Учащиеся 4 класса знакомятся на уроках с авторскими и народными сказками, изучают произведения величайших писателей, приобщаются к удивительному миру русской поэзии. Благодаря олимпиадам у них появляется возможность проявить себя, показать уровень своих знаний. Однако полагаться на остаточные знания — неправильно.

У нас представлены примеры заданий олимпиады по литературе для 4 класса. Тестовые задания и открытые вопросы аналогичны тем, с которыми ученики встретятся во время участия в олимпиаде. Проверить и оценить себя можно и самостоятельной. Для этого, внизу страницы указаны правильные ответы ко всем вопросам.

Олимпиада по литературе 4 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

а) Никитин
б) Тютчев
в) Фет
г) Есенин

2. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки.
Из далека — далеча чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец.

А) Рассказ
Б) Сказка
В) Былина
Г) Басня

3. Продолжи определение. Сказка — это… .

А) Русская народная эпическая песня о богатырях.
Б) Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
В) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Г) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

4. Продолжи название произведения. Сказка Ш. Перро «Красная …»
А) Сумочка
Б) Шапочка
В) Кофточка
Г) Ленточка

5. какой элемент титульного листа уточняет содержание книги?
А) предисловие
Б) подзаголовок
В) корешок.

6. Как называется план, который помогает ориентироваться в книге?
А) аннотация
Б) послесловие
В) оглавление

7. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г. Х.Андерсена?
А) Владимир Сутеев
Б) Татьяна Маврина
В) Владимир Конашевич

8. Какие книги относятся к справочной литературе?

А) справочники
Б)словари
В) энциклопедии

9. Какое предложение является скороговоркой?
А) Свой огонёк ясней горит
Б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

10. С чего начинается сказка?
А) с концовки
Б) с зачина
В) с присказки
Г) с намёка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Жена у него умерла рано. Осталась дочка Алёнушка. Он любил её всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для неё сказки. Кто же сочинял «Алёнушкины сказки»?

Вопрос 2
Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Иванович»

Вопрос 4
Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора.
– Спокойствие, только спокойствие!

Вопрос 5
Из представленного списка, выбери названия народных сказок
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»

Продолжение темы «Вопрос-ответ». Сегодня я отвечу не на один вопрос, а сразу на несколько вопросов. Читая ваши письма и ответы, я заметила, что многих тревожит одна и та же проблема, только выразили все ее по-разному. Не удивительно, что многих родителей беспокоит одно и то же. Проблема сейчас стоит очень остро. Несмотря на обилие красивых и хороших книг, дети читать не хотят. На это есть множество причин, о них сегодня говорить не будем. Лучше попробуем найти решение этой проблемы, удобное для всех.

Вот вопросы, которые мне задали участники опроса на сайте, такие же вопросы часто задают подписчики в письмах. Посмотрите, возможно, и Вам это знакомо:

В настоящий момент с чтением у нас проблем нет, читает с неохотой. (Если читает с неохотой, то проблема все-таки есть)

Интересуют практические упражнения для ребёнка 6-7 лет

Мне интересны темы, касающиеся и чтения дошкольника (начальный этап), и увеличения младшего школьника.

Нам сейчас актуальны материалы по подбору текстов и , а также упражнения для улучшения техники чтения (на начальном этапе).

Очень хочу, чтобы ребенку было интересно обучаться чтению.

Какая техника чтения является нормой для ребёнка, закончившего 2-й класс, и ребёнка, закончившего 6-й класс?

Как развивать навык чтения у младшего школьника? Как заинтересовать ребёнка? Как развивать память? ? Как побороть "не буду", "не хочу".

Старшая внучка переходит в 5-й класс, а читать совсем не хочет и техника чтения неважная. Нет интереса к книгам: все заменяет компьютер. Что подскажете?

Ответить на эти вопросы в рамках статьи очень трудно. Статья не позволяет наглядно продемонстрировать приемы и упражнения. Поэтому совсем скоро, 16 июля, я проведу вебинар, на котором отвечу на эти вопросы и покажу практические приемы для развития навыка чтения школьника.

Чтобы получить ссылку на вебинар, прямо сейчас в числе участников. Вы гарантированно узнаете много нового и практически полезного по вопросу обучения чтению с интересом . Приходите сами, приводите друзей. А чтобы друзья узнали о предстоящем вебинаре, поделитесь с ними информацией в соц сетях.

Если у вас есть еще вопросы, пишите в комментариях, чтобы я могла подготовить ответы.

Предлагаю небольшое развлечение - поиграть в вопросы-ответы на тему "Что для вас чтение?"
Я сама не мыслю своей жизни без книг, поэтому мне интересно, а как другие относятся к чтению?

Вопросы следующие:
1. Любите ли вы читать? Что для вас чтение? Сколько времени вы посвящаете чтению? Читали ли вы с детства или увлеклись этим, будучи взрослой?
2. Какие жанры вы любите (художественная, историческая, о животных, профессиональная, психологическая и т.д.), авторы (российские, зарубежные), современная или классика? В каком формате читаете книги: на электронной книге, с экрана компьютера, с телефона, бумажные книги, аудиокниги?
3. Какие книги ассоциируются у вас с детством? Есть ли книги, с которыми связаны какие-то истории? Книги, которые перевернули ваше сознание сильно на вас повлияли, заставили что-то изменить или осознать?
4. Как относятся к чтению в вашей семье? Читают ли ваши друзья?
5. Как вы считаете, нужно ли воспитывать любовь к чтению с детства? Если да, то как это лучше сделать? Поделитесь своим опытом.
6. Считаете ли вы, что сейчас читают меньше, чем раньше? Почему?
7. Что вы читаете сейчас и последняя пара книг, которые вы прочли?

Правила:
строгих правил нет:)

  • Вы можете ответить на все вопросы, на часть вопросов; по порядку или в беспорядке; вообще не отвечать на вопросы, а просто написать "сочинение на тему". Одним словом, вопросы примерные - для ориентира!
  • Вы можете ответить на вопросы в комментариях или написать пост у себя в блоге. Во втором случае просьба указать ссылку в комментариях, чтобы я могла почитать.
  • Если будете писать пост, можете указать, что пишете в рамках игры "Поговорим о чтении?". Также по желанию можете забрать себе первую картинку.
  • Вопросы можно передавать другим блогам (все помнят игру "Три вопроса рукодельнице"?). Можно задавать свои вопросы.
  • Игра бессрочная! Чтобы у всех было время собраться с мыслями:) Поэтому присоединиться можно в любой момент хоть через 10 лет.

Upd.: На вопросы уже ответили:
  1. Люда, блог Марсианский домик
  2. Оксана, блог Хитросплетения
  3. Анастасия, блог Два платья и книг чемодан
  4. Людмила, блог Лукошко Элси
  5. Юля, блог Shoo!!
  6. Наталья, блог Natalija"s Needlework
  7. Ирина, блог Ирина Болдырева " и все хором подумали"
  8. Виктория, блог Компания плюшевых сказок
  9. Ирина, блог Солнечный денек
  10. Юля, блог Мiдяники
  11. Юля, блог Мої фотографії та їхня біографія
  12. Оксана, блог Моя читальня . Основной блог - Rag Doll House
  13. Жанна, блог Ни минуты покоя
  14. Наташа, блог Подарки с душой
  15. Виктория, блог Три девицы под окном
  16. Женя (Пухлик), блог Сундук заветных желаний (ответы в комментариях к этому посту)
  17. Вика (Buzya), блог Мое другое я
  18. Аня, блог Мамины руки
  19. Аня, блог Страна Солнечных Зайцев
  20. Ольга, блог White Rabbit
  21. Люда, блог Простые истории
  22. Ирина, блог О разных мелочах
  23. Алена, блог Не жизнь, а малина
  24. Оля, блог Day by day
  25. Аня, блог My Skylight Room
  26. Настя, блог Творческая жизнь ежиков
  27. Ladynelly, блог Тысяча и одно увлечение
кто еще? :)

Ну и для затравки мои ответы (сама спросила - сама ответила:)


1. Чтение для меня - не хобби, тип отдыха, или развлечение, а стиль жизни. Читать я научилась в 4 года, и сколько себя помню - всегда в руках была книжка. Если вдруг за день я не прочитала ни строчки (правда, это крайне редкая ситуация) - начинаю мучиться.
Читаю я всегда и везде - за завтраком, обедом и ужином (знаю, что это очень вредно, но увы...), лежа в кровати перед сном; во время приготовления еды, присматривая за кастрюлями; сидя у мамы в гостях, болтаю с ней и одним глазом кошусь в газету (газеты читаю исключительно у родителей, мы с мужем их не покупаем).
Обожаю читать в транспорте. Читаю, пока включается комп .
Если я оказалась за столом - и вдруг без книжки, читаю состав на упаковке печенья, лежащего на столе . Если выдается свободный выходной (особенно если я одна дома), то я укладываюсь в кровать/на диван и могу прочитать 1-2-3 книжки в зависимости от количества страниц.
Люблю я читать, короче говоря!
Что касается пользы чтения: книга заставляет задуматься и воздействует на чувства - безусловно. Но то же самое можно сказать про кино, театр, живопись, музыку. Но ни один из этих видов искусств не развивает язык и речь так, как литература. Так я считаю!


2. С тех пор, как мне подарили электронную книжку на Новый 2012 год, читаю исключительно в электронном виде - скачиваю книги с сайта Флибуста .
Многие (вот подруга моя, например) принципиально не хотят переходить на электронную книгу по причине отсутствия в ней шелеста страниц . Не спорю, бумажные страницы, переплет, твердая обложка - в электронной книге вы этого не найдете. ЗАТО: экономия (книги можно скачивать, а не покупать), можно настроить шрифт разного размера (большой плюс для дальнозорких людей, плохо разбирающих мелкие буквы), удобно пользоваться в транспорте (висишь одной рукой на поручне, второй нажимаешь на кнопку перелистывания; маленький вес). Для зрения не вредно - экран совсем не как у компьютера, а сравним с бумажной страницей.
В нашем узком семейном кругу из 8 человек (мама, папа, бабушка, тетя, сестра с мужем и я с мужем) - 7 (!) электронных книг, у каждого, кроме моего мужа (не любитель читать в принципе)
Читаю я в основном художественную литературу, предпочитаю российских авторов как в классической, так и в современной литературе. Наверно потому, что российская действительность, русские характеры, традиции и уклад жизни все же понятнее и ближе, чем зарубежные.
Много читаю всякой ерунды, типа городских романов, детективов, но стараюсь читать и более серьезные книги - классику, советскую литературу. Из последнего серьезного - "Хождение по мукам" Толстого, "Угрюм-река" Шишкова.


3. Мои любимые книги детства - Носов: "Незнайка", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне" - очень яркое воспоминание. Еще помню сборник рассказов Носова, "Денискины рассказы" Драгунского, "Чук и Гек", "Тимур и его команда", "Хоттабыч"
Запомнился рассказ, где два мальчика рассуждали о том, как неохота ходить в школу, и вот бы стать воробьями - живут без забот, только летают и крошки едят. Волшебным образом ребята превратились в воробьев - их чуть не съела кошка, потом в бабочек - их чуть не поймали сачком для коллекции, потом в муравьев - а оказалось, что муравьи-то трудятся ого-го как! Поучительный такой рассказ, автора не помню.
Еще очень любила книжку Сахаровой "Академия домашних волшебников" - где волшебница Калинка учит девочек Леку и Марину вести домашнее хозяйство.
Когда стала постарше, читала-перечитывала до дыр "Динку" Осеевой и "Олень - Золотые рога" - описываются околореволюционные времена.
Помню, что лет в 14, вспоминая Незнайку и Хоттабыча, я поняла, насколько сильна пропаганда социализма в этих детских книжках! Для меня это стало открытием, в детстве таких вещей не понимаешь . Когда Хоттабыч говорит Вольке, мол, давай тебя богатым и знатным сделаю, дворцов настрою, сундуков с сокровищами надарю. А Волька смеется и говорит: "Знатные люди у нас не цари, а доярки, колхозники, рабочие - вон и в газетах про них пишут"! А в "Незнайке на Луне" и вовсе революция - разрушить капиталистический строй, отобрать все у проклятых буржуев, власть народу!


4. В моей семье читали и читают ВСЕ - я писала выше, что у всех есть электронные книжки . Да и с подругами мы частенько обсуждаем книги.
Поэтому для меня было шоком, что мой муж ВООБЩЕ не читает книг. Последнее, что он читал - это пару лет назад какой-то детектив. Зато он смотрит огромное количество фильмов, сравнимое с количеством читаемых мной книг. Но все равно для меня это дикость .


5. Я абсолютно точно буду читать своим детям книги , стихи и сказки. Мне и самой они интересны, детские книги так красиво оформлены! Во многих из них удивительные иллюстрации, у

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец года не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка навыка чтения вслух

1 класс

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.
Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – всё в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
– Кушай!
– А сама что же?
– А я вчера ела.
– Вчера не считается, – сказал дедушка. – Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя – ягоду, дед – ягоду, Надя – ягоду, дед – ягоду. Так всё и съели.

(97 слов )
(Я. Тайц )

Вопросы и задания

1. Какую ягоду пошли собирать в лес бабушка с Надей?
2. Почему Наде стало стыдно?
3. Как девочка исправила свою ошибку?

2 класс

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти, меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(110 слов )
(Л.Н. Толстой )

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?

3 класс

Что легче

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Попадёт дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

(157 слов )
(В. Осеева )

Вопросы и задания

1. Почему мальчики не заметили, как прошёл день?
2. За что рассердились родители на первого и второго мальчиков?
3. Почему всегда лучше сказать правду?

4 класс

Орёл
(Быль)

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(186 слов )
(В. Осеева )

Вопросы и задания

1. Для кого орёл добыл рыбу?
2. Почему он её выронил?
3. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова )
(К. Д. Ушинский )

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи .

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Правильные ответы к заданиям

Сердитый, северный

Ласковое, доброе, могущественное

Последние 9 слов

3 класс

Пчела и муха

Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец.
На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха насупилась:
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
– Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

(235 слов )
(М. Алёшин )

Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.

2. Множество каких цветов росло на лугу?

a) Лилии, гиацинты, ирисы;
б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.

3. Определи персонажей произведения.

4. Что делали на поляне пчёлки?

5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?

а) Трудились;
б) весело летали;
в) грелись на солнце.

6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)

а) Она оказалась на лугу в первый раз;
б) лилии её не интересовали;
в) её интересовала только грязная канава.

8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

а) «А ты на кого хочешь быть похожим?»
б) Ароматная поляна.
в) Диалог маленькой пчёлки с мухой.
г) Сбор нектара.
д) Каждый видит только то, что его интересует.

9. Составь план текста из трех пунктов.

10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

Правильные ответы к заданиям

Пчёлки, муха, отец Паисий

Собирали сладкий нектар

Она оказалась на лугу в первый раз

4 класс

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова )
(Н. Сладков )

Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.

2. Обоснуй свой ответ словами из текста.

3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

4. Определи верное значение слова жнивьё .

а) Поле с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

5. Определи значение слова околица в данном тексте.

а) Изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.

a) Зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.

8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.

а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету;
б) пала передними лапами и носом на землю;
в) легла на брюхо, поползла;
г) рванула;
д) вскинулась всем передом;
е) проглотила, даже не разжевав.

11. Запиши разгадку пляски лисоньки.

12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.

13. Составь план текста из трёх пунктов.

14. Что нового из жизни природы ты узнал?

Правильные ответы к заданиям

Дождь, слякоть, холод

Третье предложение

Седьмое предложение

Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает

Сам сплясал лисий танец

Проверка уровня начитанности

4 класс

1. Приведи 2–3 примера малых фольклорных жанров.

2. Запиши 2–3 названия жанров произведений, входящих в раздел «Устное народное творчество». Укажи названия произведений к каждому из жанров.

3. На какие три группы можно разделить народные сказки? Запиши названия произведений каждой из групп.

5. Запиши 2–3 названия произведений писателей-сказочников.

6. Назови своего любимого сказочного персонажа. Чем он тебе симпатичен?

7. Запиши 2–3 имени детских поэтов и писателей.

9. Назови 2–3 фамилии великих русских писателей и поэтов.

10. Запиши название своего любимого стихотворения о русской природе.

11. С какими детскими журналами ты знаком?

12. Запиши названия книг, относящихся к справочно-познавательной литературе, которыми ты чаще всего пользуешься.

Литературная викторина с ответами для младших школьников «Что за прелесть эти сказки»

Викторина предназначена для учащихся 4 классов, учителей, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония". Данный материал можно использовать на обобщающем уроке литературного чтения по разделу "Что за прелесть эти сказки", на классном часе, посвященном сказкам, в группах продленного дня для привития детям любви к чтению.
Автор : Новикова Елена Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Бошинская СОШ

Цель : создание условий для формирования читательских компетенций.
Задачи : прививать любовь к чтению; развивать память, любознательность, мышление; воспитывать бережное отношение к книге, друг к другу.
Целевая аудитория : 4 класс, УМК Гармония.
Используемая литература : Кубасова А.М. Учебник по литературному чтению для 4 класса УМК Гармония.
Вступительное слово.
Сказки входя в жизнь человека с раннего детства. Народные сказки, сочиненные одним человеком, переходили от рассказчика к рассказчику, из уст в уста. Постепенно каждый добавлял что-то новое, свое, а лишние детали отбрасывал. Сказки становились все совершеннее и интереснее. Впоследствии народные сказки были записаны со слов сказителей и бережно хранятся поколениями.
Сказки воплотили в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои всегда побеждают в борьбе со злом.
Список вопросов с ответами.
1.Кто из персонажей русских народных сказок делил деньги на три части: во-первых – долг платил, во-вторых – в долг давал, в третьих – в воду метал?
(мужик из сказки «Петр 1 и мужик»)
2.Чьи это слова? «Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь»
(Петр 1 из сказки «Петр 1 и мужик»)
3.Когда и в какой сказке Марья собирала лечебные травы да коренья, чтобы лечить хворости-болезни?
(«Марья и ведьмы», ночь на Ивана Купалу)
4.Кто сумел соткать за зиму полотно такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно?
(Василиса из сказки Василиса Прекрасная)
5.Кто помогал Василисе Прекрасной в одноименной сказке?
(куколка, подаренная матерью перед смертью, сказка «Василиса Прекрасная»)
6.В какой сказке поспорили камень и бамбук?
(Бразильская сказка «Жизнь человека»)

7.В какой форме построена бразильская сказка «Жизнь человека»?
(в форме диалога)
8.Кто автор сказки о подводных принцессах?
(Х.К.Андерсен «Русалочка»)
9.На что пошла Русалочка, чтобы получить ножки как у людей?
(пожертвовала бессмертную жизнь в подводном царстве и свой чудесный голос)
10.Что произошло с Русалочкой после женитьба принца на принцессе?
(она превратилась в морскую пену)
11.Как Русалочка смогла заслужить бессмертную душу?
(добрыми делами через триста лет)
12.В какой сказке бог дает царице дочь в ночь в самый сочельник?
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
13.Чьи это слова: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее»?
(зеркальце из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
14.Где жила молодая царевна, когда ее выгнала мачеха?
(в лесу у семи богатырей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
15.Заграничный вариант сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.
(«Белоснежка и семь гномов»)
16.Кем притворилась королева-мачеха, чтобы сгубить царевну?
(нищей черницей)
17.Как звали царевича, который нашел свою невесту в горе в хрустале?
(королевич Елисей из «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
18.У кого искал помощи королевич Елисей, чтобы отыскать свою невесту?
(у красного солнца, у месяца, у ветра)
19.Какой фрукт в сказках и помогает и мешает героям?
(яблоко: мешает в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», помогает в сказке «Гуси-лебеди»)
20.Кто автор сказки «Рыба и кольцо»?
(Д.Джекобс)
21.Как звали барона-волшебника, который знал все, что должно было случиться?
(Гемфри из сказки Д.Джекобс «Рыба и кольцо»
22.Что такое кульминация?
(наиболее яркое, напряженное событие)
23.Какова развязка сказки «Рыба и кольцо»?
(барон смирился с судьбой: позволил бедной девушке быть женой своего сына)
24.Кто такой Крошка Нильс Карлсон?
(сказочный человечек с мизинчик)
25.Продолжи фразу: «Автор сказки «Эти бедные приведения» Джанни…..
(Родари)
26.Сколько концовок у сказки Дж. Родари «Эти бедные приведения»?
(четыре)
27.Что обозначает запись в журнале «Волшебные известия»: ТУМАН + СУМЕРКИ + ТЕПЛО + ГРУСТНО?
(ГНОМИК)
28.В кого превращался гномик в санатории для ужасно примерных детей?
(в маленького пушистого котенка, в мяч, в художника с красками, в невидимку, в самого себя, в дождь,
29.В кого превратились дети после волшебного дождя в сказке «Лекарство от послушания»?
(в лягушат, в выдумщиков)
30.Перечисли волшебные сказочные предметы, которые помогали главным героям.
(куколка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, зеркальце, горький напиток)