● Источники усталости и напряжения будут возрастать. Боритесь с ними при помощи физических упражнений, а не коктейлей. Откройте для себя новые виды активности – йогу, танцы, гольф, теннис и все, что вам по душе, но только не отказывайтесь от пеших прогулок и ходьбы по лестницам.

● Солярий: НЕТ! Солнечные очки и солнцезащитный крем: ДА! А еще подумайте: лучше быть бледной сегодня, чем делать подтяжку лица завтра.

● Обмен веществ находится на самом пике. Используйте это, без опасений пробуя новые продукты. Но не забывайте про свежие овощи и фрукты в разгар сезона.

От 35 до 55 лет

"Мои года – мое богатство" – слабое утешение только для тех, кто еще молод. Француженки в этот период и в переносном, и в буквальном смысле находятся на пике жизненной активности – у нас на этот счет никаких сомнений нет. И у вас их тоже быть не должно. Если до сих пор вы вели здоровый образ жизни, теперь вы в полной мере способны оценить удовольствия, в том числе еду и секс. Вместе с тем, как вам уже известно, появляются продукты-провокаторы, норовящие разрушить вашу гармонию, достигнутую с таким трудом. Возникают новые обязательства в семье и на работе. Возможно, наступает пора заботиться одновременно и о детях, и о родителях – огромное напряжение. Уже почти нет "свободного времени". Более того, теперь мы переживаем довольно резкое замедление обмена веществ. Француженки относятся к этому периоду и как к своему расцвету, и как к кризису, но почти никто не опускает руки.

Нам отказано в юношеской невзыскательности – теперь промахи в правильном образе питания и здоровом образе жизни обязательно станут видны всем. Времени следовать модным диетам нет. Даже если вы похудеете, у вас появятся морщины, и вы будете выглядеть костлявой, поскольку кожа утрачивает эластичность из-за быстрой потери воды. И в сон клонит, как никогда прежде. Помните: раньше вы могли просидеть целую ночь, а наутро отправиться на работу как ни в чем не бывало? Все, прощай прежняя жизнь! Недосыпание на этом этапе скажется на вашем организме особенно явно и станет главной причиной лишних килограммов. Приходится признать, что миновали дни, когда свечу можно было безнаказанно жечь с обеих сторон. Начиная с тридцати пяти лет руководствуйтесь "правилом семи". Каждые семь лет проверяйте свой организм, серьезно изменившийся за указанный срок, и анализируйте свои привычки. Не ждите круглых дат, когда можно запросто заработать паралич или травму, да еще у всех на глазах. В тридцать пять лет замедляется обмен веществ, и уже нельзя питаться так, как в двадцать. Как правило, ежегодно каждые полфунта мышц превращаются в полфунта жира. В сорок два начинает понижаться уровень гормонов – этот процесс длится до менопаузы, примерно до сорока девяти. В это же время кости становятся хрупкими. В этом возрасте француженки, всю жизнь передвигающиеся пешком, начинают нагружать себя. Физические упражнения – верный способ остановить процесс превращения мышц в жир, который больше, чем что-либо, отличает двадцатилетних барышень от зрелых дам. Физические упражнения также препятствуют костным изменениям и стагнации метаболизма (не забывайте: в мышцах сжигается больше калорий, чем в других тканях, причем даже во время отдыха). Только не переусердствуйте, как это, к сожалению, получилось у Колетт. Начните с трех – пяти фунтов и медленно повторяйте движения, которые ваши мышцы контролируют в полной мере. Случайные упражнения не укрепят ваш организм – хороший результат дадут только медленные и последовательные занятия. Мышечная масса образуется благодаря серьезным нагрузкам. Раз вы не прочь позаниматься в спортзале (в этом нет особой необходимости, если вы придерживаетесь стратегии небольших нагрузок – безопасных при любом темпе – и ходите пешком, понемногу увеличивая физическое напряжение), на одно или два занятия обязательно наймите тренера. Недолюбливая спортивные залы, не могу дать никаких советов относительно тамошних тренажеров, смахивающих на системы вооружений. Тренируя верхнюю часть тела небольшими нагрузками, параллельно делайте по утрам приседания. Отдавайтесь этому занятию с душой. А для ног у меня один рецепт – лестница.

Необходимо учитывать серьезные психологические и эмоциональные потрясения, происходящие в эти годы, особенно если они связаны с весьма распространенными травмами вроде развода или утраты родителей. Мысли неизбежно возвращаются к теме собственной смерти. Порой это приводит к тому, что вы замыкаетесь в себе или, напротив, продолжаете искать новые впечатления и коллекционировать удовольствия. (Не буду здесь говорить, какой путь выбирают француженки.) Вы уже переросли юношеское желание немедленно получить награду за проделанную работу и теперь обрели счастливую возможность сбрасывать вес, как француженка. Многое попробовав на своем веку, вы уже знаете, что доставляет подлинное наслаждение. Никто не ценит мелочи так, как человек с ограниченным достатком. Впрочем, не упускайте из виду колонку с дебетом: требования и даже гримасы судьбы способны свести на нет все ваши радужные впечатления. Так что не сдавайтесь. Если вы не можете перечислить свои удовольствия, велика вероятность, что вы от многих из них отказались. Пора воспитывать в себе умение радоваться жизни.

Для меня эти годы ознаменовались обновлением рациона. Теперь я люблю соевые орехи, то есть целые соевые бобы – обжариваю их так, чтобы они хрустели и имели ореховый привкус. Я немного сократила свои порции, а в моем питании реже встречаются вредные ингредиенты. Теперь я ем шоколад не раз в день, как раньше, а трижды в неделю. Я стала меньше есть мясо. Сокращать потребление пищи нужно постепенно, тогда не заметишь никаких изменений. Кроме того, в эти годы я прибавила пятнадцать лестничных пролетов в неделю к своим обычным передвижениям по ступенькам. Двадцать минут в день помогают мне сохранить форму.

Доктор Чудо говорил, что, если в двадцать лет у вас здоровое телосложение, вы должны сохранить его на всю жизнь. Предлагаю несколько правил, которые помогут вам достичь этой разумной цели.

● Увеличьте долю фруктов и овощей в рационе, сократив потребление продуктов с содержанием жира и сахара. Медленно, но верно следуя данному принципу, даже сладкоежки добьются сбалансированного питания. Еще последовательнее придерживайтесь принципа "лучше меньше, да лучше", избегая ненужных калорий, а их место оставляя для настоящих наслаждений. Вкушайте удовольствие, не теряя бдительности.

● Внимательнее относитесь к ритмам своей жизни – ежедневным, еженедельным и ежемесячным. Делая физические упражнения, руководствуйтесь здравым смыслом. Осознанное отношение к происходящему снижает уровень стресса и способствует ощущению благополучия. Почаще делайте дыхательные упражнения.

● Всегда носите с собой бутылку с водой, увеличивая ее потребление хотя бы на две кварты в день.

● Начните вместе с едой принимать мультивитамины.

● Научитесь говорить "нет", чтобы в перспективе сказать "да" чему-нибудь другому.

● В будни устраивайте себе небольшие периоды отдыха. (Раньше после работы я посещала вечеринки и обеды, а теперь рано возвращаюсь домой и несколько минут посвящаю медитации. В результате этого вечером я чувствую прилив сил.) На работе делайте передышки: закройте глаза и подышите, прислушиваясь к себе.

● Попытайтесь расширить круг интересов. В жизни много неизведанного, а между тем женщины часто зависят от предпочтений своей молодости и в соответствии с этим относятся к среднему возрасту. Вчерашние новшества сегодня стали рутиной. Ваши удовольствия ограничены возрастом. Однако любознательность и умение получать удовольствие отнюдь не прерогатива молодежи.

● Ваша кожа с годами становится суше и теряет эластичность, но вам не нужны ни подтяжки, ни лечение стволовыми клетками. Вам необходимы увлажняющие средства и солнцезащитные кремы, причем даже в пасмурные дни. Почти все француженки, и я в том числе, на улице постоянно носят темные очки. Они предотвращают воздействие на кожу вредных солнечных лучей и усиливают впечатление загадочности.

От 55 до 77 и дальше

Данному периоду, несколько десятков лет назад называвшемуся "старостью", свойственны обостренные ожидания, и для многих наших современниц это самое активное время жизни. (Лучше поздно, чем никогда.) Хорошее самочувствие если и не редкость, то состояние преходящее. Проблемы со здоровьем, не слишком досаждающие женщинам помоложе, в эти годы приобретают особую актуальность. Именно поэтому на данном этапе важно баловать себя. Теперь слово "эгоизм" воспринимается позитивно: он не связан с себялюбием, но ассоциируется с последовательным и уравновешенным вниманием к своим потребностям, удовольствиям и дисциплине тела. После пятидесяти большинству женщин удается трезво смотреть на то, что их беспокоит. Наступает пора сосредоточиться на вполне конкретных вещах, сделать свое существование более комфортным благодаря простоте и понять: все, что ни делается, – к лучшему. Теперь мы говорим "нет" не потому, что хотим себя в чем-то ограничить, а потому, что обладаем знанием. Разум – неизменный союзник в деле сохранения здоровья. Доверяйтесь ему без оглядки. Однако это вовсе не значит, что нужно проводить свои последние годы, обливаясь потом. Пора отказаться от беспечности и стать безукоризненно элегантной.

«Гоголевское направление» - литературное направление, начало которому положил Н.В.Гоголь «петербургскими повестями», «Ревизором» и «Мертвыми душами» и которое определилось в 40-х годах как натуральная школа. В.Г.Белинский, выступавший горячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь с идейно-художественными принципами гоголевского реалистического творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на современную русскую литературу. Термин возник в 50-х годах 19 века в полемике между революционно-демократической и либеральной критикой как обозначение социально-критической, сатирической линии в русской литературе. Демократическая критика выступила с обоснованием «Г.н.» в современной литературе. Этой цели прежде всего был посвящен обширный труд Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», печатавшийся в «Современнике» в 1855 году. Против идей, развитых Чернышевским, выступил А.В.Дружинин, напечатавший в «Библиотеке для чтения» (1856, №№ 11, 12) статью «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения», в которой нарочито сталкивал гоголевское и пушкинское начала в русской литературе, ратовал за «артистическое» понимание искусства. Критика идеалистическая, либеральная (Дружинин, П.В.Анненков, С.С.Дудышкин, Н.Д.Ахшарумов) и славянофильская (А.А.Григорьев, Т.И.Филиппов, Б.Н.Алмазов, Е.Н.Эдельсон) писала о необходимости преодоления гоголевского «одностороннего» критицизма (П.В.Анненков, «О значении художественных произведений для общества», 1856) и о победе «пушкинского направления», «чистой художественной поэзии», «здорового» отношения к жизни.

Подтверждение этого тезиса пытались найти в творчестве А.Н.островского, А.Ф.Писемского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, односторонне характеризуя некоторые стороны творчества этих писателей. Историко-литературное сопоставление А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя как художников и сравнительная оценка их социального значения для определенного периода развития русского общества, характерные для В.Г.Белинского, превратились у либеральных критиков 50-х годов в метафизическое противопоставление их творческих принципов, в связи с чем термины «Г.н.» и «пушкинское направление» приобрели антиисторический характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма - от Пушкина к Гоголю. «Пушкинское направление» объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства». «Г.н.» истолковывали как искусство «грубое», даже низменное. В противовес подобному искажению действительного смысла эволюции русского реализма критики революционно-демократического лагеря всемерно подчеркивали общественное значение критического пафоса именно «Г.н.». Продолжая точку зрения Белинского, Чернышевский и Добролюбов справедливо утверждали, что для современной жизни нужна столько «поэзия действительности», сколько «идея отрицания» ее, составляющая пафос творчества Гоголя. Вместе с тем революционно-демократическая критика понимала, что «Г.н.» не может просто повторять Гоголя. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» говорит о необходимости «более полного и удовлетворительного развития идей, которые Гоголь обнимал только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий». Вскоре он отметил в «Губернских очерках» Щедрина отсутствовавшее у Гоголя ясное понимание связи отдельных «безобразных фактов со всею обстановкою нашей жизни». Таким образом, в основе литературно-эстетической полемики был вопрос об отношении к русской действительности, об общественной роли литературы, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет русская литература - по пути «чистого» (по существу, охранительного) искусства или по пути прямого, открытого служения народу, то есть по пути борьбы против крепостничества и самодержавия. С точки зрения методологической противопоставление «пушкинского направления» «Г.н.» (как бы ни были различны и даже противоположны те цели, с которыми это противопоставление совершалось) связано с известной утратой русской критикой того времени целостного восприятия явлений искусства, которое отличало критические выступления Белинского. В целом же влияние «Г.н.» на дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно сказывалось на развитии русского реалистического искусства. В современном зарубежном литературоведении часто повторяются воззрения русской либеральной критики в истолковании русского литературного процесса 19 века. Так в «Словаре русской литературы» (издан в США в 1956 году) принижается роль революционно-демократической критики, Пушкин же трактуется как сторонник «чистого искусства». Р. Поджоли в книге очерков о русских писателях «Феникс и паук» (издана в США, 1960) называет «сомнительной» теорию Белинского и Чернышевского о Гоголе как отце русского реализма, полагая, что «русский классический реализм был в большей степени отрицанием дела Гоголя, чем продолжением его». Таким образом, зарубежная буржуазная критика пытается опереться на те тенденции русской «эстетической» критики 60-х годов 19 века, которые были отвергнуты всем последующим развитием русской литературы.

(1828-1889)

Н. Г. Чернышевский – публицист, литературный критик, писатель. Родился в Саратове в семье протоиерея. В 1856-62 гг. руководил журналом «Современник» и издал ряд историко-критических статей, среди которых особенно выдающееся место занимают знаменитые «Очерки Гоголевского периода», «Лессинг», «Русский человек на rendez-vous» и статьи о Пушкине и Гоголе.

В 1862 г. за связь с революционным движением Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел около 2 лет. Сенат приговорил Чернышевского к 7 годам каторги. В ссылке в Сибири, а затем в Астрахани написал работы по философии,социологии, политэкономии, эстетике. В 1863 г. издал роман «Что делать?»

C 1885 г. и до самой смерти работал над переводом 15-томной «Всеобщей Истории» Вебера.

Очерки гоголевского периода русской литературы

(Отрывки)

Нельзя сказать, напротив, того, чтобы Гоголь не имел предшественников в том направлении содержания, которое называют сатирическим. Оно всегда составляло самую живую, или, лучше сказать, единственную живую сторону нашей литературы. Не будем делать распространений на эту общепризнанную истину, не будем говорить о Кантемире, Сумарокове, Фонвизине и Крылове, но должны упомянуть о Грибоедове. "Горе от ума" имеет недостатки в художественном отношении, но остается до сих пор одною из самых любимых книг, потому что представляет ряд превосходных сатир, изложенных то в форме монологов, то в виде разговоров. Почти столь же важно было влияние Пушкина как сатиричеокого писателя, каким он явился преимущественно в "Онегине". И однако же, несмотря на высокие достоинства и огромный успех комедии Грибоедова и романа Пушкина, должно приписать исключительно Гоголю заслугу прочного введения в русскую изящную литературу сатирического - или, как справедливее будет назвать его, критического направления.1) Несмотря на восторг, возбужденный его комедиею, Грибоедов не имел последователей, и "Горе от ума" осталось в нашей литературе одиноким, отрывочным явлением, как прежде комедии Фонвизина и сатиры Кантемира, осталось без заметного влияния на литературу, как басни Крылова.2) Что было тому причиною? Конечно, господство Пушкина и плеяды поэтов, его окружавшей. "Горе от ума" было произведением настолько блестящим и живым, что не могло не возбудить общего внимания; но гений Грибоедова не был так велик, чтобы одним произведением приобресть с первого же раза господство над литературою. Что же касается до сатирического направления в произведениях самого Пушкина, то оно заключало в себе слишком мало глубины и постоянства, чтобы производить заметное действие на публику и литературу. Оно почти совершенно пропадало в общем впечатлении чистой художественности, чуждой определенного направления, - такое впечатление производят не только все другие лучшие произведения Пушкина - "Каменный гость", "Борис Годунов", "Русалка" и проч., но и самый "Онегин": у кого есть сильное предрасположение к критическому взгляду на явления жизни, только на того произведут влияние беглые и легкие сатирические заметки, попадающиеся в этом романе; читателями, не предрасположенными к ним, они не будут замечены, потому что действительно составляют только второстепенный элемент в содержании романа...
...Таким образом, несмотря на проблески сатиры в "Онегине" и блестящие филиппики "Горя от ума", критический элемент играл в нашей литературе до Гоголя второстепенную роль.
Для первой книжки "Отечественных записок" 1840 года Белинский написал разбор комедии Грибоедова, около того времени вышедшей вторым изданием. Статья эта принадлежит к числу самых удачных и блестящих. Она начинается изложением теории искусства, написанным исключительно с отвлеченной, ученой точки зрения, хотя <в нем и ведется сильная борьба против мечтательности, и> все оно проникнуто стремлением к действительности и сильными нападениями на фантазерство, презирающее действительность...
...Хотя и говорится в этой статье постоянно, что поэзия нашего времени есть "поэзия действительности, поэзия жизни", но главною задачею новейшего искусства поставляется, однако же, задача, совершенно отвлеченная от жизни: "Примирение романтического с классическим", потому что и вообще наш век есть "век примирения" во всех сферах. Самая действительность понимается еще односторонним образом: она обнимает собою только духовную жизнь человека, между тем как вся материальная сторона жизни признается "призрачною": "Человек ест, пьет, одевается - это мир призраков, потому что в этом нисколько не участвует дух его"; человек "чувствует, мыслит, сознает себя органом, сосудом духа, конечною частью общего и бесконечного - это мир действительности", - все это чистый гегелизм. Но в объяснение теории надобно дать применение ее к произведениям искусства. Белинский выбирает образцами истинно поэтического эпоса повести Гоголя и потом подробно разбирает "Ревизора", как лучший образец художественного произведения в драматической форме. Этот разбор занимает бо?льшую половину статьи - около тридцати страниц. Видно, что Белинскому нетерпеливо хотелось поговорить о Гоголе, и это одно уже служит достаточным свидетельством за направление, еще тогда преобладавшее в нем. Разбор этот написан превосходно, и трудно найти что-нибудь лучше его в своем роде. Но комедия Гоголя, которая так непреодолимо вызывает живые мысли, рассматривается исключительно в художественном отношении. Белинский объясняет, как одна сцена вытекает из другой, почему каждая из них необходима на своем месте, показывает, что характеры действующих лиц выдержаны, верны самим себе, вполне обрисованы самим действием без всяких натяжек со стороны Гоголя, что комедия полна живого драматизма и т. д. Объяснив примером "Ревизора" качества художественного произведения, Белинский уже очень легко доказывает, что "Горе от ума" не может быть названо художественным созданием, он обнаруживает, что сцены этой комедии часто не связаны одна с другою, положения и характеры действующих лиц не выдержаны и т.д. - словом, критика опять ограничивается исключительно художественною точкою зрения. На то, какое значение для жизни имеет "Ревизор" и имело "Горе от ума", не обращено почти никакого внимания.

Сноски

1 В новейшей науке критикою называется не только суждение о явлениях одной отрасли народной жизни - искусства, литературы или науки, но вообще суждение о явлениях жизни, произносимое на основании понятий, до которых достигло человечество, и чувств, возбуждаемых этими явлениями при сличении их с требованиями разума. Понимая слово "критика" в этом обширнейшем смысле, говорят: "Критическое направление в изящной литературе, в поэзии", - этим выражением обозначается направление, до некоторой степени сходное с "аналитическим направлением, анализом" в литературе, о котором так много говорили у нас. Но различие состоит в том, что "аналитическое направление" может изучать подробности житейских явлений и воспроизводить их под влиянием самых разнородных стремлений, даже без всякого стремления, без мысли и смысла; а "критическое направление", при подробном изучении и воспроизведении явлений жизни, проникнуто сознанием о соответствии или несоответствии изученных явлений с нормою разума и благородного чувства. Потому "критическое направление" в литературе есть одно из частных видоизменений "аналитического направления" вообще. Сатирическое направление отличается от критического, как его крайность, не заботящаяся об объективности картин и допускающая утрировку. (Прим. Чернышевского.)
2 Мы говорим о направлении литературы, о ее духе, стремлениях, а не о развитии литературного языка - в последнем отношении, как уже тысячу раз было замечаемо в наших журналах, Крылов должен быть считаем одним из предшественников Пушкина (Прим. Чернышевского.)

Печатается по Полному собранию сочинений в 15 томах, т. III, Гослитиздат, М., 1947, стр. 17 - 19 и 239 - 240.
Впервые напечатано в "Современнике", 1855, No 12; 1856, NoNo 1, 2, 4, 7, 9 - 12.

«Гоголевское направление» - литературное направление, начало которому положил Н.В. Гоголь «петербургскими повестями», «Ревизором» и «Мертвыми душами» и которое определилось в 40-х годах как натуральная школа. В.Г.Белинский, выступавший горячим сторонником натуральной школы, подчеркивал ее связь с идейно-художественными принципами гоголевского реалистического творчества, утверждая плодотворное влияние гоголевской школы на современную русскую литературу. Термин возник в 50-х годах 19 века в полемике между революционно-демократической и либеральной критикой как обозначение социально-критической, сатирической линии в русской литературе. Демократическая критика выступила с обоснованием «Г.н.» в современной литературе. Этой цели прежде всего был посвящен обширный труд Н.Г.Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», печатавшийся в «Современнике» в 1855 году. Против идей, развитых Чернышевским, выступил А.В.Дружинин, напечатавший в «Библиотеке для чтения» (1856, №№ 11, 12) статью «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения», в которой нарочито сталкивал гоголевское и пушкинское начала в русской литературе, ратовал за «артистическое» понимание искусства. Критика идеалистическая, либеральная (Дружинин, П.В.Анненков, С.С.Дудышкин, Н.Д.Ахшарумов) и славянофильская (А.А.Григорьев, Т.И.Филиппов, Б.Н.Алмазов, Е.Н.Эдельсон) писала о необходимости преодоления гоголевского «одностороннего» критицизма (П.В.Анненков, «О значении художественных произведений для общества», 1856) и о победе «пушкинского направления», «чистой художественной поэзии», «здорового» отношения к жизни. Подтверждение этого тезиса пытались найти в творчестве А.Н.островского, А.Ф.Писемского, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, односторонне характеризуя некоторые стороны творчества этих писателей. Историко-литературное сопоставление А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя как художников и сравнительная оценка их социального значения для определенного периода развития русского общества, характерные для В.Г.Белинского, превратились у либеральных критиков 50-х годов в метафизическое противопоставление их творческих принципов, в связи с чем термины «Г.н.» и «пушкинское направление» приобрели антиисторический характер, отвлеченный от конкретных стадий развития реализма – от Пушкина к Гоголю. «Пушкинское направление» объявлялось либеральной критикой единственным подлинно поэтическим выражением якобы «чистого искусства». «Г.н.» истолковывали как искусство «грубое», даже низменное. В противовес подобному искажению действительного смысла эволюции русского реализма критики революционно-демократического лагеря всемерно подчеркивали общественное значение критического пафоса именно «Г.н.». Продолжая точку зрения Белинского, Чернышевский и Добролюбов справедливо утверждали, что для современной жизни нужна столько «поэзия действительности», сколько «идея отрицания» ее, составляющая пафос творчества Гоголя. Вместе с тем революционно-демократическая критика понимала, что «Г.н.» не может просто повторять Гоголя. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» говорит о необходимости «более полного и удовлетворительного развития идей, которые Гоголь обнимал только с одной стороны, не сознавая вполне их сцепления, их причин и следствий». Вскоре он отметил в «Губернских очерках» Щедрина отсутствовавшее у Гоголя ясное понимание связи отдельных «безобразных фактов со всею обстановкою нашей жизни». Таким образом, в основе литературно-эстетической полемики был вопрос об отношении к русской действительности, об общественной роли литературы, ее задачах и путях развития; в конечном счете это был спор о том, по какому пути пойдет русская литература – по пути «чистого» (по существу, охранительного) искусства или по пути прямого, открытого служения народу, то есть по пути борьбы против крепостничества и самодержавия. С точки зрения методологической противопоставление «пушкинского направления» «Г.н.» (как бы ни были различны и даже противоположны те цели, с которыми это противопоставление совершалось) связано с известной утратой русской критикой того времени целостного восприятия явлений искусства, которое отличало критические выступления Белинского. В целом же влияние «Г.н.» на дальнейшие судьбы русской литературы свидетельствовало о победе материалистической эстетики над идеалистической, что благотворно сказывалось на развитии русского реалистического искусства. В современном зарубежном литературоведении часто повторяются воззрения русской либеральной критики в истолковании русского литературного процесса 19 века. Так в «Словаре русской литературы» (издан в США в 1956 году) принижается роль революционно-демократической критики, Пушкин же трактуется как сторонник «чистого искусства». Р.Поджоли в книге очерков о русских писателях «Феникс и паук» (издана в США, 1960) называет «сомнительной» теорию Белинского и Чернышевского о Гоголе как отце русского реализма, полагая, что «русский классический реализм был в большей степени отрицанием дела Гоголя, чем продолжением его». Таким образом, зарубежная буржуазная критика пытается опереться на те тенденции русской «эстетической» критики 60-х годов 19 века, которые были отвергнуты всем последующим развитием русской литературы.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Литература:

Чернышевский Н.Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947;

Анненков П.В., Замечательное десятилетие. 1838-1848, в его книге: Литературные воспоминания, М., 1860;

Анненков П.В., Молодость И.С.Тургенева, там же; Виноградов В., Гоголь и натуральная школа, Л., 1925;

Пруцков Н.И., Этапы развития гоголевского направления в русской литературе, «Уч. записки Грозненского пед. ин-та», 1946, в. 2;

Пруцков Н.И., «Эстетическая» критика (Боткин, Дружинин, Анненков), в книге: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958;

Мордовченко Н., Белинский и начало гоголевского периода русской литературы, в его книге: Белинский и русская литература его времени, М.-Л., 1950;

Машинский C., Гоголь и революционные демократы, М., 1953;

Кулешов В.И., «Отечественные записки» и литература 40-х годов 19 века, М., 1958;

Покусаев Е.И., Н.Г.Чернышевский, М., 1960, с. 107-122;

Поспелов Г.Н., История русской литературы XIX века, т. 2, ч. 1, М., 1962.

Далее читайте:

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852), биографические материалы.