Малыши любят изображать на белом листе кляксы. Папы и мамы чаще всего выбрасывают такие рисунки. А зря! Оказывается, что из таких клякс можно сотворить гениальные рисунки. Даже существует такая нетрадиционная техника рисования под названием кляксография. Что такое кляксография? Догадаться легко! Это такой способ рисования, при котором кляксы не являются ошибкой или проявлением неаккуратности, а ставятся на бумаге специально и даже обдуманно.

В чём польза?

Это в сказке про драгоценный ключик Мальвина наказала Буратино за поставленную кляксу, а современные родители и педагоги за кляксы не ругают. Ведь рисовать кляксами очень даже полезно, а еще невероятно интересно.

Кляксография имеет большую популярность. Увлекаются ею как детишки, таки взрослые. И это даже не странно. Ведь такая техника усиленно развивает у детей творческое воображение. С одной стороны, можно подумать, что маленький человечек может вынести из своей кляксы. Однако, каждое сделанное пятно имеет неповторимую форму и размер. А приложив к этому немного своей фантазии - можно получить силуэт предмета, фрагмент из жизни или образ какого-либо животного.

В первых шагах над знакомством с техникой следует быть рядом с ребенком. Ведь чаще всего маленькие человечки не могут с первого раза разглядеть в причудливых кляксах что-то существенное.


Техника рисования

Для того, чтобы начать создавать невероятные рисунки в такой технике много материалов и инструментов не понадобится.

К началу работы над шедевром следует приготовить на своём столе такие материалы:

  • кисточку. Лучше всего если это будет синтетическая. Кроме этого, можно взять для работы обычную зубную щётку;
  • краски. Это может быть как акварель, так и разведённая водой гуашь. Главное, чтобы краска была жидкой консистенции. Кстати, в работе над такой техникой также используют художественную тушь. Она бывает разных цветов;
  • картон или лист белой бумаги для основы;
  • емкость для воды;
  • коктейльная соломинка;
  • пипетка;
  • влажная тряпочка или салфетки. С помощью них можно без проблем убрать загрязнения с рук, а также лишние потеки на бумаге.

Этапы творческого процесса

Тем, кто вот-вот начинает знакомиться с данной техникой первым делом необходимо определить тему своего рисунка. На первоначальном этапе очень важно сфокусироваться и задать направление. Сделав несколько клякс можно включить свою фантазию и попытаться разглядеть некие очертания и силуэты живого существа или предмета. А может на листе бумаге расположился удивительный подводный мир или сказочная планета?!

Существует несколько способов, которые помогут создать удивительные рисунки:

  • Самым распространённым считается капельный метод. Однако такой метод чаще всего применяют для создания пейзажей. Для его создания применяют широкую кисть. Тщательно пропитав её краской, располагают кисточку над бумагой и начинают разбрызгивать гуашь. Для того, чтобы создать такой эффект только на определённом участке листа необходимо постучать кисточкой об руку или палец. А для того чтобы увеличить область разбрызгивания просто необходимо встряхнуть кистью. Кроме этого, можно применять пипетку для точечного нанесения краски. С её помощью можно изобразить как маленькие кляксы, так и большие.

  • Есть и другой способ - метод растекания. В этом случае жидкую краску раздувают в разные стороны при помощи обычной трубочки для напитков. Таким образом, получаются невообразимые силуэты. Например, деревьев и кустов. Затем им можно нарисовать листочки, цветочки и ягодки.

Какой бы вариант ни был выбран, процесс рисования обязательно принесет пользу и позволит интересно провести свободное время. А в дальнейшем можно развить навыки и в той, и в другой технике рисования кляксами.

Рисунки из клякс — отличная идея, которая может разнообразить ваше с ребенком творчество. Ее нам подсказал талантливый питерский художник Сергей Рублев. Для Галки-Игралки Сергей подготовил небольшой мастер-класс, который позволит вам с малышом создать свою необычную (и наверняка, не одну) картину из кляксы. Попробуйте, это совсем несложно, а результат может быть очень эффектным.

Сначала небольшая предыстория. Прошлым летом я много времени проводил в компании своего племянника Марка, которому на тот момент было 4 года. Когда мы в очередной раз искали, чем бы заняться, я вспомнил об акварельных кляксах, и мы взялись за дело. И так увлеклись, что за пару часов у нас получилось около 50 клякс. А Марка не так-то просто чем-то заинтересовать, тем более надолго!

Позже, делая уборку в шкафу, я наткнулся на наши художества и решил их дорисовать с помощью туши. Так из клякс получилась серия городских и морских пейзажей, а я после нескольких лет работы и рисования на компьютере снова влюбился в акварель.

Хотите тоже попробовать создать свой маленький шедевр из кляксы? Это будет интересно деткам (да и взрослым) самых разных возрастов (Прим.ред.: с малышами мы используем прием «из руки в руку» ; также это может быть прекрасной идеей для маминого творчества ). Технология достаточно простая, а материалы для творчества наверняка найдутся у вас дома.

1. Нам понадобятся акварельные краски, достаточно 6-12 цветов. Бумага может быть любая, например, мы с племянником рисовали на обычной офисной. Кисти лучше всего взять большие, ими легче и быстрее закрашивать лист. Также пригодятся банка с водой и тряпочка или бумажные полотенца.

2. Листы бумаги перед рисованием складываем пополам: на одной стороне мы будем рисовать, на другой получится отпечаток.

3. Смачиваем кисть водой и берем краску. Воды должно быть достаточно, чтобы цветовые пятна могли смешиваться на бумаге, тогда получится красивый переход между цветами. Рекомендую использовать не больше 3-4 цветов, тогда пятна получатся яркими и насыщенными и не рискуют превратиться в грязно-серые.

4. Когда одна сторона листа раскрашена, можно складывать его пополам.

5. Разглаживаем сложенный лист, чтобы отпечаток получился более четкий и яркий.

6. Клякса готова. Уберем ее пока в сторону, чтобы подсыхала, а пока можно делать следующую.

7. Когда клякса высохла, мы можем дорисовать ее фломастерами, карандашами и гелевой ручкой.

Как же «оживить» нашу кляксу? Сюжет можно продумать заранее или дофантазировать, уже когда клякса будет готова. В первом случае это может быть цветок, бабочка, солнышко или сердце (кстати, интересная идея для валентинки) — что-то симметричное. Тогда вы просто наносите половинку желаемого рисунка на половину листа.


Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования — кляксография.

Кляксография относится к силуэтному искусству, но история возникновения фигуративной росписи восходит еще к Древней Греции. Изображения на амфорах раскрывают сцены мифологии, олимпийских игр и жизни богов Олимпа. Но наиболее популярным этот вид искусства стал в 18-19 веке. Многие художники начали работать в этой технике и создали огромное количество работ в этой технике. Такой была история возникновения техники рисования - кляксографии.

Рисунки, выполненные в технике кляксография - это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография - это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал.

При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

Положительные стороны кляксографии

В последнее время, данный вид рисования стал очень популярен. Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, может иметь неповторимую структуру. Как бы вам не хотелось, такой узор больше не повторить. Добавив немного фантазии и креативности мышления, любую кляксу можно превратить в предмет животное или выдуманное существо.


Данный вид деятельности не имеет абсолютно никаких ограничений в возрасте. То есть, могут заниматься, как дети, так и взрослые.

Кляксография техника рисования

Необходимый инструмент

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

  • Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
  • Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
  • Картон или лист белой бумаги.
  • Емкость для воды.
  • Ватные палочки.
  • Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.

Этапы творческого процесса

Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

Наиболее распространенный — капельный метод .

Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали.

Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. В процессе рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у детей:

  • развивается глазомер и координация рук
  • развивается фантазия, творческое виденье и воображение,
  • отрабатываются навыки работы с красками, кистями,
  • дети учат передавать силуэты людей, растений и животных,
  • развивается старательность, внимательность, аккуратность.

Кляксография – это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг.

Использовать её можно для разных целей.

  1. Для создания декоративных фонов (в открытках, например)
  2. Для упражнений на развитие фантазии
  3. Для арт-терапии – вытаскивания образов проблемы из подсознания и преобразования их
  4. Для создания художественных произведений.

Больше материалов по теме:

Про последний пункт расскажу в другой раз, а пока давайте попробуем, что же такое кляксография.

Материалы:

Для того, чтобы заниматься кляксографией, нужна бумага. Много бумаги. Ибо процесс захватывает, и хочется “запятнать” как можно больше пространства. Поэтому берите кипу бумаги попроще – серой для письма или белой для принтера.
Ещё нужна тушь или чернила. Если оных нет, то подойдут акварельные краски. Кисть берём покрупнее. Подойдет даже малярный флейц.

Подготовка рабочего пространства:

Перед началом процесса застелите поверхность стола газетами или плёнкой. Возможно, всё вокруг тоже придется прикрыть, дабы брызги, летящие во все стороны, не испачкали интерьер. Хорошо бы и свою одежду обезопасить фартучком – тушь практически не отстирывается.

Начните рисовать акварелью уже сегодня!

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

Кляксография, техника создания клякс:

Теперь, когда всё готово, можно начинать впадать в безумство. 🙂

  • Наберите тушь на кисть и стряхните её на бумагу, чтобы получились кляксы. Красота?

Можно импульсивно водить рукой по бумаге, можно просто капать тушь, можно наклонять лист, чтобы тушь текла в разные стороны. А еще на капли краски можно дуть, и они будут растекаться красивыми потёками. Для этого удобно брать коктейльную соломинку.

Вот парочка пятен, которые при этом получились у меня.

Первое напоминает мне цветок. А второе вызывает какие-то неприятные ассоциации с внутренними органами… Правда, это еще похоже на боб с ростком…

Я предлагаю и вам бездумно поиграть со своими кляксами. Это как раз то, что запрещали в детстве. А теперь то мы взрослые люди и можем себе позволить немного пошалить и впасть в безумство… 🙂

Отпустите свою руку и дайте ей малевать всё, что она захочет. Пусть подсознание через движения тела выплеснет наружу то, что ему нужно.

Спонтанные брызги и “дутые” кляксы, конечно, к работе подсознания имеют мало отношения, зато они хорошо украшают графический лист. Поэтому попробуй и то, и другое. В разных вариантах, и на одном листе одновременно.

И что дальше?

  • После того, как наиграетесь, передохните, разглядывая работы. Выберите те, которые вам о чем-то говорят или представляют собой интересные композиции из пятен.
  • Теперь можно включить своё воображение и завершить картины несколькими аккуратными мазками.

Вот что получилось у меня.

Вторую работу с “органом” я сначала оживила прорастающим из семени цветком. Результат все равно не радовал, а потому я оттенила черно-белое изображение цветом. В графике это вполне допускается.

Картинка эта явно несёт арт-терапевтическую направленность.

Такие работы важны не своей художественной стороной, а тем, что они значат для нас лично. Они требуют, чтобы мы вносили в них коррективы до тех пор, пока не удовлетворимся произошедшими в них изменениями. Таким образом мы как бы даём своему подсознанию путь решения проблемы.


А вот картинка с цветком была важна именно как изобразительный мотив. Я доработала её, нарисовав стебель цветка, тычинки, стрекозу-ручейника. Такую и на стену можно вешать. 🙂

Надеюсь, что и вам подобный способ создания графических изображений придется по душе. Ведь в них есть то, что так привлекает внимание – энергия движения, игра спонтанности и осознанности.

Технику кляксографии можно с успехом использовать для создания вполне художественных работ. Таких, какие мы выполняем на курсе “Акварельные Фантазии”:

Техника акварели включает в себя множество различных приёмов, которые будят фантазию, помогают раскрыться вашему внутреннему Художнику.

Я хочу, чтобы Вы попробовали свои силы в акварели и полюбили этот чудесный материал.

Поэтому предлагаю вам

Лидия Генюш

Мастер -класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей дошкольного возраста - от 3 до 6 лет.

Назначение мастер - класса :

В наше время получил широкое распространение достаточно нестандартный вид изобразительной деятельности – кляксография . Кляксография – это дорисовывание нанесённой на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения.

Нетрадиционные формы рисования вызывают живой интерес у детей. В особенности клякография т . к. обычно за кляксы мы делаем замечание , а при использовании данного метода наоборот хвалим.

Делая кляксы (чёрные и разноцветные) и рассматривая их, уже 3-летний ребёнок может видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похоже?» , «Кого она тебе напоминает?» - такие вопросы развивают мышление и воображение.

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно : например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле) .

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо , получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т. д.) . Попробуйте, результат Вам понравится!

Цель : Знакомство с таким способом изображения, как кляксография , показать её выразительные возможности.

Задачи :

Вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс , учить дорисовывать детали объектов (клякс , для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;

Развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками .

Материалы для работы :

Альбомные листы;

Гуашь или акварель;

Крупная кисть или можно использовать пипетку;

Трубочка для напитков;

Вода в баночке;

Влажная тряпочка - вытирать руки, если запачкаются;

Ватные палочки;

Пластилин;

- фломастеры .

Ход НОД:

Организационная часть.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что такое клякса ?

Ответы детей.

Воспитатель : Клякса – это след , пятно, оставленные краской. Клякса может быть и способом рисования .

Воспитатель предлагает вниманию детей несколько готовых рисунков, сделанных приёмом кляксографии .

Дети тренируются на дополнительном листе бумаги одной краской.

Физкультминутка «Дети любят рисовать »

Вот мы взяли краски в руки, (Кисти рук сцепить в «замок» , вращательные движ. по кругу)

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей, (Хлопки в ладоши)

Яркой краски не жалей!

Это правда! (Встали, рывки руками перед грудью)

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать ! (Повороты туловища влево-вправо руки на поясе)

И в трамвае на окне!

Это что же за зверюшка, (Руки на поясе, наклон туловища вперед)

Много ног, одна макушка?

То ли зверь-сороконог, (Прыжки на месте)

То ли очередь в ларёк?

Это правда! (Хлопки вы ладоши)

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать ! (Прыжки на месте)

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне! (Хлопки в ладоши) (Э. Успенский)

Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер – классе .

Этот способ рисования «кляксами » можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.

Макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается.

Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы . При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее!


Кляксография с использованием ватных палочек

С помощью крупной кисти ставим кляксу в уголке листа .


С помощью трубочки раздуваем краску в разных направлениях. Получилось вот такое дерево!

Немного подумав, это дерево мне напомнило рябину, одиноко растущую на склоне. С помощью ватных палочек подрисовываем ягоды .


Именно о такой рябине, возможно, и написала стихотворение «Рябина» Ирина Токмакова.

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Кляксография с использованием фломастера

Также как и в предыдущих работах ставим кляксу и выдуваем с помощью трубочки ствол и ветки. А это что за дерево получилось? Конечно же, сосна!

С помощью зеленого фломастера дорисовываем иголки .

Над жёлтой осыпью обрыва

Склонилась старая сосна,

Корнями голыми пугливо

Поводит по ветру она. (Тимофей Белозеров)

Украсив все веточки пышными иголочками, приступаем к оформлению полянки вокруг сосны. Наносим кляксы зеленого цвета и раздуваем с помощью трубочки. Получились стебельки цветов!

Дорисовываем на стебельках листья и цветы – одуванчики. Теперь одинокой сосне вовсе не скучно!

Кляксография + пластилинография

С помощью пластилина создаем морское дно : лепим ярких рыбок и камешки.


Но чего – то не хватает в этом рисунке? Конечно же, морских водорослей! С помощью волшебных клякс и трубочки появляется и морская трава! Кляксы располагаются между камешек, и если краска слегка зайдет на пластилин, ничего страшного, его с легкостью можно подтереть тряпочкой и работа не будет испорчена.


Ну чем не морское дно! Дорисовываем пузырьки и рисунок готов!

Рыбка рыбку догоняла,

Рыбка хвостиком виляла,

Ткнулась в брюшко - Догнала!

Эй, подружка! Как дела? (Т. Второва)

А этот способ рисования подойдёт для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) . Набираем краску на кисточку и сбрызгиваем на лист бумаги. С помощью трубочки выдуваем волшебные кляксы . А теперь самый ответственный момент – нужно включить своё воображение!


В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Кистью влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом,

На мосту -

Чудак с чудачкой.

Под мостом -

Судак с судачкой.

Рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и только потом дорисовать отдельные детали , чтобы образ стал более узнаваем.


Кляксография + монотопия

Заранее готовится фон с помощью техники - монотопия .


На высохший слой наносятся кляксы разного цвета и выдуваются с помощью трубочки.


Вот лишь малая часть того, что можно выполнить с помощью «волшебных клякс » - кляксографии . А с какими ещё техниками изобразительного искусства можно совмещать кляксографию – это подскажет Ваша фантазия!

Итог НОД.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы, оформляют выставку.

О пользе Карандаша и Кисточки

(отрывок)

…. Кляксу кисточка для смеха

Нам поставит – вот помеха!

Клякса эта очень злится :

- Кляксой быть мне не годится ,

Не буду кляксой – это проза ,

Буду ромашкой или розой.

Н. Алексеевская.