмейстером фольклорного ансамбля «Веретенце» Борисом Серафимовичем Ефремовым.

Предыстория

Интерес к народным инструментам, к процессу их изготовления у меня начался с подарка ученицы - белгородского пищика. Методом проб и ошибок я научился его делать. Потом по книге А. Рудневой «Курские танки и карагоды» смастерил жалейку. После этого были освоены кугиклы, пыжатки, дудки. Захотелось сделать гусли.

С чего начать?

Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.

Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше - звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири - кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна - 35-40 см, длина - 1 метр.

Корпус

Итак, берем бревно, отпиливаем его с двух концов и раскалываем пополам. Лучше - с помощью березовых клиньев и кувалды, так получается точнее. Далее по заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах. Ель настолько мягкий материал, что стамеска идет легко и без молотка, хотя этот этап работы требует достаточно времени и терпения. Внутренний объем инструмента играет важную роль. Глубина корыта - от 3 до 8 и более сантиметров. Толщина дна - 1-1,6 см. Ширина в нижней части чуть уже, чем в верхней (фото 1).

Дно гуслей легко выбирается простой стамеской

Фото 1. Волокна на срезе должны идти снизу вверх

Тональность и длина струн

С помощью доски длиной около метра и двух колков, вбитых в нее на расстоянии 60 см (можно меньше), определяем длину первой (самой длинной) струны. Обычно я использую струны для гитар без обмотки: № 1 для высоких звуков и № 2 для низких. Натягивая и отпуская струну, находим оптимальное звучание (фото 2). Длину струны определяем с помощью подставки, отсекая струну в разных местах. То есть, укорачивая или удлиняя струну, мы повышаем или понижаем строй инструмента (фото 3).

Исходя из ширины бревна и учитывая, что расстояние между струнами в зависимости от манеры игры и толщины пальцев музыканта должно быть не менее 17 мм (я делаю 18 мм), определяем количество струн, умещающихся на этой ширине, - диапазон инструмента. Например, ширина бруска - 20 см. Отступаем от краев по 1 см и полученное расстояние делим на 18. Полученная цифра 10 - это количество расстояний между струнами. Значит, их может быть 11. Если высота первой струны - до I октавы (до1), то высота второй струны - фа II октавы (фа2). Аналогично находим длину самой короткой струны. Остальные струны расположатся равномерно между первой и последней струной.

Фото 2. Натягивая и отпуская струну находим наиболее приемлемое для нас звучание

Фото 3. Отсекая стрну в рузных местах находим нужный нам тон, близкий общей тональности инструмента. Добавив 20 см к длине струны получаем длину инструмента

Пружины

Фото 4. На эту ширину инструмента хватило две пружины

Они делаются тоже из сухой ели и устанавливаются на расстоянии 5-6 см друг от друга. Для наших гуслей хватает двух пружин, а если гусли шире, можно поставить три (фото 4). Некоторые мастера ставят пружины по диагонали корпуса, а я - вдоль. Предназначенье их такое: во-первых, поддерживать деку, а во-вторых, создавать упругость корпуса. Каким образом? Пружины обычно выступают по краю, выгибаются, так, чтобы дека, ложась на корпус, их прижимала. Выталкиваясь пружинами, дека натягивается, как кожа барабана, которая, чем больше натяжение, тем звонче. Поэтому, когда делаешь пружины, надо учитывать, что древесные волокна должны идти сверху вниз, а не справа налево, - дерево в таком состоянии держит большую нагрузку. На корпус и на пружины ложится дека.

Фото 5. Волокна ели должны быть продольными

Фото6. Нам подойдет и дека от старого фортепиано

Фото 7. Такие струбцины удобны в работе и их легко сделать самому

С помощью струбцин дека приклеевается к корыту

Дека

Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок. Причем нужны дощечки с продольными годичными волокнами (фото 5). Я использую деки от старых фортепьяно, удаляя рубанком лишнюю толщину (фото 6).

Резонатор

Фото 8. Меняя диаметр резонатора подбираем нужные громкость и тембр

Это круглое отверстие в деке диаметром около 3 см, от которого зависят качественные характеристики звука: матовость или прозрачность, сухость или влажность, глубина. Играя на струнах, берем лист картона либо бумаги, прикрываем резонатор больше или меньше и слушаем. Таким образом, меняя диаметр резонатора, мы увеличиваем или уменьшаем внутренний объем инструмента, подбирая кратный частотный резонанс (фото 8). Где сделать резонатор в деке, определить несложно - приклеив деку, мы начинаем ее простукивать сверху: там, где наиболее низкий, глухой звук, и нужно делать резонатор.

Струны

Для работы с детьми, чтобы слух у них не грубел, нужны не металлические струны, а нейлоновые, да и для детских нежных пальчиков металлические слишком жестки. Поэтому, например, мастер Ярцев делал гусли с мягкими струнами - гитарными, или натягивал леску.

Можно для гуслей использовать синтетическую леску для теннисных и бадминтонных ракеток, но для профессиональных музыкантов более приемлемы струны металлические (лучше - стальные), обеспечивающие необходимую громкость звука. Интересное звучание дают медные струны (фото 9).

Фото 9. Расстояние между струнами на уровне первого колка должно быть не менее 1.7 см

Колки

Это стержни, на которые натягиваются струны. Число их зависит от количества струн. На одних гуслях может быть 5 струн, на других - 11, на третьих - 17, все зависит от задач.

В Новгородской и Псковской областях, например, музыкантам хватает и шести струн, чтобы исполнить весь местный репертуар. Но чаще музыканты ставят больше струн: больше возможностей (фото 10). Колки держат струны, поэтому должны прочно сидеть в своих гнездах. Но ель - дерево мягкое, поэтому, чтобы натянутые струны не проворачивали колки, мы вклеиваем колковую планку, в которую забиваются колки. Колковая планка - дощечка из более твердого материала, скажем, клена или бука. Подойдет и паркетина с тангентальным срезом (когда волокна идут поперек) (фото 11).

Сами колки можно делать из клена, березы, бука (дерево не должно быть колкое) или брать металлические со старого пианино. Сбоку в колках сверлятся отверстия для струн. Одним концом струны крепятся к колкам, другим - к металлическому стержню, который закреплен на утицах.

Подбираем колковую планку

Фото 10. Колки вворачиваются в колковую планку - угол наклона определяется диной первых и последних струн

Фото 11. Для колковой планки выбираем клен или бук с тангентальным срезом

Утицы

Это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами. Площадь приклеивания к деке должна быть достаточно большой. И сами утицы делаются потолще, иначе могут треснуть под нагрузкой (у меня это случалось неоднократно).

Главная задача утиц (помимо держания струн) - передавать колебания от струн на деку. Их расположение тоже влияет на качество звука - громкость и тембр (фото 12).
Наши гусли почти уже готовы, осталось только украсить их. Это могут быть какие-то символы или узоры (фото 13).

Фото 12. Высота крепления металлического стержня над декой 1,5 - 2 см

Фото 13. Форма гуслей может быть любой

Фото 14. Узор должен быть сакральным

Фото 15. На арфовых гуслях можно играть в вертикальной манере

Наши гусли готовы

Фото Г. Арутюнова

Татьяна Майорова

Чудо – гитара – 1 место.

Используемый материал : фанера, обвязанная шерстяными нитками с одной стороны и обшита материалом с нарисованными нотами с другой стороны, украшения на липучках.

Музыкальный инструмент можно украшать разными рисунками вышивками (на данном фото - цветы) . Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию за счет украшений на липучках.

Веселые бубенцы – 3 место.

Используемый материал : разноцветные резинки для волос, бубенцы.

Ребенок надевает резиночки на руки и выполняет различные движения под звуки бубенцов. Этот музыкальный инструмент можно использовать для ритмического сопровождения танцев, плясок, песен, игр и инсценировки пьес.

Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха .

Сенсорное пианино.

Используемый материал : дощечка обклеена бумагой, липучка черного и белого цвета.

Каждая клавиша пианино сделана из липучки, что позволяет ребенку развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.


Используемый материал : коробка из-под конфет, карандаш, канцелярские резинки. В украшении музыкального инструмента принимал участие ребенок – аппликация+рисование пальчиками.


Стучалка.

Используемый материал : 2 бруска, дверные петли, ручки.

Просто гитара.

Используемый материал : многослойный картон, леска для струн, бубенцы для озвучивания.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ .

Тамбурин - 1 место

Используемый материал : пяльцы, разноцветная тонкая ленточка, бубенцы, тонкий материал.

Веселушки – 1 место.

Используемый материал : разноцветная ткань, бубенцы.



Данные инструменты являются украшением музыкального уголка , используются детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях.


Публикации по теме:

Самодельные музыкальные инструменты Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты относящиеся к 2-3 вв. до нашей.

Детские музыкальные инструменты своими руками. Наверняка вы уже играете со своими малышами различные музыкальные игры, читаете им музыкальные.

Для гармоничного развития малышей в возрасте от полутора до трех лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое.

Скоро в нашем садике будет конкурс музыкальных уголков. Мы на родительском собрании решили изготовить музыкальные инструменты своими руками. По.

Доступными, а потому любимыми детьми, являются шумовые музыкальные инструменты. Дети по-новому слышат мир звуков,а их вокруг нас много.

Конспект НОД «Музыкальные инструменты» Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. На земле у каждого Есть родимый дом. Хорошо.

Проект «Музыкальные инструменты своими руками» Руководитель проекта: Карташёва Наталья Павловна – муз. руководитель Тип проекта: творческий,.

Гусли, которые можно купить у нас:

Древние гусли

«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Обломки пятиструнных гуслей с надписью «СЛОВИША», обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода.

Были также найдены главные детали инструмента - верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке еще не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне - изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.

Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней - деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.

На протяжении многих веков гусли усовершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые).

Разновидности гуслей

Гусли шлемовидные , или «псалтирь », имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента - длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36.

Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше - длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые ) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры - длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России - Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома и др. За последние два столетия фольклорно-этнографическими экспедициями найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на них.

Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4-5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

  • пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));
  • семиструнные имели диатонический строй, в котором нижняя струна являлась бурдоном и настраивалась в квинту по отношению к диатоническому звукоряду;
  • иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличилось уже до тринадцати.

Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени - основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у ре-зонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам.

Движение кисти руки при ударе должно направляться в правый угол инструмента.

Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный - более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучать.

Приемы игры

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

  • бряцание - поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;
  • арпеджио - последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
  • глиссандо - быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
  • тремоло - быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
  • пиццикато - воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
  • извлечение аккордов - производится ударами медиатора вниз.

Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.

Устройство и основные детали инструмента

Гусли состоят из трех основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; металлических струн. Встречаются образцы гуслей, на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические - более прочные, выдерживающие нагрузку при натяжении струн.

Для корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска - гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру.

1. Дека верхняя и нижняя; 2. Резонаторные отверстия; 3. Колки; 4. Держатель струн; 5. Струны.

Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:

  • древесина (доска) должна быть качественной, без гнили, трещин и выпадающих сучков;
  • с торцевой стороны меньшего размера прямой или полукруглой стамеской (можно ударами деревянного молотка - киянки) делается углубление. Затем эта операция выполняется с другого конца;
  • овальное углубление выдалбливают или выбирают от торцов к середине, а затем этой же стамеской срубается выступающая середина;
  • остающиеся после обработки следы срезов, борозды, шероховатости тщательно зачищаются наждачной бумагой, сначала с крупным зерном, затем с мелким. Идеальное шлифование внутренних емкостей достигается круглыми дисками, состоящими из полосок наждачной бумаги. При работе насадка вставляется в патрон электродрели;
  • в результате такой обработки в заготовке (доске) образуется углубление овальной или прямоугольной формы, которое должно иметь припуск в толщине стенок и дна примерно от 3 до 5 мм.

Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.

Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней - струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента - дека.

Дека (от нем. Decke, букв. - крышка) - необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.

Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.

При помощи колков производят натяжение струн. Колки на корпусе гуслей устанавливаются примерно на глубину 30 мм под небольшим углом для более устойчивого и надежного упора.

Колки инструмента

Колок - небольшой металлический цилиндр, в верхней части имеет четырехгранную головку с отверстием для струны, в нижней - очень мелкую насечку или мелкую резьбу. Диаметр колка 7 мм, длина от 50 до 60 мм. Колки устанавливаются на широкой стороне инструмента. Для более прочного крепления колков в прямоугольную полость в место их установки можно вставить, а затем и приклеить брусок из более прочного дерева (бук, клен).

Роль штифта, за который привязываются струны, выполняет металлический пруток (трубочка). Его концы вставляются в отверстия двух т. наз. «щечек», изготовленных из дерева. При помощи шипов они приклеиваются на корпусе сверху деки. Крепление струнодержателя производят на узкой стороне корпуса.

Иногда применяют согнутую стальную трубочку, на концах которой делают насечки для прочного закрепления в корпусе. Диаметр отверстий, рассверливаемых в бруске, должен быть меньше диаметра трубки. Установка струнодержателя в отверстия производится эпоксидным клеем.

От плотности дерева, размеров отверстий, обезжиривания колков зависит сила трения между стенками отверстия и колка и соответственно настройка и чистота строя инструмента. Диаметр отверстий должен быть меньше диаметра колка примерно на 1,5 мм. Благодаря трению сопротивление в гнезде колка превышает силу натяжения. Нужно учесть, что частое вывинчивание колков из корпуса гуслей приводит к ослаблению их прочной посадки.

Струны

Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали. Различаются струны по длине и имеют сечение - от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание - нежное и звенящее.

Размеры основных деталей инструмента

Устройство гуслей, приведенных на рисунке, отличается тем, что на пружине, проходящей по диагонали инструмента и закрепленной на корпусе, устанавливаются колки для струн. Обычные варианты изготовления - колки находятся в верхней части корпуса, а струнодержатель - в нижней.

Мы рассмотрели способ изготовления десятиструнных гуслей из целой деревянной заготовки.

Соединение заготовок на клею

В приведенном выше примере при изготовлении гуслей была использована заготовка из целой доски. Ее размеры, особенно ширина, были достаточны для работы. Но для того чтобы изготовить инструмент большего размера, ширины одной доски бывает недостаточно, поэтому заготовку склеивают в небольшой щиток, состоящий из двух досок. В домашних условиях эту работу производят в простом прессе (т. наз. вайме) следующим образом:

Как показано на рисунке, буковые пластины закрепляются: 1) в нижней части гуслей для крепления струнодержателя; 2) в середине по диагонали для крепления колков; 3) в верхней части гуслей небольшая планка для прочной склейки деки. Диагональная планка 2, в которую вставляются колки, имеет такую форму. Она одновременно служит пружиной деки, приклеиваемой к бруска.

Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу. Соприкасающиеся кромки досок смазывают клеем ПВА, столярным, казеиновым, при склеивании под доски подкладывают картон, чтобы они не приклеились к щиту.

При забивании клиньев склеиваемые дощечки могут выгнуться вверх. Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. Правая сторона расположена ближе к сердцевине ствола, левая - к его коре, поэтому правильное склеивание такое, когда склеиваются правая и левая сторона. Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея.

В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1,3 мм меньше, чем диаметр самих колков.

Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Расстояние между колками 25 мм. Штифты для крепления струн устанавливаются на расстоянии 15 мм друг от друга, а. крайние расположены на расстоянии 45 мм.

Крепление верхней и нижней деки производится при помощи пружин с верхней и нижней стороны корпуса. Пружины усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания. Они приклеиваются к деке и крепятся также к корпусу инструмента.

Разновидности гуслей, корпус которых изготавливается способом долбления (выборкой) древесины из заготовки:

Размеры корпуса могут быть разньши, например: 1) длина 70 см, верхняя часть по диагонали 20 см, нижняя 12 см, колков 9 шт. 2) длина 50 см, верх по диагонали 30 см, низ 15 см, колков 13 шт; 3) длина 45 см, ширина 15 см, колков 9 шт; 4) длина 60 см, верх 12 см, низ 7 см, колков 6 шт. Ширина также колеблется от 35 до 45 см.

Образец гуслей, изготовленных из дощечек клеевым способом

Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн, имеющие острый угол. Количество струн 10 штук.

Еще в древности сложился репертуар гусельной игры: это песенные, плясовые и танцеваль¬ные наигрыши, польки и вальсы.

В начале XX века музыкантом-этнографом Н. И. Приваловым и гусляром О. У. Смоленским гусли были усовершенствованы: корпус треугольной формы склеивали из деревянных деталей, количество струн увеличили с 5 до 13, создали ансамблевые разновидности - пикколо, приму, альт и бас. По устройству гусли различаются лишь размерами корпуса и деталей, диаметром струн.

В настоящее время используются преимущественно гусли прима, имеющие 15 струн и диатонический строй.

В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками - Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».

Певец-гусляр Андрей Байкалец . Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения.Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом "Раю мой Раю". Можно посмотреть его практически последний видео урок.

Гусли известны с V века. Они представляют собой резонансную доску с натянутыми на ней струнами. Гусли снова входят в моду и их все чаще делают смостоятельно в домашних условиях.

Вам понадобится

  • Брусок хорошо просушенного дерева длиной 1м, диаметром 35-40см. Это должно быть "звучащее" дерево: клен, ель, кедр, сосна. Понадобятся также инструменты для работы с деревом: стамески, молоток, дрель, топор, наждачная бумага.

Инструкция

  1. Возьмите подготовленный деревянный брусок и расколите его пополам при помощи деревянных клиньев и кувалды.
    Нарисуйте на заготовке контур гуслей, выберите стамеской середину, имея в виду боковые (1 см) и концевые (2,5 см) отступы. Получается нечто вроде корыта, ширина которого 3-8см, а толщина дна 1-1,5 см. Тщательно отшлифуйте заготовку наждачной бумагой.
  2. Установите внутри корпуса несколько деревянных пружин (узких длинных планок) которые будут поддерживать деку, упрочнять корпус.
  3. Из дощечек толщиной 3 мм изготовьте деку гуслей. Склейте дощечки по всей длине. Приклейте деку на корпус гуслей поверх деревянных пружин.
  4. Простучите деку пальцами, в месте наиболее глухого и низкого звука вырежьте отверстие диаметром 3 см - резонатор. Он влияет на качественные характеристики звука и будет придавать им объем.
  5. На концевых (торцевых) отступах установите колки и струнодержатель (металлическую трубочку). Колки можно изготовить из небольшого металлического стержня, а можно сделать их деревянными. Проделайте в них сбоку отверстия для крепления струн. Вклейте в корпус гуслей колковую планку из более твердого дерева и вбейте в нее колки. Их количество равно количеству струн гуслей.
  6. Струнодержатель укрепляется на другой стороне корпуса гуслей между двух брусочков, приклеенных к деке.
    Натяните на колки струны (можно взять гитарные струны). Настройте их высоту и тон, натягивая струны и поворачивая колки. Теперь можно приступить к урокам игры на гуслях.