Илья Иванович Машков — знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда . Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д. Илья Машков также известен и как один из основателей объединения художников « ». Кроме того, был создателем и активным членом Общества Московских художников. Помимо этого, был членом объединений художников «Мир искусства», «Московские живописцы», «Ассоциация художников Революционной России». Принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Учителями Ильи Машкова были такие известные художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов. В годы учёбы Машков отличался эксцентричным поведением, за что и был впоследствии исключён. Однако к тому времени он уже обзавёлся собственной студией и даже имел собственных учеников.

В настоящее время его авангард считается одним из ярчайших явлений в русской культуре и живописи. Картины И. И. Машкова находятся в самых известных музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие. Стоит также сказать и о том, что картины этого художника являются необычайно дорогими. Так, например, его натюрморт «Цветы» был продан за 3.5 миллионов долларов, картина «Натюрморт c фруктами» была продана за 7.25 миллионов долларов.

Великий русский художник, прославивший русский авангард на весь мир, умер в 1944 году в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Городской зимний пейзаж

Дама с контрабасом

Женский портрет. Минск

Натюрморт с веером

Натюрморт с самоваром

Натюрморт. Рыбы

Пионерка с горном

Портрет дамы в кресле

Машков Илья Иванович (17 (29) июля 1881, станица Михайловская области войска Донского, ныне Волгоградская обл. - 20 марта 1944, Москва) - российский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета». Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928год).
Родился в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.
Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" (частное собрание, Петербург) ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.
Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.


Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.
Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке, 1909; Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911; оба – в Русском музее).

Портрет дамы с фазанами. 1911. Русский музей


Автопортрет. 1911. ГТГ, Москва


Натурщицы. 1916г.
Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.

Ягоды на фоне красного подноса. 1910. Русский музей

Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы и Мясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа.


Снедь московская. Хлебы. 1924. Государственная Третьяковская галерея.


Снедь московская: мясо, дичь (1924) Третьяковская галерея.

Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.


Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. ГТГ


«Натюрморт» 1912 - 1913
Саратовский государственный художественный
музей имени А. Н. Радищева
Саратов

Ты знаешь, когда интереснее всего ходить на рынок? Конечно, в конце лета! И чего там только нет! Помидорчики и помидорищи, огурчики и длиннющие огурцы, фиолетовые баклажаны и зеленые кабачки, лук и морковка, огромные, как корзины, тыквы, покрытые мелкой сеточкой дыни и арбузы, такие большие, что и не поднять! А ягоды! А всякая зелень!

И запахи какие! Здесь пахнет солеными грибочками, тут - квашеной капустой, тут антоновским яблоком... Эх, до чего ж земля на всякие дары богата!
В один из таких дней пришла на московский рынок молодая. круглолицая кухарка Маша. Набрала она в свою корзину всякой всячины - еле-еле домой на извозчике привезла.
Пришла Маша в большую, очень светлую комнату, вывалила всю корзину на деревянный стол и ушла. А овощи и фрукты зашептались, заговорили между собой. Вот сейчас нас и съедят, решили все. Хорошо, если хоть повар хороший попадется, что-то особенно вкусное приготовит.

Тут быстро распахнулась дверь и в комнату ворвался повар - высокий, румяный, с пышными усами. Зубы белые, руки сильные, улыбка веселая! В халате каком-то, но без передника, и колпака поварского на голове тоже нет. Наклонился он над столом, каждый помидорчик и огурчик пощупал толстыми пальцами, бархатные персики понюхал, сливами полюбовался, гранат потрогал, арбуз погладил.

Ну-с, - говорит, - за-ме-ча-тельно! Сейчас мы чудо-натюрмортик сотворим.
- «Это, наверное, какое-то вкусное кушанье, - подумали фрукты-овощи. – Вот-вот начнут крошить и резать, только держись!»



«Натюрморт с крабами»
1925г.

А повар зачем-то постелил на столе скатерть, принес большое серебряное блюдо и начал на нем их раскладывать - то так положит, то этак. Отойдет подальше, глаз прищурит, руку лодочкой над бровью приложит или сложит ее подзорной трубой, посмотрит и опять что-то перекладывает. А фрукты да овощи уж и бояться забыли - понять не могут, что происходит.

Тут повар потер довольно руки и куда-то ушел.
- Ну, - решили все, - уж теперь-то точно за ножом отправился!
И опять не угадали! Повар явился с куском серого полотна, который был натянут на деревянную раму. Укрепил он это полотно на трехногую подставку, надел на большой палец левой руки какую-то дощечку с дырочкой сбоку и начал на эту дощечку выдавливать разноцветные червячки красок из железных тюбиков. Потом взял в правую руку большую кисть, да и давай этой кистью краски мешать и ими полотно мазать. Быстро, весело, с удовольствием.


Натюрморт с самоваром

Ой, нам какой-то сумасшедший повар достался, - решили фрукты.
- Да нет, это и не повар совсем, - тихо прошептал самый крупный персик. - Я такое уже видел, еще когда цветком был. К моему родному дереву пришел раз человек и целый день красками такую же тряпочку на рамке мазал. А потом мы увидели, что на холсте этом наше дерево стоит - как живое, все в розовых цветах. Я слышал, что таких людей художниками называют.
- А с нами-то что будет? - спросило румяное яблоко.
- Ну, если уж мы попали в такую историю, то и судьба нас ждет необыкновенная, - важно заявила тяжелая оранжевая тыква.
- Ах, все равно слопают, только косточки останутся, - печально пискнула крупная сизо-синяя слива.


«Натюрморт с виноградом»
1910

И все надолго замолчали.
Только слышно было, как что-то мурлыкал себе под нос художник, то и дело посматривая на фрукты острыми, быстрыми глазами.
Потом он отложил кисти, снял халат, еще раз посмотрел на холст, довольно хмыкнул и ушел. А фрукты остались ждать - что еще им оставалось делать?
И тут дверь опять тихо отворилась и в комнату осторожно вошли два маленьких человечка.
- Смотри, новый натюрморт, - сказал один.
- А что это такое? - спросил другой, чуть постарше.
- Ну, Это когда художники на картинах какие-то предметы, цветы там, фрукты всякие рисуют... А вы разве французский в гимназии не учите?
- Погоди-ка… Это, значит, «мертвая натура»? Фи, чего ж тут хорошего!
- Да она не мертвая как раз. Просто название такое, может быть, не очень правильное. Мне мама говорила, что на голландском языке такие картины называются правильнее - «тихая жизнь».


«Ягоды на фоне красного подноса»
1910

А зачем все это рисовать? - удивился второй. - Я понимаю, какого-то человека изобразить, или, например, сражение. А кому нужны нарисованные фрукты? Их есть надо. Вон, смотри, какие персики на блюде! Давай возьмем по одному?
- Что ты, здесь ничего трогать нельзя! Если мы что-нибудь возьмем, сразу заметно будет. Они ведь не просто кучей лежат. Художник всегда сначала думает, куда что положить или поставить, чтобы каждый предмет было хорошо виден и каждый казался особенным. Натюрморты для красоты нужны.

Ничего себе, красота! - фыркнул второй. - Смотри, какая тыквища! А тут вон слива какая здоровая, с кулак. Так не бывает!
- Ага, а когда ты огромный сапог у сапожной мастерской или крендель у булочной видишь, ты ведь не удивляешься?
- Так это ж вывеска, чтоб издалека видно было!
- А это такая картина. Ее тоже издалека смотреть надо.
- Тоже мне, картина... Я и сам так нарисовать смогу!
- Ух ты, расхвастался, - прыснул мальчик помладше. - Я тоже так говорил, а потом мама велела мне вон тот персик, на другой картине срисовать.
- Ну и что?
- Ну и ничего... Сам посмотри. Там и красный, и вишневый, и розовый и лиловый, и желтый, и зеленоватый и какие-то еще цвета, я и названий их не знаю. И так они подобраны, что персик этот на картине кажется тяжелым, бархатным, сочным. И краски сияют, будто это драгоценность какая-то. А у меня только круг разноцветный вышел, а вовсе не персик.



«Натюрморт»
1930-е
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Курск

А почему все такое яркое? Аж глаз режет… Вон, посмотри на ту картину. Вроде тетя какая-то сидит, а лицо у нее тоже все разноцветное.
-Но ведь красиво же! Мама мне сказала, что Илья Иванович иногда немножко шутит, хулиганит даже. Ему нравится, когда все вокруг возмущаются.
- А кто это такой - Илья Иванович? – тут же спросил второй.
- Ну, Машков же, кто все эти картины написал, - ответил первый. – Он знаешь, какой веселый! А на самом деле это очень трудно - такие яркие цвета соединить, чтобы они друг с другом не спорили, а только еще ярче делались. И вообще, на картине и не должно быть все как в жизни. Потому что это не зеркало.


Натюрморт. Виноград, лимон и рак.
1924

А что же это тогда?
- Я тоже так спросил, а мама сказала, что каждый художник все видит не так, как другие, поэтому и картины у всех разные. И что таких замечательных живописцев, как Илья Иванович, очень мало.
- А что такое «живописец»?
- Ну, понимаешь, это такие художники, которые умеют особенно легко и красиво краски соединять. Это от природы дается, как, например, голос необыкновенный…
- Ну, ты прямо профессор, - сказал второй мальчик.
- Да ладно тебе, - застеснялся первый. - Пойдем, а то нас, наверное, уже ищут.
И они убежали.


Натюрморт. Ананасы и бананы.

Как только все стихло, фрукты и овощи тут же скатились со стола – посмотреть на свои портреты.
-Ой, неужели я и в самом деле такой красивый! - прошептал персик. – Смотрите, какая кожица бархатная, и вся переливается разными цветами!
-И я не хуже тебя получился, - сказал второй.
- Не хуже, - ответил первый. – Только ты немножко другого цвета, вроде как посветлее.
- А мы-то, мы-то, поглядите! - вразнобой закричали сливы. – Какие мы синие, фиолетовые, какой чудесный сизый налет у нас на боках!
- Нет, все-таки я лучше всех, - сказало большое зеленое яблоко и даже вроде немножко порозовело от гордости. – Ах, какое я зеленое, гладкое, прохладное…
- Ну уж нет, лучше всех вышла я! – уверенно сказала тыква. – Самая большая и тяжелая! Да, теперь и умирать не жалко…


Яблоки и рябина

Тут все почему-то замолчали. А потом персик сказал:
- У меня внутри вызрела замечательная косточка. Если ее посадят в землю, то из нее вырастет персиковое дерево, которое зацветет однажды розовыми цветами…
- И у меня тоже семечки созрели, - отозвалась груша. – И вы знаете, мне кажется, я уже переспела. Еще день-другой – и совсем пропаду. Лучше уж съели бы меня поскорее!
- Да, уже пора бы, - согласились остальные. – Иначе из наших косточек никогда не вырастет новое деревце или куст.
- И все-таки, какие мы счастливые! – сказал персик. – Мы теперь останемся на этих картинах навсегда и много людей будут любоваться нами.
И можешь себе представить – так и случилось! Из каждой косточки и семечка выросло большое дерево. Может быть, они и сейчас еще шумят под ветром и дают плоды. А звонкие, радостные картины художника Машкова радуют людей и сегодня.

Илья́ Ива́нович Машко́в (17 июля 1881, Михайловская, Область Войска Донского - 20 марта 1944, Москва) - русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927-1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924-1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).

Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области). Художник пишет: «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон.. из Проненского уезда, Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье.

В 1889-1892 гг. учился в приходских школах, в станице Михайловской и на хуторе Сычеве.

В 1892-1899 гг. - отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М. Е. Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.

В 1900-1905 и 1907-1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова , Константина Коровина , Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года: в 1907 г. вновь его возобновил.

Как нуждающемуся ученику, ещё во время учения, Машкову был предложен «заработок в виде уроков по рисованию». С 1904 г. преподаёт; частные уроки художник давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех. кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих: «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв». У Машкова учились И. Клюн, В. Мухина и многие другие художники.

В 1905 г. женился на Софии Стефановне Аринцвари. В 1906 г. в этом браке родился сын, Валентин Ильич Машков (репрессирован в 1937 г.) .

В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, по адресу Малый Харитоньевский пер,. 4. Работал в этой мастерской до конца жизни.
В 1907 г. познакомился с художником П. П. Кончаловским.

В 1908 г. , с марта по август. путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение. в мастерской К. а. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.

В 1910 г. исключён из училища (МУЖВЗ).

С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет, многие исследователи называют «абрамцевским».

В 1910 г. в выставке «Салон. Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр, и рисунков» в Санкт Петербурге, Риге, Киеве и Одессе. Предствил на ней 10 работ. Участвует в «Осеннем салоне» в Париже. Натюрморт художника «Синие сливы» приобретён И. А. Морозовым. Пишет «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского».

В 1911 году И. И. Машков вместе с П. П. Кончаловским участвует в создании общества «Бубновый валет». Стал секретарём общества. В 1911-1914 гг. представляет свои работы на всех выставках общества.

В 1914 г. участвует в Комиссии помощи «Художники - товарищи воинам». Делает серию «военных» лубков со стихами В. В. Маяковского.

В 1915 г. вступил в брак со своей ученицей, художницей Еленой Фёдоровной Фёдоровой. В 1915 г. для собрания Третьяковых были приобретены два натюрморта Машкова.

В 1916 г. вошёл в члены объединения «Мир искусства».

В апреле 1916 г. экспонирует более 70 работ на «Выставке современной русской живописи», ставшей самой большой прижизненной Экспозицией художника.

В 1917-1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

художник

Еще в детстве Илья Машков увлекался рисованием. Подрабатывая у продавцов фруктов, он писал им лубочные картинки, торговые вывески, делал копии картин и икон. Затем была учеба в знаменитом Московском училище живописи и ваяния, где уже первые творческие работы молодого художника привлекли внимание его самобытностью и особой любовью к цвету. Позднее Машкова стал одним из основателей эпатажного художественного объединения «Бубновый валет» и создателем «нового» натюрморта, где важным становится плоть вещей и богатство форм, которые лепятся краской.

произведение

Абрамцево появилось в судьбе Машкова в середине 30-х годов, когда началось строительство дач в Ново-Абрамцеве . Советское государство выделило деньги на постройку творческих художественных мастерских десятерым художникам, среди которых был Илья Машков и ряд известных мастеров искусства - Вера Мухина, Борис Иогансон, Игорь Грабарь и другие. С самого начала Машков принял активное участие в строительстве поселка художников, входя в правление дачно-строительного кооператива «Коллектив художников Ново-Абрамцево». С1938 года художник живет здесь почти безвыездно - ему 57 лет и он хочет жить уединенно, заниматся только чистым Творчеством, исследовать возможности живописи, пристально изучать классические традиции и… наслаждаться природой . Здесь он создал замечательную серию живописных натюрмортов .

В работе проявились характерные для позднего творчествам мастера новые качества живописной манеры. Все это придает произведению естественный, непринужденный характер , а мотив драпировки привносит классическую завершенность.

В спелых, сочных плодах, материально весомых и красочных , видится пристальное исследование автором натуры, выявление её свойств и взаимовлияние друг на друга. Стремление к передаче движения света и воздуха , смягчающих очертания предметов, приводит художника к отказу от ярких насыщенных, локальных красок и обращению к нюансировке цвета, а привычная для понимания творчества автора темпераментная и широкая живопись меняется на более сдержанную манеру письма .