Как правильно начать рассказ? Ну, или повесть. Или пьесу. У нас детский сайт, поэтому постараюсь рассказывать без заумных слов.

На первый взгляд, начать рассказ не так уж и трудно. Какие могут быть проблемы: сел за компьютер, и принялся писать... Писать, например, такой рассказ:

«Коля Синицин проснулся, как всегда, по звонку будильника. Оделся, позавтракал и пошёл в школу. Было прекрасное весеннее утро. В кронах деревьев щебетали птички. Солнышко бросало свои лучи на дома. Настроение у Коли было прекрасное. Но тут ему повстречалась Светка Костицина. Одноклассница. Она тоже шла в школу.
- Привет, Светка! - поздоровался Колька.
- Привет, Синицин!
Некоторое время они шли молча. Проехала поливальная машина. Ребята посторонились и уже дальше вышагивали по умытому блестящему асфальту. Птички продолжали петь. Костицина гордо несла свой нос и вообще всю голову - будто победила на чемпионате мира по стройной и гордой ходьбе. И неизвестно, сколько бы они шли молча, но Костицина вдруг сказала:
- А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?
Колька опешил:
- Зачем?
- А Иванова пожаловалась Валерьяне Павловне, что ты её обижаешь!
- Когда это я её обижал? - возмутился Колька. - Просто сказал, чтоб не сплетничала.
Они подошли к школе. На крыльце стояла ябеда Иванова.
Колька остановился рядом с ней и некоторое время смотрел на неё так, словно хотел опять обидеть. Но ничего не сказал и вошёл в школьный вестибюль...»

Здесь я взял манеру писать начало рассказа так, как пишут его очень многие из начинающих авторов. Казалось бы, всё в начале рассказа правильно. И действительно, всё в нём правильно: и герои есть, и рассказывается о назревающем конфликте, без которого любой рассказ просто невозможен. То есть, всё объяснено читателю. И всё читателю понятно.

А теперь обратите внимание, как в этом правильном понятном рассказе медленно... я бы даже сказал, монотонно и скучно развиваются события. Я мог написать этот пример начала рассказа ещё гораздо медленнее, ещё более громоздко и скучно, написать так, как очень часто и пишут начинающие авторы. Но мне самому, пока писал, стало тоскливо и неинтересно, а что уж говорить о читателе? Я ведь не хочу, чтобы ему было скучно и неинтересно читать. Посмотрите, ребята, как далеко от первого слова рассказа раполагаются на странице первые слова, обозначающие конфликт. Первые слова, которые и должны заинтересовать читателя. Вот эти: «А ты знаешь, что твоих родителей вызвали в школу?»

Конечно, всякий пишет как умеет и как хочет. Но хорош тот рассказ, который начинается так, будто с его героем УЖЕ что-то случилось. Случилось, но читатель не знает, что. Потому что случилось оно ещё до начала рассказа! Но зачем это нужно автору рассказа? Для того, чтобы заинтриговать читателя с первых слов произведения. Чтобы сразу заставить читателя думать о том, что же случилось с героем до начала рассказа? И почему он, герой, поступает сейчас так... Загадка для читателя? Загадка. Ну вот как эта загадка выглядит в том же рассказе про Колю, который я сейчас перескажу по-другому.

Итак, вариант №2:

«Колька бросил телефонную трубку и вскочил с кровати. Конечно, Костицина известная особа, но что-то подсказывало, что на этот раз она говорит правду! Нельзя было медлить ни минуты. Наскоро проглотив завтрак и на бегу застёгивая пуговицы, Колька кубарем скатился с лестницы и помчался в школу. Хорошо бы успеть перехватить родителей у школы. Или хотя бы... Колька вытащил «сотовый» и на бегу набрал номер мамы. Телефон мамы оказался занят!
«А вдруг она уже разговаривает с Валерьяной!» - промелькнула мысль. Оправдывайся потом, что ты ничего такого не говорил Ивановой. Мама может ещё и поверит, а Валерьяна, Колькина классная - та никогда не поверит!»

Или так, вариант №3:

«На школьном крыльце стояла вредная Иванова и как всегда жевала бутерброд. К ней медленно приблизился Колька Синицин.
- Это правда? - спросил Колька.
И по тому, как Иванова поперхнулась своим бутербродом, Колька понял, что всё, о чём ему рассказала про Иванову Светка Костицина, было правдой.
- Ну... Ну! - Колька нервно сглотнул и бросился в школу. Может, он ещё успеет перехватить маму, пока она не повстречала Колькину классную, Валерьяну!»

Видите, во втором и третьем варианте нашего рассказа разговор Светки Костициной с Колькой о неблаговидном (благовидном) поступке Ивановой произошёл ещё до того, как мы написали первые слова повествования. И отсюда темп, энергия, ритм. И осталась для читателя загадка - что сказал Колька Ивановой, что сказала Иванова Валерьяне и тд. А загадка всегда притягательна. Она интригует и заставляет читателя продолжать чтение.. .

У каждого хорошего рассказа есть энергия. Она прячется внутри рассказа. Она толкает повествование и будто магнитом притягивает к себе читателя, не позволяя тому сорваться с крючка и перестать читать.

А каждый дельный писатель владеет умением захватывать внимание читателя и удерживать его. Вот про одно из таких умений я и рассказал. При этом нужно понимать, что совсем не обязательно начинать рассказ так, как я здесь описываю. Есть и другие способы и умения. Но описанное здесь умение начинать своё произведение, наверное, одно из главных и часто используемых.

Кстати, этот мой совет прошу не принимать за полноценное пособие по научению писать. Ведь известно, что каждый пишет, как он дышит, слышит, как любит и умеет...

Мы уже знаем кое-что о жанре рассказа, об авторском замысле, важности плана и о том, как его составлять из статьи . Самое время поговорить о том, как начать писать рассказ , ведь начало – важная часть, призванная привлечь внимание читателя.

А как писали классики?..

Рассказ – это прозаическое произведение небольшого размера, что делает совершенно необходимым уже с первых строк, абзацев чем-то зацепить читателя. Если ему захочется узнать, что же дальше, как будут развиваться события, любопытство и любознательность поведут его дальше.

Во время курса писательского мастерства кто-то из участников заметил: «У многих писателей 18-19 веков идут длинные описания вначале, и это не помешало им стать классиками».

Согласна. Тот же Чехов мог дать описание природы в начале рассказа, или броситься в довольно длинное лирическое отступление. И это оправдано: в те годы ни тебе телевизора, ни интернета не было, и время шло гораздо медленнее.

В наше время с его клиповым восприятием реальности такие долгие описания с рук не сойдут.

Классиков берутся читать люди подготовленные: они наверняка знают об особенностях текстов писателей того времени и настроены на них. А от современников читатели ждут динамики, особых зацепок, которые поведут его вслед за героями через перипетии их судеб.

Удачное начало рассказа

Есть много вариантов удачного начала рассказа. Рассмотрим несколько из них.

Интересные декорации. Не описывая нудно, дайте понять читателю, как выглядит место, через звуки, запахи, ощущения и как это относится к вашим персона

Провоцирующее событие. Какое-то изменение обычной жизни, естественного хода событий.

Например, описываем действия неверной жены, которая в 12 часов ночи на пороге квартиры сталкивается с разъярённым мужем. Или описываем момент столкновения двух самолетов над спящим городом.

Неожиданное сильное заявление. Рассказ Эми Блум «История» начинается со слов: «Вы не узнали бы меня год назад» – и наше любопытство разбужено.

Не всегда просто и быстро находится такое заявление. Однако на это стоит потратить время: его вознаградит читательский интерес.

…Пишу эти строки. Балкон открыт. Современная планировка домов создает эффект микрофона, потому все, о чем говорится на улице, слышно очень хорошо на нашем втором этаже. Слышу, как женщина громко возмущается, разговаривая по телефону:

– Ей позвонили – а она мне звонит! Вместо того, чтобы самой решить проблему…

И вот уже я – само внимание: захотелось узнать, что так возмутило женщину, кого она отчитывает и что за проблему должен самостоятельно решить другой абонент…

Намёк. Можно начать с описания обычного события, но при этом намекнуть на то, что вокруг происходит нечто необычное.

Например, утро в деревне: хозяйка зовет всех за стол, дети усаживаются, муж привычно разворачивает газету. А в это время кто-то наблюдает за ними в бинокль из окна соседнего дома. Чего он наблюдает-то? Понятно, не зря – и читатель напрягся, хотя пока и не знает, что должно произойти.

Захватывающее воспоминание , сон и т.п. Важно только следить, чтобы читатель понял, где сон, где – реальность.

Причуда персонажа. Мы уже говорили о том, как назвать персонажей, чтобы они вызвали эмоции у читателя. Причуда – еще одна важная характеристика, которая сделает нашего персонажа запоминающимся.

Например, ваш герой любит есть руками. Или он красит волосы в зеленый цвет. И мы сообщаем об этом уже в самом начале рассказа.

Взаимодействие с другими персонажами. Главное, помним: важно дать побольше эмоций.

Пример: диалог нерадивого сына с разъяренным его поступком отцом. Мы хотим, чтобы читатель пожалел сына? Или он также возмущен, как и отец? Диалоги получатся разные, но выписать их надо так, чтобы привлекли внимание читателя.

Упражняемся!

Продумать, о чем будет рассказ, какова его основная идея. Вы уже знаете, чем можете зацепить своего читателя? Уверены, что это зацепит?

Написать первые 1-3 абзаца рассказа.

Позвоните подруге либо другу и прочтите начало вашего рассказа: зацепило ли их?

Можете выкладывать пробные варианты в комментариях под этой статьей, и мы вместе подумаем, насколько ваше начало получилось интригующим или захватывающим.

Ещё немного вашего внимания…

P.S. Напоминаю о конкурсе комментариев , который решила провести в связи с тем, что до трехтысячного комментария(не учитывая моих) осталось недалеко. О конкурсе впервые написала под , который, кстати, сегодня разместила в полном объеме.

Условия просты:

  • счастливчику, который напишет комментарий № 3000, я решила подарить свою электронную книгу «Нимфа и хулиган»;
  • участником конкурса может стать любой желающий в возрасте 16+;
  • если текст трехтысячного комментария будет неинформативен, состоять из нескольких слов или ничего не значащих фраз, приз перейдет автору первого же качественного комментария, который появится вслед за юбилейным.

Начинайте писать рассказы – и статья «Как начать писать рассказ» вам в помощь!

Начало – в рассказе, повести или романе – очень важная часть. Именно читая начало истории, мы понимаем, заинтересует она нас или нет, захотим ли мы узнать, что будет дальше, или скользнем взглядом по тексту и, заскучав, закроем книгу.

Функция начала – зацепить читателя, заинтриговать, заставить листать страницу за страницей, узнавая историю, знакомясь с героями и открывая для себя новый мир. И автору очень важно сделать начало истории интересным и запоминающимся. И не наломать по незнанию дров, избежав грубых ошибок.

Какие ошибки таятся в первых главах начинающих авторов?

Самая распространенная ошибка – это плохой текст, так называемое косноязычие и огрехи. Но это поправимо. Плохо писать начинают практически все, что объяснимо. Любому автору необходимо «расписаться» – привыкнуть выражать мысли письменно, почувствовать слово и войти в рабочий режим. Но, повторюсь, это поправимо.

Практикум «Вкусный текст»

Для тех, кто хочет писать ярко, образно, стильно. Приходите, если в ваших текстах есть такие проблемы:
… скучно читать;
… тексты похожи на информационный справочник;
… есть повествование, но нет эмоций
… текст безличный и серый, в нем нет яркости, зато много повторов и канцеляризмов.

Когда работа над черновиком закончена, начальные главы вычитываются, редактируются и частично переписываются, урезаются или дополняются – другими словами, «причесываются».

Однако если вы не хотите переписывать все начало – несколько глав целиком, – то обратите внимание на информацию, которую излагаете. Именно в изложении – подаче информации и кроются самые неприятные ошибки.

Основные ошибки начальных глав

1. Переизбыток данных. В первую очередь, это касается таких жанров как и фантастика.

Новая история – новый мир, и начинающие авторы зачастую пытаются впихнуть в первые две-три главы все, что успели придумать: и географию, и историю, и экономические связи, и политические интриги, и биографии героев. А читатель теряется – куда он попал, зачем ему знания о восьми континентах фэнтезийного мира во втором абзаце первой главы, да еще и с подробностями о флоре и фауне? Автору кажется, что так читатель быстрее проникнется новым миром, а у читателя вместо этого в голове образуется каша, и мир совсем не видится и не чувствуется.

Что делать?

Заранее разбейте всю информацию на блоки так, чтобы в каждом было по одному-двум фактам из каждой категории – географии, истории, биографии героев и т.д. Блоки рассортируйте по степени важности – о чем необходимо сказать в первую очередь, о чем – потом. И вплетайте факты по мере необходимости – блоками, разбавляя их диалогами или монологами. Да, мозгу читателя надо отдыхать. 🙂 Блок важного – блок о красоте голубого неба, чтобы полученные знания усвоились.

2. Подробная биография главного героя. Здесь же – длинные описания погоды, природы и «простыни» размышлений о непростой судьбе королевства (на которое опять орки зарятся, будь они неладны…).

Поставьте себя на место читателя. Вам интересно читать двадцатистраничное «я, такой-то и такой-то, родился тогда и у тех-то, а родители мои, такие-то и такие-то, а жизнь моя – такая-то и такая-то»? Думается, что нет. Началу необходим экшен, драйв, искорка, активность, желательно – двигательная.

Что делать?

Если не знаете, как иначе представить , а действие ведется от первого лица, то хотя бы втравите его в заварушку. А уже потом, выбравшись из оной, пускай он сидит в таверне и размышляет о своей непростой судьбе. Опять же – блоками. И, вполне возможно, рассказ о родителях получится совместить или со случайной встречей, или с изгнанием героя из родных краев.

То же самое касается и непростой судьбы королевства, и удивительно хорошей погоды. Если не получается экшен, сойдет и загаданная загадка (ага, куда делось кольцо всевластья и как убили Темного Властелина, да и убили ли?). И каждому – каждому! – информационному блоку нужна повествовательная подводка (что заставило героя вдруг вспомнить свои 15 лет?) и элементы действия. Опять, же не забываем между фактами вставлять «разгрузочные» абзацы.

3. Неприятности главного героя/героев/мира и переизбыток тайн.

Начинающие авторы любят в начале истории напустить туману – якобы так читатель быстрее проникнется детективной атмосферой и вперед героя рванет разгадывать загадки и проходить квесты. И очень часто в немыслимое количество неприятностей.

Так, буквально за десять страниц текста несчастный: а) срывает задание и оказывается в должниках у гильдии воров; б) его трижды зачем-то пытаются убить в темных подворотнях; в) бросает любимая; г) выгоняют из квартиры опять же за долги; д) самого обворовывают и крадут семейную реликвию, которую срочно надо вернуть, ибо завтра мама приедет; е) отправляют спасать мир, потому как луна покраснела, и настало время пророчества, да.

Избыточный пример? 🙂 И весьма. Но среди текстов начинающих подобный ход – явление нередкое. Опять же – чтобы заинтриговать читателя. Но читатель вместе с героем впадает в ступор и не понимает, куда бежать и за какое дело хвататься. А ведь он должен предвидеть возможные ходы героя. У него должен складываться план будущих действий и четкое видение ситуации.

Помните: переизбыток действий – так же плох, как и описание погоды на десять страниц.

Что делать?

Неприятности должны расти как снежный ком – постепенно, событийно и обоснованно. Желательно – неприятности должны вытекать одна из другой, еще желательнее – чтобы в итоге из них получилась Одна Большая Неприятность (тот самый снежный ком), из которой герой будет мужественно выкарабкиваться. А еще желательнее – чтобы неприятности вытекали из интриги и идеи произведения, а не красоты ради расписывались.

То же самое касается избытка загадок и тайн. Для начала хватит и одной интересной тайны, разгадывая которую герой будет находить и ответы на вопросы прошлого, и скелеты в чужих шкафах, и новые небольшие загадки. Разумеется, желательно, чтобы все это работало хотя бы на развитие сюжета.

4. Отсутствие завязок на интригу и идею. И – отсутствие интереса.

Тоже распространенное явление. Герой откуда-то и куда-то идет, на него непонятно зачем нападают, он отбивается и раненым отлеживается у лесной ведьмы, чтобы снова куда-то пойти. Куда? С какой целью? Чем герой так интересен, почему читатели именно за ним должны наблюдать? А нападают разбойники или наемники, ибо герой кому-то очень мешает? И кто, в конце концов, эта ведьма, почему она, молодая и красивая, живет в лесу одна?

Если начало вашей истории примерно таково, и вы с трудом представляете себе, что будет дальше, что лежит в основе интриги, какова идея, а ваш герой бредет по миру, как ежик в тумане… Тогда хотя бы памяти его лишите и окружите загадочными событиями! К примеру, он бредет по дороге пешком, а одет как аристократ, и кольцо на пальце загадочное, и родинка на щеке знак напоминает, и из глаз в ярости огонь хлещет. 🙂 Это и начало оживит, и « » станет, и читательский интерес пробудит. И выступит завязкой для интриги – кто же герой такой и почему потерял память?

Что делать?

Задавайте вопросы – герою, ситуации, окружающему миру. И отвечайте предельно развернуто и честно. «А потому что я так хочу/вижу» – подход дилетанта и графомана, которому важно писать, но неважно, насколько логичным и интересным получится произведение.

Главное, о плохом текстовом начале – сложностях в стилистике – всерьез не печальтесь. Напишите черновик, закончите его полностью, наберитесь опыта и почувствуйте слово. Отредактировать косноязычный текст куда легче, чем переписывать заново несколько глав, добавляя упущенную важную информацию по сюжету и мотивам героя.

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало - залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант - безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации - распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину - вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность - залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами - продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.

Как начать рассказ? Вопрос, нередко ставящий в тупик и заставляющий надолго зависать над легендарным чистым вордовским листом. Если начало не было продумано сразу, если оно не упало в вашу голову готовым набором слов, то многие минуты могут быть потрачены на поиск лучших первых строк, задача которых – затянуть читателя, вызвать интерес, который не затухнет в конце первой главы и заставит ждать продолжения. Многие начинающие авторы недооценивают важность первых строк и относятся к ним как к проходному материалу, который читатель должен мимоходом преодолеть и приступить наконец к самому важному – сюжетному телу рассказа, которое может даже не присутствовать в первой главе. И тогда проходной становится глава целиком, а рассказ, как бы он ни был хорош потом, некоторую часть потенциальных читателей уже потеряет.

Если же вы пишете по частям, то проблема все та же – как начать очередную главу. Требования здесь не особо отличаются от сплошных произведений, где нужно лишь единожды написать начало. Каждая глава – отдельный маленький рассказ, отрезок луча, и эти рассказы должны гармонично складываться в повесть или роман.

Закончим теоретическую часть и перейдем к непосредственно типажам начала:

*
В субботу, 22 октября 1977 года, Джон Клеберг (начальник полиции Университета штата Огайо) отдал приказ усилить охрану территории медицинского колледжа. Вооруженные полицейские патрулировали территорию на машинах и пешком. Даже на крышах находились вооруженные наблюдатели.

(Дэниел Киз «Таинственная история Билли Миллигана»)


*
26 декабря, в 7 часов утра, когда пароход «Посейдон» (водоизмещением в восемьдесят одну тысячу тонн) возвращался в Лиссабон после месячного круиза по странам Африки и Южной Америки, случилось нечто необычное.

(Пол Галлико «Посейдон»)


*

Итак, то, что вы прочитали – классическое экспозиционное начало книги. Одно из самых частых по употреблению, и не зря – оно не только дает общую информацию о месте и времени происходящего, но и задает первую интригу. Читатель, видящий будничное перечисление обстоятельств, расслабляется и не сразу реагирует на необычную часть, зато спустя долю секунды настораживается, и интерес этот, благодаря контрасту, может быть очень долгим – в зависимости от того, сумеет ли автор его удержать. Его единственный недостаток – отсутствие эмоциональной части.
Почти все объемные романы начинаются именно таким способом, так как он уже настраивает на несуетливое, подробное повествование. В исполнении он достаточно прост, если вы знаете техническую часть вашего рассказа подноготную, а его сюжет позволяет подобную точность.

Вероятные ошибки
– чрезмерность и обилие деталей, способных утомить читателя до того, как заинтересуют;
– отсутствие «интригующей» части. Тогда начало будет восприниматься сухой газетной заметкой, не стоящей внимания.

Следующий тип – внезапный .

*
Тра-а-ра-а!
Я прислушивался, ничего не понимая.
Тра-а-ра-а!

*
Правда, он начал серьезно, как рассказывают о каком-нибудь действительном происшествии, но мы тогда сочли это уловкой неисправимого враля.

(из рассказов Герберта Уэллса)


*

Неожиданное начало, цель которого – заинтриговать непонятностью и желанием узнать, что же этот набор слов все-таки означает. Ощущение того, что из книги вырвали пару страниц и ты сейчас начинаешь читать с третьей уцелевшей и ломаешь голову, что было на предыдущих двух, но находишь это по ходу повествования.
Существует такой урок и одновременно хитрость, когда из написанной главы действительно убирают первые абзацы или страницу, а потом оценивают новое начало. Стилистически оно будет лучше просто потому, что автор уже расписался к этому моменту.
Характерно для коротких форм – рассказов, зарисовок, а также юмористических новелл. В исполнении нетрудно, если вы имеете достаточно острый язык и воображение.

Вероятная сложность – надо подобрать такое начало, которое не покажется глупым и натянутым, вызовет любопытную улыбку, а не непонимающее скривившееся «э-э-э?».

Следующим мы рассмотрим расстилающийся перед нами пейзаж .

*
Примулы отцвели. И до самой границы леса, где начинался открытый луг, который полого спускался вниз до заросшего куманикой рва возле старой изгороди, только несколько выцветших их островков все еще желтели среди пролесника и меж корнями дубов.

(Ричард Адамс «Обитатели холмов»)


*

Неторопливо, подробно, расслабляюще. Рисует картинку места, куда мы скоро попадем вместе с героями книги. К слову, пейзаж вовсе не обязательно природный – это вполне может оказаться и суровое готическое описание города, нарочито обыденная зарисовка соседнего двора, что угодно. Его цель – передать атмосферу и задать настроение читателю.
В исполнении требует описательного мастерства автора. Даже утренний луг можно описать динамично и ярко. Если «врожденного» такого умения у вас нет – стоит потренироваться на описании повседневных вещей. Известный урок – ежедневные полчаса на описание того, что перед глазами.
Ошибка – слишком затянутое описание, утомляющее, однообразное.

Перейдем к четвертому – описание персонажа . Вовсе не обязательно персонаж будет главным, это может быть и простой прохожий, и второстепенный, и даже тип-который-сейчас-умрет-и-даст-толчок-сюжету.

*
В директорат вошел Косаку Токида. Весил он больше центнера, и в помещении стало не продохнуть.

(Ясутака Цуцуи «Паприка»)


*
Стентон Роджер был просто создан для того, чтобы стать президентом Соединенных Штатов. Это был обаятельный политик, пользующийся любовью публики и поддержкой влиятельных друзей. К несчастью для Роджерса, его либидо поставило крест на его политической карьере. Или, как говорили злые языки в Вашингтоне: «Так трахался, что вылетел из президентского кресла».

(Сидни Шелдон «Мельницы богов»)


*

Больше всего люди любят читать о других людях. Если вы с первых строк устраиваете читателю знакомство с интересным персонажем, то проснется чисто личностное отношение, которое провоцирует первый интерес – кто этот человек, почему он здесь находится и что из этого получится?
Сложность исполнения невысокая. Ваша задача – создать достойного для знакомства персонажа, который даст толчок последующим событиям.
Ошибка – персонаж, которым читатель априори должен восхититься, либо не играющий роли в сюжете, «от балды».

Нередко употребляемое начало – сон персонажа и последующее пробуждение. Чаще других обвиняется в заштампованности у начинающих авторов.

*
Мицуо Андо тонул в море. В какой-то момент настойчивые трели телефонного звонка перекрыли шум волн, и уже в следующее мгновение он проснулся, словно волны вынесли его не на берег, а из сна прямо в явь.

(Кодзи Судзуки «Звонок 2: Спираль»)


*

Описание сна задает некоторую сюрреалистичность и двусмысленность начала. Сон – плод подсознательного, он может иметь намеки на сущность героя, на его проблему или дальнейший сюжет.
В 99% случаев герой просыпается от телефона, крика, грохота, бьющего в глаза света, нужное подчеркнуть. Это резко нарушает сюрреалистичность и бросает читателя в будни персонажа.
Грубые ошибки являются штампами. Это и легендарный лучик света, который оползет все округлости героини, прежде чем засветить ей в глаз, и будильник, который воет о школе, а полусонный персонаж опаздывает на урок, жуя булочку на бегу. Запомните правило: сон должен о чем-то говорить, это сундук, ключ от которого мы получим только к середине книги, а то и в конце. Если вы просто не знаете, как начать фик, и бездумно пользуетесь этим шаблоном – не обижайтесь потом на критику.

В случае, если вы пишете от первого лица, удобны следующие два типа начала:

Размышления , дающие нам образ героя в его мнении или образе мыслей.
*
Когда я занимал место во главе стола, владыкой - вот кем я себя ощущал. Мы были королями, светилами в эти несколько часов пира, в которые решалось чье-то будущее и обозначался горизонт, трагически близкий или восхитительно далекий и лучезарный, - горизонт чьих-то надежд.

(Мюриель Барбери «Лакомство»)


*

Случай из жизни , который может быть как чисто описательным, так и задающим интригу.
*
Спустя всего несколько месяцев после самоубийства моей матери я как-то заглянул в гараж в поисках бейсбольной перчатки и наткнулся на Синди Познер, которая, стоя на коленях, самозабвенно делала минет моему старшему брату Брэду.

(Джонатан Троппер «Книга Джо»)


*

В обоих случаях это рассказ главного героя о себе, знакомство с разным антуражем. Это может быть как герой-мыслитель, так и живчик-рассказчик, он может попытаться рассмешить читателя, шокировать, оттолкнуть или вызвать уважение. Начиная рассказ от первого лица, вы настраиваете читателя на эмоциональное личное знакомство с тем, в чьем обществе предстоит провести сотню-другую страниц.
Ошибка – попытка заставить читателя испытывать строго определенную эмоцию/отношение к герою (давящая жалостливость, самовосхваление, если это не является иронизирующей частью).

Также стоит отметить такой известный способ, как диалог . Может нести элемент «внезапности». В целом же используется как способ сразу ввести читателя в курс дела либо создать эффект подслушивания.
Нежелателен для первых строк объемного произведения, но неплох для начала отдельных глав. Однако многие начинающие авторы по какой-то причине любят его. Причину можно увидеть в вредносоветной поговорке: «Не знаешь, с чего начать – начни с диалога». Заштампованностью начала-сна не страдает и сам по себе такой способ неплох, но всегда есть вариант более удачных первых строк. Диалог является скорее запасным, чем основным.
Перерыв пару полок домашней библиотеки, я нашел только одну книгу с началом-диалогом, но и та была фэнтезийно-попсового типа. На фикбуке же с диалога начинается очень много текстов.
Однако и с него начинаются некоторые классические тексты ("Война и мир", "Тарас Бульба", где как раз происходит введение читателя в культуру через речь).

Возможно, какие-то типы первых строк мной упущены, но основные присутствуют. Какие требования могут быть к началу в принципе?
- меткость (мысль первых строк должна ударять в голову или хотя бы прочно там уцепиться в силу необычности/знакомости/неприязни);
- краткость выражений («вода» не нужна даже в пейзажах);
- интрига (здесь и так все ясно).

Итак, не стоит недооценивать значимость начала. С другой стороны, не надо слишком зацикливаться на нем, лучший вариант всегда находится интуитивным путем. И если вы все еще сидите над пустым листом, то выберите наугад любой из способов и попробуйте начать в нем. Неудобно? Есть еще один, другой, третий, быть может, он просто создан для вашего рассказа.
На этом я поставлю точку. Удачи вам в ваших начинаниях.