Сопоставление характеров Мечика и Морозки занимает в романе «Разгром» значительное место, позволяя прояснить тему революционного мировоззрения и революционной морали, как понимал их Фадеев. Если попытаться в двух словах охарактеризовать героев, то Морозка — пример истинного революционера, тогда как Мечик — воплощение того чуждого и никчемного что без следа сметается революцией. Однако следует помнить, что Мечик при всем своем ничтожестве сумел причинить немало вреда, а Морозка, в конце концов проявивший себя героем, в начале книги предстает не слишком привлекательной личностью. Оба персонажа меняются, их характеры эволюционируют, с каждой страницей проявляя свою истинную сущность.

Если с самых первых глав задаться целью сравнить Морозку и Мечика, то между ними можно даже найти некоторое сходство, несмотря на то, что сами они считают себя людьми совершенно разными и испытывают взаимную неприязнь. Например, оба они с долей подозрения относятся к Левинсону. Морозка — по той причине, что он вообще подозрителен к людям, а слабохарактерный Мечик — потому, что прислушивается к словам Чижа. Оба героя склонны обвинять в своих несчастьях «кого-то другого». Но после таких неожиданных пересечений Морозка и Мечик начинают расходиться все дальше и дальше, уже не оставляя поводов для сравнений.

Морозка с первых страниц предстает перед нами героем малопривлекательным. Он живет просто и бездумно: «жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец». (Для Мечика жизнь была, напротив, чрезвычайно сложным явлением.) Морозка всегда шел туда же, куда все: в ближайшее село веселиться или бить беляков. Он никогда не забегал вперед, но никогда и не отступал в сторону. Для него всегда святой была верность шахтерскому братству. Таким образом, будучи человеком хоть и беспечным, но твердым в самых важных убеждениях, Морозка являлся благодатным материалом для революционной переделки, которую сам автор определял как основную идею «Разгрома».

Жизнь один за другим преподносила Морозке нравственные уроки, и он исподволь начинал задумываться о своем существовании. В пятой главе мы становимся свидетелями сцены воровства дынь, а затем — схода, на котором решалась судьба Морозки. Именно на этом сходе Морозка показал себя в совершенно неожиданном свете. Он не струсил, не стал оправдываться. Он не умеет подобрать слов, чтобы высказать то, что чувствует, но становится ясно, что в его желании отдать кровь «по жилке за каждого» нет ни капли фальши, неискренности. После этих слов почему-то не остается сомнений в его преданности отряду.

Важный урок преподносит Морозке и Варя. Стоит ему осознать, что жена испытывает искренние чувства к другому, он понимает, что Варя составляет немалую часть его существования, что без нее он одинок. К тому же полюбила она не кого-нибудь, а Мечика, которого Морозка ненавидит. Это осознание рождает все новые размышления.

Все наслаивающиеся друг на друга происшествия заставляют Морозку задумываться, о своей жизни все глубже и серьезней. Первый результат этих раздумий — мелкий, но очень важный эпизод у парома. Морозка, узнав о панике среди мужиков, вместо того, чтобы по привычке попугать их, стал успокаивать. Происшествие неожиданно и приятно даже для него самого, это первый шаг на пути к тем большим переменам, которые произошли в нем. Это путь к ясности и простоте, к революционной сознательности. И самое главное доказательство тому, что Морозка никогда больше не станет прежним, то, что он, наконец, начинает видеть врага в самом себе, а не в «ком-то другом». Морозка, как от шелухи, избавляется от ненужных, пустых мыслей, что в конце концов и приводит его к подвигу, который подтвердил — да, Морозка партизан и революционер в полном смысле этого слова.

Мечик же, в противовес Морозке, погрязает в огромном количестве мыслей. Он вообще с самого начала выступает как антипод Морозки. И их взаимная неприязнь связана не только с Варей. Морозке с самого начала не понравился Мечик по довольно странной с первого взгляда причине — он был какой-то «чистенький». Для читателя это, конечно, не повод, чтобы испытывать отрицательные эмоции в отношении Мечика, но, как мы убеждаемся позже, первоначальная оценка Морозки была верна. Поначалу же Мечик может вызвать даже сочувствие. Он, семнадцатилетний мальчик, является в отряде парией, над ним насмехаются по всякому поводу, даже потому, что он за обедом съедает меньше фунта хлеба. Но жалость к этому герою быстро испаряется. Он оказывается слабовольным, не умеет постоять за себя, дать отпор обидчикам или хотя бы высказать свое недовольство. Вся его решимость после госпиталя «поставить себя на равную ногу» с остальными партизанами тает, когда он попадает во взвод к Кубраку, получает паршивую лошадь и предоставляется самому себе. Был бы человек сильный, как Морозка, — выжил бы даже у самого глупого взводного, заставил себя уважать. Но Мечик слаб, неразвит* боязлив. Все это перерастает в трусливую мысль убежать из отряда. Это, пожалуй, единственный поступок, который он совершил осознанно и расчетливо, хотя бегство и описано, как стечение случайных обстоятельств. Увы, эти обстоятельства сложились так, что Мечик предал отряд. Его вечное бездействие завершилось одним только деянием, которое стоило жизни многим десяткам людей. Предательство Мечик совершил даже не по убеждению, и здесь проявив себя слабой натурой. Его невинные слабости и страх за собственную шкуру стоили жизни почти всему отряду. В этом и состоит существенная разница между Морозкой и Мечиком. Первый, грубый, невежественный шахтер, спас отряд, второй, интеллигент, — предал его. Проявилась со всей отчетливостью одна из идей автора: нарисовать яркими штрихами портреты борца за революцию и ее врага, потому что такие, как Мечик, были именно врагами, и их страх за себя приносил больше вреда, чем откровенные выпады против революции. Морозка лее воплотил в себе лучшие черты большевиков.

Роман «Разгром» описывает реальные события, которые произошли в России. А точнее в произведении автор описывает трагическую жизнь партизан, служащих на Дальнем Востоке.

Одним из главных образов романа считается грубый Иван Морозка. Иван был революционером. Герою было 27 лет. Он работал на шахте. По описанию автора Иван имеет внешность, схожая с лошадью. Он имел зелено – карие глаза и низкорослую внешность. Кроме того он был блудливым и хитрым. На шахте он работал с 12 лет. За время работы он не искал новых возможностей, а жил прежними правилами. На фронте герой был ранен 6 раз и 2 раза получил контузию. После возврата из фронта Морозка решил жениться. Жизнь показалась веселой.

В начале книги автор описал героя как капризного ординарца, который выполняет указания Левинсона. Он отправляется с письмом в отряд Шалдыбы. Морозка следил за боем белогвардейцев с Шалдыбы. В бою он спас раненого партизана Мечика. Супруга героя Варя работала в госпитале. Иван часто приходил в госпиталь к жене. При очередном посещении Морозка увидел там спасенного партизана Мечика.

Когда герой возвращался в лагерь к отряду, он украл дыни крестьянина Рябца. Крестьянин относился к герою как к собственному сыну. Состоялось собрание крестьян, где обсуждали поступок Ивана. Шахтер и начальник взвода Дубов предложил прогнать героя из отряда. Испугавшись, Морозка дает честное слово и обещает исправиться. Герой довез письмо Левинсона и разузнал, что Варя влюбилась в Мечика. Размышление о том, что супруга встречается с этаким мужчиной, как Мечик приносит только боль. Поссорившись с Варей и Мечиком, Морозка быстро уходит, не захватив ответное письмо. Герой быстро скачет на лошади, пытаясь успокоиться. Успокоившись, он чувствует себя в полном одиночестве. По дороге он встретил дозорного, который сообщил о нападении на село. В селении возникло смятение после известия о нападении японцев. Приехав в деревню, герой увидел, как люди переправлялись через реку. Он хотел испугать жителей еще больше. Однако герой принялся всех успокаивать.

По возвращению в отряд, герой попросил Левинсона перевести его во взвод к Дубову. В отряде у Дубова объявлена тревога. Повстречав Мечика в отряде, герой понимает, что Варя выбрала партизана из – за его красивой внешности. Герой не испытывал никакой ненависти и понял, что бесполезно прожил 27 лет.

Несколько интересных сочинений

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

  • Прожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются.

  • Герои произведения Старуха Изергиль (характеристика)

    Рассказчик в произведении является одним из действующих лиц, хотя сведений о себе он дает немного. По сюжету, он - молодой русский парень, красивый, сильный, работающий на сборе винограда в Бессарабии

  • Образ и характеристика Вари в рассказе Разгром Фадеева сочинение

    Одним из персонажей произведения является Варвара Морозова. Варя работала сестрой милосердия в походном лазарете партизанского отряда

  • Геракл, хоть и сын Бога, но все еще не совершенен. В двенадцати подвигах, он играет роль ученика на пути, который через символические задания, должен взять в свои руки низшую свою природу и волю, чтобы выявить Божественность в себе

Морозка (Морозов Иван) — шахтер 27-ми лет. Внешность его описывается по сходству с конем: «такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».
С 12 лет М. работал на шахте, на первой мировой войне был 6 раз ранен, дважды контужен. «Жизнь казалась ему простой, немудрящей…»
В романе образ М. показан в развитии. В начале он капризный ординарец Левинсона, неохотно отправляющийся с письмом в другой партизанский отряд. В конце романа М. — зрелый человек, осознающий смысл жизни и свой долг перед людьми.
Во время боя в отряде Шалдыбы М. спасает раненного Мечика, которого сразу же невзлюбил, характеризуя его как «чистенького».
Через несколько дней по дороге в отряд М. ворует дыни крестьянина Рябца, который целый месяц «кормил и одевал» его «как сына». За этот проступок М. хотят выгнать из отряда. Он, потрясенный, дает «шахтерское» слово исправиться.
Узнав, что его жена влюблена в Мечика, М. чувствует себя оскорбленным: «Не надо мне барских объедков». Однако, остыв, он чувствует себя очень одиноким.

/> По дороге из госпиталя М. увидел людей, поддавшихся панике при известии о приближении японцев. Сначала герой хочет напугать их еще больше. Но вместо этого начинает успокаивать крестьян.
В «Девятнадцати» М. предстает перед нами человеком, полностью осознающим свой человеческий долг. Перед смертью герой совершает подвиг. «Ему жаль было не того, что он умрет сейчас, то есть перестанет чувствовать, страдать и двигаться, … но он ясно понял, что никогда не увидеть ему залитой солнцем деревни и этих близких, дорогих людей, что ехали позади него. Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности… Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено…».
  1. Левинсон Иосиф (Осип) Абрамович — командир партизанского отряда. «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки,...
  2. Мечик Павел — интеллигентный молодой человек, окончивший гимназию. В его характере очень много незрелых черт. Ища приключений и подвигов, М....
  3. 1. МОРОЗКА Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но...
  4. Мечик — один из главных героев романа А. Фадеева «Разгром». Он впервые появляется на страницах произведения, когда смелый, отчаянный, немного...
  5. Мечик и Морозка — два героя романа А. Фадеева «Разгром». Знакомство их происходит при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика...
  6. Щукарь — старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того,...
  7. Органчик (Брудастый Дементий Варламович) — один из градоначальников в Глупове. При первом же своем появлении «пересек уйму ямщиков» и ошеломил...
  8. Автор описывает Федора Долохова так: «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать...
  9. Вощев — главный герой повести. В день 30-летия героя его увольняют с завода за «задумчивость среди общего темпа труда». В....
  10. Рагин Андрей Ефимович — доктор, живет в провинциальном городе и служит в городской больнице, Р. никогда не чувствовал призвания к...
  11. Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. «Маленький человечек с лысинкой на лбу», 50-ти лет. Всю жизнь он служит переписчиком...
  12. Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли...
  13. Чичиков Павел Иванович — главный герой поэмы. Он, по мысли автора, изменил своему истинному предназначению, но еще способен очиститься и...
  14. ВАСКОВ — герой повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969). Свобода от тенденциозности и излишней патетики, подлинность и...
  15. Свидригайлов — идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша». Но это...
  16. ГЛУМОВ — герой комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно...
  17. Несчастливцев — центральный персонаж комедии А. Н. Островского «Лес» (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся «на...
  18. Феклуша — странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические...
  19. Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она...
  20. КАТЮША МАСЛОВА — героиня романа Л. Н. Толстого «Воскресение» (1889-1899). «Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне...
  21. Миледи — бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса, которую он повесил, увидев клеймо преступницы на ее плече. Однако М....
  22. КАРАНДЫШЕВ — центральный персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» (1878). Амбиция — ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного...
  23. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной...
  24. Д-503 — герой романа Е. И. Замятина «Мы» (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного...

«Морозко» – одна из самых любимых и интересных сказок, добрая и поучительная. Русская народная сказка «Морозко» существует в разных интерпретациях. В разных регионах нашей страны, она рассказывается по-разному. Единым во всех сказках остается лишь сюжет. Во всех разновидностях сказки, главные герои «Морозко» – муж с женой, дочка с падчерицей, и сам Морозко. Эта коротенькая сказка предназначена для детей младшего возраста, ее с удовольствием читают и любят и взрослые. По мотивам этой сказки, создан художественный фильм.

Характеристика героев «Морозко»

Главные герои

Морозко

Морозко - главный герой сказки, умеющий карать и миловать. Он является главным божеством зимы, ее владыкой. От него зависит мороз, он укрывает землю снегом, одевает деревья серебряным инеем. Морозко ценит и уважает честных людей, тех, кто не боится никакой работы. Трудолюбивых он может одарить богатыми подарками, ленивых - наказать. Морозко ходит по земле, трещит по деревьям, проверяет, все ли в порядке в его владениях. Смотрит, нет ли кого в лесу, некоторым он помогает, а других может заморозить насмерть.

Дочь старика

Старикова дочь - это трудолюбивая, красивая девушка. Когда умерла ее мать, отец женился на другой, так девушка стала падчерицей. Старуха не любит ее. Девушка выполняет всю работу по дому, ухаживает за скотиной, носит дрова и воду, прибирает в доме. Когда старуха отправила ее в лес, она стала замерзать под деревом. Морозке понравилась скромная и почтительная девушка, и он ее наградил богатыми подарками.

Дочь старухи

Родная дочь старухи, живет в неге и холе, старуха ее любит, работать не заставляет, наряжает ее в красивые наряды, кормит вкусными угощениями. Мечтает выдать замуж за богатого жениха. Старухина дочь ленивая, неприветливая, грубиянка, высокомерно относится к сестре. Ничего не делает, только любуется на себя в зеркало. Любит красивую одежду, дорогие подарки. Характером родная дочь старухи, с раннего детства похожа на свою злую мать. Попав в лес, грубостью отвечает Морозке, и он замораживает старухину дочь до смерти.

Второстепенные персонажи

Старик

В сказке «Морозко» герой, который является самым безвольным и несчастным, это старик, родной отец одной из дочерей. Это бессловесный, забитый и запуганный своею строптивой женой мужик, который полностью попал ей под каблук, и беспрекословно выполняет все ее прихоти и желания. Он даже не смог воспротивиться тому, что жена приказала бросить родную дочь в лесу, и безропотно ей подчинился. Рад, что дочь осталась жива. Добрый, жалостливый, но бесхарактерный и слабый.

Старуха

Вредная, противная старуха. Она злая и деспотичная. Держит в страхе всю свою семью. Издевается над стариком, и своей падчерицей, постоянно их оскорбляет и унижает. Заставляет ее работать с утра до ночи, хочет выжить ее из дома. Любит свою родную дочь. Приказывает старику избавиться от дочки, заставляет увезти ее в лес, и бросить. Жадная и завистливая, увидев богатство падчерицы, не задумываясь отправляет в лес и родную дочь. Увидев мертвую дочь, пожалела, но уже поздно.

Жучка

Маленькая собачонка, которая живет в семье стариков. Жучка сообщает старухе, что дочь старика получила богатство, и ее скоро возьмут замуж. Во второй раз, она сообщает, что старухину дочь привезут мертвой.

В этом описании дана характеристика персонажей из русской народной сказки «Морозко». Сказка учит детей с уважением относиться к взрослым, трудолюбию и вежливости, внутрисемейным отношениям. На примере старухи, высмеивает человеческие пороки, такие, как зависть и жадность.

Самые популярные материалы февраля для 5 класса.

В 1927 году вышел роман А. Фадеева «Разгром», в котором автор обратился к событиям революции и гражданской войны. К тому времени данная тема была уже достаточно освещена в литературе. Одни писатели рассматривали события, полностью изменившие жизнь страны, как величайшую трагедию народа, другие изображали все в романтическом ореоле.

Несколько по-иному подошел к освещению революционного движения Александрович. Он продолжил традиции Л. Толстого в исследовании человеческой души и создал психологический роман, что часто ставили ему в вину «новые литераторы», отвергавшие классические традиции.

Сюжет и композиция произведения

Действие развивается на Дальнем Востоке, где объединенные войска белогвардейцев и японцев вели ожесточенную борьбу с партизанами Приморья. Последние часто оказывались в полной изоляции и вынуждены были действовать самостоятельно, не получая поддержки. Именно в такую ситуацию попадает отряд Левинсона, о котором повествует роман Фадеева «Разгром». Анализ его композиции определяет главную задачу, которую ставил перед собой писатель: создать психологические портреты людей революции.

Роман из 17 глав можно условно разделить на 3 части.

  1. 1-9 главы - обширная экспозиция, знакомящая с ситуацией и основными действующими лицами: Морозкой, Мечиком, Левинсоном. Отряд на отдыхе, но его командир должен сохранять дисциплину в «боевой единице» и быть готовым выступить в любой момент. Здесь намечаются основные конфликты и происходит завязка действия.
  2. 10-13 главы - отряд совершает бесконечные переходы и вступает в незначительные столкновения с противником. Фадеев Александр Александрович уделяет большое внимание развитию характеров главных героев, часто попадающих в непростые ситуации.
  3. 14-17 главы - кульминация действия и развязка. Из всего отряда, вынужденного в одиночку вести сражения, в живых остаются лишь 19 человек. Но главный акцент делается на Морозки и Мечика, оказавшихся в равных условиях - перед лицом смерти.

Таким образом, в романе нет героического описания боевых подвигов людей, защищающих идеи революции. Показать влияние происходивших событий на формирование человеческой личности - к этому стремился А. Фадеев. «Разгром» - анализ непростой ситуации, когда происходит «отбор человеческого материала». В таких условиях, по мнению автора, все «враждебное сметается», а «поднявшееся из подлинных корней революции… закаляется, растет, развивается».

Антитеза как основной прием романа

Противопоставление в произведении происходит на всех уровнях. Оно касается и позиции противоборствующих сторон («красные» - «белые»), и нравственного анализа поступков людей, вовлеченных в события, послужившие основой романа Фадеева «Разгром».

Анализ образов главных героев, Морозки и Мечика, дает понять, что они противопоставляются во всем: происхождении и образовании, внешности, совершаемым поступкам и их мотивации, отношениях с людьми, месту в отряде. Таким образом автор дает свой ответ на вопрос, каков путь разных социальных групп в революции.

Морозка

С «шахтером во втором поколении» читатель знакомится уже в 1 главе. Это молодой человек, который проходит сложный путь

Сначала кажется, что Морозка состоит из одних недостатков. Грубый, необразованный, постоянно нарушающий дисциплину в отряде. Он все поступки совершал необдуманно, а жизнь виделась ему «простой, немудрящей». Вместе с тем читатель сразу же замечает его смелость: он, рискуя жизнью, спасает абсолютно незнакомого человека - Мечика.

Морозке уделяется много внимания в романе Фадеева «Разгром». Анализ его поступков позволяет понять, как менялось отношение героя к себе и окружающим. Первым значимым событием для него стал суд за кражу дынь. Морозку потрясло и испугало, что его могут изгнать из отряда, и он впервые дает «шахтерское» слово исправиться, которое никогда не нарушит. Постепенно герой осознает свою ответственность перед отрядом, учится жить осмысленно.

Достоинством Морозки являлось и то, что он четко знал, зачем пришел в отряд. Его всегда тянуло только к лучшим людям, которых немало в романе Фадеева «Разгром». Анализ поступков Левинсона, Бакланова, Гончаренко станет основой для формирования в бывшем шахтере лучших нравственных качеств. Преданный товарищ, самоотверженный боец, человек, чувствующий ответственность за свои поступки, - таким предстает Морозка в финале, когда ценой собственной жизни спасает отряд.

Мечик

Абсолютно другой Павел. Впервые представший в мечущейся толпе, он так и не найдет себе места до конца романа.

Мечик вводится в роман Фадеева «Разгром» не случайно. Горожанин, образованный и хорошо воспитанный, чистенький (в описании героя часто употребляются слова с уменьшительными суффиксами) - это типичный представитель интеллигенции, отношение которой к революции всегда вызывало споры.

Мечик часто вызывает к себе презрительное отношение. Некогда он вообразил себе романтическую, полную героизма обстановку, которая будет ждать его на войне. Когда же действительность оказалась совсем иной («грязнее, вшивей, жестче»), испытал огромное разочарование. И чем больше Мечик находился в отряде, тем тоньше становилась связь между ним и партизанами. Павел не использует возможностей стать частью «отрядного механизма» - их ему не раз дает Фадеев. «Разгром», проблемы которого связывают и с ролью в революции оторванной от народных корней интеллигенции, заканчивается нравственным падением героя. Он предает отряд, а осуждение собственной трусости довольно быстро сменяется радостью от того, что для него теперь закончилась «ужасная жизнь».

Левинсон

Этот персонаж начинает и завершает повествование. Роль Левинсона значительна: он способствует сплочению отряда, объединяет партизан в одно целое.

Герой интересен уже тем, что его внешность (из-за низкого роста и клином он напоминал Мечику гнома) никак не соответствовала созданному в литературе образу героического командира в кожаной куртке. Но неказистый внешний вид лишь подчеркивал незаурядность личности. Отношение к нему всех героев романа Фадеева «Разгром», анализ поступков и мыслей доказывают, что Левинсон был непререкаемым авторитетом для каждого в отряде. Никто не мог даже представить себе командира сомневающимся, он всегды служил образцом «особой, правильной породы». Даже момент, когда у мужиков отбирают последнее для спасения отряда, видится, например, Морозке не грабежом, похожим на кражу дынь, а необходимым делом. И лишь читатель становится свидетелем того, что Левинсон - это живой человек с присущими каждому страхами и неуверенностью.

Примечательно и то, что трудности лишь закаляют командира, делают его сильнее. Только такой человек, по мысли писателя, способен повести за собой людей.

Идея романа, какой ее видел Фадеев

«Разгром», содержание и тему которого во многом объясняет сам автор, показывает, как в процессе сложных исторических событий проявляется истинный характер человека.

«Огромная переделка людей» касается представителей разных возрастов и социальных групп. Одни выходят из испытаний достойно, в других обнажаются пустота и никчемность.

Сегодня произведение Фадеева воспринимается неоднозначно. Так, к бесспорным достоинствам романа можно отнести глубокий анализ психологии главных героев, тем более что это была практически первая попытка в послереволюционной литературе. Но вместе с тем трудно согласиться с мнением, что ради торжества идеи все способы хороши, даже убийство смертельно раненного Фролова. Никакие цели не могут оправдать жестокость и насилие - вот главный принцип нерушимых законов гуманизма, на которых и держится человечество.