Действие романа “Отцы и дети” датировано Тургеневым с чрезвычайной точностью: Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино 20 мая 1859 г. Мы знаем при этом, что сам роман писался Тургеневым в 1861 г. (закончен 30 июля 1861 г.), а печатался в “Русском вестнике” за 1862 г. При сопоставлении этих дат сразу угадывается замысел Тургенева показать момент становления общественных сил, вышедших на политическую арену России уже после реформы, показать начало того спора, который уже через два года привел к расколу общественных сил страны на два лагеря - либералов-дворян и демократов-разночинцев. После реформы 1861 г. этот конфликт перешел в иную, более острую стадию, когда диалог на равных за одним столом сторонников двух враждебных партий был уже невозможен. Поэтому Тургенев для объяснения конфликта возвращается к его началу. Как раз в 1859 г. впервые зародилась вражда между демократическим “Современником” Чернышевского и Добролюбова и заграничным “Колоколом” Герцена, сохранившим либеральные позиции. При “Современнике” создается сатирический отдел “Свисток”, где осмеиваются в том числе и половинчатые “обличения” либералов. Герцен ответил на это статьей “Очень опасно”, и отношения между журналами напряглись. В июне 1859 г. (когда Базаров должен был дискутировать с Павлом Кирсановым) Чернышевский едет в Лондон на свидание с Герценом, которое закончилось неудачей: “отцы” и “дети” русского демократического движения оказались на непримиримо разных позициях и еще сильнее отмежевались друг от друга. В это же самое время рвет свои старые связи с “Современником” и Тургенев.

В эти годы еще не было до конца понятно, что за явление представляет собой новое поколение - шестидесятников, и потому в романе оказалась совсем не выраженной позитивная программа Базарова, вышедшего в романе чистым отрицателем, какими шестидесятники никогда не были. “Я чувствовал, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю”.

В “Отцах и детях” широко обрисовано кризисное состояние общества, охваченного горячкой преобразований. В романе стараются показаться “передовыми” герои из всех сословий, каждый на свой лад. Восторженно объявляют себя нигилистами и новыми людьми Аркадий Кирсанов и Ситников (не замечая, что одному эта роль совершенно чужда, а другого просто превращает в никчемного шута), старательно следит за новыми веяниями Николай Петрович Кирсанов, который общается в Петербурге исключительно с молодыми - друзьями сына и заводит всевозможные хозяйственные новшества у себя в усадьбе (и все-таки слышит от Базарова, что “он человек отставной” и “его песенка спета”), пытаются казаться “прогрессистами” тайный советник “из молодых” Колязин, равно как и ревизуемый им губернатор, даже лакей Петр держит себя как слуга “новейшего, усовершенствованного поколения” и коверкает русские слова на французский манер: тюпюрь, обюспючюн. Нет ничего обиднее и страшнее для всех героев, чем обвинение в отсталости, в узости мысли и кругозора. Только аристократы, как Павел Петрович и Одинцова, остаются сторонниками старых “принсипов”, уверенные в их неизменности. Но по-настоящему новое слово и новый дух мы ощущаем только в Базарове, у остальных же стремление казаться “передовыми” остается чисто внешним или временным, комическим следованием моде, бесплодной попыткой изменить свою уже сложившуюся личность. Тургенев хочет указать на опасность такой бездумной погони за новизной и в то же время указать, что обновление действительно необходимо.

Еще самые первые картины России, видимые Аркадием при возвращении домой из Петербурга, носят социальный характер, свидетельствуют о нищете, разрухе и хозяйственном кризисе, царящих в стране:

...деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам... Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей... “Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?”

В последующих главах мы узнаем о бесконечных хозяйственных неудачах Кирсановых (“Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева”), о полной неспособности губернатора-прогрессиста управлять губернией, о произволе чиновников.

Какие же общественные силы и какими средствами могут вывести страну из кризиса? Вместо ответа Тургенев указывает на лучших представителей двух сословий (“Если таковы сливки, то каково же молоко?”), предоставляя им выдвинуть и обосновать свои позиции, избегая при этом открытой демонстрации собственных политических взглядов. Показательно, что в первой редакции роман открывался эпиграфом, из которого четко выводилась авторская позиция:

Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы.

Человек средних лет: А в вас - сила без содержания.

Под “человеком средних лет” понимался дворянин, а под “молодым” - разночинец. Таким образом, при осуждении недостатков обеих спорящих сторон последнее слово оставалось все-таки за дворянином. Но в конце концов Тургенев снимает этот эпиграф, чувствуя, что он ведет к несколько упрошенной трактовке романных образов. При своей несомненной принадлежности к лагерю дворян автор искренне считает, что их историческая роль уже сыграна (“Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса”, - писал Тургенев К.К. Случевскому в апреле 1862 г.). Но Тургенев не находил ничего позитивного и в нигилистах (какими он их себе представлял), боялся их бессодержательной “грубой монгольской силы”, не видел за ними дальнейшей исторической перспективы и потому несколько искусственно устранил Базарова из романа.

Пейзаж является неотъемлемой частью большинства художественных произведений. Он не связан непосредственно с сюжетом, но выполняет в произведении множество важных функций. Помимо эстетической роли, пейзаж служит для характеристики обстановки, времени, эпохи, а также для психологической характеристики героев, анализа их внутреннего мира и состояния.

И. С. Тургенев является признанным мастером пейзажа в русской литературе. Его роман «Отцы и дети» (1861) лучшим образом демонстрирует это. Пейзаж в произведении помогает дать характеристику эпохе, в которую происходит действие. Так, роман начинается с описания владений Николая Петровича Кирсанова: «Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными… Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…исхудалые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

Этот пейзаж показывает положение крестьян после реформы 1861 года. Народу дали свободу, но изменилось ли его положение? Писатель показывает, что нет. Кроме того, этот пейзаж косвенно характеризует и помещика Кирсанова. Он ведет дело по старинке, в нем нет деловой хватки, которая позже обнаружится у его сына. Тургенев показывает, что необходимы перемены, старое дворянство изживает себя. Но как эти перемены должны происходить? Ответ на этот вопрос и составляет суть романа.

Пейзаж помогает Тургеневу раскрыть внутренний мир героев, охарактеризовать их. Мы знаем, что Базаров был холоден к красотам природы, считал их лишь фоном для жизни человека. В то же время все Кирсановы в душе восхищались родными пейзажами, отдыхали душой на лоне природы. Это для Тургенева верный признак истинности их натуры, естественности, душевной чуткости: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… «Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович».

Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад. Он думает (и его мысли созвучны авторским и нашим), что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее вечной красотой. Кроме того, мы понимаем, что природа - это не просто фон. Это отдельная вселенная, живущая своей жизнью, по своим законам. Она обладает огромной мудростью, часто недоступной людям. Человек является лишь частью природы, его жизнь созвучна ее жизни, и только в гармонии с природой человек может быть счастлив.

Пейзаж в романе помогает выразить и авторскую точку зрения. Так, например, описанием «славного свежего» утра открывается эпизод дуэли Павла Петровича Кирсанова с Базаровым. Тургенев подробно описывает это летнее: «маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Природа живет своей жизнью, мудрой, спокойной, вечной. На ее фоне выглядит нелепо и смешно «мелкие разборки» людишек, их суета, нелепые споры, ради которых они готовы пожертвовать своей жизнью.

В двадцать пятой и двадцать шестой главах романа рассказывается история любви и женитьбы Аркадия Кирсанова. Эта история очень ясная, спокойная, гармоничная. Поэтому и пейзаж преподнесен здесь в таких же тонах, характеризуя историю любви героев: «слабый ветер, бледно-зеленые пятна света, ровная тень». Этот пейзаж подчеркивает также контраст Аркадия и Кати Базарову, то есть еще и косвенно характеризует главного героя романа.

Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли», «два-три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на «немой камень», под которым лежит их сын.

В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела. С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных преходящих целей: «цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы.

Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения. Важно, что картины природы в «Отцах и детях» занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа.

В пейзаже - в заключительном аккорде книги - Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. Поэтому природу в романе никак нельзя назвать «равнодушной» - она непосредственный участник всех событий в жизни героев «Отцов и детей».

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Только в контексте истории можно понять события, описанные в романе, значимость проблем, поднимаемых автором, их актуальность.
Тип урока: комбинированный, предполагает использование интерактивной доски, раздаточного материала. На разных этапах урока используется как групповая, так и индивидуальная работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литература + история в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели:

  • Образовательные: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа
  • Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью; совершенствовать навык сопоставительного анализа и умения работать с критической литературой
  • Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы
  • Общепредметные (метапредметные): развитие аналитического мышления

Оборудование урока: портреты И.С. Тургенева, Николая I и Александра II; интерактивные сопоставительные таблицы (Николай I и Александр II; дворяне и разночинцы), мобильный класс

Информационные ресурсы:

  • Русский язык и литература. Литература. 10 кл. Углублённый уровень: учебник. В 2ч. Ч.1/ А.Н. Архангельский, Д.П. Бак и др.; – М.: Дрофа, 2013г.
  • Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2009г.
  • Журавлева О.Н. История России: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень: углублённый уровень/ О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин – М.: Вентана-Граф,2013г.
  • роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  • статья Ю.В. Лебедева «Общественные взгляды И.С. Тургенева»
  • «Тургенев в русской критике» (сборник критических статей: Д.И. Писарев «Базаров», М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», М.Н. Катков “О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева” )
  • индивидуальные сообщения учащихся

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: индивидуальные сообщения, инсерт, синквейн, работа с интерактивной доской (перетаскивание), аналитическая работа с текстом, приемы сравнения

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная и групповая работа

Эпиграф: « Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» И.С. Тургенев

Ход урока

Слово учителя литературы:

(Читает эпиграф) Выделите ключевые слова в эпиграфе (истина, реальность, талант, собственные симпатии… ) Как вы понимаете данное высказывание? (мнения учащихся )

Чтобы соответствовать духу своего времени, пробудить у читателя интерес, а особенно, если речь идет о XIX веке, произведение должно отражать реальную действительность. Пожалуй, никто не усомнится в том, что все романы И.С. Тургенева вполне удовлетворяют этому требованию. Он не побоялся реагировать в романной форме на современность и всегда выводить нового героя. Каждый роман И. С. Тургенева построен вокруг нового героя, точнее нового поколения. Давайте вспомним прощание с типом лишнего человека, показ того, как он больше неактуален, его слабость и негодность для новой эпохи – это «Рудин». Потом ощущение краха дворянской усадьбы, ее мифологии – «Дворянское гнездо». Затем приходит ожидание бурных, богатых перемен, и общество все живет «Накануне», но в центре этого романа, несмотря на новый тип героя – революционера, не русский человек, а болгарин Инсаров. После этого появляются «Отцы и дети», которые фиксируют принципиально новый тип героя, новое поколение, появляется Евгений Васильевич Базаров, ожидание которого звучит уже в первых строках произведения: - Что, Петр, не видать еще?..

Вопросы классу:

  • Каково ваше первое впечатление о романе?
  • Какие проблемы затрагивает автор и современны ли они для нас (сегодня)? (проблема «отцов» и «детей», отношения к природе, нигилизм – хорошо или плохо; нигилизм=пофигизм…)

И.С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Именно им и будет противопоставлен Е.В. Базаров – представитель «детей», т.е. нового поколения 60-х годов.

Уже в самом названии романа заложено это противопоставление.

  • Как в литературе называется противостояние героев? (конфликт )

Работа с текстом:

Что, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Не видать? - повторил барин.

Не видать, - вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Итак, уже в самом начале романа намечен поиск нового героя, которого пока нет →ищет автор его в конкретном временном пространстве → в романе четко обозначена дата, 20 мая 1859 год. И это не случайно, ведь автор желает вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке.

Как же роман связан с эпохой?

Слово учителя истории:

Время действия романа 1855-1861гг. – период сложный для России. Давайте вспомним:

  • Кто в это время находился на престоле? (Александр II )
  • Кто был его предшественником? (Николай I )

В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным. – В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

  • Чем отличалась политика двух императоров? (индивидуальные задания – таблица, обобщение – синквейн по вариантам)
  • Какой новый слой населения появился во время правления Александра II и стал реальной общественной силой и кому на смену он пришел? (разночинцы ) (интерактивная сравнительная таблица – дворяне (аристократы) – разночинцы)

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России, в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.

Слово учителя литературы:

  • Есть ли в романе представители двух поколений? (да )
  • Назовите самых ярких – Павел Петрович – 40-е гг.

Базаров – 60-е гг.

  • Почему среди ярких представителей не прозвучали Николай Петрович и Аркадий? (Николай Петрович более мягкий, чем брат, пытается понять поколение «детей», не вступает в открытый идеологический спор, пытается максимально приблизится к новому поколению. А Аркадий лишь недолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остается сыном своего отца. Жизнь одиночки, борца за дело не для него, «мякенький, либеральный барич» - так аттестует его Базаров )
  • Однако можно ли считать Аркадия представителем «детей»? (с точки зрения возраста – да, с точки зрения образования, воспитания и принципов он ближе к отцу )

Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Е. Базарова, поскольку именно он противопоставлялся всем действующим лицам.

(индивидуальные задания - выступление учащихся от лица русских критиков – Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и М.Н. Каткова)

Вывод (учитель литературы): существует две полярные точки зрения на героя. А каков был замысел самого автора? Как он сам относится к своему герою?

В письме к А.А. Фету И.С. Тургенев писал: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

Откройте 1 страницу романа, кому он посвящен ? (В.Г. Белинскому ) Как вы думаете почему? (Белинский для Тургенева авторитетный критик, представитель 40-х, разночинец. Тургенев его ценил, качества Базарова имеют отношения к образу Белинского ).

Почему же И. Тургенев говорил, что сам не знает, как относится к Базарову? Так как его политические взгляды тоже были весьма своеобразны. И чтобы понять роман необходимо иметь представление об общественных взглядах автора.

Работа со статьей Ю.В. Лебедева методом «инсерт».

Кое-что вы уже знаете, что-то станет для вас абсолютно новым, с чем-то можете не согласиться, возможно, появятся вопросы → метод «инсерт» - маркировка текста.

Роман «Отцы и дети» произведение острополемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Домашнее задание: Перечитать 5-9 главы; зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально: Краткий пересказ основных моментов биографий героев. Биографию Базарова составить на основе текста.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренняя политика Николая I и Александра II Выполнила: Черентаева Ксения, ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 г. Владимира

Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник. Современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, а при Александре II - сотнями. Рожков пишет, что после вынесения приговора смягчил его, заменив смертную казнь более мягкими наказаниями. В то же время Покровский указывал, что при Александре II насилия над политзаключенными опять возобновились.

Крестьянский вопрос: В царствование Николая проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Всё это стало фундаментом отмены крепостного права.

Историки, изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения законов Александра. Вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян. 19 февраля 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» - часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения (или «разбазаривания») государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I Имеется ряд мнений историков и приводимых ими фактов, свидетельствующих о росте коррупции в царствование Александра II. Коррупция Однако в течение его царствования предпринимались усилия по созданию более эффективной системы контроля за бюджетными расходами. В этих целях была проведена реформа Государственного контроля.


Разработка урока по литературе Преподаватель: Боронина Ирина Арменовна Урок №2. Тема урока. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе. Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с тек-стом. Ход урока: Слово учителя:

    Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?
Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры. Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева. Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тур-генева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую-щих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тур-генева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

    Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

– Индивидуальное задание уч – ся. Вопрос классу:
    Что еще вы знаете об этой эпохе?
Примерный материал ответов: – Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важ-нейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образо-ванность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной обще-ственной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеет-ся, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и прино-сить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специ-альностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.
    В это время также в России начали развиваться капиталистические от-ношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На по-вестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произо-шел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.
– В начале марта 1861 года был обнародован царский мани-фест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долго-жданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах наро-да. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обяза-ны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые по-давлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революцион-ные демократы стали готовить восстание: возникло тайное обще-ство «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чер-нышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал осво-бождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьян-ского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хоро-шо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают зву-чать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него». Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?
    Расслоение общества на противоборствующие группировки. Проблема крепостного права. Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

    Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

    Какое время года совпадает с началом романа?

    Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у чита-теля конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "От-цах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, ко-гда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либе-ралов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

    Выделите ключевые слова, фразы.

    Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "де-ревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны-ми крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.
    Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

    Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных) Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напома-женные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поко-ления, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать». Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам. Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг(Савельичей, Захаров) теперь мало. Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...» Группа 4.

    Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби-ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа? Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть? Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными ге-роями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страни-цах, в экспозиции. Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели прино-сить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов. Д/З: Перечитать 5-9 главы,

    Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально:
Краткий пересказ основных моментов биографий героев Биографию Базарова составить на основе текста. 7

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык... А пейзаж!.. Ведь общепризнанно, что Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его “огромный лоб”, “просторный череп”, длинные волосы (признак демократизма в то время), его “красную руку”, не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою “одежонку”. Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его “фесочка”, “лаковые полусапожки” и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с “господином нигилистом”, весь “горел от нетерпения”, хотя и обещал брату “не позабыться”. Базаров же отвечал ему “ленивым голосом”. Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу “отцов и детей”. Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство...