Ю.Н. Уварова, зав. отделом научной популяризации Музеев Московского Кремля

Разработаны новые музейные программы для школьников

Интегрируясь в современную систему образования подрастающего поколения, многие музеи создают новые , которые направлены на расширение аудитории постоянных посетителей музея и превращение музейных экспозиций в сферу увлекательного семейного досуга и дополнительного образования. В Музеях Московского Кремля отделом научной популяризации разработаны и используются на практике несколько новых видов просветительской деятельности , предназначенных для посетителей разного возраста:

  • культурно-образовательные общеобразовательных организаций (далее - ОО) и студентов;
  • программы с элементами театрализации;
  • творческие занятия в Детском центре по различной тематике, адресованные учащимся начальных классов и семейной аудитории;
  • знакомство с экспозицией временных выставок в форме лекционных программ и интерактивных занятий. При разработке содержания и методики проведения программ главными целями являются: углубленное знакомство с музейной экспозицией (по сравнению с обзорной экскурсией) и интерактивная манера подачи материала, предполагающая активное интеллектуальное и эмоциональное участие посетителей.

Для более эффективного контакта с педагогами ОО любого региона Российской Федерации, коллегами из других музеев и родителями учащихся Музеи Московского Кремля регулярно организуют и проводят целый ряд общественных мероприятий :

  • фестиваль-конференцию «Кремль - детям»;
  • научно-практический семинар «Школа-музей»;
  • конкурсы эссе для учащихся по различной тематике;
  • конкурсы детских рисунков и карнавальных костюмов, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.

В этом направлении деятельности есть традиционные проекты, которые существуют уже много лет, но не теряют свою актуальность, например, семинар «Школа-музей». Он организуется для учителей и директоров ОО г. Москвы и проводится один раз в два года в октябре с целью обмена мнениями между сотрудниками музея и педагогами по вопросам интеграции музейных программ в образовательный процесс - взаимодействия музея и школы . Методисты Музеев Московского Кремля представляют новые культурно-образовательные проекты и учебную вспомогательную литературу, участники семинара обсуждают пути взаимодействия и перспективы сотрудничества ОО и музея.

для учащихся

Из новых форм просветительской работы самыми востребованными можно признать культурно-образовательные программы для учащихся разного возраста по различной тематике. Эта форма предполагает несколько составляющих в рамках одной программы: лекция, занятие на экспозиции, интерактивное занятие с участием посетителей, во время которого они выполняют задания и отвечают на вопросы. Занятия могут проходить с использованием реквизита - исторической реконструкции подлинных памятников старины и шедевров из музейной коллекции. Основная цель культурно-образовательных программ - интеграция в образовательный процесс, например, в контексте преподавания учебных предметов, реализации внеурочной деятельности или развития системы работы дополнительного образования, а также расширение кругозора юных посетителей.

Поэтому созданы тематические авторские программы, соотносящиеся с программой учебного предмета «История России» для ОО. Архитектурные памятники и шедевры из собраний Музеев Московского Кремля помогают учащимся более глубоко и серьезно изучить исторический материал и являются превосходными иллюстрациями исторической эпохи и важных событий. Наиболее популярными программами для учащихся 5-7-х классов являются: «Иван Грозный - первый русский царь» и «Смутное время». Оба проекта сочетают короткую лекционную часть и занятия на экспозиции музея.

Культурно-образовательная программа музея «Иван Грозный - первый русский царь»

Культурно-образовательная программа для учащихся 5-7-х классов «Иван Грозный - первый русский царь» позволяет узнать о политических событиях XVI в., парадных церемониях и частной жизни царя Ивана Васильевича и его семьи. Одна из тем программы посвящена изобразительному искусству грозненской эпохи, с шедеврами которого учащиеся знакомятся на примере росписей и икон Благовещенского собора - домашнего храма московских государей. Полученные знания помогает закреплять тетрадь творческих заданий - педагог может использовать ее в классе во время урока. Тетрадь вручается каждому учащемуся и содержит вопросы и задания, карты Кремля и обширный изобразительный материал. Подобные рабочие тетради созданы для нескольких образовательных программ и являются хорошим вспомогательным материалом в учебном процессе.

Культурно-образовательная программа музея «Смутное время»

Авторская культурно-образовательная программа «Смутное время» также предназначена для учащихся 5-7-х классов и посвящена русской истории начала XVII в. События Смутного времени: смерть царя Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия, польская интервенция подробно рассматриваются не только в лекционной части, но и на примере памятников двух соборов Московского Кремля - Успенского и Архангельского. Учащиеся знакомятся с вопросами преемственности и законности власти государя, вспоминают царские династии (Рюриковичей и Романовых), правившие в России, обсуждают причины избрания на царство в 1613 г. Михаила Романова.

В связи с тем, что современные старшеклассники отличаются рациональным мировоззрением и стремятся к получению знаний, полезных для будущей профессии, несколько лет назад была разработана необычная форма образовательной программы для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля и студентов колледжа - деловая игра «Я - экскурсовод». Содержание программы предполагает знакомство с соборами, территорией Кремля и Оружейной палатой. Цель проекта «Я познакомлю вас с Кремлем» - создание каждым юным участником авторской экскурсии и последующая ее презентация в качестве экзаменационной работы. Программа апробирована и внедрена в образовательный процесс колледжа при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (включена в учебный план 3-го курса). Форма деловой игры способствует активному восприятию музейной экспозиции, знакомит с особенностями работы с посетителями, помогает старшеклассникам определиться в выборе будущей профессии.

Культурно-образовательная программа музея «Ушедший Кремль»

Образовательная программа для учащихся 9-11-х классов «Ушедший Кремль» разработана для будущих искусствоведов, архитекторов, специалистов по регионоведению. Проект имеет исследовательский характер и включает элементы игры-квеста, столь популярной в наши дни среди посетителей разного возраста. Учащиеся в лекционной части узнают о том, каким был Кремль в XVI-XIX вв., как менялся облик кремлевских улиц и площадей и какие сооружения возводились по указам российских государей. На практическом занятии учащиеся должны, ориентируясь по карте, найти, где именно в Кремле находились несохранившиеся дворцы, храмы и монументы, рассказать об истории их создания и причинах утраты. Программа требует от участников аналитического подхода к информации и навыков исследовательской работы. В завершение каждый учащийся представляет доклад с презентацией, посвященный одному из утраченных памятников Московского Кремля. Помимо образовательной задачи, этот проект ставит своей целью воспитание бережного отношения к историческому наследию и понимания важности его сохранности.

Музейные программы для школьников с элементами театрализации

Культурно-образовательные программы с элементами театрализации реализуются в музеях Кремля несколько лет. Разработка такой программы требует подготовки сценария, включения в сюжетную канву исторического персонажа, использования ролевой игры как метода погружения участников в атмосферу заданной эпохи. Большое значение для положительного эмоционального восприятия проекта имеют актерские навыки сотрудника музея, исполняющего роль некоего персонажа, и реквизит, являющийся исторической реконструкцией памятников старины. В настоящее время Музеи Московского Кремля предлагают учащимся среднего и старшего возраста две театрализованные программы, посвященные русской придворной культуре XVII в. - «Во кремлевских во палатах» и «У царицы на пиру». Они проводятся в экспозиции Патриарших палат и знакомят с повседневной жизнью русских государей. Прием театрализации требует от музейных сотрудников чувства меры и деликатности, он не должен заменять интерес к подлинным произведениям музейной экспозиции и служить исключительно развлекательным целям. Главная задача - пробуждение интереса к национальным традициям и создание яркого образа эпохи.

Познавательную функцию программы «Во кремлевских во палатах» выполняют и игровые моменты, включенные в сценарий программы: посетителям не только рассказывают о забытых в наше время деталях женского и мужского костюма знатного человека, но и предлагают померить их и увидеть, как элементы костюма носили в далекие времена. Двух участников программы наряжают боярышней и боярином, поясняют названия и значение составных частей их одеяний и аксессуаров. В результате юные посетители получают представление об особенностях русского средневекового костюма и этикете, принятом при царском дворе.

Программа «У царицы на пиру» также сочетает повествовательную (экскурсионную часть) и игровую, театрализованную. Благодаря красочной реконструкции торжественного застолья и разнообразному реквизиту воссоздается обстановка царского пира во дворце. Учащиеся принимают участие в ролевой игре - изображают различных персонажей - участников застолья. Интерактивное действо помогает им узнать о правилах этикета, парадных церемониях XVII в., законе местничества. Важной целью программы является знакомство с традициями русской национальной культуры и трансформация старинных обычаев в современный контекст. Обе программы включают работу с тетрадью творческих заданий.

Музейные программы для школьников с творческими заданиями

Работа с учащимися 1-4-х классов предполагает широкое использование творческих заданий , игровых моментов, реквизита, применение формы активной беседы и поощрения наиболее активных участников. Относительно новым методом познания музейной экспозиции и закрепления материала является творческое занятие, включенное в структуру образовательной программы. Подобное мероприятие сочетает знакомство с подлинными памятниками музея, повторение материала в виде лекции-беседы и создание предмета художественного творчества в технике, предложенной художником-педагогом. Этот вид работы помогает творчески осмыслить информацию об историческом прошлом и отобразить ее в художественных образах. Он пользуется особенным успехом не только в работе с учащимися, но и у семейной аудитории и в последнее время стал популярной формой семейного досуга.

В Музеях Московского Кремля методистами отдела научной популяризации разработано несколько тематических авторских программ, посвященных истории архитектурного ансамбля царской резиденции и знаменитым коллекциям Оружейной палаты. Программы реализуются в рамках детской студии «Светлица». Программы комбинируют посещение экспозиции и художественное творчество в Детском центре. Учащиеся выполняют несложные задания, используя подготовленные заранее заготовки художника. При этом они опираются на знания и впечатления, полученные во время посещения музея. Таким образом юные посетители, осваивая азы художественного творчества, закрепляют полученные знания и запоминают наиболее значимые исторические события, факты, явления культурной и бытовой жизни. Творческие задания выполняются в разных техниках: рисунок, аппликация, лепка, макетирование, а в качестве образцов используется реквизит и реконструкция подлинных старинных костюмов. Учащиеся узнают об особенностях работы с различными материалами и, создавая собственный «шедевр», ощущают себя настоящими «ремесленниками» - гончарами, строителями, рисовальщиками. Во время коллективных занятий присутствуют элементы взаимопомощи, а активное участие родителей и их эмоциональная поддержка способствуют атмосфере семейственности и дружелюбия.

Культурно-образовательная программа музея «Мы строим Кремль»

Чрезвычайно востребованной стала новая культурно-образовательная программа «Мы строим Кремль» , посвященная истории строительства новой великокняжеской резиденции в эпоху Ивана III. Она направлена на то, чтобы сформировать у учащихся осознанное восприятие красоты архитектурного ансамбля Московского Кремля и понимание его уникальной исторической и государственной значимости. Во время занятия учащиеся с картой Кремля проходят вдоль крепостных стен и башен, запоминают их названия, конструкцию, назначение. Под руководством опытного методиста они представляют картину вражеского нашествия и обороны Кремля в старину. В Детском центре юные посетители «строят» одну из самых красивых и высоких кремлевских башен - Водовзводную.

Музейные программы для школьников и семейной аудитории

Познавательную цель имеет серия программ с творческими занятиями для учащихся и семейной аудитории - «Навстречу праздникам» . В списке праздничных дат есть и старинные, и унаследованные от советского периода: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, 8 Марта, 23 Февраля. Главная цель проекта - рассказать об истории всеми любимых праздников и помочь учащимся создать своими руками подарок для родителей. Правда, часто не без помощи самих родителей, т. к. посетителями программы являются как классы обучающихся, так и семейные группы. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальным традициям, в наши дни далеко не все посетители знают историю появления наряженной елки на Рождество, символику пасхального яйца и значение Масленой недели. Программа «Навстречу праздникам» знакомит учащихся с этими важными понятиями и раскрывает глубокий смысл церковных и календарных праздников, используя форму лекции-беседы с показом красочных слайдов. Повествование о традициях празднования Пасхи включает занятие в экспозиции Оружейной палаты, где посетители могут увидеть прославленные шедевры фирмы К. Фаберже - пасхальные подарки. В Детском центре учащиеся, опираясь на полученные знания и вдохновленные увиденными произведениями искусства, создают свой «шедевр».

Более сложные цели ставит проект , получивший название «Клуб любителей древностей» . Он предлагается семейной аудитории, рассчитан на несколько лет обучения и предполагает последовательное изучение всего комплекса Музеев Кремля, а также истории искусства и различных музейных профессий. Секции клуба - это авторские программы методистов, состоящие из 16 занятий на экспозиции и в учебном классе: «Кремлевские достопамятности», «Мое открытие Кремля», «Я - геммолог», «Юные знатоки искусства». В процессе занятий теоретические знания подкрепляются знакомством с произведениями искусства, архитектурой и рассказом методиста о важных вехах русской истории на экспозиции музея. Обучение в клубе завершается в конце учебного года конкурсом эссе и устных докладов с презентациями о наиболее запомнившихся шедеврах и архитектурных сооружениях. Учащиеся, занимающиеся в студии «Светлица» и посещающие «Клуб любителей древностей», с удовольствием принимают участие в различных конкурсах как интеллектуальной, так и художественной направленности. Например, конкурс «Елке - быть», приуроченный к Рождеству и Новому году, объявляется на лучший тематический арт-объект: елку из необычных материалов или елочную игрушку на кремлевскую тему. В создании конкурсной работы обычно участвует вся семья, а в роли жюри выступают сотрудники Музеев Кремля, которые голосуют за самый оригинальный «сувенир».

Создание научно-популярной и вспомогательной литературы для учащихся связано с подготовкой и выпуском книг семейного чтения по различной тематике об истории русского государства и Московского Кремля, и целый ряд вспомогательной учебной литературы по курсу истории для учащихся 5-9-х классов. Поскольку подобные издания рассчитаны на семейную аудиторию, иллюстративный материал включает рисунки на заданную тему, которые художник создает на основании консультаций с автором книги - сотрудником музея.

Еще одной формой взаимодействия учебных заведений и музея можно считать научно-популярные издания серии «Музей - школе», которые вышли в свет впервые в 2013 г. В настоящее время методистами отдела научной популяризации выпущены вспомогательные материалы к курсу истории 5-8-х классов по следующей тематике: «Московский Кремль в 1812 г.», «Великий московский князь Иван III», «Воцарение Романовых». Издания имеют методический характер и рассчитаны на использование в процессе обучения педагогами и учениками, т. к. содержат не только необходимую информацию, но и многочисленные вопросы и задания по теме.

В 2017/18 учебном году Музеи Московского Кремля приглашают на семейные экскурсионные программы , лекции и музейные занятия в студии «Светлица» , а также в секциях Клуба любителей древностей . Занятия проходят в экспозиции музеев и на территории Детского центра.

Третьяковская галерея
от 5 лет
с октября по апрель
стоимость: занятия от 650 руб., лекции от 120 руб.


Детей от 5 лет приглашают в творческие мастерские в Новой Третьяковке «Азбука красок» (5+), «Мир музея» (6+), «Мастерская художника» (7+), «Стихи и краски» (8+), «Про личности. Дело художника» (9+). В лектории в Лаврушинском переулке можно посещать циклы лекций «За тридевять земель» (6+), «Сказочная страна» (7+) и «Сказки про животных. Мир книжной иллюстрации» (7+). Посещать занятия можно как по абонементу, так и на разовой основе.

Московский Мультимедиа Арт Музей
от 6 лет
с сентября по май
стоимость: от 21000 руб./год, 10500 руб./полгода

Музей предлагает несколько детских курсов, ориентированных на изучение искусств. Детей ждут на занятиях «30 шедевров мирового искусства» (6+), «Искусство древнего Рима и Византии», «История искусства: Барокко» (7+), «Искусство Возрождения. Великая эпоха и великие имена», «История Древнего мира. Искусство Междуречья и Древнего Египта» (8+). Также в МАММ проходит авторский курс Дарьи Невской «Диалоги о культуре» , ориентированный на ребят 2-11 классов. Для участия необходимо приобрести абонемент на год или полгода занятий.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства
от 5 лет
с октября по апрель
стоимость: от 3000 руб./абонемент, от 600 руб./разовое занятие

В Музее ДПНИ есть семейный абонемент «Русский дом» для детей 5-6 лет. На семейных занятиях по музейной арт-терапии «Шаг за шагом» ждут ребят 7-11 лет с родителями. Цикл занятий «Встречи в Доме Остермана» (9-11 лет) знакомит детей с коллекцией фарфора и художественного стекла, а «Дом-Храм-Корабль» (12-13 лет) — с историей и практикой русского зодчества. Посещать занятия можно как по абонементу, так и на разовой основе.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина
от 5 лет
с октября по май
стоимость: от 3000 руб./абонемент

ГМИИ им. Пушкина приглашает в кружки Центра эстетического воспитания «Мусейон». Есть семейные группы для родителей с детьми 5–6 и 6–7 лет, а также студии «Беседы об искусстве» для младших школьников (2-5 классы). Продолжить обучение можно на курсах Клуба любителей искусств , адресованных средним школьникам (5-8 классы). Также в музее действуют студии, куда можно поступить только пройдя собеседование: курс «Компьютерная графика», Изостудия (5–6 лет), художественные мастерские по керамике (9+) и эстампу (11+). В Клуб юных искусствоведов приглашают подростков, которые всерьез заинтересовались историей искусства. Для занятий в кружках нужно приобрести абонемент.

Институт русского реалистического искусства
от 3 лет
с сентября по май
стоимость: 5000 руб./5 занятий, 15000 руб./15 занятий

В ИРРИ детей 3-5 лет с родителями ждут на семейном курсе «Первый шаг в искусство» . Малыши также могут попробовать себя в разных жанрах на занятиях цикла «Арт-профи» или с театральным искусством на курсе «Театр. Там, где живет волшебство» . Для детей 8-14 лет запустили новую программу «Музей будущего» , участники которой смогут почувствовать себя практикующими архитекторами. Мастер-классы проходят в трех форматах: курсы - интенсивы (3 дня), короткие и долгосрочные (5 и 15 занятий) образовательные программы. По окончанию курсов участникам выдают сертификаты от института.

Московский планетарий
от 5 до 8 лет
с сентября по декабрь/с октября по май
стоимость: 3500 руб./7 программ

В Планетарии малышей 5-8 лет ждут на занятиях «Театра увлекательной науки» . Их ждет семь научных спектаклей, которые объясняют устройство мира: «Семья Солнышка», «Живые часы и компасы», «Проделки Луны», «Приключения Капельки воды», «Сказки Неба», «Путешествие солнечного лучика», «Секреты радуги». Для школьников 6-7 классов в Планетарии открыли бесплатный кружок астрономии , который будет работать с октября по май. В программе: выездные наблюдения, экспедиции в обсерватории России, встречи с легендарными космонавтами и крупными учеными, интересные экскурсии. Еще один образовательный проект — , где с октября по декабрь школьникам 4-9 классов рассказывают о законах природы и их проявлениях на звездном небе.

Музей Востока
от 7 лет
с октября по май
6000 руб./15 занятий

Для младших школьников в музее открыт кружок «Юный Востоковед» , где учеников 1-2 и 3-4 классов знакомят с культурой Востока и устройством музея посредством экскурсий, лекций и мастер-классов. Для школьников постарше (5-6 класс) проходит образовательная программа «Белый журавль» , направленная на углубленное изучение культуры и искусства Древнего и Средневекового Востока. посещать занятия можно по абонементу.

Государственный музей российской литературы им. В.И. Даля (Гослитмузей)
от 5 лет
с сентября по май
стоимость: от 250 руб./занятие, от 1000 руб./абонемент — «Книжная полка», 500 руб./занятие, 3400 руб./7 занятий — «Сказка выходного дня»

Гослитмузей приглашает детей на занятия в двух своих филиалах. В , которая работает в Музее ХХІ века , действует несколько абонементов: основной абонемент для детей 5-9 лет, литературная мастерская Валентины Дёгтевой для детей 10-13 лет и Мастерская сторителлинга для детей 10-13 лет. Заниматься в студии можно как по абонементам (на полгода или год), так и посещая разовые занятия, тематика которых совпадает с занятиями по абонементу.

В Доме И. С. Остроухова в Трубниках действует — в течении года можно посетить каждый из пяти образовательных кружков по литературе и русскому языку. Есть программы как для малышей, так и для школьников: «Книжные истории» (5+), «Литературный календарь» (7+), «Сказки и мифы народов мира» (7+), «Занимательная филология» (12+).

Еврейский музей и центр толерантности
от 3 лет
с сентября по май
стоимость: от 3000 руб./абонемент, от 300 руб./занятие

В Детском центре музея с началом учебного года стартует множество кружков и студий. Например, развивающая программа «У ребёнка 100 языков» для детей 3-4, 4-5 и 5-6 лет. Для детей 4-6 лет открыта студия английского «Little Bookworm» и клуб «Научная нешкола» . С 5 лет можно заниматься в Шахматном клубе или в театральной мастерской «Театр в кармане» . Для участников 8-12 лет работают студии Театр на английском «Drama people» и Кинопроект «8» . Для всех этих студий необходимо приобретать абонемент на месяц занятий. По воскресеньям в музее проходят занятия проектов Baby Parking (3+), «Наука через искусство» (3-5 лет) и дизайн-бюро «Простые формы» (6+), которые можно посещать на разовой основе.

Государственный Исторический музей
от 7 лет
с сентября по апрель
стоимость: от 4200 руб./абонемент

В ГИМ работает множество кружков для школьников, а посещать занятия можно с родителями. Можно знакомиться с работой художников разных эпох в студии «Жар-птица», изучать историю Древней и Средневековой Руси, раскрывать тайны нумизматики, знакомиться с историческим театром кукол, старинным рукоделием или видами резьбы по дереву. Всего в новом сезоне будет работать 17 кружков разной направленности. Для занятий необходимо приобрести абонемент.

Музей археологии Москвы
от 5 лет
с сентября по декабрь
стоимость: 450 руб./занятие

По воскресеньям филиал Музея Москвы на Манежной площади приглашают детей и родителей на ролевую программу «Играем в прошлое» и на занятия из цикла «Занимательная археология». В любой день, кроме понедельника можно посетить «Археологический практикум» и самому почувствовать себя археологом. Для посещения циклов занятий требуется предварительная запись.

Государственный Музей А.С. Пушкина
от 5 лет
с сентября по декабрь
стоимость: от 400 руб./занятия, от 1350 руб. абонемент

В Пушкинском музее для детей 5-7 лет с родителями проводят игровые тематические экскурсии «Играем сказки А.С. Пушкина» , «Негде в тридевятом царстве» и «Сказки Ученого Кота» . Посещать их можно по предварительной записи. Также в музее действуют экскурсионные абонементы для школьников: «Поговорим о старине» (1-5 классы) и «Привычки милой старины» (3-5 классы).

Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 5 лет
с сентября по май
стоимость: от 150 руб.


По выходным в Биологическом музее имени Тимирязева действует программа «Семья в музее» . Родителей с детьми ждут занятия «Смотри в оба!» , на которых можно посмотреть на мир глазами насекомых через специальные очки и испытать на себе оптические иллюзии, занятия «Зоопарк в капле воды» , на которых можно рассматривать под микроскопами мельчайших существ, «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» и «Уроки географии» , на которых мастерят из бумаги, клея, картона, пупырчатой плёнки и упаковок из-под яиц и слушают рассказы об окружающем мире.