Эль Греко , Теотокопули Доменико
(El Greco, (Kyriakos Theotokopoulos))

Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos Theotokopoulos)) (1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился на Крите (часть Венецианской республики), отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.

Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело . В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.).

Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма , Эль Греко стал провозвестником искусства барокко . Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.

Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо " (1610-1614 гг.). Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

Картины Эль Греко:

Автор - Александр_Ш_Крылов . Это цитата этого сообщения

Великая Испания. Эль Греко

Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит,
(родился в Ираклионе в 1541 году) - художнике эпохи Позднего Возрождения.
Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.

Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Одна из самых любимых картин Эль Греко - пейзаж "Вид Толедо" 1604-1614

Предполагаемый "Автопортрет" Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк

"Апостолы Петр и Павел" 1587-1592, Эрмитаж

"Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga" 1590-1600

"The burial of Count Orgaz" / "Погребение графа Оргаса" 1586

"Святое семейство" 1585

"Дама в мехах" 1577-1580

Вероятно, «Дама в мехах» - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.

Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

"Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем" 1595 - 1600

"Христос как Спаситель" 1610 - 1614

"Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес" 1597 - 1599

"Поклонение пастухов" 1612 - 1614, Музей Прадо

"Мученичество святого Маврикия" 1580 - 1582

"Christ on the Cross Adored by Donors" 1585-1590

"Сошествие Св. духа" 1604-14, Прадо

"La Piedad" 1575-1577

"Благовещение"

"Коронация Богоматери" 1591 - 1592, Прадо

"Чудо исцеления слепого" / "Сhrist healing the blind" 1574-1578 Метрополитен

"Тайная вечеря"

"Молитва святого Доминика" 1585-1590

"Святое семейство"

"Благовещение Марии"

"Портрет Антонио де Коваррубиас"

"Иоанн Креститель"

"Христос на кресте" Ок. 1577

"Портрет кавалера с рукой на груди" 1577–1579

Один из самых ранних - так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

"Портрет монаха Ортенсио Парависино" 1609

Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

"Мадонна покрова"

"Рождество Христово"

"Поклонение пастухов" 1610

"Распятие" 1596

"Воскресение" 1584-1594

"Святая троица" 1577-79, Музей Прадо

"Иоанн Богослов" 1595-1605

"Эсполио" (Срывание одежд с Христа) 1577–1579

"Portrait of the Artist"s Son Jorge Manuel Theotokopoulos"

"Святая Вероника с Нерукотворным Образом" 1579

"Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara"

"Антонио де Коваррубиас" ок. 1600, Париж, Лувр

"Диего де Коваррубиас" (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва, 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко

"Поклонение имени Иисуса" или "Видение Филиппа ІІ"

"Благовещение"

"Портрет прелата Франциско де Пиза" 1601-1609

"Coronation of the Virgin" 1603, Photo - Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection

"Крещение Христа"

"Моление о чаше"

"Giulio Clovio"

"Апостол Лука Панселина" 1602-1606

"Св.Иероним, как кардинал" 1600

"Святое семейство с Марией Магдалиной"

"Благовещение"

"Благовещение"

"Благовещение", деталь верхней части картины

"Христос на кресте" 1600 - 1610

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины "Пир у Симона-Фарисея" (Чикаго, Институт искусств), "Вознесение Марии" (Толедо, церковь Санта Крус), "Встреча Марии и Елизаветы" (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера "Снятие пятой печати" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

"Христос на кресте" 1610

"Святой Ильдефонс" 1610-1614 Музей Эскориал

"Вознесение Марии" 1612-1613

"Пир в доме Симона фарисея" 1608 - 1614

"Снятие пятой печати" 1610-1614

"Лаокоон" ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея

"Христос Распятый на фоне Толедо" 1604 - 1614

"Обручение Богоматери" 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт

Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.

Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».

В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.

Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610-1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», - писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

"Дворянин с рукой на груди" 1578 - 1580, Музей Прадо

"Портрет пожилого дворянина" 1584 -1594

"Автопортрет" великого Эль Греко - Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588

Оригинал записи и комментарии на

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541-1614) великий испанский художник. По происхождению - грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

Троица Воскресение Христа Коронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых - портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета - жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Эль Греко - великий испанский художник 16-17 в . Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как , Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле .

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса ” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве , которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

Благовещение

Дама в мехах

Христос, несущий крест

Мальчик, раздувающий лучину

Мария Магдалина

Молитва святого Доминика

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Биография и творчество Эль Греко - испанского художника будет интересна любому человеку, интересующегося живописью. Эль Греко живописцев, оказал значительное влияние на мировое искусство. Он создал свой неповторимый художественный мир и легко узнаваемый стиль.

Семья и родина художника

Доменико Теотокопули (Domenicos Theotocopoulos) - настоящее имя художника, псевдоним - Эль Греко (El Greco) с испанского переводится, как «грек». Это связано с его местом рождения, он родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, принадлежащей Венецианской республике, в зажиточной семье. Его отец и старший брат были купцами. О его матери, к сожалению, ничего не известно.

Начало творческого пути

20 лет от роду он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана; именно здесь осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода - картина «Чудо исцеления Христом слепых».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля - мягкие контуры и экзальтация в мимике. Его картины вызывали постоянную критику современников из-за непривычных ярких красок.

Итальянский период

В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию, которая не имела большого успеха из-за недопонимания между участниками. Несколько испанцев, которых он встретил на улицах Рима, уговорили его перебраться в Испанию.

Испанский период. Расцвет творчества

В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он уезжает в Толедо, где обретёт успех и напишет свои шедевры. Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь.

После этого он становится известным в дворянских кругах. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Композиция картины чрезвычайно многофигурная, среди реальных персонажей автор запечатлел и себя.

В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

Родоначальник кубизма

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажены и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения.

Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года, спустя время после смерти он получил признание и статус мастера.