Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачными для Анны Андреевны. Родители ее расстались в 1905 году. Мать увезла в Евпаторию дочерей, больных туберкулезом. Здесь впервые столкнулась с бытом грубых чужих и грязных городов "дикая девочка". Она пережила также любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, написаны юной гимназисткой Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 годы, с самого их начала, Ахматова регулярно начинает печататься в московских и петербургских изданиях. После того, как создается "Цех поэтов" (в 1911 году), литературное объединение, она исполняет в нем обязанности секретаря.

Замужество, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилевым, также известным русским поэтом. С ним она познакомилась во время учебы в царскосельской гимназии. После чего Ахматова совершила в 1910-1912 годы, где подружилась с итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошло в ее жизни два важных события. Выходит первый сборник стихов Анны Андреевны под названием "Вечер", которым было отмечено ее творчество. Ахматова также родила сына, будущего историка, Николаевича - важное событие в личной жизни.

Входящие в первый сборник стихи пластичны по образам, использованным в них, ясны по композиции. Они заставили русскую критику говорить о том, что в поэзии возникло новое дарование. Хотя "учителями" Ахматовой являются такие мастера-символисты, как А. А. Блок и И. Ф. Анненский, поэзия ее была воспринята с самого начала как акмеистическая. На самом деле, вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэтесса в начале 1910 годов составила ядро этого появившегося в то время нового течения в поэзии.

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием "Четки" (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник "Белая стая", третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в "грешной" и "глухой" России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были "Подорожник", выпущенный в 1921 году, а также "Anno Domini" (в переводе - "В лето Господне", вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой - неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной Пустыни

Изменение своего "голоса" и "почерка" Ахматова связывала с серединой 1920 годов, с посещением в 1922, в мае, Оптиной Пустыни и беседой со Старцем Нектарием. Вероятно, эта беседа сильно повлияла на поэтессу. Ахматова состояла по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, являвшимся мирским послушником Серафима Саровского. Она восприняла через поколения идею искупления, жертвенности.

Второе замужество

В судьбе Ахматовой перелом был связан также с личностью В. Шилейко, ставшим ее вторым мужем. Это был ученый-востоковед, который занимался культурой таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь с этим беспомощным в быте и деспотичным человеком не сложилась, однако влиянию его поэтесса приписывала в своем творчестве возрастание философских сдержанных нот.

Жизнь и творчество в 1940 годы

Сборник под названием "Из шести книг" появляется в 1940 году. Он вернул на короткое время в современную литературу того времени такую поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время довольно драматичны. Ахматову застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Она была эвакуирована оттуда в Ташкент. Однако в 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград. В 1946 году, подвергнутая несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза Писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэтессы отмечено лишь тем, что в это время занималась художественным переводом Анна Ахматова. Творчество ее советскую власть не интересовало. Л. Н. Гумилев, ее сын, отбывал в это время наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу стихов Ахматовой состоялось лишь во второй половине 1950 годов. С 1958 сборники лирики этой поэтессы вновь начинают публиковаться. Была закончена в 1962 году "Поэма без героя", создававшаяся на протяжении аж 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, в Комарове. Могила ее представлена ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: "...пьянея звуком голоса, похожего на твой". Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика "Вечера" теоретическую программу акмеизма - нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: "Преодолевшие символизм". Мистическим далям и "лиловым мирам" их противопоставлялась жизнь в этом мире, "здесь и сейчас". Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены "ценностей незыблемой скалой".

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. Сочинение по творчеству ее можно было бы начать именно с этого тезиса.

В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова (сочинение по творчеству ее, "Ахматова и Маяковский", созданное этим же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтессы не издавались). В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира.

Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы.

Мотивы совести и памяти

Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти.

"Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь.

"Пушкинизм" Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы...

Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи").

В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...

23 (11) июня 1889 года родилась Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко). Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: «Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал...»


Анна Ахматова
гравюра Ю.Анненкова, 1921

Каждое лето Анна проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей Анна переехала с матерью в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).

Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Горенко согласилась стать женой Н.С.Гумилёва. С 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилёвых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911 года. Весной 1912 года Гумилёвы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилёв). В 1918 году, официально разведясь с Гумилёвым (фактически брак распался ещё в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Первые публикации. Первые сборники. Успех.

Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилёвым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910 года. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилёва. Осенью 1910 года Ахматова посылает свои стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией. Получив отрицательный ответ, отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилёва из африканской поездки (март 1911 года) Ахматова читает ему все сочинённое за зиму и впервые получает полное одобрение своих литературных опытов. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 году участники недавно образованного «Цеха поэтов», секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Жизнь Ахматовой протекает под знаком растущей столичной славы: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, её портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др.

В 1914 году выходит второй сборник «Чётки», который переиздавался около 10 раз. Этот сборник принёс ей всероссийскую славу, породил многочисленные подражания, утвердив в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 года Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

«Белая стая»

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулёза. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на её поэтической манере: остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в её новом сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».

Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды. Лишь осенью 1921 года, после смерти Блока и расстрела Гумилёва она расстаётся с Шилейко и возвращается к активной деятельности: участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два её сборника «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 году на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

С 1923 по 1935 годы Ахматова почти не создает стихов. С 1924 года её перестают печатать – начинается травля в критике, невольно спровоцированная статьёй К.Чуковского «Две России. Ахматова и Маяковский.» В годы вынужденного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь А.С. Пушкина, архитектуру Петербурга. Ей принадлежат выдающиеся исследования в области пушкинистики («Пушкин и Невское взморье», «Гибель Пушкина» и др.). На долгие годы Пушкин становится для Ахматовой спасением и прибежищем от ужасов истории, олицетворением нравственной нормы, гармонии.

С серединой 1920-х годов Ахматова связывала принципиальное изменение своего «почерка» и «голоса».

«Реквием»

В 1935 году были арестованы сын Ахматовой Л. Гумилев и её муж Н.Пунин. Ахматова кинулась в Москву, к Михаилу Булгакову, который негласно считался в литературных кругах «специалистом» по Сталину. Булгаков прочитал письмо Ахматовой в Кремль и, подумав, дал совет: не надо пользоваться машинкой. Ахматова переписала текст от руки, мало веря в успех. Но получилось! Без всяких объяснений двое арестованных были освобождены уже через неделю.

Однако в 1937 году НКВД готовит материалы для обвинения самой поэтессы в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован Лев Гумилёв. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который Ахматова два десятилетия не решалась даже зафиксировать на бумаге. Факты личной биографии в «Реквиеме» обретали грандиозность библейских сцен, Россия 1930-х годов уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоминался Христос, саму себя, «трёхсотую с передачей», Ахматова называла «стрелецкой жёнкой».

В 1939 году имя А. Ахматовой было неожиданно возвращено в литературу. На приёме в честь награждения писателей товарищ Сталин спросил об Ахматовой, стихи которой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? Почему ничего не пишет?». Ахматова тут же была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 году (после 17-и летнего перерыва) вышел её сборник «Из шести книг», который сама Ахматова не без иронии называла «подарком папы дочке».

Война. Эвакуация

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят…».

В конце сентября 1941 года по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Обратившийся в роковые дни к замученному им народу со словами «Братья и сестры…», вождь понимал, что патриотизм, глубокая духовность и мужество Ахматовой пригодятся России в войне с фашизмом. Стихотворение Ахматовой «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия.

Два с половиной года А.Ахматова проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) В 1943 году Анна Андреевна награждена медалью «За оборону Ленинграда». А после войны, весной 1946 года, она была удостоена приглашения на торжественный вечер в честь годовщины великой Победы. Когда опальная поэтесса вдруг прежней королевой поэзии царственно вышла на сцену колонного зала Дома Союзов, зал встал, устроив овацию, которая длилась 15 (!) минут. Так было принято чествовать только одного человека в стране…

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

Вскоре Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского литератора и философа И. Берлина, да ещё в компании с внуком У. Черчилля. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введённой в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны.

Сентябрь 1946 года сама Ахматова называла четвертым «клиническим голодом»: исключенная из Союза писателей, она была лишена продовольственных карточек. В её комнате было установлено прослушивающее устройство, неоднократно устраивались обыски. Постановление вошло в школьную программу, и несколько поколений советских людей ещё на школьной скамье усваивали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница». В 1949 году вновь арестовали Льва Гумилева, прошедшего войну и дошедшего до Берлина. Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова покривила душой: написала цикл восхваляющих Сталина стихов «Слава миру» (1950). Истинное своё отношение к диктатору она выразила в стихотворении:

Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956 году, а бывший муж поэтессы Н.Пунин, также вторично арестованный, умер в сталинских лагерях.

Последние годы. «Бег времени»

Последние годы жизни Ахматовой, после смерти Сталина и возвращения из заключения сына, были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», наконец-то получила жильё. Появилась возможность издать большой сборник «Бег времени», в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. Ахматову номинируют на Нобелевскую премию.

В 1964 году она получает в Италии престижную премию «Этна-Таормина», и в 1965 году в Англии - звание почетного доктора Оксфордского университета.

В течение двадцати двух лет Ахматова работала над итоговым произведением – «Поэма без героя». Поэма уводила в 1913 год – к истокам русской и мировой трагедии, подводила черту под катастрофами ХХ столетия. В поэме Ахматова размышляет о настигшем Россию возмездии и ищет причину в роковом 1914 году, в той мистической чувственности, кабацком угаре, в который погружалась художественная интеллигенция, люди её круга. Магия совпадений, «перекличек», дат всегда ощущалась Ахматовой как основа поэзии, как тайна, лежащая у её истоков. По одному из таких знаменательных совпадений Ахматова умерла в годовщину смерти Сталина – 5 марта 1966 года. Кончина Ахматовой в Домодедово под Москвой, отпевание её в Ленинграде и похороны в посёлке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом.

Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а её смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

Анна Ахматова известнейшая поэтесса XX века. Вместе со страной она пережила революцию, две войны и блокаду Ленинграда. Личность Анны Ахматовой заслуживает отдельного внимания, поэтому предлагаем вам познакомиться с краткой поэтессы для детей и интересными фактами ее жизни.

Биография Анны Ахматовой кратко, самое главное

Анна Ахматова (Горенко) родилась в 1889 году, неподалеку от Одессы. Через год после рождения будущей поэтессы семья перебирается в Царское Село. В Царскосельской гимназии Анна впервые повстречала своего будущего мужа Николая Гумилева. Так получилось, что семья Горенко распалась, и в 1905 году мать, забрав детей, перебирается в Евпаторию. Через год Анна уезжает в Киев, где ее принимают на обучение в гимназию. После ее окончания Анна возвращается в Санкт-Петербург, где заканчивает литературные курсы.

Творчество поэтессы

Стихи Анна начинает писать с одиннадцати лет, но впервые стихотворение печатают во Франции, в русскоязычном журнале Сириус. Изучая дальнейшую краткую биографию Анны Ахматовой, мы видим, что ее творческий путь пролегает в литературное объединение Цех поэтов. Он объединял акмеистов — новое направление в литературе.

Первый сборник стихов Ахматовой выходит в 1912 году. Через 2 года после сборника Вечер, выходит второй — Четки. Главной темой ее работ были любовные переживания. Стихи поэтессы пришлись по душе читателям и они с удовольствием их слушали и читали. Анна становится очень популярной.

Личная жизнь

Еще в Царском Селе Анна впервые увидела своего будущего мужа Николая Гумилева, который уже тогда стал ухаживать за девушкой. Позже Ахматова вела с ним переписку. Эта переписка и привела к их дальнейшим отношениям, что завершаются замужеством Анны в 1910 году. Через два года она дарит Гумилеву сына Льва. И вот в семью писателей ворвалась Первая мировая война. Гумилев уходит на фронт, а Анна пребывает в Слепневе, где было расположено имение Гумилевых.

Там продолжается ее творческая деятельность, в ходе которой издается очередной сборник стихов Белая стая. Революционные события приводят к тому, что из России стали уезжать многие талантливые люди, но Ахматова остается верной своей Родине и несмотря на возможность бежать, не покидает пределы страны, осуждая беглецов в своих стихотворениях. Примером может стать стихотворение Мне голос был, или ее работа Ты — отступник.

Со своим первым мужем Ахматова расстается в 1918 году и спустя некоторое время выходит замуж за Шилейко. Со вторым избранником она прожила по 1921 год, который оказался для поэтессы непростым. Несмотря на то, что в 1921 году выходит ее четвертый и пятый сборники, Гумилева приговаривают к расстрелу, а со вторым мужем Ахматова расстается. Следующим мужем Ахматовой становится Пунин.

Со средины двадцатых годов Ахматову перестают печатать, а в 30-х годах ее мужа и сына арестовали, но Анна быстро добивается их освобождения. Однако, сын попадает под арест снова, и ему дают срок пять лет исправительных лагерей. очень хорошо передает чувства, что испытала Ахматова, простаивая очередь на свидание с арестантом.

Перед войной Ахматову принимают в Союз писателей и она издает сборник Из шести книг. В годы Великой Отечественной Анна Ахматова в эвакуации в Ташкенте. Не переставая писать, она зачитывая свои стихотворения раненым солдатам. Возвращается из эвакуации она лишь 1944 году. В 46-м году ее исключают из Союза писателей. В 1962 году Ахматова завершает свою работу Поэма без героя, над которой поэтесса трудилась более двадцати лет.

Шстидесятые года стали для Ахматовой знаменательными. Она получает признание, ее награждают государственными премиями. В 1965 г. она печатает последний сборник Бег времени, а в 1966-м, из-за проблем с сердцем, Ахматова умирает.

Ахматова Анна Андреевна

Настоящая фамилия – Горенко (род. в 1889 г. – ум. в 1966 г.)

Русская поэтесса. Книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Бег времени»; циклы «Тайны ремесла», «Ветер войны», «Северные элегии»; поэмы «Реквием», «Поэма без героя»; статьи о Пушкине и др.

Анну Ахматову современники именовали торжественно и величаво – «Анна всея Руси». Действительно, в ее облике, в осанке, в обращении с людьми было что-то величественное, горделивое. Не случайно ее поэтический «крестник» Иосиф Бродский говорил, что, глядя на

Ахматову, он представлял себе, что такой, вероятно, могла быть императрица Екатерина II. А немецкий писатель Г. В. Рихтер, присутствующий при вручении Ахматовой литературной премии в Таормине в Италии, называя ее «царицей поэзии», писал: «Анна Ахматова… высокая женщина, на голову выше всех поэтов среднего роста, подобная статуе, о которую разбивались волны времени с 1889 г. и до наших дней. Видя, как она шествует, я внезапно понял, почему в России время от времени могли править именно царицы…»

Естественность, простота и горделивость были присущи Ахматовой в течение всей жизни, где бы она ни пребывала. Даже в поздние, нелегкие для нее годы, в очереди за керосином, в переполненном ташкентском трамвае, в больнице люди, не знавшие ее, сразу замечали в этой женщине «спокойную величавость», неизменно вызывавшую восхищение. Ее прекрасной внешности гармонически соответствовало истинное величие духа и огромная душевная сила.

Высокая свобода души давала Анне Ахматовой возможность стоически переносить клевету и предательство, обиды и несправедливость, нищету и одиночество, которыми так была полна ее жизнь. И проходила Ахматова через все невзгоды так, будто мир земных реальностей для нее не существовал. Однако во всем, что было в этом мире, она оставляла свои знаки добра, сострадания и правды. Наверное, поэтому поэзия Ахматовой, наполненная светом, музыкой и тихой печалью, звучит так легко и свободно.

Родилась Анна Андреевна на юге России, в Одессе, 11 июня 1889 г. в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны (в девичестве Строговой). Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте. Из русских поэтов первыми открыты были ею Державин и Некрасов, затем – Пушкин, любовь к которому осталась на всю жизнь.

В 1905 г. Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 г. Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 г. они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.

С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. В это время молодая поэтесса познакомилась с Блоком, Бальмонтом, Маяковским. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 г. вышел первый сборник стихов «Вечер». Своим именем Анна Андреевна всегда очень гордилась и даже выразила это чувство в стихотворных строчках: «В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна, сладчайшее для губ людских и слуха» – так гордо и торжественно писала она о своей юности. Гораздо менее известно, что когда молодая поэтесса поняла свое предназначение, то не кто иной, как отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихотворения фамилией Горенко. Тогда Анна и взяла фамилию своей прабабушки – татарской княгини Ахматовой.

Сразу же после издания сборника «Вечер» Ахматова и Гумилев совершили новое путешествие, на сей раз по Италии, а осенью того же 1912 г. у них родился сын, которому дали имя Лев. Писатель Корней Чуковский, познакомившийся с Ахматовой в это время, так описывал поэтессу: «Тоненькая, стройная, изящная, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. То было время ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов».

Анна Ахматова очень рано поняла, что писать надо только те стихи, которые «если не напишешь, то умрешь». Иначе, как она считала, нет и не может быть поэзии. А еще, чтобы поэт мог сочувствовать людям, ему надо пройти через отчаяние, горе и научиться преодолевать их в одиночку.

В марте 1914 г. вышла вторая книга стихов «Четки», которая принесла Ахматовой уже всероссийскую известность. Следующий сборник «Белая стая» увидел свет в сентябре 1917 г. и был встре чен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знал Ахматову близко, хорошо понимали и значимость ее творчества.

В марте 1917 г. Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 г., когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.

Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она написала, «все расхищено, предано, продано; все голодной тоскою изглодано». Но Россию не покинула, отвергнув «утешные» голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того как в 1921 г. большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.

Декабрь 1922 г. ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.

Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой – выходом поэтических сборников «Anno Domini» и «Подорожник», закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом этих исследований стали работы: «О Золотом петушке», «Каменный гость», «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году».

Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 г. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший в период репрессий три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как хлопотала она и за арестованного в то же страшное время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 г. в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму «Реквием».

В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха».

Отечественная война 1941 г. застала Анну Андреевну в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 г. Здесь поэтесса чувствовала себя не так одиноко. В обществе близких и приятных ей людей – актрисы Фаины Раневской, Елены Сергеевны Булгаковой, вдовы писателя. Там же она узнала о переменах в судьбе своего сына. Лев Николаевич Гумилев просил отправить его на фронт, и просьбу его удовлетворили.

Летом 1944 г. Ахматова вернулась в Ленинград. Она выезжала на Ленинградский фронт с чтением стихов, с успехом прошел ее творческий вечер в Ленинградском доме писателей. Весной 1945 г., сразу после победы, ленинградские поэты, в их числе и Ахматова, с триумфом выступали в Москве. И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 г. было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко определялось как «чуждое идеологически». Общее собрание ленинградской творческой интеллигенции дружно одобрило линию ЦК по отношению к ним. А через две недели президиум правления Союза писателей СССР постановил «исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей», тем самым оба литератора практически лишались средств к существованию. Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами, хотя всегда считала, что переводить чужие и писать собственные стихи немыслимо. Она выполнила несколько серьезных в художественном отношении работ, среди которых переводы трагедии Гюго «Марион Делорм», корейской и китайской поэзии, лирики Древнего Египта.

Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 г., когда из печати вышла ее «Поэма без героя», которая писалась 22 года, а в 1964 г. увидел свет поэтический сборник «Бег времени». Любители поэзии приняли эти книги с восторгом, впрочем, они Ахматову никогда и не забывали. Несмотря на долгие годы молчания, ее имя, произносимое с неизменным глубоким почтением, всегда стояло в первом ряду русских поэтов ХХ века.

В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 г. Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» – в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. Процедура вручения премии проходила в старинном сицилийском городе Таормина, а в Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь.

В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 г. Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Церемония прошла особенно торжественно. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней.

Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.

Она не сетовала на возраст и старость приняла как должное. Осенью 1965 г. Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 г. она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 г., перед самой смертью, она писала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Анна Андреевна Ахматова, великая русская поэтесса, родилась 11 июня 1889 года. Местом рождения стал город Одесса, где ее отец, потомственный дворянин работал в должности инженера-механика. Ее мать, И. Э. Стоговая, находилась в родстве с первой русской поэтессой Анной Буниной. По материнской линии Ахматова имела предка ордынского от его имени она и образовала свой псевдоним.

Детство

Краткая биография Ахматовой упоминает о том времени, когда ее в возрасте одного года перевезли в Царское Село. Там она прожила до шестнадцати лет. Среди самых первых воспоминаний она всегда отмечала великолепные зеленые парки, ипподром с маленькими пестрыми лошадками, старый вокзал. Летние месяцы Ахматова проводила на берегу Стрелецкой бухты, под Севастополем. Она была очень любознательной. Рано научилась читать по азбуке Льва Толстого. Внимательно слушала, когда учительница занималась французским со старшими детьми, и уже в пять лет могла изъясняться сама. Биография и впервые тесно переплелись, когда ей было всего одиннадцать лет. В этом возрасте она написала свое первое стихотворение. Обучалась девочка в Царскосельской гимназии. Вначале ей давалось это с трудом. Однако вскоре дела пошли намного лучше.

Юность

Краткая биография Ахматовой непременно должна отразить тот факт, что ее мать в 1905 году развелась с мужем и вместе с дочерью переехала в Евпаторию, а оттуда в Киев. Именно здесь Анна поступила в Фундуклеевскую гимназию, а после ее окончания на Высшие женские курсы, на юридический факультет. Все это время она живо интересуется литературой и историей.

Николай Гумилев

С Николаем Гумилевым Анна познакомилась будучи еще совсем юной, а именно в четырнадцать лет. Пылкий юноша сразу полюбил красавицу Ахматову. Любовь его можно назвать несчастной, так как добился он руки возлюбленной далеко не сразу. Несколько раз он делал ей предложение и неизменно получал отказ. И только в 1909 году Ахматова дает свое согласие. Они обвенчались 25 апреля 1910 года. Краткая биография Ахматовой не может в полной мере отразить всю трагичность и брака. Николай носил свою жену на руках, боготворил и окружал вниманием. Однако в то же время достаточно часто заводил романы на стороне. В 1912 году он полюбил по-настоящему свою юную племянницу Машу Кузьмину-Караваеву. Впервые Ахматова была свергнута с пьедестала. Такого поворота событий она вынести не могла, а потому решилась на отчаянный шаг. В этом же году она родила сына. Вопреки ее ожиданиям, муж воспринял это событие достаточно холодно и продолжал ей изменять.

Творчество

В 1911 году Ахматова переехала в Санкт-Петербург. В этом городе впоследствии будет открыт музей Ахматовой. Здесь она познакомилась с Блоком и впервые опубликовалась под своим псевдонимом. Известность и признание пришли к ней в 1912 году после выхода сборника стихов «Вечер». В 1914-м она выпустила сборник «Четки», а затем в 1917 году - «Белая стая». Значительное место в них занимает своеобразная любовная лирика и стихи Ахматовой о родине.

Личная жизнь

В 1914 году муж Ахматовой Гумилев уходит на фронт. Большую часть своего времени она проводит в имении Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. Краткая биография Ахматовой рассказывает далее о том, что через четыре года она разводится с мужем и снова выходит замуж за поэта Шилейко В. К. В 1921 году против Гумилева было сфабриковано дело, и он был обвинен в причастности к заговору против революции, в этом же году он был расстрелян. Вскоре, в 1922 году, Ахматова расстается со вторым мужем и завязывает роман с Пуниным, которого также арестовывали три раза. Жизнь поэтессы была сложной и печальной. Ее любимый сын Лев находился в заключении более 10 лет.

Взлеты и падения

В 1921 году в октябре и апреле Анна выпустила два сборника, которые стали последними перед длинной полосой цензурного надзора за ее поэзией. В двадцатые годы Ахматова подвергается жесткой критике, ее перестают печатать. Ее имя исчезает со страниц журналов и книг. Поэтесса вынуждена жить в нищете. С 1935 по 1940 годы Анна Андреевна трудится над своим знаменитым произведением «Реквием». Эти стихи Ахматовой о родине, о страданиях людей, покорили сердца миллионов людей. В этом произведении она отражает трагическую судьбу тысяч русских женщин, вынужденных ждать своих мужей из тюрем, растить детей в нищете. Ее поэзия была невероятно близка многим. Несмотря на запреты, ее любили и читали. В 1939 году Сталин отозвался положительно о творчестве Ахматовой, и ее снова стали печатать. Но как и прежде, стихи подвергались жесткой цензуре.

Великая Отечественна война

В начале войны Анна Ахматова (краткая биография непременно должна это отражать) находится в Ленинграде. Вскоре она уезжает в Москву, а затем эвакуируется в Ташкент, где и живет до 1944 года. Она не остается безучастной и старается всеми силами поддерживать боевой дух солдат. Ахматова помогала в госпиталях и выступала с чтением стихов перед раненными. В этот период она написала стихи «Клятва», «Мужество», «Щели в саду вырыты». В 1944 году она возвращается в разрушенный Ленинград. Свое жуткое впечатление от увиденного она описывает в очерке «Три сирени».

Послевоенный период

1946 год не принес Ахматовой счастья или хотя бы облегчения. Она наряду с другими авторами вновь была подвергнута самой жесткой критике. Ее исключили из Союза писателей, что означало конец любым публикациям. Причиной всему стала встреча писательницы с английским историком Берлиным. Долгое время Ахматова занималась переводами. В попытках спасти сына из заточения Анна пишет стихи, восхваляющие Сталина. Однако подобная жертва не была принята. был освобожден только в 1956 году. К концу жизни Ахматовой удалось преодолеть сопротивление бюрократов и донести свое творчество новому поколению. Ее сборник «Бег времени» был опубликован в 1965 году. Ей было позволено принять литературную премию Этно-Таормина, а также звание доктора Оксфордского университета. 5 марта 1966 года, перенеся четыре инфаркта, Анна Ахматова скончалась. Похоронена русская поэтесса под Ленинградом, на Память об этой великой женщине хранит музей Ахматовой. Он находится в Санкт-Петербурге, в