Будущая супруга известного тележурналиста Леонида Парфенова с отличием закончила МГУ. После непродолжительной преподавательской деятельности перешла в журналистику, работу в газетах в дальнейшем поменяла на роль телеведущей. Самое интересное, что этой женщине удалось буквально все, о чем мечталось. Например, кулинария, которая с давних пор является любимым увлечением, стала профессией.

Жена Леонида Парфенова – Елена Чекалова, по его собственному признанию покорила его с того момента, как он оказался в её доме. С кухни доносились такие восхитительные ароматы, что устоять было просто невозможно. Таким образом, ей успешно удается и сегодня находить все новые пути к сердцу супруга.
Несомненного интереса заслуживает история их знакомства, о которой Елена с удовольствием рассказывает, как и о других увлекательных историях их совместной жизни. Первоначально она прочитала статью тогда еще совсем юного Леонида о группе «Аквариум» и Борисе Гребенщикове. Его стиль и манера выражать свои мысли заставили трепетать её сердце, а после личного знакомства ребята поняли – это судьба.

Леонид Парфенов и Елена Чекалова

Сегодня они воспитывают детей – Ивана и Марию, причем о таких именах она мечтала задолго до замужества, тем приятнее стала реализация мечты. Самое главное, жена Леонида Парфенова остается для него прекрасным другом и верной, преданной спутницей жизни. Они все делают вместе – планируют и тут же осуществляют все задуманное. Его мнение для неё закон, ей важно, что он думает и как относится ко всему, что она творит на экране и не только.

Как с некоторой долей смущения признается Елена – ей всегда интересно рядом с супругом, она не скучала ни одного дня! Крепости их брака можно только по доброму позавидовать – они не расстаются на протяжении без малого тридцати лет. Прекрасная хозяйка, она настолько хорошо готовит, что устоять перед созданными ею кулинарными шедеврами еще никому не удавалось!

Жена Леонида Парфенова

Именно по этой причине неизменным успехом пользуется передача «Счастье – есть!», здесь она делится со своими поклонниками замечательными рецептами. Результатом совместной счастливой жизни стал высказанный Еленой вывод, который она охотно озвучивает – «все, чтобы не сделал с добрыми намерениями супруг – все хорошо и замечательно»,а своим детям не устает повторять о гениальности их отца.

Взаимная любовь и уважение, трепетная преданность – вот залог того крепчайшего союза, что может служить достойным примером для подражания в нашем бушующем мире страстей.

Леонид Парфенов с супругой на светском мероприятии

«Бабушка рядышком с дедушком. Да, сегодня в нашей семье счастье: родился Михаил Иванович Парфенов-Бройтман. Вес 3940, 54 см. Я — бабуля!», — написала тогда в Instagram супруга телеведущего Елена Чекалова.

Счастливые родители предпочитают скрывать мальчика и закрывают его лицо на снимках стикером. Тем больший интерес поклонников вызвала публикация Еленой фотографий с прогулки Леонида Парфенова с Михаилом. «Дед и внук», — лаконично подписала кадр супруга журналиста.

A post shared by Maria Broytman-Parfenova (@maria_broytman) on May 19, 2018 at 2:27am PDT

Мария Бройтман и Иван Парфенов с сыном Мишей

Старшему сыну Леонида Парфенова 30 лет. Иван женился на дочери инвестиционного банкира Марии Бройтман в сентябре 2015 года. Свадьбу сыграли по еврейским обычаям, с проведением церемонии хупы. Мария и Иван заключили ктубу — брачный договор.

Мария Бройтман занимается дизайном. Она сама оформила и декорировала детскую комнату для своего первенца. Также у Леонида Парфенова и Елены Чекаловой есть младшая дочь. 25-летняя Мария пошла по стопам матери и закончила университет ресторанно-гостиничного бизнеса.

Жена Леонида Парфёнова с 1987 - Елена Львовна Чекалова - закончила МГУ имени М. В. Ломоносова, дочь журналиста. Преподавала русский и литературу для иностранных студентов в геологоразведочном институте в течение года. Потом работала журналистом в газетах: «Советская культура», «Московские новости» и др. Ведёт рубрику о еде в газете «Коммерсантъ».

С 2009 года ведущая программы Первого канала «Счастье есть! ». Написала книги в 1990 году: До и после «Взгляда», «Нам возвращают наш портрет» вместе с мужем, «Ночной эфир 1».

Я дружила с одной преподавательницей курсов повышения квалификации работников телевидения, которая периодически показывала мне работы своих слушателей - журналистов, работавших на местных телестудиях. И вот среди этих работ мне попалось совершенно удивительное сочинение какого-то мальчика из Череповца о группе «Аквариум», о Борисе Гребенщикове. Поразил потрясающий, не шаблонный стиль - легкий, весёлый, раскованный, чего в советские времена практически не бывало. Помню, сказала своей подруге: «Галя, наверное, это какой-то необыкновенный парень». Она говорит: «Правда, очень интересный. Когда приедет в Москву, познакомлю. Кстати, закажешь ему какую-нибудь статью для своей газеты. Мне кажется, у него здорово получится». И однажды, когда у меня дома собралась очередная компания, она пришла с Лёней. Мы с ним познакомились, я заказала ему какой-то материал, он написал, потом были другие статьи… - Елена Чекалова

Семья и дети Леонида Парфёнова

* Тесть Леонида Парфёнова был журналистом, работал в газете «Советская Россия», потом в отраслевых изданиях.
* Тёща Леонида Парфёнова была редактором и составителем словарей, по профессии - лексикограф.
o Сын Леонида Парфёнова - Иван Парфёнов (1988), учился в Англии, в Германии, там и закончил школу. Закончил Миланский экономический университет.
o Дочь Леонида Парфёнова - Мария Парфёнова (1993), учится в Италии в школе Британского совета. Хочет поступить в университет ресторанно-гостиничного бизнеса.

Фильмография Леонида Парфёнова

Документальное кино с участием Леонида Парфёнова

1. 1988 - Дети XX съезда (о поколении шестидесятников)
2. 1992 - Портрет на фоне: Игорь Кириллов
3. 1993 - Портрет на фоне: Борис Гребенщиков
4. 1993 - Портрет на фоне: Муслим Магомаев
5. 1993 - Портрет на фоне: Алла Пугачёва
6. 1993 - Портрет на фоне: Егор Гайдар
7. 1993 - Портрет на фоне: Евгений Леонов
8. 1997-2003 - Намедни 1961-2003: Наша эра
9. 1998 - Весь Жванецкий (телевизионное собрание сочинений Михаила Жванецкого)
10. 1998 - Новейшая история. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (о телефильме «Семнадцать мгновений весны»)
11. 1999 - Век Набокова (к 100-летию Владимира Набокова)
12. 1999 - Новейшая история. Место встречи. 20 лет спустя (о телефильме «Место встречи изменить нельзя»)
13. 1999 - Живой Пушкин (к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина)
14. 2000-2003 - Российская империя

15. 2000 - Зыкина (о Людмиле Зыкиной)
16. 2000 - 300 лет Новому году
17. 2002 - Геннадий Хазанов. Жил был я (о Геннадии Хазанове)
18. 2004 - Ведущий (к 70-летию Владимира Познера)
19. 2004 - О мир, ты - спорт! (об Олимпийских играх 2004 года в Афинах)
20. 2005 - Люся (к 70-летию Людмилы Гурченко)
21. 2005 - Война в Крыму - всё в дыму (о Крымской войне)
22. 2005 - Частный Рубенс за сто миллионов (о судьбе одного из главных шедевров Рубенса, картины «Тарквиний и Лукреция», вывезенной после войны из Германии в СССР)
23. 2005 - Гамбит. На месте событий (телепредисловие к кинофильму «Турецкий гамбит»)
24. 2006 - И лично Леонид Ильич (к 100-летию Леонида Брежнева)
25. 2007 - Вечный Олег (к 80-летию Олега Ефремова)
26. 2008 - Современница (к 75-летию Галины Волчек)
27. 2009 - Птица-Гоголь (к 200-летию Николая Васильевича Гоголя)
28. 2009 - С твёрдым знаком на конце (к 100 летию с момента основания и 20-летию с момента возобновления издания газеты Коммерсантъ.)
29. 2010 - Хребет России (история Урала)
30. 2010 - Зворыкин-Муромец (история создания телевидения и биография Владимира Зворыкина)
31. 2011 - Он пришёл дать нам волю (к 80-летию Михаила Горбачёва)

Игровое кино с участием Леонида Парфёнова

1. 1996 - Старые песни о главном-2 - второй дед Мороз
2. 2000 - Тихие омуты - камео
3. 2003-2008 - 38 обезьян (мультфильм) на канале 2?2 - Профессиональный закадровый дубляж.
4. 2011 - Generation П - камео
5. 2011 - Борис Годунов - дьяк Щелканов

Леонид Парфёнов в рекламе

Библиография Леонида Парфёнова

1. Парфёнов Л. Намедни. Наша эра. 1961-1970. - М.: КоЛибри: Издательская Группа Аттикус, 2009. - 272 с. - 50000 экз. - ISBN 978-5-389-00248-7
2. Парфёнов Л. Намедни. Наша эра. 1971-1980. - М.: КоЛибри: Издательская Группа Аттикус, 2009. - 272 с. - 50000 экз. - ISBN 978-5-389-00575-4
3. Парфёнов Л. Намедни. Наша эра. 1981-1990. - М.: КоЛибри: Издательская Группа Аттикус, 2010. - 288 с. - 50000 экз. - ISBN 978-5-389-00032-2
4. Парфёнов Л. Намедни. Наша эра. 1991-2000. - М.: КоЛибри: Издательская Группа Аттикус, 2010. - 304 с. - 50000 экз. - ISBN 978-5-389-01107-6
5. Парфёнов Л. Зворыкин Муромец (отец телевидения). - 2011. - 160 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-389-01502-9

Награды и номинации Леонида Парфёнова

ТЭФИ
Год Номинирован за Награда Итог
1995 «Намедни» Лучшая передача об искусстве Номинация
1995 «НТВ - новогоднее телевидение» Развлекательная программа Победа
1999 «Живой Пушкин» Специальный приз Победа
2002 «Намедни» Информационно-аналитическая программа Победа
2004 Леонид Парфёнов Специальный приз Победа
2010 «Зворыкин-Муромец» Телевизионный документальный фильм

Рождение медийной легенды - детство Леонида Парфенова

Тогда, 26 января 1960 года в городе Череповце, Вологодской области, в семье главного инженера металлургического комбината и учительницы, еще никто не мог догадаться о том, что на свет появился не просто мальчик Лёнечка. В тот день произошло появление на свет гениального журналиста, телеведущего, режиссера, актера, продюсера и просто интеллектуала своего времени – Леонида Парфенова.

Позже, в 1966 семье родится еще один мальчик – брат Леонида Владимир, который станет хорошо известным бизнесменом, занимающимся покупкой и продажей медицинского оборудования. Отец Леонида очень любил рыбалку и охоту, на них, как только появлялось свободное время от работы, он часто брал с собой и старшего сына.

Приход в профессию

Становление журналиста Парфенова начало происходить с момента поступления в 1977 году на факультет журналистики одного из самых престижных университетов страны – в Ленинградский университет имени Жданова, который Леонид успешно закончил уже в 1982 году.

После института Леонид Парфенов служил в рядах Советской армии в Ленинграде. Есть люди, которые приходят в профессию случайно, но это был по-настоящему правильный выбор. Как журналист он будет пробовать себя в самых разнообразных изданиях, среди них будут «Красная звезда», «Правда», «Московские новости», «Огонек», «Вологодский комсомолец».

Обломов,Собчак,Парфёнов - Рэп-молебен в поддержку веры

После опыта в печатных СМИ, Парфенов начнет понимать значимость и возможности, начнет понемногу влюбляться в телевизионное пространство. Первый опыт на телевидении относится к его работе на областном череповецком ТВ. Он первый, из немногих журналистов того времени, начнет вести дружбу с известными рок-исполнителями и музыкальными критиками, которые только появлялись на советском музыкальном пространстве. Среди них будут такие имена, как Александр Башлачев и Артемий Троицкий, встреча которых состоялась именно с легкой руки Парфенова в 1984 году. С легендарными личностями того времени Леонид регулярно проводил встречи в рамках программ областного телевидения.

Взрослая жизнь Парфенова

Взросление журналиста Парфенова началось с момента его прихода на Центральное телевидение в 1986 году в качестве специального корреспондента в молодежную редакцию, где он работал вместе с другими коллегами-журналистами над созданием программы «Мир и молодежь». Но этого Леониду Парфенову было мало, и в 1988 году он переходит работать на «Авторское телевидение», где можно было не только экспериментировать со словом, но и искать абсолютно новые формы подачи материала зрителю. Результатом работы на «АТВ» стал совместный с Андреем Разбашем трехсерийный документальный проект «Дети ХХ съезда» о знаменитом поколении 1960-х годов. Потом о процессе работы над первым своим документальным телефильмом Парфенов с особым трепетом напишет в книге «Влад Листьев. Пристальный реквием».


Распад СССР, приход в страну гласности и становление нового Российского государства стали этапными и в творчестве молодого, перспективного телевизионщика. В 1990-1991 годы он стал автором и ведущим развлекательной программы «Намедни», но из-за своих острых, как бритва, слов и умозаключений, его в начале 1991 года отстранили от работы на телевидении. Но этот факт не только не подрезал крылья Парфенову, он придаст ему еще большей уверенности в своих силах и укажет дорогу к созданию нового документального проекта «Портрет на фоне», который создавался на протяжении 1991-1993 годов и состоял из шести фильмов. Потом он будет работать над выходом неполитических новостей на Первом канале «Останкино», а в 1994 году начнет работать на канале НТВ, с которым у него будет связано много хороших и не очень событий в жизни. Кроме особой любви и трепета к телевизионной документалистике, Парфенов пробовал себя и в качестве автора таких популярных в начале 1990-х новогодних проектов, как «Старые песни о главном».

Во время работы на НТВ в период с 1997 по 2001 годы Леонид Парфенов будет постоянным ведущим и автором исторической программы «Намедни. Наша эра. 1961-1991», ему же будет принадлежать идея создания одних из самых грандиозных телевизионных проектов современности «Российская империя», «Живой Пушкин», «Особый взгляд Леонида Парфенова», их постоянным ведущим был также он. После ухода с НТВ в 2004 году, Парфенов перешел на работу на «Первый канал», который обрел в его лице автора и ведущего документальных фильмов «О, мир – ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и многих других. Все они стали доказательством журналистского таланта и прирожденной любви к аналитике Парфенова. С 2012 года работает на телеканале «Дождь».

Выступление Леонида Парфенова на Болотной площади

Работа – не только телевидение

. Леонид Парфенов с 2004 по 2007 год являлся главным редактором журнала «Русский Newsweek», а в конце 2007 года он начал работу над своим долгосрочным проектом – написанием книги-альбома «Намедни. Наша эра», которая на тот момент должна была состоять из четырех книг – десятилетий. Но уже с 2010 года Парфенов приступил к написанию пятого тома книги, первый полутом которой презентовал в 2011 году, а второй полутом – в марте 2013 года.

Пробует себя Леонид и в качестве актера дубляжа мультипликационных и художественных фильмов, работал в составе жюри телевизионных программ «Минута славы», «Высшая лига КВН», «Голосящий КиВиН», а с 2010 года на «Первом канале» является постоянным ведущим программы «Какие наши годы!» вместе с со ведущей Татьяной Арно.

Профессиональное признание

За годы работы на телевидении Леонид Парфенов создал порядка 38 проектов, многие из которых являются циклом телепередач или телефильмов. Его деятельность отмечена пятью наградами «Теффи» за программы, созданные в разное время, награжден премиями Союза журналистов России, именной премией Владислава Листьева, отмечен призами телепрессы, а также является постоянным членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Личная жизнь Леонида Парфенова

Как и многие успешные люди, которые реализовались в профессиональной сфере, Леонид Парфенов успешен и в делах семейных. Его единственной с 1987 года женой является Елена Чекалова, которая тоже является известным журналистом, автором многочисленных книг о телевидении.


В семье есть два ребенка – сын Иван и дочь Мария, которые получили образование за рубежом и никак не связывают свою дальнейшую жизнь с журналистикой. Сын Парфенова имеет экономическое образование Миланского университета, а дочь желает связать свою жизнь после окончания Итальянской школы Британского совета с ресторанным и гостиничным бизнесом.

Елена Чекалова заражает своим интересом, жаждой жизни. Елена не просто готовит — она изучает, откуда появилось блюдо, как его адаптировать к нашим продуктам — и рассказывает об этом с азартом и удовольствием. А еще Елена — жена известного тележурналиста Леонида Парфенова и мама 25-летнего Ивана и 21-летней Маши. Поэтому мы говорим и о стейках, и о школах, и о политике.

— Кулинария — это только одна часть жизни, у меня много других интересов. Например, путешествия — это то, без чего в жизни вообще нельзя обойтись. Еще меня очень волнует общественная жизнь: грустно смотреть на то, что сейчас у нас происходит. Ну литература, история, дети мои — много всего в жизни есть, помимо готовки.

"Попробуйте сырный пирожок, еще творожную запеканку", — хлопочет Елена, доставая из холодильника все новые блюда. С благодарностью соглашаюсь: "Как у вас все вкусно!"

— В нашем доме вас всегда накормят и даже напоят. Наверное, поэтому у нас много друзей. Приходят и друзья детей, все очень любят семейные сборища вокруг большого стола.

— Молодые люди сейчас чаще предпочитают посидеть в кафе.

— Да, они ходят в какие-то кафешки, куда могут себе позволить, но наши посиделки никогда не пропускают.

— "Могут себе позволить"? То есть вы их не балуете?

— Нет. Конечно, если у тебя нормальный достаток, то создавать искусственные условия, какой-то дефицит в жизни детей странно. Я считаю, что должна быть мера во всем. Правда, мы с мужем никогда не жалели денег на обучение детей. Хорошая школа, курсы — это пожалуйста. Какие-то тряпки, шмотки — это нет. Но они и не тряпичники, им скорее нравится путешествовать. Сын сначала учился в Англии, закончил школу в Германии, а потом поступил на экономический факультет известного университета Луиджи Боккони в Милане.

Маша училась здесь в частной школе, потому что у нее дислексия в очень тяжелой степени — и она не могла учиться в обычной школе. Ведь что такое дислексия? Это когда человек не усваивает письменную речь, когда на одной странице может 26 ошибок сделать. Мне говорили педагоги: "Ваша девочка умственно отсталая, ей надо учиться в вспомогательной школе". А девочка замечательная. Между прочим, Леонардо да Винчи, принцесса Диана были дислексиками. На Западе, где это давно диагностировано, в любой школе и университете есть специальные программы для дислексиков. На экзаменах их не ограничивают во времени, и не считают орфорграфические ошибки за ошибки — после получения заключения медицинской комиссии таким ученикам дают специальные стикеры, которые они наклеивают на свои работы, чтобы проверяющие видели, что ребенок с disability.

Мы с Машей занимались очень много — с психологами, логопедами — и постепенно вытянули. Она экстерном закончила здесь 11 класс, и в 16 лет она поехала учиться в Италию. Мы посчитали, что boarding school (школа с проживанием) для нас слишком дорога, поэтому отправили ее в дневную школу, а жила она в одной квартире с Ваней. Сын оказал большую помощь: он ходил на родительские собрания в школу, помогал сестре с уроками, а ведь у них всего 4 года разницы!

Позже Маша поступила без экзаменов в City University в Лондоне. В мае защитила диплом, сейчас пошла работать — пока на очень маленькую зарплату Я ей не помогаю материально, но у нее есть молодой человек, они живут вместе. Ваня тоже в Москве.


С мужем и детьми

— А вы не хотели, чтобы дети остались работать — и жить — там, где учились?

— Мои дети — страшные патриоты. Они хотят жить здесь, приносить пользу, они просто обожают свою страну. И считают, что нечестно ее бросать в трудную минуту. Они меня радуют: они не живут исключительно материальными интересами, не готовы идти на моральные компромиссы ради комфорта. Ни для нас, ни для наших детей критерий "круга", "полезных знакомств" никогда не имел большого значения. Как вы знаете, мой муж Леонид вообще сам из деревни Улома Вологодской области. Его мама до сих пор там живет, дети много времени там всегда проводили. И один из близких друзей моего Вани — оттуда. Для меня эти "круги" вообще ничего в жизни не значили абсолютно. И те, кто обращают на это внимание, мне не интересны.

Вот наш близкий друг, музыкант Вася Обломов — необыкновенно талантливый человек, он пишет потрясающие стихи, у него до сих пор ни квартиры в Москве, ничего. Он из Ростова-на-Дону, из совершенно обычной семьи — а ведь какой начитанный, какие замечательные пишет стихи. К сожалению, наша система, в том числе и образовательная, устроена таким образом, что людям без связей все труднее и труднее пробиться.


С дочерью Машей и Борисом Акуниным на митинге в защиту Алексея Навального

— Как раз при появлении ЕГЭ декларировалось, что это уравняет шансы, позволит детям из провинции поступать в лучшие московские вузы.

— То, что происходит с ЕГЭ — это катастрофа. Эти махинации, эти ответы в Интернете, эта подтасовка. Моя Маша сдала экзамен и получила свои оценки — это больной (тогда) ребенок, с дислексией! Но находились дети, которые брали открепительные талоны и вместе со своим репетиторами ехали в деревню сдавать ЕГЭ — там же легче со всеми "договориться". И мальчик-троечник из одной известной семьи получил очень высокий балл. С тех пор прошло 5 лет — и коррупция стала еще страшнее. А что вы хотите? В системе образования, как в капле воды, отражается ситуация в стране. Если ложь пронизывает все, если главные люди — те, с которыми считаются — это чиновники, а все остальные — быдло — то есть мы с вами.

И моим детям не просто. Мы их учили, как говорил Александр Исаевич Солженицын, жить не по лжи. Я все время думаю о том, как сегодня воспитывать? Это очень сложно, ведь родители не имеют права учить дурному.

Родительские ошибки и детские таланты

— А что родители должны в первую очередь, по вашему мнению?

— Задача матери — найти, что в ребенке есть особенного. Знаете, какая самая частая ошибка? Когда ты начинаешь сравнивать своего ребенка с другими — вот это самая ужасная материнская черта. Вот Петя, он... А ты, да какой ты ленивый, да почему же ты не можешь, нужно же учиться". В этот момент ты гробишь все таланты, которые есть в ребенке! А то, что в каждом ребенке есть что-то особенное, я сейчас убеждена на 1000%. И, в основном, бескрылыми детей делают матери и отцы — потому что говорят ребенку: "Вот ты такой — а должен быть другим!" Начинают его подгонять под выдуманный, вымечтанный образ — вместо того, чтобы следовать за его способностями и особенностями. Не бывает бесталанных людей, просто у одного талант — это математика, а другого — парикмахерское искусство. В каждой профессии есть звезды, просто важно дать ребенку найти себя, проявиться как личности.

В романе Бориса Акунина "Аристономия", который я очень люблю, как раз история о том, что человек должен понять себя. А задача родителей — помочь это сделать. Мне мой сын, например, говорит: "Я так хотел заниматься спортом, а тебе это всегда казалось неважным". Да, мне казалось, что это ерунда, такая трата времени, я делала упор на науки. А он признается: "Ты меня заставляла математику учить, которую я ненавижу".

И ведь только потом, по прошествии времени, понимаешь, сколько дров наломала. Да, почти все родители очень жестоки по отношению к детям. Нельзя в крайности впадать. Теперь я понимаю, что детей надо не заставлять учиться, а раскрывать преимущества образования: что это интересно, что ты сможешь стать более содержательным человеком, что жизнь у тебя будет более разносторонняя. Надо им предлагать заниматься разными вещами, ведь у нас же очень скучно в школах преподают.

Кухня и наука

— Чем, по-вашему, отличается современная кухня от того, что готовили наши бабушки и мамы?

— Сейчас кухня должна быть более легкой, простой. Если предлагать современной женщине старые рецепты, где по 12 шагов — их никто делать не станет. И я никого не осуждаю — просто времени не хватает!


С знаменитым поваром Гордоном Рамзи

— А почему раньше хватало? Ритм жизни другой?

— Да, и времени было больше: люди могли устраивать огромные обеды, сидеть за столом часами. Читая воспоминания о XIX-начале XX века, я вообще поражаюсь, насколько мы теперь живем быстрее. Я не знаю, хорошо это или плохо: люди очень много успевают всего делать — но не всегда понятно, зачем.

Сейчас много всяких технических приспособлений, новинок, мне нравится с ними экспериментировать. Я регулярно готовлю в мультиварках, и сейчас делаю для них серию рецептов. Мне очень нравится низкотемпературный режим — это так полезно и вкусно. Например, я купила толстый край для стейка, сделала маринад... Кстати, раньше думали, что лучший маринад — это кислая среда. Но теперь гастрономическая химия доказала, что кислота (уксус, вино, лимон) разрушает и действительно немного размягчает верхние слои тканей мышц, но в то же время она вытягивает из мяса жидкость и делает его суше.

Совсем другое дело, если использовать засолку. Изначально "маринад" происходит от слова marina — морская, то есть морская соль. Как действует соль? Как тепло: она проникает в самые толщи мяса — вместе с ней проникает и жидкость. Если мы взвесим кусок мяса до маринования в соляном растворе и после, то увидим, что он потяжелел. При готовке меньше теряется влага, а если мы знаем температуру, при которой уже начинается коагуляция белка, но еще не сжимаются мышцы — получается более нежная готовка.

Так вот, я беру стейк, погружаю его в рассол — главное, чтобы количество соли и время были правильно рассчитаны — а потом готовлю в мультиварке при температуре 60ºС. Если нужна красивая корочка, то потом быстро обжариваю, каждые 15 секунд переворачивая мясо другой стороной, чтобы не пересушить верхние слои.

— У вас такой научный, такой осознанный подход! Но кулинаров, готовых на такое, наверное, не очень много найдется...

— Нет, сейчас все больше и больше становится людей, готовых изучать и погружаться в эту всю науку. Они прекрасно понимают, что сегодня это не объяснение — "потому что так делала моя бабушка". И бабушка могла ошибаться, в конце концов!

— А с чем вообще связан нынешний кулинарный бум?

— Меня часто спрашивают об этом. Я отвечаю строками Евгения Боратынского:

Бывал обманут сердцем я,
Бывал обманут я рассудком,
Но никогда еще, друзья,
Обманут не был я желудком
Признаться каждый должен в том,
Любовник, иль поэт, иль воин, —
Лишь беззаботный гастроном
Названья мудрого достоен.

Я думаю, это происходит и потому, что у очень небольшого количества людей творческая работа. А человеку по своей природе это нужно, оказывается, и важно — делать что-то свое, творить, выдумывать, пробовать. Особенно с появлением Интернета. Я считаю, что кулинарный бум и Интернет взаимосвязаны, потому что каждый человек хочет аплодисментов. Если раньше все стремились в актрисы, то сейчас девочки знают, что можно приготовить вкусное блюдо, красиво сфотографировать — и тебе поаплодируют, скажут, что ты — молодец. Человек так устроен, он хочет одобрения, признания, хочет почувствовать себя значимым — и здорово, что люди все это находят, ведя блог. Иногда, правда, в кулинарной среде это приобретает очень агрессивные формы. Я поражаюсь, когда люди начинают оскорблять друг друга, если кто-то жарит или печет что-то не так. Хотя сейчас мне кажется, это стало утихать. Вообще мне интересно присутствовать и в Интернете, я готова там общаться, только технически недостаточно продвинута — но хотела бы научиться.


С мамой Анжеликой Яковлевной на праздновании ее 90-летия

Диеты и похудение

— В книге Массимо Монтанари "Голод и изобилие в Европе" написано, что раньше всегда считалось, что дородная фигура человека — это признак его достатка, а после промышленной революции XIX века стало модным наоборот быть поджарым и деятельным. Как вы относитесь к этому "требованию эпохи"?

— Конечно, следить за собой надо, но диеты, по моему мнению, это ерунда. Я и мои подруги пробовали очень разные диеты — не работала ни одна. А вот диета для меня вообще, как красная тряпка для быка. Одну из моих очень близких подруг еле спасли после того, как она увлеклась этим режимом питания. Ведь что происходит, когда человек ест столько белка? Чудовищная зашлакованность организма. Я всем рассказываю, что в средние века, когда хотели уморить человека медленной, мучительной смертью, его сажали на вареное мясо.

Диета Дюкана действительно работает для очень молодых людей, пока все органы в порядке.

Я считаю, что просто должно быть здоровое, правильное, сбалансированное питание. Если вечером очень хочется есть, то можно съесть небольшой кусочек нежирного мяса. Я вечером подаю мясо с овощами. А на завтрак мой муж очень любит каши, смузи с добавлением злаков.

Очень важно понимать, что когда можно есть. Я ем почти все, но понемногу. Только сахар в чистом виде не ем. И в десерты стараюсь добавлять не сахар или сахарозаменители, а готовить десерты с большим количеством фруктов и сухофруктов, иногда, если ягоды уж очень кислые, добавляю сироп агавы. Если вы кладете в ягодные пироги сахар в начинку, то всегда добавляйте понемногу и пробуйте — мы же отвыкли от натурального вкуса фруктов, надо стараться его не забивать, останавливаться тогда, когда еще чувствуется это богатство вкуса, аромата, а не просто сладость. В классическом торте, где бисквит, крем — там же ничего, кроме сладкого. Мне кажется, что так не интересно — и что мы лишаем себя такого разнообразия вкусов!