Всегда –НН-

Всегда –Н-

Непроизводные прилагательные.

невиданный

читанный

священный

смышленый

багряный

неслыханный

желанный

слышанный

приданое невесты

рдяный

негаданный

жеманный

ставленный

посажёный отец

пьяный

нежданный

обещанный

деланный

названый брат

румяный

неожиданный

считанный

штукатуренный

прощёное воскресенье

зеленый

нечаянный

нетленный

чванный

конченый человек

свиной

венчанный

бороненный

лелеянный

кованый жеваный

вороной

чванный

мысленный

черпанный

стираный-перестираный

пряный

раненый

юный

Словарные диктанты.

  1. Булка испечена, лицо взволнованно, избраны депутатами, жесты изысканны, дверь заколочена, окована цепью, волосы взъерошены, молодежь эрудированна и образованна, хорошо характеризованы, ответы слабы и неуверенны.
  2. Море взволновано ветром, почта принесена, совершенны по форме, средства изысканы, ответы неуверенны, ноги обморожены, обои наклеены, лицо желто и сморщенно, принесены рисунки, поступки рискованны.
  3. Ограничено правилами, атака отражена, она талантлива и воспитана, лицо задумчиво и сосредоточенно, болезнь запущена, работа зачтена, возведена на престол, расположено в горах.

Слова для линокарт и перфокарт.

Мужественный наклонно скошенный

Занесенный скреплены постиранный

Навеянный юность напряжённо

Немощеный чеканно отвлеченный

Овсяный трактованный замороженный

Руганый-переруганый просяной домотканый

Рыхленый стираный-перестираный асфальтированный

Уверенность неожиданно настенный

Усовершенствованный песчаный завоеванный

Мученик деревянный нежданный

Надуманный непрошеный приданое

Черченный мелом длинно смышленый

Мороженный во льду преданно изъезженный

Задуманный надуманный израненный

Печенный в золе ветреный подлинный

Тесты.

1 вариант.

1.В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Будем открове...ы, проза совреме...ика, беше...ая собака.

2) Правле...ая рукопись, решение зако...о, животное взбеше...о.

3) Ответить рассея...о, вечный стра...ик, ученики недисциплинирова...ы.

4) Лату...ые трубы, вяза...ая шапка, выборы преждевреме...ы.

1) Раны множестве...ы, бойцы ране...ы, движения скова...ы холодом.

2) дети воспита...ы и аккуратны, задачи реше...ы, планы расстрое...ы.

3) Аргументы взвеше...ы и точны, белье развеша...о, мы удивле...ы.

4) Маршруты определе...ы, поле скоше...о, дети смышле...ы.

3 . В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Ответить письме...о, гости...ая, овся...ый, овчи...ый.

2) Пусты...ый, деревя...ый, серебря...ый, ветре...ый.

3) Окраи...ый, подли...ый, невида...ый, уронить нечая...о.

4) Золоче...ые купола, слома...ые часы, беле...ые маляром потолки, безветре...ый день.

2 вариант.

1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Кова...ая решетка, масля...ая краска, свежезамороже...ая рыба, цели...ые земли.

2) Строче...ая шелком блузка, переперче...ая еда, незва...ый гость, долгожда...ый ответ.

3) Замасле...ый фартук, штопа...ый-перештопа...ый шарф, моче...ые яблоки, гравирова...ая надпись.

4) нереше...ый вопрос, броше...ая бочка, бракова...ая деталь, импровизирова...ый концерт.

2.В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) Окруже...ы забором, лица рассея...ы, экзамены выдержа...ы, уже глаже...ые вещи.

2) Тяжелоране...ый сапер, масле...ый блин, реше...ый пример, посаже...ый отец.

3) Краше...ые двери, нехоже...ые тропы, нежда...ый гость, бракова...ые детали.

4) Свежемороже...ые овощи, домотка...ая скатерть, смышле...ый малыш, некоше...ые травы.

3. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) Бара...ий, да...ый, беше...ый, паха...ый.

2) Песе...ый, балова..ый, пусты...ый, отчая...ый.

3) Серебря...ый, реше...ый, непроше...ый, свежескоше...ый.

4) Негада...ый, жаре...ый на костре, несоле...ый, заказа...ый.

3 вариант.

1. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Луже...ая кастрюля, неприбра...ая комната, дубле..ый полушубок, це...ые факты.

2) Купле...ые игрушки, погаше...ый огонь, груже...ая песком тачка, гаше...ая известь.

3) Рассея...ые ученики, свяще...ый долг, сказа...ое слово. тисне...ая золотом грамота, прекло...ый возраст.

4) Чита...ая-перечита...ая книга, ране...ый в руку боец, глаже...ое белье, рискова...ое поведение.

2. В каком ряду все слова пишутся с Н?

1) Сви...ая котлета, оцинкова...ое ведро, ветре...ая погода, дикови...ый зверь, пчели...ый рой.

2) Ветря...ая мельница, беше...ая скорость, гости...ый двор, незва...ые гости, полотня...ый завод.

3) Овчи...ый тулуп, серебря...ый перстень. подветре...ая сторона, некупле...ые подарки, мече...ый атом.

4) Лебеди...ая песня, беле...ые потолки. плене...ый рыцарь, нежда...ый гость.

3. В каком ряду все слова пишутся с НН?

1) Подветре...ая сторона, некормле...ый скот, стекля...ая дверь, незапятна..ая совесть.

2) Жела...ый ребенок, нечая...ая радость, корчева...ый участок, низи...ые кустарники.

3) Оловя...ые детали, газирова...ая вода, перче...ый-переперче....ый суп, подли...ый случай.

4) Асфальтирова...ое шоссе, безветре...ый день, несея...ые травы, рассея...ый ученик.

Материал для индивидуальных карточек.

  1. Коше…ая трава, скоше…ая трава, коше…ая утром трава, точе…ые ножки, заточе…ый карандаш, точе…ый мастером брус, плете…ое кресло, сплете…ые ветви, искусно плете…ые кружева, тка…ая скатерть, сотка…ая скатерть, тка…ая мастерицей скатерть, вяза…ый шарф, связа…ый шарф, вяза…ый бабушкой шарф, травле…ый волк, затравле…ый волк, травле…ый собаками волк.
  2. Чище…ая обувь, нечище…ая обувь, непочище…ая обувь, чище…ая мальчиком обувь, краше…ый пол, некраше…ый пол, краше…ый кистью пол, зва…ый обед, незва…ый гость, вызва…ый врач, зва…ые к ужину гости, мороже…ая рыба, немороже…ая рыба, свежемороже…ая рыба, мороже…ая на зиму рыба, золоче…ая трость, позолоче…ая трость, золоче…ая мастером трость.
  3. Купле…ый билет, лише…ый голоса, броше…ый мяч, реше…ый вопрос, неслыха…ый скандал, рожде…ый зимой, плене…ый враг, да…ый случай, нежда…ый гость, отчая…ый боец, свяще…ый долг, обиже…ый друг, испуга…ый воробей, виде…ый фильм, погаше…ый огонь, взволнова…ая речь, штопа…ый носок, пуга…ая взрывом ворона, корчева…ый лес, кова…ый сундук, закова…ый в латы.

В старинной гостинице.

В тума…ой дали песча…ого берега тускло светились багря…ые огни стари…ой гости…ицы. В гости…ой на краше…ом полу, украше…ом затейливым орнаментом, стоял искус…о сдела…ый стол с искусстве…ыми цветами в стекля…ой вазе. Точе…ые ножки стола с заточе…ыми концами были позолоче…ы. Жже…ые спички лежали на подставке серебря…ого подсвечника с зажже…ыми свечами, рядом стояла позолоче…ая ваза с позолоче…ыми ручками. В ней изумле…ому взору открывался стра…ый набор варе…ых овощей, моче…ых яблок, солее…ых огурцов и кваше…ой капусты. Копче…ая колбаса, туше…ое мясо, мороже…ая рыба, замороже…ые лангусты, толчее…ые орехи, сви…ые отбивные лежали в серебря…ых чашах. На отглаже…ой тка…ой скатерти, сотка…ой из белоснежного льна, стояли деревя…ые блюда, стекля…ые фужеры, оловя…ые ложки, костя…ые вилки. Сквозь закопче…ые стекла еле пробивался лу…ый свет.

Материал взят из следующих пособий:

Иванова С.Ю., Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2006.

Ахрименкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. М.: Просвещение, 2005.


  1. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

нн

Пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

Примеры: правленый текст, мощёная улица

Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный, читанный

В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

Примеры: купить – купленный, сделать – сделанный

Исключения: смышлёный, приданое, названый (брат), незваный (гость), непрошеный

Пишется в кратких причастиях

Пример: работа выполнена в срок

При помощи суффиксов –ованн, -еванн

Примеры: рисковать – рискованный, корчевать – корчёванный

Исключения: кованый, жёваный

В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

Примеры: нарисованный, боец, раненный в ногу

Примечание 1. Наличие приставки не или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашеный – некрашеный, кованый – златокованый

Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.

Примеры: варёный – вареник, избранный – избранник

Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

Пример: дорога длинна (дорога длинная)

7 класс

Груж...ные вагоны, разгружен...ый вагон, груж...ные углем вагоны, вяз...ный свитер, связ...ный шарф, вязан...ый вручную шарф, священ...ый символ, желан...ый гость, негад...ный случай, неслых...ный поступок, мотивирован...ый отказ, балован...ый ребёнок, циклёван...ый пол, рассеян...ый человек, избран...ые труды, умерен...ый климат, брошен...ые деньги, смышлё...ый юноша, назва...ый брат, богатое прида...ое, кипячён...ое в кастрюле молоко, ране...ый солдат, ранен...ый в руку солдат, мощ...ная улица, мощён...ая булыжником улица, печ...ный к...ртофель, печ...ный в золе к...ртофель, туш...ныё овощи, туш...нные на сковороде овощи, вяле...ая рыба, вялен...ая на балконе рыба, жаре...ые грибы, жаре...ные в сметане грибы, вскипяч...ное молоко, выглажен...ый костюм, наклеен...ая бумага, поездка ограниче...а, девочка воспита...а, войска противника рассея...ы и уничтоже...ы, лица сосреточе...ы, друзья образова...ы, комиссия образова...а, все озабоче...ы, организова...о спортивное общество, прошло организова...о, запута...а котёнком, история тума..а и запута...а, шаги увере...ы, движения замедле...ы, увере...ы в победе, костюмы подогна...ы, речь сдержа...а, и немногословна, всё испорче...о,

8 класс

Подстрижен...ые волосы, стриже...ые волосы, стрижен...ые под машинку волосы, нестриже...ые волосы, коше...ый клевер, выкошен...ый луг, некоше...ая трава, лома...ая линия, клёпа...ые трубы, сломан...ый замок, тушё...ый картофель, приглашён...ые артисты, непроше...ые гости, смешан...ое население, фасован...ые продукты, разочарован...ый взгляд, обоснован...ые пр...тензии, прив...легирован...ые сословия, полирован...ая поверхность, циклёван...ый пол, выкован...ый меч, кова...ая решётка, писа...ая красавица, писан...ый масля...ыми красками портрет, неписа...ые законы, желан...ый друг, невидан...ый размах, неслыхан...ая удача, неждан...ая радость, священ...ый долг, нечаян...ая встреча, смышлё...ый помощник, пута...ый след, запутан...ое дело, копчё...ые продукты, все возмуще...ы и удивле...ы, встревоже...а хищником

9 класс

Предложения обоснова...ны, войска сосредоточе...ны, бойцы сосредоточе...ны, выводы обоснова...ны, аудитория взволнова...на, девушка была весела и взволнова...на, они аккуратны и воспита...ны, скоше...ная трава, столбы точё...ные, головки золочё...ные, наклее...ные бумажки, сдержан...ые стоны, рифмова...ные звуки, выкрашен...ые стены, залоснён...ые манжеты, закопчён...ый потолок, копчё...ая рыба, писан...ые масл...ными красками картины, огороже...ный двор, плетён...ые коробки, стёган...ый халат, зажж..ные свечи, запута...ные нити, собра...ные ягоды, окраше...ные двери, засе...нные поля, убра...ные травы, засуше...ные цветы, разве...ные семена, фигуры рас...тавле...ны, руки исцарапа...ны, заряже...на картечью, заплака...ный ребёнок, балова...ный ребёнок, заигра...ная пластинка, жела...ный ребёнок, недвусмысле...ный ответ, нежда....ый – негада...ный, малосолё...ый огурец, наделё...ный умом, негаше...ная известь, ошеломлё...ный взгляд, первозда...ный вид, конкретизирова...ный материал, написа...ный реферат, дети обескураже....ы, избра...ны в парламент, гранё...ный стакан.свяа...ная шапка, вязв...ная мамой.вяза..ная кофта, кова...ный в кузнице, девушка воспита...на, мороже...ная рыба, ответы пута...ны

В сборнике представлены диктанты по русскому языку различных типов: словарные, орфографические, пунктуационные и комплексные. Дидактический материал отражает все основные правила правописания и соответствует школьной программе. Диктанты могут быть использованы для диагностики знаний, для отработки правил, вызывающих наибольшие трудности у учеников, а также при подготовке к любым видам экзаменов (в т. ч. в форме ЕГЭ). Ко всем деформированным текстам даны ключи.
Для преподавателей русского языка, репетиторов, а также учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей.

Мать рек русских.
Матерью рек русских издавна называли люди Волгу. Из-под сруба старинной часовенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеёк, через который перекинут бревенчатый мостик.

Проделав путь в три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров, Волга приходит к Каспийскому морю.
Какие только суда не встречаются на Волге!

Тяжело проплывает огромная нефтеналивная баржа, заменяющая собой много железнодорожных цистерн. Вслед за ней тянутся не спеша широкие баркасы с невысокими бортами, доверху нагруженные камышинскими арбузами. Взгляните издали с берега - точь-в-точь огромное блюдо с плодами плывёт по реке. А навстречу движется длинная улица, мощённая брёвнами. Как полагается, на улице выровнялись, будто по линейке, игрушечные домики. Перед домиком догорает костёр, кипит чай в закопчённом котелке, колышется на бечёвках вывешенное бельё - и всё это хозяйство медленно движется вниз по реке.

Не поодиночке, а караваном тянутся огромные плоты, насчитывающие по пятидесяти тысяч брёвен. Провести такую громадину по своенравным поворотам в течении реки - большое искусство.

Содержание
Предисловие
I. Словарные диктанты
Безударные гласные в корне слова
Чередующиеся гласные в корне
Гласные после шипящих и Ц
Употребление букв Э, Е
Звонкие и глухие согласные
Непроизносимые согласные
Двойные согласные
Употребление Ь во всех частях речи и формах слов
Гласные Ы, И в корне после приставок
Правописание приставок
Правописание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
Правописание Н и НН в словах различных частей речи
Правописание имен числительных
Правописание сложных слов
Правописание наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание предлогов, союзов, частиц
II. Орфографические диктанты
III. Пунктуационные диктанты
IV. Комплексные диктанты
Ключи
I. Словарные диктанты
II. Орфографические диктанты
III. Пунктуационные диктанты
IV. Комплексные диктанты.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, Ткаченко Н.Г., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Хрестоматия Тотального диктанта от Быкова до Яхиной, Рубина Д.И., 2019
  • 100 особых мини-диктантов для школьников и абитуриентов, Курочкина А.Л., Паршина В.В., 1995
  • Сборник диктантов по русскому языку, 4-11 класс, Лобанова В.Я., Закиева Х.М., 2014

Следующие учебники и книги.

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн ?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м - с нн ).

Размешанн ые краски

Бесценн ая вещь

Выкрашенн ые лавки

Поляна освещен а

Ткан ый узор

Туристы размещен ы

Комиссия образован а

Румян ые лица

Свин ые окорока

Некрашен ая ткань

Писан ая красавица

Тетрадь исписан а

Кожан ый портфель

Ветрен ый день

Ветрян ой двигатель

Безветренн ый день

Рассеянн ый мальчик

Нечаянн ая ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа - кожан ый: песок, рожь;

барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать - вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

выкрашенн ый забор - крашеный - давно не крашеный - некрашеный;

неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость- , - ний- , -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.

Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачётом.

Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.

Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутан а и неясна.

Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, - говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть - делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Карточки контроля

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный - ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица - масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность - копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо - золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать - шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг - нескошенный луг

Крашеное изделие - давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина - корзина не сплетена

Купленный хлеб - раненый солдат

Данный пример - тканый узор

Полусожженная рукопись - полувяленая рыба

Мороженое мясо - незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманны (верны) - все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль - движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд - двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить - беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба -

Засеянное поле -

Священная клятва -

Желанные праздники -

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи -

Сосредоточенные лица -

Испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны - воспитанны, изолированы - изолированны, спаяны - епаяннм, рассеяны - рассеянны, сдержаны - сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.