Дорогие друзья! 8 сентября в 13.00 приглашаем вас на литературный видеолекторий «Нескучная классика». Он будет посвящен теме «Мистика и фантастика в творчестве А.К. Толстого». Знакомиться с литературной готикой в духе старинных русских и европейских легенд будем в библиотеке по адресу: ул. Щорса, 46 .

Алексей Константинович Толстой – удивительный русский поэт, драматург, сатирик. В 1898 году именно постановкой драмы А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр. А.К. Толстой – создатель популярного исторического романа «Князь Серебряный», один из авторов неувядаемого и знаменитого своими сатирическими цитатами Козьмы Пруткова. Но и это еще не все! А.К.Толстой – классик отечественной «страшной литературы».

Рассказы писателя «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Они пугают, завораживают в равной степени, как произведения известных мастеров жанра готической литературы Брэма Стокера, Мери Шелли, Говарда Лавкрафта. На видеолектории мы отправимся в путешествие на книжную планету мистики и фантазии – как классической, так и современной.

Буквально с головой окунуться в этот непостижимый здравому смыслу мир нам поможет просмотр отрывков из фильмов «Пьющие кровь» (1991, СССР, реж. Евгений Татарский) и «Вурдалаки» (2016, Россия, реж: Сергей Гинзбург). Во время съемок фильма «Вурдалаки», созданного по мотивам готической новеллы, написанной 21-летним графом А.К.Толстым в 1839 году на французском языке, несмотря на дружную и слаженную работу команды, возникали различные мистические события.

Приходите! Вместе будет не так страшно!

Алексей Константинович Толстой - классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой - классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную. Вскоре после его рождения (24 августа 1817 г. в Петербурге) в семье Толстых произошёл разрыв - мама Анна Алексеевна (урождённая Перовская, внебрачная дочь всесильного графа Разумовского) забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась. Воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский. Знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельский написал специально для Алёши Толстого. Сама судьба, казалось, благоволила Толстому - благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам - Толстых и Разумовских - и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого. Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.
В 1834 г. Толстой зачислен на государственную службу - «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 сдаёт в Московском Университете экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, пишет стихи с шести лет, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных. В 1836 г. Толстой берёт четырёхмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжело больного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Всё своё состояние он оставляет Алёше. В конце 1836 г. Толстой переведён в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Впрочем, служба была по сути простой формальностью и хотя во Франкфурт Толстой съездил (где впервые увиделся с Гоголем), большую часть своего времени он, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях. В 1838 - 1839 гг. Толстой живёт за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», которые будут опубликованы только после смерти автора. Видимо сказалось влияние Перовского, одного из основоположников русской фантастической литературы и первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики (кстати, интерес к потустороннему сохранится у писателя и в зрелом возрасте: известно, что он читал книги по спиритизму, посещал сеансы гастролировавшего в России английского спирита Юма). Вернувшись в Россию Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог в Черниговской губернии, перешедшем ему по наследству от Алексея Перовского. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.
В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом Краснорогский опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 40-х годах Толстой начинает роман «Князь Серебряный», создаёт немало стихотворений и баллад, но пишет в основном «в стол». В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внёс в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нём не нашёл. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена: публика совершенно не поняла новаторства пьесы, пародийности абсурдных диалогов и монологов, присутствовавший на премьере император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления. В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств Толстой произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит Толстого и в 1861 году он добивается своей отставки. После отставки Толстой жил по преимуществу в своих имениях Пустынька (близ Петербурга) и Красный Рог. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом. Поэта увлекает русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создаёт исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.
В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября (10 октября по нов. стилю) 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия.
Фантастическое в творчестве автора:
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.
Вертер де Гёте
Примечание к биографии:
Портрет юного Толстого (1836) кисти знаменитого русского художника Карла Брюллова




А.К. Толстой, Брянская земля.

Имя Алексея Константиновича Толстого (родился в С. Петербурге в 1817 году) известно каждому любителю русской словестности. Это и историко - приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.
В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..." Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.
Будучи человеком европейского образования, Толстой оставался истинно русским патриотом, не отделявшим себя от судьбы Родины. Как написанные сегодня, звучат его слова:

Да, он грустит во дни невзгоды,
Родному голосу внемля,
Что на два разные народа
Распалась русская земля.

Как он любил свой мирный уголок,
Взрастивший в нем возвышенные чувства,
Где в тишине, от суеты далек,
Он уходил в свой чудный мир искусства.
... И до конца он любоваться мог
Своих лесов любимыми краями:
И осенил родимый Красный Рог
Его конец безоблачными снами.

«Здесь все живет и дышит им, все напоминает о нем: и кресла его, и письменный стол, за которым он писал свои произведения, и черный рояль. Здесь еще не стерлись его следы, отзвуки его голоса, кажется, что он только вчера проходил по этим комнатам».

Сотни подобных записей можно найти в книгах отзы­вов посетителей литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге. Он стал притягательным памятным местом для любителей поэтического слова.

Приезжая сюда, люди воздают дань глубокого уважения Алексею Константиновичу Толстому - выдаю­щемуся русскому поэту, прозаику и драматургу, автору широко известной трилогии «Смерть Иоанна Грозного»,

«Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», романа «Князь Серебряный», прекрасных исторических баллад, лирических стихотворений, одного из создателей зна­менитого Козьмы Пруткова.

Открытие литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге состоялось в 1967 году, когда широко отме­чалось 150-летие со дня рождения А. К. Толстого. Именно с этим уголком брянского края была связана значительная часть жизни писателя. Усадьба с уникаль­ным парком, живописные окрестности Красного Рога, чарующая русская природа явились своеобразной колы­белью будущего поэта. Сама обстановка будила поэти­ческую фантазию, развивала склонность к литературному творчеству. Именно здесь А. К. Толстой написал зна­чительную часть произведений.

Родился Алексей Константинович 24 августа 1817 года в Петербурге. Когда мальчику было шесть недель, мать увезла его в Черниговскую губернию в имение своего брата А. А. Перовского - в Погорельцы. Потом они переехали в Красный Рог. Здесь и прошло детство будущего поэта. Позже этот край он назовет своей истин­ной родиной.

Воспитание Алеши взял на себя его дядя - Алексей Алексеевич Перовский, известный прозаик 20-30-х годов XIX века. Он печатал свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. А. А. Перовский знакомил племянника с природой, с жизнью местного населения, воспитывал у него любовь ко всему доброму и прекрасному, пробуждал интерес к русской и зару­бежной литературе.

Это не прошло бесследно. С шестилетнего возраста А. К. Толстой начал пробовать свои силы в поэзии. О его ранних стихотворных опытах одобрительно ото­звался А. С. Пушкин.

Десяти лет будущий поэт с матерью и ее братом побывал в Германии. А еще четыре года спустя состо­ялось путешествие в Италию.

В 1834 году А. К. Толстого определили в Москов­ский архив Министерства иностранных дел, где он разбирал и производил описание древних документов. В следующем году, т. е. в семнадцать лет, юноша выдержал в словесном отделении Московского универ­ситета экзамены на право получения чина и был «признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы». В 1837 году его назначили в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

После четырехлетнего пребывания в Европе, с конца 1840 года, началась служба Алексея Константиновича в Петербурге. Но сухая казенная работа мало радовала Толстого. Его неодолимо влекло литературное творчество. И он серьезно занимался любимым делом. В 1841 году вышла фантастическая повесть «Упырь», были напеча­таны стихотворение, несколько очерков и рассказов. Широко известные стихи «Ты знаешь край, где все обильем дышит...», «Колокольчики мои...», «Василий Ши­банов», «Курган» и другие тоже были написаны в этот период, хотя увидели свет гораздо позже.

В начале пятидесятых годов «родился» Козьма Прут­ков. От имени этого тупого и самовлюбленного бюро­крата николаевской эпохи А. К- Толстой, его двоюрод­ные братья Алексей и Владимир Жемчужниковы выступали в самых различных жанрах. Писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, истори­ческие анекдоты, в которых высмеивались явления окру­жающей действительности.

В сентябре 1861 года. Алексею Константиновичу удалось добиться отставки и бросить службу. Он посе­лился в Красном Роге. В шестидесятых годах он опуб­ликовал драматическую поэму «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный», затем написал одну за другой три пьесы, составившие трилогию «Смерть Иоанна Гроз­ного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

В 1867 году вышел сборник стихотворений, подводив­ший, итог более чем двадцатилетней поэтической работе А. К. Толстого. Большое место в сборнике заняла лирика, в которой главную тему составляют пейзажи родного края и настроения, навеянные им. Как проникно­венно звучат, например, эти строки:

Ты знаешь край, где все

обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль

колышет, В вишневых рощах тонут

хутора, Среди садов деревья гнутся

И до земли висит их плод

Шумя, тростник над озером

трепещет, И чист, и тих, и ясен свод

небес, Косарь поет, коса звенит

и блещет. Вдоль берега стоит кудрявый

лес, И к облакам, клубяся

над водою, Бежит дымок синеющей струею?

В стихотворении «Колодники», ставшем популярной народной песней, нарисована картина, полная трагизма и безысходности.

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль,- Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами, шагают вперед тяжело, Угрюмые сдвинули брови, На сердце раздумье легло.

Поют про свободные степи, Про дикую волю поют. День меркнет все боле,-

а цепи Дорогу метут да метут...

Отзвуки народных песен с их радостями и печалями слышатся в толстовских «Ты не спрашивай, не распы­тывай», «Не божьим громом горе ударило», «Ты почто, злая кручинушка», «Кабы знала я, кабы ведала» и других. Народная мудрость, трогательная простота присущи многим этим стихотворениям. Другой темой лирики Толстого является любовь - глубокая, чистая, вдохновляющая.

И еще одна особенность творчества Алексея Констан­тиновича, о которой хорошо сказал композитор П. И. Чай­ковский: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов». Стихи Толстого были положены на музыку Чайков­ским, Кюи, Римским-Корсаковым, Рубинштейном, Бороди­ным, Мусоргским, Рахманиновым, Танеевым и другими. До сих пор, например, не утратил очарования и неж­ности романс, созданный на эти взволнованные стихи А. К. Толстого:

Средь шумного бала случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.

свирели. Как моря играющий вал.

Умер Алексей Константинович 28 сентября 1875 года. Похоронили его возле Краснорогскои церкви в семейном склепе.

Юбилейная медаль к 170-летию со дня рождения А. К. Толстого

Из построек того времени в усадьбе сохранились домик хозяйственного двора, бывшая прачечная и фли­гель, в котором ныне располагается музей поэта. За преде­лами усадьбы находятся церковь и могила поэта с ка­менным надгробием. Как и толстовская усадьба, они на­ходятся под государственной охраной как памятники истории и культуры.

Ежегодно в сентябре в Красном Роге проводится празд­ник поэзии. Это дань уважения советских людей А. К- Тол­стому, творчество которого выдержало испытание време­нем.

Именем замечательного поэта-земляка назван Брян­ский городской парк культуры и отдыха. Здесь Алек­сею Константиновичу Толстому установлен памятник.

В здании флигеля, восстановленном после войны, ныне разместился музей А.К. Толстого

Село Красный Рог. Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого, бюст поэта и фамильный склеп Толстых.

Село Красный Рог

Флигель. Единственное сохранившееся мемориальное здание усадьбы. Фото 2006 г.

Портрет А.К. Толстого. (Б. Яшин)


(воспоминания А.Ф. Войстроченко)


(подготовка усадьбы А.К. Толстого к его юбилею)


Парк-музей им. А.К. Толстого:

Деревянный фонтан "Чёртова мельница"

Памятник А.К. Толстому

3 сентября 2016 г. всё культурное сообщество Брянска и страны отмечает 199 лет графу А.К. Толстому.

Ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»

3 сентября 2016 года в Литературно – мемориальном музее А.К. Толстого состоялся ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». В рамках праздника был организован областной творческий конкурс «Заветные тропинки А.К. Толстого», основанный на одноименном новом туристическом маршруте. В конкурсе приняли участие сотрудники и экскурсоводы государственных и муниципальных музеев Брянской области.

Сотрудники «Брянского государственного краеведческого музея» представили гостям праздника театрализованную миниатюру «Романтические грезы или иллюзии воспоминаний» на стихи А.К. Толстого «Во дни минувшего бывало…». Участники сценки своей удивительной игрой попытались передать зрителю чувства, нахлынувшие на А.К. Толстого при написании данного стихотворения. За участие в конкурсе «Заветные тропинки А.К. Толстого» сотрудники Брянского государственного краеведческого музея были награждены дипломом второй степени.

30 августа в городском выставочном зале открылась фотовыставка «Есть много звуков в сердца глубине…», посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого. Идею фотографов поддержал директор театра Андрей Викторович Саликов, его режиссером стала заслуженная артистка РФ Марина Финогенова, а воплотили в жизнь артисты Брянского театра драмы им. А.К.Толстого и фотографы фотоклуба «Брянская улица».
Народный артист РФ Иосиф Камышев, артисты театра Андрей Савченков, Ксения Ланская, Мария Максимова, Илья Беззуб, Леонид Гой, Татьяна Сычева предстали на фотографиях в образах из «Князя Серебряного» и «Дон Жуана». Елена Дигина и Олег Чиганов воплотили образы Софьи Толстой и Алексея Константиновича Толстого, навеянные стихотворением «Средь шумного бала».
Авторы фотографий – образов – Галина Семенова, Наталья Книжникова и Марина Свиридова.

Когда-то эти места бли-
стали несказанной роско-
шью, и ансамбль усадьбы
до сих пор поражает ве-
личием. В 2017 году ис-
полняется 200 лет со дня
рождения известного соз-
дателя баллад, лирических
стихов, исторического ро-
мана «Князь Серебряный»,
а так же драматической
трилогии «Смерть Иоан-
на Грозного», «Царь Федор
Иоаннович» и «Царь Бо-
рис». Афоризмы Козьмы
Пруткова, одним из «от-
цов» которого был Тол-
стой, актуальны и сегодня.
Уса дебный дом Тол-
стых сгорел в 1941 году,
и на его месте в 1993‑м
возведено здание музея.
Частью усадьбы является
сохранившаяся церковь
Успен и я, пост роен на я
в 1777 году. Самобытный
сплав из элементов дере-
вянного зодчества с под-
р а ж а н и ем к а ме н н ы м
формам при дает сель-
ской церквушке особую
теплоту. Известно, что
в 1861 году с крыльца этой
церкви Толстой читал Ма-
нифест об освобождении
крестьян от крепостной
зависимости.

Офорт "Дом-музей А.К.Толстого". Антонов Е.Н.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И, как сестра, мой путь сопровождала
Река Нерусса – юркое дитя:
Сквозь заросли играя и светя,
Она то искрилась, то пропадала.

(Трубчевск, Брянская область)

1912 год, май. «При ясной и чистой погоде и при большом стечении публики в воздух поднял первый самолёт на Брянщине авиатор Кузьминский».

Картины брянских художников о Брянском крае.


М. Шмыров. «Зима»

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

В брянской литературе тема малой родины - одна из самых значительных. Образы городов, сел и деревень Брянщины раскрываются последовательно и многогранно. В творчестве наших земляков есть много произведений, про­никнутых пафосом любви к родине, беспокойством о ее судьбе, гордостью за людей, которые трудятся на брянской земле. Например, стихотворение И. Радченко «Ненаглядная сторона»:

На лугах трава ароматная, Рожью высветлены поля -Это брянская благодатная, Хлебом пахнущая земля.

На холмах дубы лучезарные, Сосен звонкая полоса -Это брянские легендарные, Чудодейственные леса.

Над речной струей дремлет лилия, Ручеек поет, как струна, -Это брянская, сердцу милая, Ненаглядная сторона.

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1950 год. Советский период - эпоха переименований. С 1918 по 1967 год улица Фокина называлась улицей Ленина (с перерывом на два года немецкой оккупации, когда ее называли улицей Пушкина), а теперешний проспект Ленина с 1920-х по тот же 1967-й был улицей Фокина (при немцах Бежицкая). Улица Калинина с 1919-го и до конца 1950-х была улицей III Интернационала (при немцах Московской, как до революции). А бульвар Гагарина до конца 1960-х был Советской улицей; улица Горького была улицей Васильева, а Большая Лубянка - улицей Иванова.

Казённая мужская гимназия.
Ул. Калинина, 66. Построена в 1913 г. архитектором Н.А. Лебедевым при поддержке меценатов П.С. и С.С. Могилевцевых. Просуществовала как гимназия 5 лет. После гражданской войны в ней находились трудовая школа, совпартшкола.
Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны. В начале 50-х годов XX века построен городской Дом культуры промкооперации, позже ДК местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (архитектор А.Э. Фридман). Современное использование: городской Дом культуры.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.


Так выглядела Петровская гора в 30-е годы. Горне-Никольская церковь сохранилась до сих пор.

Немного интересного, умного, мудрого.

***********************

Нужно жить так, что бы не бояться отдать своего говорящего попугая главной сплетнице города.

Улыбнись …. чуть чуть лирики.

****************************

Мальчик говорит маме:
- Папа уже пришёл! Что мы ему сначала покажем – твоё новое платье или мой дневник?

Алексей Константинович Толстой – русский писатель, поэт и драматург из рода Толстых.

Алексей Константинович Толстой
(1817-1875)
«И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало».
А. К. Толстой

Родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Когда мальчику было всего 6 недель, брак его родителей распался, и Анна Алексеевна увезла сына на Украину в имение своего брата Алексея Перовского. Практически, дядя стал главным воспитателем Алексея Константиновича. Поскольку сам он был известным беллетристом, то и в племяннике с ранних лет сумел воспитать любовь к книгам и литературному творчеству. Именно Перовский (псевдоним Антон Погорельский), сочинил для племянника сказку «Чёрная курица» о приключениях мальчика Алеши.

С шести лет Алексей выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. Он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым (который позднее напишет портрет юного Толстого). Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. В 1834 году Толстой был зачислен «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 года он сдает в Московский Университет экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных.

В 1836 году Толстой берет четырехмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжелобольного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Все свое состояние он оставляет Алеше.

В конце этого же года Толстой переведен в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Во Франкфурте Толстой большую часть своего времени, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях.

С 1838 - 1839гг. Толстой живет за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (которые будут опубликованы только после смерти автора).
Первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики. Вернувшись в Россию, Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог, перешедшем ему по наследству. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.

В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом «Краснорогский» опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внес в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нем не нашел. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена.

В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Им далеко не сразу было суждено воссоединиться.

Муж Софьи Андреевны не давал ей развода, да и развестись в те времена было весьма проблематично. Не хотела и мать Толстого, чтобы он женился на Софье Андреевне. Конечно, она мечтала о совсем другой невесте для единственного сына. Официально их брак был оформлен только в 1863 году.

Письма, Толстого к Софье Андреевне, написанные в зрелом возрасте поражают своей несказанной нежностью. Все, кто знал эту пару, говорили, что их брак был счастливым от первого до последнего дня.

Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления, он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит его, и в 1861 году он добивается своей отставки. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом.

Поэта увлекает и русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создает исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.

В это время, он написал три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1869гг.). К началу 70-х годов у писателя возник замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, но закончить его, к сожалению, автору не удалось.

В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия. Похоронен был возле сельской церкви. Его вдова, Софья Андреевна вернулась в столицу, завещав похоронить себя в Красном Роге.

Алексей Константинович Толстой, был писателем большого природного таланта. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, - как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве. И, разумеется, не упомянуть самого знаменитого русского мудреца Козьму Пруткова было бы непростительной ошибкой. Наиболее блестящие афоризмы «председателя Пробирной Палатки» принадлежат как раз перу Толстого. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Где начало того конца, которым оканчивается начало?», «Не всё стриги, что растёт». И вечно актуальное для наших березняков: «Держаться партии народной и современно и доходно».

Царедворец, поэт, патриот, историк, писатель, сатирик, насмешник, мистик, авантюрист, силач и красавец... Как там у Козьмы Пруткова? «Никто не обнимет необъятного»? Парадоксальным образом автору изречения, графу Алексею Толстому, это почти удалось.

Знаете ли вы что

Алексей Толстой был физически очень силён. Как говорят исторические документы, он могу при помощи одних рук разгибать подковы, а также он мог всего одним пальцем вгонять гвоздь в стену.

С супругой Софьей у Алексея Константиновича Толстого детей не было.

Жена Толстого, несмотря на то, что родилась в провинции, была очень образованна и обладала пытливым умом. Знала четырнадцать иностранных языков.
Алексей Константинович был заядлым охотником, не один раз в одиночку ходил с рогатиной на медведя.
В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века выкуплена из частных коллекций. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.

Интернет-ресурсы:

Алексей Константинович Толстой. Все книги автора [Электронный ресурс] // Читать книги онлайн: электронная библиотека. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/author/aleksey-konstantinovich-tolstoy.htm

Бугримова, Ольга. Тайны А. К. Толстого [Электронный ресурс] / О. Бугримова // Проза.ру: литературный портал. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/07/29/1745

Жуков, Дмитрий. Алексей Константинович Толстой [Электронный ресурс] / Д. Жуков. – Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=102609

Ерёмин, Виктор. Алексей Толстой, или О, счастливчик! / В. Еремин // LiveInternet. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post419155158/

Кудряшов, Константин. Литература абсурда. Алексей Толстой не терпел скуки в творчестве и жизни / К. Кудряшов [Электронный ресурс] / / Аргументы и факты. 2015. - № 41. – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/literatura_absurda_aleksey_tolstoy_ne_terpel_skuki_v_tvorchestve_i_zhizni

Толстой Алексей Константинович. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / А. К. Толстой // Lib.Ru/Классика. – Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/

Афоризмы и цитаты:

Все, что не ты - так суетно и ложно,
Все, что не ты - бесцветно и мертво.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

В природе человеческой окрашивать чужие поступки нашим личным расположением к их совершителям.

Прослыть боится слабым лишь тот, кто слаб.

Правду сказать недолго, да говорить-то надо умеючи.

Печали вечной в мире нет
И нет тоски неизлечимой.

Не вдруг приходит вдохновенье,
Земное бремя тяжело...

Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Нас редко оскорбляет обвинение в пороках, которых мы решительно чужды.

К чему душа, когда любовь погибла!
Теперь мне боле нечего терять -
И смерть и ад на бой я вызываю!

В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!

Не было б вам на том свету ни дна, ни покрышки.

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».


Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.


Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)