Много у змеи голов.

Сколько ни руби —

Вырастают вновь и вновь,

Хоть огнем их жги. (Гидра.)

Ужасный трехголовый пес,

Что стережет ворота ада.

Ответ найдите на вопрос:

Собачки имя вспомнить надо. (Цербер.)

А вот еще загадка века:

Гибрид коня и человека.

Такой вот странный симбиоз.

Кто это? Жду ответа на вопрос. (Кентавр.)

Довольно странная коняга:

Все машет крыльями, бедняга.

Легко взлетает на Парнас

Лошадка с крыльями… (Пегас.)

Лицо и грудь какой-то дамы

Посажены на тело льва.

Кто это? Догадайтесь сами,

К сему добавив два крыла. (Сфинкс.)

Вместо прически — змеиный клубок.

Никто и представить такое не мог.

Это не теща — заявим резонно.

Чудище с крыльями — это… (Горгона.)

Сладко петь большая мастерица

Полуженщина-полуптица.

Но не певица из Ла Скала

Мореходов манит на скалы. (Сирена.)

Подходящие сценарии на праздник:

  • Презентация гостей. Заранее готовится красиво оформленная рамка. Ведущий задает вопросы о ком-то из…
  • FortBoyard – это множество испытаний, атмосфера тайны, особый антураж и реквизит. Многие искатели приключений…
  • Действующие лица при упоминании их произносят свою фразу: Х о з я и…
  • Сценарий праздника День Победы обычно довольно предсказуем: в предвкушении выходного дня люди позволяют…
  • В играх принимают участие супружеские пары. Смысл заключается в том, чтобы угадать вариант,…
  • На бархане наш шатер раскинем (разводим руки в стороны), Привезем красивых птиц павлинов.…
  • Образовательные задачи: Обогатить эмоциональные впечатления детей посредством введения сказочного сюжета и сказочных героев.…

ИГРА ПО ИСТОРИИ «ЗАГАДКИ ДРЕВНЕГО МИРА »

Цели:

    Закрепление знаний по истории древнего мира

    Развитие интереса учащихся к истории

    Развитие творческих способностей

    Воспитание коллективизма, уважения к наследию народов древности

    Развитие стремления к успеху через соревновательные формы работы

История - одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего мира».

Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Каждый правильный ответ будет оцениваться баллами. Эта нелегкая задача под силу нашему ареопагу.

Выберите своего капитана и придумайте название команды. Название должно быть связано с историей древнего мира. 1. Интеллектуал (10 вопросов по 1 баллу)

Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку.

    Столица Двуречья (Вавилон).

    Рассказ о богах (Миф).

    Пленник, человек без прав и свобод (Раб).

    Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).

    Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент).

    Континент, на котором возникло государство Египет. (Африка)

    Первое домашнее животное (Собака).

    Знак-рисунок, означающий слова, части слов (Иероглиф).

    Главная площадь Афин (Агора)

    Представители знатного рода в Древнем Риме (патриции)

    Поэма, в которой рассказывается о скитаниях по морям участников Троянской войны (Одиссея)

    Бог грома и молнии (Зевс)

    Гора, на вершине которой, согласно верованиям греков, обитали главные боги.

    По легенде, эти птицы спасли город Рим (гуси)

    Народ в Древней Греции называли (демос)

2. «Историческая путаница» (разгадать анаграммы)

А Ш М А Х Ы Т

2. Горы на севере Индии

И Г И Л А М А

3. Священное животное в Индии

А Р О В О К

4. Материал для письма

А Р П И П С У

5.Вера в сверхъестественные силы

Г И Р Я Е Л И

6.Римский воин

Г И О Р Е Н Е Л

3. «Исторические загадки» на тему «Изобретения Китая»

    Я маленький, да удаленький

Стоит на меня взглянуть

И тотчас узнаешь путь

(компас)

    Злак, что очень любит воду,

Поле с ним, подобно броду,

Пудинг с фруктами – сюрприз,

А основа его –

(рис)

    Если нити шелкопряда

Применяют для наряда –

Мастер получает толк,

Превращая нити в …

(шёлк)

4. «Исторические шарады»

(яблоко)

(Спарта)

(Индия)

    «Конкурс капитанов» - «Историческая личность»

Капитаны выбирают карточку, на которой написано имя исторической личности. Задача: рассказать о себе, показать, чтобы участники его команды угадали, о ком идёт речь!

    Александр Македонский

    Царь Леонид

    Геродот

Подсчёт баллов и награждение!

Рефлексия

1 команда – жёлтый цвет (оптимисты, найти положительные моменты)

2 команда – белый цвет (объективные наблюдатели (по факту)

3 команда – красный цвет (эмоции)

1. Игра, изобретённая в Индии

А Ш М А Х Ы Т

2. Горы на севере Индии

И Г И Л А М А

1. Священное животное в Индии

А Р О В О К

2. Материал для письма

А Р П И П С У

1.Вера в сверхъестественные силы

Г И Р Я Е Л И

2.Римский воин

Г И О Р Е Н Е Л

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

ЦАРЬ ЛЕОНИД

ГЕРОДОТ

    Местоимение, предлог, меж них защита от удара,

А целое – вкуснейший плод, известный как войны начало

    Предлог часть первая, а за второй я на уроках целый день сижу.

А если в целом всё сложу, то древний город получу

    Первая часть слова – название реки в Индии.

Вторая часть слова – соединительный союз.

Третья часть слова – самая хвастливая буква алфавита.


Лист для жюри

Команда № 1

Команда № 2

Команда № 3

1 конкурс

2 конкурс

3 конкурс

4 конкурс

5 конкурс

6 конкурс

На вопрос загадки про мифы древней греции с ответами заданный автором Двутавровый лучший ответ это Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода)
Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия – пища богов)
Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей)
Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы)
Какой из богов самый некрасивый? (Бог огня, бог-кузнец - хромой Гефест).
Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью “Прекраснейшей”? (Афродите)
Какая война разгорелась из-за спора трех богинь? (Троянская)
Вестник богов у древних греков (Гермес)
Перевозчик душ умерших (Харон)
Бог торговли (Гермес)
Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф)
Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена).
Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон)
Кто подарил людям огонь? (Прометей)
Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
Перечислите древнегреческих муз (Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии. За каждый правильный ответ – 1 очко).
Дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр).
Туловище этого чудовище спереди львиное, в середине козье, а сзади змеиное, у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя (Химера).
Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидела неподалеку от города и задавала прохожим загадку: “Кто утром ходит а четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? ”. Не сумевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятиях (Сфинкс). Отгадайте загадку Сфинкса (человек).
Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – “собаки Зевса” (Грифоны).
Волшебная птица родом из Эфиопии. Она похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет, но, когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает. Из праха ее возрождается новая птица (Феникс).
Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей (Ехидна).
Полуженщины – полуптица с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их (Сирены).
Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом (Цербер).

Цель урока: Обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: игра-конкурс

Оборудование: репродукции картин на мифологические темы, раздаточный материал.

Класс предварительно делится на 3 команды, которые заранее выбрали себе название и составили клятву олимпийцев. В качестве домашнего задания было предложено инсценировать эпизод из любого мифа. Члены жюри – учитель истории и литературы. Ведущий – ученик старшей школы.

Ход урока

План проведения Олимпийских игр

1. Торжественное открытие Олимпийских игр;

2. Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”);

3. Бег (“Боги Древней Греции”);

4. Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”);

5. Метание диска (“Фразеологические обороты”);

6. Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов);

7. Борьба I (“Боги”);

8. Борьба II;

9. Борьба III (“Боги”);

10. Домашнее задание;

11. Закрытие Олимпийских игр.

Учитель литературы: Музыка

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас на священной земле. Сегодня мы попытаемся обобщить знания о Древней Греции.

Клио, богиня, наскучив
С богами сидеть
На высоком Олимпе,
На землю решила сегодня
Спуститься и здесь, в классе,
Устроить праздник для всех.

Слово учителя истории про Олимпийские игры:

Самым прославленным храмом, посвященным богу Зевсу, был храм в Олимпии. Здесь в честь верховного божества каждые 4 года устраивались общегреческие празднества – олимпийские игры. На период олимпийских игр воцаряется священный мир, где нет места ссорам и обидам.

Со всей Греции в Олимпию съезжалась самая сильная, ловкая и одаренная молодежь для соревнований по гимнастике, музыке и литературе. Из гимнастических состязаний особой любовью пользовался бег. Молодежь состязалась в метании диска и копья, в прыжках, борьбе и кулачном бою. Победители соревнований в Олимпии награждались лавровыми венками.

В старину, в античном мире,
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.

Учитель литературы: Итак, священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны, ступайте же в Олимпию! А я объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом.

Пусть всем участникам нашей Олимпиады сопутствует Фортуна, богиня счастья, случая и удачи.

Учитель истории: Вы все помните, что одна из главных достопримечательностей Олимпийских игр – статуя Зевса. Она была гордостью и славой всех греков, и тех, кто не видел статую олимпийского Зевса, считали несчастными. Статуя Зевса принесет нам сегодня удачу, а также он будет следить за игрой с высоты Олимпа.

Ученик: Я хотел бы услышать клятву участников состязания.

Клятва участников:

Бороться честно;
Не пользоваться запрещенными приемами;
Проявлять уважение к соперникам;
(судьям) Выносить справедливые решения.

Учитель литературы: для участия в олимпийских играх вы разделились на 3 команды. Каждая команда должна была придумать себе название, выбрать бога-покровителя и заполнить свой маршрутный лист.

Представление команд капитанами (показ маршрута на карте “Древняя Греция”)

Жеребьевка

Задание № 1 Поэтический конкурс (Загадки по теме “Религия Древней Греции”)

Учитель истории и литературы: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

Он собьется с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его....(Гермес)

Под землей на тропке
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Кербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут...(Аид)

На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости....(Афина)

Короткая шпаргалка
Для маленьких детей:
Тесей покорил Минотавра,
А Медузу-Горгону...(Персей)

Он меткий стрелок
И на лире играет.
Десять муз его сопровождают.
В блеске и свете является он –
Брат Артемиды, бог...(Аполлон)

Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта...(Афродита)

(6 листов)

Задание № 2 Бег (“Боги Древней Греции”)

Учитель литературы: Каждой команде раздается лист с заданием. За одну минуту соедините части предложения в единую фразу. На первой части предложения написано имя бога, а на второй его значение в жизни греков.

Значение Бог
1. Бог моря Зевс
2. Бог царства мертвых Деметра
3. Богиня земледелия и плодородия Гера
4. Богиня мудрости, воительница Посейдон
5. Бог грома и молнии Афина
6. Богиня красоты и любви Дионис
7. Бог виноделия Аид
8. Богиня семейного очага Гермес
9. Бог кузнечного дела Афродита
10. Бог торговли Аполлон
11. Богиня победы Гефест
Арес
Ника

Задание № 3 Прыжки в длину (“Боги, герои мифов и мифологические существа”)

Учитель истории: Какая команда быстрее даст ответ, та и получит лавровый листок.

  1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода)
  2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар - напиток богов, амброзия – пища богов)
  3. Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
  4. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка морей)
  5. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы)
  6. Какой из богов самый некрасивый? (Бог огня, бог-кузнец - хромой Гефест).
  7. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью “Прекраснейшей”? (Афродите)
  8. Какая война разгорелась из-за спора трех богинь? (Троянская)
  9. Вестник богов у древних греков (Гермес)
  10. Перевозчик душ умерших (Харон)
  11. Бог торговли (Гермес)
  12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф)
  13. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена).
  14. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон)
  15. Кто подарил людям огонь? (Прометей)
  16. Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
  17. Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
  18. Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
  19. Перечислите древнегреческих муз (Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа- муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена - муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии. За каждый правильный ответ – 1 очко ).
  20. Дикие существа, полулюди – полукони, обитатели гор и лесов (Кентавр).
  21. Туловище этого чудовище спереди львиное, в середине козье, а сзади змеиное, у него три головы (льва, козы, змеи), изрыгающие из пастей пламя (Химера).
  22. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Она сидела неподалеку от города и задавала прохожим загадку: “Кто утром ходит а четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?”. Не сумевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятиях (Сфинкс). Отгадайте загадку Сфинкса (человек).
  23. Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они – “собаки Зевса” (Грифоны).
  24. Волшебная птица родом из Эфиопии. Она похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет, но, когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает. Из праха ее возрождается новая птица (Феникс).
  25. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей (Ехидна).
  26. Полуженщины – полуптица с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их (Сирены).
  27. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом (Цербер).

(27 листов).

Задание № 4 Метание диска (“Фразеологические обороты”)

Учитель литературы: От каждой команды приглашается капитан. Необходимо объяснить современное значение фразеологизмов. Тем, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов, даются лишние очки.

Рог изобилия
Авгиевы конюшни

Панический страх
Ящик Пандоры

Сизифов труд
Кануть в Лету

(6 листочков)

Кто быстрее из капитанов объяснит значение фразеологизма Прокрустово ложе?

Задание № 5 Метание копья (“12 подвигов Геракла”, или конкурс олимпийских журналистов)

Учитель литературы: Ребята, а сколько подвигов совершил Геракл? Вы сейчас сделаете репортаж одного из подвигов Геракла.

Как известно, первая газета появилась в Англии в 17 веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем “Олимпийская правда” или “Вечерний Олимп”.

Итак, вам необходимо сделать репортаж об одном из 12 подвигов Геракла. Я думаю, что не будет затруднения, ведь вы хорошо знаете этот миф. Рассказать о тех подвигах, которые изображены на карточках. Представители от каждой команды, подойдите ко мне.

  • 1 команда: составляет репортаж о том, как Геракл сражался с Лернейской гидрой.
  • 2 команда: готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
  • 3 команда: составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблокам Гесперид.

(2 листочка)

Учитель истории: А пока одни участники команды готовят репортаж, другие представители команды отвечают на вопросы по “Двенадцати подвигам Геракла”:

  1. Что обещали боги Гераклу за успешную службу? (Бессмертие)
  2. Сколько голов было у Гидры? (9)
  3. Кто помог одолеть Гидру? (Иолай – племянник Геракла)
  4. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (с помощью трещоток)
  5. Кому принадлежала Керинейская лань? (Артемиде)
  6. Куда спрятался Еврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (в большой бронзовый сосуд)
  7. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон)
  8. Назовите имя владельца коней-людоедов. (Диомед)
  9. Каково значение пояса Ипполиты? (знак власти, приносил удачу)
  10. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3)
  11. Чем была хороша шкура немейского льва? (Она была неуязвима для стрел)
  12. Какое болотное чудище должен был убить Геракл? (Лернейскую гидру)
  13. Чем была необычна лань? (У неё были золотые рога и медные копыта)
  14. Кто правил царством мёртвых? (Аид – бог подземного царства)
  15. Какой подвиг был самым трудным? (12-й – яблоки Гесперид)
  16. Когда Антей получал великую силу? (Когда прикасался к земле, т.к. был сыном богини земли)
  17. Кто принёс Гераклу яблоки Гесперид? (Атлас)

(17 листочков)

Жеребьевка

Репортаж

Задание № 6

Борьба I (Боги)

Учитель: Зевс подходит к командам и предлагает вынуть из “черного ящика” по 4 предмета. Нужно определить, кому принадлежат предметы.

(12 листочков )

II Учитель: На экране написано 5 слов. Определите лишнее слово и укажите, почему именно это слово лишнее (по 2 человека от команды).

  1. Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее имя – Пенелопа)
  2. Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (лишнее – Троя)
  3. Сцилла, Сирены, Приам, Полифем, Харибда (лишнее – Приам)
  4. Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (лишнее – Нимфа)
  5. Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (лишнее – Амон-Ра)
  6. Геракл, Персей, Дедал, Прометей, Тесей (Дедал) (6 листочков)

III (А) Боги (2 человека)

Учитель: Каждой команде раздаются вопросы, и участники должны быстрее своих соперниковправильно написать имена мифологических персонажей.

  1. “Орел садится ему на грудь и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим острым клювом печень Титана”. (Прометей)
  2. “Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, с копьем в руках, весело охотится она в тенистых лесах”. (Артемида)
  3. “В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю”. (Гефест)
  4. “Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод”. (Геракл)
  5. Увидел несчастный юноша покрытого темным ядом скорпиона и, обезумев от страха, выпустил вожжи. Еще быстрее понеслись кони, почуяв свободу”. (Фаэтон, сын Гелиоса)
  6. “И родился у умирающей Семелы сын, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне”. (Дионис)

(6 листов)

III (В) Греко-римские боги (1 человек из команды выполняет задание, пока другие участники отвечают на вопросы)

Учитель: На листе написаны имена греческих и римских богов. Ваша задача - правильно соотнести эти имена.

1. Царь богов и людей, бог грома и молнии Зевс Минерва
2. Хранительница семьи Гера Меркурий
3. Богиня любви Афродита Юнона
4. Бог войны Арес Нептун
5. Богиня мудрости и справедливой война Афина Юпитер
6. Богиня – охотница Артемида Купидон
7. Бог огня и кузнечного дела Гефест Марс
8. Бог моря Посейдон Вулкан
9. Бог любви Эрот Диана
10. Бог торговли и прибыли Гермес Венера

(За правильные ответы – 3 листа, если допущена 1 ошибка - 2 листа, если 2 ошибки – 1 лист).

При равном счете задаются дополнительные вопросы:

  1. В какое животное мог превращаться Зевс? (в быка)
  2. Какое животное приносили в жертву Гере? (корову)
  3. Какая богиня носит прозвище “пенорожденная” (Афродита)

Задание № 7 Домашнее задание

Учитель: Командам необходимо инсценировать эпизод из любого мифа. Выступление оценивается в 2 балла (1 балл – за постановку, второй - за то, насколько узнаваемы были герои). Соперники могут получить дополнительный балл для своей команды, если угадают название мифа и назовут действующих лиц.

Учитель литературы: Пока судьи подсчитывают количество баллов, каждая команда прикрепляет свои листочки и тоже подчитывает количество баллов.

Итак, сильнейший определился в честной борьбе. Венчаем победителя венком. Также победителей ждут почести и привилегии, например, они первыми получает отметку в журнал.

А наше путешествие в далекое прошлое на сегодняшний момент завершилось. Но оно будет продолжаться всю вашу жизнь, т. к. греческая мифология стала неисчерпаемым источником для искусства, критерием и образцом, а знание ее – непременным условием и признаком образованности.

Викторина для старшеклассников с ответами по теме: Мифология

1. Какой мифологический герой убил Медузу Горгону? (Персей)

2. Какой мифологический герой убил Минотавра? (Тесей или Тезей)

3. Мифическое древнегреческое чудовище Сфинкс — это он или она? (Она)

4. Кто возглавлял поход аргонавтов в Колхиду? (Язон)

5. В древнегреческой мифологии богинями чего были Парии? (Богинями судьбы)

6. Как звали лодочника-перевозчика в Страну мертвых в греческой мифологии? (Харон)

7. Как звали Циклопа, которого хитростью победил Одиссей? (Полифем)

8. Кто, согласно греческой мифологии, построил лабиринт Минотавра? (Дедал)

9. Как звали царицу амазонок, чей пояс удалось добыть Гераклу? (Ипполита)

10. Как звали женщину, к которой Зевс «подкатывался» в виде лебедя? (Леда)

11. Назовите имя богини, которая стала победительницей первого в истории человечества конкурса красоты? (Афродита)

12. Этот титан украл огонь у богов, чтобы отдать его людям. Кто он? (Прометей)

13. Этот герой, буквально, прошагал первую олимпийскую дистанцию. Назовите его имя. (Геракл)

14. Любопытная Пандора открыла запретный ящик, и по миру разлетелись беды да напасти. Что осталось на дне ящика? (Надежда)

15. Как звали героя «Песни о нибелунгах», который, искупавшись в крови дракона, стал неуязвимым, однако, из-за упавшего на спину липового листка небольшой участок его кожи остался незащищенным? (Зигфрид)

16. Как называется загробная страна, куда, согласно скандинавским мифам, попадает душа павшего в бою воина? (Вальхалла или Вальгалла)

17. Какой бог в славянской мифологии был покровителем скота и диких животных? (Белее или Волос)

18. Как называлась река забвения в царстве мертвых у древних греков? (Лета)

19. Как звали индийского бога огня, имя которого попало в название индийской космической ракеты? (Агни)

20. В каком виде Зевс проник к Данае, родившей впоследствии Персея? (В виде золотого дождя)

21. Кто был виночерпием у Олимпийских богов? (Ганимед)

22. Как звали великана — сына Посейдона и Геи, задушенного Гераклом? (Антей)

23. Как в греческой мифологии назывались богини мщения? (Эринии)

24. Как назывались в римской мифологии богини мщения? (Фурии)

25. Как в Древней Греции называлась жрица — пророчица храма Аполлона в городе Дельфы? (Пифия)

26. Как называлась мифологическая пища древнегреческих богов? (Амброзия)

27. Какой мифологический персонаж победил кошмарных стимфалийских птиц? (Геракл)

28. Какой мифологический герой спас Андромеду от морского чудовища? (Персей)

29. Как звали римскую богиню домашнего очага? (Веста)

30. Какое имя было у древнегреческой богини возмездия, каравшей за нарушение общественных и моральных норм? (Немезида)

31. Какое римское божество изображалось с двумя лицами? (Янус — бог времени. «Двуликий Янус»)

32. Как в греческой мифологии назывались нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ? (Дриады)

33. Вспомните имя мифологического разбойника, клавшего своих гостей на заведомо короткое ложе, чтобы отрубить им свисавшие ноги? (Прокруст — «прокрустово ложе»)

34. Как родилась Афина Паллада? (Из головы Зевса, который до этого проглотил ее мать)

35. Однажды бог морей Посейдон и богиня мудрости Афина вели долгий спор о том, кому из них владеть Аттикой — одной из областей древней Эллады. Боги, дабы разрешить их спор, постановили считать победителем того, кто принесет жителям Аттики больше пользы. Тогда Посейдон ударил своим трезубцем о землю, и из нее тотчас забил фонтан соленой воды. Победила в этом споре Афина. Что же она подарила жителям Аттики? (Афина воткнула в землю копье и оно превратилось в вечнозеленую оливу, дающую людям удивительно полезное масло и тень, в которой можно укрыться от жарких лучей солнца)

36. Как зовут индийского бога любви? (Кама)

37. Как переводится имя греческого бога, владыки царства мертвых — Аида? (Безвидный, невидный, ужасный)

38. Как произошло название «Академия»? (Академ — древнегреческий герой, похороненный в священной роще к северо-западу от города Афины. В этой роще учился Платон, потом его ученики. Их школа получила название «Академия» по имени Академа)

39. Как звали козу, вскормившую своим молоком младенца Зевса на острове Крит? (Амальфея)

40. Главная богиня японского пантеона богов, прародительница японских императров. Как ее звали и что означает это имя? (Аматэрасу. Аматэрасу-о-миками — великая священная богиня, сияющая на небе)

41. Как переводится слово ангел? (Вестник)

42. Как назывался в индийской мифологии напиток бессмертия? (Амрита)

43. Как звали древнеримскую богиню наступающего Нового года и как переводится ее имя? (Анна Перена, в переводе это значит «Вечно длящийся год»)

44. Как звали древнеегипетского бога, покровителя умерших и в каком виде он изображался? (Анубис. Он изображался в виде шакала черного цвета)

45. Кого на Руси называли Анчутка? (Одно из русских названий чертенят)

46. Назовите имя легендарного предка армян. (Арам)

47. Как у древних армян звали духов, происходящих от собаки, которые спускались с неба, чтобы зализать раны убитых в сражении и воскресить их? (Аралезы)

48. Великан Аргос, сын Геи — богини земли, имел одну особенность. В чем она состояла? (Все его тело было покрыто глазами)

49. Как звали девушку, спасшую Тезея из лабиринта Минотавра? (Ариадна)

50. Как звали нимфу, которую Зевс превратил в медведицу, чтобы скрыть от ревнивой Геры? (Каллисто)

51. Что такое Армагеддон? (У христиан — место битвы на исходе времен, в которой будут участвовать все цари)

52. Как переводится имя Артемида? (Медвежья богиня)

53. Назовите имя древнесемитского божества любви и плодородия, богини-воительницы? (Астарта)

54. Как называлась мифическая прародина ацтеков? (Астлан — «страна цапель»)

55. Во что превращается фараон после своей смерти? (В Ах)

56. Что такое Ах? (Ах — «просветленный, блаженный» — загробное воплощение человека)

57. Какой бог в Киевской Руси почитался как покровитель всей Руси? (Велес в славянской мифологии — бог богатства и скота)

58. Назовите богиню радости и веселья у египтян? (Бастет)

59. Кто такой Борте-Чино? (Сивый волк. В мифологии монгольских народов — первопредок)

60. Кто в Киевской Руси почитался как бог ской дружины? (Перун)

61. Гуань-инь — богиня милосердия, покровительница детей. Гуань-инь является в разных обликах — и в мужских, и в женских. По одному мифу, она родилась в эпоху Чжоу в семье некоего злого правителя. Она была очень набожной и хотела стать буддийской монахиней, но отец воспротивился этому и приказал убить ее. Душа Гуань-инь попала в преисподнюю, но своей чистотой и святостью она преобразила эту мрачную обитель в райский сад. Боги преисподней испугались и взмолились Будде, чтобы он избавил их от этой напасти. Тогда Будда воскресил Гуань-инь. Что сделала Гуань-инь для своего отца? (Вскоре отец Гуань-инь заболел и ослеп. Девушка отдала ему свои глаза. Тронутый этим самоотверженным поступком, правитель исправился и обратился к добру. Как только это случилось, Гуань-инь вновь прозрела)

62. Январь назван в честь римского бога Януса. Что это был за бог? (Покровитель входов, выходов, дверей — Янус — был богом времени. Его изображали с двумя лицами, он как-бы одновременно смотрел в прошлое и будущее)

63. В честь какого римского бога назван февраль? (Фебруарий — бог мертвых. На его долю досталось двадцать восемь дней, к тому же последний 28-й день посвящался «мертвым душам»)

64. Кого из мифологических героев мать искупала, держа за пятку, в священных водах реки Стикса, делавших человека неуязвимым? (Ахилла. Единственным его уязвимым местом была пятка, в которую разгневанный бог Аполлон и направил стрелу Париса)

65. Благодаря какому мифу ягода малина стала словесным символом и эмблемой одиозного, пикантного места или события? (В густых зарослях колючей малины, через которую трудно пробраться со стороны, произошло, по преданию, присуждение Парисом яблока — символа совершенства и красоты Афродите, которая в этом укромном уголке вместе с Афиной и Герой стояла обнаженной перед Парисом, чтобы он мог выбрать, кто из них прекрасней. В русском языке до сих пор «малинник» — это притон, «малина» — преступный мир)

66. На Дворцовой площади Санкт-Петербурга над аркой здания, построенного для Главного штаба, шестерка бронзовых коней везет колесницу с древнегреческой богиней. Какой? (С богиней победы — Никой)

67. Голова какого греческого бога, или изображение его жезла, встречается на фасадах банков? (Голова Гермеса в крылатом шлеме. Это бог торговли, покровитель купцов, путешественников и воров)

68. Какому божеству, согласно греческой мифологии, подчинялись все боги? (Гипносу (олицетворение сна), сыну Никты (ночи) и брату Танатоса (смерти))

69. Назовите имя греческой титаниды, дочери Урана и Геи, которая вначале была олицетворением, а потом богиней памяти. (Мнемозина)

70. Как звали сына бога сна Гипноса? (Морфей — бог сновидений)

71. Парис, решавший, кому отдать яблоко в знак признания прекраснейшей из женщин, не только оценивал красоту Геры, Афины и Афродиты, но еще и те подарки, которые ему предложили эти три богини. Гера — власть и богатство, Афина — мудрость и военную славу. А что предложила ему Афродита? (Красивейшую женщину на земле — Елену Прекрасную — в жены. Кстати, заметим, Елена уже была женой спартанского царя Менелая)

72. В честь древнегреческих богов были названы такие химические элементы, как уран (бог неба), гелий (Гелиос — бог Солнца), плутоний (Плутон — бог царства мертвых) и фосфор. Слово это означает «светоносный» и является одним из прозвищ планеты. Какой? (Венеры)

73. Как в римской мифологии назывались богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления? (Фурии, что значит с латинского — «неистовствующие»)

74. Как звали греческую богиню раздора, сетру и постоянную спутницу бога войны Ареса, дочь Никты (ночи), мать бедствий, ссор, голода и страданий? (Эрида)

75. Какой римский бог, по верованиям древних, является создателем человека и всего живого на земле? (Бог времени — двуликий Янус. Бог входов и выходов. Он решал вопросы войны и мира. Во время мира двери в его храм были закрыты, во время войны они открывались)

76. Какой бог в славянской мифологии мчался по небу на девяти конях, с ним девять сыновей — трое гремят, трое — разят, трое — мечут молнии? (Перун)

77. Какой народ верил, что лунный заяц, находясь на Луне, толчет из волшебного гриба чжи элексир бессмертия? (Китайцы)

78. Богом чего был самый почитаемый и самый кровожадный бог ацтеков Уицилопочтли, которому в дар приносились кровь и сердца людей? (Богом Солнца)

79. Один — верховный бог в скандинавской мифологии. Богом чего он был? (Богом битв и смерти)

80. Кого из трех верховных богов индуизма называют «Разрушителем» и изображают с третьим глазом посередине лба? (Шиву. Вся его деструктивная энергия обращена на благие цели, так как всякому обновлению всегда предшествует разрушение)

81. С именем какого славянского бога были связаны на Руси проводы зимы и встреча весны? (С Белесом (Волосом) — языческим богом плодородия и скотоводства)

82. По одному древнему мифу, когда бог создал человека, дьявол захотел повторить эксперимент. Но вместо человека у него получился волк, который тут же укусил своего создателя. За какое место? Обоснуйте свой ответ. (За ногу, с тех пор дьявол хромает)

83. Слуга бога Ареса — Алектрион — стоял на страже во время встреч своего господина с Афродитой — женой Гелиоса, и должен было будить их до наступления утра. Однажды он проспал, и Гелиос застал любовников. В наказание Арес превратил Алектриона... В кого? (В петуха)

84. В центре черепа мамонта имеется большое отверстие носовой полости, а маленькие глазные отверстия почти незаметны. Некоторые ученые полагают, что череп мамонта, найденный древними греками, мог послужить причиной возникновения мифа. О ком? (О циклопах)

85. У африканской народности суахили есть легенда, повествующая о том, что первый человек спустился на землю с небес. А какое животное помогло ему это сделать? (Жираф)