Исполнительские искусства - один из видов художественно-творческой деятельности, в котором произведения так называемого «первичного» творчества материализуются в виде определенной системы знаков и часто предназначены для перевода в тот или иной конкретный материал. К исполнительным искусствам относят творческую деятельность : актеров и режиссеров , воплощающих на сцен е, эстраде , цирковом манеже , радио , кино , телевидении произведения писателей и драматург ов; чтецов, переводящую в живую речь литературные произведения ; музыкант ов, певцов , инструменталистов, дирижеров, воспроизводящих творения композиторов; танцоров, исполняющих замыслы хореограф ов, композитор ов, либреттист ов.

Исполнительских искусств нет в изобразительном искусстве , в архитектуре , прикладных искусствах (если не задействованы художники особого типа, а для перевода замысла в материал используются рабочие или машины), литературном творчестве, которое, несмотря на создание законченных произведении, допускающих исполнение чтецами, предназначено все же для непосредственного восприятия читателем.

Исполнительские искусства по своей сути считаются художественно-творческой деятельностью, так как основаны не на простом механическом переводе исполняемого произведения в другую форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие элементы, как вживание в духовное содержание произведения; его интерпретация исполнителем согласно его собственному мировоззрению и эстетической позицией.

Часто из-за этого произведения поэтов , драматург ов, сценарист ов, композитор ов, хореограф ов приобретают различные исполнительские трактовки, каждая из которых представляет собой объединение самовыражений автора и исполнителя. Иногда даже исполнение актером одной и той же роли или пианистом одного и того же этюда становится неповторимым, поскольку стойкое, сформированное при репетициях содержание пропускается через варьирующееся и импровизационно рождающееся в самом действии исполнения .

Типы [ | ]

Исполнительские искусства включают, но не ограничиваются, танец , музыку , оперу, театр , магию , иллюзию, искусство мимов, художественную декламацию, театр кукол, перфоманс, чтение вслух, ораторское искусство .

Музыка [ | ]

Театр [ | ]

Танец [ | ]

История [ | ]

Исполнительские искусства начали возникать в процессе развития художественной культуры, как результат распада фольклорного творчества, в котором характерна неразрывность созидания произведения и его исполнения. Также их возникновению способствовали появления методов письменной фиксации словесных и музыкальных сочинений. Хотя и в развитой культуре присутствуют формы целостного творчества, при котором сочинитель и исполнитель это одно и тоже лицо (например творчество

особая сфера худож.-творческой деятельности, в к-рой материализуются произв. «первичного» творчества, записанные определенной системой знаков и предназначенные для перевода в тот или иной конкретный материал. К И. и. относится творчество: актеров и режиссеров, воплощающее на сцене, эстраде, цирковой арене, радио, кино, телевидении произв. писателей, драматургов; чтецов, переводящее в живую речь литературные тексты; музыкантов - певцов, инструменталистов, дирижеров, озвучивающих соч. композиторов; танцоров, воплощающих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов- Следовательно, И. и. выделяется как относительно самостоятельная форма худож.-творческой деятельности не во всех видах искусства - его нет в изобразительном искусстве, в архитектуре, прикладных иск-вах (если здесь оказывается необходимым перевод замысла в материал, его осуществляют рабочие или машины, но не художники особого типа); литературное творчество также создает законченные произв., к-рые, допуская их исполнение чтецами, предназначены все же для непосредственного восприятия читателя. И. и. возникли в процессе развития худож. культуры, в результате распада фольклорного творчества (Фольклор), для к-рого характерна нерасчлененность созидания и исполнения, а также благодаря появлению способов письменной фиксации словесных и музыкальных соч. Однако и в развитой культуре сохраняются формы целостного творчества, когда сочинитель и исполнитель объединяются в одном лице (творчество типа Ч, Чаплина, И. Андроникова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и т. п.). И. и. по своей природе являются худож.-творческой деятельностью, т. к, основаны не на механическом переводе исполняемого произв. в иную материаль

ную форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие моменты, как вживание в духовное содержание исполняемого произв.; его интерпретация в соответствии с собственным мировоззрением и эстетическими позициями исполнителя; выражение им своего отношения и к отраженной в произв. реальности, и к тому, как она в нем отражена; выбор худож. средств Для адекватного воплощения собственной трактовки исполняемого произв. и обеспечения духовного общения со зрителями или слушателями. Поэтому произв. поэта, драматурга, сценариста, композитора, хореографа получает разные исполнительские трактовки, каждая из к-рых объединяет самовыражение как автора, так и исполнителя. Более того, каждое исполнение актером одной и той же роли или пианистом одной и той же сонаты становится уникальным, ибо устойчивое, выработанное в репетиционном процессе содержание прелом-лйется через варьирующееся, сиюминутное и импровизационно рождающееся (Импровизация) в самом акте исполнения и потому неповторимое. Творческий характер И. и. приводит к тому, что между исполнением и исполняемым произв. возможны различные отношения - от соответствия до резкого противоречия между ними; поэтому оценка произв. И. и- предполагает определение не только уровня мастерства исполнителя, но и меры близости создаваемого им произв. оригиналу.

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х годов, исполнительство оказалось прочнее, долговечнее. Ибо, изведав и пережив многие находки хореографов, прежде всего именно оно утвердило приоритет русской школы танца во всем балетном мире. Так получилось потому, что откровения исполнительского искусства были шире откровений балетмейстеров. Самое талантливое, самое интересное из найденного в хореографии начала века было связано с эстетическими экспериментами времени и отрекалось от опыта предшественников. Исполнительство же вобрало, сосредоточило, отразило в себе еще и богатые традиции, накопленные отечественным театром за весь его долгий путь.
В сущности, такой порядок вещей тоже являл собой стойкую традицию русского исполнительского искусства. Как известно, балетный театр в России начали строить иностранные балетмейстеры и учителя, поскольку балет Италии и Франции имел уже солидное прошлое. Однако иноземное растение, пересаженное на почву русской культуры, немедленно дало собственные побеги и обнаружило прочное намерение самоопределиться в новых благоприятных условиях. Больше всего тут значило именно исполнительское искусство, развивавшееся у нас, чем дальше, тем самобытней— почти всегда вопреки тому спросу, какой предъявляла эстетика казенного придворного театра. Среди мастеров русского балета насчитывалось немало славных деятелей: от первых поколений учеников Петербургской балетной школы и Московского воспитательного дома (а с ними и танцовщиков крепостного театра) — до последних предреволюционных выпусков театральных училищ двух столиц.
Русские танцовщицы и танцовщики были восприимчивы к науке и многим поражали своих учителей. Об этом свидетельствуют разные документы. Можно было бы составить изрядный сборник писем и воспоминаний, принадлежащих перу балетмейстеров и учителей. Получилось бы достаточно подробное и красочное жизнеописание «русской Терпсихоры».
В первой части сборника прославили бы исполнителей своих балетов хореографы XVIII и первой половины XIX веков Иван Вальберх и Шарль Дидло, Адам Глушковский и Жюль Перро. Эпиграфом к этой части явились бы вечно цитируемые и неувядае-мые строки Пушкина, посвященные легендарной Авдотье Истоминой. В документах возникли бы имена Евгении Колосовой, Екатерины Телешовой, Николая Гольца, а увенчали бы эту часть танцовщицы отечественного романтизма — москвичка Екатерина Санковская и петербургская премьерша Елена Андреянова.
Вторую часть открыли бы письма Артура Сен-Леона. Тут выяснилось бы, что этот балетмейстер, столь справедливо обиженный Салтыковым-Щедриным, не расходился с сатириком в высокой оценке русских танцовщиц. Здесь встали бы фигуры Марфы Муравьевой, Прасковьи Лебедевой, Надежды Богдановой. А там пошел бы, пусть краткий, но звучный список танцовщиц Мариуса Петипа и Льва Иванова — от Екатерины Вазем до Матильды Кшесинской и Анны Павловой, в центре же красовалось бы имя Павла Гердта, знаменитого партнера названных балерин.
Наконец третью часть представили бы воспоминания и манифесты балетных деятелей начала XX века — Николая Легата и Михаила Фокина, заметки и наброски Александра Горского. Эти мастера спорили между собой о многом. Но снова антагонисты сошлись бы и в общих взглядах на русское исполнительское искусство, и в оценках Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Екатерины Гельцер, Софьи Федоровой, Вацлава Нижинского, Михаила Мордкина и многих других. И снова, теперь уже в мемуарах Николая Легата, возникли бы слова: «Душой исполненный полет...»— как исчерпывающая характеристика традиции русского балетного танца.
Потому что именно духовность отличала искусство русских балетных актеров. Духовность эта покоилась на живом чувстве современности и на опыте художественной национальной традиции, а оттого знавала взлеты, равные взлетам гениев драматической и оперной сцены. Недаром Белинский, Герцен, СалтыковЩедрин называли Санковскую среди властителей дум 1840-х годов, рядом с Мочаловым и Щепкиным, а в начале XX века так же рядом ставились рмена Павловой и Комиссаржевской, Нижинского и Шаляпина.
Разумеется, пути открытий были у балетных актеров свои, особые: новое добывалось в поисках подвижного единства музыкальности и театральности. Однако же и здесь, в сравнительно замкнутой сфере театра-фаворита, прослеживались живые связи со смежными сценическими искусствами, а также влияния русской литературы, музыки, живописи, архитектуры. Эти связи и влияния осуществлялись в контакте с балетмейстерами, которые так или иначе проходили сами исполнительскую практику русской балетной сцены.Влияния, к тому же, бывали взаимными. Можно предполагать, например, что русские сюжеты картин Венецианова или стихотворений Державина, воздействуя на пластику балетов конца XVIII — начала XIX века, в свою очередь не обходились без заимствований у балетных стилизаций на темы современной русской жизни. Можно говорить, что хореографы Дидло и его ученик Глушковский переносили на балетную сцену поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» и «Кавказский пленник», в то же время увлекая воображение поэта образами своих танцевальных поэм. Можно утверждать, что Чайковский поднял идейно-философское содержание русского балета надо всем, что было создано до тех пор балетным театром всего мира, и притом благодарно воспользовался в собственном творчестве высокой «классической» стихией танцевальности. Особенно многосторонни были взаимные влияния всех отраслей искусства и балетного театра России в первой четверти XX века.
Национальные традиции русского балета, между тем, не подымались неуклонно по восходящей. Периоды подъема сменялись застоем. Мало того, внешний расцвет балетного театра не всегда совпадал с развитием традиции как таковой. Например, в начале второй половины XIX века русский балетный театр, больше чем когда бы то ни было раньше (и позже), был оторван от национальной литературы и искусства; в то же время он с виду преуспевал и благоденствовал. Пример показателен тем, что на нем устанавливается необходимость не примитивно понятой, прямой связи, а связи коренной и идейной. Прямая связь как раз существовала. Хореографы и композиторы поставляли балетные интерпретации народно-национальных тем и сюжетов, от пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» до ершовского «Конька-горбунка». Но обособленность отечественного балета от прогрессивных течений своего времени предопределила казенно-патриотическое, то есть попросту реакционное содержание подобных якобы русских спектаклей. Национальные по названиям, они не были такими ни по сути, ни по форме. Скромной пользой для русского искусства оказался лишь повод, который они предложили сатирическому перу Салтыкова-Щедрина и Некрасова, при том что и без этих зрелищ поводов хватило бы с избытком. Так было в 1860-х годах, тогда как раньше, в годах 1840-х, демократическая критика ставила достижения балета наравне с достижениями драмы.
Вот тут-то, в периоды идейного и творческого застоя, национальная традиция сохранялась благодаря актерам, хранителям этой традиции. В годы постановки «Золотой рыбки» и «Конькагорбунка», словно наперекор официально насаждаемой эстетикевсеобщего благолепия, наперекор самодовлеющей виртуозности расцвело искусство русских танцовщиц. Отвергая сусальность и фальшь балетных сюжетов, подчиняя технику танца гуманистическому содержанию собственной творческой темы, русские балерины выводили свое искусство в мир подлинной поэзии.
Тогда союз музыки и драмы испытывал плодотворные противоречия своего подвижного единства. Подвижность определялась извечной тягой к идеальному равновесию; тяга эта, иногда скрытая, иногда явная, осуществлялась то в сообществе с балетмейстерами, то вопреки им. Каждая эпоха знала два типа исполнителей. Одни утверждали первенство актерского искусства, опираясь на законы хореодрамы как основы балетного театра. Другие полагали танец в его все усложнявшихся формах главным выразительным средством балетного искусства. Каждая эпоха имела еще и исполнителей, находивших идеальное для своего времени равновесие музыкального и театрального. Они передавали найденное следующему поколению как некий эталон, который этому поколению предстояло поддерживать в нормах своей эстетики и на уровне своей виртуозности.
Зрители 1840-х годов знали уже только по «Евгению Онегину» о способности Истоминой лететь «как пух от уст Эола». Но они еще помнили пантомимную актрису Истомину, исполнительницу ролей Изоры и Сумбеки. Поколение 1860-х годов хранило легенды о первой русской Сильфиде — Санковской и первой русской Жизели— Андреяновой. Поколение 1880-х годов вспоминало о Муравьевой и Лебедевой, одухотворивших своим искусством избитые сюжеты Сен-Леона. Танцовщица Анна Собещанская получила в наследство от Лебедевой одну из театрализованных русских плясок и, уходя со сцены, передала ее, как эстафету, Екатерине Гельцер. В 1890-х годах в академическом репертуаре Мариуса Петипа и Льва Иванова установили свою идеальную меру актерской игры и виртуозного танца Ольга Преображенская и Матильда Кшесинская. А там, в 1900—1910-х годах, вынесли свое искусство на мировую арену, то соглашаясь, то споря с Фокиным и Горским, танцовщицы и танцовщики этой последней поры русского дореволюционного балета: Анна Павлова и Вацлав Нижинский, Софья Федорова и Михаил Мордкин и многие, многие еще.
Но история не остановилась. Русский балет никогда не был музейным искусством, и те, кто сравнивает советский академический балет с музеем, способны вызвать только недоумение и протест. Многонациональный балетный театр, покрывший широкую карту Советской страны, воспринял и продолжил славные традиции, установил нормы собственной эстетики и собственной виртуозности. За полвека в нем появились свои Истомины и Санковские, свои Иогансоны и Гердты. Поколение танцовщиков 1970-х годов дорожит традициями Марины Семеновой, Галины Улановой и Наталии Дудинской, Алексея Ермолаева, Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани. Имена этих советских танцовщиц и танцовщиков, идеально соединивших в своем искусстве права высокой пантомимы с правами виртуозного инструментального танца, стали продолжением легенды.
Нынешнему поколению и поколениям грядущим предстоит хранить сокровищницу классического наследия, великолепную школу, словом, беречь и длить непрерывающуюся нить традиции, по-своему обновляя подвижные и вечные идеалы балетного искусства.

Человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах - практической и духовной. Результатом пер­вой являются изменения в материальном общественном бы­тии, в объективных условиях существования; результатом второй - изменения в сфере общественного и индивидуаль­ного сознания. В качестве особого типа (вида или рода) духов­ной деятельности эстетики и философы выделяют так назы­ваемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе созда­ния, воспроизведения и восприятия произведений искусства. Искусство же они определяют как один из способов духовного освоения мира, «специфическую форму общественного созна­ния и человеческой деятельности, представляющую собой от­ражение действительности в художественных образах» 1 , а произведение искусства или художественное произведе­ние - как «продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержа­тельный замысел его создателя-художника и который отвеча­ет определенным критериям эстетической ценности» 2 . Если же рассматривать произведение искусства как некую предмет­но-физическую организацию, то нужно отметить, что оно вы­ступает как особая материальная конструкция, которая созда­ется и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов, цветовых пятен и т.п. Разу­меется, целиком свести произведение искусства к этой мате-

1 Философский словарь. - М., 1980. - С. 135.

2 Эстетика: Словарь. - М., 1989. - С. 274.


10

риальной конструкции нельзя. Тем не менее художественное произведение неотделимо от своей материальной плоти, рав­но как и от средства того искусства, к которому принадлежит.

Известно, что все виды искусства, несмотря на различия в способе создания художественных ценностей, характере и типе образности, взаимосвязаны и имеют много общего как в самом процессе выражения, так и в организации средств вы­ражения. Однако для того чтобы сконцентрировать внимание на сущности исполнительского искусства, необходимо при­бегнуть к сравнению и классификации искусств, выделяя тот иди иной существенный для данной группы признак.

Существует много вариантов классификации искусств. Их группируют по способам существования, восприятия, сред­ствам воплощения: например, разделяют на «зрительные» (т.е. воспринимаемые глазом) и «слуховые» (воспринимаемые слухом); на искусства, использующие природный материал - мрамор, дерево, металл (скульптура, архитектура, приклад­ное искусство), и искусства, применяющие в качестве мате­риала слово (художественная литература), и, наконец, искус-ства, где в качестве материала выступает сам человек (исполнительские искусства); на искусства «пространствен­ные», «временные» и «пространственно-временные»; «одно-составные» и «синтетические», «статичные» и «динамичные».


Применительно к теории исполнительства последняя клас­сификация может рассматриваться в качестве основания для дальнейшего познания специфики этого вида искусства.

В самом деле, каждый вид искусства имеет либо процессу­ально-динамический (временной), либо статический характер. Разделив (разумеется, условно) искусства на «статичные» и «динамичные», мы легко обнаружим их различия. Первые обладают пространственной формой существования в виде «произведений-предметов» (живописное полотно, архитектур­ное сооружение, скульптурная композиция, изделие декора­тивно-прикладного искусства и т.д.), вторые имеют времен­ной или пространственно-временной характер и воспринимаются как «произведения-процессы» (танец, теат­ральное действие, музыкальная пьеса и т.д.).

В «статичных» искусствах результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как пра­вило, уникальный предмет, обладающий художественной цен­ностью. Здесь царит оригинал. Правда, находится место и для


Специфика исполнительского искусства 11

копии. Но располагается она на «внушительном расстоянии», что подчеркивает существующие между ними различия и даже их несоизмеримость. К тому же в «статичных» искусствах творческий акт создания художественных ценностей может быть совершенно не связанным с их воспроизведением. В «ди­намичных» же искусствах процесс создания художественных ценностей и процесс воспроизведения неразрывны и как бы переливаются один в другой: первый на заключительной ста­дии вбирает в себя частицу второго; в свою очередь процесс воспроизведения обязательно включает в себя элементы сози­дания. Иначе говоря, в отличие от «статичных», в «динамич­ных» искусствах в системе «автор» творческий акт не завер­шается. Художественное проектирование выполняется здесь в своих главных чертах, образуя основу произведения-процес­са. Вследствие этого возникает необходимость в завершающей стадии, где происходит мысленная конкретизация продукта творческой деятельности автора произведения. Эта стадия ху­дожественного проектирования в «динамичных» искусствах передается исполнителю. Причем спроектированная автором духовная основа произведения может «овеществляться» в бесконечном многообразии правомерных исполнительских вариантов, в каждом из которых в то же время реализуется и вторая стадия художественного проектирования, конкретизи­рующая продукт авторского творчества.

Отсюда следует, что в «динамичных» искусствах художе­ственная деятельность бывает первичной и вторичной. Первая охватывает деятельность автора произведения (композитора, хореографа, драматурга), вторая - главным образом деятель­ность исполнителя (певца, танцора, актера). Понятия «первич­ность» и «вторичность» в художественной деятельности нужно понимать и использовать только в их соотнесенности. Пер­вичность художественной деятельности существует только в отношении к деятельности вторичной, и наоборот. Значит они проявляются исключительно в парных взаимосвязях, та­ких, например, как «драматург-режиссер», «драматург-актер» или «драматург-исполнители» (режиссер и актеры в их единстве). Вторичность исполнительства определяется тем, что исполнение состоит в творческом воссоздании произведения - результата первичного процесса творчества. На современном этапе развитияисполнительство - это творчество на ос­нове уже готового текстового материала, первоначально


12 Глава 1. Исполнительское искусство

созданных художественных образов, тогда как объектами воплощения первичного художественного творчества служат, как правило, внехудожественные явления действительности. Та­ким образом, исполнение есть как бы вторичное отражение действительности, отражение посредством творческого воспроизведения продукта первичного отражения.

В «статичных» и «динамичных» искусствах первичная и вторичная деятельность существенно различаются. Если в «статичных» искусствах первичная художественная деятель­ность бывает только самостоятельной, а вторичная - только «несамостоятельной», то в «динамичных» искусствах и та идругая являются относительно самостоятельными. Так, например, музыкант-исполнитель не может обойтись без ком­позитора. Но и композитор, в свою очередь, нуждается в инст­рументалистах и певцах. То же самое относится к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцору. Только особое сотрудни­чество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство. В первичном творчестве действительность выступает опосредованной через личность художника. В творчестве же ис­полнителя действительность выявляется опосредованной как бы вдвойне. Образы, созданные писателем, поэтом, композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивиду­альностью, творческой манерой, талантом, мастерством.

В зависимости от своего индивидуального склада исполни­тель подчеркивает или затушевывает те или иные черты пер­вичного образа. Такая возможность появляется у него пото­му, что одной из главных особенностей первичного образа является его многозначность, позволяющая найти многие ва­рианты исполнительского воплощения. Каждый артист, воль­но или невольно, приносит в первичный образ нечто свое. От­сюда следует, что исполнение - это не только воспроизведение первичного художественного образа, но и перевод его в каче­ственно новое состояние - исполнительский художественный образ, самостоятельность которого по отношению к первично­му образу все же относительна. В то же время и первичный об­раз также не может считаться абсолютно независимым от ис­полнения, коль скоро речь идет об исполнительских искусствах. Он несет в себе необходимые предпосылки образа исполнитель­ского, его реальную возможность, исполнительство же есть претворение этой возможности в действительность.


Специфика исполнительского искусства

Итак, исполнительское искусство есть «вторичная, относи­тельно самостоятельная художественно-творческая деятель­ность, заключающаяся в процессе материализации и конкре­тизации продукта первичной художественной деятельности» 1 . Это определение выявляет границы исполнительского искус­ства, но не исчерпывает всех его особенностей. Так, наряду со вторичностью и относительной самостоятельностью твор­ческой деятельности необходимо наличие творческого посред­ника между создателем художественных ценностей и воспри-нимающим субъектом (публикой). Другой важной чертой исполнительства является то, что в большинстве случаев ис­полнение есть непосредственный акт творчества, который совершается перед слушателями, зрителями сейчас, в данный момент. К тому же публичное выступление артиста объединя­ет в себе и творческий процесс и продукт этого процесса. Со­впадение деятельности и ее результата также относится к характерным особенностям исполнительства. Известно, что ошибку, допущенную во время публичного выступления ис­полнителя, уже невозможно исправить, что свидетельствует о необратимости исполнительского процесса. С этой чертой связана другая особенность исполнительского творчества - невоспроизводимость процесса публичного выступления, по­скольку абсолютно точное его повторение невозможно. Нако­нец, интересной и важной особенностью исполнительского искусства является наличие прямых и обратных связей ин­терпретатора с аудиторией. Благодаря этому возникает воз­можность непосредственного влияния публики на ход творчес­кого процесса.

Все эти признаки весьма существенны для характеристи­ки исполнительского искусства. Но самой главной чертой, определяющей его специфику, является наличие художе­ственной интерпретации, под которой мы понимаем испол­нительскую трактовку продукта первичной художественной деятельности 2 .

Интерпретация - центральное понятие эстетики испол­нительского искусства. Оно вошло в обиход в середине XIX в.

1 Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. - Новоси­бирск, 1982. - С. 3.

2 Напомним, что первоначальный смысл термина «интерпретация», ча­сто употребляемого как синоним слова «исполнение» - interpretatio (лат.), означает именно и только истолкование, объяснение, прочтение.


14 Глава 1. Исполнительское искусство

и употреблялось в художественной критике и искусствозна­нии наряду с термином «исполнение».

Смысловое значение понятия «интерпретация» заключа­ло в себе оттенок индивидуализированного прочтения, свое­образия артистической трактовки, тогда как значение слова «исполнение» ограничивалось строго объективной и точной передачей авторского текста. Долгое время соперничество этих терминов в теории исполнительства проходило с переменным успехом, что было связано в основном со сменой представле­ний о роли интерпретатора в музыке. Там, где художествен­ная практика начинала отвергать формально точное воспро­изведение композиторской мысли и в противовес этому всячески стимулировать индивидуальность, творческую само­стоятельность дирижера, инструменталиста, певца, термин «интерпретация» постепенно вытеснял из употребления поня­тие «исполнение». И наоборот, абсолютизация исполнительс­кой свободы, субъективистский произвол, приводящие к ис­кажению содержания и формы произведения и замысла автора, немедленно вызывали активное противодействие. Тут же вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу приобретал особую остроту, и употребление термина «исполнение» вместо понятия «интерпретация» считалось бо­лее оправданным и закономерным.

Вместе с тем, при всем своеобразии смыслового содержа­ния этих понятий, они долгое время указывали на один и тот же объект, отсылали к одному и тому же явлению. И «интер­претация», и «исполнение» обозначали продукт исполнитель­ской деятельности - другими словами, то, что отзвучало в про­цессе живого интонирования. Позднее в понимании этих терминов появились различия. Суть их сводилась к тому, что слово «исполнение» по-прежнему означало продукт исполни­тельской деятельности, тогда как «интерпретация» - лишь часть этого продукта, представляющую собой творческую, субъективную сторону исполнения. Таким образом, исполне­ние мысленно расчленялось на объективный и субъективный «пласты», первый из которых связывался с творчеством авто­ра, а второй (собственно интерпретационный) - с творчеством исполнителя.

В целом же взгляды на «интерпретацию» и «исполнение» обнаруживают одну общую черту. Как правило, интерпрета­ция не выводится за рамки исполнения и либо целиком отож-

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА - особая сфера худож.-творческой деятельности, в к-рой материализуются произв. «первичного» творчества, записанные определенной системой знаков и предназначенные для перевода в тот или иной конкретный материал. К И. и. относится творчество: актеров и режиссеров, воплощающее на сцене, эстраде, цирковой арене, радио, кино, телевидении произв. писателей, драматургов; чтецов, переводящее в живую речь литературные тексты; музыкантов - певцов, инструменталистов, дирижеров, озвучивающих соч. композиторов; танцоров, воплощающих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов- Следовательно, И. и. выделяется как относительно самостоятельная худож.-творческой деятельности не во всех видах искусства - его нет в изобразительном искусстве, в архитектуре, прикладных иск-вах (если здесь оказывается необходимым перевод замысла в материал, его осуществляют рабочие или машины, но не художники особого типа); литературное творчество также создает законченные произв., к-рые, допуская их чтецами, предназначены все же для непосредственного восприятия читателя. И. и. возникли в процессе развития худож. культуры, в результате распада фольклорного творчества (Фольклор), для к-рого характерна нерасчлененность созидания и исполнения, а также благодаря появлению способов письменной фиксации словесных и музыкальных соч. Однако и в развитой культуре сохраняются формы целостного творчества, когда сочинитель и исполнитель объединяются в одном лице (творчество типа Ч, Чаплина, И. Андроникова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого и т. п.). И. и. по своей природе являются худож.-творческой деятельностью, т. к, основаны не на механическом переводе исполняемого произв. в иную материаль

ную форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие моменты, как вживание в духовное содержание исполняемого произв.; его интерпретация в соответствии с собственным мировоззрением и эстетическими позициями исполнителя; выражение им своего отношения и к отраженной в произв. реальности, и к тому, как она в нем отражена; выбор худож. средств Для адекватного воплощения собственной трактовки исполняемого произв. и обеспечения духовного общения со зрителями или слушателями. Поэтому произв. поэта, драматурга, сценариста, композитора, хореографа получает разные исполнительские трактовки, каждая из к-рых объединяет самовыражение как автора, так и исполнителя. Более того, каждое исполнение актером одной и той же роли или пианистом одной и той же сонаты становится уникальным, ибо устойчивое, выработанное в репетиционном процессе содержание прелом-лйется через варьирующееся, сиюминутное и импровизационно рождающееся (Импровизация) в самом акте исполнения и потому неповторимое. Творческий характер И. и. приводит к тому, что между исполнением и исполняемым произв. возможны различные отношения - от соответствия до резкого противоречия между ними; поэтому оценка произв. И. и- предполагает определение не только уровня мастерства исполнителя, но и меры близости создаваемого им произв. оригиналу.

Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .

Смотреть что такое "ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА" в других словарях:

    Северная Дакота - Северная Дакота … Википедия

    Лакхнау - Город Лакхнау लखनऊ Страна ИндияИндия … Википедия

    Северная Дакота (штат) - Северная Дакота Флаг Северной Дакоты Герб Северной Дакоты Прозвище штата: «Сусликовый штат» … Википедия

    Живая статуя - в Вене Живая статуя актёр, имитирующий статую, работающий в образе определённого персонажа, например исторического. В своей работе актёр используе … Википедия

    Соло - (итал. Solo один) исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом. Если при коллективном исполнении музыкального… … Википедия

    Мимы - … Википедия

    Солист - (от лат. solus один, только) это личность, лидирующая в каком либо коллективе (творческом, редко спортивном или т. п.). Чаще всего термин «солист» используется в музыкальном и танцевальном исполнительском искусстве. Под… … Википедия

    Нематериальное культурное наследие концепция, предложенная в 1990 х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос среди государств и… … Википедия

    Баумол, Уильям - Уильям Джек Баумол англ. William Jack Baumol Дата рождения: 26 февраля 1922(1922 02 26) (90 лет) Место рождения: Нью Йорк, США … Википедия

    Нематериальное культурное наследие - означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части… … Официальная терминология

Книги

  • Современная хоровая музыка. Теория и исполнение , Батюк Инна Валерьевна , Допущено УМО по направлению "Педагогическое образование" Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для вузов, ведущих подготовку по направлению" Педагогическое… Категория: Музыка Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель: Лань , Купить за 795 руб
  • Детский камерный ансамбль. Репертуар младших, средних и старших классов ДМШ. Выпуск 3 , Батюк Инна Валерьевна , Ансамблевое музицирование в истории музыкального искусства насчитывает не одну сотню лет. Собственно говоря, как только человек осваивал тот или иной музыкальныйинструмент, его сразу тянуло к… Категория: Другие нотные издания Серия: Детский классический ансамбль Издатель: