Слухи о возможном реформировании главной российской спецслужбы — ФСБ — появились еще осенью 2016 года. Тогда о масштабных планах реформирования силовых органов в России сообщило издание “Коммерсант”. Информация так и осталась слухами, до чего-то конкретного дело не дошло. Тем не менее, интерес к теме возможного реформирования ФСБ сохраняется, и касаются возможные реформы каждого — ФСБ и сейчас имеет огромные полномочия и может вмешаться в жизнь любого человека. Если новое ведомство получит еще более крупные полномочия, оно окончательно может стать похожим на своего прародителя — советское КГБ. Случится ли реформа ФСБ в 2018 году, какие изменения могут произойти с ведомством, если реформирование состоится.

Какие слухи о реформе ФСБ ходили год назад

Если вернуться в осень 2016 года, то можно вспомнить нашумевшую статью в газете “Коммерсант”, где говорилось о реформировании ФСБ, в результате которого эта спецслужба могла снова стать тем монстром сыска, в том числе и политического, каким была КГБ, из которой вышли современные ФСБ-шники. Возможно правильнее даже говорить о том, что новое ведомство по своим полномочиям могло бы походить на печально известные НКВД или МГБ, что существовали при Сталине.

Пикантности слухам придавало и то, что обновленное ФСБ так и предлагалось назвать — МГБ, то есть министерство государственной безопасности. Именно так называлось карательное ведомство при позднем Сталине, когда НКВД было переименовано в связи с упразднением народных комиссариатов и возвращением министерств. МГБ было монстром репрессий и политического сыска, и от него после смерти Сталина также избавились, переформировав ведомство в КГБ, заодно резко ограничив его в полномочиях.

Многие правозащитники, разумеется, восприняли слухи о возвращении МГБ в качестве издевательства и неприкрытого цинизма.

Что предлагалось сделать с ФСБ и другими ведомствами и из-за чего в 2016 году было так много шума?

“Коммерсант” писал о крупном реформировании силовых органов в принципе. После появления Росгвардии, которая в том числе забрала себе значительную часть полномочий МВД, предполагалось перетряхнуть всех силовиков.

Если говорить конкретно о ФСБ, то так называемая МГБ помимо Федеральной службы безопасности могла включить в себя Службу внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. Из современной ФСО отдельным ведомством должны были остаться только те подразделения, что непосредственно заняты охраной первых лиц государства. Спецсвязь и прочие функции ФСО отошли бы в МГБ.

Разумеется, одно лишь объединение разных ведомств в рамках возможной реформы ФСБ — не единственное, что должно было произойти. МГБ должно было получить и более широкие полномочия, чем сегодняшняя ФСБ. Так, если ФСБ может только помогать МВД и Следственному комитету расследовать уголовные дела, которые заведены по инициативе Службы, то МГБ мог получить функции полного контроля над следствием.

Также МГБ мог получить функции внутренней безопасности для прочих силовых ведомств. Кроме этого, главк МГБ мог получить право расследования резонансных дел, забрав его у МВД или СКР.

Когда могло случиться реформирование ФСБ и чем закончились слухи

В той же статье “Коммерсант” называл и сроки возможного реформирования силовых ведомств. Реформа ФСБ и других силовых органов должна была завершиться к 2018 году, и планируемые изменения в функциях и составе ФСБ должны были случиться к началу наступившего года, до мартовских президентских выборов.

Как мы знаем, пока никакой реформы ФСБ не случилось. Но это не значит, что планы, которые были неофициально озвучены через прессу в 2016 году, забыты.

Как сообщило в 2017 году издание Znak.com, планы реформирования не забыты. Судя по всему, пока что изменения отложены из-за того, что на крупную реформу силовых органов, которая планировалась, нужны большие деньги. К примеру, только на то, чтобы выплатить компенсации тем сотрудникам, которые не захотят работать в новом ведомстве, сотрудникам реформируемых органов понадобились бы десятки миллиардов рублей.

Таким образом, пока что реформа ФСБ отложена, и как надолго — неизвестно. Пока что для власти первый пункт повестки дня — мартовские перевыборы президента, после этого начнется новый политический цикл, когда можно будет начинать спокойно реализовывать накопившиеся идеи.

Иван Пискунов

На прошлой неделе, 19 сентября Рунет облетела новость о готовящихся фундаментальных реформах в отечественных силовых структурах. По данным источников издательства «Коммерсанта» в сжатые сроки, до президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу с целью повышения эффективности управления ведомств, искоренения коррупции и усиления безопасности как гражданского общества таки и государства в целом. И ладно бы на этом все. К примеру, несколько лет назад мы уже переживали реформу МВД , когда на смену советской милиции пришла полиция. Сейчас же речь по сути идет о фактическом возвращении нынешней ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

Возможно все это слухи, но как говорит хорошая русская поговорка "дыма без огня не бывает" и "кто предупрежден тот вооружен".

Слухи или реальная перспектива

Как сообщает «Коммерсант» подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы структуры ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД РФ, а уже в 2016 году на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел специальным указаном президента была создана Росгвардия .

Помимо заявленных изменений по слухам так же, ожидается возвращение СК России в надзирающую за ним Генпрокуратуру. Упоминается так же, что некоторые функции МЧС могут быть разделены между Минобороны и МВД.

Но, что более существенно волнует большинство так это, то что в предполагаемых реформах речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР .

Пресс-служба президента России обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны

Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ) . При этом в его состав войдутСлужба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО) . Нынешняя же ФСО сохранится в виде подструктуры Службы безопасности президента России , которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и ряд доселе не ведомственных функций. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не толькоо сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а так же осуществлять процессуальный надзор за ними.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году . Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Начало уже положено

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Во-первых, перестановки - часть широкого процесса подготовки системы к 2018 году [когда пройдут выборы президента России]. Во-вторых, это попытка финансовой оптимизации всех этих служб. Третье: перестановки - это отражение некой внутренней борьбы в силовых и правоохранительных органах. Четвертое - система должна подстроиться под Путина, под его понимание эффективности.
Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru

Очень многие решения, особенно кадровые, которые мы сейчас видим, напрямую диктуются из Кремля. Не спецслужбы являются их инициаторами. Они пытаются продвигать свои интересы, но войну начали не они. Кремль сейчас пытается мобилизовать свои элиты и организовать административный аппарат в условиях нарастающей, как ему кажется, угрозы политической стабильности.

Прежняя модель - 2000-х годов - заключалась в том, что Кремль периодически разочаровывался в какой-нибудь спецслужбе, например в ФСБ, и создавал новую структуру, на которую возлагал работу по обеспечению политической стабильности. Так появился [антитеррористический] центр «Т» в МВД, потом Следственный комитет, потом были даны широкие полномочия казакам, в конце концов, появилась Национальная гвардия.

Валерий Ширяев , заместитель директора «Новой газеты», бывший сотрудник КГБ

То, что в силовых структурах что-то происходит, стало понятно еще год назад. За это время было ликвидировано ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, ФМС; уволили начальника ФСО - важнейшую фигуру в раскладе силовиков. Но изменения еще не закончены, они и дальше будут происходить.

А вот сокращение расходов может быть огромным стимулом для административной реформы. Параллельные функции, которые разные ведомства выполняют, параллельные сферы оперативной разработки, административный аппарат - вот на этом на всем можно сэкономить. Но это не обязательно делать в рамках объединения всех спецслужб в какую-то грандиозную структуру.

Сергей Канев , журналист The New Times

Власть боится протестов. Жизнь становится все хуже и хуже, идут массовые увольнения, невыплаты, задержки зарплат. И чтобы проще было противостоять этому, создается этот монстр из спецслужб.

Сейчас все силовые структуры существуют по отдельности. Даже служба безопасности президента разделена на две части: одна охраняет Путина, другая - Медведева. Мне рассказывали, что они друг с другом даже не общаются, у них конфликт. Между двумя ключевыми подразделениями ФСО! То же самое - и в самом ФСБ. Там идет внутриклановая борьба. Ребята говорили мне, что вторая служба (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом - прим. «Медузы») воюет с шестой (Служба организационно-кадровой работы - прим. «Медузы»), шестая служба не подчиняется ни одному начальнику, потому что они считают себя элитным подразделением.

Идет борьба за финансовые потоки. Руководство ФСБ и других силовых ведомств - это ставленники разных кланов. Одни поддерживают Газпром, другие поддерживают «Роснефть», третьи - «Ростех». И то же самое в МВД, в прокуратуре, в Следственном комитете.

Как это было в США после событий 911

Террористические акты совершенные 11 сентября 2001 года заставили президента Буша младшего пересмотреть всю систему национальной безопасности и чуть больше месяца после нападения, 26 октября 2001 года президент США подписал документ под названием USA Patriotic Act , разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США)

А через год 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа. Тогда Буш младший так прокомментировал свое решение: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь» .

Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков.

Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями.

До президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу силовых и правоохранительных ведомств с целью повышения эффективности управления и искоренения коррупции; речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР, сообщили источники.

По данным источников «Коммерсанта» , подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд»

Теперь речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Нынешняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента России, которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними.

Как отмечает издание, выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СК уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Говорят, что новая схема расследования уже обкатывается. Например, именно ФСБ возбудила уголовное дело об организации преступного сообщества в отношении вора в законе Захария Калашова (Шакро Молодой) и его соратников, хотя соответствующая ст. 210 УК РФ не относится к ее подследственности. При этом с эпизодами предполагаемых преступлений, совершенных ОПС, разбираются другие ведомства.

ГСУ ГУ МВД по Москве расследует два факта вымогательства, обвиняемыми по которым проходят участники ОПГ Шакро, а СК разбирается в перестрелке, устроенной теми же фигурантами в ходе разборки на Рочдельской улице Москвы, и халатности не вмешавшихся в нее полицейских.

Сама же ФСБ, ведущая уголовное преследование высокопоставленных сотрудников СК, предположительно получавших взятки от Шакро, при этом фактически осуществляет процессуальный контроль за всеми расследованиями в целом.

«Если раньше мы (оперативники ФСБ) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд», – сообщил информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности. По его словам, сотрудники ФСБ будут также проверять, насколько эффективно и в полном ли объеме использовал следователь предоставленную ему спецслужбой информацию. Однако в какой форме будет осуществляться подобный контроль, еще до конца не ясно.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится Главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.

В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное, найти средства на это. Ведь по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей, отмечает издание.

Также, по данным источников издания, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить текущих руководителей служб и ведомств. Одним из них называют создателя СК Александра Бастрыкина, которому уже якобы «дали понять, что в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

Сразу в нескольких ведомствах изданию неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.

В частности, по словам источников, речь может идти о передаче «пожарной» составляющей МЧС в ведение МВД, а спасательных и чрезвычайных подразделений – Минобороны.

Отметим, что в составе военного ведомства в августе 2014 года был сформирован 100-й отдельный полк материального обеспечения (расположен в подмосковном Алабино). Основной функцией формирования, подчиненного замминистра обороны Дмитрию Булгакову, является эвакуация населения, разбор завалов, работа в районах затопления или пожаров и усиление группировок войск в любой точке России. Как отмечает издание, участие в ликвидации последствий ЧС записано и в положении о Росгвардии.

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Кроме того, 5 апреля Путин Росгвардии на базе внутренних войск МВД. Структура борьбой с терроризмом, организованной преступностью.

Помимо этого, 15 сентября официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин якобы скорую отставку председателя СК Александра Бастрыкина.

Напомним также, 19 июля Лефортовский суд Москвы арестовал замглавы ГСУ СК по Москве , замначальника управления собственной безопасности Следственного комитета России , а также главу управления службы собственной безопасности СК по делу о взятках. Позднее суд ареста Никандрова до 19 декабря.

Высокопоставленные сотрудники СК были задержаны из-за возможной причастности к делу : якобы за крупную взятку следователи обещали «решить вопрос» с делом против вора в законе.

Также источник в правоохранительных органах сообщал, что сотрудники трех отделов ГСУ московской полиции уведомления об увольнении.

Между тем официальный представитель ведомства Владимир Маркин подтвердил, что в Следственном комитете России реорганизация.

Ранее СМИ сообщали, что в Следственном комитете под руководством председателя ведомства Александра Бастрыкина масштабные реформы, в ходе которых статус ряда главных управлений СК был понижен до управлений, а некоторые из управлений стали отделами.

https://www.сайт/2017-01-30/istochnik_uzhe_v_etom_godu_sk_mogut_obedinit_s_mvd_a_fsb_s_fso

Силовики готовятся к слияниям и поглощениям

Источник: уже в этом году СК могут объединить с МВД, а ФСБ с ФСО

В России в 2017 году могут быть приняты решения об укрупнении ряда силовых структур..

В Следственном комитете накопилось множество проблем, как аппаратных, так и иного плана, говорит собеседник сайт. Главным поводом для слияния МВД и СК может стать дело «вора в законе» Шакро Молодого. После его задержания выяснилось, что часть руководства CК активно сотрудничала с руководителями криминальных кругов.

Есть и проблема организационного характера. У Следственного комитета нет статуса военизированной структуры и своего оперативного сопровождения, поэтому на любом обыске их сопровождают МВД, ФСБ или спецназ ФСИН. Слияние с МВД решит эту трудность.

Третья проблема — ослабление МВД после создания Росгвардии. Присоединение СК к МВД могло бы восстановить баланс ведомств.

Если такая структура будет создана, она станет слишком громоздкой и возникнет вопрос о передаче следствия по особо важным делам ФСБ, считает один из них. А это уже большая реформа, на разработку и осуществление которой уйдет несколько лет.

Стоит напомнить, что планы реформы Следственного комитета периодически возникают на протяжении последних лет. В 2014 году газета «Известия» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщала, что следственные органы могут быть объединены указом президента и новая структура начнет работать с 2017 года, а 2015-2016 годы станут переходным периодом. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду... Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо», — сказал тогда Бастрыкин журналистам.

Информация об объединении ФСБ и ФСО уже появлялась осенью 2016 года. Тогда «Коммерсантъ» сообщал, что может появиться новое ведомство, по функциям близкое к советскому КГБ. К двум спецслужбам также могли присоединить СВР..

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что создание суперведомств будет нелогичным шагом, учитывая, что ранее президент Владимир Путин шел по противоположному пути, выделяя отдельные ведомства из больших структур.

«Поворот процесса вспять будет выглядеть нелогично. При этом Следственный комитет потерял сейчас некую элитность и объединение может еще больше снизить его статусность. Не вижу ни практических, ни элитных резонов для такого объединения. Путин на протяжении всех лет своего нахождения у власти последовательно выстраивал систему сдержек и противовесов, а такой шаг ее разрушит», — считает Минченко.

Возможны ли анонсированные СМИ кардинальные реформы силовых структур России?

Настоящей информационной бомбой стала новость о готовящейся реформе силовых ведомств, которая предполагает воссоздание суперведомства в лице нового «министерства госбезопасности России». Сообщается, что в МГБ помимо ФСБ может войти ФСО и СВР. Также якобы рассматривается возможность возвращения СКР в состав Генпрокуратуры и раздела функций МЧС между минобороны и МВД. Своими размышлениями о возможной реформе в статье, написанной специально для «Реального времени», делится генерал-майор ФСБ Александр Михайлов .

Для решения такой колоссальной задачи нужны очень большие деньги!

Утро началось отнюдь не с результатов выборов, а с вброса «Коммерсантом» информации о реформах у силовиков. Конечно, можно с порога отмести эту информацию, которая гуляет аж с момента создания МЧС, ФСО [Федеральная служба охраны, - прим. ред. ] и СВР [Служба внешней разведки, - прим. ред. ]… Просто сказать - бред.

Но было бы правильно, если все-таки попытаться в этом разобраться. Во-первых, такие масштабные изменения готовятся при активном участии минфина, которое и часто (!) является генератором сокращения расходов. Но оттуда утечки нет. Все ссылки на силовиков. В это верится с трудом, потому что у президента реальных утечек не бывало. И все слияния и «разлияния» бывают неожиданными и, самое главное, точными по исполнению. Впрочем, чем черт не шутит…

Но разберем по полочкам. Зачем сливать СВР и ФСБ? Их не для этого расчленяли. И иметь два источника информации (независимых) лучше, чем один. К тому же в этом делении была очень важная санитарная норма - обеспечение их внутренней безопасности. Выявление кротов… в том числе. Сомнительно!

Во-вторых - зачем передавать МЧС в министерство обороны? Да, были войска гражданской обороны. Но они были сиротами при живых родителях. В минобороны они были чужеродны. Шойгу получил от войск гражданской обороны четыре вертолета, которые не летали. МЧС - гражданское, по сути, ведомство, которое решает задачи и в России, и за границей. А вот как МО РФ будет ликвидировать последствия трагедий за рубежом?! Это же войска!

«Войска гражданской обороны были сиротами при живых родителях. В минобороны они были чужеродны.» Фото baltinfo.ru

Можно теоретически допустить передачу ФСО федеральной службе безопасности. Тут много общего. И ФСБ также принимает участие в охране высших должностных лиц. Само ФСО не так многочисленно, как кажется на первый взгляд. И поглощение меньшего большим возможно. Тем более 9-е Управление КГБ вполне эффективно существовало внутри спецслужб.

И последнее. Я начал с минфина. Для решения такой колоссальной задачи нужны очень большие деньги! Компенсации, выплаты сразу по многим ведомствам. А они есть?.. Хотя сегодня возможно все!

Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира

Для понимания темы необходимо отметить, что все, что связано с системой государственной безопасности, всегда подвергалось реформам и реконструкциям в связи с изменением политической и оперативной обстановки. Наверное, самым радикальным было создание Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Органы безопасности были вычленены из МГБ и стали самостоятельной структурой.

Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира. Он состоял из нескольких ключевых направлений - разведка, контрразведка, военная контрразведка, политическая контрразведка, экономическая… А также включал ряд обслуживающих и технических подразделений. После событий 1991 года КГБ был разбит на несколько самостоятельных ведомств. Службу внешней разведки, министерство безопасности, Федеральную службу охраны, пограничную службу, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Очередная реформа вернула погранвойска в ФСБ. ФАПСИ было ликвидировано, а его функции перешли частично к ФСБ, СВР и ФСО.

«Со временем КГБ превратился в сильнейшую спецслужбу мира. Он состоял из нескольких ключевых направлений – разведка, контрразведка, военная контрразведка, политическая контрразведка, экономическая…» Фото eurasian-defence.ru

Последние годы, по мнению экспертов, разобщенность правоохранительных органов и спецслужб в РФ, помимо внутренних конфликтов, приводила к дублированию функций и требовала значительных финансовых затрат. А еще - притока новых специалистов. И не всегда можно было наполнить структуры исключительно профессиональными кадрами.

В апреле этого года указом президента были ликвидированы Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Их функции перешли в МВД. Президент последовательно ведет оптимизацию подобных структур. И вопрос не только в финансовых проблемах, но и системе управляемости их. Создание вертикали. К утечкам подобного рода можно относиться с недоверием. Но многое из написанного в «Коммерсанте» заставляет задуматься, хотя утечки из аппарата президента сегодня бывают редки.

Александр Михайлов

Справка

До президентских выборов 2018 года в России на базе ФСБ предполагается создать министерство государственной безопасности (МГБ). В ведомство войдут Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки (СВР).

В настоящее время, по данным «Коммерсанта », готовится масштабная реформа силовых структур, в соответствии с которой сотрудники МГБ будут вести процессуальный надзор за делами, возбужденными МВД по их материалам. Новому ведомству поручат обеспечение собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

Изменения коснутся и Следственного комитета России, который предполагается вернуть под надзор Генпрокуратуры, из которого он был исключен в 2011 году. Кроме того, функции МЧС могут разделить между минобороны и МВД. В частности, «пожарная» часть может перейти в МВД, а спасательные и чрезвычайные подразделения - в минобороны.

Предполагается, что реформа приведет к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению в них коррупции.

Напомним, ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился ликвидировать аппараты Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы до конца 2016 года.