Французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

Родился 29 января 1866 в Кламси (Бургундия). Высшее образование получил в Высшей нормальной школе в Париже; его работа "История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" (L"Histoire de l"opéra en Europe avant Lulli et Scarlatti, 1895) была первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему. Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе. Влияние Толстого, с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии определяющих для его творчества гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, знакомством с немецкой литературой.

Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене. Сначала появились пьесы Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899).

За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938). Роллан выступил за создание принципиально новой драматургии, однако его книга Народный театр (Le Théâtre du peuple, 1903) получила скромный отклик. Тогда же он начал свой самый знаменитый роман Жан-Кристоф (Jean-Christophe, tt. 1–10, 1903–1912). Главный герой книги – немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.

Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: Жизнь Бетховена (La Vie de Beethoven, 1903), Микеланджело (Michel-Ange, 1903) и Жизнь Толстого (La Vie de Tolstoi, 1911), за которыми последовали жизнеописания некоторых индийских мудрецов – Махатма Ганди (Mahatma Gandhi, 1924), Жизнь Рамакришны (La Vie de Ramakrishna, 1929) и Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие (La Vie de Vivekananda et l"évangile universel, 1930).

Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике Над схваткой (Au-dessus de la mêlée, 1915; рус. перевод 1919 под названием В стороне от схватки) и в романе Клерамбо (Clérambault, 1920). В признание литературных заслуг Роллана в 1915 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза 30 декабря 1944.

Книги Ромена Роллана - словно целая эпоха. Неоценим его вклад в дело борьбы за счастье и мир человечества. Роллана любили и считали верным другом трудящиеся многих стран, для которых он стал “народным писателем”.

Детство и студенчество

(фото выше) родился в маленьком городке Кламси на юге Франции в январе 1866 года. Отец его был нотариусом, как и все мужчины в семье. Дед Роллана принимал участие в штурме Бастилии, и его жизнелюбие стало основой образа одного из лучших героев, созданным писателем, Кола Брюньона.

В родном городе Роллан окончил колледж, затем продолжил обучение в Париже, был преподавателем в Сорбонне. В одном из своих философских трактатов написал, что главное для него - это жизнь, прожитая на благо людей, и поиск истины. Роллан переписывался со Львом Толстым, и это укрепило его поиски истоков искусства.

Ромен любил музыку, которой мать обучала его с ранних лет, окончил престижную школу Эколь Нормаль, где изучал историю. После окончания он в 1889 году по стипендии уехал в Рим для изучения истории. Под впечатлением от пьес Шекспира начал писать исторические драмы о событиях итальянского Возрождения. Вернувшись в Париж, он писал пьесы и занимался исследовательской работой.

Цикл “Французская революция”

В 1892 году женился на дочери знаменитого филолога. В 1893 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию по музыке, после чего преподавал на кафедре музыки. Жизнь Ромен Роллана следующие 17 лет - это чтение лекций, занятия литературой и первые произведения.

Роллан был сильно встревожен состоянием искусства, видя, что буржуазия зашла в тупик, и он поставил своей задачей мужественное новаторство. В те времена Франция была близка к гражданской войне - в таком конфликте и берут начало первые произведения писателя.

Литературная деятельность началась с пьесы "Волки", вышедшей в 1898 году. Годом позже была поставлена пьеса "Торжество разума". В 1900-м писатель написал драму "Дантон", которая в этом же году была продемонстрирована публике.

Еще одна драма, которая занимает важное место в революционном цикле Роллана, - "Четырнадцатое июля", написанная в 1901 году. В ней писатель показал мощь и пробуждение восставшего народа. Исторические события, которые Роллан хотел воспроизвести, явно просматривались уже в первых драмах. В них большое место отведено народу, мощь и силу которого писатель ощущал всем существом, но народ для него оставался загадкой.

Народный театр

Ромен Роллан вынашивал идею Народного театра и, наряду с драмами, писал на эту тему статьи. Они вошли в книгу "Народный театр", вышедшую в 1903 году. Его творческие замыслы душит обрушившееся на писателя буржуазное общество.

Отказавшись от планов создания Народного театра, Роллан берется за роман "Жан-Кристоф", желая воплотить в нем то, что не удалось сделать в театральных начинаниях. Впоследствии он скажет, что Жан-Кристоф отомстил за него на этой ярмарке тщеславия.

В начале века произошел поворот и в творчестве писателя. Роллан уже не обращается к истории, а ищет героя. В предисловии к "Жизни Бетховена", опубликованной в 1903 году, Ромен Роллан пишет: "Пусть нас овеет дыханием героя". Он старается подчеркнуть в облике знаменитого музыканта черты, которые импонируют ему. Вот почему жизнеописание Бетховена получило в его трактовке своеобразный оттенок, не всегда соответствующий исторической правде.

Жан-Кристоф

В 1904 году Роллан приступает к написанию романа "Жан-Кристоф", который он задумал еще в 90-х годах. Закончен он был в 1912-м. Все этапы жизни героя, полной непрестанных исканий, принесшей ему беды и победы, проходят перед читателем от рождения до его одинокой смерти.

Первые четыре книги, рассказывающие о детстве и молодости героя, отображают Германию и Швейцарию тех лет. Писатель всячески старается показать, что только из народа может выйти настоящий гений. Непримиримый и не привыкший отступать, Кристоф столкнулся с буржуазной общественностью. Ему пришлось оставить свою родину и бежать из Германии. Он приезжает в Париж и рассчитывает найти то, что ему надо. Но все его мечты рассыпаются в прах.

С пятой по десятую книги рассказывается о жизни героя во Франции. Они охватывают сферу культуры и искусства, которые так волновали автора книги, и он выставил напоказ и обнажил истинную сущность буржуазной демократии. В дневнике писателя еще в 1896 году есть запись о первоначальном замысле романа: "Это будет поэма моей жизни". В каком-то смысле так оно и есть.

Героические жизни

В 1906 году Ромен Роллан пишет "Жизнь Микеланджело" и параллельно работает над четвертой книгой Кристофа. Ясно просматривается внутреннее сходство этих двух произведений. Таким же образом просматривается параллель между девятой книгой и "Жизнью Толстого", которая была напечатана в 1911 году.

Доброта, героизм, духовное одиночество, чистота сердца, — то, что влекло Роллана к русскому писателю, стало переживаниями Кристофа. На "Жизни Толстого" задуманный Роменом цикл "Героические жизни" о жизни Гарибальди, Ф. Милле, Т. Пейна, Шиллера, Мадзини остановился и так и остался ненаписанным.

Кола Брюньон

Следующим шедевром стала книга Ромен Роллана "Кола Брюньон", опубликованная в 1914 году. Писатель воссоздал здесь историческое прошлое, и читатель отчетливо чувствует его восхищение французской культурой, нежную и горячую любовь к родной земле. Действие романа происходит в родном городе Роллана Кламси. Роман представляет запись жизни главного героя - резчика по дереву, талантливого, остроумного, с редкостным жизнелюбием.

Годы борьбы

В годы войны обнажаются сильные и слабые стороны творчества Роллана. Он ясно видит преступность войны и одинаково относится к обеим враждующим сторонам. Чувства мучительного разлада просматриваются в сборниках антивоенных статей, написанных писателем с 1914 по 1919 год.

Время между двумя войнами писатель называет "годами борьбы". В это время написана смелая и откровенная исповедь "Прощание с прошлым", опубликованная в 1931 году. Здесь он честно открыл свои внутренние искания в жизни и творчестве, искренне признал свои ошибки. В 1919 - 1920 годах увидела свет "История свободомыслящего человека", "Клерамбо", повести "Пьер и Люс" и "Лилюли".

Писатель продолжал в эти годы цикл драм о Французской революции. В 1924 и 1926 годах выходят пьесы Ромен Роллана "Игра любви и смерти" и "Вербное воскресенье". В 1928 году он написал драму "Леониды", по словам критиков, самую "неудачную и антиисторическую".

Очарованная душа

В 1922-м писатель приступает к циклу "Очарованная душа". Это огромное произведение Роллан пишет восемь лет. Многое роднит Кристофа и героиню этого романа, поэтому и воспринимается произведение, как что-то давно знакомое. Аннета ищет "свое место в трагедии человечества" и думает, что нашла. Но она далека от цели, и таящуюся в ней энергию героиня не может применить на благо народа. Аннета одинока. Ее опора только в ней самой, в ее душевной чистоте.

По мере развития событий в романе все большее место занимает обличение буржуазного общества. Вывод, к которому приходит героиня романа: "сломать, разрушить" этот порядок смерти. Аннета понимает, что ее лагерь найден и социальный долг ничего не стоит рядом с материнством и любовью, вечными и непоколебимыми.

Продолжит дело матери ее сын Марк, в которого героиня вложила все лучшее, что могла ему дать. Он и занимает большую часть последних частей эпопеи. Юноша, вылепленный из "добротного материала", становится участником антифашистского движения и ищет путь к народу. В Марке автор дает образ интеллигента, которого занимают идейные искания. И перед взором читателей предстает человеческая личность во всех ее проявлениях — радости и горе, торжестве и разочаровании, любви и ненависти.

Написанный в 30-е годы роман "Очарованная душа" и сегодня не теряет своей актуальности. Насыщенный политикой и философией, он остается повествованием о человеке со всеми его страстями. Это великий роман, в котором автор поднимает жизненно важные вопросы, в нем ясно виден призыв к борьбе за счастье человечества.

Новый мир

В 1934 году Роллан женится во второй раз. Его спутницей жизни стала Мария Кудашева. Они возвращаются из Швейцарии во Францию, и писатель становится в ряды борцов с нацизмом. Ромен клеймит всякое проявление фашизма, и вслед за "Очарованной душой" в 1935 году выходят два замечательных сборника публицистических выступлений писателя: "Мир посредством революции" и "Пятнадцать лет борьбы".

В них - биография Ромен Роллана, его политическое и творческое развитие, искания, вступление в антифашистское движение, переход "на сторону СССР". Так же, как и в "Прощании с прошлым", много самокритики, рассказ о его пути к цели через преграды - шел, падал, уклонялся в сторону, но упорно продолжал идти, пока не достиг нового мира.

В этих двух книгах много раз упоминается имя М. Горького, которого писатель считал своим товарищем по оружию. Они переписывались с 1920 года. В 1935 году Роллан приехал в СССР и, несмотря на болезнь, стремился как можно больше узнать о Советском Союзе. Вернувшись из страны Советов, семидесятилетний Роллан всем говорил, что у него заметно прибавились силы.

Незадолго до войны, в 1939 году, Ромен Роллан публикует пьесу "Робеспьер", которая и завершила цикл, посвященный Французской революции. Через всю драму проходит тема народа. Четыре года гитлеровской оккупации тяжелобольной писатель провел в Везеле. Последним публичным выступлением Роллана стал прием в честь годовщины революции в советском посольстве в 1944 году. Он умер в декабре этого же года.

Читательские отзывы

О Ромен Роллане пишут, что он отличается редкой для тех лет энциклопедичностью - прекрасно разбирается в музыке и живописи, в истории и философии. А еще он неплохо понимает людскую психологию и реалистично показывает, почему человек так поступает, что им движет и творится в его голове, с чего все началось.

Литературное наследие писателя на редкость многообразно: эссе, романы, пьесы, мемуары, биографии людей искусства. И в каждом произведении он натурально и живо показывает жизнь человека: детство, годы взросления. От его пытливого ума не скроются чувства и переживания, свойственные многим.

Казалось бы, изобразить мир ребенка глазами взрослому человеку сложно, но у Роллана это получается невероятно живо и талантливо. Он восхищает своим плавным и легким стилем. Произведения читаются на одном дыхании, как песня, насквозь пропитанная музыкой, будь то описание природы или домашнего быта, чувства человека или его внешность. Меткие замечания автора поражают простотой и одновременно глубиной, каждую его книгу можно буквально разобрать на цитаты. Ромен Роллан устами своих героев высказывает читателю свое мнение обо всем: о музыке и религии, политике и эмиграции, журналистике и вопросах чести, о стариках и детях. В его книгах — жизнь.

Ромен Роллан (фр. Romain Rolland). Родился 29 января 1866 года в Кламси - умер 30 декабря 1944 года в Везле. Французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Иностранный почётный член АН СССР (29.03.1932). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915) - «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль.

После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов. Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.

Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне. Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» - начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».

Во время Первой мировой войны Роллан - активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».

В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.

Роллан активно переписывался со , приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идее «цель оправдывает средства». Ему более импонируют идеи непротивления злу насилием .

С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.

В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Бухарина, Аросева), но не получил ответа.

Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, .

По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.

В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.

Литературная деятельность Ромена Роллана:

Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.

Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.

Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.

Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать. Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей. В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм и романтические черты Шиллера и . При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.

К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждало его к действию.

Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает. При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.

Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом. В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».

Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.

Наиболее известное произведение - роман «Жан-Кристоф» (1904-1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально - мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф - это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени. Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестает быть бунтарем, но при этом остается верен своему искусству.

Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия стае Бургундия, малая родина писателя. Кола - главный герой повести, веселый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь стают главными темами творчества писателя. В отличии от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.

Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.

После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.

Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».

Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.

Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращает к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).

Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922-1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа - женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе. Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Л. Н. Толстой, Гюго и .

В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итого творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.

Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928-1949).

В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».

В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.

Был женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым.

В 1915 году « , как дань высокому идеализму его литературное произведение и сочувствие и любовь к истине, с которой он описал различные типы человеческих существ».

Он также отметил, для его переписки с и влияния на Зигмунд Фрейд .

биография

Его первая книга была опубликована в 1902 году, когда ему было 36 лет. Благодаря своей пропаганды для «народного театра», он внес значительный вклад в демократизацию театра. Как гуманист, он обнял работу философов Индии («Беседы с Рабиндраната Тагора » и Махатмы Ганди). Роллан был под сильным влиянием Веданты философии Индии, в первую очередь благодаря работам Свами Вивекананды .

Требовательный, но робкий, молодой человек, он не любит учиться. Он не был равнодушен к молодежи: Жан-Кристоф, Оливье и их друзья, герои его романов, молодые люди. Но с реальной жизнью лиц, молодежью, а также взрослыми, Rolland поддерживается только отдаленное отношение. Он был прежде всего писателем. Гарантированный, что литература обеспечит ему скромным доходом, он ушел из университета в 1912 году.

Ромен Роллан был пожизненным пацифист. Он был одним из немногих крупных французских писателей, чтобы сохранить его пацифистские ценности интернационалистов; он переехал в Швейцарию. Он протестовал против первой мировой войны в качестве Au-Dessus - де - ла - MELEE (1915), над схваткой (Чикаго, 1916). В 1924 году его книга о Ганди способствовали индийской ненасильственной репутации лидера и двое мужчин встретились в 1931 году.

В мае 1922 года он принял участие в Международном конгресс прогрессивных художников и подписал «Основополагающее Провозглашение Союза Прогрессивной International Artists».

В 1928 году Роллан и венгерский ученый, философ и естественный живой экспериментатор Эдмунд Бордо Szekely основал Международное общество биогенных поощрять и расширять свои идеи интеграции ума, тела и духа. В 1932 году Роллан был одним из первых членов Всемирного комитета против войны и фашизма , организованной Мюнценберг . Rolland критика контроля Münzenberg предполагаемого над комитетом и был против него базируясь в Берлине .

Эссе является частью более общего движения на рубеже этого века в направлении демократизации театра. Revue был проведен конкурсом и пытался организовать «Всемирный конгресс по народному театру», и был открыт целый ряд народных театров по всей Европе, в том числе Freie Фольксбюня движения («Free народного театр») в Германии и Морис Pottecher в Театре ей Peuple во Франции. Роллан был учеником Pottecher и посвятил Народный театр ему.

Подход Роллана является более агрессивным, хотя, чем поэтическое видение Pottecher о театре в качестве заменителя «социальной религии» принося единством нации. Rolland обвиняет в буржуазию за ее присвоение театра, заставляя его скользить в упадок , и пагубные последствия его идеологического господства. Предлагая подходящий репертуар для театра своего народа, Rolland отвергает классическую драму в убеждении, что это либо слишком сложно, либо слишком статическое, чтобы представлять интерес для масс. Опираясь на идеи Жан-Жака Руссо , он предлагает вместо «эпический исторический театр„радости, силы и интеллекта“ , которая будет напоминать людям о ее революционном наследии и активизации сил, работающих на нового общества» (в словах Bradby и McCormick, цитируя Роллан). Роллан считал, что люди будут улучшены, видя героические образы прошлого. Влияние Руссо может быть обнаружено в концепции Роллана театр-как- праздничности , акцент, который показывает фундаментальный анти-театральный предрассудок : «Театр предполагает жизни, которые бедны и взволнованные, люди ищет в мечтах убежище от мысли Если бы мы были. счастливее и свободнее, мы не должны чувствовать себя голодными для театра [...] народ, который является свободным и счастливым нуждается торжества более чем театры,. , он всегда будет видеть в себе лучшие зрелища ».

Драмы Роллана были поставлены некоторые из самых влиятельных режиссеров ХХ века, в том числе Макс Рейнхардт и Пискатор . Piscator направил мировую премьеру пацифистской драмы Роллана Придет время (Le Temps viendra , написанный в 1903 году) в Берлине Центрально-театра», который был открыт 17 ноября 1922 с музыкой K Прингсгеймом и сценографии от O Шмальгаузен и M Meier , Игра обращается к связи между империализмом и капитализмом, лечением вражеских гражданских лиц, а также использованием концентрационных лагерей , все из которых театрализованных через эпизод в англо - бурской войне . Piscator описал его трактовку пьесы, как «тщательно натуралистической », в результате чего он искал « чтобы добиться максимально возможного реализма в актерском и декора». Несмотря на overly- пьесы риторического стиля, производство было рассмотрено положительно.

романы

Самый известный роман Rolland является 10-томным романом последовательность Жан-Кристоф (1904-1912), который приносит «вместе свои интересы и идеалы в истории немецкого музыкального гения, который делает Францию свой второй дом и становится средством взглядов Роллана на музыка, социальные вопросы и взаимопонимание между народами». Его другие романы Колас Брюньон (1919), Клерамбо (1920), Пьер и Люс (1920) и его второй многотомный роман-хроника, 7-томный L"âme Enchantee (1922-1933).

Академическая карьера

Печать из СССР, который в память о 100-й годовщины со дня рождения Ромена Роллана в 1966 году.

Он стал преподавателем истории в лицее Генриха IV , а затем в лицее Луи - ле - Гран , и член École française де Риме , затем профессором истории музыки в Сорбонне , и профессор истории в Эколь Нормаль Supérieure.

Переписка с Фрейдом

1923 увидел начало переписки между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и Роллан, который обнаружил, что восхищение, что он показал, для Фрейда было взаимностью в равной степени (Freud провозгласив в письме к нему: «Что мне было позволено обменяться приветствием с вами будет оставаться счастливой памяти до конца моих дней. "). Эта переписка ввела Фрейд к понятию « океанического чувства » , что Роллан развился в его изучении восточного мистицизма . Фрейд открыл следующую книгу Цивилизации и ее недовольства (1929) с дискуссией о природе этого чувства, которое он упомянул был отмечено, к нему анонимному «друг». Этот друг был Роллан. Rolland останется большое влияние на работу Фрейда, продолжая переписку вплоть до смерти Фрейда в 1939 году.

Список используемой литературы

Ромен Роллан в 1914 году, на балконе своего дома

Год Работа Заметки
1888 Amour d"Enfants
1891 Les Baglioni
1891 Эмпедокле
(Эмпедокл )
Неопубликованные в течение своей жизни.
1891 Орсино (игра) Неопубликованные в течение своей жизни.
1892 Le Dernier Procès де Луи Berquin
(The Last Trial Луи Berquin )
1895 Les Origines ей théâtre Lyrique Moderne
(Истоки современного лирического театра )
Академический трактат, который выиграл приз от Французской академии
1895 Histoire де l"Opéra авант Люлли и др Скарлатти
(История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти )
Диссертация на соискание докторской степени в Письмах
1895 Cur АРС picturae Apud Italos XVI saeculi deciderit Latin -языка тезис о снижении итальянской живописи маслом в течение шестнадцатого века
1897 Сент-Луис
1897 Арта
1898 Les Loups
(волки )
Исторический / философская драма
1899 Le Triomphe де ла Raison
(Триумф разума )
Исторический / философская драма
1899 Дантон Исторический / философская драма
1900 Le Отравление idéaliste
1901 Les Fêtes де Beethoven à Майнца
(празднования Бетховена в Майнце )
1902 Le Quatorze Juillet
(14 июля- День взятия Бастилии )
Исторический / философская драма
1902 Франсуа Милле
1903 Vie де Бетховена
(Жизнь Бетховена )
Novella
1903 Le Temps viendra
(The Time Will Come )
драма
1903 Le Театр дю Peuple
(Народный театр )
Семенное эссе в демократизации театра.
1904 La Монтеспан Исторический / философская драма
1904-1912 Жан-Кристоф Цикл из десяти томов разделен на три Series- Жан-Кристоф , Жан-Кристоф Парижского и л Fin его плавание , опубликованный Каой де л Quinzaine
1904 L"Aube Первый том серии Жан-Кристоф
1904 Le Matin
(утро )
Второй том серии Жан-Кристоф
1904 L"Подростки
(Подростке )
Третий том серии Жан-Кристоф
1905 Ла REVOLTe
(Восстание )
Четвертый том серии Жан-Кристоф
1907 Ви де Мишель-Анж
(Жизнь Микеланджело )
биография
1908 Musiciens d"aujourd"hui
(Современные музыканты )
1908 Musiciens d"Autrefois
(Музыканты прошлого )
Сборник статей и эссе о музыке
1908 La Foire-сюр-ла место Первый том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Антуанетта Второй том серии Жан-Кристоф à Paris
1908 Dans La Maison
(дома )
Третий том серии Жан-Кристоф à Paris
1910 Гендель
(Handel )
1910 Les Amies
(Друзья )
Первый том серии ла Fin дю плавания
1911 La Vie де Толстым
(Жизнь Толстого )
биография
1911 Le Buisson пламенный Второй том серии ла Fin дю плавания
1912 La Nouvelle Journée Третий том серии ла Fin дю плавания
1911 Жан-Кристоф: Dawn. Утро. Молодежь. восстание В английском языке, первые четыре тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1911 Жан-Кристоф в Париже: на рынке. Антуанетта. Дом На английском языке, вторые три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1915 Жан-Кристоф: Конец Поездки: Любовь и дружба. Неопалимая купина. New Dawn В английском языке, последние три тома опубликованы в одном. Генри Холт и Компания. Перевод Gilbert Cannan
1912 L"Humble Vie héroïque
(The Humble Жизнь героя )
1915 Au-Dessus - де - ла Рукопашник
(над схваткой )
Пацифист манифест
1915 - Получил Нобелевскую премию по литературе
1917 Salut а ля рюс Révolution
(салют русской революции )
1918 Налейте l"Internationale де l"Esprit
(для международного Духа )
1918 L"AGE - де - ла - Хейн
(The Age Ненависти )
1919 Колас Брюньон Бургундская история и основа для Коласа Брюньона , оперы Дмитрия Кабалевского
1919 Liluli Играть
1919 Ле Précurseurs
(Предшественники )
1920 Клерамбо
1920 Пьер и Люс
1921 Страницы choisies
(Selected Pages )
1921 Л REVOLTe де машины
(бунт машин )
1922 Аннет и др Сильви Первый объем l"Âme Enchantee
1922 Les Vaincus
1922-1933 L"Âme Enchantee
(Очарованная душа )
Семь томов
1923 - Основана обзор Европы
1924 L"été
(лето )
Второй том l"Âme Enchantee
1924 Махатма Ганди
1925 Le Jeu де l"Amour и де ла Морт
(Игра любви и смерти )
Основание для HRA о Laske смрити , опер Яна Киккера
1926 Pâques Fleuries
1927 Mère и др филсов
(матери и ребенка )
Третий объем l"Âme Enchantee
1928 Леониды
1928 De l"Héroïque à l"Аппассионаты
(От Героическая к Страстный )
1929 Essai сюр ла загадочность де l"действие
(Изучение Mystique действий )
1929 L"Inde Vivante
(Living Индия )
Эссе
1929 Vie де Рамакришна
(Жизнь Рамакришны )
Эссе
1930 Ви де Вивекананда
(Жизнь Вивекананды )
Эссе
1930 L"Évangile Universel Эссе
1930 Гете и др Бетховен
(Гете и Бетховен )
Сочинение
1933 L"Annonciatrice Четвертый объем l"Âme Enchantee
1935 Quinze анс в военных действиях
1936 Compagnons-де-маршрут
1937 Le Chant де ла ВОСКРЕСЕНИЕ
(Песнь Воскресения )
1938 Les Страница сухоцветы де Руссо
(Бессмертные страницы Rousseau )
1939 Робеспьер Исторический / философская драма
1942 Le Voyage intérieur
(Интерьер Voyage )
1943 La Cathédrale interrompue
(прерванной собор )
Тома I и II
1945

За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды - Нобелевской премии.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу - ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и .


Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.


Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d"Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: , Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.


В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».


Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

«Когда вы видите мужчину, вы спрашиваете себя, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет как река».

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».


На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.


В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере отозвался так:

«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность».

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

Личная жизнь

Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.


Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.

Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.

Смерть

В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.


Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.

После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.

Библиография

  • 1897-1903 – цикл «Трагедии веры»
  • 1898-1939 – цикл «Театр революции»
  • 1903 – «Народный театр»
  • 1903-1911 – цикл «Героические жизни»
  • 1904-1912 – «Жан-Кристоф»
  • 1914-1918 – «Кола Брюньон»
  • 1920 – «Клерамбо»
  • 1924 – «Махатма Ганди»
  • 1925-1933 – «Очарованная душа»
  • 1927 – «Бетховен»
  • 1944 – «Пеги»