Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

^ Ход занятия

I. Организационный момент.

Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Она не любит солнышко

И тёплый ветерок.

Зато приводит снежная

Метель её в восторг.

У бабушки и дедушки

Лишь зиму прожила,

А летом белым Облачком

На север уплыла. («Снегурочка».)

^ II.Пальчиковая гимнастика.

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Снегурочка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Жаворонки - пальчиковое упражнение «Птички летят».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

^ III.Чтение сказки «Снегурочка».

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.


  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем!

  • Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги прилади­ли, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, на­рисовал рот, глаза. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стрях­нула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка. Обрадова­лись старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песни запоёт - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазе­ленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.


  • Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?

  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, пти­цы прилетели. А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей в тень да холодок, а ещё лучше - дождичек.

Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Об­радовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегуроч­ка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:


  • Пойдём с нами, Снегурушка, в лес гулять, песни петь, пля­сать!
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:

  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы соби­рать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежа­ла она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Обернулись подружки - а Снегурки нет.

Стали они кликать её:


  • Ay, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось...

^ IV .Игра «Один - много».

Зима - зимы. Туча - тучи.

Сугроб - сугробы. Венок - венки.

Окно - окна. Облако - облака.

Ком - комья. Песня - песни.

Костёр - костры. Жаворонок - жаворонки.

V ^ .Игра «Назови ласково» .

Разноцветный венок - разноцветненъкий веночек.

Белое облако - беленькое облачко.

Чёрная туча - чёрненькая тучка.

Весёлые подружки - весёленькие подруженьки.

Зелёная трава - зелёненькая травушка.

^ VI .Игра «Сосчитай».

2 зимы, 5 зим. 2 тучи, 5 туч.

2 сугроба, 5 сугробов. 2 венка, 5 венков.

2 окна, 5 окон. 2 облака, 5 облаков.

2 кома, 5 комьев. 2 песни, 5 песен.


  1. костра, 5 костров. 2 жаворонка, 5 жаворонков.

^ VII .Игра «Слова наоборот».

Горе - радость. Холодный - горячий.

Старость - молодость. Умный - глупый.

Веселье - грусть. Радоваться - горевать.

Зима - лето. Смеяться - плакать.

Холод - жара. Тепло - холодно.

Старый - молодой. Быстро - медленно.

Весёлый - грустный. Можно - нельзя.

Зимний - летний.


  1. ^ Игра Слова -родственники».
Снег, снежок, снежочек, снеговик,

Снегурочка, снежинка, снежный.

Костёр, костерок, костерочек, кострище.


  1. ^ Развитие общей моторики «Весна».
От сосулек звон, звон!

(Хлопки в ладоши.)

Просыпайся клён, клён!

(Хлопки в ладоши.)

Растопился снег, снег!

(Приседание.)

Ручейки в бег, в бег!

(Бег по кругу.)

Гром шагает топ, топ!

(Ходьба.)

Почки слышно хлоп, хлоп!

(Хлопки в ладоши.)


  1. Беседа по сказке «Снегурочка».
Вопросы:

  • Расскажите, как старик со старухой лепили Снегурочку?

  • Любили ли старик со старухой Снегурочку?

  • Какой была Снегурочка?

  • Как менялось настроение Снегурочки с приближением весны?

  • Куда пряталась Снегурочка от солнца?

  • Чему радовалась Снегурочка?

  • Куда позвали подружки Снегурочку?

  • Что делала Снегурочка в лесу с подружками?

  • Для чего разложили в лесу костер?

  • Чем закончилась сказка?

  1. Выполнение задания.
Задание. Продолжи логический ряд.

Секунда, минута,... (час).

День, неделя, месяц... (год).


  1. ^ Игра «Четвёртый лишний».
Град, дождь, туман, зима.

Нос, рот, пирог, глаза.

Снег, зима, весна, лето.

Цветы, грибы, снежинки, ягоды.


  1. ^ Знакомство детей с пословицами.
Русая коса - девичья краса.

Хорошие дети - отцу и матери утешенье.


  1. ^ Итог занятия.

  • (Хо­рошие дети отцу и матери в радость.)

Тема: СКАЗКА ^ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  • Отгадайте, о какой сказке мы будем сегодня говорить на занятии:
Рыбку он ловил хвостом

И лису спасал потом.

Вёз до дома на спине.

Кто? Скажите, быстро мне.

(«Лисичка-сестричка и волк».)


  1. ^ Пальчиковая гимнастика.
Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Волк - пальчиковое упражнение «Волк»

Рыбка - пальчиковое упражнение «Рыбка».

^ III. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:


  • Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, ле­жит себе, как мёртвая.


  • Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и по­ложил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбрасила всю рыбу и сама ушла.

  • Ну, старуха, - говорит дед, - какой воротник привёз я тебе на шубу.
-Где?

Там, на возу, и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ру­гать мужа:


  • Ах ты?.. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в куч­ку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:


  • Здравствуй, кумушка!

  • Здравствуй, куманёк!

  • Дай мне рыбки!

  • Налови сам, да и ешь.
-Я не умею.

  • Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» - думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:


  • Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, гд е бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вы­мазалась и бежит. А волк ей навстречу:


  • Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

  • Эх, куманёк, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

  • И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка- сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

  • Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

  • Что ты, кумушка, говоришь?

  • Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.

  • Так, кумушка, так!..

^ IV. Игра «Один - много».

Рыба - рыбы. Хвост - хвосты.

Пирог - пироги. Прорубь – проруби.

Дорога - дороги . Коромысло - коромысла.

Шуба - шубы. Ведро - вёдра.


  1. ^ Игра «Назови ласково».
Румяный пирог - румяненький пирожок.

Узкая дорога -узенькая дорожка.

Пушистый хвост - пушистенький хвостик.

Полное ведро - полненькое ведёрочко.


  1. ^ Игра «Сосчитай».
2 рыбы, 5 рыб. 2 хвоста, 5 хвостов.

2 пирога, 5 пирогов. 2 проруби, 5 прорубей.

2 дороги, 5 дорог. 2 коромысла, 5 коромысел.

2 шубы, 5 шуб. 2 ведра, 5 ведер.


  1. ^ Игра «Слова наоборот».
Зима - лето. Здоровый - больной.

Друг - враг. Живой - мёртвый.

День - ночь. Хвалить - бранить.

Награда - наказание. Примерзать - оттаивать.

Хитрый - простодушный. Шептать - кричать.

Голодный - сытый. Тепло - холодно.


  1. Игра «Слова-родственники».
Лиса, лисичка, лиска, лисонька, лисий.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.

Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.

^ IX .Развитие общей моторики «Лиса».

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

(Показать руками, какой у лисы острый нос.)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево)

Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь

И тихонько затаюсь.

(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются.)

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

(Вскакивают, «хватают» и уносят добычу.)

^ X.Игра « Слова-друзья».

Плестись - тащиться.

Смекнул - догадался.

Браниться - ругаться.

Колотить - бить.

Горевать - расстраиваться.

Хитрить - обманывать.

Стянуть -украсть.

Швырнуть - бросить.

^ XI.Беседа по сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Вопросы:


  • В какое время года происходит действие в сказке?

  • Кого обхитрила лиса в начале сказки?

  • Расскажи, как лиса обхитрила волка в первый раз.

  • Расскажи, как лиса обхитрила волка во второй раз.

  1. Отгадывание загадок.
Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лёд.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса.)

Три братца

Пошли на речку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

(Вёдра с коромыслом.)

XIII .Знакомство детей с пословицами.

Хитрость хитростью побеждают.

^ Хитрость и сметка бьют зверя метко.

На вид простак, а в душе хитряк.

XIV .Итог занятия.


  • Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Хитрый простодушного всегда обманет.)

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»

Цель: учить детей связной речи с опорой на наглядность — «коллаж» и мнемотаблицу.

Задачи: -учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
— развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;
— содействовать рассматриванию и рассказыванию сказки по мнемотаблице;
-продолжать совершенствовать диалогическую речь, привлекая детей к участию в беседе;
-развивать у детей познавательные процессы: память, внимание, мышление;
— воспитывать любовь к сказкам.

1.
В:-Ребята, я знаю, вы любите игры, песни,
загадки и пляски! Но нет ничего интересней,
чем наши русские сказки!

Мы с вами уже много прочитали сказок.
Какие из них вам больше всего понравились?

Ребята, а недавно была я в сказке, в дремучем
лесу. У старой ели там жизнь идет.
Пищат там мыши, шутя над кошкой,
медведь ест мед, забрав у пчел.
Лиса хитрит, смеясь над кошкой,
А зайчик плачет, ища друзей.
А еще в лесу стоит маленький деревянный домик,
в котором живет Сказочница. Она пригласила нас к себе
в гости.

Вы хотите пойти о мной и послушать новую сказку?
С собой в дорогу мы возьмем наше умение хорошо вести
себя в гостях и наши знания.Я думаю, что нам это пригодится.
Вот тропинка, по которой мы пойдем.

2.
а) Сказ. — ца: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли
ко мне. Я расскажу вам новую сказку, которая называется «Снегурочка».
Усаживайтесь поудобнее и слушайте. (Сказ. — ца рассказывает сказку с
выкладыванием картинок на фланелеграфе)

б) Беседа. (беседует сказ.- ца)
-Как называется сказка?
-Кто слепил Снегурочку?
-В какое время года слепили Снегурочку?
-Какое время года наступило после зимы?
-Весна — чудесное время года. Солнышко пригревает,
травка зеленеет, природа радуется. А обрадовалась ли Снегурочка?
(Она запечалилась, пряталась от солнышка)

Почему Снегурочка пряталась от солнышка?
(потому что ее слепили из снега, а снег на солнышке тает)
-А чему обрадовалась Снегурочка? (граду)
-Почему она обрадовалась граду? (потому что град — маленькие
льдинки. Они холодные, а Снегурочка любит холод).
-Какое время года наступило вслед за весной?

— Что случилось летом? (Снегурочка пошла в лес с подружками гулять,
песни петь, плясать)
-Весело ли было Снегурочке?
-Наступил вечер. Что сделали Снегурочка с подружками? (разожгли костер
и стали прыгать через него).
-Что случилось со Снегурочкой когда она прыгнула? (превратилась в облачко и
и пропала в небе)

Почему она превратилась в облачко?(Снегурочка — девочка из снега а снег от
жары тает)
-Вам понравилась эта сказка?
-как вы считаете грустная эта сказка или веселая?
-Почему грустная? 9Снегурочка растаяла)
-Но мы с вами грустить не будем. Наступит снова зима выпадет снег
и старик со старухой смогут опять слепить себе Снегурочку.

в) Ребята вы не устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Солнце спит, небо спит (голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало (встают)
Все лучи свои послало (руки вверх с растопыренными пальцами)
Вдруг повеял ветерок (машут руками),
Небо тучей заволок (круговые движения руками)
И деревья раскачал (Раскачиваются из стороны в сторону).
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше (стучат пальцами по стулу).
Солнце клонится все ниже, (садятся).
Вот и спряталось за тучи, не один не виден лучик.(кладут руки за голову).

г) Воспит. — ль: ребята, внимательно вы слушали сказку?
Сейчас я уберу картинки, а вы попробуете сами выложить их
и пересказать сказку «Снегурочка».

д) Ск — ца: Молодцы, ребята! Хорошо запомнили сказку. За это я подарю вам
таблицу, в которой живет сказка «Снегурочка». Взглянув на нее, вы легко
вспомните всех героев и события этой сказки. Посмотрите! (показывает таблицу).

А сейчас вам пора отправляться домой. В следующий раз я вам расскажу
новую сказку.

3. В — ль: понравилось вам в гостях у Сказочницы?
-С какой сказкой она вас познакомила?
-Она вам понравилась?
-Кто хочет рассказать сказку с опорой на таблицу?
-Молодцы, ребята!

Название: Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №3
Месторасположение: г. Елец Липецкая область

Речевое развитие в подготовительной группе.
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1.Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
2.Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
4.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, лента для игры, микрофон, раскраска. Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможится, души не чаю, свечерело и т. д.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку, вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)
2 часть. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка» (чтение).
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
3.Физминутка (выполняется под музыку)
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу, чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие, сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие, нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков, когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.
В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов)
Подвижная игра «Заря – заряница».
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется).(Делаю вид, что у меня падает книга и рассыпаются все листочки)
4.Д\И «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.
В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! (беру микрофон)
Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
Приладили ручки и ножки – что сделали?
Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
Работа в руках спорится –все удается, все получается
Неможется – нездоровится
Свечерело – наступил вечер
Стали кликать Снегурочку –звать
5.Рассказывание сказки по картинкам.
В: А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)
6.Драматизация.
В: Я предлагаю оживить нашу сказку, обыграть её….я сейчас превращу некоторых из вас в героев сказки.
7.Моделирование сказки символами.
В: - Грустный конец у этой русской народной сказки?
- А почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
- А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
- А как?
- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
8. Рефлексия.
- Молодцы, как вы здорово придумали! Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вспомните интересные слова из сказки.
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и будет разукрашивать наш подарок (разукрашиваем цветным песочком)

Ускова Ольга Николаевна,

воспитатель

МАОУ Переваловская СОШ

Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.

Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.

  1. 1. Организационный момент

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )

Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).

Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

2. Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)

Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.

Чтение сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка». ( Слайды с 11 по 17).

Дети, вы прослушали сказку. Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему? Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ). Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).

3. Игровая деятельность

- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу. (Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

4. Художественно-творческая деятельность детей

А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щёпоть), помогает советом (индивидуально).

5. Рефлексия

Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.

6. Библиографический список.

1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.

  1. Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
  2. Ссылка: http://mp3.classic- music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4).
  3. Ссылка: http://fanparty.ru/fanclubs/russkie-hudozhniki/pictures/1228017

Приложение 1

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано - сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.Дед и баба точно ума лишились - к месту приросли.
- Дед, - баба кричит, - да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась... То-то радости было!Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день - Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет как нет да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады-радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях... Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: - Уж здорова ли ты, доченька? - Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду - по малинку, черничку, алу земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. - Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: - Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке... Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру... Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась... Закричали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула... Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка... (Толстой А.)

Серия А № 0000781

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка»

Цели урока:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).

    Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).

Развивающие:

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к чтению, обогащать читательский опыт.

Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Основам смыслового восприятия художественных текстов;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Контролировать действия партнёра;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ход урока

I . Организационный момент

(психологическая гимнастика)

Какое сейчас время года?

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!

Какие красивые снеговики у вас получились.

У вас хорошее настроение? С таким же отличным настроением поработаем на уроке.

Речевая разминка

Работа с текстом на доске:

Этот текст нам прислали марсиане. Интересно, что здесь написано?

Ребята, вам хочется узнать, что здесь?

Давайте, переведём этот текст на наш родной язык.

Сьве ньде ёлш енгс. А чьюно чаласьна тельем. У давхо в лушко

лонаме шойльбо росубг. Таребя илявз паткило и литас тьтичис рожкидо.

Весь день шёл снег. А ночью началась метель. У входа в школу

намело большой сугроб. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.

Молодцы! Разгадали это загадочное послание. Вы уже быстро

справляетесь с такими заданиями.

Мы немножко размялись, пора перейти к проверке домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Какое у вас было домашнее задание? (пересказ сказки по плану)

(рассказывание сказки детьми) 5 человек(оценивание)

II . Сообщение темы и цели урока.

Задание. - Соберите слово. (СКАЗКА)

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

Какова задача жанра «сказка»?

Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.

Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).

Какие типы сказок вы знаете?

Назовите задачи каждого типа сказок.

Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Какие сказки древнее? Почему?

Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема-леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

Н. Рыленков

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

О каком сказочном герое говорится в этой загадке?

В этой загадке говорится о Снегурочке.

Определите тему нашего урока.

Сегодня на уроке мы будем читателями и исследователями. А работать будем с русской народной сказкой «Снегурочка».

Что нам предстоит выяснить и доказать на уроке.

- В течение урока нам предстоит выяснить и доказать:

. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»?

Давайте определим план нашей работы.

III . Работа по изучению нового материала

    Кому уже знакома эта сказка?

    Словарная работа : - Объясните значение слов и словосочетаний.

Подберите синонимы:

расти не по дням, а по часам – очень быстро

души не чаяли – очень любили

студеный ручей - холодный

дитятко - ребенок

хворост – сухие ветки

боязно - страшно

    Ну, а сейчас я предлагаю, вслушаться в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка».

Чтение сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными учащимися).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

    Исследование сказки.

Докажите, ребята, что это сказка.

Преддействие. Жили-были …

Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.

Использование слов с уменьшительно ласкательным значением;

Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?

Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?

Встречается разговорная лексика .

Ккакому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?

Волшебно-бытовая , т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев, также произошло чудо, волшебство, из снега появилась живая девочка.

Докажите текстом выбранный тип сказки.

Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:

1-ая: как дед и баба слепили Снегурочку

2-ая: как она постепенно оживала,

3-я: какая стала.

4-ая: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?

5-ая: Когда вам было радостно за деда и бабу, а когда стало их жалко?

6-ая: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте.

IV . Закрепление изученного материала

Наши ребята, во время подготовки чтения по ролям, заинтересовались этой сказкой и решили узнать о её происхождении и дальнейшей судьбе.

Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.

Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александра Николаевича Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.

А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.

А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Аленушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Практическая работа

Я предлагаю вам тоже побывать в роли художников и нарисовать, как постепенно оживлялась Снегурочка. Возьмите листы с изображением Снегурочки.

Поможет нам оживить Снегурочку стихотворение и музыкальное вступление из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка».

Жили-были Иван да Марья вдвоем.

Вот однажды на озябший лужок

Выпал свежий, молодой, густой снежок.

Иван да Марья, чтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводим брови черным угольком,

Натираем щеки докрасна снежком.

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло-голубых.

Вдруг красавица взглянула, расцвела,

Тонкой бровью удивленно повела.

Иван да Марья не одни теперь живут,

Дочку ласково Снегурочкой зовут.

Домашнее задание:

Стр.155 задание 6

V . Рефлексия

Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Снегурочка». Выполните Тест: (обвести правильный вариант ответа)

1. Из чего старики сделали Снегурочку?

а) из теста;

б) из снега;

в) из соломы.

2. От чего пряталась Снегурочка?

а) от дождя;

б) от ветра;

в) от солнца.

3. Чему была рада Снегурочка?

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) на полянку;

б) в рощу;

в) на луг.

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) в облачко;

б) в росу;

в) в туман.

    я всё хорошо запомнил;

    мне было интересно, но я работал медленно;

    вопросы для меня оказались трудными.

VI . Итог урока

Назовите произведение, с которым мы познакомились.

Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?

Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.